Ознакомление с окружающим миром в старшей группе по фгос осень – . , – .

Содержание

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром: «Осень» (старшая группа) | скачать бесплатно

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим миром: «Осень» (старшая группа)

Цель занятия: Формирование у детей старшей группы интереса и любви к родной природе.

Программное содержание: Закрепить знания детей об осенних явлениях природы, приметах и месяцах осени. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени. Обогащать активный словарь детей прилагательными рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Развитие связной речи детей, развитие внимания, памяти. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Предварительная работа:

рассматривание картин на тему: «Осень», иллюстрации осенних пейзажей, отгадывание загадок об осени, ее дарах, чтение художественной литературы о приметах осени, изменениях в природе.

Ход НОД:

Воспитатель:        

— Посмотрите, какая сегодня погода? (Ответы детей.)

— Какое время года наступило?        

— Почему вы решили, что пришла осень?      

— Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.)

— Послушайте стихотворение «Осень».        

      «Осень на опушке краски разводила,

       По листве тихонько кистью проводила:

      Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый,

Утешает осень; «Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета». З. Федоровская

Воспитатель:

— Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей.) Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и солнечной.

— Как вы понимаете русскую пословицу «В осеннее ненастье семь погод на дворе»? (Ответы детей.)

— Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Рябины, березы, тополя, лиственницы, липы.)

А послушайте, какое стихотворение написал поэт об осеннем явлении природы

«Опавшие листья шуршат под ногами,

 Всю землю, укрыв разноцветным ковром,

 И клёнов осенних холодное пламя

 Сверкает на солнце прощальным костром.

 А ветер всё гонит опавшие листья

 И клином печальным летят журавли.

 Мне поезд, из лета умчавшийся в осень,

 Билетиком желтым помашет вдали». И. Бутримова

Воспитатель. Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад. Листья березы, какие листья? (Березовые.)

Игра « С какого дерева листок»

Листья у березы (березовые)

У клена (кленовые), тополя, рябины, липы,

—  Какого они цвета?  (ответы детей)      

—  Какие осенние месяцы вы знаете? ( ответы детей)

(сентябрь, октябрь, ноябрь.)        

—  Какой сейчас месяц?

Физкультминутка. «Красные, желтые листья..» 

Игра « Реши ребус»  (по первым буквам картинок, дети угадывают название месяца)

—  Наступает последний месяц осени — ноябрь. В народе ноябрь называют листогной, полузимник, потому что после него идет зима. О ноябре бытует много пословиц

      •   Ноябрь — ворота зимы.

      •   Ноябрь — сумерки года.                                                        

      •   Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.

О приметах погоды тоже есть пословицы.

•  Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.

•  В ноябре снегу надует — хлеба прибудет.

Воспитатель: Ну, а теперь я вам предлагаю, оценить свое настроение, которое осталось у вас от нашего занятия, в цветовой гамме осени. Вспомните, какие цвета осень использует в раскрашивании деревьев. Из корзинки выберите листок того цвета, какое у вас настроение. (Воспитатель при рассматривании листочков детей, выясняет, почему ребенок взял, тот или иной цвет). Затем из этих листьев дети собирают осенний ковер.

Звучит мелодия «Осенний вальс.»

Подведение итогов. 

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия по ознакомлению с миром природы “Осень в нашем городе” | скачать бесплатно

Тема: «Осень в нашем городе»

Задачи:

  1. Расширять представления о многообразии признаков осени в живой и неживой природе.
  2. Совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в природе осенью: зависимость растений и животных от состояния погоды, «помощи человека».
  3. Развивать навыки конструктивного общения с миром природы.
  4. Воспитывать культуру поведения при взаимодействии с природными объектами.

Материал: кубик (модуль) с картинками – условными обозначениями; фотографиями; яркая палитра красок осенней природы; иллюстрации осеннего пейзажа; репродукция картины Левитана «Осень»

Ход:

  1. Ритуал приветствия

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое!” (вновь поднимают руки вверх)

Здравствуй, утро! (правую руку в сторону)

Здравствуй, день! (левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень! (обнимают себя руками)

                                                                    (Р.В.Попцова)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в осеннее путешествие. Как вы думаете, что нам поможет путешествовать? (варианты ответов) Поможет нам этот волшебный кубик.

Воспитатель предлагает детям бросить кубик.

Воспитатель: Ребята, какая выпала картинка?

Дети: Листочек (последовательность меняется в зависимости оттого, что выпало первым)

Воспитатель: Ребята, как вы предлагаете назвать нашу первую остановку и почему’ (варианты ответов: «Листочек». Осенью много листьев на деревьях, на дорожках. Они летят, шуршат, кружатся… «Листопадная». Осенью деревья сбрасывают свою листву.. Дети выбирают названия станции).

Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

          Лишь вдали красуются, там, на дне долин

           Кисти ярко-красные вянущих рябин

                                                                 (А. Толстой)

  1. Ситуация-рассуждение «На что похож листопад»

Воспитатель спрашивает у детей, обращая внимание на иллюстрации осени. Ребята, когда вы смотрите на листопад, то какие чувства и у вас возникают? (ответы детей) Что вам хочется сделать, когда опадает золотая листва кружит и шепчет?

(варианты ответов: прочитать стихотворение; покружиться или потанцевать; побегать по листве). Дети выполняют все в соответствии с ответами.

Воспитатель: Интересно! Какая будет следующая станция? Дети бросают кубик. Называют, какая выпала картинка.

Дети: Палитра

Воспитатель: Что это может обозначать, как вы думаете? Как ты думаешь, что она обозначает?

дети: у осени много красок: (обращают внимание на фото) листья и желтые и красные, голубое небо и т.д.

Воспитатель: Саша, а тебе, какая краска осени нравится? Что она обозначает? (ответы детей) Какое настроение у тебя возникает? (ответ) Обращается к детям с этим вопросом (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как же назвали вы остановку? (ответы детей) Молодцы, очень красивое название. Отправляемся на следующую станцию.

Дети бросают кубик, говорят, что выпала картинка с человечком.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем нам говорит эта картинка?

3 Ситуация – рассуждение «Трудовая деятельность человека в природе осенью»

Дети говорят, что осенью люди трудятся, помогают природе, совершают добрые дела.

Воспитатель: А какие добрые дела выполняете осенью, вы, ребята? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а почему труд называют «добрыми делами? (ответы детей)

  1. Этюд «Волшебные краски осени»

Воспитатель предлагает детям превратиться в любой природный объект. И вдруг, холодный ветер забирает все осенние краски, все становится серым и грустным. Но хозяйка Осень очень добрая, она дотрагивается своей волшебной палочкой до ребенка и дарит ему краску, какую он пожелает. Ребенок обыгрывает свое настроение и объясняет свой выбор.

Воспитатель: Мы, взрослые и дети, дарим самые добрые чувства природе. И она благодарит нас за это. Она дарит щедрый урожай, яркие краски.

  1. Практическая деятельность детей

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам к осеннему празднику составить панораму наших добрых дел, которая отразит наше отношение к природе родного края, наши чувства и эмоции.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Констпект комплексного занятия по ознакомлению с оркужающим миром и развитию речи в старшей группе на тему: «Осень» | скачать бесплатно

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
– центр развития ребенка – детский сад №18

143980, Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пионерская, д. 13а, тел. 8 (495) 522-81-49

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОСЕНЬ»

Составила:
воспитатель первой категории
Мотова О.Е.

2016-2017 учебный год
г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный


Программное содержание:

  1. Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.
  2. Учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарь детей.
  3. Продолжать развивать память,  внимание, воображение, логическое мышление.
  4. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы,

умозаключения.

  1. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

Оборудование:

Зал украшен по – осеннему.

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

Шкатулка.

Костюм зайца, письмо.

Две ветки орешника  в вазах.

Картонные макеты деревьев (берёза, клён, дуб).

Листья клёна, берёзы, дуба (по два каждому ребёнку).

Мультимедийный проектор, экран.

Демонстрационный материал:

Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».

Презентация «Лесные животные» (лось, белка, ёж, лиса, волк, медведь, заяц).

Аудиозапись произведения П.И.Чайковского «Осень».

Словарная работа:

 Золотая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, заботливая, кладовая, орешник, рыжуля, бодрствуют.

 Предварительная работа:

Экскурсия в осенний лесопарк.

Беседа об осени, диких животных, перелётных и зимующих птицах.

Наблюдения за изменениями в природе осенью, наблюдения за птицами.

Рассматривание иллюстраций с пейзажами осени, диких животных, зимующих и перелётных птиц.

Отгадывание загадок об осени, животных.

Заучивание пословиц, примет осени.

Заучивание стихотворений, песен об осени, птицах.

Д/упражнение «Перелетные и зимующие птицы».

Д/упражнение «Как звери готовятся к зиме».

Прослушивание музыкальных произведений об осени.

Ход занятия:

Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

 Воспитатель:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен

Скажите, кто я?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в осень.

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая?

Дети: Нет, осень разная.

 Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя, средняя – «золотая», поздняя.

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какой период осени изображен на каждой картине?

 Дети: (показывают и называют).

Воспитатель: Что вы можете рассказать о природе ранней осенью?

Дети: Погода теплая, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, идет теплый  дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают фрукты, овощи.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени?

Дети: День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки,  насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Что вы можете сказать о природе поздней осенью?

Дети: Листья все облетели, сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Молодцы! Вы точно рассказали об изменениях в природе осенью.  Осень прекрасное время года! С давних времен люди складывали песни, восхищаясь её красотой. Давайте и мы вспомним куплет из песни об осени.

(Дети стоя поют куплет из песни «Осеняя песенка», музыка и слова

Л. Олифировой):

Листики кружатся, песенку поют

Как жёлтые кораблики

По лужицам плывут

Ветер подгоняет  их, за собой маня

Улетают птички в тёплые края.

         Припев: Кап, кап, кап дождинки

                        Целый день стучат

                        И гулять без зонтика

                        Нам не велят.

Воспитатель: Ребята, а почему у деревьев опадают листья?

Дети: Мало солнца, стало холодно.

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.

Воспитатель: Правильно, ребята. Возьмите в руки осенние листья. Представьте себе, что вы листья деревьев, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физкультминутка «Листопад» (под музыкальное сопровождение).

Мы листики осенние,

На веточках сидим,

Дунул ветер, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял-

Завертел нас, закружил

И на землю опустил.

Воспитатель: Ах, какой красивый букет из осенних листьев! Вы, наверное, обратили внимание, что у вас листья с разных деревьев. А давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?».

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

(В руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба. Под музыку дети прикрепляют листья к определённому макету дерева: листья березы – на березу, листья клена – на клен, листья дуба – на дуб. Затем дети называют эти деревья).

Воспитатель: Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе, так и хочется вспомнить стихи об этом времени года.

Ребёнок читает стихотворение «Осень» Т.Белозёрова:

Стоят леса                                        Уже позванивают

Полупустые                                      Льдинки,

Грустя по птичьим                          Уже прохладна

Голосам.                                           Синева,                                      

Слова роняя                                      Уже висят

Золотые,                                            На паутинке

Проходит осень                                Её последние

По лесам.                                           Слова.

Воспитатель: Какое замечательное стихотворение! Дети, вам нравится осень? А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, прослушав музыку осеннего леса?

(Звучит музыка П.И Чайковского «Осень», дети внимательно слушают, представляют картины осени).

Воспитатель: Какая осень вам представилась?

Дидактическое упражнение «Осенние слова»:

Дети:  Золотая, красивая, разноцветная, дождливая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая,  таинственная, скучная, грустная.

Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку  об  осени. Вы уже знаете, что в нашем детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в «волшебную шкатулку» пословицы и приметы времен года. А вы хотите пополнить ее  своими знаниями?

Дети: Да.

Воспитатель: (Открывает крышку шкатулки, а дети называют приметы и пословицы.)

Пословицы:

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы:

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре – теплая осень.

Много желудя на дубе – к лютой зиме.

Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.

Если снег выпадает днем, то стает, если ночью – будет лежать прочно.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы много назвали пословиц и примет осени, наша шкатулочка пополнилась вашими знаниями. (Шкатулочка «захлопнулась»). Мне понравились ваши ответы. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, расскажите стихотворение о том, что происходит с птицами осенью.

Ребёнок читает стихотворение «Наступила осень…» А.Ерикеева:

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья,

Улетели птицы

В дальние края.

Воспитатель: А почему птицы улетают в тёплые края?

Дети:    Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а  с приходом холодов исчезают насекомые, под снегом незаметны плоды и зерна.  Птицам становится голодно и холодно.

Воспитатель: А как называют этих птиц?

Дети: Перелётными.

Воспитатель: А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи,  лебеди, утки.

Воспитатель:  Во время перелета птицы устают и поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Воспитатель: Давайте и мы с вами отдохнём, сделаем физкультминутку.

Физкультминутка «Птички»: (под музыкальное сопровождение)

Мы маленькие птички,

Не устаём, летаем,

И ягоды лесные

На зиму запасаем.

Нам некогда лениться,

Зима наступит скоро,

Приходится трудиться,

Чтоб в зиму быть нам с кормом.

(Дети садятся на места).

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать?

Дети: Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы.  Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?

Дети: У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и  не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится –  подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами.

Воспитатель: Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано. Чудесно! Мне понравилось, как вы отвечали.  У вас отличные знания о птицах.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то отгадка появится на экране. Слушайте внимательно.

Загадки о лесных животных:

(Презентация: после каждой отгадки на экране появляется картинка с изображением этого животного).

Хожу в густой я шубке

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу…(белка)

Воспитатель: Ребята, расскажите,  как белка готовится к зиме?

Дети: Белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может  спокойно зимовать. Цвет шкурки поменяла, он стал таким же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовую, её даже не будет видно.

Воспитатель: Дети очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки. Я принесла 2 веточки. Представьте себе, что это орешник, а вы белочки. Как вы можете узнать, где больше орехов растет, ведь белки не умеют считать.

(Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно. Белочка стучит по веточке и смотрит. На той веточке, что качается дольше, орехов больше! Давайте попробуем так же, как белочка, определить на какой веточке больше орехов. (Проведение эксперимента).

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и смогли правильно определить и объяснить на какую веточку должна прыгнуть белка, чтоб собрать больше  орехов. А сейчас послушайте следующую загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна…(медведь)

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о том, как  медведь  готовится к зиме?

Дети:  Медведи осенью много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце, не начнут цвести растения.

Воспитатель:  Правильно, молодцы!

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко…(лось)

Воспитатель: А как лось готовится к зиме?

Дети:  Лоси сбрасывают рога, потому что к осени они становятся большими и тяжелыми. С такими рогами тяжело передвигаться по снегу и уходить от погони.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной –

Иголок очень много,

А нитки ни одной…(ёж)

Воспитатель: Ребята, скажите,  а  как готовятся к зиме ежи?

Дети:  Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком,  они спят зимой.  Но иногда ежи просыпаются, поэтому  осенью  они готовят запасы на зиму –  мелких грызунов, змей.

В сказках пишут не напрасно:

«Серый, страшный и зубастый».

Ищет, кем бы поживиться.

Прячьтесь, звери! Тише, птицы!…(волк)

Для  рыжули длиннохвостой

Дел в лесу невпроворот:

То охотится за зайцем,

То мышонка стережёт…(лиса)

Что за зверь такой лесной?

Воспитатель: Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы?

Дети: Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы?…(заяц)

Воспитатель: А  как же зайцы готовятся к зиме?

Дети:  Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме. Вы очень наблюдательны и внимательны.

Физкультминутка «Лесные жители»: (под музыкальное сопровождение)

У нас славная осанка –

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисица

И как мишка косолапый,

И как серый волк – волчище.

И как заинька трусишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко улыбнулся.

(Открывается дверь и выглядывает  Заяц.  Он приносит письмо.)

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 17 «Кристаллик» детям группы № 5 «Цветик – семицветик».

Обратный адрес: Лесная поляна.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте. На лесной поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите, когда она будет в лесу. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

Воспитатель: Нам надо постараться  ответить на это письмо. Дети, зайцам повезло, ведь мы только что совершили путешествие в осень и сможем помочь зайцам принять правильное решение. Подумайте и скажите, что мы им напишем.

Дети: Наступила поздняя осень. Небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом. Ночью морозно, лед на лужах.  Уже выпадает снег. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Зимующие птицы перебрались поближе к жилищам людей. Звери завалились в спячку. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят.

(Воспитатель «записывает» ответы детей, затем предлагает одному ребенку составить письмо для зайцев).

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства. Это письмо мы сегодня же отправим зайцам и сообщим им, что уже пора менять шубки.

ИТОГ:  Ребята, интересное сегодня было занятие? Что вам больше всего понравилось? Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились? Почему? (Ответы детей). На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных.

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я  вами довольна! Наше путешествие по осени подошло к концу.

                             

Используемая литература:

1. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Т.М.Бондаренко.

2. «Юный эколог» С.Н.Николаева.

3. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова.

4. «Ознакомление с окружающим» И.А.Морозова, И.А.Пушкарёва.

5. «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И.Ковалько.

6.«Осень в гости к нам пришла» (Сценарии утренников и развлечений для дошкольников) Н.М.Амирова, О.П.Власенко, Т.А.Лунёва, Г.П.Попова.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему “Осень” | скачать бесплатно

Конспект занятия по теме «Осень»

в старшей группе

П. С: Закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природе.

Ход :В: Ребята! Отгадайте загадку!

Пусто в поле, дождь идёт,

Ветерок срывает листья,

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли,

Птицы движутся на юг,

Чуть крылом касаясь сосен,

Догадайся милый друг,

Что за время года!

Д: Осень!

В: Сегодня, ребята, мы поговорим об изменениях в живой и неживой природе осенью. Осень- очень важная пора для наблюдений. Всё живое готовится к приходу зимы.

(Стук в дверь)

В :Ребята, кто к нам в гости пришёл?

Д: Лесовичок.

Л: Здравствуйте ребята! Я пришёл из леса! У меня в руках корзинка с грибами. Они такие красивые. Хочу подарить белочке на зиму грибочки.

В: Лесовичок, а ты уверен, что грибочки все у тебя съедобные?

Л: Да! Моя подружка белочка будет рада моим грибам.

В: Ребята, посмотрите, какие грибы собрал лесовичок?

Д: Есть грибы мухоморы., а их кушать нельзя.

В: Ребята, давайте поиграем в игру: «Съедобные несъедобные».

(Дети играют в игру)

В: Лесовичок, вот видишь, сколько грибов несъедобных ты насобирал.

Л: Ой спасибо ребята, что помогли разобраться в грибах. Мне очень нравится время года – осень. Осенью природа готовится к зиме. А, вы ребята знаете, что такое осень?

Д: Осень – это когда листья и трава желтеют. Солнце светит не ярко как летом. Птицы улетают в тёплые края.

В:  Назовите птиц перелётных?

(ответы детей)

В: Давайте поиграем в игру: «Чья птица улетит дальше». Вы возьмёте своих бумажных птиц в руки и по команде запустите их. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетит.

В: Что вы ещё можете сказать об осени?

Д :Идут дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Забираются в щели насекомые. Лягушки зарываются в тину на дне водоёмов. Животные готовятся к зиме.

В: Какие животные зимой спят?

Д: Медведь, ёжик.

Л: Я много знаю загадок и хочу вам загадать!

В: Мы очень любим, отгадывать загадки.

Л: 1. Приходи! – её мы просим.

В золотом наряде … .

Д: Осень.

Л: 2. Что за месяц к нам пришёл?

Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг,

Изменил он всё вокруг.

Д: Сентябрь.

Л: 3. Нынче, друг, не зевай,

Собирай…

Д: Урожай.

Л: Молодцы ребята! Скажите вы своим родителям помогали собирать урожай? Какой?

(Дети называют овощи) .

В: Да, многое что изменилось!

Л: Лес уже не такой, каким был летом – зелёным. Теперь он весь разноцветный. Желтеют берёзы, клёны, тополя, и среди них выделяются своим ярко- красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по прежнему зелёными. Ребята, а вы знаете приметы осени?

Д: -Как лето со снопами, так и осень – с пирогами.

– От осени к лету назад поворота нету.

– Весна красна цветами, а осень снопами.

– Сырое лето да тёплая осень – к долгой зиме.

– Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

В:  Давайте поиграем в игру: «Да или нет» отвечаем дружно.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнёзда вьют?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Л: Молодцы ребята, знаете, что такое осень! Но мне пора возвращаться в лес меня ждёт белочка в гости.

(Дети прощаются)

В:  Приходи  к нам ещё лесовичок в гости с нами поиграть!

nsportal.ru

Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Осень золотая” в старшей группе.

Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области

Рыбинский педагогический колледж

группы детей дошкольного возраста

Занятие по ознакомлению с окружающим

в старшей группе

«Осень золотая».

Воспитатель: Дубова О.Г.

2016-2017 учебный год

Программное содержание:

Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать формировать умение самостоятельно находить их, закреплять представления о приметах осени.

Продолжать формировать умение различать некоторые лиственные деревья.

Формировать умение описывать осеннюю картину, правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения, развивать интонационную выразительность.

Воспитывать чувство эмпатии к родной природе, способность любоваться ее красотой.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа: заучивание стихотворения о листопаде.

Проведениедидактической игры «С какого дерева листок?»

Оборудование: Сухие листья, картинки с листьями, конверт с письмом от снежинки, конверт с осенними листьями, проектор, подбор картин с осенним пейзажем.

Методическое обеспечение: О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!» (С-Пб 2003), А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова «Здравствуй, мир!»Ход занятия.

-Ребята, посмотрите, какое необычное письмо пришло сегодня к нам в детский сад.(Достаю письмо со снежинкой, которое лежит под деревом).СЛАЙД 1.

Это пишет нам Снежинка: Дорогие ребята, я, маленькая исследовательница, сейчас я узнала, что зима, холода и вся наша снежная семья появляются на земле только после того, как уйдет Осень. Но никто из моих братьев и сестер ее никогда не видел. Помогите мне продолжить исследование и расскажите, что же это такое Осень.

-Ребята, поможем снежинке?

А чтобы наш рассказ получился более красочным – предлагаю отправиться в осенний лес. Согласны?

Посмотрите, у меня есть волшебная палочка, чтобы быстро добраться до осеннего леса нам каждому нужно произнести вот такие слова:

– Палочка волшебная,

Ты нам помоги.

Палочка волшебная,

В лес нас приведи.

После совместного произнесения слов, взмах волшебной палочкой.

– Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу. Появляется слайд №2 (картина осень)

СЛАЙД №3. Посмотрите внимательно и скажите, по каким признакам можно догадаться, что в лесу наступила осень (ответы детей).Признаки осени (деревья изменили свою окраску, листва становится желтой и опадает; осенью чаще идут дожди; люди одеты теплее, чем летом; они надевают резиновые сапоги, непромокаемые плащи и берут с собой зонты).

Расскажите, что делают люди осенью? (Собирают урожай, грибы, делают из них запасы на зиму).

СЛАЙД №4. Кто изображен на картине слева? (мама, папа и дети)

Что делают родители? (выкапывают картошку)

Что делают дети? (помогают родителям, девочка приносит брату картошку, а он раскладывает ее посушиться на солнце)

СЛАЙД №_5_ Давайте вспомним, а что делают животные осенью? (начинают готовиться к зиме)

А что делают птицы? (улетают на юг) Почему они улетают?

-Давайте с вами вспомним, как называется природное явление, когда с деревьев падает много листьев? (Листопад) Слайд №6осенний лес во время листопада.

-Ребята, вы знаете почему осенью с деревьев начинает опадать листва? (Природа готовится к зимнему сну, чтобы зимой снег не обломил ветки деревьев, скопившись на листве.Деревьям и всем растениям не хватает солнца.)

Что листья делают во время листопада? (шуршат, летят, кружатся, вальсируют, порхают, шелестят, падают, перелетают).

-А кто из вас может рассказать стихотворение о листопаде? (Один ребенок читают стихотворение):

На дороге листопад

Листья желтые летят.

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят:

Шур, Шуршилка и Шуренок

Папа, мама и листенок.

А теперь посмотрите, какой букет я собрала в осеннем лесу! Мы с вами немного поиграем, а потом этот букет отправим в подарок Снежинке. Посмотрите и назовите какие в этом букете листья?(каштановый, березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, ивовый, осиновый и липовый).

-Ребята, вам нужно занять свое место, таким образом, чтобы ваш листок оказался на своем дереве!

-Дети по очереди берут листок и занимают место на стульчике, на котором изображено соответствующее дерево.

– Молодцы, хорошо мы с вами поиграли.

Работа на листах. (Крупенчук.)

-Предлагаю вам сделать подарок для снежинки и раскрасить осенний листок, но они упали и перепутались. Вам нужно выполнить сложное задание, чтобы все получилось – необходимо быть внимательными. Слушайте: У каждого листа есть своя цифра, но вам закрасить нужно только тот лист, цифра которого будет у вас на столе. (Фоновая музыка)

-Еще много интересного есть в лесу, но нам уже пора в Д/с,а мы еще не написали ответ нашей новой знакомой. И все ваши рисунки мы отправим снежинке в конверте.

-Ребята, что мы напишем в письме снежинке об осени? Какая же осень? (составляем связный рассказ об осени) СЛАЙД №5

Будьте внимательны, не повторяйтесь в своих высказываниях.

-Ребята, вам понравилось сегодня в лесу?

Тогда давайте оставим на этом дереве листочки: если очень понравилось – повесим красный листик, если что-то не понравилось – желтый, а если было грустно гулять по лесу – коричневый.

Письмо снежинке отправлю я, положу его в почтовый ящик. Теперь пришло время попрощаться с лесом:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес!

infourok.ru

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД по формированию целостной картины мира «Осень». Старшая группа | скачать бесплатно

НОД по формированию целостной картины мира «Осень». Старшая группа.

Задачи:

– обогащать и систематизировать знания детей об осени, о лиственных и хвойных деревьях, о грибах, о зимующих и перелетных птицах, о животных, закреплять умение определять деревья по листу,

-упражнять в умении образовывать относительные прилагательные, однокоренные слова,

– учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме,

– учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом,

– развивать внимание, логическое мышление,

– развивать творческое воображение,

Материал:

– картинки: периоды осени, деревья и листья, грибы, животные леса, их следы, птицы.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, отгадайте о чем мы с вами сегодня будем говорить. Для этого отгадайте загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью.

Восп. Да, это – осень. Сколько времен года всего?

Дети. Всего четыре времени года.

Восп. Какие вы еще знаете времена года?

Дети. Зима, весна, лето.

Восп. Сколько месяцев в году?

Дети. 12 месяцев.

Восп. Сколько месяцев в осени?

Дети. В осени три месяца.

Восп. Назовите их.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп. Как называется период начала осени?

Дети. Ранняя осень.

Восп. Как называется период середины осени?

Дети. Золотая осень,

Восп. Как называется последний период осени?

Дети. Поздняя осень.

Восп. Давайте вспомним, чем отличается осень от других времен года? Давайте поиграем в игру “Без чего не бывает осени”.

Дети. Осени не бывает без желтых листьев. Осени не бывает без хмурого неба. Осени не бывает без моросящих дождей. Осени не бывает без улетающих на юг птиц. Осени не бывает без серых дождевых туч.

Восп. Молодцы. Послушайте я вам расскажу про мальчика Сашу.

Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотым. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.

“Как называется первая картинка?” – спросил Саша маму и показал на первую. “Осень ” – прочитала мама. “А эта?” – показал Саша на вторую картинку. “Осень” – опять прочитала мама. “А эта?” – спросил Саша про третью картинку. “Осень” – опять прочитала мама.

Восп. Почему про осень нарисованы три разные картинки? Как разложить их правильно, по порядку: что раньше, что потом?

Дети раскладывают картинки : ранняя, золотая, поздняя осень и объясняют почему (приметы каждого периода осени).

Восп. Поиграем в игру “Найди ошибки”.

Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду. Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья. Осенью набухают почки, распускаются на деревьях листья. Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Осенью дикие животные не делают запасы корма. Осенью птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Осенью дети идут в школу. Осенью распускаются первоцветы.

Дети находят ошибки и исправляют предложения.

Отгадайте загадки.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(ноябрь)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(осенью)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всолыхнул.

(осенний лист)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (лужи)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли. (зонт)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(листопад)

Оранжевые, красные

на солнышке блестят.

Их листья, словно бабочки

кружатся и парят.

(деревья осенью)

Восп. Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес.

Физкультминутка

Заходи в осенний лес!

(Дети выполняют ходьбу на месте).

Много здесь вокруг чудес!

(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).

Вот берёзки золотые стоят,

(Поднимают руки вверх).

Под берёзками грибочки

(Приседают и выполняют упражнение Грибок).

На нас глядят-

В корзинку прыгнуть хотят.

(Встают и выполняют упражнение Корзинка).

Восп. Вот и оказались мы с вами в лесу. Шагаем по мягкому ковру из листьев. Выбирайте себе любой листочек и расскажите нам с какого он дерева.

Дети. Этот лист с берёзы, он берёзовый. Этот лист с дуба, он дубовый. Этот лист с клёна, он кленовый. Этот лист с осины, он осиновый. Этот лист с рябины, он рябиновый.

Восп. Давайте назовём хвойные и лиственные деревья.

Дети. Лиственные деревья – берёза, рябина, клён, дуб, осина, липа, тополь и др.

Хвойные деревья – ель, сосна, пихта.

Восп. Как вы думаете, ребята, почему деревья сбрасывают листья осенью?

Дети. Становится холодно, солнце светит мало, сокодвижение останавливается, поэтому листья желтеют, сохнут и опадают, деревья засыпают.

Восп. Отгадайте загадку. Стоит Антошка на одной ножке, кто мимо проходит, все ему кланяются.

Дети. Это гриб.

Восп. Посмотрите сколько в нашем лесу грибов. Давайте рассмотрим картинки и разложим грибы в две корзинки- съедобные и несъедобные.

Дети. Съедобные – белые, сыроежки, подосиновики, подберёзовики и др. Несъедобные грибы – поганки, мухоморы, ложные опята и др.

Восп. Ребята, давайте прислушаемся, почему мы не слышим весёлых птичьих голосов?

Дети. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Восп. Почему?

Дети. Стало холоднее, стало меньше еды, насекомые приготовились к зиме, спрятались, скоро траву, семена засыпет снегом.

Восп. Назовите перелетных и зимующих птиц.

Дети. Ласточки, трясогузки, журавли, соловьи, скворцы и др. – это перелетные птицы. Воробьи, сороки, голуби, вороны, синицы и др. – это зимующие птицы.

Восп. Расскажите, как животные готовятся осенью к зиме.

Дети. Зайцы, лисы, белки, волки и другие животные меняют шерсть на более густую и меняют окраску. Многие животные делают запасы на зиму. Ёжи, медведи и другие животные готовятся к зимней спячке.

Восп. Посмотрите на картинки, животные потеряли своих детёнышей, давайте поможем им их найти и назовём их.

Дети. Заяц, зайчиха, зайчата. Медведь, медведица, медвежата. Лис, лисица, лисята. Волк, волчица, волчата.

Восп. Посмотрите, как много следов в лесу, давайте определим где чьи следы.

Дети. Это следы зайца, это заячьи следы. Это следы волка, это волчьи следы. Это следы лисы, это лисьи следы. Это следы медведя, это медвежьи следы.

Восп. Молодцы ребята все задания выполнили. А сейчас нам пора возвращаться домой.

Расскажите где мы с вами были и что видели. (Ответы детей).

nsportal.ru

Конспект по окружающему миру в старшей группе на тему: “Осень”

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №3 «Осень»

Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Задачи: Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения;

Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал: картинки с признаками осени; осенние листья волшебный мешочек с фруктами и овощами.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворения об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина.

1.Организационный момент.

Ребята давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. Если будем улыбаться, станем мы добрее! Ну, а доброта на свете ,нам всего важней! А сейчас садимся на стульчики.

2.Основная часть. Загадка.

Грачи улетели,

Леса пожелтели,

Одни зеленею лишь сосны да ели.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Урожай собирают .

Когда это бывает? (Осенью)

3.Беседа по теме.

-После какого времени года наступает осень?

-Назовите осенние месяцы?

-Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

-Что делают люди в полях, садах и огородах?

-Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

-Какие праздники отмечают осенью?

-Сколько всего времен года?

-Каким цветом мы обозначаем условно времена года?(Синим, зеленым, красным,желтым)

4.Игра «Времена года»

-Какое время года у тебя на картинке?(весна) По каким признакам ты догадался?

Почему ты встал около обруча синего цвета? (П

потому, что время года весна условно обозначается синим цветом) ит.д.

5.»Подскажи словечко»

-Какая погода бывает осенью ,если идет дождь-…(дождливая),дует ветер-…(ветреная),на улице холодно-..(холодная), пасмурно_..(пасмурная),сыро-…(сырая),хмуро-..(хмурая).солнечно(солнечная)

6. Физкульт минутка.

Дует, дует ветер, дует ,задувает (руки вверх- вниз)

Желтые листочки с дерева срывает (покружится)

И летят листочки, кружат по дорожке (медленно бегаем)

Падают листочки прямо нам под ножки (медленно присесть)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю снова сели

7. Игра «Найди дерево» (береза, клен, дуб)

Мы сегодня говорили с вами об осени, и она нам прислала послание. Давайте посмотрим, что нам приготовила Осень. Она принесла нам листочки: дубовые, кленовые и березовые, которые потерялись или, может, улетели с деревьев.

С каких деревьев улетели эти листья?

Дети делятся на три команды и по очереди выбирают и прикрепляют листья к веточкам нужного дерева (на доске приготовлены нарисованные деревья без листьев).

8. Игра «Да или нет»

Я буду читать вопросы: если ответ да – надо хлопнуть в ладоши, а если ответ нет – положить руки на пояс.

Осенью на деревьях раскрываются почки? (нет)

Осенью растут грибы? (да)

Тучи солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Морозы осенью бывают? (да)

Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

Осенью приходит Новый Год? (нет)

Осенью бывает листопад? (да)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)

Можно детям загорать? (нет)

Дети куртки, шапки надевают? (да)

10. Итог занятия.

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что запомнили? Какие приметы осени?

Кто что узнал для себя нового? Что интересного было на занятии?

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *