Проблемная ситуация в средней группе картотека с целями – Картотека по теме: Картотека проблемных ситуаций | скачать бесплатно

Картотека по теме: Картотека проблемных ситуаций | скачать бесплатно

Картотека проблемных ситуаций

Картотека проблемных ситуаций.

Образовательная область – Физическое развитие

  1. Учебная ситуация: физкультурное занятие – путешествие с преодолением препятствий

Неизвестное

Противоречие

Потребность

Тип

(мотив)

проблемной

ситуации

Как перейти через болото, не намочив ноги?

Если пойдем по болоту, ноги увязнут и намокнут

Победа в соревновании

Дидактический

Проблемная ситуация

Материал: 3 доски 40×25 см, 3 круглые палки диаметром 5см, длина 40см, 3 тонкие пластмассовые полоски 40×25см

Проблемная ситуация возникает в подвижной игре с правилами «Не намочи ног»

Цель создания проблемной ситуации: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из затруднительной ситуации

Ход

На физкультурном занятии дети попадают в затруднительную ситуацию: необходимо перейти болото не намочив ноги. Задание детям содержит элемент соревнования: кто быстрее переберется через болото. Дети находятся с одной стороны группы. На полу отделяется чертой болото шириной примерно 6 метров. При этом детям предлагается подумать, как перебраться если у нас есть: деревянные дощечки, круглые палки, пластмассовые дощечки.

Дети высказывают предположения: принимается решение, что если по очереди переставлять 2 предмета, переступая на них, можно перейти на другой берег.

Тогда детям предлагается выбрать предметы, которые помогут перебраться на другой берег.

Дети высказывают предположения: принимается решение, что самый прочный и удобный способ – использовать деревянные дощечки.

–        Почему у нас 3 дощечки, а не две?

Рассуждая подводим детей к необходимости взять с собой третью дощечку, как запасную.

Если дети не приходят к выводу о необходимости взять запасную, то педагог может сделать следующее:

–        Я, как самая взрослая из вас, пойду первая (в процессе перехода с одного берега на доугой у воспитателя случайно «уплывает» одна дощечка)

Дети делают вывод: запасную дощечку нужно взять обязательно. Упражнение выполняется парами. По дощечкам двое детей наперегонки должны перейти на другой берег. Каждый ребенок кладет одну доску на пол, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в направлении движения, идет дальше и т.д. Третья доска остается как правило лишней, но ребенок должен иметь ее при себе.

Результат: дети благополучно перебираются на другой берег болота и продолжают путешествие.

Образовательная область – Физическое развитие

2.        Учебная ситуация: проблемная ситуация может быть использована на прогулке.

Неизвестное

Противоречие

Потребность

(мотив)

Тип проблемной ситуации

Как поступить в ситуации, когда друг попал в беду

Если помогу товарищу (остановлюсь и помогу ему) – не будет победы, Если не помогу – друг не доберется до берега

Победа в соревновании

Психологический

Материалу 3 доски 40×25 см.

Проблемная ситуация возникает в подвижной игре с правилами «Не намочи ног»

Цель создания проблемной ситуации: выяснить наличие у детей привычек дружеского поведения в деятельности, умение ориентироваться в непривычных условиях, а также соотнести детские представления, суждения о дружбе с реальным поступком, поведением.

Ход

Игра проводится небольшими группами или парами. Детям предлагается вспомнить игру «Не намочи ног».

Болото отделяется чертой шириной примерно 6 метров. Задание детям содержит элемент соревнования: кто быстрее переберется через болото, не намочив ног. При этом каждому из переходящих даются 3 доски. По этим дощечкам двое детей наперегонки должны перейти на другой берег. Каждый ребенок кладет одну доску на пол, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в направлении движения, идет дальше и т.д. Третья доска остается как правило лишней, но ребенок должен иметь ее при себе.

Во время игры у одного из них «ломается досочка и уплывает» (педагог палочкой подтягивает их к берегу) Ребенок достает запасную досочку. Но и эта уплывает (педагог аргументирет: – Ты встал на самый краешек, досочка и выскочила)

Проблемная ситуация предполагает выяснение: как поведет себя второй играющий, у которого сохранились все 3 доски: обратит ли он внимание на беду товарища или, увлеченный лишь одной целью – быстрее добраться до берега забудет о нем, тогда помощь оказывает педагог или другие дети (не акцентируя внимания на моральности поступка второго игрока) Возможно второй игрок бросит дощечку тогда, когда сам закончит выполнять упражнение. Возможно, что, дойдя до потерпевшего, он передаст ему свою третью дощечку, и они вместе продолжат путь, по прежнему сохраняя дух соревнования.

Результат обсуждается только после того, как все дети побывают в данной ситуации.

Образовательная область – Познавательное развитие

3. Учебная ситуация: занятие по экологии «Правила поведения в природе»

Неизвестное

Противоречие

Потребность

(мотив)

Тип

проблемной

ситуации

Как развеселить речку?

Речка была глубокая, чиста с прзрачной водой, веселая, а стала серая и грустная.

Оказание помощи речке

Дидактический

Цель создания проблемной ситуации: обобщить в сознании детей представления о правилах поведения в природе, воспитывать желание оказать помощь нуждающемуся в ней.

Ход

Детям предлагается посмотреть видео материал:

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», – говорила речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя выитащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поумал лягушку и убил ее, потому что он не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и нетерпела мусора в доме.

Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Вопросы для обсуждения

–        Какой была речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.

–        Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?

–        Как помочь речке снова стать красивой и веселой?

(после каждого предложения детей на экране речка становится чуть светлее)

–        Почему нельзя мусорить на берегу рек, и в водоемах? (педагог может запланировать подвести детей к ответу опытным путем: дети рассматривают небольшую емколсть с песком или подкрашеной водой, отмечают, что песок и вода на поверхности чистые и в них нет мусора. Поместив руки в воду или песок находят различные предметы, делают вывод о том почему нельзя бросать мусор в воду или оставлять на берегу)

–        Что может случиться, когда в следующий раз на берег придет Костина семья? Что можно сделать, чтобы не допустить этого?

Педагог планирует возможную деятельность (в зависимости от возможных предложений детей)

1.        Материал для рисования (рыбок, жучков, паучков и т.д.)

2.        Песок, глину, ракушки, чистые камушки – для конструирования чистого берега.

3.        Материал для рисования альбома – «Правила поведения в природе»

4.        Письмо для Кости и его семьи с правилами поведения в природе.

5.        Фотоапарат — для проекции изготовленых поделок в падарок речке на компьютер.

Результат: дети выполняют различную деятельность, которая развеселит речку (на экране дети видят результат)

Образовательная область – Познавательное развитие

4. Учебная ситуация: занятие – ознакомление с окружающим

Неизвестное

Противоречие

Потребность

(мотив)

Тип

проблемной

ситуации

Свойство:

железа, пластмассы, дерева, бумаги – тонет или не тонет

Хрюша хочет переплыть речку, чтобы попасть в гости к Степашке, но не умеет плавать.

Выяснить какой из материалов, можно

использовать для постройки плота

Дидактический

В гости к детям приходит Хрюша и рассказывает о своей беде. Степашка пригласил Хрюшу к себе в гости на дачу. Но мост через речку, которая разделяет Хрюшу и Степашку, временно закрыли на ремонт.

–        Как Хрюше попасть к Степашке?

–        Из какого материала можно сделать плот?

–        С помощью чего можно скрепить деревянные палочки?

Дети опытным путем определяют свойства предложенных материалов. Делают вывод о их потопляемости. Предлагают Хрюше помочь сделать плот из деревянных палочек, которые нужно скрепить между собой проволокой или веревкой. В емкости с водой проверяем прочность плота.

–        Ребята, как вы думаете, опасность может подстерегать Хрюшу на воде, если он отправится на плоту один?

Дети высказывают свои мнения и предлагают Хрюше отправиться к Степашке с тетей Таней (ведущей Спокойной ночи малыши! Результат: коллективно дети изготавливают плот, закрепляют осторожное поведение на воде, Хрюша благодорит детей за помощь.

Образовательная область – Познавательное развитие

5. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений

Неизвестное

Противоречие

Потребность

(мотив)

Тип

проблемной

ситуации

Свойство:

способ размещения палочек.

Принц хочет перебраться через ров, но не может этого сделать без дополнительного материала

Выяснить как положить «дощечки», чтобы перебраться через ров

Дидактический

Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия в практической деятельности.

К детям приходит Принц и рассказывает, что злой Кощей похитил

прекрасную Принцессу и запер её в башне                 ,

на острове. Кощея Принц победил, но никак         ,

не может добраться до башни и освободить        башня

Принцессу. Башня стоит на острове, вокруг        остров

острова широкий и глубокий ров, мостика                                _        J

через ров нет, а есть только две дощечки.        ров

Дощечки очень короткие и Принц не может построить из них мост.

Возникает противоречие перед необходимостью перебраться через ров и невозможностью перебраться без вспомогательного материала. В практической деятельности дети должны найти решение:

Одну из палочек надо положить «на уголок», а вторую одним концом положить на 1 палочку, а другим – на остров.

Образовательная область – Познавательное развитие

6. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений.

Неизвестное

Противоречие

Потребность

(мотив)

Тип

проблемной

ситуации

Свойство:

способ измерения количества воды в сосудах (мерка)

У детей разное мнение на количество воды, как выяснить, кто прав

Выяснить, в каком сосуде воды больше

Дидактический

Педагог излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, а дети выбирают верную точку зрения.

Воспитатель показывает детям несколько прозрачных сосудов с водой различной емкости и формы и предлагает определить, в каком сосуде воды больше.

Дети высказывают свои точки зрения. Мнения расходятся. Возникает противоречие перед необходимостью найти сосуд с наибольшим количеством воды и невозможностью сделать это на глазок, без использования дополнительного материала.

– В.) Вот Дима думает, что воды больше в высоком сосуде, а Паша думает, что в широком, а Анечка сказала что воды везде одинаково.

Кто же из них прав? Как же нам проверить?

После обсуждения дети должны        

прийти к выводу, что необходимо                        

измерить количество воды с помощью мерки (чашки или стакана). Можно  также вылить воду в два совершенно одинаковых сосуда и сравнить объем в них визуально.

Образовательная область – Познавательное развитие

7. Учебная ситуация: занятие по ознакомлению с окружающим.

Неизвестное

Противоречие

Потребность

(мотив)

Тип

проблемной

ситуации

Огонь – это друг или враг?

Дети знают, что огонь может быть и другом и врагом, как его назвать.

Выяснить, что нужно делать, чтобы огонь стал другом

Дидактический

Детям предлагается рассмотреть одно и то же явление с различных позиций.

К детям в гости мальчики Славик, Саша и лесные звери. Они просят детей рассудить их. Славик и Саша рассказывают историю о том, как они пошли в лес, попали под дождь и промокли. Им встретился добрый лесник. Он высушил, обогрел и накормил ребят в своей избушке.

Лесные звери рассказывают историю о том, как от непотушенного костра разгорелся большой пожар и принес много бед лесным обитателям.

Славик и Саша говорят, что огонь – друг.

Лесные жители говорят – враг.

Кто же прав? Объясните: почему вы так решили?

Возникает противоречие между одними и теми же по характеру знаниями о пользе и вреде огня и необходимостью сделать выбор в пользу одного из них. В результате беседы, дискуссии, дети приходят к выводу, что если соблюдать правила безопасности, то огонь – друг. Можно сформулировать эти правила и изобразить их в виде схем.

Образовательная область – Познавательное развитие

8. Учебная ситуация: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Неизвестное

Противоречие

Потребность

(мотив)

Тип

проблемной

ситуации

Огонь – это друг или враг?

Детям нужно разложить предметы по отделам, но они не знают, в каком отделе, что продается.

Выяснить, в каком отделе, какой товар продается.

Дидактический

. Эта ситуация побуждает детей сопоставлять факты, сравнивать, обобщать, делать выводы.

В разных частях магазина организованы отделы «Одежда», «Посуда», «Продукты». В каждом отделе есть товар, несоответствующий названию. Воспитатель предлагает детям отправиться за покупками. Дети рассказывают, в какой магазин пойдут и что там купят. Затем воспитатель предлагает детям посмотреть, какие еще товары продаются в этом магазине. Всели на месте? Нет ли ошибок? И предлагает их исправить.

Образовательная область – Познавательное развитие

9. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений

Неизвестное

Противоречие

Потребность

(мотив)

Тип

проблемной

ситуации

Сходство и различие картинок

Детям нужно найти сходства и различия, но это невозможно без тщательного анализа изображений на картинках

Выяснить, в чем сходства, в чем различия

Дидактический

Детям предлагаются конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

В гости к детям приходит веселый Буратино и предлагает поиграть в игру «Чем похожи и чем отличаются». Буратино показывает детям пару картинок и просит найти сходство и отличие в них (размер, цвет, форму, расположение предметов). Дети сравнивают, рассуждают, обосновывают свой ответ. Возникает противоречие перед необходимостью помочь Буратино и невозможностью сделать это сразу, без внимательного рассмотрения картинок, без выделения признаков предметов. Возникает необходимость использовать ранее полученные знания в новых практических условиях.

Образовательная область – Познавательное развитие

10. Учебная ситуация: занятие по конструированию

Неизвестное

Противоречие

Потребность

(мотив)

Тип

проблемной

ситуации

Нахождение деталей в постройке

Незнайка хочет починить трактор, но не знает, где какая деталь находилась

Выяснить, местонахождение каждой детали

Дидактический

Она определяет теоретические и практические задания.

На занятие к детям приходит Незнайка и рассказывает, что Винтик и Шпунтик построили трактор, а он хотел покататься и сломал его. Незнайка не может починить трактор по тому, что не помнит где какая деталь стояла и просит детей помочь ему.

Детям предлагается набор «деталей» (геометрических фигур) и «чертеж» (контур) трактора. Возникает противоречие перед необходимостью помочь Незнайке починить трактор и неизвестностью, где и какая деталь стояла. В практической деятельности, путем проб и ошибок, дети должны собрать трактор, соответствующий чертежу (контуру). В зависимости от уровня подготовки детей, сложность чертежа и количество деталей можно изменять.

Образовательная область – Познавательное развитие

Тема: «Почему бабочки в тундре темного цвета?»

Старшая группа

Место в учебном плане:

Образовательная деятельность

«Ознакомление старших дошкольников с растительным и животным миром тундры».

Цель:

1.Знакомство детей с особенностями природных условий тундры.

2.        Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

3.Развитие        способности анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

4.Воспитание        умения слушать сверстников, принимать их мнение; умение поддерживать беседу.

Описание:

Дети в процессе беседы (с использованием ТСО) выясняют, что в тундре есть растения, животные, которые ими питаются, много болот, насекомых, в том числе и бабочек. Но бабочки в тундре темного цвета.

Проблемный вопрос:

–        Почему в тундре бабочки темного цвета?

На основе высказываний детей педагог подводит их к проведению опыта:

Методы:

–        метод постановки проблемы – сообщение проблемы педагогом от проблемной ситуации;

–        метод поиска решения – выдвижение, проверка гипотез детьми;

Методы решения проблемы:

1 .Метод монологического изложения Форма: изложение, рассказ с постановкой проблемы без выдачи готового ответа.

2.Метод исследовательских заданий.

Форма – проведение опыта Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип постановки проблемы: между житейскими представлениями детей и научным фактом.

Приемы создания проблемной ситуации:

1        шаг: обнажить житейские представления детей;

2        шаг: предъявить научный факт сообщением, наглядностью, опытом.

Материал и оборудование:

Коллекция бабочек нашей местности и тундры, настольная лампа, z предмета – темный и светлый.

Решение проблемной ситуации:

Опыт:

Под настольную лампу одновременно положить 2 предмета – темный \ светлый, подержать их там некоторое время и дать потрогать детям. Е процессе опыта выясняется, что сильнее нагрелся темный предмет. Зная, чтс солнечных дней в тундре немного, бабочка с помощью темной окраски берет все возможное тепло.

Деятельность детей:

–        участвуют в беседы;

–        выдвигают гипотезы;

–        анализируют;

–        обсуждают;

–        участвуют в опыте;

–        делают выводы.

Деятельность педагога:

–        направляет детские рассуждения;

–        предлагает (если это необходимо).

Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие

Матрёшка приглашает на новоселье. Все пошли , но кукла Оля упала и порвала платье. Что делать? Рядом нет ни ниток, ни иголок.

Тема: « Язык мимики и жестов» – средняя группа

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: «Язык рисунка» – средняя группа

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но не умеет писать и беспокоится, что мама не сможет его прочесть.

Тема: «Всеми любимая роль» – младший возраст

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в одну из любимых им игр (например, «Автобус»), Спрашивает: «Кем ты хочешь быть в этой игре? (водителем). Воспитатель выбирает ту же роль, что и ребенок и предлагает ему подумать: как можно решить ситуацию, когда дети хотят играть одну и туже роль.

Ребенок предлагает свои варианты.

Тема: «Я хочу играть по- другому» – средний возраст

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Такси». Выясняет, кем ребенок хочет быть в этой игре. Ребенок выбирает, например, роль водителя. Тогда педагог берет на себя роль пассажира. Воспитатель предлагает ребенку рассказать, что будет происходить в игре. Выслушивает ребенка и предлагает свой вариант игры. «Что же нам делать? У нас с тобой разные варианты игры? Давай подумаем, как нам поступить, чтобы никого не обидеть?»

nsportal.ru

Картотека “КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «РОСИНКА»

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

подготовила воспитатель:

Торопова Марина Александровна

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда пе­дагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с науч­ными фактами, объяснить которые они не могут не хватает знаний, жизнен­ного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: « Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая – живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

infourok.ru

Методическая разработка на тему: картотека проблемных ситуаций | скачать бесплатно

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

 Проблемная  ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Тема: « Грибы»                                                                                                    Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»

Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: « Погодные условия»                                                                                                        

Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая –  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать? 

Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.  

nsportal.ru

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сведения об образовательной организации

Дополнительные сведения

                                                                                                   

Составил: Панова Е.В.

                                                         Воспитатель МБДОУ «ДСКВ» №46

                            

Цель: учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.

Задачи:

  1. Учить осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.
  2. Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их.
  3. Упражнять в более глубоком анализе предмета, выявление свойств и качеств, не связанных с выполнением основных функций предмета.
  4. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.
  5. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных ситуаций.

Ситуации:

  1. Как увидеть воздух?
  2. Куда прячется вода?
  3. Дышат ли рыбы?
  4. Где можно увидеть динозавра?
  5. Как без космического корабля слетать на Сатурн?
  6. Как оживить куклу?
  7. Как закрепить детали одежды без ниток?
  8. Как вымыть руки без мыла?
  9. Грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в город не завезут новые часы?
  10. Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились, что делать?
  11. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?
  12. Нужно слепить снеговика, а снега мало, как быть?
  13. Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса.
  14. Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха, если Пугало стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь? Что нужно сделать с Пугалом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?
  15. Как приготовить завтрак для великана?
  16. Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?
  17. Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая – живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
  18. К медвежонку пришли гости. Он решил их угостить малиной. Поставил на стол три тарелочки. Надо разделить малину. Помогите медвежонку.
  19. Доктору Айболиту из Африки пришла телеграмма. Его в гости приглашают животные. Доктор Айболит решил отправиться в путешествие, но не знает на чем быстрее можно добраться до Африки. Поможем Доктору Айболиту.
  20. Что тяжелее – снег или земля?
  21. Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
  22. «Кот в одном сапоге»
    Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
  23. «Вот так игра»
    Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
  24. «Маша и медведь»
    Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
  25. «Помоги Золушке»  Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
  26. «Подготовка к празднику»
    Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
  27. «Рассеянный Петя»
    Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
  28. «Открытки для Дины»
    Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
  29. «Красная Шапочка»
    У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
  30. «Помоги Оле»
    У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему»
  31. «Молочные проблемы кота Матроскина»
    Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
  32. «Корзинки для козлят»
    Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
  33. «Чудный лесник»
    В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
  34. «Жители города Кисельска»
    С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель.  Его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
  35. «Варенье для Карлсона»
    Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
    Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
  36. Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.
    Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.
    Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
  37. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
  38. Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.
  39. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?
  40. Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
  41. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
  42. Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.
  43. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?
  44. Противоречие. Король должен достать молодильное  яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.
  45. . -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились? 
    – Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?  – А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты? 
    Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
  46. У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. 
    Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. 
    Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
  47. Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. 
    – Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. 
    Права ли Наташа в такой ситуации?
  48. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. 
    Никита в раздевальной комнате кричит. 
    -Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. 
    Катя молча подошла и помогла Саше. 
    Чей поступок верный?
  49. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. 
    Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. 
    Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. 
    Почему ? Как бы ты поступил на месте Андрея.
  50. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. 
    Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
  51. Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. 
    Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу. 
    Потом подходит и трогает воспитателя за руку.  – Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. 
    Что сказала Венера Рашитовна Наташе? 
    Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. 
    Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
  52. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.  – Ты предатель. 
    Рома обиделся. 
    Как ты думаешь, почему?
  53. Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.  – Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют. 
    Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. 
    Права ли Рита? Как бы ты поступил?
  54. В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.  – А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. 
    Галина Анатольевна сделала замечание Рите. 
    Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
  55. Света выходит в раздевальную и громко говорит. 
    – Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света
  56. Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. 
    Витя говорит. 
    – Не нужна мне ваша добавка. 
    Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
  57. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.  – Поправьте мне одеяло. 
  58. – Я хочу в туалет. 
    – А Саша громко сопит, мне мешает. 
    Как бы поступили вы?
  59. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. 
    Никита громко сказал.  – Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. 
    Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?
  60. В сказке “Золушка” мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

  1. б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

  1. Ситуация
  2. Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: “Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу”. Как бы ты поступил на месте детей?
  3. а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: “Они совсем черненькие!”;
  4. б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;
  5. в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
  6. Ситуация.
  7. В группу пришел новенький – мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

 

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

  1. Ситуация
  2. Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

  1. Ситуация.
  2. В сказке “Сивка-Бурка” старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: ” Сиди, дурачок, дома!” Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

в) оставил бы дома, но сказал: “Ты останешься за хозяина”.

  1. Ситуация .
  2. Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена ” Гадкий утенок” обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ…»

  1.   «…люди не знали об опасности»
  2. Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.
  3.       «…в детском саду объявили тревогу»
  4. Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.
  5.   «…съесть незнакомую ягоду»
  6. Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.
  7.   «…собака напала на ребенка»
  8.  «Если бы ты взлетел высоко, как птица…взлететь высоко, как птица»

 

xn--46–5cddfqbh1d8cfiej.xn--p1ai

Государственное учреждение образования – Картотека проблемных ситуаций

« Игрушки»

Медведь, Лис и Заяц  собрались в  гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты . Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать наши друзья не знают.

« Овощи»

К нам в гости пришел Ежик. Он принес в корзинке овощи. Ежик просит приготовить ему салат. Посмотрите на наборы геометрических фигур и отберите те, которые нужны для составления салата.

« Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чем к ним добраться. Помогите Айболиту добраться к больным друзьям.

«Ателье , ткани , одежда»

Трое друзей – Медведь, Еж и Заяц отправились в магазин « Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань, но ее осталось немного.  Как узнать на чье окно хватит ткани, шторы

« Продукты  питания»

Незнайка попал на улицу Сладкоежек. Пончик на стол поставил три блюдца. Надо разделить печенье. Помогите Незнайке.

« Кухонная посуда. Труд повара»

Повар детского сада обращается к детям с просьбой: « Я знаю, что вы любите гречневую кашу. К сожалению, на кухне сломались весы. И я не могу узнать ,сколько надо взять крупы для каши. Помогите мне.

« Деревья»

4 елки разной высоты и разной ширины. Столько же ленточек разной ширины и длины. Давайте подарим деревьям ленточки, чтобы они стали еще красивее. Для каждой елочки подойдет только своя ленточка. Сколько ленточек можно завязать каждой ёлочки. Почему?

« Мебель»

Сегодня будем делать стулья. Чтобы получился стул понадобиться две заготовки : для сиденья и для спинки. Задача из листа « фанеры» вырезать заготовки так, чтобы их хватило на 6 стульев.

«Помоги найти квартиру»

Вот улица, на которой жи­вет Незнайка с  Почемучкой. Почемучка  живет в самом высоком доме, на пятом этаже, в квартире слева. Помоги­те  найти окно его квартиры. Нарисуй­те в нем Почемучку. (Дети выполняют за­дание.)

Незнайка живет в самом низком доме, на четвер­том этаже, в квартире справа. Найдите ок­но квартиры Незнайки и нарисуйте его в нем. (Дети последовательно находят дом, этаж, окно квартиры.)

« Строительство. Профессии»

Поехал раз царь посмотреть как новый терем строится. А работники как раз выбирают плиты, из которых терем строить будут. Давайте подскажем им, как надо плиты расположить, по порядку, начиная с самой большой, заканчивая самой маленькой. Плиты нарисованы, как узнать какая плита самая большая, а какие поменьше?

« Цветы»

В стране злой волшебницы Бастиды завяли цветы, потому что  она засыпала все колодцы и ручьи, уничтожила фонтаны. Из волшебной книги Элли и ее друзья узнали, что цветы вновь зацветут если посадить их вокруг фонтанов в определенной последовательности . Но сначала нужно построить фонтан. Цветы нужно разложить по два вдоль каждой стороны большого фонтана.

«Человек»

Надо узнать имена ребят живущих в этом городе. Известно, что: Сева- самый высокий , Миша выше Коли, но ниже Севы. Коля самый низкий. А Толя стоит между Колей и Мишей. Теперь назови мальчиков по порядку. Сколько всего мальчиков.

« Дом. Квартира»

Всей группе детей дают рулон обоев и рассказывают, что малыши решили сделать кукольный домик, но не знают, хватит ли им обоев, чтобы оклеить ими стены в домике. На каждую стенку кукольной комнаты нужно «вот столько обоев».

«Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

«Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

 «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

«Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

«Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

« Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

« Погодные условия»

Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

« Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

«Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

«Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

«Погодные условия»

Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая –  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

« Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

« Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

«Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

«Снеговик»

Нужно слепить снеговика, а снега мало.

«Яичко»

Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось?

 

«Чаепитие»

В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать

«Холодно»

Как согреться в помещении без отопления?

 «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

« Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

 « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

 «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

«Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

«Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

 «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

 « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

«Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

«Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

«Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

 «Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке»

Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

«Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

«Открытки для Дины»

Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

«Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

«Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

«Корзинки для козлят»

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

«Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

«Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель, но его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

«Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?


«Ох и Ах в походе»

ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

«Цирк»

В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

«Рецепт пирожков»

Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

«Молодильное яблочко»

В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

«Золушка»

В сказке “Золушка” мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы вы поступили на месте мачехи?

«Сестрёнки в детском саду»

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: “Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу”. Как бы вы поступили  на месте детей?

Новенький мальчик пришёл в группу»

В группу пришел новенький – мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы вы сказали Ване?

«Сивка-Бурка»

В сказке “Сивка-Бурка” старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: ” Сиди, дурачок, дома!” Как бы поступили  вы?

«Гадкий утёнок»

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена ” Гадкий утенок” обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступили бы вы?

«Петя с Колей поймали ежей»

Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

-А что ты сделал для своего ёжика? -спросил он у Коли.

-А я его отнёс в лес и выпустил на волю. Кто из мальчиков поступил правильно?

«Сон-трава»

Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести её в детский сад, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?

Девочки нашли гнёздышко»

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

– Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

– А в нем яичко.

– Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

– Мы будем заботиться о нем!

– девочки взяли яичко с собой.

– Правильно ли девочки поступили?

«Ландыш»

Две сестрёнки гуляли по лесу.

– Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

– Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

– Давай сорвем его и отнесём маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

– Правильно ли поступили девочки?

«Червяки»

После дождя дети пошли гулять во двор.

– Посмотри, сколько червяков!

– Давай соберём их и девчонок испугаем!

– Пойдем, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червяками закрытой.

–  Правильно ли поступили ребята?

 «Справка в детский сад»

Ребёнок уезжал к бабушке в деревню  на месяц. Чтобы пойти в садик, ему нужна справка. Больница находится далеко.  Как  до неё добраться?

«Проверка билетов»

 В автобусе один пассажир не заплатил за билет. К нему подошёл контролёр, проверяющий все ли пассажиры с билетами. Как разобраться в этой ситуации?

«В детском саду»

После завтрака дети самостоятельно играли с игрушками.  Мальчик обидел девочку, толкнул и отнял игрушку, девочка плачет. Как должен поступить мальчик, обидивший девочку?

«День рождения куклы Маши»

У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать?

«Приход гостей»

Все гости пришли на день рождения, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и  сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу?

«В зоопарке»

В зоопарке  некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать. Как нужно поступить в такой ситуации?

«Мальчик потерялся в зоопарке»

Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне. Как мальчику найти свою группу?

«Электричка»

Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

«Поезд»

Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

«Пожар»

Даша осталась одна дома. Вдруг в квартире  начался  пожар. Что должна  сделать Даша?  

«На реке»

Друзья пошли на речку. Купались, загорали. И вдруг увидели,  что кто-то тонет. Как  нужно поступить?

«Письмо из леса»

Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Чем можно помочь жителям леса?

«Телеграмма от гиппопотама»

Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Как организовывать доставку питьевой воды?

«Лавина»

Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Какую помощь можно организовать, чтобы помочь пострадавшим?

«Бабочка»

На столе лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

«Муравьед»

К детям прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

«Картина»

В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Что могло произойти  в этом лесу и как можно ему помочь?

Сказка «Репка»

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Сказка «Теремок»

Персонажи сказки «Теремок» решили построить дом. Как  им помочь  построить дом, не используя лес?

ds6.dobrush.by

Методическая разработка по окружающему миру на тему: КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ | скачать бесплатно

 

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Автор: Баландина Наталия Николаевна

 

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
 Проблемная  ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта. 
У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

 

 

Тема: «Грибы» 

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

 

Тема: «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»
Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

 

Тема: «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»
Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»
Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

 

 

Тема: « Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»
Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

 

 

Тема: «Объём»
Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: « Выше, ниже»
Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

 

Тема: «Лекарственные растения»
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

 Тема: «Почва»
Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

 

Тема: « Часы»
Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

 

 

Тема: «Свойства воздуха»
Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»
У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

 

Тема: «Свойства бумаги» 
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

 

Тема: « Свойства копировальной бумаги»
Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

 Тема: «Свойства магнита»
Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

 

Тема: «Дружба красок»
Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах. 

 

 

 

nsportal.ru

Статья по теме: Картотека проблемных ситуаций | скачать бесплатно

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Автор: Баландина Наталия Николаевна

 

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
 Проблемная  ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта. 
У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Тема: «Грибы» 

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

 

Тема: «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»
Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»
Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»
Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

 

 

Тема: « Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»
Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

 

 

Тема: «Объём»
Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: « Выше, ниже»
Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

 Тема: «Почва»
Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

Тема: « Часы»
Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

 

 

Тема: «Свойства воздуха»
Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»
У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги» 
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

 

Тема: « Свойства копировальной бумаги»
Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

 Тема: «Свойства магнита»
Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

 

Тема: «Дружба красок»
Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах. 

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *