Тема: «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)
Вид занятий: рисование пастелью и мелками.
Перспективная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о временах года и природных явлениях
Актуальная цель: формирование у учащихся способности передавать особенности окружающей природы используя выразительные возможности графических материалов
Деятельностная цель: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная цель: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Обучающая: знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных возможностей; знакомство с конструкцией дерева, кустарника;
Развивающая: развитие умения учащихся в использовании графических художественных материалов, в процессе изображения осеннего леса;
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе и экологического мышления; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).
Оборудование урока: пастель, мелки (восковые, акварельные), цветные карандаши, бумага суровая (оберточная).
ИЗО, «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки), 2 класс, Школа России
Наглядный,словесный, познавательный, объяснительно- иллюстративный, практический, метод контроля, метод самоконтроля
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Сформирован навык работы с графическими материалами, изображение осеннего леса
Владеют представлениями о графических художественных материалах, их выразительных возможностях Владеют представлениями о деревьях и кустарниках
Работа с графическими материалами, изучение макетов кустарника и дерева, практическая деятельность в альбоме
Наглядные средства: презентация «Осенний лес», репродукции работ художников: И. Шишкин «Осень», «Дождь в дубовом лесу», В. Поляков «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с различными красками и материалами; видеоролик о технике графического рисунка.
Литературный ряд: стихотворения С. Есенина, А. Пушкина.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
способны принимать и сохранять учебную задачу.
могут выделять элементы в конструкции дерева, кустарника; способны осуществлять планирование, контроль и своих действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, определяя более эффективные способы достижения результата. Обладают экологическим мышлением
умеют договариваться с участниками образовательного процесса (учитель, одноклассники) о правилах поведения и общения и соблюдают их
Этапы урока, задачиДеятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)
1
2
3
4
Организационный момент
I. Мотивирование к учебной
деятельности.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.
Проверка готовности к уроку.
Личностные УУД: формирование мотивации и эмоциональной готовности к учебно- познавательной деятельности
Коммуникативные УУД:
Учатся вести диалог
Регулятивные УУД:
Формирование волевой саморегуляции
Актуализация знаний
2.1 . Подготовка
к основному
этапу
Задача: Мотивация к изучению темы. Освоение нового материала.
Рассказ учителя, беседа
Графические материалы: пастель, восковые и акварельные, цветные карандаши. (Объяснить их отличия от акварели, гуаши и других художественных материалов.)
Красочные материалы бывают разными: акварель дает прозрачные, нежные работы; пастель – бархатные, «пушистые», мягкие; масло – глубокие, густые и «объемные». Один и тот же мотив, например «Осень», исполненный в разных материалах, будет звучать по-разному.
Знакомство графическими материалами и особенностями работы с ними
Познавательные УУД:
Учатся наблюдать, выделять особенности графических материалов
Регулятивные УУД:
Осуществление самоконтроля
III. Постановка учебной задачи
Задача:. Освоение нового материала.
Демонстрация особенностей использования различных графических средств
Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелками). Останавливается на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы штрихом и плашмя.
Знакомятся с особенностями работы разными графическими материалами
Познавательные УУД:
Учатся наблюдать, выделять особенности работы с графическими материалами
Открытие новых знаний
3.1.. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
Задача:. Освоение нового материала.
Пастель – очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным, неярким и пушистым. Пастель – мелок мягкий, бархатистый. Рисовать можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы получаются воздушными и прозрачными. Рисовать пастелью любили многие художники, например, французский художник Э. Дега. Посмотрите, какие разные оттенки у синего цвета на его картине «Голубые танцовщицы»! Изображения, сделанные пастелью, иногда кажутся погруженными в дымку.
А это восковые мелки. Они твердые. Когда рисуете, нажимаете на них сильно. Восковые мелки – более жесткие по сравнению с пастелью. Каким бы мелком или краской ты ни рисовал, цветовое пятно должно состоять из многих цветов. Например, рисуя крону дерева, мы будем использовать не только зеленый, но и желтый, синий цвета.
– А какими мелками можно рисовать небо? Из каких цветов можно составить цвет воды? (Ответы детей и обобщение учителя.)
Рассматривают конструкцию кустарника и дерева
Осваивают способы и методы смешения цветов
Познавательные УУД:
Учатся наблюдать, выделять особенности работы различными графическими материалами;
Обучаются способам и методам смешения цветов
Коммуникативные УУД:
Учатся строить речевое высказывание;
учатся вести диалог;
учатся внимательно слушать и правильно воспринимать речь собеседника;
учатся делать обобщения и выводы
Работа над заданием
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
– Изобразите осенний лес пастелью мелками. Не забудьте, что деревья можно рисовать по-разному – только верхушки или только основания, а можно изобразить их в полный рост. Но во всех случаях надо учитывать строение и конструкцию дерева, кустарника, и для этого нужно наблюдать, анализировать и рассуждать, запоминать.
Требования к работам:
– удачная компоновка в листе;
– отдельные штрихи-мазки должны составлять живописную, плотную красочную фактуру;
– учитывать строение изображаемого объекта;
– аккуратность, завершенность, выразительность;
– дать работе название.
Осуществляют практическую деятельность по заданию учителя
Познавательные УУД:
Учатся изображать кустарники и деревья различными графическими материалами;
Учатся правильно компоновать изображение на листе;
Учатся правильно подбирать цветовую гамму;
Регулятивные УУД:
Учатся соблюдать пропорции при построении изображения Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки.
Коммуникативные УУД:
учатся внимательно слушать и правильно воспринимать речь собеседника;
учатся делать обобщения и выводы
Подведение итогов
4.1. Итоги урока.
Задача: подведение учащимися итогов учебной деятельности, обобщение результатов деятельности
Подводят итог.
– Ребята давайте рассмотрим рисунки какие вам нравятся больше всего
Анализ общих ошибок.
Познавательные УУД:
Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок
учатся внимательно слушать и правильно воспринимать речь собеседника;
Коммуникативные УУД:
учатся делать обобщения и выводы
4.2. Домашнее задание
Задача: включение учащихся в самостоятельную деятельность на аналитическом уровне.
просмотр детских книг, журналов и отбор иллюстраций, выполненных пастелью, акварелью, гуашью.
Озвучивание домашнего задания
Воспринимают информацию, записывают задание в дневник
Регулятивные УУД:
Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД:
учатся внимательно слушать и правильно воспринимать речь собеседника;
4.з.Рефлексия
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
– Ребята а какой вид работы вам понравился больше? Почему?
– О чем хотели бы вы еще хотели узнать?
Рассуждают, анализируют и оценивают свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок
учатся внимательно слушать и правильно воспринимать речь собеседника;
Коммуникативные УУД:
учатся делать обобщения и выводы
infourok.ru
Министерство образования и науки
Самарской области
Негосударственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани
Методическая разработка урока
изобразительного искусства в 1 классе (1 час)
по теме
«Осенний сказочный лес».
(техника монотипия)
Урок № 1
Выполнила:
Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
2011 г.
Аннотация
методической разработки урока
по ИЗО для 1 класса
«Осенний сказочный лес»
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.
Автор разработки: Микоян Анастасия Сергеевна
Место работы: НОУ СОШ «Кристалл» г. Сызрани Самарской области
Предмет: изобразительное искусство
Тип урока: комбинированные
Тема урока: «Осенний сказочный лес»
Цель и задачи урока:
Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве.
На этом уроке учащиеся только познакомятся с данной техникой, создавая отпечатки листьев, превращая их в сказочный лес. Это своеобразная игра, в которой интересно, что будет дальше. Если видя или представляя листок, ученик его именно таким и изобразит. То с использованием техники монотипия мы не знаем, какой будет результат и это интересно. Каждый раз отпечаток даже одного и того же листочка будет неповторимым. Все казалось бы очень просто, но на самом деле это не так. Нужно все же попытаться предвидеть результат. И еще положительная сторона применения этой техники при изучении данной темы, что даже те дети, у которых еще не совсем развито чувство формы или у них не достаточно развиты художественные умения, смогут справиться с работой. Все работы будут эксклюзивными.
А для того чтобы каждый ученик справился с заданием на уроке используется презентация с репродукциями художников пейзажистов, читаются стихотворения об осени, звучит музыка и в гости приходят герои сказок. Четкий вводный, текущий инструктаж и доброжелательная атмосфера на уроке способствуют высокому результату учащихся.
Тема урока: «Осенний сказочный лес».
Цель: изучение техники рисунка – монотипия, как нестандартного способа изображения осеннего леса
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
формировать эстетическое отношение к действительности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию)
Развивать внимание и наблюдательность;
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков. Умение рассматривать, сравнивать
Изучить особенности работы в технике монотипия.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков.
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
Оборудование:
Содержание урока:
Ребята, к нам в гости пришёл, отгадав загадку узнаете:
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдется, там след остается (Карандаш)
Он принес загадки:
И перекрасила все листья (Осень)
В лесу пожа –р!
А было просто очень:
В нем поселилась …. (осень)
Правильно, ребята, осень.
2. Объяснение новой темы
(читает школьница)
Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной
А. Блонский
Многие поэты с большой любовью и мастерством описывали это чудесное время года.
Беседа о красоте осенних листьев, на основе впечатлений от экскурсии в природу (Дети рассматривают выставку осенних листьев) Класс нарядно украшен листьями.
Обратили ли вы внимание на окраску осенних листьев деревьев и кустарников? Какого цвета трава осенью? Почему осень называют золотой?
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселый, пестрою толпой
Стоит на солнечной полянке
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
И. Бунин
Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения? Как сказочно красива осень в стихах? А художники описывают осень красками
Какие чувства вызывают у вас картины?
На картине И.С. Остроухова прекрасно показан праздник золотой осени. Правдиво и поэтично передан уголок старого парка. Мы можем долго рассматривать золотистое кружево липы и резных листьев клена. Справа стоят два дерева. Золотая листва, среди которых выделяются светло-оранжевые листья клёна, свешиваются до земли. Из травы поднимаются, уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней вдали группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами.
3. Вводный инструктаж и практическая работа
А теперь попробуем нарисовать красками осенний лес. Но не простой, а сказочный. Мы сегодня с вами говорили о красоте осенней природы, о разнообразии цветов осенней листвы. И мы знаем, что листья бывают разной формы. Они лежат у вас на партах разные разные. А на что по форме похож листочек?
(дети предлагают варианты)
Давайте внимательно рассмотрим один листок и сравним его с деревом. (пояснение сопровождается зарисовкой на доске)
И поэтому наш сказочный лес будет создан из листочков. Но на листе бумаги они появятся необычным способом. Мы сегодня с вами познакомимся с новой для вас техникой, которая называется – монотипия. Монотипия в переводе с французского означает печать «печатание». Это очень интересно и я уверена вам понравится
Прежде чем начать сегодняшнюю работу, давайте, проверим, как вы приготовились к занятию.
(Ребята пробуют проводить кисточкой по своим ладошкам).
Что делаем в начале….
Но в это время из-под стола появляется «Лесовичок» (Он весь грязный.)
Ты почему такой грязный?
Я с ежиком хотел нарисовать осенние листья. И вот, что получилось.
Это все от того, что ты не выслушал задание полностью.
Ребята, поможем «Лесовечку»?
Но сначала отдохнем вместе с ним
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Руки вверх.)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели. (Махи руками.)
И на землю тихо сели. (Приседание.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встать на носочки, махи руками над головой.)
Закружились, полетели (Покружились.)
И на землю снова сели. (Сесть за парты.)
4. Педагогический рисунок
А теперь приступаем к работе. (Демонстрация классу на мальберте)
С помощью музыки П.И. Чайковского создается образ осеннего пейзажа. Под музыку дети рисуют. Она создаёт у детей определенное эмоциональное настроение, которое соответствует теме данного урока.
nsportal.ru
Тема: «Прогулка в осенний лес» (акварель).
Цель: создание условий для развития творческих способностей.
Задачи:
Формировать умение изображать осенний пейзаж.
Развивать творческое воображение, умение работать с кистью, смешивать цвета; мелкую моторику руки, устную доказательную речь, внимание.
Воспитывать коммуникативные навыки, любовь к природе, интерес к познанию окружающего мира.
Тип урока: комбинированный
Наглядность: картины с изображением осеннего пейзажа; схемы «Линия горизонта», тучки и солнышки, грибы, слайды с изображением осеннего пейзажа, напечатанные на листах стихотворения об осени, музыкальная композиция П.И. Чайковского «Времена года», спокойная музыка.
Методы: словесный, наглядный практический.
Форма работы: групповая
Ход урока.
Прозвенел для вас звонокНа меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
Предлагает выбрать тучку или солнышко
Приветствуют учителя
Выбирают
Делятся на группы
Тучки и солнышки
Объявление темы, ПУЗ
Предлагает закрыть глаза и представить, что они отправились на прогулку в осенний лес.
– Что видите? Опишите
– Чем будем заниматься на уроке?
Формулирует тему урока: композиция «Прогулка в осенний лес»
– что такое «Композиция»?
Предлагает поставить УЗ: учиться изображать осенний пейзаж акварельными красками
Закрывают глаза
Делятся впечатлениями
Отвечают
Построение
Формулируют
Музыкальное сопровождение
(спокойная музыка)
На мониторе написана УЗ
Вводная беседа
Дид. игра
Физминутка
Зачитывает стих об осени
Проводит беседу:
– Назовите признаки осени.
– Какая бывает осень?
– Вам нравится осень?
– Как вы думаете, что обозначают ваши выбранные изображения? Как их связать с осенью? Поставьте УЗ вашей группы
– Какие цвета у весёлой осени?
– У грустной?
Осень – любимое время года многих художников, композиторов, писателей, поэтов. Ей посвящено много картин, стихов, музыкальных произведений.
Предлагает послушать муз. произведение П.И.Чайковского «Времена года. Осень»
Проводит беседу по прослушанному:
– характер музыки, темп
Предлагает прочитать предложенные стихи об осени и выбрать подходящие для группы
Предлагает просмотреть пейзажи известных художников
Проводит игру «Собери картину»
Отвечают на вопросы
Тучка – грустная осень, солнышко – весёлая
Ставят задачи:
изобразить грустную и весёлую осень
Называют цвета грустной осени: серый, синий, коричневый…
Весёлой осени: оранжевый, голубой, желтый
Слушают муз. произведение
Анализируют прослушанное
Читают стихи и выбирают подходящие
Рассматривают пейзажи
П.И.Чайковский Времена года
Стихи об осени (5 грустн., 5 весёл.)
Слайды с осенними пейзажами
Разрезанные картины (2шт)
Изучение нового материала
Практическая работа
Оценивание
Подведение итога урока.
Рефлексия
Объясняет этапы работы (инструктаж):
(линия горизонта)
– обр. внимание на использование цвета, получаемого путём их смешивания
– воздушная перспектива (закон)
Предлагает выработать критерии оценивания
= правильность (соблюд. правил и законов)
= эстетичность
= колорит
= старание
Предлагает выполнить работу под спокойную музыку
Предлагает выбрать 1 из стихов (подходящих) и зачитать в защиту своей работы
Предлагает оценить работу по критериям
Чему учились на уроке?
Предлагает приклеить грибы к картинам осени:
Понравилось – к весёлой осени
Не понравилось – к грустной осени
Внимательно слушают
Принимают активное участие
Работают
Защищают работы
Принимают участие в оценивании
отвечают
Приклеивают грибы
Схема «линия горизонта»
Легкая музыка
Критерии оценивания на мониторе
Изображения грибов
А.С. Пушкин
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает
Журча ещё бежит за мельницу ручей
А.Л. Плещеев
Скучная картина! Тучи без конца
Дождик так и льётся
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина мокнет под окном
Смотрит деревушка сереньким пятном.
А.Л. Плещеев
Миновало лето, осень наступила
На полях и в рощах
Пусто и уныло
Птички улетели, стали дни короче
Солнышка не видно
Темны, темны ночи.
Новицкая Г.
Утором небо было хмурым
И казалось всё понурым
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать…
Г.Новицкая
Смотрите все: во всей красе
Несётся осень на лисе!
И где лиса махнёт хвостом
Рыжеет всё на месте том.
А.С. Пушкин
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает
Журча ещё бежит за мельницу ручей.
А.Л. Плещеев
Скучная картина! Тучи без конца.
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
А.Л. Плещеев
Миновало лето, осень наступила
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышка не видно
Темны, темны ночи.
Новицкая Г.
Утором небо было хмурым
И казалось всё понурым
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать…
Г.Новицкая
Смотрите все: во всей красе
Несётся осень на лисе!
И где лиса махнёт хвостом
Рыжеет всё на месте том.
Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев золотой
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь…
Т.Бокова
Осень украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой!
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
Лесов таинственная сень
С печальным видом обнажалась.
Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев золотой
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь…
Т.Бокова
Осень украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой!
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
Лесов таинственная сень
С печальным видом обнажалась.
infourok.ru
Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад –
Дорога промерзает.
Журча еще бежит
За мельницу ручей…
Тема урока: «Осенний лес»
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Шаг 5
Шаг 6
Шаг 7
Шаг 8
Шаг 9
Шаг 10
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
videouroki.net
План-конспект урока по ИЗО
2 класс
Тема: «Осенний лес»
Вид занятий: рисование пастелью и мелками.
Цели и задачи: знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных возможностей; знакомство с конструкцией дерева, кустарника; воспитание бережного отношения к природе и экологического мышления; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).
Оборудование урока: пастель, мелки (восковые, акварельные), цветные карандаши, бумага суровая (оберточная).
Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники графического рисунка.
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме.
Графические материалы: пастель, восковые и акварельные, цветные карандаши. (Объяснить их отличия от акварели, гуаши и других художественных материалов.)
Красочные материалы бывают разными: акварель дает прозрачные, нежные работы; пастель – бархатные, «пушистые», мягкие; масло – глубокие, густые и «объемные». Один и тот же мотив, например «Осень», исполненный в разных материалах, будет звучать по-разному.
Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелками). Останавливается на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы штрихом и плашмя.
Пастель – очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным, неярким и пушистым. Пастель – мелок мягкий, бархатистый. Рисовать можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы получаются воздушными и прозрачными.
А это восковые мелки. Они твердые. Когда рисуете, нажимаете на них сильно. Восковые мелки – более жесткие по сравнению с пастелью. Каким бы мелком или краской ты ни рисовал, цветовое пятно должно состоять из многих цветов. Например, рисуя крону дерева, мы будем использовать не только зеленый, но и желтый, синий цвета.
– А какими мелками можно рисовать небо? Из каких цветов можно составить цвет воды? (Ответы детей и обобщение учителя.)
III. Работа над заданием.
– Изобразите осенний лес пастелью мелками. Не забудьте, что деревья можно рисовать по-разному – только верхушки или только основания, а можно изобразить их в полный рост. Но во всех случаях надо учитывать строение и конструкцию дерева, кустарника, и для этого нужно наблюдать, анализировать и рассуждать, запоминать.
Требования к работам:
– удачная компоновка в листе;
– отдельные штрихи-мазки должны составлять живописную, плотную красочную фактуру;
– учитывать строение изображаемого объекта;
– аккуратность, завершенность, выразительность;
– дать работе название.
IV. Итоги урока.
Анализ общих ошибок.
Домашнее задание: просмотреть детские книги, журналы и отобрать иллюстрации, выполненные пастелью, акварелью, гуашью, принести на урок.
multiurok.ru
Этапы урока | Ход урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
| – Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. | ||
| – Давайте мы с вами отгадаем тему сегодняшнего урока. А для этого мы отгадаем загадки. Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малиной, А Васю – хворостиной. Слайд №1 (изображения леса) | – лес | Личностные УУД: |
| – А теперь ещё одна загадка: Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Слайд №2 (изображение осени) – Правильно, сегодня мы с вами будем рисовать осенний лес, а точнее осенний сказочный лес. Слайд №3 (изображение осеннего леса) | – осень | Познавательные УУД: |
| -С чего начинаем работу над пейзажем? -Что такое линия горизонта? – Какие цвета нам понадобятся для того, чтобы нарисовать осенний лес? – Какие цвета называются теплыми? А краски мы выберем те, которые ярче и красочней покажут нам осень. | – с линии горизонта – это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью. -желтый – розовый, красный, жёлтый, оранжевый. | Регулятивные УУД: |
| Показ приёмов работы над рисунком. Работа учителя у доски. | ||
| – что мы с вами сегодня рисовали? – выставка работ. | – осенний пейзаж |
infourok.ru
Тема урока: В осеннем лесу, парке
6 класс
Цели и задачи: проводить словесное и изобразительное описание осенней природы и учить использовать свойства линейной, воздушной перспективы; изучать строение деревьев, кустарников, передавать эти знания и наблюдения в рисунках; показать связь человека и природы; развивать экологическое мышление; обучать навыкам выделения и развития сюжетного центра композиции (основную идею, основных героев), создания определенного колорита, передачи настроения через цвет; продолжить освоение техники живописи «мазком»; обобщить впечатления учащихся от экскурсии в лес или парк.
Оборудование: для учителя – листья разных деревьев (клена, березы, каштана и др.), методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растет», детские рисунки, фотографии леса, отдельных деревьев; для учащихся – альбом, простой карандаш, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: видеоряд об осени, призентация.
Литературный ряд: стихи и загадки о деревьях, рассказ Г. Скребицкого «Художник-осень», отрывок из произведения С. Т. Аксакова «Осень».
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
Ход урока
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Работа по теме урока.
1. Рассказ об осени.
Учитель. Осеннее время в самом расцвете, его красоту передают и художники, работающие красками, и художники, работающие словом. Давайте послушаем некоторые литературные описания осени.
«Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые, отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны.
Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями, мягкими, пухлыми в сырую погоду, так, что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими хрупкими в морозы…
Еще не улетевшие дрозды, с чоканьем и визгами, собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы*, куда манят их ягоды бузины, жимолости и еще более красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями. (Отрывок из произведения С. Т. Аксакова «Осень».)
– С каким настроением вы слушали этот отрывок? В следующем рассказе Г. Скребицкого «Художник-осень» запомните цвета осени, которые упоминаются в нем.
Художник-осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.
2. Беседа о красоте «золотой» осени, о разнообразии деревьев, их ценности в природе и в жизни человека.
Учитель. Ребята, обратите внимание на деревья, видимые из окна школьного кабинета. Как устроено дерево? Теперь сравните свои наблюдения с рисунками на методических таблицах и репродукциях. Как передали художники строение деревьев и кустарников?
– Объясните зависимость расположения ветвей на стволе, характера силуэта от породы дерева. В чем отличие кустарника от дерева?
– Какое настроение природы и человека передали художники в картинах?
– Что различного в строении дерева и кустарника? (У дерева четко просматривается ствол, у кустарника множество равноценных побегов с ветками.)
– Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола? (Крона и ветки.) Выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет свою определенную форму.
III. Практическая работа.
1. Обсуждение сюжета рисунка.
Учитель. Предлагаю выполнить творческое задание: нарисуйте, обратясь к своим эстетическим впечатлениям, осенний лес, парк, фигуру человека в нем. Подумайте, что может делать человек в осеннем лесу, парке. (Гуляет, собирает цветы, ягоды, грибы, охотится, рыбу ловит, дети играют, мамы с колясками, художник выполняет этюды.)
– Основной задачей при выполнении ваших рисунков должна стать передача различных состояний осенней природы.
– От чего она зависит? (От времени года, времени суток, условий погоды, освещения, изображаемой местности.)
– Вспомните приметы разных состояний осенней природы. Каким может быть свет солнца? (Он может быть ярким или мягким, как бы разбавленным. Природа, преображенная ярким солнечным светом, «радостна», сверкает яркими красками. «Мягкое» же солнце придает ей оттенок грусти, краски становятся приглушеннее. Пасмурное солнце и вовсе меняет цветовую гамму пейзажа, она становится очень тоскливой и даже мрачной.) Напоминаю вам основную учебную задачу урока – создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета. Сюжетный и смысловой центр рисунка – человек.
2. Этапы выполнения практической работы:
1) Поиск самого интересного мотива среди множества других, достойных внимания. Сделать 2–3 эскиза. Остановиться на самом интересном. Поиск цветового решения.
2) Работа на большом формате (А4, А3).
Легкими карандашными линиями разработать композицию.
3) Переход к цветовой разработке. Работаем способом «лессировок» (многослойной живописи), «по сырому» и «по сухому» (в сочетании).
4) Детальная проработка.
Для создания настроения в качестве негромкого фона звучит музыка. По ходу выполнения работы учащимися учитель указывает на ошибки, анализирует их, напоминает основные понятия композиции.
Композиция в переводе с латинского «compositio» обозначает сочинение, составление, расположение. Композиция присуща всем видам искусства как сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном, обдуманном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого, какой-либо идеи, сюжета. Основными правилами композиции являются: выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия и асимметрия, ритм, расположение главного на 2-м пространственном плане (а не на первом). Средствами композиции являются линия, линейная и воздушная перспектива, цветовая перспектива, светотень, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое).
– Для нашего задания особенно важно уметь использовать знания по воздушной, линейной, цветовой перспективе.
Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (величинных, цветовых, светотеневых и т. д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Также при удалении ослабевают контрасты, сила, насыщенность цвета. Цвет становится холоднее (влияет воздушная масса). Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем – видится сине-зеленым или даже голубым.
– Что можете сказать о технике изображения деревьев? (Выбор того или иного приема в рисунке и живописи (штрих, линия, мазок) диктуется формой и строением дерева и его частей (сравним иголки сосны, гибкие ветки ивы, резные листья клена, липы), а также художественным замыслом.)
IV. Итог урока.
1. Экспресс-выставка лучших работ.
2. Вопросы учителя по теме урока:
– Хорошо ли человеку в осеннем лесу, парке?
– Какие цвета преобладают?
– Куда девается зеленый цвет лета?
Рисунки оцениваются по следующим требованиям:
1) Сюжетно-композиционный центр выделен, сюжет «завязан», то есть организовано действие.
2) Оправданное заполнение листа (размеры элементов композиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).
3) Умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалами, инструментами, изобразительной техникой.
4) Яркость и чистота цветов, четкость рисунка, ясность, понятность для зрителя, выразительность.
5) Достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка, завершенность, равновесие композиции.
6) Можно дать название.
3. Уборка рабочих мест.
Тема урока: В осеннем лесу, парке
6 класс
Цели и задачи: проводить словесное и изобразительное описание осенней природы и учить использовать свойства линейной, воздушной перспективы; изучать строение деревьев, кустарников, передавать эти знания и наблюдения в рисунках; показать связь человека и природы; развивать экологическое мышление; обучать навыкам выделения и развития сюжетного центра композиции (основную идею, основных героев), создания определенного колорита, передачи настроения через цвет; продолжить освоение техники живописи «мазком»; обобщить впечатления учащихся от экскурсии в лес или парк.
Оборудование: для учителя – листья разных деревьев (клена, березы, каштана и др.), методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растет», детские рисунки, фотографии леса, отдельных деревьев; для учащихся – альбом, простой карандаш, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: видеоряд об осени, призентация.
Литературный ряд: стихи и загадки о деревьях, рассказ Г. Скребицкого «Художник-осень», отрывок из произведения С. Т. Аксакова «Осень».
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
Ход урока
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Работа по теме урока.
1. Рассказ об осени.
Учитель. Осеннее время в самом расцвете, его красоту передают и художники, работающие красками, и художники, работающие словом. Давайте послушаем некоторые литературные описания осени.
«Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые, отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны.
Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями, мягкими, пухлыми в сырую погоду, так, что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими хрупкими в морозы…
Еще не улетевшие дрозды, с чоканьем и визгами, собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы*, куда манят их ягоды бузины, жимолости и еще более красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями. (Отрывок из произведения С. Т. Аксакова «Осень».)
– С каким настроением вы слушали этот отрывок? В следующем рассказе Г. Скребицкого «Художник-осень» запомните цвета осени, которые упоминаются в нем.
Художник-осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.
2. Беседа о красоте «золотой» осени, о разнообразии деревьев, их ценности в природе и в жизни человека.
Учитель. Ребята, обратите внимание на деревья, видимые из окна школьного кабинета. Как устроено дерево? Теперь сравните свои наблюдения с рисунками на методических таблицах и репродукциях. Как передали художники строение деревьев и кустарников?
– Объясните зависимость расположения ветвей на стволе, характера силуэта от породы дерева. В чем отличие кустарника от дерева?
– Какое настроение природы и человека передали художники в картинах?
– Что различного в строении дерева и кустарника? (У дерева четко просматривается ствол, у кустарника множество равноценных побегов с ветками.)
– Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола? (Крона и ветки.) Выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет свою определенную форму.
III. Практическая работа.
1. Обсуждение сюжета рисунка.
Учитель. Предлагаю выполнить творческое задание: нарисуйте, обратясь к своим эстетическим впечатлениям, осенний лес, парк, фигуру человека в нем. Подумайте, что может делать человек в осеннем лесу, парке. (Гуляет, собирает цветы, ягоды, грибы, охотится, рыбу ловит, дети играют, мамы с колясками, художник выполняет этюды.)
– Основной задачей при выполнении ваших рисунков должна стать передача различных состояний осенней природы.
– От чего она зависит? (От времени года, времени суток, условий погоды, освещения, изображаемой местности.)
– Вспомните приметы разных состояний осенней природы. Каким может быть свет солнца? (Он может быть ярким или мягким, как бы разбавленным. Природа, преображенная ярким солнечным светом, «радостна», сверкает яркими красками. «Мягкое» же солнце придает ей оттенок грусти, краски становятся приглушеннее. Пасмурное солнце и вовсе меняет цветовую гамму пейзажа, она становится очень тоскливой и даже мрачной.) Напоминаю вам основную учебную задачу урока – создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета. Сюжетный и смысловой центр рисунка – человек.
2. Этапы выполнения практической работы:
1) Поиск самого интересного мотива среди множества других, достойных внимания. Сделать 2–3 эскиза. Остановиться на самом интересном. Поиск цветового решения.
2) Работа на большом формате (А4, А3).
Легкими карандашными линиями разработать композицию.
3) Переход к цветовой разработке. Работаем способом «лессировок» (многослойной живописи), «по сырому» и «по сухому» (в сочетании).
4) Детальная проработка.
Для создания настроения в качестве негромкого фона звучит музыка. По ходу выполнения работы учащимися учитель указывает на ошибки, анализирует их, напоминает основные понятия композиции.
Композиция в переводе с латинского «compositio» обозначает сочинение, составление, расположение. Композиция присуща всем видам искусства как сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном, обдуманном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого, какой-либо идеи, сюжета. Основными правилами композиции являются: выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия и асимметрия, ритм, расположение главного на 2-м пространственном плане (а не на первом). Средствами композиции являются линия, линейная и воздушная перспектива, цветовая перспектива, светотень, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое).
– Для нашего задания особенно важно уметь использовать знания по воздушной, линейной, цветовой перспективе.
Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (величинных, цветовых, светотеневых и т. д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Также при удалении ослабевают контрасты, сила, насыщенность цвета. Цвет становится холоднее (влияет воздушная масса). Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем – видится сине-зеленым или даже голубым.
– Что можете сказать о технике изображения деревьев? (Выбор того или иного приема в рисунке и живописи (штрих, линия, мазок) диктуется формой и строением дерева и его частей (сравним иголки сосны, гибкие ветки ивы, резные листья клена, липы), а также художественным замыслом.)
IV. Итог урока.
1. Экспресс-выставка лучших работ.
2. Вопросы учителя по теме урока:
– Хорошо ли человеку в осеннем лесу, парке?
– Какие цвета преобладают?
– Куда девается зеленый цвет лета?
Рисунки оцениваются по следующим требованиям:
1) Сюжетно-композиционный центр выделен, сюжет «завязан», то есть организовано действие.
2) Оправданное заполнение листа (размеры элементов композиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).
3) Умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалами, инструментами, изобразительной техникой.
4) Яркость и чистота цветов, четкость рисунка, ясность, понятность для зрителя, выразительность.
5) Достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка, завершенность, равновесие композиции.
6) Можно дать название.
3. Уборка рабочих мест.
В осеннем лесу, парке
– жанр искусства, изображающий природу (от французского слова «пайс» – «страна», «местность»)
ПЕЙЗАЖ
А.А. Рылов. В голубом просторе
В.Ван Гог. Море в Сент-Марье
Н.К.Рерих
И.Э.Грабарь. Февральская лазурь
К. Моне. Стог сена в Живерни
И.Э.Грабарь. На озере
ПЕРСПЕКТИВА – учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.
Прямая перспектива
Линейная перспектива с двумя точками схода
И.И.Левитан Солнечный день. Большая дорога .
2
1
удаленных точках, называемых точками схода
на линии горизонта.
Обратная перспектива
условная система приемов построения
трехмерного пространства и объемных предметов
мере их удаления от переднего плана.
Сферическая перспектива
Отличает:
Воздушная перспектива
– способ передачи светотеневых и колористических качеств изображаемых объектов.
Это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контраста в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.
ПЕРСПЕКТИВА – учение
о способах передачи
пространства на
плоскости изображения.
Записать :
изменение масштаба изображения объектов, расположенных на плоскости.
Ближе
1
Дальше
2
3
4
5
ярче
крупнее
подробнее
контрастнее
теплее
холоднее
бледнее
мельче
нюанснее
обобщённее
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
Посмотрите – роща золотом одета!
Э. Федоровская
Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
Золотая осень. Исаак Левитан
Золотая осень. Василий Поленов
Октябрь. Осень. Исаак Левитан
Осень. Клод Моне
Попов Вениамин Николаевич
1869 – 1945
Осенние деревья
Задание
kopilkaurokov.ru