Отчет по экологическому воспитанию в группе раннего возраста – . , – .

Отчет по экологическому воспитанию в группе раннего возраста.docx – Отчёт о работе по экологическому …

2018 г
С ранних лет дети проявляю в различных сферах, но особый интерес проявляется к
природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего
мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного
поведения в природной среде.
Цель экологического воспитания:
Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру
природы;
Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять
природные богатства.
Экологическое образование детей раннего возраста начинается со знакомства с
объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в
исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными

растениями. Предлагаем детям различные виды деятельности по рыхлить землю, протереть
листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием брался за
дело и с увлечением его выполнял. В процессе работы говорим о том, что благодаря
нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за
ними ухаживать они быстро погибнут. В таком возрасте дети очень эмоциональны
и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных
изменениях или наоборот радуются распустившимся цветкам. Центр природы
в группе перекликается с центром экспериментирования, который со временем у нас
пополняется. Для проведения различных исследований, в том числе и сенсорных у нас есть
баночки с природными материалами: семена растений, крупы, шишки, и др.
Для экологического воспитания детей широко используются прогулки, во время которых
знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода,
изменения в жизни растений и животных, труд людей).
На прогулках организовываются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья,
плоды).
Систематически проводятся наблюдения на территории детского сада. Знакомили
детей с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнавал их
названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки,
листья, цветы, семена). Акцентировали внимание детей на то, что все растения – живые
существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность,
что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух.
Знакомя детей с зимующими и перелетными птицами, дети узнавали их названия,
характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняли, чем питаются. Узнали,
что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий
день (в светлое время птицы не успевают прокормиться). Все полученные знания
закрепляли в систематических наблюдениях за действиями птиц около кормушки.
Кормушка была видна из окна, что способствовало наблюдению детей в разные
промежутки дня. Дети узнали, что птицы по­разному приспособились к жизни в

znanio.ru

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Разделы: Работа с дошкольниками


Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания считаем, что задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Даем ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой – крошки хлеба.

Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построили свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства. Сделали бутафорские деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, птиц, жучков. И теперь совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А это музыка. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту, доброту.

Занятия строим по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваем детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.

Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада.

Предлагаем вниманию коллег перспективный план на каждый месяц по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой», куда включены наблюдения, игровые задания, эксперименты и занятия. Наиболее интересные, с нашей точки зрения, игры с песком и водой, конспект занятий прилагаются.

План занятий в группе раннего и младшего возраста по теме

«Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»

Сентябрь Октябрь Ноябрь
1. Занятие «Домик из песка для черепашки».

Цель: знакомство со свойствами песка: сухой – сыплется, влажный – лепится.

2. Занятие «Солнышко для черепашки».

Цель: знакомство со свойствами камней: твердые, тяжелее песка.
Каждый ребенок «рисует» камешками солнышко для черепашки.

1. Занятие «Дорожка для змейки».

Цель: закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки.

2. Игра «Что как плавает»

Цель: закрепление знание свойств камней.

Сравниваем камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

 1. Игра «Достань камешек».

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания.

2. Наблюдение за водой в искусственном водопаде.

Цель: знакомство со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсуждение вопроса о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам.
Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми.

Декабрь Январь Февраль
  1. Занятие «Печем печенье».

Цель: закрепление умения манипулировать сухим и влажным песком; стимулирование работы воображения, проявление творческих возможностей; обучение использования камней для украшения печенья.

2. Игра «Теплый – холодный».

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

3. Игра «Поймай льдинку».

Цель: закрепление знаний свойств воды, развитие координации движений.

 

1. Целевая прогулка «Волшебный снежный ком».

 Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

2. Игры – опыты с водой.

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.

1. Занятие «Дом для рыбок».

Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая.

2. Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?»

Цель: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Март Апрель Май
1. Игра «Найди шарик».

Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

2. Наблюдение: как веточки пьют воду.

Цель: объяснение детям, что веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки.

3. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

1. Наблюдение за водой в природе.

Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.
Бегут ручьи, дети пускают по ним кораблики, вода журчит, льется, стекает в лужицы.
Наблюдаем за сосульками: они хрупкие, тают на солнышке. Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.

2. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

3. Занятие «Волшебная сосулька».

Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, теплая, холодная; свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода.

1. Игры в песочнице с пасочками.

Цель: закрепление знаний свойств песка.

2. Развлечение «В гостях у Мойдодыра».

Цель: закрепление знаний о роли воды: она нужна человеку, рыбам, животным, растениям; свойств воды.

3. Занятие «Все о воде».

Цель: закрепление свойств воды: чистая, теплая, холодная; еще раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.

Игра «Достань камешек»

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Содержание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.

Игра «Теплый – холодный»

Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш
опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Содержание.
Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.

Игра «Найди шарик»

Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Конспект познавательного занятия «Волшебная сосулька»

Программное содержание: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая. Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении формы – треугольник.

Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке, рассматривание сосулек, иллюстраций о весне.

Материал: сосулька, пустая тарелочка, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги синего цвета.

Ход занятия.

В гости приходит Вини – Пух и приносит детям сосульку, которая лежит на тарелочке под салфеткой. (Дети не знают, что там). Вини – Пух загадывает загадку: «Что вниз вершиной растет?» (Дети отвечают: «Сосулька».)

Медвежонок показывает сосульку, дети рассматривают, сравнивают, трогают на ощупь; определяют, что сосулька холодная, прозрачная, от тепла в руке тает.

Вини – Пух рассказал детям потешки:
Солнце весело печет,
Снег водою с крыш течет.

Ледоход, лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет.
Лед в кусочки разбивает.

Вини вместе с детьми, рассмотрев сосульку, определили, что она похожа на треугольник. Решили нарисовать ее на бумаге синего цвета белой гуашью. Медвежонок обращает внимание на то, что сосулька волшебная и пока дети будут рисовать ее, пусть она лежит на тарелочке.

Дети в это время рисуют на бумаге синего цвета белой гуашью, взяв в руки кисточку. Левой рукой придерживают лист бумаги, а правой стараются аккуратно нарисовать волшебную сосульку в виде треугольника, разукрашивают ее. Пока дети рисовали, сосулька растаяла и получилась прозрачная лужица воды.

Во время рисования Вини – Пух рассказывает детям стихотворения о весне:
Весенние воды.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Рассматривая друг у друга рисунки, дети вдруг увидели, что сосульки-то нет, а только вода. Они расстроились, но Вини их успокоил. Ведь сосулька волшебная, если водичку вынести на холод на улицу, то она превратится в сосульку или в льдинку.

Медвежонок предложил потрогать каждому ребенку водичку, определить какая она: холодная или теплая. Вини попрощался с ребятами, сказав, что к нему в гости должен прийти Пятачок.

Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
5. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

21.06.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отчет по экологической работе вторая младшая группа “О природе мы все знаем, её любим, уважаем”

Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию детей второй младшей группы “Росточек” 2017-2018 уч.год.

г. Няндома 2018 год.

Взаимодействие человека с природой актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее. В начале учебного года в нашем детском саду было решено продолжить тему экологического воспитания дошкольников. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Целью экологического воспитания детей 3-4 лет является: Формирование у детей младшего дошкольного возраста начал экологической культуры.

Из этого следуют следующие задачи:

Образовательные: Знакомить детей с объектами живой и неживой природы.

Развивающие: Развивать у детей речь через экспериментирование, наблюдение, игры.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

При создании благоприятных условий для экологического воспитания у детей – сформируются знания о растениях, животных и их детенышей;

дети научатся вести наблюдение за объектами живой и неживой природы;

дети научатся проводить простейшие опыты, эксперименты, исследование объектов природы;

дети научатся проявлять бережное отношение к природе.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Интересные природные объекты для наблюдения найти не трудно: деревья, травы, насекомые, птицы, ручьи. Огромную роль в экологическом образовании детей 3-4 лет играет практическая, исследовательская, экспериментальная деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок данного возраста получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, делать простейшие выводы, словом развивает познавательные способности.

С начала учебного года было проведено озеленение участка, посажены кусты сирени, цветы. Предметно развивающая среда в группе подобрана таким образом что бы формировало его как личность, а так же создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. В уголке природы помещен материал для экспериментирования. Комнатные растения за которыми ведутся наблюдение и уход. Так же в уголке находиться информация(книги, иллюстрации, папки по временам года, и т.д), цветной песок, шишки, семена. а так же сшит для детей пальчиковый театр “Морковкины сказки”. (дети слушают их с огромным удовольствием). В процессе ознакомления детей с природой мы используем разные методы
1) наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и фильмов)
2) практические (игровой метод, труд, простейшие опыты)
3) словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседа). В НОД велась активная работа. Дети с удовольствием лепили зверей, рисовали домики для птиц, выполняли аппликацию “Покормим птиц зимой”.и т.д . Был организован проект ” Огород на подоконнике”. Где дети наблюдали за ростом лука, укропа. Высажена рассада цветов для озеленения участка. Дети выполняли аппликацию на тему весны для оформления детского сада.

Для лучшего результата нашей работы привлекали родителей: они помогли подобрать информацию в уголок природы и оформить, изготовили кукол по временам года, оформили дерево по временам года, помогли в изготовлении зимнего макета, участвовали в конкурсе зимних фигур “Животные красной книги”, изготовили летбук по теме Весна. Благодаря помощи родителей были приобретены дидактические игры на экологическую тему. Принимали участие в акции “Батарейки сдавайтесь”. Участие в конкурсе “Экологические сказки”. Воспитатели принимали участие в экологической викторине”Мир экологии для взрослых”на сайте “Новое достижение”. Показано экологическое занятие для педагогов и родителей “В гости к лесовечку”.

Дальше мы планируем принять участие в создании экологической тропы . Создать детям уголок воды и песка, а так же пополнять предметно-пространственную среду с учетом возраста детей.

Исходя из наблюдений за детьми в конце года сделали следующие выводы: у большинства детей сформированы элементарные представлений о растениях и животных, организация наблюдений обеспечили понимание простейших взаимосвязей в природе, дети запомнили правила поведения в природе.

infourok.ru

Материал (младшая группа) на тему: отчёт по воспитанию экологической культуры у дошкольников 2-ой младшей группы | скачать бесплатно

Наблюдения во время прогулки

Беседы

Игровая деятельность

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, потешек

Художественное творчество

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, альбомов

Уголок природы

Труд в природе ( совместно со взрослыми )

Лаборатория, экспериментальная деятельность

Работа с родителями

 

Знакомство с деревьями и кустарниками на участке детского сада, экскурсии по экологической тропе, наблюдения за объектами неживой ( солнце, облака, ветер, дождь, тучи и т.п.) и живой природы ( растения, животные). Ежедневные наблюдения за погодой, за её явлениями и сезонными изменениями (осенью – учимся любоваться красотой осенних деревьев и цветов, необыкновенной раскраской листьев, великолепием осеннего ковра, листопадом, увидели первые заморозки, обратили внимание на постепенное похолодание, моросящие дожди, исчезновение насекомых, уменьшение количества  птиц; зимой наслаждались первым снегом, любовались красотой снежинок, познакомились с природными явлениями такими как мороз, вьюга, лёд, иней, сосульки, обратили внимание на то, что солнце если и бывает на небе, то очень недолго и оно совсем не греет; весна – время пробуждения природы и здесь раздолье для наблюдений и открытий – это и первая капель, таяние снега, ручейки, набухание почек и появление листочков, первая травка и  цветы, вдруг откуда-то появилось множество насекомых, звонкий птичий гомон приводит в восторг любого слушателя, буквально на глазах происходит преобразование природы, надо только помочь деткам всё это увидеть; лето – самых благоприятный и удивительный период для познания природы, окружающего мира и экспериментов.

«Зачем нужна вода?», «Берегите воду», «Что нужно растениям?», «Деревья спят», «Где живёт и чем питается?», «Кто как зимует?», « Зелёные друзья», «У кормушки», «Зачем кормить птиц зимой?», «Чем мне нравиться зима?», « Трава-доктор»,  познавательный рассказ «Гусеница», « Капелька», «Птицы прилетели».

Дидактические игры: «Найди такой же листок», «Чей листок?», «Собери букет», «Чей малыш?», «Путаница», «Сбор урожая», «Что где растёт?», « Кто в домике живёт?, «Чьи следы?», «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Угадай на вкус», «Чей домик?»,   лото «Дикие животные», «Домашние животные», «Растения»; подвижные и п/п игры: «Беги к ёлке (берёзе, шиповнику)», «Птицы в гнёздах», «Солнышко и дождик», «Снежинки и ветер», «Наседка и цыплята», « Цапля», «Плыви, плыви кораблик»; игры со снегом, песком, водой, снежные постройки, катание на льду и т.п.

Произведения В. Сутеева («Яблонька», «Кто сказал « мяу»?», «Цыплёнок и утёнок», «Под грибом», «Дядя Миша», «Хвосты» и др.;

 «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»  С.Я Маршак, «Падают, падают листья» Н.Ивенсен, «Если на деревьях листья пожелтели» М.  Ходякова, «Золотая осень» А.Барто, «Осень пришла» Е.Авдеенко, «В январе, в январе» С.Я Маршак, «Глянь-ка, мама, посмотри..» Е. Говоров, «Покормитк птиц зимой» А. Яшин, «Снежок порхает, кружиться» Н.Кононенко, Е., « Зима прошла» М. Клокова, «Голуби» И. Токмакова, «Галка»  Е. Трутнева; потешки: «Водичка водичка», «Солнышко-вёдрышко», «Уж ты зимушка-зима» и др.; закличка: «Пришла весна-вёснушка!».

Аппликации: «Осенний букет», «Цветы», «Облака». «Снегирь», «Снежинка», «Гусеница»;

Рисование: «Рябина», «Овощи», «Фрукты», «Снег идёт», «Дерево в снегу», «Вьюга», «Морозные узоры» (рисование солью), «Птички», «Улитка», «Дождик», «Ручейки» «Солнышко», «Травка», « Почки-листочки», « Цветы на лугу», «Божьи коровки»;

Лепка: «Гроздья рябины», «Гусеница», «Улитка», «Овощи-фрукты», « Грибы», «Птичка»;

Пластилинография: «Солнышко», «Червячки», «Утята», «Тучка и дождик», «Одуванчики».

«Времена года», «Кошка с котятами», «Собака со щенком», «Петушиная семья», «Гуси», «Корова с телёнком» из серии «Домашние животные», «Лиса», «Заяц», «»Медведи» и др. из серии «Дикие животные», «В лесу», «На лугу», «Цветы», «Насекомые», «Птицы», «Растения весной», «Зимние узоры».

Работа с календарём природы, знакомство с  экологическим уголком группы: растениями, рыбками. Учимся ухаживать за живыми объектами: растения – поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки, весной – пересадка; рыбки – кормить, следить за чистотой аквариума. Наблюдение за ростом и развитием растений, учимся делать выводы какие условия нужны для их комфортного  пребывания в нашем уголке («Значение света для растений», «Зачем растениям вода?», увидели появление почек, а впоследствии и листьев на ветке, поставленной в воду , прорастание семян боба, фасоли, посадка лука и наблюдение за его ростом (весна). Наблюдение за жизнью рыбок, их повадками, красотой движения,  уточнили строение тела.

Уборка участка от мусора, сухих и, сломанных, ветром веток, сучков; сбор  сухих листьев, травы, цветов с клумб, семян, природного материала для поделок, изготовление простейших поделок из природного материала ( кораблик из листочка, кукла из сухого цветка), сгребание снега к корням деревьев, укрытие многолетников на зиму, развешивание кормушек, подкормка птиц, высадка рассады цветов на клумбы, уход за ними.

Игры с водой, песком, проведение опытов «Что растворяется в воде?», «Чистый – грязный», «Превращения воды», «Лепится – не лепится», опыты со снегом , льдом, изучение свойств почвы.

Консультации « Любите природу», «На прогулке летом», «Зимние забавы»;

Предложили  вместе с детьми наблюдать за объектами живой и неживой природы, беседовать на темы «Что я видел по дороге в д/с», «Что меня окружает», организовывать семейные походы, экскурсии, расширять кругозор детей.

Конкурс «Лучшая кормушка»;  акция «Посади дерево вместе с ребёнком».

Наблюдение за сбором урожая на огороде(осень), высадка семян (весна), сбор природного материала для поделок, беседы о правилах поведения в лесу парке, водоёме, обеспечение кормом птиц в зимний период, поделки из природного материала.        

nsportal.ru

Экологическое воспитание детей раннего возраста (2 – 3 лет) | Методические разработки

Экологическое воспитание детей раннего возраста (2 – 3 лет)

Автор: Серова Анна Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 48

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

 

С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Цель экологического воспитания:

  • Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;

  • Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;

  • Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности порыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.

Наблюдения проводятся и н

www.adou.ru

Отчет по экологическому воспитанию | Мир дошколят

Отчёт по экологическому воспитанию в старшей группе МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево». Воспитатель Козлитина М.П.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру, во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же их бросают, мучают – «ласкают» котенка и пр.).

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и другие. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.

Таким образом, каждый ребёнок должен знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать»,«не топтать»,«не ломать», а в позитивной форме(как помогать, заботиться, оберегать).

В работе по с детьми были проведены беседы: «Наш дом – природа?» «Мое любимое домашнее животное», «Правила друзей леса», «Живая природа».

Д/игры: «Частички природы», «Кто прилетит весной», «Найди маме птенца», «Каждую птицу на свое место», «Вершки-корешки». «Времена года».

Рекламное сообщение

Была организована ООД: «Природа и люди», «Красная книга». Постоянно ведется работа в уголке природы.

Совместно с родителями и детьми организовали огород на окне.

Также была проведена акция «Юные помощники природы». В целях акции дети раздавали листовки прохожим.

Развесили скворечники.

Провели экскурсию в парк с ООД.

Познакомили детей с поговорками о весне; Провели конкурс загадок.

Дети с интересом познакомились с новыми произведениями о природе

  1. ​Чтение стихотворения Е. Трутневой«Голубые, синие небо и ручьи»;
  2. Чтение детям В. Бианки«Синичкин календарь. «Март».
  3. сказка П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».

Так же был организован просмотр развивающего видео «Природа и ее явления».

Презентация. «Эти загадочные камни».

Конструирование из бумаги «Птицы».

  1. ​• Подвижные игры«День, ночь»; «Сокол и лиса»;
  2. • Мало подвижная игра«Летает, плавает, бегает»;
  3. • Подвижная игра – забава«Узнай по голосу».

Очень интересно и познавательно прошла неделя экологии в нашей группе.

mirdoshkolyat.ru

Аналитический отчёт по экологическому воспитанию

                                                            Отчет по экологическому воспитанию

  Тема: Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста.

 

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

 

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Поэтому я на межаттестационный период ставила следующие задачи:

– разработать и апробировать систему оценки результатов развития детей по определению уровня развития экологической активности;

– смоделировать развивающую предметно- пространственную среду с учетом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

– сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, овладеть информационно коммуникативными технологиями и их использовать в воспитательно-образовательном процессе.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей:

– Познавательные занятия;

– Экскурсия в природу;

– Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

– Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.

– Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

– Проведение музыкальных и спортивных развлечений

– Оформление выставки детских работ;

– Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых

– Экспериментирование.

 

Недалеко от детского сада расположен лес. Туда мы с детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

 

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.( Космическое путешествие, Сердитая тучка, В гости на северный полюс, Праздник водички)

 

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

 

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

 

Предметно – развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

 

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль – март, за пробуждениями мать – и – мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).

Также дети играют  в настольные развивающие игры.

 

В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность.

 

Проект: «Голубая капелька».

 

Цель: Расширить представление о воде, о её свойствах, уточнить ее значение для всего живого на земле.

Проект: «Наш огород»

Цель: Наблюдение за ростом семян, и результатом продукта.

 

Также у нас составлена экологическая тропа с описанием природных объектов (деревьев), которая начинается с нашего участка. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. . Одни и те же объекты  (деревья) можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

 

 Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

 

 

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

 

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

 

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала»; Конкурсы рисунков по временам года, Чудо – дерево, Эко елочка, Сказочный снеговик, Поделки из природного материала, Конкурс «Кормушка для птиц»).

 

Так же проводятся конкурсы детских работ. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

 

 

Темы по самообразованию:

– « Нетрадиционные техника рисования в детском саду»
-«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

-« Ознакомление детей с декоративно прикладным искусством»

 

 

 

belosludsad.uoirbitmo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *