Организация жизни детей в период адаптации в доу – –

Содержание

Организация жизни детей в период адаптации в дошкольном учреждении. Адаптация детского организма к условиям ДОУ

Похожие главы из других работ:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

1.3 Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Сложный и многовариантный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты…

Взаимосвязь тревожности и табачной аддикции у мужчин и женщин в возрасте поздней зрелости

2.2 Поздний период в жизни человека

В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды и эпохи…

Исследование образа родителей в воспитании дошкольников

1.2 Влияние стиля родительского воспитания на реакции и поведение детей семье и в дошкольном образовательном учреждении

Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины…

Кризис среднего возраста, гендерные отношения

1.5 Изменение образа жизни в период кризиса

B переходные моменты образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях…

Организация деятельности дошкольного учреждения по предупреждению синдрома эмоционального выгорания педагогов

Глава 1. Проблемы управления педагогической деятельностью в дошкольном учреждении

Организация деятельности дошкольного учреждения по предупреждению синдрома эмоционального выгорания педагогов

2.2 Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов в дошкольном учреждении

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что обычно “синдром сгорания” представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. говорит в своей статье…

Особенности психологической культуры воспитателя в дошкольном учреждении

Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенности психологической культуры воспитателя в дошкольном учреждении

Период новорожденности: характеристика социальной ситуации развития, специфика психофизиологического развития, новообразования, значение для дальнейшего психического развития

2.3 Период адаптации к новым условиям жизни. Кризис новорожденности

Несмотря на кажущуюся беспомощность, доношенные новорожденные – жизнестойкие создания, уже сделавшие первый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни…

Поздний период жизни человека

1. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Любой период жизни человека, особенно время поздней взрослости и старости, следует рассматривать в контексте целостного жизненного пути индивида. Психологи не располагают материалами, которые охватывали бы весь жизненный путь человека…

Психология и педагогика образования одаренных детей

1.3 Организация процесса психолого-педагогического сопровождения агрессивного ребенка младшего школьного возраста в образовательном учреждении

Большую роль в организации психолого-педагогического сопровождения агрессивного ребенка играет психологическая служба школы. Она выполняет координирующую и направляющую функцию при решении вопросов оценки эффективности работы…

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Глава I. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте

1.4. Особенности воспитания детей в дошкольном учреждении

В современной жизни очень многие женщины, родив ребенка, в скором времени выходят на работу. Все чаще в доме появляется новое лицо – няня, однако подавляющее большинство малышей, чьи мамы заняты на работе, ходят в детский сад…

Развитие ребенка от рождения до трех лет

3.3 Период приспособления к новым условиям жизни

Несмотря на внешнюю беспомощность, доношенные новорожденные — жизнестойкие создания, уже сделавшие первый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни…

Разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

І ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

– изучение состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении;

– анализ результатов исследования; – обоснование и разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста…

psy.bobrodobro.ru

Организация жизнедеятельности детей в период адаптации к доу

Первичный прием ребенка в ДОУ проводиться участковым педиатром(оформление медицинской карты ребёнка) , психологом и воспитателями  учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка, назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия. На стенде в раздевальной комнате ДОУ и на сайте детского сада расположена информация, которая поможет родителям в адаптационный период.

Для облегчения адаптации  формируются группы  вновь поступающими детьми (не более 2-х новых детей в час), укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 1- 2 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша и того режимного момента, который вызвал затруднение (кормление, сон, игра…) Психологи рекомендуют следующую примерную схему (обратите внимание: примерную):

Первый, второй день – пребывание 1- 2 часа. Родителям надо постараться прийти к выбранному времени (время выбирается совместно родителем и воспитателем) Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель.

На третий-шестой «садовские» дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу.

Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник.

И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день . Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка.

Ускорять период адаптации по требованию родителей (выход на работу, некому забрать ребёнка…) нельзя, т.к. по тому, как пройдёт адаптация  у ребёнка к условиям ДОУ, будет складываться последующая жизнь малыша в детском саду.

В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций воспитатели группы насильно  не кормят его и не  укладывают спать.

В период адаптации ребенку не рекомендуется проводить прививки. Первая профилактическая прививка в ДОУ назначается по окончании периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка. Организация игровой деятельности в первые дни ближе к взрослому, в стороне от детей, помогает ребенку привыкнуть к новому фактору – большому количеству сверстников – и удовлетворить чрезвычайно острую в период адаптации потребность в эмоциональном контакте  со  взрослыми. Удовлетворению этой потребности также хорошо помогает частое ласковое обращение к ребенку, общение «лицом к лицу», периодическое пребывание малыша на руках, тактильный контакт (поглаживание, ласковые прикосновения). Если ребенок очень привязан к маме, сильно плачет,  отказывается есть, период адаптации может затянуться.

Учитывая напряжение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и вегетативной нервной системы ребенка, воспитатели  обеспечивают  состояние теплового комфорта ( следят  за появлением симптомов переохлаждения или перегревания), чаще предлагают  ребенку теплое питье (учитывая повышенное мочеиспускание и слезоотделение), на физкультурных занятиях следят  за реакцией крохи, не настаивают  на обязательном выполнении упражнений.

Особое внимание воспитатель и медицинский работник  обращают  на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа являются показанием к удалению малыша на 3–4 дня из детского учреждения. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развитию заболевания, поэтому ребенок нуждается в щадящем домашнем режиме. Следует помнить, что если в период адаптации малыш перенес какое-либо заболевание, то после полного выздоровления он нуждается в постепенном увеличении времени пребывания в ДОУ. Облегчают адаптацию ребенка музыкальные занятия, функциональная музыка (музыкальное сопровождение таких режимных моментов, как отход ко сну, подъем, прогулка, зарядка, физкультурное занятие) и рисование. Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне ДОУ увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере). Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.

xn--99-6kcq7d.xn--p1ai

Организация жизнедеятельности детей в период адаптации к ДОУ – Методические – Каталог статей

Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми, укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Рекомендуемая схема: 1,2 день – пребывание 2–3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель. 3-6 день – забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу.

С 2 недели забирать малыша домой в полдник.

С 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день.

 

В период адаптации рекомендуется принести в сад любимую игрушку.

Учитывая напряжение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и вегетативной нервной системы ребенка, следует обеспечить состояние теплового комфорта (одевать малыша так, как он привык дома, следить за появлением симптомов переохлаждения или перегревания), чаще предлагать ребенку теплое питье (учитывая повышенное мочеиспускание и слезоотделение), на физкультурных занятиях следить за реакцией крохи, не настаивать на обязательном выполнении упражнений.

Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне ДОУ увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере).

 

Родителям на заметку:

Для детей со сниженным иммунитетом рекомендуется использовать растительные адаптогены (элеутерококк, аралия, китайский лимонник) в виде настоя или экстракта из расчета разовой дозы 1–2 капли на год жизни (но не более 10 капель) 2–4 раза в день (развести в молоке), курс – 10–15 дней

Для повышения неспецифической резистентности рекомендуется прием аскорбиновой кислоты и витаминов А и Е в профилактической дозе в течение 10–15 дней.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

 

Адаптация – от латинского слова «приспособляю» – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:

физиологическом, социальном, физиологическом.

 

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

 

Вот некоторые  факторы, влияющие на адаптацию.  Это:

– возраст ребенка;

– состояние здоровья;

– уровень развития;

– характеристика нервной системы;

– интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

– сформированность предметной и игровой деятельности;

– приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

В дошкольном образовательном учреждении «Золотой петушок»  разработана программа адаптации воспитанников на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Программа предусматриваетнесколько блоков: работа с детьми, родителями, взаимосвязь с другими специалистами.

 

Работая с детьми в период  адаптации педагогический коллектив ставит перед собой следующие цели:

1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период

адаптации.

2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние.

3.Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе.

4.Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня,

как в детском саду, так и в семье.

5.Создание оптимальных условий для развития ребенка.

6.Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком.

 

В связи с этим, программой определены основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации:

– эмоциональное состояние;

– поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;

– особенности аппетита;

– особенности периода засыпания и сна;

– отношение к предметному миру и игрушкам;

– речевая активность;

– двигательная активность;

– общее состояние организма;

– взаимодействие со взрослыми;

– взаимодействие со сверстниками.

 

Одним из приоритетных направлений программы является работа с родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ. Именно в тесном сотрудничестве с родителями возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Ведь, приходя в детский  сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Меняются режим дня, характер питания,  температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п.

Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.

Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.

 

В ДОУ организован адаптационный консультативный пункт. Его целью является:

– обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;

– решение проблем адаптационного периода;

– создание комфортных «домашних» условий пребывания в детском саду;

– личностное развитие детей раннего возраста;

– создание дома режима приближенного к детскому саду;

Задачи:

– познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательной работы в ДОУ;

– подготовить ребенка к посещению детского сада;

– создать непрерывную систему в воспитательно-образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.

 

Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно.

1.  Не менее чем за две недели до того, как Ваш малыш начнет посещать детский сад соблюдать тот же режим, что и в ДОУ (подъем утром с учетом времени, которое Вы  затратите на дорогу в детский сад, завтрак, прогулка, сон). Это позволит максимально снизить физический дискомфорт ребенка при посещении детского сада.

2.  Проходя мимо территории детского сада обращать внимание ребенка на деревья, цветы, играющих детей, вызывая интерес к внешней атрибутике, не акцентируя внимания на то, что ребенок в скором времени тоже будет сюда ходить. Это связано с тем, что ребенок может начать тревожиться по поводу предстоящего расставания с родителями  и к детскому саду испытывать негативные чувства.

3.  Научить ребенка надевать и снимать носки, шорты, самостоятельно есть.  Проявлять терпение, пока ребенок этому учится. Чем более ребенок самостоятелен в самообслуживании, тем легче он вступает в контакт с другими людьми (детьми, и взрослыми).

4.  Научить ребенка просить (говорить о том, чего он хочет, или, если ребенок еще не говорит, показывать жестами).

5.  В период адаптации прояснять все интересующие вопросы, касающиеся течения адаптации у воспитателей и психолога в отсутствие ребенка.

6.  Предъявлять к  ребенку в семье единые требования (со стороны всех членов семьи).

amurchonok.3dn.ru

Методическая разработка на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ | скачать бесплатно

                       

                           ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

                     ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

                         В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

            РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

                          В УСЛОВИЯХ ДОУ

                                                                                       опыт работы

                                                                                  воспитателя первой

                                                                           квалификационной категории                                    

                                                                           ГДОУ №8 г.Санкт-Петербурга

                                                                           Кузнецовой Натальи Васильевны

                                                           2011год.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение

2.Глава 1: Особенности адаптационного периода.

    1.1  Понятие  и виды адаптаций

    1.2  Характеристика понятия “адаптация” и факторы, влияющие на неё

    1.3  Особенности поведения детей в период адаптации

3.Глава 2: Создание целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ с семьей в период адаптации.

    2.1 Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период

    2.2 Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период

4.Заключение.

5.Список, используемой литературы.

6.Приложение:

   1- Рекомендации для родителей (меры , облегчающие адаптацию)

   2- Рекомендации для воспитателей (меры, облегчающие адаптацию)

   3-   А. Перечень игр, которые рекомендованы в адаптационный период

          Б. Перспективно-образовательный план работы на адаптационный период

   4-Адаптационные листы

   5-Прогноз адаптации

   6-Карта индивидуального сопровождения ребенка

   

Введение:

              Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья .  Первые годы жизни ребёнка – важный этап в его формировании .Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям , нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремится к тому ,чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные ,индивидуальные , возрастные особенности ребёнка .Это значит ,что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему :чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть ,слышать , трогать руками ,пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.[5.3-4]

Актуальность темы курсовой  работы «Проектирование взаимодействия детского сада и семьи в процессе адаптации ребенка 3-го года жизни к ДОУ»,обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки  комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.
Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой,  поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша , и для родителей .Для ребёнка это сильное стрессовое переживание , которое необходимо смягчить .Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям , чем те , к которым он привык в семье. Четкий режим дня ,отсутствие родителей , другой стиль общения , контакт со сверстниками, новое помещение –все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды ,сна, общения с окружающими .И педагоги, и родители должны понимать ,насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад , насколько серьёзные , хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным , необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Все это определяет актуальность  данной темы. На основании этого определена проблема педагогического обеспечения процесса адаптации детей. Гипотеза моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по  формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить  безболезненно.
Объектом исследования является процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования составляет возможность использования комплекса педагогических, медицинских и социально-психологических мероприятий для сохранения и развития естественных адаптационных механизмов.                        

Главной целью работы является исследование  особенностей  взаимодействия  семьи и детского сада  в адаптации ребёнка третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения.
Конкретные задачи работы заключаются в следующем:
– Изучить понятие и сущность адаптации детей к ДОУ;
– Выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста;
– Разработать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста  к    ГДОУ.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
-Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;

-Выделить средовые факторы риска неблагоприятного течения адаптационного периода и определить способы профилактики и реализации;

-Провести диагностику по выявлению уровня адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Проанализировать результаты и сделать выводы .

-Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ

-Создать проект ,который позволит взаимодействовать педагогам ГДОУ с родителями детей ,которые вновь поступают в дошкольное учреждение.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, психолого-педагогических исследований; анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое  наблюдение. Обоснованность и достоверность результатов и выводов работы обеспечиваются методологическим подходом к анализу проблемы, использованием принципов, методов, адекватных предмету, целям, задачам исследования.
 

Глава 1: Особенности  адаптационного  периода.

1.1 Понятие и виды адаптаций

           Детский сад-это новое окружение, новая обстановка ,новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую  для него среду и болезненное привыкание к её условиям.

              Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе.[8.4] Общая  задача педагогов и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. На пути реализации возникают различные трудности:

-Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических ,психологических, юридических и т.д.

-В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности . Но одной из распространенных трудностей является то , что воспитатель может быть профессионалом в своей области , но не уметь передать свои знания.

-Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.

-Воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей .Свою помощь родителям персонал видит в следующем :советы, собрания, рекомендация литературы и т.д. Таким образом , взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым , односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.

-Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребёнком и взрослым в детском саду и дома.

-Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса .Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.

Все эти затруднения массовой педагогической практики позволяют сделать вывод ,что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель .Выстраивая её , необходимо включать всех участников процесса : и педагогов , и родителей , и детей.[12.5-6]

Адаптацию следует рассматривать по следующим параметрам: (автором этой теории является О.Г.Заводчикова)

                                                           Адаптация                                        

Значение адаптации для здоровья ребёнка

Механизм развития адаптационного синдрома

Клиника адаптации

Меры, облегчающие адаптацию

Факторы, влияющие на адаптацию

Исход адаптации

Значение адаптации для здоровья ребёнка:

Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя) ,напряженное состояние , ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх , отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание «тоска по дому» – так называли адаптацию в прошлом (это состояние ещё в 1848 году было описано). Именно в том, как организм ребёнка выдерживает приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

Механизм развития адаптационного синдрома:

Период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому  ответственному периоду в его жизни. Взрослые  в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребёнка. Все охают и ахают, причитывают и волнуются за него, но не более того.  В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке. Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребёнка.  В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду самое тяжелое. Ребёнок  в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс- это реакция на борьбу с трудностями , норма перехода от одних условий к другим.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

Подготовительный – его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша , необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т.к. главная задача этого этапа- создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке , воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.

Клиника адаптации:

Как же ребёнок проявляет себя в период адаптации?

1.Изменяются первичные формы поведения : аппетит, сон, эмоциональное состояние.

2.Нарушается ориентировочная реакция, игровая , двигательная активность.

Клиника адаптации имеет место у каждого ребёнка , но она может быть разной по степени тяжести. Персонал группы должен знать проявления  клиники адаптации и уметь помочь ребёнку в этот трудный для него промежуток времени.

Меры, облегчающие адаптацию.

Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению  в детское учреждение.

Рекомендации для родителей.(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Рекомендации для воспитателей.(ПРИЛОЖЕНИЕ2)

Факторы,  влияющие на адаптацию.

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

1.Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.

2.Возраст малыша.

3.Биологические факторы (относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трёх месяцев жизни) и социальные факторы (они выражаются в том ,что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима , соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна , не следят за правильной организацией бодрствования и др.)

4.Уровень тренированности адаптационных возможностей. (Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.)

Все эти факторы нужно знать , чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.

Исход адаптации.

Адаптационный период считается законченным , если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка:

-если с ребёнком систематически занимаются дома, то ребёнок растет общительным и самостоятельными  и период адаптации заканчивается за 10-12 дней;

-если у ребёнка слабо развита речь , низкий уровень самостоятельности , он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре , ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закрывается дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступая в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться  в группе, а другие  с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми  незнакомыми взрослыми могут стать для ребёнка психической травмой. Малыш может это воспринять как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным и  мягким. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психологическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие его нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях детского учреждения.[3.1]

Период привыкания ребенка к новым социальным  условиям делится на три этапа.

1. Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.

2. Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).

3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели. Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций

1.2 Характеристика понятия “адаптация” и факторы, влияющие на неё

С поступлением ребенка двух – летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин “адаптация” означает приспособление. Как известно , адаптация – это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения  предполагает избегания опасных ,неблагоприятных для индивидуума  ситуаций. Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым , выполняющим функции и воспитателя , и надзирателя , да ещё в совершенно незнакомой обстановке ,оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией , наверное ,главное ,что можем сделать мы ,взрослые , -это создать такие условия в дошкольном учреждении ,которые воспринимались бы ребёнком как безопасные .Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы ,позволяющие ему приспособиться к новым условиям.[15.11]

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным стилем является творческий ,наименее оптимальным – избегающий [5.14].

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному   существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма – кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.

Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.

Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [19.15].

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [13, 9-10]

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими людьми. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации.  Даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими людьми начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.

Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой воспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша [7,16-17].

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [7,17-18].

Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого – начала второго месяца жизни [7,18].

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.

Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [7,19-20].

В этом случае можно использовать алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад, предложенный И.В. Лапиной:[12.61]

1-й шаг- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;

2-ой шаг – приход ребёнка вместе с родителями в группу  во время свободной игровой деятельности;

3-ий шаг- ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;

4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;

5-ый шаг – ребёнок остается один с завтрака до обеда;

6-ой шаг – ребёнок остается на сон ,но сразу после сна его забирают родители ;

7-ой шаг – ребёнок остается один на целый день.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки

1.3 Особенности поведения детей в период адаптации

Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла ,уюта и любви в группе .ребёнок должен удостоверится в том ,что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии .первыми контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы .Основная задача педагога –заслужить доверие ребёнка. Педагогу следует прежде всего любить малышей ,детям нравится в воспитателях :эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, весёлое настроение  и умение создать его у других, способность увлечённо играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие .ласковые движения.[10.21 ]

Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь впервые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.

Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.

Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации) [7,21-22].

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).

Такие дети глубоко переживают расставание с  родными и близкими, т.к.  не имеют опыта общения с посторонними людьми они, не готовы вступать с ними в контакт.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровн&

nsportal.ru

4. Организация жизни детей в период адаптации в дошкольном учреждении. Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения

Похожие главы из других работ:

Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения

5. Работа с детьми в дошкольном учреждении в адаптационный период

Дети, впервые приходящие в детский сад, по-разному ведут себя в группе. У нас в группе 20 детей в возрасте от 2-х до 3-х лет. Основная часть детей первоначально негативно реагирует на попытки нового взрослого вступить с ними в контакт…

Адаптация дошкольников к условиям детского сада

2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Воспитание и развитие детей первого года жизни

Глава II. Организация жизни детей первого года жизни в детском учреждении

Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников

2.1 Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении

Исследование было организовано на базе “ДОУ № 291 г. Казань”, среди воспитателей учреждения (15 человек), детей старшего дошкольного возраста (20 дошкольников) и их родителей (23 человека)…

Здоровьесбережение в дошкольном образовательном учреждении

2. Организация управления здоровьесбережением в дошкольном образовательном учреждении

Обучение, воспитание в дошкольном учреждении

2.1 Организация современного образовательного процесса в дошкольном учреждении

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием…

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей умственно отсталых

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей умственно отсталых

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств…

Организация среды в дошкольном учреждении, способствующей развитию детей дошкольного возраста

1.2 Организация образовательной среды в дошкольном учреждении

Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, создающий фундамент для формирования новых психических образований, которые развиваются в процессе учебной деятельности…

Педагогические условия организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста

1. Организация закаливания в дошкольном учреждении

1…

Педагогический процесс и его особенности

3. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Цель педагогического процесса – реализация задач воспитания и задачи дошкольного воспитания принято соответствовать с основными целями всестороннего гармоничного развития ребенка (идеальная цель воспитания)…

Планирование музыкальной работы с детьми дошкольного возраста

2. Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении

Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив…

Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка

1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении

В педагогической литературе указывается на то, что в истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.142….

Психолого-педагогическая работа с детьми раннего возраста во время прогулки

1. Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении

Прогулка является обязательным компонентом режима дня в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и младший воспитатель, начиная рабочий день (до приема детей)…

Развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Глава 1. Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание дошкольников как система работы воспитателя

3. Организация физического воспитания в дошкольном учреждении

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей…

ped.bobrodobro.ru

Адаптация детей в дошкольном учреждении

Содержание

Введение

1. Адаптация детей в ДДУ

2. Организация адаптационного периода

3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлении в ДДУ

Заключение

Литература

Введение

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

проблема адаптация ребенок дошкольное учреждение

1. Адаптация детей в ДДУ

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

1. В яслях – 7-10 дней

2. В детском саду в 3 года – 2-3 недели

3. В старшем дошкольном возрасте – 1 месяц

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери.

Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

– Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

– Нервно психическое развитие;

– Черты личности.

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.

2. Организация адаптационного периода

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.

Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них: – работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;

– совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;

– недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;

– совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался.

Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения

3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлению в ДДУ

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный пход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

mirznanii.com

Работа педагога в период адаптации детей к ДОУ

Разделы: Работа с родителями


Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Профессия воспитателя детского сада – одна из благородных и нужных людям.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов “ребенок – взрослый” и “ребенок – ребенок”.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: “Пришел Петрушка”, “Выдувание мыльных пузырьков”, “Хоровод”, “Догонялки”, “Солнечные зайчики”, и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно “пальчиковыми” играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: “Кто в кулачке”, “Игра с кистями рук” и т.д.

Такие игры, как “Книжка – угадай-ка”, “Вместе с мишкой”, “Чертим разные фигуры”, “Игры с куклой” не только ободрят робкого и развеселят плачущего малыша, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Исход адаптации.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.

Адаптационный период считается законченным, если:

  • Ребенок ест с аппетитом;
  • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • Эмоционально общается с окружающими.
  • Играет.

Вывод:

Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом.

В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды.

Главным педагогическим условием успешной адаптации ребенка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнает об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.

Приложение.

Список используемой литературы.

  1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
  2. Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ № 7 – 2005 г. стр. 17.
  3. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).
  4. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
  5. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
  6. Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.
  7. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
  8. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
  9. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001–2002 года. –М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
  10. Пошва Г.И., Бутерус Е.Г., Елестна Л.Н., Волоцкова О.Б.//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
  12. Черных И.//Воспитание бережного отношения к воде/ДВ №7 – 2005.

7.02.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *