Конспект НОД «Овощи с грядки» для дошкольников среднего возраста с ОНР содержит игры и упражнения по развитию речевых умений, закреплению тематической лексики, формирования четкого образа овощей.
Занятие сопровождают известные детям герои-смешарики, которые вовлекают детей в разнообразные игры: словесные (лексические, артикуляционные, грамматические), пальчиковые, логоритмические и т.п.
Конспект может быть использован в работе логопедов, воспитателей как коррекционных, логопедических, так и массовых групп детских садов.
Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему: «Овощи с грядки».
Коррекционно-образовательные цели.
Коррекционно-развивающие цели.
Коррекционно-воспитательные цели.
Оборудование:
Дети входят в группу и становятся возле логопеда.
Логопед. Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Дети садятся на стульчики.
Логопед. Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик — солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
Раздаётся стук в дверь.
Логопед. Ребята, кто это? Давайте посмотрим.
(Открывает дверь берёт Кроша)
Логопед. Да это же наши друг Крош.
Игра «Угости зайку».
Логопед показывает детям Кроша и читает стихотворение:
Крош к деткам прискакал,
Скок-скок-скок.
Что мы Крошу дадим?
Чем мы Кроша угостим?
Вот морковка. Посмотрите,
Кроша быстро угостите!
Крош крутит морковку и не знает, как её съесть.
Логопед. Дети, давайте поможем Крошу.
Упражнение «Научи Кроша» (для развития органов артикуляции). Каждое упражнение выполнить до 3 раз.
Научи Кроша:
а) открывать рот:
— Крош, рот открывай! Вот так! Вот так!
б) показывать зубы:
— Крош, зубки покажи! Вот так! Вот так!
в) показывать язык:
— Крош, покажи язык! Вот так! Вот так!
г) откусывать морковку:
— Крош, морковку откуси! Ам! Ам! Ам!
д) облизывать губы:
Крош съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная морковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так!
Крош. Спасибо, ребята. Я очень люблю морковку.
Логопед. Ой, ребята, кто это там рычит за дверью? (ответы детей). Пойду, посмотрю.
(вносит Копатыча)
Логопед. Да это же друг Кроша, Копатыч. Он несет тяжелый мешок. Здравствуй, Копатыч, проходи! Ребята, пригласите Копатыча.
(Дети здороваются с Копатычем и приглашают его пройти).
Логопед. Ребята, пока Копатыч с большим мешком шел к нам, он очень устал, ему стало жарко. Давайте на него подуем! (речевое дыхание: «ду-у-у-у-у»)
Логопед. Копатыч, а что ты нам принёс?
Копатыч. Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.
Игра «Чудесный мешочек»
Дети по одному, не заглядывая в «чудесный мешочек», а потрогав только рукой, достают из него овощи и называют их . Если ребёнок затрудняется, логопед помогает ему.
Логопед. Что это?
Дети. Это огурец (помидор, репа, морковь, картофель, лук, чеснок, свёкла, редис и т.д.)
Логопед. Ребята, назовите все, что было в волшебном мешочке, одним словом.
Дети. Это овощи.
Логопед. Копатыч, а где ты взял эти овощи?
Копатыч. В огороде на грядке.
Логопед вносит картину с изображением огорода и предлагает детям её рассмотреть. Логопед. Ребята, на картине нарисован огород. Что растёт на огороде?
Дети перечисляют: на картине помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка – это овощи.
Логопед. Правильно, одним словом – это овощи. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими, за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Ребята, давайте покажем, как мы будем ухаживать за овощами. Выходите на середину группы. Наша физкультминутка называется «Огород».
Физкультминутка «Огород».
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой)
Грабли в руки взяли,
Логопед. Ребята, посмотрите, Копатыч принёс нам овощи большого и маленького размера. Давайте поиграем в игру «Большой и маленький». Копатычу мы отдадим большие по размеру овощи, а Крошу маленькие.
Игра «Большой и маленький».
Огурец – огурчик.
Картошка — картошечка.
Капуста – капустка.
Помидор — помидорчик.
Лук — лучок.
Чеснок – чесночок.
Морковь – морковочка.
Свекла — свеколка.
Логопед. Нашим друзьям очень хочется попробовать свои овощи. Давайте поиграем с ними в игру «Кто, что съел».
Игра «Что съел Крош, а что съел Копатыч?»
Логопед. Вот у Кроша капустка, огурчик и морковка. (Прячется морковка). Что съел Крош?
Дети. Крош съел морковку.
Логопед. Что осталось?
Дети. Осталась капустка и огурчик.
Логопед. А вот у Копатыча капуста, огурец и морковь. (Прячется огурец). Что съел Копатыч?
Дети. Копатыч съел огурец.
Логопед. Что осталось?
Дети. Осталась капуста и морковь.
Логопед. А сейчас мы поиграем немного в другую игру. Крош и Копатыч будут прятать овощи, а мы с вами будем их искать.
Игра «Спрячем и найдем овощи».
На столе лежат овощи. Копатыч и Крош прячут их (куда прятать -предлагает логопед). Дети находят овощи и складывают их в корзину.
Логопед. Крош, спрячь огурчик под стульчик. Ребята, куда Крош спрятал огурчик?
Дети. Под стульчик.
Логопед. Спрячь чеснок в мешок.
Спрячь картошку в матрешку.
Спрячь помидор под стол.
Спрячь морковку на полку.
Спрячь кабачок в сундучок.
Логопед показывает овощи в корзинке и выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая игра «Овощи».
У друзей с полей
Очень много овощей.
Овощи в корзиночке.
Лежат, как на картиночке.
Сложить ладони «корзиночкой».
Вот пузатый кабачок
Положили на бочок,
Перец и морковку
Уложили ловко.
Помидоры, огурцы. Сгибать пальчики, начиная с большого.
Крош и Копатыч — молодцы. Показать большой палец.
Логопед. Давайте вспомним, какие овощи принесли нам Крош и Копатыч. А помогут нам в этом загадки:
* Летом в огороде – длинный и зеленый,
А зимою в бочке он соленый (Огурец).
* Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста).
* На кустах висят шары, Покраснели от жары. (Помидор).
* Оранжевая девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).
* Прежде, чем его мы съели, мы наплакаться успели. (Лук).
* Кругла, да не мяч; желта, да не масло; с хвостом, да не мышь. (Репа).
* Кругла, красна, в землю вросла. (Свекла).
* Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый,
А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис).
* Этот важный господин, в огороде не один.
Он в зеленом пиджаке отдыхает в уголке.
С виду всем такой знакомый, и не раз был у нас дома.
Вовсе он не толстячок, а солидный … (Кабачок)
* Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картошка)
* Он бывает очень разный – зеленый, желтый, красный.
И жгучий он, и сладкий, стоит знать его повадки.
Сам он главный среди специй! Вы узнали? Это… (Перец)
* Этот овощ как головка, в ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем, всех микробов убиваем. (Чеснок).
Логопед. Молодцы, ребята, все правильно отгадали!
– А сейчас мы узнаем, какие овощи вам нравятся больше всего. Крош, какой овощ тебе нравится больше других.
Крош. Морковка.
Логопед. Копатыч, А тебе какой овощ нравится больше других?
Копатыч. Репа.
Логопед спрашивает у детей и надевает им на головы шапочки с изображением их любимых овощей
Логопед. Становитесь все в круг. Поиграем в игру.
Игра «Огородная. Хороводная»
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Ты, шофёр, сюда спеши
И немножко попляши.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с различными овощами.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее!
Копатычу и Крошу пора отправляться к себе в мультфильм. А нашим детям на прогулку.
Подопригора Е.Н.,
учитель-логопед
logoportal.ru
Конспект логопедического занятия по коррекции ОНР в средней группе детского сада Тема «Огород. Овощи». Цель Проведение коррекционной работы, направленной на развитие неречевых и речевых процессов по лексической теме: «Овощи. Огород». Задачи:
Оборудование: Натуральные овощи (целые и разрезанные на части), игрушечный грузовик, конверты с целыми и разрезанными предметными картинками с изображениями овощей , игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики — волк и слон, зеркало, лото «Один — много», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, наклейки. План занятия I Организационный момент. II Рассматривание овощей. Беседа. III Игра «Узнай овощ». IV Работа в тетради №1. V Упражнение «Урожай». VI Лото «Один — много». VII Артикуляционная гимнастика. VIII Разрезные картинки. IX Окончание занятия. Ход занятия | |||
Этапы и задачи | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Оборудование |
1.Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.] | Логопед ввозит в кабинет большой игрушечный грузовик с овощами. Логопед читает стихотворение. В огороде нашем Нет редиски краше. Как сочна, красна, кругла, Не смотрите, что мала. Репка тоже удалась, Желтым солнышком зажглась. Ну а разве плох лучок, И ста одежках старичок? Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик? Логопед. Откуда он их привез? Логопед. Где растут овощи? Логопед. Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи и говорить о них. | Дети встречают его, сидя полукругом на ковре. Дети. Овощи. Дети. Из огорода. 1-й ребенок. В огороде. 2-й ребенок. На грядках. 3-й ребенок. В теплице. 4-й ребенок. В парнике. | Натуральные овощи (целые), игрушечный грузовик. |
2. Рассматривание овощей. Беседа. [Уточнение и расширение словаря. Развитие тактильных ощущений.] | Логопед достает из грузовика овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы. Логопед. Что это? (Показывает морковь.) Логопед. Какая она? Логопед. Где она растет? Логопед. Что это? (Показывает помидор.) Логопед. Какой он? Логопед. Где он растет? Логопед. Что это? (Показывает огурец.) Логопед. Какой он? Логопед. Где он растет? Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе! | 1-й ребенок. Это морковка. Она длинная, красная, гладкая. В огороде, на грядке. 2-й ребенок. Это помидор. Он круглый, красный, мягкий. На грядке. В теплице. 3-й ребенок. Огурец. Зеленый, длинный, колючий. На грядке. В парнике. | Натуральные овощи (целые), игрушечный грузовик. |
3. Игра «Узнай овощ». [Воспитание правильного физиологического дыхания. Развитие глубокого вдоха.] | Логопед убирает овощи в грузовик и накрывает его тканью, чтобы он не отвлекал детей, достает блюдо с нарезанными овощами. Логопед. Мы рассмотрели овощи, а теперь давайте их понюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я. Логопед показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч. Затем логопед очереди нюхает лук, чеснок, укроп. Логопед. А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи. Логопед завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Логопед. Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху! | Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем логопед и дети по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи. Дети по очереди нюхают овощи и называют их. | блюдо с нарезанными овощами. |
4. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.] | Логопед убирает блюдо с овощами, приглашает детей к столу. Дети садятся на свои места, логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами. Логопед. Вы рассмотрели и понюхали овощи, запомнили, как они выглядят и пахнут. Посмотрите, что нарисовано в тетради? Логопед. Правильно. Послушайте стихи про помидор и огурец, а потом раскрасьте их карандашами. Вот красавец помидор — Круглый, толстый, гладкий. Щеки докрасна натер И висит над грядкой. Вот зеленый огурец, Длинноусый молодец. Он от холода дрожит, Весь в пупырышках лежит. Логопед. Какой огурец получился? Логопед. А какой помидор?
Логопед оценивает выполнение задания каждым ребенком. | Дети. Помидор, огурец. Дети обводят по контуру и раскрашивают помидор и огурец. Дети. Зеленый огурец! Дети. Красный помидор | тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами. |
5. Упражнение «Урожай». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Овощи».] | Логопед приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения. В огород пойдем, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. | Идут по кругу, взявшись за руки. «Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук. «Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой. «Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан. Рисуют в воздухе круг три раза. «Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками. Идут по кругу, взявшись за руки. | |
6. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).] | Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер. Логопед. Вы немного отдохнули, подвигались. Теперь можно поиграть в лото. Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.
Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры. Выполняйте. Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки. Логопед. Очень хорошо! Выберите наклейки и наклейте их на свои тетради. (Раскладывает перед детьми самоклеящиеся картинки.) | Дети подбирают карточки. Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей. 1-й ребенок. Огурец — огурцы. 2-й ребенок. Кабачок — кабачки. 3-й ребенок. Боб — бобы. 4-й ребенок. Баклажан — баклажаны. Дети выбирают наклейки и приклеивают на свои тетради. | Лото «Один-много», наклейки. |
7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие общей артикуляционной моторики.] | Логопед приглашает детей к зеркалу и, пока они занимают места, убирает лото. Логопед. Сегодня к нам опять пришли маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок — «Трубочку». Давайте поиграем вот как: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку». Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гимнастику. | Дети выполняют Упражнение «Улыбка — трубочка» 3—5раз. | игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики — волк и слон, зеркало. |
8. Разрезные картинки. [Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.] | Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им конверты, убирает игрушки. Логопед. Садитесь за стол. Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их. Логопед. Теперь достаньте такие же, но разрезанные на части картинки. Возьмите их и попробуйте собрать, чтобы овощи стали целыми. Логопед оказывает им необходимую помощь. В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3—4 части, иметь горизонтальный и вертикальный разрезы. | Дети вынимают картинки из своих конвертов, рассматривают, что на них изображено, и называют эти овощи.
1-й ребенок. Репка. 2-й ребенок. Свекла. 3-й ребенок. Редиска. 4-й ребенок. Лук. Дети выполняют задание. | конверты с целыми и разрезанными предметнымкартинками с изображениями овощей |
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] | Логопед просит детей убрать картинки в конверты, а затем предлагает им рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка. |
nsportal.ru
Логопедическое занятие в средней группе с ТНР
Тема: Дары осени (овощи и фрукты)
Задачи:
– Практическое усвоение категории дательного падежа.
– Закрепление в речи существительных с обобщающими значениями овощи и фрукты.
– Усвоение слов с противоположным значением.
– Учить пересчитывать предметы в пределах пяти и называть итоговое число.
– Учить сравнивать две группы предметов и пользоваться понятиями поровну, больше, меньше.
– Развивать интонационную выразительность.
– Использовать мнемотаблицу для заучивания загадки.
Оборудование: мнемотаблица, муляжи овощей и фруктов (или картинки овощей и фруктов), игра «Разложи на тарелки»
1. Огрмомент. Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» – массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! – прижимаем ладони к щекам.
2. Введение в тему. Отгадайте загадки
Они разные бывают,
В огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мама добавляет!
(Овощи)
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся… (фрукты).
Сегодня мы будем говорить про овощи и фрукты.
3. Развитие речевого дыхания и голоса «Разговоры овощей». Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки и бабушки.
4. Артикуляционная гимнастика
1.Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Упражнение «Тыква» -широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».
2. «Толстячки — худышки». Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».
3. «Лопата». «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».
Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
4. «Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
5. «Ровная грядка в огороде». Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
6. «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
7. «Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
8. «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
9. «Язычок пролезает через щель в заборе в сад». «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
10. «Чашечка для сока». Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
5. «Повтори чистоговорки»:
ох-ох — горох;
мон-мон — лимон;
нок-нок — чеснок;
дор-дор — помидор;
ан-ан — банан;
чок-чок — кабачок;
сик-сик — персик;
ук-ук — лук.
ва-ва-ва — слива;
ша-ша-ша — груша;
ко-ко-ко — яблоко;
мон-мон-мон — лимон;
син-син-син — апельсин.
6. Учить детей отвечать на вопросы. Расширение лексического запаса детей по теме.
Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)
Оно красное или зеленое?
Оно круглое или квадратное?
Яблоко растет на грядке или на дереве?
Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)
Оно растет высоко или низко?
Яблоко сладкое или кислое?
7. Выучим загадку (по мнемотаблице). Отгадайте загадку.
Само с кулачок,
круглый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
а откусишь – сладко.
Теперь с помощью таблицы выучим загадку про яблоко.
8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика
Овощи – фрукты
В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы.
Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно.
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород Хлопают в ладоши.
Нас прокормит целый год.
9. Игра «Угостим зверюшек». Логопед выставляет на стол игрушки-зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо фрукт или овощ (либо картинки). Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику» или «Я дам грушу мишке».
10. «Договори предложение». Усвоение слов с противоположным значением.
Апельсин сладкий, а лук…
Яблоко твердое, а слива…
Капуста большая, а картошка…
Чеснок горький, а персик…
Слива маленькая, а апельсин…
Персик мягкий, а яблоко…
11. Игра «Разложи на тарелки». Назвать овощи и фрукты.
Итог. О чем мы сегодня говорили на занятии? Гек растут овощи, фрукты?
infourok.ru
Конспект логопедического занятия (3-4 лет)
Тема №2 «Овощи. Огород»
(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)
Образовательные цели:
– закреплять и уточнять знания детей об осени, овощах, огороде и сборе урожая;
– расширять и активизировать словарь;
-совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме).
Коррекционно-развивающие цели:
– развивать координацию движений с речью;
– развивать пассивный и активный словарь;
– развивать связную речь;
– развивать зрительное восприятие;
– развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.
Воспитательные цели:
– формировать навыки самостоятельности, активности;
– формировать навыки сотрудничества.
Оборудование:
– картинки с изображением овощей и фруктов;
– магнитная доска;
– сюжетная картинка по теме «Сбор урожая»;
– муляжи овощей;
– мяч;
– волшебный мешок;
– раскраска моркови;
– горох;
-пластилин;
– компьютер
Ход занятия
Организационный момент.
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Дети встают в круг.
Логопед:
Здравствуйте ребята, милые друзья! (педагог приветствует детей.)
Всех сегодня видеть очень рада я!
Здравствуй, солнце золотое! (скрещивают ладони с раздвину
прямыми пальцами и поднимают вверх.)
Здравствуй, небо голубое! (поднимают ладони вверх и смотрят.)
Здравствуй, вольный ветерок! (покачивают, поднятыми рукам вверх.)
Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок», прижав предплечья
друг к другу «ствол» раздвинув ладони «крона».)
Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (поочередно протягивают ладони вперед)
Нам здороваться не лень! (качают головой)
2. Введение в тему занятия.
Логопед: – .Ребята, к нам в гости опять пришел зайчик. Всё лето он трудился на огороде. А вот что у него выросло он принес в волшебном мешочке. Достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.
– Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?
Логопед раскладывает на столе все, что достали дети из мешочка, и, указывая на овощ, спрашивает: «Это морковка? Это картошка?»
Говорящие дети дают словесный ответ, у неговорящих нужно добиться утвердительного кивка головой.
– Как можно это назвать одним словом?
– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?
– Какие еще овощи вы знаете?
– Где растут овощи?
– Как собирают овощи?
II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.
(На магнитную доску выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).
Логопед: – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?
А давайте вспомним, что на прошлом занятии мы говорили об осени.
(Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди надевают теплую одежду.)
– Что делают люди? Какие овощи они собирают?
Игра «Подбери признак»
Логопед: – Я буду называть овощ (выставлять картинку на магнитную доску), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
А как назвать все это одним словом? (Овощи)
– Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.
Игра «Чего не стало?»
Логопед: –Зайка хочет поиграть с нами в прятки. Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
3. Логоритмика
Логопед: – Ребята, а чтобы наши овощи выросли такими большими и вкусными, что нужно было делать летом с грядками? (поливать, удобрять и т.д.)
Правильно! Давайте вспомним, наш танец про капельки.
((Включить видео мультик про капельки. Выполнять движения в соответствии со словами песенки, повторяя за логопедом.)
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
Игра «Один – много»
Логопед: – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны
Артикуляционная разминка
Логопед. Сколько у зайчика выросло овощей? Губки вытянем, ручки разводим в стороны, произносим: у-у-у.
Дети выполняют.
Пальчиковая разминка
Логопед. А теперь может зайчику капусту посолить?
Упражнение «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, рубим.
Дети выполняют резкие движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем, трем, трем.
Трут кулаком о кулак.
Мы капусту солим, солим, солим.
Двигают пальцами, имитируя посыпание солью.
Мы капусту жмем, жмем, жмем.
Интенсивно сжимают пальцы рук в кулачки.
Игра «Что лишнее» (картинки\муляжи фруктов и овощей)
Детям предлагается разложить в разные корзинки фрукты и овощи.
Логопед: ребята посмотрите, кто-то сложил фрукты и овощи в одну корзину, давайте сложим их правильно.
«Назови овощи». по очереди называют овощи, обводя их по контуру пальцем. Логопед при необходимости помогает.
У меня помидор, это овощ.
У меня огурец, это овощ. И так далее.
Игра «покорми зайку»
Логопед: Ребята, зайка проголодался, давайте его покормим.
Дети кормят по очереди зайку после того, как логопед назовет нужный овощ.
Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
Зайка говорит вам спасибо! Ему было очень вкусно!
Игра на развитие мелкой моторики
Логопед: Зайка просит сделать нас открытку для его мамы. Давайте поможем.
(раскраска моркови, пластилин, горох)
4. Итог занятия.
Вспомнить, о чём говорили на занятии. Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам запомнилось? Как вы работали?
Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Всем спасибо и до свидания.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Рекомендации родителям
Задания по теме Овощи
• Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
• Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
• Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.
• Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей
Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .
а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…
б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…
Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Игра “Назови цвет” (устно)
Морковь (какая?) — оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан
Игра “Один – много”
Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)
Упражнение на развитие мелкой моторики
Мы капусту рубим, рубим, рубим.
Дети выполняют резкие движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем, трем, трем.
Трут кулаком о кулак.
Мы капусту солим, солим, солим.
Двигают пальцами, имитируя посыпание солью.
Мы капусту жмем, жмем, жмем.
Интенсивно сжимают пальцы рук в кулачки.
infourok.ru
Конспект логопедического занятия в средней группе по лексической теме «Овощи»
– Коррекционно-образовательные цели: расширять и активизировать словарь по теме.
– Коррекционно-развивающие цели: совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, изменение числа существительных), развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
– Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать любовь к растительному миру, стремление ухаживать за овощами; рассказать о пользе овощей для нашего организма.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. На наше занятие я сегодня принесла очень интересную книжку с яркими картинками и интересными загадками. Вы, пожалуйста, внимательно слушайте, постарайтесь отгадать, о чём эти загадки.
2. Отгадывание загадок.
В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …
(Баклажан)
Сто одежек –
Все без застежек.
(Капуста)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
– Молодцы, все загадки отгадали. Как же мы назовём это всё одним словом?
(Это всё овощи. – Где растут овощи? (В огороде, на грядке). Какие ещё овощи вы знаете? ( Свёкла, картошка, кабачок)
К каждому названному овощу предлагается картинка.
Хорошо. Скажите, пожалуйста, как едят овощи, может быть из них что-то готовят? (Да, из овощей готовят суп, салат, пюре, делают сок.) Отлично.
3. Образование прилагательных.
Какой салат получится из огурца? (Из огурца получится огуречный салат).
Из кабачка, помидора, тыквы, свёклы, капусты, баклажана, лука, моркови.
Образуют слова с помощью логопеда.
4.Физминутка
Приготовьте, пожалуйста, ручки, будем делать салат из капусты.
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Молодцы, садитесь на свои места.
Так же, я называю один предмет, а вы много.
Перечисляются все овощи.
Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.
xn--16-6kcq7d.xn--p1ai
(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Уточнить представление об овощах.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материалы:
Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.
I. Организационный момент
1. Логопед: – Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.
– Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?
– Как можно это назвать одним словом?
– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?
– Какие еще овощи вы знаете?
– Где растут овощи?
– Как собирают овощи?
– Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.
II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.
(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).
2. Логопед: – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?
– Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?
3. Игра «Подбери признак»
Логопед: – Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
– Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.
4. Игра «Чего не стало?»
Логопед: – Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
5. Логопед: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
6. Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
7. Игра «Один – много»
Логопед: – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны
8. Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
9. Игра «Назови сок, салат».
Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Сок из моркови- морковный Суп из гороха – гороховый
Сок из капусты- капустный Суп из картофеля – картофельный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.
Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,
Летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную…морковку.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я…свекла.
Летом в огороде-
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? Огурцы.
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.www.logolife.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Солнышко»
Конспект логопедического подгруппового занятия в разновозрастной группе для детей с ЗПР по теме: «Овощи-фрукты. Дифференциация»
Учитель-логопед
Пеньевская Юлия Вячеславовна
г.Ковдор
2017
Цель: Уточнить и закрепить знания детей об овощах и фруктах. Задачи: Закрепить умение подбирать предметы соответственно принадлежности к данной теме; знакомить детей с цветом, формой и вкусом овощей и фруктов; Развивать навыки анализа, синтеза и сравнения, а также умение слушать педагога и отвечать на вопросы. Обучение употреблению предлога «на» Развивать мелкую и общую моторику.
Материал для занятия: Предметные картинки, муляжи овощей и фруктов, корзинки. Натуральные овощи и фрукты.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сядет тот ,кто назовёт фрукт жёлтого цвета, овощ зелёного цвета и т.д.
2. Основная часть.
а) Дифференциация овощей и фруктов.
Упражнение «Овощ или фрукт»? Логопед раздаёт детям фрукты и овощи и задает им вопросы «Что у тебя — фрукт или овощ?»
Дети отвечают: у меня груша — это фрукт, у меня огурец -это овощ.
б) Сенсорное развитие.
Игра «Волшебный мешочек». Дети с закрытыми глазами достают из мешочка овощ или фрукт и называют его : «Я достал помидор», «я достал апельсин», »Я достал яблоко».
в) Употребление предлога «НА».
Дидактическая игра «Что лежит на столе»? На столе лежат вперемешку овощи и фрукты. Логопед: Где лежит помидор, лук, персик, огурец? Дети отвечают: Лук лежит на столе, помидор лежит на столе, персик лежит на столе и т.д.
г) Закрепление в речи существительных с обобщающими понятиями «овощи» и «фрукты».
Упражнение: «Правильно-неправильно».
Яблоко и лимон — это овощи?
Помидор и огурец — это деревья?
Персик и апельсин -это грибы?
Капуста и лук — это фрукты?
3. Физкультминутка «Ежик и барабан». (стихи Виеру Григоре)
С барабаном ходит ежик, идут по кругу,руки за спиной
Бум-бум-бум! Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум! С барабаном за плечами, играют на барабанах
Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он, разводят руками
Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались, прыжки на месте
Бум-бум-бум! И удары раздавались,
Бум-бум-бум! Зайцы здорово струхнули, присели на корточки,
Бум-бум-бум! показывают заячьи ушки Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
4. Отработка слоговой структуры слова. Дети прохлопывают названия овощей и фруктов по слогам: лук, ка-ба-чок, а-пель-син, ли-мон, ка-пус-та и. т.д.
nsportal.ru