Окружающий мир природы, замысловатые игрушки и техника пробуждают у детей интерес и увлеченность. Они стремятся постичь технические и природные загадки, задавая вопросы взрослым и по возможности проверяя свои догадки опытным путем. Любопытство стимулирует развитие познавательного интереса у дошкольников, суля превращение детей в пытливых личностей. Если взрослые ненароком не подрежут крылья активному стремлению к познанию…
Познавательный интерес не формируется на пустом месте или по воле родителей. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым, что не укладывается в «матрицу» его познаний и опыта. Появляется удивление, озадаченность. Загадка не дает покоя дошкольнику, пока он не прояснит ключики к отгадке.
Пример. Дениска 3,5 лет увидел маленький трактор с кузовом впереди. Первое, чем поинтересовался малыш: «Почему трактор спиной вперед едет?». Выслушав ответ, он еще на всякий случай прошел сам спиной вперед несколько шагов. Затем последовал вывод: «Так водитель видит, что везет».
Ребенок увидел, как распустился цветок на подоконнике, и он уже готов поливать комнатные растения каждый день, чтобы повторить явление. Наблюдает, как бабушка месит тесто, и ему непременно хочется попрактиковаться в превращении рыхлой муки в пластичное тесто.
Дошкольник желает приобщиться к деятельности, которая будит эмоции и переживания. Даже собирание паззлов и конструкторов заинтересовывает ребенка тем, что в итоге должна получиться красивая картинка или модель.
Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Можно выделить основные формы проявления интереса:
Познавательный интерес может легко угаснуть, если его не подпитывать. Определенную роль здесь играют взрослые, побуждающие ребенка продолжать, но основные факторы, которые стимулируют на продолжение, это познавательная самостоятельность и наличие мотивации.
В процессе изучения нового происходит соединение чувств и интеллектуальной составляющей. Дошкольник испытывает чувство восхищения, узнав, что времена года в южном полушарии сменяются по другим принципам.
Радость познания нового вызывает нетерпение и полную увлеченность игрушкой или книгой, в которой присутствует новая информация. Демонтаж будильника или кухонной техники провоцирует такой азарт, что юный исследователь может не заметить родителей, наблюдающих за ним.
Небольшие опыты, которые можно провести с помощью многочисленных наборов юных физиков и химиков, заставляют замирать в предвкушении результата. И, наконец, ничто не мотивирует так на продолжение познания, как достигнутое самостоятельно решение.
Начиная с пятилетнего возраста, дошкольник все чаще задает цепочки уточняющих вопросов. Он заинтересовывается конкретным предметом или процессом, задает главный беспокоящий его вопрос, но полученный ответ побуждает его к дальнейшим исследованиям и новым вопросам.
Суть познавательной самостоятельности кроется в том, что ребенок сам, без дополнительных побуждений, испытывает готовность получать новые знания.
Старшие дошкольники могут высказывать свое несогласие с ответом, предлагать свой вариант и настойчиво выяснять, в чем их предположение ошибочно. При необходимости получить дополнительную информацию, дошкольники сами инициируют беседу со взрослым и задают вопросы, восполняя пробелы в своих знаниях.
Одно из основных условий проявления познавательной самостоятельности — достаточное развитие волевой сферы. Решая поставленную самому себе задачу, необходимо довести дело до конца, даже если встречаются препятствия: не откручиваются винтики, не совмещаются детали, не получается нарисовать так, как подсказывает воображение.
Мотивация – второй кит, на котором стоит познавательный интерес. Предложение взрослого на словах собрать модель или почитать книгу не имеет силы. Необходимо, чтобы ребенок был увлечен процессом сам и стремился продолжить или начать исследование.
Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием произвольного внимания.
Задача, прежде заинтриговавшая ребенка, может оказаться довольно непростой для него. Чтобы продолжать заниматься ее решением, нужно удерживать внимание и помнить о цели. Это не под силу младшим дошкольникам, которые еще не научились управлять своим вниманием.
Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:
Воспитание любознательности порождает самостоятельную привычку искать в окружающем пространстве все неизведанное и непонятное. Узнавать новое становится для ребенка потребностью и мотивирует к познавательным действиям, будь то обучение чтению или составление коллекции.
В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает взаимосвязь познавательного интереса и внимания. В этот период дети осознают, что правильный результат во многом зависит от того, насколько тщательно были учтены все детали.
Также формируется произвольность функции внимания, дети способны сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на посторонние предметы или ситуации.
Благодаря развитию познавательных процессов старшие дети больше анализируют, научаются выделять главное и абстрагироваться от незначимых признаков. С одной стороны, они более способны находить ответы на свои вопросы, но, с другой стороны, их познавательные интересы охватывают больше сфер.
На этом этапе формируется познавательный интерес к математике. Дошкольникам интересно выполнять простые арифметические действия, измерять предметы, решать логические задания.
Значительную роль в развитии познавательной активности играет поисковая и экспериментальная деятельность. Ребенок – экспериментатор. Познание мира опытным путем – его естественное состояние. Кроме того, результат, полученный в рамках эксперимента, усваивается значительно лучше, чем просто рассказ взрослого.
В процессе эксперимента старший дошкольник своими силами получает ответы на значимые в его возрасте вопросы: «Как?» и «Почему?». Можно сколько угодно рассказывать ребенку о законах аэродинамики, но он не поймет о чем идет речь, пока не запустит бумажного змея.
На прогулках или экскурсиях дети получают возможность постоянного экспериментирования: почему листик уплывает по ручью, из-за чего тает снег; увидеть, что сорванная ветка засохнет или, наоборот, пустит корни в стакане с водой.
Близка по сути к опытам исследовательская деятельность. Она включает эксперименты, но также предполагает использование коллекционирования для обучения классификации предметов по различным признакам. Собирать можно как гербарии и марки, так и фигурки из коллекции роботов.
Экскурсии помогают исследовать кусочек пространства, по которому проложен маршрут. Учебные действия заключаются в получении минимальных навыков картографии, изучении растений и повадок животных, встреченных на пути.
Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей и доводить дело до конца.
Родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы в доме были справочники и энциклопедии, подходящие для дошкольного возраста, но и регулярно читать с ребенком материалы, обогащающие багаж знаний ребенка.
Основные линии работы в развитии детского познавательного интереса:
Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношении к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задаток предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности на любом возрастном этапе.
alldoshkol.ru
Учеными отмечено, что именно в дошкольном возрасте у детей закладываются черты будущей личности, формируется самосознание и мировосприятие, происходит общее психическое развитие, дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной активности (Л.Выготский, П.Гальперин, Д.Годовикова, Г.Люблинская, Г.Матюшкин, Л.Обухова, Г.Урунтаева). Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной.
Как отмечает, В.Суржанська в организации детского познания взрослый выступает как сотрудник, помощник ребенка. Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявит познавательные интересы в определенных видах деятельности, переживать разнообразные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявляют познавательную активность.
Изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также данные педагогической практики свидетельствуют, что несмотря на достаточно широкий спектр обсуждения проблемы, остается недостаточно изученным вопрос об особенностях этого процесса, эго роль в развитии каждого ребенка как неповторимой индивидуальности.
Переход от дошкольного к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка (игровая деятельность сменяется учебной). Ученые констатируют в этот период изменение “внутренней позиции” (термин Л.Божович) ребенка, в которой она чувствует необходимость учится, интерес к учебной деятельности, вступает в “школьной” формы поведения при организации учебной деятельности, признает авторитет учителя.
Продолжается развитие психических функций: мышления от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, к концу младшего школьного возраста у ребенка формируется восприятие, осмысленной и произвольной становится память, внимание имеет еще непроизвольный характер, продолжает развиваться детская личность, а при условии разумного руководства со стороны взрослого у ребенка развивается самостоятельность.
Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной активности дошкольников, рассмотрим некоторые психические процессы, играющие важнейшую роль в развитии познавательных интересов дошкольников.
Внимание — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное внимание, но под влиянием обучения интенсивно развивается произвольное внимание. Свойства внимания: неустойчивая; дети испытывают значительные трудности в распределении внимания на два вида деятельности; дошкольники испытывают трудности при переключении внимания с одного предмета на другой. Учитель должен давать им время; объем внимания детей меньше объема внимания у взрослых.
Восприятие — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное восприятие однако под влиянием обучения развивается произвольное восприятие: сначала восприятие идет на осуществление ими практических действий с предметами. Действия с предметами являются главной целью, а восприятие ых выступает средством достижения этой цели. В конце дошкольного возраста изменяется соотношение между восприятием и предметными действиями. Восприятие превращается в основную цель, а действия становятся средством достижения этой цели.
Память. В начале возраста у ребенка механическая и образной память. Причины: доминирование механической памяти — достаточно высокий уровень развития этого вида памяти; дети не влияют различают мнемические задачи; недостаточно развитая речь, поэтому им легче запоминать дословно, чем воспроизводить материал своими словами. Еще не владеют приемами смыслового запоминания.
Память дошкольников в течение данного периода имеет две тенденции развития: усиление роли смысловой памяти в сравнении с механической; развитие словесно-логической памяти. Средства развития памяти: формирование у детей правильной установки на запоминание материала; обучение детей способности различать мнемические задачи; обучение детей приемам смыслового запоминания; учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Мышление. В дошкольном возрасте на начало периода доминирует наглядно-образного мышления, а под влиянием обучения интенсивно развивается абстрактное мышление. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация. У ребенка развивается способностью использовать определенные предметные понятия и понятия отношений, такие качества мышления: критичность, рациональность, широта мышления, самостоятельность, творческий характер мышления. Пути развития мышления: обучение детей способности выделять главное и существенное в материале, который изучается; использование творческих заданный; создание проблемных ситуаций; организация учебных дискуссий; учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Для повышения активности родителей детей проводит индивидуальные беседы, консультации по вопросам особенностей познавательной деятельности, детского творчества, предлагать комплексы развивающих игр для проведения в семье.
podrastu.ru
Шимшек О. П., Казаков И. С. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников // Молодой ученый. 2016. №9.3. С. 37-39. URL https://moluch.ru/archive/113/29613/ (дата обращения: 08.02.2019).
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Ключевые слова: познавательный интерес, поисковая деятельность, активность, игровые технологии, проблемно-игровые методы.
Какие бы требования не выдвигало нам современное общество, каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, эрудированным, креативным, остроумным, любознательным. Произошедшее реформирование в системе образования привело к изменению содержания, формы, технологий и методов организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Федеральный государственный стандарт ставит ребенка в ситуацию «Думай, рассуждай, ищи решения». Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого и устойчивого интереса. На сегодняшний день мало обладать определенным кругозором, запасом конкретных знаний, дети должны уметь находить информацию, рассуждать, доказывать.
Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности [1]. Познавательный интерес — иными словами — интересно знать, систематическое стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес носит поисковый характер, активизирует ребенка на поиски ответа интересующего вопроса. Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Любознательность проявляется у ребенка в вопросах, которые он задает. Все дети по своей природе почемучки, но как достичь устойчивого и постоянного познавательного интереса у каждого ребенка — нелегкая задача для педагога. При правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной деятельности познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности ребенка.
Познавательный интерес пронизывает все виды деятельности ребенка, поэтому педагогики и родители должны создать такие условия, в которых любая деятельность будет обеспечивать появление и наличие устойчивого интереса. Обязательным условием развития познавательного интереса у дошкольников является обогащенная предметно-пространственная среда. Дошкольная педагогика давно изучает влияние пространственной среды на развитие ребенка. (С. Л. Новоселова, Л. И. Новикова, Л. Ф. Обухова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова Е. А. Флерина и другие). Прежде всего, она должна быть комфортной и безопасной, а также насыщенной и полифункцинальной, что даст возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. В первую очередь — это наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, так как игра в дошкольном возрасте занимает ведущее место. Дошкольники, умеющие самостоятельно добывать знания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровых методов исключается диктатура воспитателя, нет определенного правильного ответа или объяснения педагога, ребенок вынужден самостоятельно находить пути достижения цели, хотя помощь педагога не отвергается, но она частична и не значительна. Педагог должен обеспечить активность ребенка в деятельности, что достигается через мотивацию, участие ребенка в интересных действиях, использования экспериментирования, решения творческих задач и т. п. Проблемная ситуация рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство и как средство овладения исследовательскими действиями. Исследовательская деятельность также используется для развития познавательного интереса. Она включает: наблюдения, эксперименты, опыты. Многие дошкольные образовательные учреждения и центры развития организуют лаборатории, умные комнаты, центры активности в которых дети проводят различные виды познавательной деятельности. Они должны быть оснащены природными материалами: песок, глина, камни, различные семена; микроскопами, термометрами, часами, магнитами, линейками, веревками и другими предметами, предназначенными для проведения различных исследований, а также различными развивающими игровыми пособиями, современными информационно-коммуникативными средствами.
Очень важно объединить исследовательскую работу с другими видами детской деятельности: наблюдениями, игровой деятельностью, чтением художественной литературы, творческими заданиями, которые помогут осмыслить и закрепить результаты экспериментов. В качестве результатов исследовательской деятельности выступает познавательное и личностное развитие (появление интереса, стремление участвовать в исследовании, инициативность, целеустремленность и настойчивость). Одним из эффективных методов развития детского познавательного интереса является метод проектной деятельности. Он считается одним из главных, для решения данной задачи.
В основе проекта всегда лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. В ходе проведения проектов повышается детская самостоятельность, любознательность, активность. У детей развивается творческое мышление, умение находить выход из различных проблемных ситуаций. Анализируя все перечисленное можно прийти к выводу, что развитие познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников — одна из значимых проблем современной педагогики, и только под умелым руководством педагога, систематической и разносторонней построенной работой возможно решение данной задачи.
Литература:Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, ребенок, дошкольник, исследовательская деятельность, познавательная активность, решение, устойчивый интерес.
moluch.ru
Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. С. 107-110. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11210/ (дата обращения: 08.02.2019).
Постановка проблемы. В условиях современного мира активность, инициативность, самостоятельность, креативность, умение саморазвиваться, быстро адаптируясь к требованиям реальности, становятся основными в определении направленности личности. Человек, обладающий такими чертами характера, организован, успешен, умеет рационально действовать и принимать целесообразные решения в различных ситуациях. Основу для развития таких качеств личности необходимо закладывать в дошкольном возрасте.
Реформирование отечественного образования предполагает, что обновленное содержание дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. Гуманистическая парадигма, определяющая содержательную сторону дошкольного образования, актуализирует интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека, их разносторонность и устойчивость.
Потому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период.
Цель статьи:раскрыть сущность понятия «познавательный интерес», его структуру, этапы становления на протяжении дошкольного детства.
Изложение основного материала. Как же проявляется познавательный интерес у ребенка? Какова его сущность и закономерности развития?
Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые они получают в первые годы жизни. Сначала через взрослого и общение с ним, потом через самостоятельное освоение новых форм деятельности. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И. П. Павловым как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям Л. И. Божович приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию. Со 2-го месяца жизни у ребенка наблюдается сенсомоторная активность и реципитирующий интерес в форме внимательности к восприятию различных впечатлений из внешней среды. В возрасте 5–6 мес. наблюдаются новые формы поведения ребенка (первые оживленные порывы радости, поиск потерянных игрушек). Эти формы говорят о проявлении активности, выходящей за пределы ответа на раздражение (Л. С. Выготский).
В первые годы своей жизни ребенок не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире. В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов. Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию. Овладение перцептивными действиями и использование эталонов позволяет более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. Наряду с этим появляется произвольная регуляризация сенсорных процессов. Дети учатся не только смотреть, но и рассматривать, наблюдать. Восприятие становится процессом, а не одномоментным актом. А. В. Запорожец считал, что основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать качества и свойства предметов, является система сенсорных эталонов.
У ребенка постепенно начинает формироваться система знаний. Упорядочивание этих знаний во многом зависит от взрослого, который находится рядом и руководит подбором содержания и методов развития познавательной деятельности.
Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью. Иными словами, интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л. И. Божович, А. А. Люблинская и другие) [3, с. 9].
Интерес — это, прежде всего, мотивационное образование, в котором рядом с эмоциональным компонентом (позитивное эмоциональное впечатление, удовлетворение от процесса), присутствует и другой — потребность в знаниях, в новом. То есть интерес — это аффективно-когнитивный комплекс (результат взаимодействия эмоционального реагирования и процесса познания.)
Люблинская А. А. считает, что «в процессе формирования у детей-дошкольников познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов. В них явственно выражено, прежде всего,единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности» [3, с. 15].
Эти эмоции отображаются мимическими движениями — поднятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда на объект, слегка открытым ртом или сжатыми губами. Интерес влияет на поведение ребенка, становится основой его активности и самостоятельности.
Необходимо отличать кратковременный и длительный интерес у детей. Кратковременный интерес называют реакцией заинтересованности. Длительный интерес — это уже интеллектуальное чувство, позитивная эмоциональная установка на познание определенного объекта.
Отечественные ученые в своих работах указывают, что стремление к познанию различных сфер и знаний окружающего мира проходит ряд ступеней, стадий. Так, Г. И. Щукина обозначила их как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес. Стадия теоретического интереса присуща взрослому человеку. Эти ступени позволяют определить состояние избирательного отношения субъекта к предметам и явлениям и степень их влияния на личность.
Под любопытством автор понимает элементарную стадию ориентировки, обусловленной чисто внешними, часто неожиданными, новыми обстоятельствами, при которой ребенка увлекает факт сам по себе. По утверждению Б. Г. Ананьева, эта стадия интереса эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Стадия любопытства характерна для детей в возрасте от 2 до 5 лет. Любопытство рассматривается как проявление ситуативного интереса.
Н. Д. Левитов говорит о том, что любопытство имеет разные формы, и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Он выделяет непосредственное и наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям. Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Непосредственное и наивное любопытство, как отмечает Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное. Таково любопытство человека, попавшего в новую обстановку.
Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременное проявление любознательности. Левитов рассматривает любопытство в качестве одного из показателей умственной активности, широты интересов человека. Он подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования.
Любопытство — это желание узнать, увидеть что-то новое здесь и сейчас. Далее любопытство приобретает другое качество, перерастает в любознательность. Любознательность — склонность к приобретению новых знаний. Она не ограничивается созерцанием или свидетельством факта или явления, но характеризуется активным стремлением проникнуть за пределы того, что увидел ребенок, сопровождается эмоциями удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность особо ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте. Начинается возраст «почемучек», ребенок постоянно задает взрослым вопросы об окружающих предметах и явлениях, их происхождении, устройстве, причинах возникновения.
Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А. И. Сорокиной. В исследовании А. И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы — эмоциональным переживанием; третьей группы — стремлением к овладению знаниями. Мотивы, определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А. И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.
Д. Б. Годовиковой были выделены три уровня сформированности любознательности, которые одновременно можно рассматривать и как стадии ее развития в дошкольном детстве. Основанием для их вычленения стала степень выраженности стремления к познанию нового, неизвестного.
По мнению Сорокиной А. И., любознательность и познавательный интерес имеют общую основу — познавательное отношение, но различие их определяется объемом и глубиной этого отношения, степенью активности и самостоятельности субъекта в добывании новых знаний. Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, к проникновению в сущность явлений, к самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько результат, сколько на сам процесс познания.
Итак, на протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей. Проанализировав имеющиеся в детской психологии данные, касающиеся развития познавательного интереса, можно выделить основные тенденции его становления на протяжении дошкольного возраста:
‒ возрастающая активность в поиске нужной информации, движение от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;
‒ интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, основанного на эмоциях, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом умственной деятельности;
‒ расширение круга интересующих ребенка объектов от предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности;
‒ углубление познавательных интересов: от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей.
Анализируя содержание области «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) мы проследили, как меняются задачи в разных возрастных группах. Авторы учитывали при написании программы этапы развития и формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Так, если в первой и второй младших группах, а также средней группе перед педагогами ставится задача знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. То есть речь идет о расширении чувственного опыта, накоплении знаний об окружающих предметах и явлениях в совместной с взрослым практической познавательной деятельности экспериментального характера [1, с. 17].
В старшей и подготовительной к школе группе педагог учит детей на основе знакомых обобщенных способов исследования объектов самостоятельно устанавливать функциональные связи между системами объектов и явлений, способствует самостоятельному использованию действий экспериментального характера. Путем показа занимательных опытов и проведения простейших экспериментов у детей развивают познавательно-исследовательский интерес. Ребенок старшего дошкольного возраста при достаточном обучении уже может действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, и умеет определять алгоритм собственной деятельности.
Таким образом, авторы раздела «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы» делают акцент на продуктивной познавательной деятельности, которая направлена на развитие ребенка в противовес привычной всем педагогам репродуктивной познавательной деятельности, которая строится по принципу «повтори за мной» [1, с.10]. Большое количество педагогов по-прежнему считает умным ребенком такого, который может повторить все, сказанное взрослым. При организации репродуктивной воспитательной деятельности ребенок действительно овладевает определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, используя при этом в основном память, а не мышление. При продуктивной познавательной деятельности ребенок, сталкиваясь с новой проблемой, может использовать свой опыт, а также самостоятельно использовать действия экспериментального характера, ставить цель, составлять свой алгоритм действий, обнаруживать несоответствие цели и результата, корректировать свою деятельность.
Литература:Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.
moluch.ru
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. В связи с этим возникла необходимость углубленно поработать над проблемой развития познавательного интереса у дошкольников. Анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы позволил определить общую линию становления познавательных интересов. Наиболее точная структура познавательного интереса была дана Г. И. Щукиной. Она выделила следующие компоненты познавательного интереса: интеллектуальный – выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность; эмоциональный – проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту и волевой – рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего взаимодействия взрослого и ребенка. Дидактическая игра даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию. Таким образом, правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательного интереса младших дошкольников и сделать ее наиболее эффективной.
Для нахождения эффективных путей решения данной проблемы, осуществления поиска действенных форм и методов обучения, в рамках развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста, были поставлены следующие задачи:
– выявить особенности организации дидактических игр и упражнений на развитие непроизвольной памяти и познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста;
-разработать комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие познавательного интереса детей 4-ого и 5-ого года жизни; разработать материалы в помощь родителям по этой проблеме.
Природа предоставляет разнообразные возможности для развития познавательной и творческой активности детей, что является благоприятным условием для игровой деятельности. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. В связи с этим, было решено при взаимодействии с детьми, использовать дидактические игры экологической направленности. Дидактическая игра экологического содержания учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, классификация, пробуждает познавательный интерес.
Для успешного развития познавательного интереса была разработана картотека дидактических игр с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решались на данном возрастном этапе: на распознавание, сравнение, группирование по какому-либо признаку растений и животных; на формирование нравственных позиций ребёнка; установление связей и зависимостей в природе. В рамках поддержания интереса к данному виду игр, детям были предложены их различные варианты, с использование различного характерного материала: предметные, настольно-печатные и словесные («Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку — самый большой, поменьше, маленький», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и т.д.)
Для соблюдения основных дидактических принципов (системности, последовательности), был составлен перспективный план введения дидактических игр экологической направленности в совместную деятельность взрослого и детей, с переходом на использование игрового материала в самостоятельной деятельности дошкольников. В группе детского сада обогащены следующие развивающие центры: познавательно-исследовательской деятельности, настольно-печатных игр, игр с водой и песком, центр книги и природы. Оформлены коллажи, фотоальбомы о временах года, природных явлениях, флоре и фауне родного края. В рамках тесного взаимодействия с родителями воспитанников по изучаемой проблеме, разработаны и проведены консультации о создании домашней библиотеки, созданы мини-библиотеки в группе на тему: “Первые книги ребёнка о природе”, “Витаминная азбука”, “Организация детского экспериментирования”. А также проведены совместные смотры-конкурсы “Дары осени”, «Огород на окне», «Крошка Лучок», «Осенние фантазии», «Жители озера Байкал». В рамках взаимодействия с педагогами ДОУ были проведены следующие мероприятия: семинар-практикум “Разработка дидактической игры”, круглый стол “Дидактические игры в развитии познавательного интереса дошкольников”, индивидуальные консультации по изучаемой проблеме.
Для оценивания эффективности созданных педагогических условий, в рамках формирования компонентов познавательного интереса, обозначенных Г.И.Щукиной, был использован адаптированный диагностический инструментарий в виде специальных дидактических игр с набором необходимых дидактических задач. На контрольном этапе наблюдалось увеличение процентного показателя по всем компонентам познавательного интереса (интеллектуальный- на 23%, эмоциональный- на 32%, волевой- на 14%). Из этого можно сделать вывод о том, что педагогические условия, созданные на формирующем этапе были эффективными и действенными. Дети стали проявлять любознательность, активность, расширился их интерес к явлениям и объектам окружающего мира. Таким образом, использование дидактических игр экологической направленности позволило качественно повысить уровень развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.
Анализируя свой педагогический опыт, а этот процесс можно назвать накопительным, прихожу к выводу, что благодаря разнообразию и постоянству использования игрового занимательного материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность, развивается познавательный интерес.
dohcolonoc.ru
К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).
Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации. Собственно информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т.п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.
Компонент «отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» — определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов. Участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто воспитывает детей – родители, педагоги, — должен всегда помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности.
Неразрывность и взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, слушает ли доклад или просто идет по улице, все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».
В исследованиях Н.Н. Поддъяковой обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания – мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.
Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако отмети: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы.
Положительное отношение создается двумя путями.
Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.
Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п.
Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
I. Подготовка почвы для интереса:
а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;
б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.
II. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.
III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.
IV. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время.
Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.
Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.
При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.
Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением – важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.
nsportal.ru
Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста.5
§1. Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса. 5
§2. Происхождение интереса. Понятие «познавательный интерес» его структура13
§ 3. Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте. 20
Глава II. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста 30
§ 1. Условия развития познавательного интереса у дошкольников. 30
§ 2. Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников. 33
§ 3. Развитие познавательных интересов через развитие познавательной активности. 41
Заключение. 47
Литература. 48
Введение.
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.
Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человеками его деятельность свидетельствует известный русский педагог В. П. Вахтеров [6]. Анализируя жизнь и деятельность выдающихся людей, он обнаружил, что некоторые из них оказались в неинтересующей их области ленивыми; напротив, в области, которая их интересовала, они обнаруживали себя людьми живыми, энергичными, яркими, неутомимыми. Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение. Нам нужны не просто активные исполнители чужой воли, а творческие люди, которые внутренне принимают стоящие перед ними задачи, со страстью и жадностью ищут, добывают, усваивают нужные знания и применяют их на практике. Иначе говоря, это люди, которые с интересом учатся и с интересом работают.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.
Возраст от 3 до 5 лет – сензитивный период для развития познавательной потребности. Вообще дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону [9; 53 — 91]. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка,
развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов. Дети, которые быстро идут вперед, но не задерживают жадного взгляда на окружающей их жизни, быстро гаснут, заходят в тупик, как многие «вундеркинды», не имевшие в детстве широких, разносторонних, присущих их возрасту интересов.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсовой работы «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей дошкольного возраста и определить основные пути его формирования.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему познавательного интереса в истории педагогики.
2. Проанализировать понятие «познавательный интерес», выявить его структуру.
3. Определить критерии сформированности познавательного интереса.
4. Рассмотреть методики формирования познавательного интереса.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялся метод анализа психолого-педагогической и методической литературы.
Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей и студентов.
§ 3. Характеристика и своеобразие познавательного развития в
дошкольном возрасте.
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, — пишет Селли, — предложили изобразить ребенка в его типическом душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире»[5] .
Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения и т. п. «У некоторых детей, — пишет Селли, — сравнение посредством измерения становится даже известного рода страстью; они любят измерять величину одних предметов другими и т. д.» [6]
Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца (18), привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возрастапроисходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет свои этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольника продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность. Например, в исследовании О. М. Концевой, сделанном под руководством А. В. Запорожца, было показано, что дети даже 6—7 лет, поставленные перед задачей подобрать к басне соответствующий рассказ, идут по линии сходства изображенных в них ситуаций, а не по сходству мыслей, выраженных в том и другом произведении.
Дальнейшие опыты показали, что дети могут увидеть не только внешнее сходство в содержании басни и выбранного ими рассказа, но усмотреть и те более глубокие связи и отношения, которые заключены в аллегорическом смысле басни и которые раскрыты в другом, предоставленном ребенку для выбора рассказе. Однако дети упорно идут по линии ситуативного сближения басни и рассказа, так как именно эти жизненно практические связи и отношения кажутся им более существенными. То же самое было установлено и в другом исследовании, где детям под видом игры «четвертый лишний» предлагалось выбросить одну картинку из четырех, которая кажется им лишней, не подходящей к остальным трем. Например, ребенку давались рисунки кошки, миски, собаки и лошади; или — лошади, человека, льва и повозки и т. д. Как правило, подростки и тем более взрослые люди отбрасывали в этом опыте миску, повозку и т. п., т. е. картинки, являющиеся лишними с логической точки зрения. Что касается детей дошкольного возраста, то они часто давали неожиданные, с точки зрения взрослых, решения: они отбрасывали то собаку, то лошадь, то льва. Первоначально казалось, что такого рода решения являются результатом недостаточного развития обобщающей деятельности детского мышления. Однако на самом деле обнаружилось, что дети умеют видеть логические соотношения, представленные в подборе картинок, но что существенными для них являются другие, жизненно практические связи и зависимости.
mirznanii.com