Тема подборки — пословицы и поговорки о морали:
Русские пословицы и поговорки о морали и нравственности. Мораль — это принятые в обществе представления и правила о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном.
pogovorki-poslovicy.ru
Тема сборника — пословицы и поговорки о нравственности:
Русские пословицы и поговорки о нравственности и морали человека, для детей и взрослых.
pogovorki-poslovicy.ru
Золотое правило этики полезно знать каждому человеку. В школе его изучают на уроках «Основы православной культуры» в 4 классе. И в качестве одного из заданий в рамках предмета дается следующее:
Давайте сначала разберемся, что это за правило. Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иными словами:
Это правило еще называют Золотым правилом морали и нравственности, а не только этики. В русском языке есть также много пословиц, отражающих эту мысль:
Мы перечислили пословицы, которые отражают смысл Золотого правила морали, этики и нравственности. А теперь хотелось бы привести примеры народных высказываний о хороших манерах поведения и нравственных качествах человека. Они также могут пригодиться 😉
Пословицы взяты из источников:
22 Сентябрь 2016
admin
Просмотров: 1374
На классном часу, на уроке этики учителям пригодятся пословицы и поговорки о культуре поведения, речи, об этикете. Пословицы мудры и поучительны, благодаря рифме и простоте своей запоминаются и схватываются на лету. Народную мудрость, накопленную годами, трудно переоценить.
Оглавление [Показать]Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Поговорки о морали 4 класс, поговорки для школьников четвертого класса, пословицы и поговорки о морали, русские народные пословицы для детей про мораль. Пословицы о языке короткие.
Народная мудрость (поговорки о морали, приметы про мораль). _ Из всех страстей зависть самая отвратительная.
_ Жадный сам себе покоя не дает.
_ Делу — время, потехе -час.
_ Лучше по миру собирать, чем чужое брать.
_ Век живи, век учись.
_ Любишь кататься, люби и саночки возить.
_ Не плюй в колодец, случится напиться.
_ Говорить без дела, что по воде писать.
_ Труд человека кормит, а лень портит.
_ Гол, да не вор, беден, да честен.
_ Много видит, да мало слышит.
_ Двое дерутся, двое смеются.
_ Ахи да охи не дадут подмоги.
_ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
_ Бедность крадет, а нужда лжет.
_ Где тонко, там и рвётся.
_ Бедность учит, а счастье портит.
_ Хвост голове не указка.
_ Биться, драться — не ума набираться.
_ Ученье — свет, а неученье — тьма.
_ Бог видит, кто кого обидит.
_ Не игла шьёт, а руки.
_ Вор, что заяц: и тени своей боится.
_ На языке мед — а в сердце лед.
_ Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит.
Данная слайдовая презентация подготовлена для знакомства с историей и теорией народной поговорки учащихся 3-х – 4-х классов. Поговорки по русскому языку 4 класс.
› Ридл-мидл / Пословицы и поговорки / Добро и зло
Пословицы и поговорки о добре и зле учат делать добрые дела и быть добрыми. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив, а зло всегда приносит разочарования, злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их. Прислушайтесь к тому, о чём говорится в пословицах и поговорках о добре и зле.
Не хвались серебром, а добром.
Делай добро и жди добра.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Мир строит, а война разрушает.
Никакое худо до добра не доводит.
Жизнь дана на добрые дела.
Без худа добра не бывает.
Добро — на худо меняют.
Добра не смыслишь — так худа не делай.
Доброго чти, а злого не жалей.
Доброе дело два века живёт.
Добру расти, худу по норам ползти.
Добрые дела и после смерти живут.
Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
Не делай другим того, что себе не желаешь.
Тёплое слово и в мороз согревает.
Плохо тому, кто добра не творит никому.
Всё добро, да не всё на пользу.
Всяк добр, да не до всякого.
Добра желаешь — добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Доброе дело без награды не остаётся.
Доброе семя — добрый и восход.
Добрые слова дороже богатств.
Добрым быть — добрым и слыть.
За доброе жди добра, за худое — худа.
И добро худом бывает.
И собака старое добро помнит.
Не хвались серебром, а хвались добром.
От добра добра не ищут.
Учись доброму — худое на ум не пойдёт.
Зло тихо лежать не может.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Злого любить — себя губить.
Много у лихого силы, да воли ему нет.
На добрый привет — добрый и ответ.
Ласковое слово пуще дубины.
Знай, кому добро делаешь.
Добрые чувства — соседи любви.
Добродетель доброму не вредит.
Доброта без разума пуста.
Доброе дело скрытности не любит.
Доброго чти, а злого не жалей.
Добро творить — себя веселить.
И собака помнит, кто её кормит.
Собаку палкой не учат.
Чужое горе — двойная радость.
Беда не приходит одна.
Беда деньгу родит.
Страницы: 1 2
Смотрите пословицы и поговорки на другие темы:
Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:
Пословицы и поговорки о добре и зле, хороших и плохих делах — Как вязать полянку
Навигация
› Ридл-мидл / Пословицы и поговорки / Добро и зло Пословицы и поговорки о добре и зле учат делать добрые дела и быть добрыми. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив, а зло всегда приносит разочарования, злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их. Прислушайтесь к тому, о чём говорится в пословицах и поговорках о добре и зле. Не хвались серебром, а добром. Делай добро и жди добра. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Мир строит, а война разрушает. Никакое худо до добра не доводит. Жизнь дана на добрые дела. Без худа добра не бывает. Добро — на худо меняют. Добра не смыслишь — так худа не делай. Доброго чти, а злого не жалей. Доброе дело два века живёт. Добру расти, худу по норам ползти. Добрые дела и после смерти живут. Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть. Не делай другим того, что себе не желаешь. Тёплое слово и в мороз согревает. Плохо тому, кто добра не творит никому. Всё добро, да не всё на пользу. Всяк добр, да не до всякого. Добра желаешь — добро и делай. Добро поощряй, а зло порицай. Доброе дело без награды не остаётся. Доброе семя — добрый и восход. Добрые слова дороже богатств. Добрым быть — добрым и слыть. За доброе жди добра, за худое — худа. И добро худом бывает. И собака старое добро помнит. Не хвались серебром, а хвались добром. От добра добра не ищут. Учись доброму — худое на ум не пойдёт. Зло тихо лежать не может. Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Злого любить — себя губить. Много у лихого силы, да воли ему нет. На добрый привет — добрый и ответ. Ласковое слово пуще дубины. Знай, кому добро делаешь. Добрые чувства — соседи любви. Добродетель доброму не вредит. Доброта без разума пуста. Доброе дело скрытности не любит. Доброго чти, а злого не жалей. Добро творить — себя веселить. И собака помнит, кто её кормит. Собаку палкой не учат. Чужое горе — двойная радость. Беда не приходит одна. Беда деньгу родит. Страницы: 1 2 Смотрите пословицы и поговорки на другие темы:
Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:
Пословицы и поговорки о добре и зле, хороших и плохих делах — Как вязать полянку
Навигация
poslovica-pogovorka.ru
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. (афоризмы про нравственность, этику и мораль)
Иммануил Кант
Нравственность — это разум сердца.
Генрих Гейне
Этика есть эстетика души.
Пьер Реверди
Этика — это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям.
Бертран Рассел
Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.
Иммануил Кант
Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия.
Иммануил Кант
Этика бывает либо активная, творческая — либо пассивная, покаянная, этика нетерпимости к себе и к другим, которая только и может, что копаться в так называемых грехах; и временами позорно быть правым.
Кароль Ижиковский
Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным.
Владимир Соловьев
Никто не может быть совершенно свободным, пока не все свободны. Никто не может быть вполне нравственным, пока не все еще нравственны. Никто не может быть вполне счастливым, пока не все еще счастливы.
Герберт Спенсер
Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом.
Иммануил Кант
Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.
Артур Шопенгауэр
Мораль — не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами.
Джон Дьюи
Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.
Альберт Швейцер
Даже смерть может быть согласием и потому нравственным поступком. Животное издыхает, человек должен вручить свою душу ее Создателю.
Анри Амьель
Христианская нравственность скроена на вырост. К сожалению, люди перестали расти.
Феликс Хвалибуг
Не забывайте, что «Отче наш» начинается с просьбы о хлебе насущном. Трудно хвалить Господа и любить ближнего на пустой желудок.
Вудро Вильсон
Нравственность народов зависит от уважения к женщине.
Вильгельм Гумбольдт
Должно быть, нравственность — горький плод, если мы отдаем его женам и сестрам.
Александр Свентоховский
Добродетель сама себе награда.
Овидий
Лучшее наказание за добродетель — сама добродетель.
Анайрин Бевин
Аскет из добродетели делает нужду.
Фридрих Ницше
Чтобы быть патриотом, нужно ненавидеть все народы, кроме своего собственного; чтобы быть человеком религиозным — все секты, кроме своей собственной; чтобы быть человеком нравственным — всю фальшь, кроме своей собственной.
Лайонел Стрейчи
Нравственность всегда была последним прибежищем людей, равнодушных к искусству.
Оскар Уайльд
Безнравственность — это нравственность тех, кто проводит время лучше, чем мы.
Генри Луис Менкен
Нравственную позицию мы всегда представляем себе вертикальной, безнравственную — горизонтальной. «Weshalb?» — спрошу я на языке Фрейда. (афоризмы про нравственность, этику и мораль)
Станислав Ежи Лец
Пословицы и поговорки о нравственной жизни человека
Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. Тацит *** Нравы портятся легче, чем исправляются. Вовенарг *** Нравственность — это разум сердца. Гейне Г. *** Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Пушкин А. С. *** Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть. Мольер *** Совершенство нравов в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним: без тревоги, без трусости, без притворства. Марк Аврелий *** Есть средство воспрепятствовать преступлениям — это наказания; есть средства изменять нравы — это благие примеры. Монтескье *** Основа нравов людей заключается отнюдь не в их умозрительных принципах, а в их вкусах и чувствах. Гельвеций К. *** Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе. Марк Аврелий *** Вся нравственность человека заключается в его намерениях. Руссо Ж. *** Нравственность народов зависит от уважения к женщине. Гумбольдт В. *** Серебро дешевле золота, золото — нравственных достоинств. Гораций *** Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. Аристотель *** Я, Вениамин Франклин, добился богатства, почета и славы только потому, что старался быть нравственным и доброжелательным и по мере своих сил старался следовать принципам, которые выработал в ранней молодости и следовал им всю жизнь. Франклин Б. *** Манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию. Бэкон Ф. *** Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. Аристотель 2 Искусства смягчают нравы. Овидий *** Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. Вовенарг *** Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек. Белинский В. Г. *** Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. Гегель Г. Ф. *** Нравственность — это цветение истин. Гюго В. *** Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека. Роллан Р. *** Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. Белинский В. Г. *** Нравственность должна лежать в характере. Кант И. *** Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений. Коменский Я. *** Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам. Теофраст *** Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла. Руссо Ж. Ж *** Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. Пришвин М. М. *** Абсолютно безнравственного нет ничего на свете. Энгельс Ф. *** Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
июня 20 2011
А где щи, тут и нас ищи.
Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют.
Амбар крепок, да углы худы.
Аминь, да не ходи один.
Беда бедой беду затыкает.
Бежал от дыма и упал в огонь.
Без денег сон крепче.
Без ума голова — ногам пагуба.
Белый заяц бел, да цена ему пятнадцать копеек.
Береги бровь, — глаз цел будет.
Бери в работе умом а не горбом.
Бить дурака — жаль кулака.
Блины брюху не порча.
Бог не выдаст — свинья не съест.
Бог правду видит, да не скоро скажет.
Богатому пакость, а убогому радость.
Богаты не будем, а сыты — то будем.
Больно ранен — и головы не нашли.
Будет досуг, когда вон понесут.
Был бы омут, а черти будут.
Была пора, да минулась.
Были вишни, да все вышли.
В болоте тихо, да жить там лихо.
В голове реденько засеяно.
В деньгах родства нет.
В игре не без хитрости.
В какие-то веки удалось коту с печки спрыгнуть, и то лапки отшиб.
В кулаке все пальцы равны.
В озере два черта не живут.
В своей сермяжке никому не тяжко.
В схватке счастье — великое дело.
Вали на мир; мир всё снесет.
Ваши-то речи да богу в уши.
Ведрами ветра не смеряешь.
Велика Федора, да дура.
Веселым пирком да и за свадебку.
Вечный мир — до первой драки.
Взаймы не брав — хоть гол, да прав.
Вздохни да охни, об одном сохни, а раздумаешься, так и всех жаль.
Взял черт Ваньку — возьми и сапоги.
Взяло Фоку и сзади и сбоку.
Во всяком мудреце довольно простоты.
Воз рассыпал, а два нагреб.
Возле готового гумна и свинья умна.
Вол растет до обуха.
Волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Вольно всякому на своей земле яму копать.
Ворон старый не каркнет даром.
Ворона в павлиньих перьях.
Востер топор, да и сук зубаст.
Восьми гривен до рубля не хватает.
Вперед да вперед, так меньше горе берет.
Все черти одной шерсти.
Всей удали у него — что за ложкой потеть.
Вскочил, как пузырь от дождя.
Всяк чужу сторону хвалит, а сам ни ногой.
Всякая козявка лезет в букашки.
Всякого нета запасено с лета.
Всякое дело концом хорошо.
Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят.
Выпей чайку — забудешь тоску.
Высохло море, а все не луже чета.
Где бес не сможет, туда бабу пошлет.
Где говорят деньги, там молчит совесть.
Где дешево, там и дорого.
Где наго, там и босо.
Где нельзя перескочить, там можно перелезть.
Где ум, там и толк.
Глаза бояться, а руки делают.
Глазам стыдно, а душа радуется.
Глубокая вода не мутиться.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Говорить без дела, что на воде писать.
Говорят наобум, а ты бери на ум.
Говорят, что в Ельцу бобы по яйцу.
Год торгуй, два воруй, три в яме сиди.
Гонит девка молодца, а сама прочь нейдет.
Горе умереть, а за могилой дело не станет.
Гость что чирей: где захочет, там и сядет.
Грех грехом, а вина виной.
Дал бог денечек, даст и кусочек.
Дал бы ума, да и себе недохват.
Дальние проводы — лишние слезы.
Дальше в спор — больше слов.
Дальше земли не упадешь.
Дальше положишь — ближе возьмешь.
Девушка Гагула села прясть да и заснула.
Дегтем торговать — дегтем и вонять.
Дела идут — контора пишет.
Дело середкой крепко.
День долог, а век короток.
Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял.
Держи голову в холоде, живот — в голоде, а ноги — в тепле.
Держи на уме, коли есть на чем.
Держись за авось, поколе не сорвалось.
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Дешева рыба — дешева и уха.
Дитя не плачет — мать не разумеет.
Дитя падает — бог перинку подстилает, стар падает — черт борону подставляет.
Для бешеной собаки семь верст не крюк.
Для матери ребенок до ста лет детенок.
До бога высоко, до царя далеко.
До поры — у норы, а в пору — в нору.
До слез спорь, а об заклад не бейся.
До смерти учись, до гроба исправляйся.
Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи.
Добрая слава бежит, а худая — летит.
Добро, собьем ведро: обручи под лавку, а доски в печь, так и не будет течь.
Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.
Дойдут и до глухого вести.
Долгая дума — лишняя скорбь.
Долго ждать, когда черт умрет: у него еще и голова не болела.
Долго не говорит — ум копит, а вымолвит — слушать нечего.
Дом дело найдет.
Дочь — чужое сокровище.
Друзей много, а друга нет.
Думай так, чтоб сразу выдумать.
Дурак — кто говорит не так.
Духу мало, а дуда велика.
Ему уж и лениться — то лень.
Ему хоть кол на голове теши, а он все свое.
Если бы дрожать не умел, совсем бы замерз.
Есть терпение — будет и умение.
Женатого целовать не сладко.
Живи тихо — не увидишь лиха.
Жизнь измеряется не годами, а трудами.
Жил — не жил, а помирай.
Жил — не мешал, умер — не жаль.
Жилы порвем, да поймем.
Жить весело, да есть нечего.
За вкус не ручаюсь, а горячо будет.
За все браться — ничего не сделать.
За делами дня не видно.
За дело — не мы, за работу — не мы, а поесть да поспать — против нас не сыскать.
За комаром не с топором.
За морем телушка полушка, да рубль перевоз.
За правду-матку ссылают в Камчатку.
За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.
Заварил кашу — не жалей масла.
Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
Захочет коза сена — будет у воза.
Званого везде честят.
Зевота на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого.
Злой собаке много надо.
Знай наших, поминай своих.
Знают в редьке сласть.
И большой таракан не мерину чета.
И бородавка телу прибавка.
И в шапке дурак, и без шапки дурак.
И дурак поймет, как масла в кашу положат.
И за горами люди.
И одна корова, да есть здорова.
И первой сотни, да не первой тысячи.
И с сытой лошади тень тоща.
И строг наш приказ, да не слушают нас.
И хочется, и колется, и болит, и матушка не велит.
Идти было в Вятку, да лаптей нет.
Из кулька в рогожку.
Из обрубков бревна не составишь.
Издали и так и сяк, а вблизи ни то ни се.
Имеем — не храним, потеряем — плачем.
Иной охоч, да не горазд; иной горазд, да не охоч.
К пустой избе замка не надо.
Кабы все равно было, так и гор бы не было.
Кабы не зубы, так бы и душа вон.
Казенное добро страхом огорожено.
Как жена ни мила, а сон милее.
Как назначат в лесу воеводой лису, пера будет много, а птицы нет.
Как ни бейся, на что ни надейся, а себя не теряй.
Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко.
Как свистнуло, так и гаркнуло.
Как теленок: кто погладит, того и полижет.
Какие думы, такие и песни.
Каков разум, таковы и речи.
Какой бы муж не ворона, но жене оборона.
Какой палец ни укусишь — всей руке больно.
Ковки час, а ладки день.
Когда пир, тогда и песни.
Как рак свистнет и рыба запоет.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Когда съел ушицу — не жалей рыбку.
Коза с волком тягалась, рога да копыта остались.
Коза щиплет траву там, где ее привяжут.
Коли с правдой, так не один.
Коли сам плох, так и не даст бог.
Колотись, бейся, а все надейся.
Коль груба работа, не скрасит и позолота.
Комар парню ногу отдавил.
Кому повешену быть, тот не утонет.
Кому чего, а цыгану — сало.
Кнут в оглобли не впряжешь.
Копни поглубже, найдешь погуще.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Кость да жила, а все сила.
Кот видит молоко, да у него рыло коротко.
Красиво, да животу тоскливо.
Красно, да полиняло; умно, да поветшало.
Красота до вечера, а доброта навек.
Крашены дома, а мало ума.
Криво, да игриво; прямо, да упрямо.
Криво рак выступает, да иначе не знает.
Криком избы не построишь.
Круто замешено, да не пропечено.
Кстати бранись, кстати мирись.
Кто боязливо просит, тот учит отказывать.
Кто в грехе, тот и в ответе.
Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.
Кто в кони пошел, тот и воду вози.
Кто везде — тот нигде.
Кто дважды оглянется, тот ничего не потеряет.
Кто едет, тот и правит.
Кто любит, тот не потакает.
Кто малым недоволен, тот большого недостоин.
Кто много грозится, того мало боятся.
Кто много знает, мало верит.
Кто не ходит, тот и не падает.
Кто первее, тот правее.
Кто посеет ветер, пожнет бурю.
Кто сам плут, тот другим не верит.
Куда голова, туда и животы.
Кукиш в кармане утаишь, а шила в мешке не утаишь.
Кума к куме хоть в решете, да приплывет.
Купил — нашел.
Едва ушел, сдачи давали, да не догнали.
Купить лишнее — продать нужное.
Купить — то и внучек купит, а продать и дед намается.
Курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в Охотный ряд цыплятами торговать.
Кусал бы локоток, да шея коротка.
Лад избу ширит.
Ладно уселся, так и сиди.
Ласковый взгляд, да на сердце яд.
Легко найти счастье, а потерять и того легче.
Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит.
Лишний ум не помеха.
Лоб что лопата, а ума небогато.
Лови, паук, мух, поколе ноги не ощипаны.
Лук да баня все правят.
Лучше быть молотом, чем наковальней.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
Любишь говорить — люби и слушать.
Людей много, а человека нет.
Лямку три, налегай да при.
Мал бес, а хвост есть.
Мал горшок, да кашу варит.
Мал смех, да велик грех.
Малое дитя грудь сосет, а большое — сердце.
Мед есть — в улей лезть.
Межи да грани -ссоры да брани.
Меня любишь, так и собаку мою не бей.
Метил в пятку, да в нос попал.
Мир что вода: пошумит и разойдется.
Много знать — мало спать.
Много храбрых, на полатях лежучи.
Много шахов, а мат один.
Молебен пет, а пользы нет.
Молилась Фекла, да бог не вставил стекла.
Молодо — гулливо, старо — несдружливо.
Мольбою прав не будешь.
Моря веслом не расплещешь.
Москва людей не боится.
Москва молодцев видала.
Москва слезам не верит, ей дело подавай.
Мужик умен, да мир дурак.
Мужичок неказист, да в плечах харчист.
Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги.
На всякий чих не наздравствуешься.
На дурака была надежда, а дурак-то поумнел.
На золоте стоим, а нагнуться ленимся.
На кнуте далеко не уедешь.
На кривой суд образца нет.
На немазаной сковороде блинов не испечешь.
На оглоданную кость сорока не падка.
Нужна шпаргалка?
Тогда сохрани — » Русские Пословицы
. Литературные сочинения!
poslovica-pogovorka.ru
Картотека
«Пословицы и поговорки
по нравственному воспитанию»
О Родине.
Своя земля и в горсти мила.
Родная сторона – мать родная, чужая – мачеха.
Город – царство, а деревня – рай.
О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Дома все споро, а вчуже житье хуже.
Родина – мать, умей за нее постоять.
О труде.
Человек живет век, а его дела – два.
Счастье и труд рядом живут.
Труд кормит, а лень портит.
Ранняя птичка червячка склюет, а поздняя и зерна не найдет.
Не спотыкается тот, кто не идет.
Вскачь борозды не пашут.
Муравей не велик, а горы копает.
-Лень, отвори дверь, сгоришь!
-Хоть сгорю, да не отворю!
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Слезами горю не поможешь.
Не спеши языком, спеши делом.
Не будет скуки, если заняты руки.
Если взялся за дело, доведи его до конца.
Рисовая каша вкусна, да работа в поле трудна.
О гостеприимстве.
Умел в гости звать – умей и угощать.
Гостя сперва накорми, а затем вестей спроси.
В гостях не будь приметлив, а будь приветлив.
Безсоли. Без хлеба – худая беседа.
О человеческих качествах.
(положительные качества)
Тихая вода берега подмывает.
Где река глубже, там она тише.
Наш Абрасим не просит, а дадут – не бросит.
В ком стыд, в том и совесть.
За совесть да за честь – хоть голову снесть.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Кто пива не пьет, тот пьян не живет.
Русы волосы – сто рублей, буйна голова – тысяча, а всему молодцу и цены нет.
На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.
Учиться – вперед пригодится.
Кто смел – тот и цел.
(отрицательные качества)
С виду хорош, а продаст за грош.
Поет соловьем, а рыщет волком.
Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.
На языке медок, а под языком – ледок.
Без мыла в душу залезет.
Много людей, а человека нет.
Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.
Личиком беленек, да душой черненек.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.
О признательности, взаимопомощи.
Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Послужи на меня, а я – на тебя.
Рука руку моет, и обе белы живут.
За добро добром и платят.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Пожалуйста – не кланяется, а спасибо спины не гнет.
Сделав добро, не кайся.
О правде.
Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдешь.
Молвя правду – правду и делай.
Правда дороже золота.
Без правды не житье, а вытье.
Засыпь правду золотом, а она всплывет.
Молодому лгать вредно, а старому – непотребно.
Не с ветру говорится, что лгать не годится.
Что знается, то и скажется.
Из черного не сделаешь белого.
Честный правды не боится.
Неправдой жить – людей смешить.
Правду водой не зальешь, огнем не сожжешь.
В правде люди помогают, а за неправду – карают.
О дружбе.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Новых друзей наживай, но и старых не забывай.
Для милого дружка и сережка из ушка.
Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.
С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Друг спорит, недруг – поддакивает.
О воспитании.
Не тот отец, кто вспоил-вскормил, а кто уму-разуму научил.
Умел родить – умей и научить.
Дитятко – что тесто: как замесил, так и взошло.
Из одной печи, да не одни калачи.
У семи нянек дитя без глазу.
Деточек воспитать – не курочек пересчитать.
Работные дети отцу хлебы.
Засиженное яйцо всегда болтун (баловень).
Счастливая дочь – в отца, а сын – в мать.
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Родилось чадушко, старше бабушки («умничает»).
Глупому сыну не впрок наследство.
О семье.
Жена – для совета, теща – для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.
Не нужен и клад, коль в семье разлад.
Одному и в раю не рай.
Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.
Тишь да гладь, да Божья благодать.
Любовь да совет, да и нуждочки нет.
Братская любовь пуще каменных стен.
Брат с братом на медведя ходят.
Слово о словах.
Слово не стрела, а ранит.
Словом ударишь сильнее, чем дубиной.
Умей сказать, умей и промолчать.
Слово – солома: загорится, не зальешь.
От одного слова, да навек ссора.
Язык мой – враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.
Держи собаку на цепи, а язык – на семи.
Пустая мельница и без ветру мелет.
Говорит, как пишет, слово-бисер нижет.
Не спеши языком – торопись делом.
Язык без костей, что хочет, то и ворочит.
Мирская молва, что морская волна – ее не остановишь.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Коллективизм.
Один за всех и все за одного.
Семеро – не один, в обиду не дадим.
Ум хорошо, а два – лучше.
С миру по нитке – голому рубаха.
Свет ни без добрых людей.
Один в поле не воин.
Наружность.
Лицо – зеркало души.
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Сам с ноготь, а борода с локоть.
Снаружи мил, а внутри сгнил.
Надень на пенек красивый лоскуток, да и тот красив.
Без хвоста и ворона не красна.
О хлебе.
Хлеб за брюхом не ходит.
Хлеб ногами топтать – народу голодать.
Из одной муки хлеба не испечь.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Ржаной хлебушка – калачу дедушка.
Примеры работы над пословицами и поговорками в ДОУ.
Развиваем речь дошкольников.
I. Воспитатель обсуждает с детьми вопрос:
— О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;
— В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;
— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
— От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?
II. Творческое задание
Воспитатель предлагает детям составить правила к поговорке «В правде – сила». Например: дошкольники могут предложить:
1. Говори всегда правду.
2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.
3. Не обращай свою вину на других.
4. Помогай говорить правду своим близким.
5. Учи говорить правду младших по возрасту.
III. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»
— одинокий муравей;
— бабочка без цветов;
— одна звезда на небе;
— один цветок в поле;
Развиваем мышление и память дошкольников.
I. Творческое задание «Подбери слово».
Не заживает рана от плохого…
Слово… каждому приятное.
Кто… тот людей смешит.
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.
II. Игровые упражнения:
1) «Подбор пословиц к сказкам».
Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.
Дай волю душе захочется потом – сказка «О рыбаке и рыбке».
Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».
Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».
У страха глаза большие – сказка «Пан Коцкий».
Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».
2) «Спор мышат». Воспитатель рассказывает детям, что друзья, когда шли на день рождения, начали спорить: «Какая пословица лучше?» Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей. Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей. Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей. Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).
3) «Умняшки». Воспитатель предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает?». Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня». После прочитанного рассказа воспитатель спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.
Развиваем воображение дошкольников.
I. Инсценировка пословиц.
Воспитатель предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.
II. Творческое задание «Какая пословица лучше»?
Воспитатель читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун»Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.
III. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.
Воспитатель предлагает детям составить ситуацию соответствующую к пословицам («Бояться волка – в лес не ходить», «Заварил кашу, так и ешь её сам» и т.п.).
IV. Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи».
Рекомендуется использовать фотографии родителей, семьи каждого дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.
Пословицы и поговорки – один из самых давних жанров устного народного творчества. Вместе они составляют вроде бы свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы и поговорки редко констатируют какой-то факт, скорее рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, – словом, поучают, потому что за ними стоит авторитет прошлых поколений.
Упражнения
1. Упражнение: «Закончи пословицу»
Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.
2. Упражнение: «Завиральные пословицы»
Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.
3. Упражнение: «Кто знает, пусть продолжает»
Первый ребёнок произносит пословицу, следующий — проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.
4. Упражнение: «Обьяснялки»
Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: «О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист?», «Кому следует говорить: не спеши языком — торопись делом?», «Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?», «Почему голова без ума — лукошко?».
5. Иллюстрирование пословиц:
При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелеграфе или магнитной доске.
6. Моделирование пословиц:
С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.
7. Инсценирование пословиц:
Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.
8. Подбор пословиц к определённому тексту:
Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно предложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: «Каждой вещи — своё место». А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело — гуляй смело»), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.
9. Упражнение: «Восстанови пословицу и объясни её»:
Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.
10. Упражнение: «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы».
Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, «Добрая слава дороже богатства»).
11. Упражнение: «Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение сверху вниз» (по усмотрению воспитателя).
Вра + ки = Враки, дово + дят = доводят, до дра + ки =драки.
12. Упражнение: «Собери слоги в слова, слова в предложения».
Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де — ляй, гу, ло, сме («Кончил дело — гуляй смело»).
Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего, надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат даёт приём «переделывания» пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы приходим к выводу, что последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.
Игра «Подбери пословицу»
Цель: Формировать умение подбирать нужную по смыслу пословицу или поговорку, ориентируясь на определенную ситуацию.
1 вариант: Взрослый показывает ребенку картинки (о лени, о труде, о страхе…), а ребенок должен подобрать подходящую пословицу или поговорку
2 вариант: Играют несколько детей, кто больше назовет пословиц и поговорок.
Надо сразу научить ребенка правильно подбирать пословицы и поговорки. Объяснять, почему одни могут подходить, а другие нет.
Игра «Почему так говорят»
Педагог предлагает детям слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Дети должны объяснить, для чего нужны эти предметы и почему они так называются (можно ли подобрать к ним поговорки?)
Игра «О чем я говорю»
Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные (ключевые) слова пословиц и поговорок.
Взрослый говорит несколько пословиц и поговорок на определенную тематику. Ребенок должен описать ситуацию, о чем идет речь.
На тебе, не боже, что мне не гоже.
Берут завидки на чужие пожитки.
Завистливые глаза все съесть хотят.
Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.
Любит кот сверху сливки слизать.
(О зависти, о жадности.)
У детей особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков. Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки, пословицы и поговорки с разной силой голоса, в разном тембре, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно)
На примерах пословиц и поговорок эффективно происходит формирование звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение), ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление или перефразировка детьми отдельных пословиц или поговорок является показателем их лингвистического мышления.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, такими ее элементами, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно использовать пословицы и поговорки в разговорной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.
infourok.ru
Пословицы и поговорки , как средство нравственного воспитания дошкольников
Народ – воспитатель, народ – педагог. Века и тысячелетия решалась задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.
Что как ни пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития дошколников.
Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.
Пословицы и поговорки – древний жанр устного народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач современного обучения и воспитания
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Почему именно они? Да всё просто.
Во первых, дошкольники ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.
Во вторых, этот возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Ни потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей, запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.
Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
Афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются. Т.е. сама оригинальность этого вида устного народного творчества служит эффективным средством как воспитания, так и обучения.
Нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы пять пословиц. Наш народный фольклор невероятно богат поговорками и пословицами. И в каждой из них кроется великая мудрость нашего народа, глубочайший смысл, заложенный буквально в одной короткой фразе, четкой и лаконичной. Нет такой сферы человеческой деятельности, которую бы не затрагивали слова классических старинных пословиц. Их знали многие поколения наших предков, но поговорки актуальны и сегодня. Они не устаревают, не становятся ненужными и непонятными. И в этом вся их прелесть.
Работая в направлении «воспитание нравственности детей» я часто использую в своей работе пословицы и поговорки о человеческих качествах , ообщечеловеческих ценностях.
О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ
О ДРУЖБЕ
О ВИНЕ
О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО КАЧЕСТВАХ
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ
nsportal.ru