Пестушка текст – Пестушки – Народный фольклор – Стихи на все времена

Пестушки – Народный фольклор – Стихи на все времена

Пестушки — это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша.

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Пестушки – это многовековой метод развития младенца, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который наиболее хорошо воспринимается ребенком, и который стимулирует развитие речи малыша. Проговаривая пестушки, мама как бы «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух.

Пестушки отличаются от потешек тем, что в потешках создаётся игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребёнка. Классический пример — «Ладушки», «Сорока-ворона».

Разница между пестушками и потешками есть, но она незначительна.


Потягушки
***

Потягушеньки,
Порастушеньки,
В ножки — ходушеньки.
В роток — говорок,
А в голову — разумок.

***

Потягунюшки —
Порастунюшки,
Поперёк — толстунюшки,
А в ножках — ходунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в голову — разумок.

***

Вдоль — растушки,
Поперёк — толстушки,
Ручки — берушки,
Ножки — бегушки,
Глазки — смотрушки,
Роток — говорок.

***

На кисоньку потягушеньки,
На Петеньку растушеньки.

 

Умывание
***

На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трёт.

***

Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Вода текучая, дитя растучее,
С гуся вода, с тебя худоба,
Вода — книзу, дитя — кверху.

 

Носик
***

Носик с носиком встречался
Носик носиком бодался.
А потом «привет» сказал,
Носик весь зацеловал!

***

Носик, носик, носопырка –
Справа дырка, слева дырка
А на кончике звоночек,
Сам звенит, когда захочет.

 

Щечки

Щечки, сладенькие щечки
Нежные, как лепесточки.
Щечка – раз и щечка – два!
Целовать давно пора!

 

Ушки
***

Это что за две ракушки
На головке по бокам?
Это маленькие ушки:
Ловят звуки тут и там!

***

Все прекрасно слышат ушки,
Наши ушки-непослушки!
Когда глазки крепко спят,
Ушки маму сторожат.

 

Волосики

Косики-колосики,
Отрастут волосики!
Вымоем их мылом
И причешем мило.

 

Голова
***

«Да-да-да!»:
Вверх и вниз киваем.

«Нет-нет-нет!»:
В стороны мотаем.
Чем же вертим мы с тобой?
Ну, конечно, головой!

***

Прилетел к нам ангелочек
Сел на правый наш носочек
Покачался и взлетел –
На головушку присел.

 

Глазки

Прилетела к нам синичка
Села Ване на реснички
Крыльями закрыла глазки,
Чтобы снились Ване сказки.

 

Шея

Стану я немножко выше —
Всё на столике увижу!
Потянусь, достать сумею…
А пока тяну я шею.

 

Плечики

Есть у человечика
Два красивых плечика.
Когда чего-то мы не знаем,
Мы плечиками пожимаем!

 

Пальчики
***

Большому дрова рубить (большой пальчик),
А тебе воды носить (указательный пальчик),
А тебе печку топить (безымянный пальчик),
А тебе песни петь (мизинчик).
Песни петь для плясать,
Родных братьев потешать!

***

Вот пальчик первый — он большой.
Указательный — второй.
Третий пальчик — средний.

Четвёртый — безымянный.
А пятый — мизинчик,
Он маленький, румяный.

***

— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашку ел.

***

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!


Ручки

Наши ручки столько могут:
Брать, бросать, держать и трогать!
Под Антошкину гармошку
Ручки — хлопают в ладошки.
А под «Маленьких утят» —
Дружно крякнут и взлетят!

***

Ручки-ручки, все хваталки
Крепко маму обнималки,
Мы потянем ручки вверх,
Скоро дорастем до всех!

 

Ножки
***

Ходим ножками: топ-топ,
Скачем-прыгаем: прыг-скок!
Бегаем, танцуем —
Ножки тренируем!

***

Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,

Скоро быстро побегут!

***

— Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять!
— Отчего ж не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз! Два! И готово!

***

Кую, кую ножку
На дальнюю дорожку,
Надо коника ковать,
Чтоб далёко ночевать.

***

Большие ноги
Шли по дороге:
То-оп, то-оп, то-оп.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

***

Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок, по мошок —
Избу мшить,
Чтоб не холодно жить.
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок, во борок,
Грибы, ягоды собирать
Да Ванюшу угощать.

***

Попляши, да попляши,
Твои ножки хороши.

 

Пятки

Пятки, розовые пятки,
Поиграем с мамой в прятки!
Мама спряталась: ку-ку!
Я найти ее смогу!

 

Животик
***

Всё, что кушает наш ротик —
Попадает к нам в животик!

А животик будет сытым,
Если кушать — с аппетитом!

***

Этот мягонький животик
Подарил нам бегемотик!
Если пузик целовать,
Малыш будет хохотать.

 

Спинка
***

Чтобы стройной спинке быть,
Про усталость чтоб забыть —
День с разминки начинай,
Ну а ночью — отдыхай!

***

Есть у ежика щетинка,
Наша гладенькая спинка!
Вот бежит сороконожка –
Это мамина ладошка.

***

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки,вью,
Колотошки колочу.
Колотушки колочу,
Приколачиваю!

***

— Горбок! Горбок!
Что в горбу?
— Денежки!
— Кто дал?
— Дедушка.
— А много ли?
— Сто рублей!

 

Попка

Мы на попку сядем,
Куколку нарядим:
Вот на шею — бусики,
А на попку — трусики!

 

Игры на подушках
***

Тушки, тутушки,
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки!

***

Тюшки, тютюшки!
Веселы ли душки?

Подниму до́чушку
На крутую го́рушку,
Бух! Покатились —
С горки свалились!

***

Тушки, тутушки,
Сели на подушке,
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.
Подниму до́чушку
На крутую го́рушку.

www.poemsonalltimes.ru

Пестушки

Пестушка – один из жанров устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Свое название пестушки получили от слова пестовать – нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, обращённые к тельцу малыша, которыми сопровождают  его первые движения, первые звуки, при этом используются простейшие массажные приёмы: поглаживание, постукивание, легкое сжимание . Большинство пестушек  напоминают своеобразные заговоры, но, теперь, все существующее магическое значение постепенно забылось, потеряло свой смысл. Сегодня, все народные пестушки превратились в самые обычные стишки, которые сложены в  ритмические и забавные формы, и очень нравятся всем деткам. Пестушка – как маленькое правило, она помогают научить ребёнка новым словам, познать своё тело, научится ухаживать за собой, понять, насколько важны гигиенические процедуры в интересной игровой форме.

 

***

Вот проснулись! Потянулись!
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними! 

***

Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.

***

День большой-большой-большой,
 Если рано встать.
И малю-ю-сенький такой,

Если долго спать!

***

Ручки-ручки — потягушки
И ладошки — похлопушки.
Ножки-ножки — топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки — Чмок!

***

Потягуни-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
Вот как выросли!

***

Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси.
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке.
Эти перья-потягушеньки
Подарили гуси Нюшеньке.

***

Ой какие мы большие
-Не малюсенькие!
Вот такие,вот такие,
Вот таку-у-усенькие!

Уж как мы с тобой – большие!
Ой какие мы большие!
А комарики-то –  ма-а-аленькие!
А комарики-то –  ма-а-аленькие!

Уж как мы с тобой – большие!

Ой какие мы большие!
А воробушки-то –  ма-а-аленькие!
А воробушки-то –  ма-а-аленькие! 

***

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.

***

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода –
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

***

Топ — топ — топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь?
Пляши и ты!

***

Вскинем руки-крылышки,
В крыльях много силушки!
Полетим с тобой к реке,
Отдохнем на островке!!
Где летают чайки-
Синих волн хозяйки!

***

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах, животик ты живот.
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньки?

Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек,
Спит котенок,
Улыбается ребенок.

***

А кто у нас умный,
Кто у нас разумный?
Ваня у нас умный,
Он у нас разумный.
Кто у нас красивый.
Кто у нас пригожий?
Ванечка красивый.
Он у нас пригожий.

***

Данюшка, Данилушка,
Удаль наша, силушка,
Не сиди в горести-,
Веселей расти!
Вырастет Данилушка,
Удаль наша ,силушка,
И найдёт Данила-мастер,
И подарит людям-
Счастье!

***

Ой качи, качи, качи!
В головае-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

***

Та-та-та, та-та-та!
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

***

Для чего Ванюше ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Убежать за ручейком!..
Стрекозу поймать сачком…
А уморятся в пути,
Ничего нет лучше
Снова к бабушке прийти-
Пусть возьмет… на ручки!

***

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.

***

Папа, папа! Лёша наш
Ой как  любит массаж!
Гладим, гладим,
Трём, трём,
За работу – не берём! 
Чики – чики , чики –чок,
Повернулись на бочок!
Гладим, гладим,
Трём, трём, За работу не берём!

Ой, ой, ой, ой , –
Повернёмся на другой!
Гладим, гладим,
Трём, трём –
Здоровехоньки растём!

***

Мы капусту рубим, рубим
(рубящие движения рёбрами ладоней).
Мы морковку трём, трём
(трущие движения костяшками пальцев).
Мы капусту солим, солим
(точечные прикосновения пальцами).
Мы капусту жмём, жмём
(прожимание мышц пальцами).
Сок капустный пьём, пьём
(поглаживающие движения ладонями).

***

Били лён, били (стучать кулачками по спине).
Топили, топили (растирать ладонями).
Колотили, колотили (похлопывать).
Мяли, мяли (разминать пальцами).
Трепали, трепали (трясти за плечи).
Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).
На столы накрывали (поглаживать ладонями).

mudri-pudri.ru

Пестушки, народный фольклор

 Малыш с первых дней своей жизни впитывает все увиденное и услышенное. Часто молодые мамы не знают, как разговаривать с младенцем, который не может поддержать беседу. Наши предки общались с грудничками при помощи коротеньких стишков, которые получили название – пестушки. В самом названии заложен глубинный смысл: пестовать, нянчить, получать возможность наладить связь мать – ребенок. Общаясь с ребенком во время грудного вскармливания, смены подгузников, пробуждения малыша, купания мама передает ребенку свою любовь, нежность и заботу.
При пробуждении малыша:

Тяги-тяги-потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все времечко,
Как пшеничное тестечко.

Тяги-тяги-потягушеньки,
На (имя ребенка) порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
На кота потягушеньки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в рот говорунок,
А в голову разумок!

Потягушеньки, потягушеньки,
Поперек толстунушки!
A в ножких ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Потягунюшки, порастунюшки.
Роток говорунюшки,
Руки хватунюшки,
Ноги ходунюшки.

Если ребенок заплакал:

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для (имя малыша) потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.

Чтобы приласкать малыша:

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.

При гулении ребенка:

Ах, поет, поет
Соловушка!
Ах, поет, поет
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженький!

Чтобы успокоить боль:
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уйдите за горы.

От моей Оли
Уйдите, боли,
А Олины боли
Уйдите за горы.

От моей (имя ребенка)
Уйдите, боли,
На чистое поле
На синее море,
На темный лес;
На калину, на малину,
На горькую мать-осину –
Там им умереть,
Последний день болеть.

Когда малыш начинает вставать, а потом делает первые шаги:

Дыбки, дыбки, дыбки,
Стой дыбки, стой дыбки!

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро (имя ребенка) годок!

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Нашей (имя ребенка) платок –
Во всю голову цветок!

– Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
– В лесок по мошок –
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

Дыбок-дыбочек,
Cкоро (имя ребенка) годок,
Вырастай с дубок –
Достанешь потолок,
Расти и повыше –
Достанешь до крыши.
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!

А дыбы, дыбы, дыбы,
Шел дед по грибы,
Шел по орешки –
Ванюше для потешки.

А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Васенька пойдет,
Он посадит и польет.
Топ, топ, топ …

Гоп, гоп, гули, гоп,
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп, хлоп!
Маша ножкой топ, топ!

Когда у ребенка царапина или ушиб:

У кошки боли,
У собаки боли,
У лошадки боли,
А у (имя ребенка) не боли.

У лисы боли,
У волка боли,
У (имя ребенка) боль
На березку в лес улети.

У пчелки хвори
У ласточки хвори,
А (имя ребенка) хвори
Уйдите за море!

Ай, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть!

Сынок, не плачь –
Испеку калач!
Сынок, не вой –
Испеку другой!
Сынок не реви –
Испеку все три!

Цыть, цыть, не плачь,
Несет котик калач.
Недалечко на мостике –
Несет калач на хвостике.

При купании ребенка:

С гуся – вода,
C лебедя – вода,
А с (имя ребенка) – худоба.

C гуся вода,
С лебедя вода,
C моего дитя
Вся худоба –
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

С гоголя вода,
C дитя худоба.
С гоголихи вода,
Детке сон да дягота,
Доброго здоовья!

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода –
С тебя худоба.
Вода книзу –
А дитя кверху.

Перекладывая голову ребенка из руки в руку:

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай –
Переливай, валяй!

Разводя ручки ребенка в стороны:

Тяни холсты –
На покроечку.
На рубашечку.
Тяни-потягивай,
Поперек подкладывай.

Тяни холсты,
Потягивай!
В коробочку
Накладывай!
Это маме холст,
Это тяте холст,
А (имя ребенка) холст
С мышиный хвост!

Таюшки-татюшки,
На горе пичужки,
Там Ванюшка был,
Пичужку поймал.

Держа ребенка на коленях:

Тяну-тяну, рыбу ловлю,
В передничек кладу.
А один ершок
Кладу в горшок –
Юшку варить,
(Имя ребенка) кормить!

Тяну-тяну,
Рыбу ловлю.
В кошель кладу,
Домой несу:
Щурки и кучки,
Плотички и полички.
Один  ершок
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
(имя ребенка) накормлю.

Тюшки-тютюшки,
Веселы все душки.
Подыму Фролку
На крутую горку.
Бух! Покатился,
С горки свалился!

Ехал Тит на дрожках
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Да бух!

Ехали мы, ехали
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам
Да в ямку – бух!
Раздавили сорок мух!

По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам,
В ямку – бух!
Провалился петух!

Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
И в ямку – бух!

Делая ребенку массаж:

Шел Бабай по стене,
Нес мешок на спине.
Что в мешке, то мне!
Что в корыте, то Никите!

Как у нас ли журавель!
Как у нас ли молодой,
На политочке сидел,
Лапоточки плел:
И себе, и жене,
Ребятишкам по лаптишкам,
А девчонкам
По чулчонкам.

Шел Бабай по стене,
Нес лапти в кошеле:
Всем детишкам по лаптишкам,
И себе, и жене.
Ку-ка-ре-ку, петушок!
На полатях мужичок.
Он лапти плетет:
И себе плетет,
И жене плетет,
Ребятишечкам –
По лаптишечкам!

Сажая обедать:

– Чей нос?
– Данилов нос
– Куда едешь?
– В Киев.
– Что везешь?
– Рожь.
– Что возьмешь?
– Грош.
– Что купишь?
– Калач да блин.
– C кем съешь?
– Один.
– Не ешь, не ешь один!

Играя в ладушки:

Ладушки-лады,
Не поливаны сады,
Недосуг поливать:
Надо в ладушки играть.

Ай, тюк, тюк, тюк,
Наловил дед щук.
Баба рыбку пекла,
Сковородка потекла.

Чики-чики-чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке
Щелкает орешки,
Иди, зайчик, не проси,
Сам орешки натруси.

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут – поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш – полетели!
На головку сели!

– Ладушки, ладушки!
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у – полетели,
На головку сели,
Лалушки запели.

“Коза рогатая”

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.

“Сорока”

Cорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали –
Все своим деткам отдала.

Этому – на блюдечке,
Этому – на тарелочке,
Этому – на ложечке,
Этому – поскребышки.

А этому – нет ничего:
А ты, мал-маленок,
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Перебирая польчики малыша:

Большаку дрова рубить (большой),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе печь топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец).
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Загибая пальцы:

– Пальчик-мальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Песни пел.

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел (загибаем мизинец)
Этот пальчик чистит стол (загибаем безымянный палец)
Этот резал (загибаем средний палец)
Этот ел (загибаем указательный палец)
Ну а этот лишь глядел (загибаем большой палец)!

Ивану-большаку – дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить.
Мишке-середке – печку топить.
Тришке-сиротке – кашу варить.
А крошке Тимошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Идут четыре брата
Навстречу старшему.
– Здравствуй, большак! – говорят.
– Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Когда ребенок учится ходить:

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
– Ох ты, котик-коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!

Три-та-та, три-та-та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы, топы, по лавочке,
Цапы, цапы, за лапочки!

Катя, Катя маленька
Катя удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Катя, ноженькой!


Подбрасывая ребенка вверх к потолку:
Тешки-тетешки,
Овсяные лепешки,
Пшеничный пирожок
На опарушке мешон,
Высоконько взошел.
Гоп! гоп! гоп!

Тпрушки, тпрушки,
Пекла баба преснушки.
Всем по преснушке,
А две для Ванюшки!

Тушки-тутушки,
На столе преснушки,
А в печи ватрушки.
Преснушки, ватрушки –
Нашему Андрюшке!




sadikshkola.ru

Пестушки (+ ссылка на скачивание текста и аудио сборника) – запись пользователя Юлия Ulkamamulka (id1509743) в сообществе Раннее развитие в категории Потешки, стишки, прибаутки

Пестушка - это короткий стихотворный напев матерей, каким они сопровождают действия ребенка в самом начале своей жизни. Слово "пестушка" произошло от слова "пестовать", то есть нянчить, растить. Самый лучший период для пестования малыша от 0 до 6 месяцев.

Обязательным условием пестушек считается эмоциональное взаимодействие с ребенком, ласковые прикосновения, массаж, проводимые в игровой форме. В древности именно такие действия назывались пестованием, которые давали чувство защищенности ребенку, уверенность в том, что он любим, так формировали его правильное самосознание и самооценку. Именно пестушки предшествуют потешкам и прибауткам, которых уже сменяют считалки и заклички. Можно сказать, что первое познание мира малыша идет через пестушки, когда мир для него состоит целиком из мамы, которая знакомит его терпеливо и любя с окружающим миром. А наши бабушки - прабабушки верили, что пестушки еще закладывают счастливое будущее малышу.

Сейчас многие мамы вместо того, чтобы общаться со своим ребенком, покупают ему дорогие развивающие игрушки, ставят слушать музыку, аудио сказки, мультики и т.д. Я не против этого, но считаю, что все-таки мама должна сама как можно больше общаться со своим малышом, а музыка и прочее должны стать лишь дополнением к развитию.

Из моего опыта могу сказать следующее: я обоим своим деткам пестушки пела и пою, в быстром и медленном темпе, громко и тихо, и Викуле, и Тёмочке они нравится. Вика сейчас уже сама знает большое количество пестушек и с удовольствием поет. А Тёмочка едва их услышит, начинает активно мне «подпевать». Оба эти момента для меня бесценны, я понимаю, что так мы дарим друг другу тепло и любовь.

Для тех, кому также нравится малый фольклор привожу примеры пестушек для различных режимных моментов:

При пробуждении малыша:

«Потягунюшки»
Легко поглаживаем малыша - проводим руками от головы до кончиков ног.
Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок!

«Деточка»
Улыбаемся, обнимаем малыша. Затем легко поглаживаем малыша - проводим руками от головы до кончиков ног.
Ах ты, деточка,
Золотая веточка,
Сладкая конфеточка!
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая!

«Петушок»
Обнимаем ребенка, пальчиком «журим петушка».
- Ку-ка-ре-ку!..
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка…
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?

«День и ночь»
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!

при умывании:

«Водичка, водичка!»
Легко проводим ладошками ребенка по его личику.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

«Не боимся мы воды!»
Шлепаем ладошкой малыша по поверхности воды.
Ай, лады, лады, лады!
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся!

«Будем деточку купать!»
Во время купания поливаем ребенка водичкой, зачерпывая воду ладонью или маленьким ковшиком.
Мы не ляжем рано спать,
Дочку (детку) надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки (имя ребенка) худоба!
Дайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку (девчонку/мальчонку).

«Куп-куп!»
Поддерживая сидящего в ванночке с водой малыша, предлагаем ему пошлепать по воде ручками и подрыгать ножками.
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

при кормлении:

«Детку к бабушке пошлём!»
Во время кормления ребенка приговариваем.
Детке шапочку сошьём,
Детку к бабушке пошлём.
Будет бабушка встречать,
Детку кашкой угощать,
Даст ей тёпленький блинок
И румяный пирожок,
Два яичка всмяточку
И баранью лапочку!

«Травка-муравка»
Во время кормления ребенка приговариваем.
Травка-муравка
Со сна поднялась,
Птица-синица
За зерно взялась,
Зайки - за капустку,
Мышки - за корку,
Детки - за молоко!

«Пошёл котик на торжок!»
Во время кормления ребенка приговариваем.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или деточке снесть?

«Ладушки-ладушки»
Вместе с ребенком хлопаем в ладоши, на последних строчках машем кистями рук, как крыльями, затем мягко опускаем ладони на голову малыша.
Ладушки-ладушки!
-Где были?
-У бабушки!
-Что ели?
-Кашку!
-Что пили?
-Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели,
На головку сели!

при переодевании:

«Малыш-голыш»
Кладем малыша на пеленку и заворачиваем ее края, предлагая ему развернуться.
На перинку,
На простынку,
Не на край -
На серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша!

«Наша дочка»
Во время переодевания, а также гигиенических процедур (подстригания ногтей) дотрагиваемся до щечек ребенка, показываем на реснички, щекочем ножки и ладошки.
Как у нашей дочки
Розовые щёчки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.

«Купим детке валенки»
Обуваем ребенка и приговариваем.
Купим детке валенки,
Не больши,
Не маленьки,
А как раз по ножке,
Бегать по дорожке,
По дорожке по прямой,
Да по лесенке домой!

«Идёт Бай!»
Двумя пальцами «шагайте» по спинке, по животику, по ножкам и ручкам ребенка.
Идёт Бай по стене,
Несёт короб на спине.
В коробе сапожки -
Ване (деточке) на ножки,
Топать по дорожке.

при засыпании:

«Баю-баюшки-баю!»
Укладываем малыша в кроватку, легко поглаживаем и напеваем.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок,
И потащит во лесок.
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Нашу детку не буди!

«Котя-коток»
Укладываем малыша в кроватку и приговариваем.
Котя, Котенька-коток!
Котя, серенький лобок!
Иди, котик, ночевать,
Мою деточку качать…
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока,
Ленту красную куплю
И на шейку повяжу!

«Сон и Дрёма»
Укладываем малыша в кроватку и приговариваем.
Ходит Сон
Близ окон.
Ходит Дрёма
Возле дома.
И глядят:
Все ли спят?

«Ночь и день»
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставенку.
Баю-бай,
Засыпай.

малыш учится ходить, ползать и т.п.:

«Вышла кошка за кота!»
Под ритм стихотворения берем малыша за ручку (или за обе ручки) и побуждаем ходить.
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки!

«Большие ноги»
Во время чтения потешки взрослый и малыш ходят по очереди - взрослый большими шагами, а малыш маленькими шажками. Или взрослый вместе с ребенком под ритм стихотворения сначала ходят широкими шагами, затем бегут короткими шажками.
Большие ноги
Шли по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП,
ТОП-ТОП-ТОП.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ!

"Баба сеяла горох!»
Во время чтения пестушки становимся лицом к малышу и берем его за обе руки. Задавая ритм, учим ребенка прыгать, помогая ему - тянем за ручки, то приподнимая над полом, то опуская.
Баба сеяла горох -
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок -
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.

«По ровненькой дорожке»
Задавая ритм, помогаем ребенку потопать ножками, затем попрыгать - показываем малышу движения, побуждаем повторять за нами.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Топ-топ-топ!
По камушкам, по камушкам:
Прыг-скок, прыг-скок!


малыш плачет:
«Не плачь!»
Успокаивая плачущего малыша, прижмите его к себе, обнимите и погладьте по головке.
Не плачь, не плачь -
Куплю калач!
Не вой, не вой -
Куплю другой!
Не реви, не реви -
Куплю сухари!

«Не плачь, детка!»
Улыбаемся малышу, предлагаем что-нибудь вкусненькое.
Не плачь, не плачь, детка -
Вот тебе конфетка,
Вкусные орешки,
И стишки-потешки!

«Не болит!»
Обнимаем и ласково поглаживаем ребенка.
У лисы болит,
У медведя болит,
У волка болит,
А у детки (имя ребенка) не болит:
Всё у детки (имя ребенка) пройдет
И жирком зарастёт!

«Боли, уходите!»
Легко поглаживаем ушибленное место.
Боли, уходите,
Детку отпустите -
На чистое поле,
На синее море,
На тёмный лес,
На калину, на малину,
И на горькую осину.

во время игр "на коленях":
«Тушки-тутушки»
Кладем на пол большую подушку, усаживаем малыша, держа под мышки, и легко подбрасываем во время чтения потешки.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки!
Ух!

«Поехали, поехали!»
Усаживаем малыша на колени, ритмично и легко подбрасываем, а затем делаем вид, что бросаем.
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
Бултых в ямку!

«Тут яма, тут бугор»
Приговаривая пестушку, легонько дотрагивайтесь до волос («лес), лба («поляна»), носа («бугор»), ротика малыша («яма») и т.д. по тексту потешки. В другой раз можно во время чтения потешки взять ручку малыша в свою руку и дотрагиваться до своих волос, лба, носа и т.д.
Тут лес,
Тут поляна,
Тут бугор,
Тут яма,
Тут грудь,
Тут живот,
Тут сердечко живёт.

«Качели»
Посадите малыша на колени к вам лицом и возьмитесь с ним за руки. Затем начинайте раскачиваться вперед и назад (или вправо и влево) в ритме стишка.
Ой-да, ой-да!
На качели сели.
Ой-да, ой-да!
Песенку запели:
- Вверх, вниз!
Вверх, вниз!
Детка, к солнцу
Поднимись!

когда малыш гулит:
Поет, поет Соловушек!
Поет, поет Молоденький!
Молоденький, Хорошенький,
Хорошенький, Пригоженький!

Мне очень нравится статья Аси Валасиной на ее сайте "родная тропинка" о пестушках (пестушки: русские традиции и обряды), всем очень рекомендую с ней ознакомиться.

Скачать текст пестушек, а также аудио сборник с пестушками можно у меня на облаке. Заходите к нам в Инстаграм - у нас всегда очень интересно!

www.babyblog.ru

Пестушки: русские традиции и обычаи

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев. Но в современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слов, букв и цифр с пеленок. А зря. Ведь пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.

Можно встретить такое мнение, что пестушки устарели, и нужны только «для сдачи экзамена в педагогическом колледже или вузе» или для того, чтобы просто занять младенца, поставив ему аудиодиск с народным детским фольклором. Какое ошибочное мнение!!! Потеря культуры пестования младенца привела и приводит к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи (в том числе и с нарушениями звукопроизношения), к росту количества малышей, не говорящих и в год, и в два года.

Что же дают пестушки маме и малышу? От чего мы отказываемся, не используя пестушки в уходе за младенцем? И почему же мы не ценим накопленный веками опыт наших предков? Потому что, наверное, уже забыли, зачем нужны пестушки — нужны в первую очередь младенцу, но нужны  и маме малыша? Об этом я и хочу рассказать в этой статье.

Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:

  1. Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с  утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
  2. Действия мамы –  поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.

В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.

Что же дают пестушки малышу?

1.Эмоциональный диалог с мамой.

Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!

Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.

2.Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта.

Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!

3.В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:

  • Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.

Вот как это было раньше – вспоминает Карпова Нина Леонтьевна (Лешуконский район Архангельской области):

«Маленький ребенок не говорит, а все понимает. Он глазками показывает, смотрит внимательно и слушает, и все-все понимает. И с ним разговариваешь: «дай-дай-дай! Ба-ба, ба-ба, ба-ба, ба-ба! Ма-ма, мА-ма, мА-ма! Па-па-па-па-па-па!» — чтоб он эти слова уже мог выговариать. Он уже умишком смекает, он уж начинает: «Ба, ба, ба,ба…». А разговаривать с ребенком не будешь, так он, конечно, долго не будет говорить».

  • Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках)
  • Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать.
  • В пестушках можно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.

4.В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.

Как же наши бабушки и прабабушки, наши предки использовали пестушки? Как они пестовали малышей?

Пестушка для умывания.

Умывая младенца, приговаривали:

«Свята-Божья водичка,

Умой Боре личико:

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!

Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!

Чтоб ты жил и никогда не хворал!

Расти большой и будь умнОй!»

Пестушки для купания.

Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.

1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:

«Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:

С гоголя вода,

с гоголихи – вода,

А с рабы Божьей Танечки –

вся тягота!

Водичка – под полОк,

А Танечка – на полОк.

Водичка – ниже.

А Танечка – выше!

Вот послушница! Помылась, давай убираться».

2.Когда младенца мыли в бане (Архангельская область), то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»

Пестушки для гимнастики и массажа младенца.

1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:

Скок, скок, скок.

Побежали на мосток.

Побежали на мосток.

Потеряли сапожок.

2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого  кладем ручки на головку малышу.

Кши, кши, сороки!

Кши, кши, белобоки-

Полетели, полетели,

Ване на головку сели!

Сели, посидели,

Песенки попели

И дальше полетели!

Гуси прилетели,

На головку сели.

Сели,посидели.

Песенки запели.

И опять полетели!

3.Сажаем ребенка на колени и качаем, словно он едет по кочкам. Затем колени раздвигаем и ребенок «падает в ямку» (придерживая за ручки, сбрасываем вниз малыша)

По коч-кам, по коч-кам,

По маленьким вершоч-кам.

 В ямку – бууууууух!

А там петух!

Мы ехали, мы ехали

За грецкими орехами

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам.

В ямку – бууууууух!

4.Постукиваем своими пальцами по пяточками младенца в ритм словам пестушки:

Кую-кую-ножку!

Поеду в дорожку!

Куй, куй, чеботок!

Подай, Ваня, молоток!

5.Легонько крутим голову ребенка то направо, то налево и приговариваем слова пестушки:

Кудели, кудели.

Кудели, кудели.

На печи сидели.

Куда Таню (имя ребенка) дели?

Кудели, кудели,

Головушкой вертели!

Кудели, кудели

Пряли две недели!

6. Разводим медленно ручки малыша в стороны, потом перекрещиваем на груди:

«Тяяяяниииии хоооолстыыыы! Тяяяяниииии хоооолстыыыыыы! Тяяниии, потяяяягивай! Поперек поклаааадывай!»

7.Двигаем ножки ребенка к себе и от себя, когда он лежит на спинке (можно делать движение «велосипед»)

Дери-дери-дёрка!

Едет Егорка!

На серенькой лошадке,

В новой шапке.

С бородой. С усами!

Дери-дери-ногами!

8.Когда малыш учится переворачиваться со спины на бок и на живот, то делают упражнение «Каты-покаты». Малыш лежит на спинке. Его легко покатывают-поворачивают с боку на бок то в одну, то в другую сторону.

«Каааааты-покааааты. Женихи богаааты! Каааты-катышооок! Андрей – женишооооок!»

9. Постукиваем по спинке ребенка и говорим:

Что в горбу?

— Денежки.

— Кто наклал?

— Дедушка.

— Чем черпал?

— Ковшичком.

— Дай-ка мне! Дай-ка мне!

10. Упражнение с первых дней малыша. Мама гладит ребенка по бокам от подмышек до пяточек, затем гладит ножки, ручки и поглаживает головку. В ответ на это младенец рефлекторно потягивается, распрямляет ножки и ручки. Говорим пестушку, гладя малыша и протягивая гласные звуки.

Потягууууууунюшки. Порастууууууунюшки!

А в ножки – ходууууунюшки. А в ручки – хватуууууууунюшки!

А в роток – говороооооооок! А в головку – разумоооооооок!»

Тяги-тяги-потягууууушеньки!

На Катюшу порастуууууушеньки!

Расти, доченька,здороооооовая!

Как яблонька садооооовая!

11. В пестушке «Мешу тесто» очень ласково и осторожно «переваливаем» голову малыша с ладони на ладонь.

Мешу, мешу тесто!

Есть в печи место!

Пеку, пеку, каравай!

Головоньку валяй, валяй!

12.В следующей пестушке ручки ребенка двигают к себе и от себя.

Трататаааа! Трататааааа!

Пожалуйте решетаааа!

Мучки посейте, пирожки затейте!

Ай-тпруки-тпруки-тпруки!

Я насеяла муки!

Замесила пироги!

На пшеничных дрожжах!

Не удержишь на вожжах!

Тпрушечки-потрушечки.

Испекли ватрушечки!

Ватрушечки-колобушечки!

Нашему Андрюшечке!

13. В такт пестушке легонько стучат то ладошкой, то локотком малыша по столу:

Ай-тукиии-тукиии-тукиии.

Застучали молоткиииии!

Застучали молоткиииии!

Заиграли в локотки!

Тук-тук-ло-ко-ток!

Скоро Машеньке годок!

14. Когда малыш лежит на спинке и гулит, то наклоняются над ним так, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице и говорят четко, протягивая гласные (приговаривая, гладят малыша):

Гули-гули-гулёёёёёночек!

Гули-гули-голубёёёёночек!

Пой, пой, хорооооошенький!

Хорошенький. Пригоооооженький!

Чтоб был здоровёёёшенький!

15. Когда малыш лежит на спинке, гладят его животик по часовой стрелке и приговаривают:

Хорошеньким хорошок!

Пригоженьким пригожок!

Стройненьким стройняшок!

Родненьким родняшок!

Ой ты мой, сыночек – пшеничный колосочек!

Лазоревый цветочек, сиреневый цветочек!

16. Когда младенец лежит на спине, «переступают» его ногами по кроватке:

Эх, топни, нога!

Топни, правенькая!

Как Катюша хороша-

Наша маленькая!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Всем мамам, бабушкам, педагогам очень советую познакомиться с книгами Ботяковой О.Ю. «Мамин массаж с потешками» и Науменко Г.М. «Народная мудрость и знания о ребенке». В них Вы найдете много пестушек для детей раннего возраста.

Приговорки, пестушки, потешки были тесно связаны с традициями и обычаями русского народа. На первом  году жизни ребенка такими знаменательными событиями были первый зуб и первый шаг.

Когда взрослые видели у малыша первый зуб, то они говорили:

Расти-расти, зубок.

Твердый как дубок!

И обязательно покупали подарок, чтобы зубки росли крепкими. Во Владимирской области кто первый увидел зубок, тот покупал любой беленький материал на рубашечку для младенца. В Архангельской области тот, кто первый ощупал первый зубок, дарил поясок для рубахи. Пекли пирог под названием «зубок», а гости приносили пряники, калачи, пироги. В Вологодской области на первый зубок покупали серебряную ложечку.

А вот как стимулировали малыша к первому шагу. Вспоминает Справцева Харитина Ивановна (р. 1912 г) Брянская область:

«Когда ребенок впервые встает на ножки, говоришь:

Ай, дыбочки-дыбОк,

Скоро мальчику годок!

Вставай-ка дыбок,

Достанешь потолок.

Вставай и повыше,

Достанешь до крыши!

И зовешь его к себе, чтобы он пошел: «Ну-ка дыбоньки, ходи, дыбоньки! Ну-ка ножками дыбоньки! Ну давай, миленький, хорошенький, пригоженький!» И целуешь его тогда, и милуешь, и ласкаешь, и вкусненькое ему даешь. Это как он тольлко чуть ступнёт. И обязательно купляешь обновку ему, обновку-обувку какую-то на ножки там, чтобы становился на ножки и бегал по дорожке».

А девочке говорили по-другому. Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна, Белгородская область (р.1926):

«Ну-ка, Танечка. Встала. Давай постоим на ножках. Ну-ка дыбкИ-дыбкИ-дыбкИ! Можешь стоять дыбки. Потом ножкой переступать. Как будем ходить? Давай пробуй, пробуй. Раз, два…ой-ой-ой, упала! Ну ничего. Ну-ка вставай! Обратно дыбочки. Ой. Умница. Ну, какая умница! Скоро будешь бегать у нас:

«Ай. дыбОк, дыбОк, дыбОк.

Завтра Танечке годок!

Купим Танечке платок!

Во всю голову цветок!»

Когда малыш начинал ходить, то его первые шаги сопровождали действием «снятия пут», чтобы дать малышу возможность «ходить шибко и скоро». Для этого взрослые делали между детскими ножками движение, имитирующее разрезание, отчего действие и называлось «путы резать». Также делали и в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить.

Вспоминает Васькина Клавдия Петровна (р.1927), Волгоградская область: «Глядь! Наш Ваня ходит! Ну-ка давай первый шажок делай! – Только он шагнул, а ему между ног ножом по земле раз-крест. – Ну. Всё, перерезали Ване путы. Теперь он пойдет, будет бегать, будет крепко на ножках стоять. Ходи, Ваня!»

Завершалось младенчество пострижИнами. Так назывался обряд первого подстригания ребенка, который происходил, когда малышу исполнялся год. Это время неслучайно, т. к. именно в год у ребенка появляются очень важные человеческие качества – речь и ходьба. А вот нестриженость – признак природы – животные, домовые, лешие. До года малыша не стригли, а снятие волос рассматривали как признак принадлежности к миру людей. Во время пострижин малыша сажали на овчину, которую выворачивали мехом вверх. Стригли малыша или крестные родители, или повивальная бабка, или отец, но не мать. Сначала выстригали крест, а потом стригли оставшиеся волосы. Затем на ребенка надевали новую рубаху, крестик и подпоясывали. Если до обряда малыш был предметом забот взрослых, то после него он был уже активным существом. После пострижин малыш считался человеком, который мог самостоятельно перемещаться, есть, понимал речь и говорил. Младенчество закончилось.

Нужны ли нам знания этого опыта предков? Будут ли наши дети, внуки и правнуки пестовать своих малышей? Чем интересны для Вас пестушки? Приглашаю обсудить это в комментариях.

Коллекцию пестушек Вы можете найти в видеоролике «Пестование младенцев» в моей статье «Месячный ребенок»

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

rodnaya-tropinka.ru

Пестушки, песенки для детей дошкольного возраста

С рождения детей знакомят с пестушками, песенками, прибаутками. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?

Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом — все это называется емким словом — фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки, составлявшие основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Пестушки — от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок.

Или:

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки.

Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!

У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.

Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.

Ребенок никогда не забудет, как папа качал его на ноге и напевал:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскок,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух!

Одни игры готовили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табуретку, водил малыша и приговаривал:

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Или:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

 

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Другие игры развивали речь малыша:

— Ладушки-ладушки,

Где были?

— У Аннушки.

— Что ели?

— Оладушки.

— Где оладушки?

— Съели…

Нет оладушек!

Потешки учили действиям:

— Ладушки, ладушки!

Где были?

— У бабушки.

— Что вы ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Простоквашку.

— Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у:

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

 

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдет,

Через киску упадет!

 

Уходи с дороги, кот!

Кукла Танечка идет,

Кукла Танечка идет,

Ни за что не упадет!

Для детей начала второго года жизни подбираются потешки, которые помогают при кормлении, подготовке ко сну, умывании. Очень важно, если взрослые владеют фольклорным словом и могут эмоционально передать слова потешек.

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Одевая ребенка на прогулку, можно отвлечь его словами:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая.

Наша Маша черноброва.

Причесывая девочку, приговаривали:

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Потешки можно использовать, делая растирание или массаж.

Трушечки-потрушечки,

Пекла бабка ватрушечки,

Ватрушечки, колобушечки.

Поглаживая ручки, можно приговаривать:

Ладошка-локоток,

Ладошка-локоток,

Локоток-ладошка,

Будь здорова, крошка! (Приговаривают девочке.)

Расти крепеньким, сынок! (Приговаривают мальчику.)

Есть такая бесконечная сказочка про сову, перед которой деткам говорят: «Слушай и не перебивай!»:

Летела сова —

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Сказывать дальше?

Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает:

Ай, люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить:

«Чем же (имя) накормить?»

Один сказал: «Кашкою!»

Другой: «Простоквашкою!»

Ну а третий: «Молочком

И румяным пирожком!»

От икоты рассказывают прибаутку:

Икота, икота,

Поди на Федота,

С Федота — на Якова,

С Якова — на всякого.

(Иногда добавляют: «А со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото».)

Если малыш плачет, можно рассказать:

Ты не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Фольклор и традиции русского народа, богат и бесценен, ведь за все свое существование, мамами, бабушками, нянями было придумано огромное количество потешек, песенок и пестушек. Благодаря этому, теперешним мама не стоит фантазировать и придумывать что-то новенькое, все уже давным-давно придумано. Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, но они до сих пор не утратили своей актуальности. И сегодня дети ожидают от близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.

Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство, и в этом нам помогает народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело включать их в повседневную речь.

Проснувшись с утра, малыш начинает требовать обращения к себе внимания. При этом ребенок начинает плакать, можно убаюкать и успокоить его с помощью какой-нибудь утренние пестушки, потешки. Для этого можно взять малыша на руки и, качая его, в такт петь ему потешки, ни один малыш, не устоит и уже скоро успокоится. Вот такие интересные и забавные потешки для маленьких детей, стоит использовать каждый день, при общение с малышом.

Наряду с потешками, не менее популярными и распространенными считаются пестушки. Пестушки – это те же самые потешки, единственное чем они отличаются, это то, что при напевание веселых убаюкивающих песенок, следует массажировать тело ребенка с помощью определенных движений. Такие вот интересные знания, как потешки-пестушки, оставили нам наши предки. Не стоит пренебрегать ими, а уж точно и не пользоваться.

Педагоги детских садов используют в практике этот богатейший материал «народной азбуки», составляют памятки для родителей, например, такие как «Вместе с малышом пропой, проговори и выполни».

azbyka.ru

Короткие потешки и пестушки для малышей ~ Я happy МАМА

Раньше потешки и пестушки были неотъемлемой частью воспитания ребенка. Они передавались из поколения в поколение, и это был замечательный способ общения с младенцем. Сегодня мы все реже и реже используем эти забавные фольклорные стишки и даже не подозреваем о той колоссальной пользе, которую они несут.

Прежде всего, потешки и пестушки – это способ налаживания контакта с малышом и приятные эмоции. Во время пестушки можно делать легкий массаж ребенку, поглаживать ручки и ножки. Когда мама проговаривает ритмичную пестушку или потешку, она делает это выразительно, ласково, протягивая гласные звуки. Такая речь нравится малышам, они ее понимают, и тем самым закладываются основы для развития речи уже с первых месяцев жизни крохи. И для этого вам не надо ничего специально делать – просто приятно проводить время с малышом, сопровождая некоторые свои действия потешками или пестушками.

С помощью потешек и пестушек можно играть с ребенком и знакомить его с окружающим миром через простое и легкое общение. Незаменимы они и тогда, когда надо отвлечь или успокоить ребенка, приучить к повседневной рутине: умываться, одеваться, расчесываться, ложиться спать. С потешками осваивается родная речь, развивается мелкая моторика, чувство ритма и налаживается эмоциональная связь между мамой и малышом.

Все это веские причины, чтобы не забывать баловать и развлекать малыша веселыми потешками, прибаутками и пестушками.

Утром, когда малыш проснулся

Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Потягушки-порастушки:
В рученьки – хватушки,
В ноженьки – ходушки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок!

Кто, кто в этой комнате живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась,
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала!
(А. Барто)

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.

Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Саше спать не даешь?

Для умывания

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Гуси-лебеди летели,
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали.

Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Для расчесывания

Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса:
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Для одевания

Маша варежку надела.
“Ой, куда я пальчик дела?”
Маша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!

У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.

Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

Когда готовим еду

Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробышкам дадим.

Кастрюля-хитруля
Нам кашку сварила
Платочком накрыла.
И ждет-пождет,
Кто первым придет?

Тушки, тутушки,
Пекла мама витушки,
Пекла мама витушки
Для любимого Илюшки.

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.

Для кормления

Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Каша вкусная дымится,
Саша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.

Кот на печку пошел –
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.

Наш Ванюша непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «Кашкою»,
Другой: «Простоквашкою»,
Третий скажет: «Молочком,
И румяным пирожком».

Пышка, лепешка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Нашу деточку кормите.

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Для первых шагов

Детка, детка маленька,
Маленька удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, детка, ножкой

Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.

Для утешения

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.

Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.

Для укладывания спать

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок,
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай…

Уж ты, котенька-коток,
Котя – серенький хвосток!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу Машеньку качать,
Нашу Машеньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

Ходит сон у колыбели –
Баю, баю.
Чьи тут глазки спать хотели –
Знаю, знаю.
Ты не три их кулачками, закрывай,
Сон качает колыбельку.
Засыпай.

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Смотрите также: Развитие речи ребенка. Что советуют Монтессори-педагоги Терапевтический эффект народных колыбельных Французский опыт: 10 советов для работающих мам

ihappymama.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *