Предметно развивающая среда в доу в средней группе по фгос – Развивающая среда в средней группе по ФГОС

Материал на тему: “Предметно-развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС” | скачать бесплатно

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА

МБДОУ детский сад «Звёздочка»

Справка

Об итогах тематического контроля по организации предметно-развивающей среды в МДОУ детский сад Звёздочка»

в группе среднего дошкольного возраста

с учетом требований ФГОС.

в период  11.1.2016 по 29.1.2017 года.

 

Подготовила

воспитатель средней группы

Анямова Ю.Ю.

11.1.2016 – 29.1.2017г.

         В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Развивающая среда в группе помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.

Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Соблюдается гибкое зонирование предметно-

развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаю так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Подбираю соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, забочусь о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирую меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создаю условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Строго соблюдаю требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.

Учитываю, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

В группе созданы уголки для разных видов детской деятельности, что

способствует улучшению психологической комфортности интерьера, росту познавательного потенциала окружающих ребенка предметов.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Для  «Художественно – эстетического развития»  в группе создан уголок  

детского творчества, где  находится материал и оборудование для

самостоятельной  деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага,

трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски).

Для «Речевого развития» имеются серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

– детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, и т. д.;

– театрализованный уголок  с различными видами театров, в группе есть малая ширмы, шапки-маски, запись на флэш-носителе с записями детских песен и сказок.
Игровой материал меняется по мере необходимости.

Для «Физического развития»

в группе имеется физкультурно-оздоровительный уголок. Подобранный материал (мячи разных размеров, кольцебросы, дорожки для хождения, коврики для массажа, кегли)  способствует развитию двигательной активности детей, и их гармоничного развития.

Для «Познавательного развитии»

В уголке сенсорного развития  имеются игры – вкладыши, мозаики,

Для конструктивной деятельности в группах создан строительный уголок ( крупный и мелкий строительный материал, конструктор «Лего»). Он хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Для построек имеются образцы моделей, схемы, модели транспорта.

«Социально-коммуникативное развитие».

Формирование у детей  основы  культуры  общения, закрепления знаний  об  окружающей   действительности  и  жизни  в   социуме,   через    решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.

В уголке «Сюжетно – ролевых игр»

К играм «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»  оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».Игровой материал доступен, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место .

Уголок «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми.

«Сенсорное развитие».

Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

«Уголок ряженья».

Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

«Уголок природы».

На дворе зима, а в группе на подоконнике у нас весна. В холодный период года  мы с детьми создаем мини – огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и

экспериментированием, эко-дизайном. Зимний огород я устроила с большой выдумкой: оформила его в виде деревенского двора, декорировала подходящими постройками и декоративными аксессуарами.

«Уголок физической культуры».

 В нем подобран необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и для подвижных игр.

Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

  •   Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги.
  •   Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
  •   Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

nsportal.ru

Развивающая предметно – пространственная среда в средней группе

Организация развивающей предметно – пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС   ДО

Развивающая предметно – пространственная среда – это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Функции предметной развивающей среды

Развивающая функция . Обеспечивается посредством насыщения среды разнообразными объектами познания, предметами культуры, стимулирующими разные виды активности воспитанников;

Обучающая функция . Обеспечивается включением в ее содержание элементов действуя с которыми ребенок имеет возможность применять усвоенный опыт в новых ситуациях, уточнять и систематизировать свои представления, упражняться в применении усвоенных ранее универсальных способов деятельности;

Социализирующая функция . Обеспечивается таким наполнением и организацией среды, в которой ребенок мог бы выступать как субъект деятельности, а также организацией систематического, ежедневного содержательного общения воспитателя и детей по поводу элементов среды.

Здоровьесберегающая функция . Обеспечивается созданием значительного по объему пространства группы (за счет минимизации количества предметов), постоянной сменой деятельности детей, динамикой и темпами протекания образовательного процесса.

В   соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно пространственная среда   должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При построении   предметно развивающей среды, учитываются следующие   принципы:

1. принцип активности, самостоятельности, творчества;

2. принцип стабильности, динамичности;

3. принцип гибкого зонирования;

4. принцип индивидуальной комфортности

и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

5. принцип открытости – закрытости;

6. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все образовательные области:

1) Социально-коммуникативное развитие

2) Познавательное развитие

3) Речевое развитие

4) Художественно-эстетическое развитие

5) Физическое развитие

Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»

Модуль «Творческая мастерская»

В данном модуле находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски (регулярно меняются и дополняются, пластилин, дидактические игры и т. п.).

«Музыкально – театрализованный» модуль

В модуле расположены различные музыкальные инструменты, дидактические игры, ширма изготовленная своими руками, кукольные театры маски, атрибуты для разыгрывания сказок, ряженье.

Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Образовательная область «Речевое развитие»

Модуль «Грамотеи»

В модуле находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок разрезные сюжетные картинки и т. д.

Модуль «Мир книги»

включает в себя книжный уголок. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и рассказами для детей.

Образовательное развитие «Познавательное развитие»

Модуль «Экологии»

включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, сухой аквариум, дидактические игры, природный материал и материал для труда. Весной размещается комнатный мини – огород.

Модуль «Нравственно- патриотического воспитания»

В нем расположены: государственная символика РФ, портрет действующего президента, детские энциклопедии: «Наша Родина – Россия», «Народные праздники»; наборы открыток, посвящённых столице нашей Родины – Москве, энциклопедии для детей “Наша Родина – Россия” и др.

Модуль опытно-экспериментальной деятельности

Некоторые материалы можно собрать самостоятельно: коллекции (камни, семена, крупы, природный материал и др.). Приобретённый материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Модуль «Математики»

В центре собран различный счётный материал (палочки, геометрические фигуры, цифры, карточки с математическими заданиями, дидактические настольные игры,, линейки и мн. др. для знакомства с математикой.

Модуль «Строительный»

Он сосредоточен в одном месте, но достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Модуль «Сюжетно – ролевых игр»

Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».

А при необходимости можно отдохнуть в уголке уединения. Почитать, поиграть, просто подумать….

Модуль «Безопасности»

Отражает безопасность дома, на улице. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми и дорожными знаками. Создание модуля безопасности в группе помогает детям с ознакомлением с правилами и нормами безопасного поведения, а так же формированию ценностей здорового образа жизни.

Образовательная область «Физическое развитие»

Модуль «Спортивный уголок»

Содержит в себе физкультурное оборудование. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. А так же дорожки для закаливания и массажёры.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции.

Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

multiurok.ru

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развивающая предметно-пространственная среда средней группы ДОУ в соответствии с ФГОС. | скачать бесплатно

Методическая разработка 

Тема: Развивающая предметно-пространственная среда средней группы ДОУ в соответствии с ФГОС.

Автор:воспитатель

ГБДОУ 26 Калининского района

г.СПб Лучун Т.В.

2015г.

Развивающая предметно-пространственная среда  ДОУ в соответствии с ФГОС

– Это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, социально-коммуникативного и речевого  развития. 

В группе среднего дошкольного возраста предлагаю выделять следующие центры развития:

1)  экологии;

2) физкультурно-игровой;

3)  чтения художественной литературы; 

4) музыкально-театральный ;

5) сюжетно – ролевых игр ;

6) сенсорного и математического развития;

7) настольно – печатных игр;

8) изодеятельности;

9)экспериментирования.

Значение организации развивающей предметно-пространственной среды

Компоненты развивающей предметной среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.

     Сегодня  актуальность проблемы воспитания дошкольника, как субъекта детских видов деятельности и поведения, возрастает в связи с интенсивным развитием у современного ребёнка субъективных свойств и качеств, к которым относятся активность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребёнком, оценить качество достигнутого результата

Задача педагогических работников в ДОУ

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Содержание предметно-пространственной развивающей среды зависит от творческого начала педагога и от энтузиазма детей.

   Обстановка в средней группе создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры, а сколько таких центров решайте сами, главное учитывайте возрастные особенности и программые задачи.

 

Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перепективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком отличает от обычной бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей имеет только такая предметная среда, которая обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребенка, их переход к более сложным формам.

  Спасибо за внимание! 

С наилучшими пожеланиями Лучун Т.В. 

 

nsportal.ru

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС

Цель: конструирование многофукциональной ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:

-организовать развивающую среду, способствующеую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
-создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников ;комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
-содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;

-приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Наша группа тоже не стала исключением из правил стандартов ФГОС.

Добро пожаловать в среднюю группу «Сказка»!

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

При организации предметно- развивающей пространства группы мы учитывали многие принципы построения развивающей среды:

Содержательность и насыщенность — в нашей группе присутствуют средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей,экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Содержательность и насыщенность пространства соответствует и меняется в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей, а так же периода обучения, образовательной программы и лексической темы или темы проекта. Например, с введением в образовательный процесс новой лексической темы меняется и содержание развивающего пространства: в центр творчества подбираются доступные для детей схемы лепки и изготовления поделок, в книжный центр – соответствующая литература, в центр познания – дидактические и настольные игры и т. д. ППРС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Строительный уголок хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

 

При создании ППРС необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

В группе есть игры, которые интересны в первую очередь, мальчикам. Это «Центр ОБЖ ». Он оснащён необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления правил дорожного движения.

В кукольном уголке любят играть наши девочки, ведь они будущие хозяйки и мамы, им надо многому научиться: приготовить обед, перепеленать, сшить обновку,сделать причёску и всех вылечить…

Театральный центр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.Центр музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, а так же различные музыкальные сказки.

 

 

 

Центр творчества.Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом.

Центр книги.Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения лексической темы.

Спортивный уголок необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности.Родители внесли огромный вклад в оснащение уголка- изготовили большое количество нестандартного оборудования. Ребята нашей группы с большим интересом занимаются с ним.

Неизменной популярностью пользуется «Центр экспериментирования»
Для детского экспериментирования подобраны разные материалы и оборудование – вс это вызывает общий интерес. Дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются. Предметное наполнение в данном уголке, не стеклянное, безопасное для детей.

Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города.Здесь также находятся «Древа семьи» воспитанников.

Мы стараемся использовать современные информационно-технические технологии в учебно-воспитательном процессе. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей.

В группе обеспечен свободный доступ воспитанникам  к играм,игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; материал на уровне глаз детей и вытянутой руки. И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

В группе ежедневно по утверждённому графику функционирует бактерицидный облучатель. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена.
Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Главой задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
PS. фото остальных центров не загружались,их можно увидеть наяву в группе))

 

 

mbdou-47.ru

Проект (средняя группа) по теме: Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС | скачать бесплатно

Проект по развитию предметно-пространственной среды в средней группе №2 «Радуга»

Выполнила:

Иванова Е.П

2017уч.год

“Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,

что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…”

Л.С.Выготский

Введение

Актуальность работы: знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.

В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.

Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком, при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС

  Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

  Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.)

     В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

  Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

-ПРОСТРАНСТВО;

-ВРЕМЯ;

-ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной
  • Полифункциональной
  • Трансформируемой
  • Вариативной
  • Доступной
  • Безопасной

  Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

  Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).

  Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

От образовательной ситуации.

От меняющихся интересов детей.

От возможностей детей.

  Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств.

Периодическую сменяемость игрового материала.

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми.

Появление новых предметов.

  Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

  Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:

  • Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
  • Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;
  • Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.

Цель проекта: организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Задачи:

  • проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;
  • внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;
  • приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;
  • преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;
  • позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения – часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;

– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1.     принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2.     принцип активности, самостоятельности, творчества;

3.     принцип стабильности, динамичности;

4.     принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5.     принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6.     принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7.     принцип открытости – закрытости;

8.     принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В.А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.

Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.

Организация современной РППС в рамках многомерного пространства для средней группы

При планировании организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1.  Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2.   Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.

3.   Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

Нахождение и  изучение  методической литературы, интернет ресурсов по предметно-пространственной среде средней группы в соответствии с ФГОС ДО.

2 этап: основной

 Пополнение предметно-пространственной среды группы (распределение уголков  по зонам , пополнение уголков  атрибутами и пособиями в соответствии с ФГОС ДО), (приобретение)  расстановка мебели.

3 этап:  заключительный

Оценка проведенной работы по предметно-пространственной среде .

Проблема:

Отсутствие возможности гибкого зонирования пространства

Пути решения:

Приобретиние многофунциональной мебели;

Изготовление полифункциональных атрибутов из бросового материала (остатки поливиниловых труб- зона уединения, использование ширмы для игр).

В центр физического развития добавить канат для различных игр (хождение по канату в качестве профилактики плоскостопия, перепрыгивание через какнат, в качестве разделителя или ограничителя пространства в подвижных играх)

Ожидаемый результат:

Повышение игровой активности детей;

Разнообразить индивидуальные игры;

Повышение познавательной активности;

Дать возможность детям играть как подгруппами так и микрогуппами;

Формирование положительного микроклимата в группе.

Заключение

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». И, создавая благоприятную среду развития для наших детей, хочется видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

Преимущество создаваемой  среды в том, что появиться  возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок будет выбирать занятие по интересам в любом центре, что будет обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

nsportal.ru

Материал (средняя группа) на тему: Предметно-развивающая среда в средней группе | скачать бесплатно

Слайд 1

Предметно-пространственная развивающая среда Группа № 7 «Солнечные зайчики» МБДОУ № 9 «Светлячок»

Слайд 2

Наша приемная и наше творчество

Слайд 3

Создавая предметно-развивающую среду группы , мы постарались учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Слайд 4

В соответствии с существующими принципами построения ППРС, в группе была создана следующая предметно-развивающая среда. Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу.

Слайд 5

Уголок рисования . Для данного уголка отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и фломастеры. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон находятся в специальном шкафу.

Слайд 6

Уголок конструирования , хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, различные машинки) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

Слайд 7

В уголке экспериментирования размещаются самые разные природные материалы: баночки с крупами, ракушки, мыльные пузыри, мерные ложки, микроскоп, песок, камешки, небольшие резиновые мячики, шарики Су-Джок , и другой природный материал.

Слайд 8

В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Дом Семьи», «Магазин», «Салон красоты». Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр.

Слайд 9

«Салон красоты», «Магазин»

Слайд 10

Кукольный уголок В зависимости от меняющихся интересов, возможностей детей и благодаря разнообразию составляющих предметной среды в группе постоянно изменяется предметно-пространственная среда.

Слайд 11

В группе также есть книжный уголок, уголок речевичка (специально подобранные игры для развития речи), музыкальный уголок и уголок патриотического воспитания.

Слайд 12

Уголок природы позволяет отслеживать изменения в погоде, изучать виды комнатных растений и правила ухода за ними.

Слайд 13

В группе есть математический уголок с различными играми, геометрическими фигурами, играми по сенсорике , пазлами , мозаиками.

Слайд 14

Уголок настольно-печатных игр (подбор серий картинок для рассматривания, дидактические игры)) – предоставляет детям выбор для организации своей самостоятельной деятельности.

Слайд 15

Спортивный уголок Способствует развитию интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, развивает активность в самостоятельной двигательной деятельности, интерес и любовь к спорту.

Слайд 16

Уголок безопасности Позволяет воспитывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умение сознательно избегать и даже предупреждать их.

Слайд 17

Материалы, предлагаемые детям в ходе самостоятельной деятельности, должны учитывать интересы мальчиков и девочек

nsportal.ru

Предметно-развивающая среда в СРЕДНЕЙ группе 7 в соответствии с ФГОС

Транскрипт

1 Предметно-развивающая среда в СРЕДНЕЙ группе 7 в соответствии с ФГОС Предметно пространственная развивающая среда группы организована с учѐтом требований ФГОС, где чѐтко прослеживаются все пять образовательных областей: 1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая. При построении предметно пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

2 1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2. принцип активности, самостоятельности, творчества; 3. принцип стабильности, динамичности; 4. принцип комплексирования и гибкого зонирования; 5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребѐнка и взрослого; 6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7. принцип открытости закрытости; 8. принцип учѐта половых и возрастных различий детей. Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям. Направление: Художественно эстетическое развитие. В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования,

3 лепки и аппликации (бумага,трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

4 Направление: Речевое развитие. Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста,

5 реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказкам. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции минимум текста максимум иллюстраций. В книжном уголке ИМЕЮТСЯ фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения.так же в уголке есть дидактические игры для развития мелкой моторики,комплекс пальчиковых игр.

6 В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки,зеркала и др.

7 Направление: Познавательное развитие. Центры организованы и представлены с учѐтом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа,. Подобранный наглядно- дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира. Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным

8 составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Планируем оформить макеты (домашние животные,насекомые, доисторическая жизнь (динозавры),природа Урала). Силами воспитателей и родителей оформлен мини-музей «Космос»

9 Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (камни,

10 минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материало в. Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаѐт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

11 В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

12

13 В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья».

14 «Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

15 «Музыкально театрализованный» Центр – это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, фланелеграф, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, музыкальные инструменты.

16

17 Направление: Социально-личностное развитие. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей

18 действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ. В Центре «Сюжетно ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

19 Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащѐн необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с

20 разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. Направление: Физическое развитие. Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни. В группе создан мини-музей «Пейте,дети,молоко -будете здоровы» Данный Центр

21 пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

22

23 В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. В спальне также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он

24 может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, около искусственной пальмы. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребѐнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей. Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими это сделать их счастливыми». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в

25 любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

docplayer.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *