№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Сентябрь | ||||
1 | Луг | Акварельные краски+восковые мелки | Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете | |
2 | Ваза для цветов | Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | |
3 | Бабочки | Монотипия | Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | |
4 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | |
5 | Ежики на опушке. | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | |
Рябина | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев).Развивать чувство композиции, цветовосприятие | ||
7 | Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек | Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Развивать чувство композиции, цветовосприятие | ||
8 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Октябрь | ||||
9 | Листопад | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | |
10 | Осенние листья | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции | |
11 | Георгины в вазе (с натуры) | Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой | ||
12 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | |
13 | Ковер из осенних листьев | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | |
14 | Роспись дымковской игрушки | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. | ||
15 | Платье | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Закрепить умение украшать платье | |
16 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Ноябрь | ||||
17 | Осеннее дерево | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | Учить изображатьбражатьизображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках | |
18 | Кошечка | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | |
19 | Городецкие узоры | Закрепить знания детей о городецкой росписи. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции | ||
20 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | |
21 | Снежок | Монотипия. Рисование пальчиками | Закрепить умение изображать снег,используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | |
22 | Осенние дары | Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции | ||
23 | Красивая тарелочка | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. | ||
24 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
nsportal.ru
Месяцы по неделям | Тематика | Содержание программы | Работа, вид |
Сентябрь (1 нед.) | Бабочки. | Знакомить детей с монотипией, научить их создать четкое изображение, развить аккуратность и выразительное мышление. | Техника монотипия и ее освоение. |
Сентябрь (2 нед.) | Красивый осенний букет | Знакомить детей с кляксографией и показать ее возможности. Научить дорисовывать детали цветов, для придания им законченности. | Техника кляксография и ее освоение |
Сентябрь (3 нед.) | Шары воздушные | Хорошо закрепить представление ребят о цветовом разнообразии и ознакомить их с хроматическими и ахроматическими цветами. Дать им полное понятие цветовой гаммы с помощью введения новых оттенков. | Смешивание основных цветов для получения более сложных оттенков и его освоение. |
Сентябрь (4 нед.) | Варенье и компоты | Знакомить деток с печатанием фруктами — новым видом изобразительной техники и упражнять их в печатании. Развивать световосприятие, наблюдательность. | Печатание фруктами и ее освоение. |
Октябрь (1 нед.) | Сказочный лес | Воспитать интерес и эмоциональную отзывчивость к красивой осенней природе. Знакомить с «печатью растений». Развить у детей представление художественного образа через формы природы. Развить чувство композиции. | Техника печатания растениями – как новый вид изобразительной техники и ее освоение. |
Октябрь (2 нед.) | Пестренький котенок | Знакомить ребят с тычком — пуантилизмом. Научить рисовать гуашью ватной палочкой, затем смешивать краски. Развить эстетику. | Пуантилизм и ее освоение. |
Октябрь (3 нед.) | Смородина красная | Воспитать эстетическое отношение к природе, представляя ее образ в личном творчестве. Расширить знания детей о внешнем мире, показать внешний вид красной смородины. Сформировать чувство ритма и композиции и научить объединять различные техники творчества в одной работе. | Совмещение пуантилизма и печатания листьями в одной работе и их освоение. |
Октябрь (4 нед.) | Подводный мир | Знакомить детей с мыльными пузырями. Продолжать обучению с гуашью. Воспитать интерес к изобразительному творчеству и способствовать развитию мышления, воображения, художественных навыков, внимания. | Рисование мыльными пузырями и ее освоение. (Заготовить фон для будущего коллажа). |
Ноябрь (1 нед.) | Цветные рыбки | Используя акварельные карандаши, вызвать интерес детей к рисованию. Добиться выразительного образа рыбки. Знакомить детей с коллажем. Закрепить способность пользоваться трафаретами, клеем, ножницами. Развить самостоятельность. | Написание картины акварельными карандашами, коллаж и ее освоение. |
Ноябрь (2 нед.) | Унылая пора! Очей очарованье | Научить детей способности отражать в картине осенние признаки, которые соответствуют поэтическим строкам. Использовать разные методы рисования деревьев (пятно, которое замкнуто контуром, изображенное ладошкой, кулачком дерево). Развить эмоциональные чувства, фантазию. Закрепить способность отличия пейзажа от картин иного содержания. | Рисование пальцами, ладошками. |
Ноябрь (3 неделя) | Рисуем по образцу | Расширить кругозор детей о сложных предметах, развить умение нахождения взаимосвязи главного и второстепенного. Научить ребят смотреть с разных сторон на одну и ту же форму и помочь увидеть разнообразие предметов, развить фантазию. Способам изображения различных объектов обучать приемом рисования готовых образцов различных геометрических форм. Развить моторику рук. | Написание картины по образцу и его освоение. |
Ноябрь (4 нед.) | Незаметный зверек | Знакомить ребят с техникой рисования свечой и продолжать обучению образцов. Закрепить способность использовать разные материалы, представление о сочетании цветов. Развить фантазию, самостоятельность в выборе интересного сюжета. | Рисования свечой и ее освоение. |
Декабрь (1 нед.) | Снегири на ветвях | Знакомить детей с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Научить снегирей рисовать. Повторить знания о зимующих птицах нашей страны. Воспитать заботу и любовь к птицам. | Рисование тычком жесткой, сухой, кистью и ее освоение. |
Декабрь (2 нед.) | Узоры зимы | Знакомить детей монотипией (отпечатки), рисованием нитками. Показать возможности и особенности рисования этими способами. Развить фантазию, образное мышление, цветовосприятие и вызвать интерес к творчеству. | Продолжение освоения монотипия. |
Декабрь (3 нед.) | Письмо для Дедушки мороза | Создать предновогоднее нестроение. Учить детей представлять свои желания рисунок и в понравившейся технике самостоятельно выполнять работу. | Самостоятельная работа ребят. |
Декабрь (4 нед.) | В лесу родилась елочка | Продолжать обучать детей различным нетрадиционным способам изображения, знакомить их с новым необыкновенным изобразительным материалом. Развить способность подбирания цветовых сочетаний для своей композиции. Научить аккуратному использованию клея, выкладыванию нити четко по нарисованному контуру, а также развить координацию движений рук. | Рисование нитками. |
Январь (2 нед.) | Чародейка зима | Знакомить с набрызгом. Учить новым методам получения изображений. Развить внимание. | Техника рисования – набрызг и ее освоение. |
Январь (3 нед.) | Волшебный зимний лес | Продолжить обучение детей самостоятельной передачи сюжета зимнего пейзажа с использованием техник. Развить интерес детей к изобразительному творчеству. Научить изображать предметы оттиском капустного листа и включать в картину елки, снеговики. | Техника – оттиск (капустный лист) и ее освоение. |
Январь (4 нед.) | Снеговики и их семья | Познакомить детей с оттиском тканью. Создать веселое настроение, вызвать позитивные чувства у детей и продолжить развивать воображение. | Оттиск тканью и ее освоение. |
Февраль (1 нед.) | Мелодичный рисунок | Развить цветовосприятие с помощью музыки и рисования. Улучшить способность соотношения цвета с музыкой, сравнивая различие наиболее красочных способов музыкальной выразительности, таких как динамика, темп, ритм. Научить детей импровизировать с цветовым пятном. | Работа ребят по мнениям от прослушанной музыки. Техника выбирается по желанию детей. |
Февраль (2 нед.) | Цветное небо | Научить детей рисовать по мокрой бумаге. Развить чувство композиции, формы цвета. Привить желание восхищаться природой. | Рисование по мокрой бумаге и ее освоение. |
Февраль (3 нед.) | Соленое море | Обучить новому приему рисования: посыпать соль по мокрой краске для придания изображения объемности. Продолжать развивать воображение деток. Повторить навыки рисования красками, а также способность смешивать краску на палитре для получения необходимого оттенка. | Освоение техники рисования с солью по сырой краске. |
Февраль (4 нед.) | Картинки из цветной нитки | Познакомить детей рисованием нитью (ниткографией). Развить цветовосприятие и умение подбирать для композиции цветовые сочетания, развить, творческое воображение. | Ниткография и ее освоение. |
Март (1 нед. ) | Вид у озера | Повторить с детьми знания о пейзаже. Продолжить знакомить монотипией техникой изображения пейзажа, показать ее особенности. Объяснить детям, что пейзаж можно придумать самому, а не только нарисовать с натуры. Развить умения ребят создавать композицию, с самостоятельным подбором цветовой гаммы в соответствии с сюжетом. | Продолжение знакомства с монотипией. |
Март (2 нед.) | Превращение ладошки | Улучшить умение делать отпечатки ладонями и дорисовать их до отчетливого образа. Развить творчество. | Рисование ладонями. |
Март (3 нед.) | Красивый подарок маме | Улучшить умения детей в разных изобразительных техниках. Развить композиционное и ритмическое чувство. | Самостоятельная работа ребят. |
Март (4 нед.) | Весеннее воображение | Научить рисованию способом размывания красок на стекле и оттиска стекла на бумажный лист. Определить краски «Весны», развить воображение. | Техника рисования — оттиск стеклом и ее освоение. |
Апрель (1 нед.) | Дерево весной | Продолжить знакомить ребят с «кляксографией». Обучить их совмещать две техники в одном рисунке (кляксография и пуантилизм). Закрепить способность пользования знакомыми способами техники для создания рисунка, развить цветовосприятие, умение делать заключения. Развить дыхательную систему, фантазию и мышление. | Кляксография, пуантилизм и их освоение. |
Апрель (2 нед.) | Планеты | Повторить с детьми технику коллаж. Улучшить способность пользоваться трафаретами, ножницами, клеем. Развить, самостоятельность и аккуратность. | Заготовка деталей для коллажа, упражняться в вырезании. |
Апрель (3 нед.) | Дали вселенной | Обучить создавать образ неба со звездами, с использованием смешения красок, набрызга. Развить цветовосприятие. Упражняться в рисовании с помощью данной техники и коллажа. Научить самостоятельно располагать картины на бумажном листе. Развить чувство прекрасного. | Коллаж и ее освоение, а также продолжить набрызг. |
Апрель (4 нед.) | Верба праздничная | Объяснить, почему верба – символ Пасхи. Знакомить детей с пастелью. Научить рисовать вербу пастелью по затонированной бумаге. | Рисование техникой пастель. |
Май (1 нед.) | Праздничный фейерверк | Знакомить детей с восковыми мелками + акварель. Закрепить знания детей о праздниках 1 и 9 мая, научить рисовать салют, соблюдать цветовой колорит. | Восковые мелки + акварель и ее освоение. |
Май (2 нед.) | Одуванчики – легкое чудо природы | Продолжить формировать у детей художественные способности с помощью «набрызг». Обучить особенностям изображения объектов с помощью этой техники, развить мелкую моторику, восприятие прекрасного, развить воспитывать заботливое отношение к природе с помощью искусства. | Продолжение осваивания техники – набрызг. |
Май (3 нед.) | Вот и наступило лето | Повторить умение ребят изображать понравившейся техникой. Развить интерес к индивидуальной художественной деятельности. Воспитать усидчивость, аккуратность, эстетику. | Индивидуальная работа, техника изображения по выбору деток. |
metodbv.ru
№ п/п | Тема недели | Тема НОД | Способ нетрадиционной техники | Программное содержание | Рекомендуемая литература | |||
СЕНТЯБРЬ | ||||||||
1. | Прощай, Лето. День Знаний | «Лето красное прошло» | «Кляксография» | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях). Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать воображение. | Источник №1 стр45и источник№2. Стр.56 | |||
2. | Витаминная корзина | Полезные фрукты. «В садах созрели яблоки» | Рисование по мятой бумаге («художественный мусор») | Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой с использованием технике по мятой бумаге; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. | Источник №1. Стр47, источник №3 стр31 | |||
ОКТЯБРЬ | ||||||||
3. | Разноцветная Осень | «Осенний лес» | Акватипия (акватушь) | Познакомить с техникой акватипия. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам. | Источник №1. Стр49. Источник №3стр42 | |||
4. | День Народного Единства | « Салют» | Рисование мыльными пузырями | Продолжать знакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить аккуратно пользоваться пузырями ,недостающие детали дорисовывают по своему усмотрению. | Источник №1. Стр40 Источник №3стр10 | |||
НОЯБРЬ | ||||||||
5. | «День матери» | «Платок для мамы» | Ниткография | Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным. | Источник №1. Стр52 | |||
6. | «По улицам города Советский» | «Мой любимый дом» | Диатипия. | Учить детей рисовать при помощи техники диатипии ( накладывание белого листа бумаги на покрашенную поверхность картона и рисование заостренной палочкой, ) наносить краску поролоном. Закреплять умение удачно располагать изображения своего дома на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники диатипия. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки. | Источник №1. Стр45. | |||
ДЕКАБРЬ | ||||||||
7. | Новый год | « варежка Деда Мороза » | Фотокопия ( рисование свечой или восковыми мелками) | Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение. | Источник №1. Стр41. | |||
8. | Новый год | «Новогодняя ночь» | Техника граттаж | Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. | Источник №1. Стр50 Источник №4стр16 | |||
ЯНВАРЬ | ||||||||
9. | Россия- Родина моя | «Флаг России » | Волшебные опилки | Активизировать экспериментирования дошкольников, способствовать использование в качестве изобразительного и декоративного материала всего того, что находится под рукой: песка, опилок, листьев и т. д. | Источник №1. Стр59. | |||
10. | Зима в природе | «Следы зверей на снегу» | штампы | Закрепить умение рисовать штампами. Учить детей передавать силуэт следа животных; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. | Источник №1. Стр39. Источник №4стр12 | |||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||
11. | Будем добрыми | «Конфета для друга» | Монотипия (пятнография) | Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества. | Источник №1. Стр37. Источник №4стр28. | |||
12. | День Защитника Отечества | « Военные корабли» | Техника размытого рисунка (рисование по сырой бумаге) | Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать море и корабли в вдалеке, способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке туманного впечатления. Развивать творческое воображение. | Источник №1. Стр36. | |||
МАРТ | ||||||||
13. | Международный женский день | «Мимоза» | Рисование тычком | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. | Источник №3стр. 7, 37. | |||
14. | Весна. | « Березы весной» | Рисование тычком | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания. | Источник №3стр. 7, 58. | |||
АПРЕЛЬ | ||||||||
15. | Я житель Земли. Народная культура и традиции | «Матрёшка» | Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками. | Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности. | Источник №1. Стр26. | |||
16. | Весна | «Весеннее небо» | Рисование «по -мокрому» | Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. | Источник №1. Стр36. | |||
МАЙ | ||||||||
17. | День Победы | Праздничный салют | Техника граттаж | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. | Источник №1. Стр50 Источник №4стр16 | |||
18. | Лето | «Здравствуй, лето!» | Коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения техник (фон листа – «рисование по- мокрому», деревья – рисование тычком, бабочки – лоскутные фантазии. | Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года. | Источник №1. Стр36, 7, 58, 65. |
infourok.ru
№ п/п | Тема недели | Тема НОД | Способ нетрадиционной техники | Программное содержание | Рекомендуемая литература | ||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1. | Прощай, Лето. День Знаний | Бабочки. | Монотипия | Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление | Источник №1 стр45и источник№2. Стр.56 | ||
2. | Витаминная корзина | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Источник №1. Стр47, источник №3 стр31 | ||
ОКТЯБРЬ | |||||||
3. | Разноцветная Осень | Рябина | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие. | Источник №1. Стр49. Источник №3стр42 | ||
4. | День Народного Единства | Дымковская игрушка | Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек | Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Развивать чувство композиции, цветовосприятие. | Источник №1. Стр40 Источник №3стр10 | ||
НОЯБРЬ | |||||||
5. | «День матери» | Осенние листья | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции | Источник №1. Стр52
| ||
6. | «По улицам города Советский» | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Источник №1. Стр45.
| ||
ДЕКАБРЬ | |||||||
7. | Новый год | Снежок. | Монотипия | Рисование пальчиками Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Источник №1. Стр41.
| ||
8. | Новый год | Новый год. | Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки | Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акврель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках | Источник №1. Стр50 Источник №4стр16 | ||
ЯНВАРЬ | |||||||
9. | Россия- Родина моя | Фантазии | Кляксография, | «знакомая форма – новый образ» Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение» | Источник №1. Стр59.
| ||
10. | Зима в природе | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Источник №1. Стр39. Источник №4стр12 | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
11. | Будем добрыми |
Комнатное растение | Различные | Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с акварелью | Источник №1. Стр37. Источник №4стр28. | ||
12. | День Защитника Отечества | Полярная ночь | Техника размытого рисунка (рисование по сырой бумаге) | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности | Источник №1. Стр36. | ||
МАРТ | |||||||
13. | Международный женский день | Подарок маме | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по – разному |
Источник №3стр. 7, 37. | ||
| Весна. | Весенние цветы | Акварель + восковой мелок | Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие |
Источник №3стр. 7, 58. | ||
АПРЕЛЬ | |||||||
15. | Я житель Земли. Народная культура и традиции | «Матрёшка» Познакомить детей с семеновскими матрешками | . Учить определять колорит, элементы росписи | Источник №1. Стр26. | |||
16. | Весна | Цветы | Монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью | Источник №1. Стр36. | ||
МАЙ | |||||||
17. | День Победы | Праздничный салют | Техника граттаж | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. | Источник №1. Стр50 Источник №4стр16 | ||
18. | Лето | Одуванчики. | Восковой мелок+акварель, тычкование | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно | Источник №1. Стр36, 7, 58, 65.
|
nsportal.ru
№ п/п | Тема проекта | Тема НОД | Способ нетрадиционной техники | Программное содержание | Рекомендуемая литература |
СЕНТЯБРЬ | |||||
1. | Прощай, Лето. День Знаний | «Лето красное прошло» | «Кляксография» | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях). Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать воображение. | Стр.26 , Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, — 208 с.. 16 л., вкл. |
2. | Хочу быть здоровым | Полезные фрукты. «В садах созрели яблоки» | Рисование тычком. | Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. | Стр.31 Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.» |
ОКТЯБРЬ | |||||
3. | Осень | «Осенний лес» | Отпечатывание сухих листьев | Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам. | Стр.42, занятие 12. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл. |
4. | День Народного Единства | «Спасская башня Кремля» | Шаблонография | Продолжать знакомить с техникой шаблонографии. Продолжать учить аккуратно обводить заготовленные шаблоны будущего рисунка. Конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формировать общественное представление, любви к Родине. | Стр. 103, зан.94. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл. |
НОЯБРЬ | |||||
5. | Я в мире человек, моя семья | «Платок для мамы» | Ниткография | Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным. | Стр.20, зан.6 Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр. |
6. | Я в мире человек, моя семья | «Мой любимый дом» | Оттиск поролоном | Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки. | Стр.87. зан.71 Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл |
ДЕКАБРЬ | |||||
7. | Новый год | «Зимний лес» | Оттиск смятой бумагой | Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение. | Стр19, зан.1 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 95 с. |
8. | Новый год | «Новогодняя ночь» | Техника граттаж | Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. | Стр.61, зан.38 Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл |
ЯНВАРЬ | |||||
9. | Зима | «Морозные узоры на окне» | Свеча+акварель | Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком). Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество. | Стр.33, зан.16 Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр. |
10. | Зима | «Пурга» | Рисование «по-мокрому» и «набрызгом» | Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Учить детей передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме; закреплять знаний детей о цветообразовании; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. | Стр.23, зан.8 Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр. |
ФЕВРАЛЬ | |||||
11. | Дружба | «Конфета для друга» | Монотипия предметная | Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качства. | Стр.78, зан.32 Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, — 208 с.. 16 л., вкл. |
12. | День Защитника Отечества | « Военные корабли» | Рисование «по-мокрому», отпечатывание поролоном, рисование ватными палочками. Пластилинография. | Закреплять навыки рисования при помощи совмещения техник нетрадиционного рисования. Познакомить с техникой «пластилинографии» Показать разные интеграции рисования и лепки. Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. | Стр.174, зан.80 Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, — 208 с.. 16 л., вкл. |
МАРТ | |||||
13. | Международный женский день | «Мимоза» | Рисование тычком | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. | Стр.37, зан.6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.-64 с.» |
14. | Хочу быть здоровым | «Фруктовая сказка» | Ниткография | Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными продуктами питания. | Стр.11, зан.3 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 95 с. |
АПРЕЛЬ | |||||
15. | Народная культура и традиции | «Матрёшка» | Нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками. | Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности. | Стр.40, зан.6 «Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: Сценарий интеграционных занятий в подготовительных к школе группах» Авт.составитель А.Н.Чусовская. – М.: АРКТИ, 2011. – 72 С. (учимся творчеству). |
16. | Весна | «Весеннее небо» | Рисование «по-мокрому» | Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. | Стр.168, зан.77 Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006, — 208 с.. 16 л., вкл. |
МАЙ | |||||
17. | День Победы | Праздничный салют | Техника граттаж | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. | Стр.106, зан.100 Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл |
18. | Лето | «Здравствуй, лето!» | Коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения техник (фон листа – «рисование по мокрому», тампонирование; деревья – отпечатывание листьев; дома – шаблонография; и т.п. | Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года. | Стр56, зан.34 Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 стр. |
sundekor.ru
Перспективный план по нетрадиционной технике рисования в старшей группе.
Сентябрь
1. «Осенние деревья»
Задачи: учить детей отображать в рисунках впечатления осени. Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, Воспитывать интерес к процессу рисования, аккуратность. Техника-печать листьями
2. «Вкусные дары щедрой осени»
Задачи: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать фрукты, овощи. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм. Способствовать формированию понятия «натюрморт». Обратить внимание на многоцветие окружающего мира. Познакомить с понятием «тональность». Техника- монотипия предметная
Октябрь
1. «Осенний букет»
Задачи: учить детей рисовать осенние цветы (астры, хризантемы и т. д.), любоваться их красотой, самостоятельно выбирать тёплую или холодную гамму красок. Развивать у детей чувство цвета, формы; воспитывать интерес к рисованию. Вызвать интерес к работе. Техника — ниткография
2. «Хоровод осенних листьев»
Задачи: вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, интерес к ним. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие цвета. Продолжать осваивать технику рисования по сырой бумаге. Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки. Техника — рисование по сырой бумаге
Ноябрь
1. «Волшебные пальчики». Рисование узора на бумаге разной формы
Задачи: продолжать знакомить детей с рисованием пальцами; формировать интерес к рисованию, развивать бытовые навыки. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования, рисование узора на бумаге разной формы. Техника – рисование пальчиками
2. «Привращения»
Задачи: развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, развивать фантазию. Техника – рисование ладошка
Декабрь
1. «Кто живёт в зимнем лесу»
Задачи: учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки. Техника- штриховка
3. «Новый год»
Задачи: учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, создавать. Развивать изобразительные умения детей в рисовании, их творческое воображение, активность. Закрепить приёмы рисования с помощью штампов. Техника- штамповка
Январь
1. «Как весело было на празднике ёлки»
Задачи: учить составлять сюжет композиции, развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению, разбираться в «весёлых» и «грустных» тонах. Техника- набрызг
2. «Зимушка-зима»
Задачи: вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, эмоциональный отклик на поэтические образы. Учить детей отображать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита. Развивать творчество детей. В работе использовать нетрадиционную технику рисования «тычок». Развивать творчество детей
Февраль
1. «Мы веселые ребята»
Задачи: учить рассматривать новую композицию, Учить составлять узор, выделяя края завитками и украшая их знакомыми одинаковыми элементами. Техника — кляксография
2. «Звездный коллаж»
Задачи: воспитывать умения выделить яркость узоров, нежность и лёгкость. Обучить детей новому способу рисования с помощью мыльных пузырей. Обучить детей методам нетрадиционного рисования (отпечатыванию). Развить навык симметричного вырезывания (сложенного пополам). Развить чувство композиции, желание рисовать нетрадиционным способом.
Март
1. «Море»
Задачи: воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок.
Работы получаются очень нежными и изящными. как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю. Учить детей фантазировать Техника – рисование по сырой бумаге
2. «Ранняя весна»
Задачи: развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие весенней природы. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки, смешивая краски разного цвета. Учить располагать сюжет на всём листе бумаги. Техника –монотипия по стеклу
Апрель
1. Рисуем сказку «Колобок»
Задачи: учить придумывать сюжет рисунка, составлять композицию, передавать характер образа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образное представление, воображение, наблюдательность, внимание. Техника – рисование по фактурной поверхности
2. «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»
Задачи: закрепить знания о сказочно-былинном жанре, научить находить его среди других жанров. Учить детей самостоятельно выбирать эпизод сказки, продумывать композиционное построение рисунка, выбирать формат бумаги, передавать характерные черты полюбившегося персонажа. Развивать у детей фантазию и воображение совершенствовать технические навыки работы с различными изобразительными материалами. Техника-рисования по воску.
Май
1. «Цветущая весна»
Задачи: учить соблюдать контрастность цвета, дополнять рисунок композиционными линиями, создающими красивый ритм и акцент ему. Техника — заливка
2. «Страна цветочных снов»
Задачи: воспитывать умение фантазировать. Закреплять умение составлять композицию на листе по замыслу. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «граттаж».
< Предыдущая | Следующая > |
---|
doshkolnik.ru
Перспективный план кружка по рисованию в старшей группе «Цветные ладошки»
Нетрадиционная техника рисования
Цель:
Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лучших результатов, развивать изобразительные творческие способности у детей, используя нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной деятельности.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография.
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри.
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами.
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование пычком).
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
Месяц (неделя) | Тема | Программное содержание | Вид работы |
Сентябрь (1 неделя) | «Бабочки». | Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. | Освоение техники монотипия (предметная). |
Сентябрь (2 неделя) | «Осенний букет» | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу. | Освоение техники кляксография. |
Сентябрь (3 неделя) | «Воздушные шары» | Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. | Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных. |
Сентябрь (4 неделя) | «Компоты и варенье» | Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах. | Освоение техники печатание фруктами (оттиск). |
Октябрь (1 неделя) | «Волшебный лес» | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. | Освоение техники печатания растениями. |
Октябрь (2 неделя) | «Пестрый котенок» | Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. | Освоение техники пуантилизм. |
Октябрь (3 неделя) | «Красная смородина» | Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины. Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (Техника тычка, печатание листьями.) | Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями). |
Октябрь (4 неделя) | «Подводный мир» | Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию – творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. | Освоение техники рисования мыльными пузырями. (Заготовка фона для бедующего коллажа). |
Ноябрь (1 неделя) | «Разноцветные рыбки» | Вызвать интерес к рисованию акварельными карандашами. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Познакомить детей с техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность. | Освоение навыка рисования акварельными карандашами, техники коллаж. |
Ноябрь (2 неделя) | «Унылая пора! Очей очарованье» | Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой). Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания. | Рисование ладошками, пальцами. |
Ноябрь (3 неделя) | «Рисуем по шаблону» | Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | Освоение рисования по шаблону. |
Ноябрь (4 неделя) | «Невидимый зверек» | Познакомить детей с техникой рисования свечей. Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета. | Освоение техники рисования свечкой. |
Декабрь (1 неделя) | «Снегири на ветках» | Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. | Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью. |
Декабрь (2 неделя) | «Зимние узоры» | Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами. Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. | Продолжить освоение техники монотипия. |
Декабрь (3 неделя) | «Письмо для деда мороза» | Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике. | Самостоятельная работа детей. |
Декабрь (4 неделя) | «В лесу родилась елочка» | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. | Рисование нитками. |
Январь (2 неделя) | «Волшебница зима» | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. | Освоение технике рисования – набрызг. |
Январь (3 неделя) | «Сказочный зимний лес» | Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков). | Освоение техники – оттиск (капустный лист). |
Январь (4 неделя) | «Семья снеговиков» | Познакомить детей с техникой рисования оттиск тканью. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. | Освоение технике рисования оттиск тканью. |
Февраль (1 неделя) | «Музыкальный рисунок» | Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно. | Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки. Выбор техники по желанию детей. |
Февраль (2 неделя) | «Разноцветное небо» | Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. | Освоение техники рисования по мокрой бумаги. |
Февраль (3 неделя) | «Соленое море» | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. | Освоение техники рисования с солью по сырой краске. |
Февраль (4 неделя) | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой – ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. | Освоение техники рисования – ниткография. |
Март (1 неделя) | «Пейзаж у озера» | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. | Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия(пейзажная). |
Март (2 неделя) | «Превращение ладошки» | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | Рисование ладошками. |
Март (3 неделя) | «Подарок маме» | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. | Самостоятельная работа детей. |
Март (4 неделя) | «Весенняя фантазия» | Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение. | Освоение техники рисования – оттиск стеклом. |
Апрель (1 неделя) | «Весеннее дерево» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм). Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление. | Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм. |
Апрель (2 неделя) | «Планеты» | Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность. | Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезании. |
Апрель (3 неделя) | «Космические дали» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. | Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг. |
Апрель (4 неделя) | «Праздничная верба» | Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью. | Рисование пастелью. |
Май (1 неделя) | «Праздничный салют» | Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит. | Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель. |
Май (2 неделя) | «Одуванчики – пушистое чудо природы» | Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники – «набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие, воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства. | Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный). |
Май (3 неделя) | «Вот и лето пришло» | Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей. |
kopilkaurokov.ru