Конспект занятия звук о буква о – [] λ. , – .

Конспект занятия: Звук (О), буква “О”.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

«Звук (О), буква «О».

к разделу

«Обучение грамоте »

Автор:

Тимофеева Марина Михайловна

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

детского клуба «Огонёк»

Оренбург

2015

Открытое занятие

Тема: «Звук (О), буква «О» к разделу

«Обучение грамоте»

Дата: 9.11.15 г.

Педагог: Тимофеева М. М.

Цель занятия: Закрепить правильное произношение звука (О), познакомить с буквой «О».

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучение правильной артикуляции звука (О).

  2. Учить писать букву «О».

Развивающие:

  1. Развивать фонетический слух.

  2. Развивать слуховое внимание.

  3. Развитие грамматического строя речи.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать аккуратность и терпение.

Вид занятия: изучение нового материала.

Материалы к занятию для обучающихся:

Тетрадь, цветные карандаши, простые карандаши, синие шариковые ручки, трафарет буквы «О». 

Материалы к занятию для педагога:

Картинка с овощами, картинки, в названии которых есть звук (О), картинка – символ звука (О).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на занятие. Какие – то вы сегодня сонные. Наверное, вы ещё не проснулись. Давайте вместе умоемся и начнём наше занятие.

Педагог:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Учащиеся: (выполняют самомассаж лица).

2. Объяснение нового материала.

Педагог: Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите?

Учащиеся: Лук, морковь, капуста, свекла, огурец, помидор, картошка.

Педагог: Как всё это можно назвать, одним словом?

Учащиеся: Овощи.

Педагог: Какой первый звук в слове овощи? (педагог голосом выделяет звук (О).)

Учащиеся:

– Звук (О).

Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком (О), с буквой обозначающей этот звук. Давайте посмотрим в зеркало и понаблюдаем, что происходит с органами артикуляции при произнесении звука (О).

– Губы бы округлены и слегка выдвинуты вперёд;

– зубы закрыты губами;

– язык лежит на дне рта;

– горлышко работает.

Учащиеся: перед зеркалом правильно произносят звук (О), затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

Педагог: какой звук (О)?

Учащиеся: гласный.

Педагог: почему?

Учащиеся: этот звук можно пропеть, воздух при образовании звука не встречает преграды на своём пути.

Педагог: Правильно, звук (О), гласный, и для его обозначения используется красный кружок.

3. Практическая работа.

Педагог:

-Сейчас мы поиграем в игру. Я буду произносить разные звуки, а вы когда услышите звук (О), хлопните в ладоши.

– о, и, а, м, о, у, э, о, о;

– со, мА, ко, ти, па, ом, от, ло;

– сом, дом, мак, свет, кот, мир.

Учащиеся:

(хлопают в ладоши, когда услышат нужный звук).

Педагог:

– Молодцы, очень хорошо. А сейчас, я предлагаю отдохнуть.

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

Учащиеся: (выполняют упражнения).

Педагог: А теперь ребята, внимательно посмотрите на картинки.

– Выберите только те картинки, в названии которых звук (О) стоит в начале слова.

Учащиеся: Учащиеся называют слова, начинающиеся на звук (О).

Педагог: А теперь выберите картинки, звук (О) в которых стоит в конце слова.

– Выберите только те картинки, в названии которых звук (О) стоит в середине слова.

(Учащиеся дают ответы).

Педагог: Ребята, молодцы. Вы справились с заданием. И я для вас приготовила загадки. Отгадайте загадки и назовите первый звук в отгадках.

-Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывёт.

Учащиеся: облака, первый звук (О).

Педагог:

-Когда ночь длинна,

А вода холодна?

Учащиеся: осень, первый звук (О).

Педагог:

– Сер, но не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, а не лошадь.

Учащиеся: ослик, первый звук (О).

Педагог: Ребята, на что похожа буква О.

Учащиеся: ответы детей.

Педагог:

– О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может, с нею мы родня?»

– Ребята, откройте свои тетради и аккуратно пропишите букву О две строчки.

(Учащиеся по трафаретам прописывают букву О).

4. Закрепление нового материала.

Педагог:

Итак, ребята занятие подходи к концу, давайте закрепим новый материал.

– С каким звуком вы сегодня познакомились?

– Какой это звук?

– Почему гласный?

– Какой буквой обозначен звук (О)?

– На что похожа буква О?

5. Итог занятия.

Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук (О).

Литература:

  1. Кузнецова, Е. В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий./ Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

  2. Агронович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников/ З. Е. Агронович. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 160 с.

  3. Бардышева, Т. Ю. Тетрадь логопедических заданий/ Т. Ю. Бардышева. – М.: Эко Пресс, 2013. -160 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2012/12/23/konspekty-zanyatiy-po-obucheniyu-gramote-v-podgotovitelnoy

  2. http://sad27.oskoluno.ru/upload/sad27/konspekt-zanjatia-po-podgotovke-k-obuchenia-gramote-podgotowitelnoy-gruppe.doc

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №4

Приложение№5

infourok.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия “Звук и буква О” | скачать бесплатно

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленности

ТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»

Цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мышления.
  • Развитие фонематических процессов, речевого дыхания, просодической стороны речи, основ звуко-буквенного анализа.
  • Развитие словарного запаса, грамматического оформления речи, связной речи.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики, формирование мотиваций обучения.

Оборудование:

  • Картинка-символ звука [О].
  • Картинки, в названиях которых присутствует звук [О].
  • Индивидуальные зеркала.
  • Изображение буквы О. Анализ звукосочетаний типа – ауо, оуа.
  • Звуковой домик, «Осенняя картина».
  • Рабочие тетради, красные, синие шариковые ручки.

                                          ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.             Психогимнастика.

Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!  Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

2. Сообщение темы занятия.

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова.) Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук [О].) Сегодня мы будем слушать, и произносить слова со звуком [О], познакомимся с буквой О.

3. Характеристика звука [О].  Повторение гласных звуков.

  • Картинка-символ: Оля плачет: о-о-о.
  • Рассматривание профиля звука [О], обратить внимание на положение языка и губ.
  • Произношение звука [О] перед индивидуальными зеркалами хором и индивидуально (громко, тихо, высоким голосом, низким голосом).
  • Звук [О] – гласный, твердый.
  • Произношение гласных звуков с одновременным движением пальцев:

А – указательный и средний пальцы правой руки соединяются указательным пальцем левой; У – поднимаются указательный и средний пальцы; О – делается колечко.

4. Развитие слуховой памяти и просодии.  Чтение стихотворения.  

                       

Гласные песенку звонкую тянут – и-и-и.

                        Могут заплакать – о-о-о и застонать – у-у-у-у.

                        Могут качать в колыбели Аленку – а-а-а.

                        Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ау! Ау!»

                        Легко летят они в высоту – а-и-о-у!

5. Игра: «Кто самый внимательный»

Выделение звука [О] из ряда гласных звуков. Услышишь звук [О], хлопни в ладоши.          а-и-о-у-и-о-а-у-о-и-а.

6. Зрительная гимнастика

Голову держать только прямо, двигаем только глазами, следим за игрушкой.

(Взрослый медленно, в течении одной минуты, перемещает игрушку слева – направо, вверх – вниз, по кругу.)

                                            Помогаем часто – часто,

                                     Еще раз, и два, и три.

                                     Глазки закрываем,

                                     На столе мы отдыхаем.

(Дети отдыхают, положив голову на сложенные на столе руки.)

7. Произношение звука [О] в словах. Выделение звука [О] из начала, середины, конца слов.

Слова: окно, дождь, сапог, обруч, пол, осы. (работа со слоговыми схемами)

8. Физкультминутка.     Не под окном,               руки в стороны, впред,

                                            А около,                        вверх, в стороны (кругом)

                                            Катилось О и охало.      плавные, круговые движ.

                                            О охало, О охало            перед собой

                                            Не под окном,                 руки в стороны, вниз.

                                            А около.

9. Знакомство с буквой О.

  • Рассматривание букв О,о. Спросить у детей почему они красного цвета.
  • Чтение стихотворения: «ЗВУК И БУКВА О»

                              О на огурец похожа,

                              Он овальный, буква тоже.

                              Слова Оля, огурец, окно –

                               Начинаются на О.

10.    Пальчиковая гимнастика.    «ПАЛЬЧИКИ»  (с кружочками)

Раз – кружок, два – кружок,      Шагают по кружочкам, поочередно нажимая

Раз – шажок, два – шажок.        каждым пальцем на кружок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.  

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.                   Движения повторяются.

От мизинца – до большого,

А потом – к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы будут отдыхать!            

11. Работа в тетрадях.

  • Заселение буквы О в домик.
  • Выделение буквы О в словах, нахождение места звука [О] в словах: осы, дупло, нота.
  • Написание букв О о.
  • Составление предложений по картинке.
  • Нахождение слов со звуком [О], по картине «Осенняя картина». Дети находят слова в которых присутствует звук [О], определяют место нахождения звука в слове: в начале, в середине, конце слова.

Первая схема – слова облако, осень; вторая схема – слова дом, забор, дождь, солнце, дорожка; третья схема – слова крыльцо, окно.

12. Итог занятия.

nsportal.ru

Конспект занятия “Звук и буква О”

занятие 3 : 6-7 лет

Тема: Звук и буква О.

Цель: Учить называть и узнавать букву О, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, закрепление понятия «буква», «гласный звук», развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.

План:

  1. Дети, представьте, что мы с вами оказались на необитаемом острове.

Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!

Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

  1. Игра: «Повторяй-ка».

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова). Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (звук О). Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О, познакомимся с буквой О.

Что происходит с губами, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются.) Спойте звук о. Какой это звук? (Гласный звук). В каком замке поселится звук О?(В красном). Какие гласные звуки вы знаете?

Дети произносят гласные звуки с одновременным движением пальцев: а – указательный и средний пальцы правой руки соединяются с указательным пальцем левой; у – поднимаются указательный и средний пальцы; о – делается колечко.

  1. Игра «Слушай внимательно».

Это – бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена. Какой первый звук в словах? (Звук О). А вот их дом. Есть ли звук О в слове дом? Где слышится звук о в слове дом? (В середине слова). На вашей полоске звук о займет среднее окошко. Дом бабушки Оли и дедушки Осипа стоял у озера. Где стоял их дом? (У озера). Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? (Осень). Повторите слова со звуком о. (Озеро, отдых, осень). Где вы произносили звук О в этих словах? (В начале слова). На вашей полоске звук о займет первое окошко.

Садимся в поезд, едем к дедушке… (Осипу) и бабушке… (Оле). Вот и приехали. Кто сидит на крылечке дома? (Кот). Где мы слышим звук О? Мы слышим звук о в середине слова. Какое окошко займет звук о на вашей полоске? (Среднее окошко). На лужайке ходят… (козы, овцы, кони, коровы). Повторите слова, в которых звук о слышится в середине. В каких словах звук о на первом месте?

  1. Игра «Огород».

Бабушка Оля послала нас в огород. Она просит принести овощи, в названии которых есть звук о. Назовите их. (Горох, картошка, фасоль, укроп, помидоры).

  1. Физкультминутка «Овощи».

Покажите бабушке Оле и дедушке Осипу, как мы умеем изображать овощи.

Изобразите ворчливый горох.

– Ох, ох, ох! – разворчался горох.-

Ох и трудно жить в стручке,

Если дверца на крючке.

Дедушка Осип спрашивает, можете ли вы показать, как убирают овощи?

Дети имитируют уборку разных овощей.

  1. Знакомство с буквой и звуком Оо.

(Выставляется домик для гласных звуков и буква О).

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква О. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква О будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

Обруч круглый и большой

Покачу его рукой, покручу его легко

Этот обруч буква О!

  • Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.

  • Пишем большую и маленькую букву Оо.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

  1. Анализ и синтез звуковых сочетаний: АОУ, ИУА, ОУИ. Чтение.

  2. Игра «Рыбалка».

А сейчас дедушка Осип приглашает вас на рыбалку. Где водится рыба? (В озере). Куда мы пришли? (К озеру). Я вижу большого окуня. Кого мы увидели? (окуня). Забрасывайте удочки. Тащим, тащим – вытащили. Это… (сом). Где услышали звук о? (В середине слова).

Ребята, подумайте, что я вам сейчас скажу – слово или предложение? Мы поймали окуня. (Это предложение). Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении? Считаем с загибанием пальчиков. (Три слова). Игра «Живые слова».

Ребята, из чего состоит предложение? (Из слов). Правильно. И в предложении слова дружат. «Живые слова» берутся за руки.

  1. Прослушать песенку с буквой У.

  2. Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?

о

multiurok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект фронтального занятия по теме “Звук и буква О” | скачать бесплатно


Муниципальное автономное дошкольное



образовательное учреждение детский сад № 13 «Умка»











КОНСПЕКТ



коррекционно-развивающей деятельности



 с детьми в подготовительной к школе группе.





Тема: «Звук О».









Провел учитель-логопед



II квалификационной категории:



Евсюкова И.В.







Дата проведения:



16.11.2011

















г. Химки, 2011




Цели:

коррекцианно-образовательные:

  1. закрепить понятие «гласные звуки»;
  2. учить детей выделять звук О на слух;
  3. давать характеристику звука О;
  4. закрепить умение преобразовывать мн.ч. имен существительных в ед.ч.;
  5. закрепление знаний по теме «Осень»;  
  6. закрепление умения записывать графическую схему предложения;

коррекиионно-развиваюшие:

  1. автоматизировать звук  О  в слогах, словах, пред ложениях и тексте;
  1. развивать фонематический слух и восприятие;
  1. развивать общую и мелкую моторику, координацию дви жений;
  2. развивать дыхание, голос, мимику;
    коррекиионно-воспитательная:
  3. воспитывать у детей нравственные качества.

Оборудование: символ звука О, светофоры красного цвета,  картинки со звуком О (в начале, середи не, конце слова), буква О, домик с тремя окошками, листы бумаги в клеточку, карандаши (простой и красный), наборы для составления схемы слова и слогов, белые конверты, образец написания буквы О, конверт с письмом.

Ход занятия.

I. Организационный этап.  Развитие мимических мышц. Выполнение дейс твий по тексту.

Как хорошо, когда мы улыбаемся,

Как хорошо, когда мы удивляемся,

Но как же нам невесело,

Когда мы сердимся и огорчаемся.

Логопед:  Ребята, какое время года сейчас? (Осень).

Повторение гласных звуков. Введение в тему.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.

Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.

– Что произнесли нам листочки? (Гласные звуки). Назовите их.

   Повторение детьми звуков — а-о-у-и.

– Какой звук исчез из ряда а-у-и? (О). Давайте его позовем: о-о-о… (Появляется красный человечек – символ звука О.).

II. Основной этап.   1. Знакомство со звуком О.

 «Сказка про звук О» (с использованием наглядного символа).
Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
– О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

 

2. Характеристика звука О.

– О каком звуке я рассказала вам сказку? (О звуке О).

– Что происходит с губами, когда мы произносим звук о? (Губы вытягиваются в трубочку. Округляются. Они похожи на вытянутый кружок).  Спойте звук о.  Звук о  тянется. А есть ли преграда при произнесении звука о? (Нет). Какой это звук? (Гласный звук.) Каким цветом его обозначим? (Красным).

– От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
– Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.) 

Звук О — гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается фишкой красного цвета.

Звук О:  Какие вы молодцы, вы все сказали правильно. Я хочу поиграть с вами в прятки. Попробуйте меня сегодня поискать. Когда меня вы обведете, вы меня найдете, а пока я спрячусь.


3. Развитие фонематического слуха.  Игра «Светофор»  (поднять красный семафор на звук О):

а-и-о-на-пу-от-бы-ак-мак-сок-лист-ухо-стена-гном…

4. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и тексте.

  1. Звуковой анализ и синтез слогов ОП и ПО.

Оп – и я уже сижу

и по полу не хожу.

Выкладывание схемы слогов из цветных фишек на доске. (Разбор слова «оп» и преобразование его в «по». Глаза у детей закрыты.)

  1. Произношение и выделение звука О в словах.

Дидактическое упражнение «Много — один» (образование единственного числа имен существительных).
Окна — окно, стекла — …, седла — …, крылья — …, перья — …, колеса — …

Логопед:  Назовите одинаковый последний звук во всех образованных словах.  (О).

Звуко-слоговой анализ слов дом, осы с составлением схемы слов (дети на местах, логопед – на доске).

Физминутка. Дети выполняют движения под текст:

Не под окном, а около

Каталось “О” и охало.

“О” охало, “О” охало

Не под окном, а около.

Игра «Искатели» (по предметным картинкам на доске): выбрать только те картинки, в названии которых есть звук о, определить место звука о в словах и поместить в соответствующее окошко.

 3)  Работа над  предложением.

Логопед: Мне утром принесли письмо. Что же в нем, давайте посмотрим. Нам написала письмо девочка Оля. Она предлагает поиграть в «шифровальщиков» и на каждое предложение ее письма записать схему. Для этого нужно определить количество слов в предложении. (Дети выполняют задание на листах бумаги, логопед выкладывает схему предложения на доске).

Наступила долгожданная осень.

Осенью часто идет дождь.

Становится холодно.

Люди одеваются тепло.

Животные прячутся в норы.

Осенью собирают овощи.

 Перед началом выполнения задания – упражнение на развитие мелкой моторики:

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок-чок,

Скачет резвый каблучок.

5. Соотношение звука с буквой.

После выполнения задания дети складывают листы пополам и кладут в конверт. На конверте необходимо написать букву О. Для этого дети берут красный карандаш.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатится бы смогла.

Л.:  На что похожа буква О? (Ответы детей).

Посмотри на колесо –

И увидишь букву О.

Появляется звук О:   Вы меня обвели и вы меня нашли. В каких словах вы меня искали? Что вы обо мне узнали?

III. Итог занятия. Уточнение звука, о котором говорили на занятии, его характеристика. Оценка работы детей.

ПИСЬМО ОТ ДЕВОЧКИ ОЛИ.

Игра «Шифровальщики»

(определить количество слов в каждом предложении

и записать схему предложения).

  1. Наступила долгожданная осень.
  1. Осенью часто идет дождь.
  1. Становится холодно.
  1. Люди одеваются тепло.
  1. Животные прячутся в норы.
  1. Осенью собирают овощи.

nsportal.ru

Конспект логопедического занятия «Звук и буква О»

 

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

– познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Коррекционно-развивающие:

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– развивать голос и дыхание;

– развивать фонематические процессы;

– закреплять понятия: «звук», «слово»;

– развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать речевое внимание детей.

Оборудование: интерактивная доска; презентация с картинками: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, картинка буквы О, картинка пальчиковой азбуки «Буква О», картинки с изображениями предметов похожими на букву О; карточки для артикуляционной гимнастики; зеркала по количеству детей; предметные картинки со звуком О в начале, середине и конце слова в ударной позиции; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем; пустые таблицы для составления схем слога и слова.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Игра «Слушай, повторяй!»

Логопед просит детей повторить слова:

Мак – бак – так

Ток – тук – так

Бык – бак – бок

Дам – дом – дым.

  1. Развитие общей моторики: «Туфелька»

Туфельки нарядные, (правая нога вперёд, на носок)

Туфельки парадные, (левая нога вперёд, на носок)

Лаковые, с ремешком, (правая нога вперёд, на пятку)

И подошва с каблучком. (левая нога вперёд, на пятку)

Туфли Маше в самый раз

Можно выходить на пляс. (руки на пояс, «пляшут»)

  1. Развитие мелкой моторики: «Обувь»

В магазине много есть (показывают «домик»)

Обуви хорошей. (идут пальчиками по столу)

Есть сапожки и ботинки,

Босоножки, валенки, галоши. (соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца)

  1. Массаж лица:

Солнышко проснулось,

Лобика коснулась,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило. (Поглаживающие движения)

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Будут розовыми щёчки:

Вверх – вниз, вверх – вниз. (Зигзагообразные движения)

Солнышко проснулось,

Лобика коснулась,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило. (Поглаживающие движения)

  1. Развитие мимических мышц:

Ножки, ножки

Бежали по дорожке, (радостное выражение лица)

Лугом, лесочком

Прыгали по кочкам, (удивление)

Прибежали на лужок,

Потеряли сапожок. (разочарование)

  1. Развитие артикуляционной гимнастики:

Логопед рассказывает сказку про весёлого Язычка и показывает карточки. Дети контролируют выполнения гимнастики, смотря в зеркала.

«Наш весёлый Язычок пошёл гулять. На улице он встретил Лягушку (улыбнулись широко, зубы прикрыты) и Слоника (вытянули губы трубочкой вперёд). Вместе они стали играть в футбол (языком толкаем щёчки). После футбола волосы у Язычка растрепались и он взял расчёску и расчесался («расчёсываем» язык зубками). А потом он почистил зубы («почистить зубы языком)»

Логопед обязательно следит за правильностью выполнения артикуляционной гимнастики.

  1. Работа над развитием дыхания и голоса:

Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «Оооо». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О». Логопед следит за правильностью выполнения этого задания: при выдохе щёки не надуваются.

  1. Игра-эксперимент: «Воздушный шар»

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Логопед просит детей встать в круг, затем лечь на ковёр ногами к центру.

Методика проведения: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движение пупка: на нем лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок как бы опускается.

Медленный, плавный вдох, без каких – либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4 -10 раз. Логопед обращает внимание детей на то, что при вдохе живот надувается, как воздушный шарик, а при выдохе – сдувается. После выполнения логопед просит сесть детей на стульчики.

  1. Объявление темы:

Логопед показывает на интерактивной доске сюжетную картинку, на которой девочка охает от боли.

Логопед: Ребята, посмотрите, это девочка Оля. Она заболела и охает: «О – о – о». Какой звук она произносит? (О) Сегодня мы с вами познакомимся со звуком О.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука:

Логопед: Давайте возьмём зеркало и понаблюдаем, как произносится звук О. Все вместе произнесём звук О. Губы как расположены? Губы похожи на овал. А язык и зубы? Язык спокойно лежит, зубы открыты. Воздух проходит свободно и не встречает преграду, воздуху ничего не мешает. Поэтому звук О какой? Звук О – гласный, обозначать его будем красным цветом.

Не всем детям легко определить, какой это звук. Обязательно надо напомнить, какой звук называется гласный (звук можно пропеть, при произнесении звука язык, зубы и губы не мешают воздушной струе выйти из ротика)

  1. Связь буквы и звука:

Логопед: Посмотрите: это буква О. (логопед показывает на интерактивной доске букву О). Она похожа на наши губки, когда мы произносим звук О. Пальчиками проведите по губкам. А на что ещё похожа буква О? (Дети высказывают свои мысли: на овал, на бублик, на колесо. Затем логопед показывает картинки с изображением предметов похожих на букву О)

  1. Пальчиковая азбука:

Логопед показывает на интерактивной доске рисунок с изображением, как с помощью пальцев изобразить букву О. логопед объясняет, как показать пальчиками букву О. Дети повторяют. У некоторых детей возможно не получится сразу повторить за логопедом. Логопед подходит к таким детишкам и в индивидуальном порядке помогает им.

  1. Развитие фонематического слуха:

Дети называют все картинки, которые показаны на интерактивной доске (картинки, в названии которых звук О – ударный)

Логопед: Теперь назовите только те картинки, в названии которых звук О находится в начале слова.

Если у детей возникли трудности, то логопед утрированно произносит каждое слово, выделяя звук О.

  1. Физминутка: выполнение движений по тексту

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

и бегаем кругом.

  1. Закрепление звука в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.

Логопед: Сколько звуков я произнесла? Давайте посчитаем. Назовите первый звук. (О) Назовите второй звук. (П) О – это какой звук? Гласный или согласный? (Гласный, фишка красного цвета). Звук П? (Согласный, фишка синего цвета)

Выложите из фишек слог ОП. Покажите звук О на схеме. Покажите звук П на схеме. Сколько в этой схеме гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Таким же образом проводится анализ слогов ОУ, ОА.

  1. Закрепление звука в словах:

Анализировать с детьми слова со звуком О в начале.

Дети: В слове «окунь» звук О находится в начале (окна, обруч, осень).

Если ребёнок ответил неполным ответом, обязательно просим его ответить полным ответом, при необходимости подсказать как правильно.

Логопед: Давайте теперь выложим на схеме красной фишкой звук О. Звук О в начале, значит красную фишку на какую клетку надо выложить: на первую, посередине или на последнюю?

Дети: На первую клетку.

Если дети затрудняются с ответом, то напомнить, что если звук в начале слова, то фишку выкладываем на первую клетку.

  1. Итог занятия:

Логопед: Как охала Оля? (О-о-о)

Какой это звук? (Звук О – гласный звук) (если дети ответили неполным ответом: «Гласный», то логопед просит ответить полным ответом)

Назовите слова, которые начинаются со звука О. (осень, обруч, окунь)

  1. Оценка работы детей:
  2. Логопед: Ребята, как вы думаете, мы с вами сегодня справились со всеми заданиями? (Да) А что для вас было самое трудное? (Выложить схему, определить на каком месте звук О) Да, что-то было сложное и трудное, но мы с вами справились, вы – молодцы!
  3. Домашнее задание: в рабочей тетради урок «Звук и буква О»
  4. Задания для закрепления на индивидуальных занятиях:

Игра «Поймай звук». Ребёнок хлопает, когда услышит звук О.

Закреплять знания характеристики звука О: звук О – гласный (воздух выходит свободно, губы, язык, зубы не мешают, можно пропеть), обозначается красным цветом.

Учить выделять начальный звук в словах: окунь, обруч, осень.

  1. Во время занятия логопед отмечает детей, у которых есть трудности в освоении новых знаний. Для того, что дать задание на вечер воспитателям: позаниматься с этими детьми, закрепить полученные знания.

dohcolonoc.ru

Конспект занятия “Звук и буква [О]

 

I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

Организацион-

ный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать навык подбора слов с заданным звуком.

 

Посмотрите, к нам

сегодня в гости опять пришла БУКОВКА(кукла)! 

-Здравствуйте, ребята !

Здравствуй Буковка !

Я опять к вам в гости пришла.

Мне интересно узнать с каким

звуком вы познакомились на этой неделе?

– Со  звуком [О]   (Буковка предлагает поиграть в игру  с мячом)

 

Игра «Придумай слово на звук [О]» – молодцы вы постарались придумать разные слова со  звуком О.

 

Стоят  на ковре в кругу.

 

 

 

Здороваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

называют слово на звук [О] и передают мяч

овощи, октябрь, Оля, облако, ослик, обруч ..и тд)

 

II.

Сообщение темы и целей: 1.Характеристика  артикуляционного уклада и акустических признаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Закрепление навыков анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Развитие внимания и памяти. Упражнять в употреблении слов в родительном падеже.

4Упражнять детей в определении позиции звука в слове.

 

 

 

 

 

5.Упражнять детей в выкладывании схемы предложения

 

 

Сегодня мы познакомимся еще с одной буквой, но позже.

А сейчас, дайте характеристику звука О: Какой это звук ?

Почему ?

Где находится язычок?

в каком положении находятся губы?

 

 

 

 

 

 

 

замечательно, посмотрите на доску, здесь размещены картинки.

 

игра «Домики»

(сок, кабачок, тыква, баклажан, лук, обруч, репа, бревно)

 

Буковка: «Все правильно определили количество слогов в словах»

Тарелочки поставили в верхний левый угол стола.

 

Перечисляет называние картинок.  Посмотрите еще раз на картинки внимательно и запомните их. «Чего не стало?»

( сок, бревно, обруч)

игра « Чего не стало?»

В слове сок звук О есть?

На каком месте находится звук О,в начале слова, в конце или в середине слова?

В слове бревно звук О есть?

На каком месте находится звук О, в начале слова, в конце или в середине слова?

 В слове обруч звук О есть?

На каком месте находится звук О,в начале слова, в конце или в середине слова?

 

Как назвать одним словом картинки ,которые остались на доске .На каком месте звук  О в этом слове.

 

посмотрите на модели и составьте  по одному предложению, старайтесь не повторяться.

(девочка, облако, овощи, обруч, ослик)

Выберем понравившееся предложение и составим схему

какое первое слово в предложении ит д , сколько слов в предложении

 

 

схему предложения выкладываем слева направо, слова  располагаем на расстоянии друг от друга, в конце предложения ставим точку.

игра «Паровозики»

 

паровозики убираем в верхний левый угол стола.

 

Сидят за столами  слушают

 

звук О – гласный,  поется, при произнесении воздушная струя не встречает преград.

Язычок лежит внизу ротовой полости, на схеме мы его обозначаем красным цветом.

губы принимают форму овала.

 

 

 

 

 

дети определяют количество слогов в словах и показывают домик с таким количеством окошек, сколько слогов в слове.

 

 выполняют задание

 

 

слушают

 

 

Закрывают глаза

Открывают глаза, и один говорит: «не стало …»

сока, бревна, обруча.

звук О находится середине слова.

 

звук О находится в конце слова.

звук О находится в начале слова.

 

 

овощи.

 

 

придумывают предложения

 

 

 

выкладывают схему предложения.

называют слова и считают количество  их в предложении

 

 

проговаривают: 1слово в предложении….2 слово в предложении…

 

считают слова в предлдожении

III.

 

 

 

 

 

 

 

 Развитие координации речи и движений.

 

 

 

 

 

 

 

  «Огород»

В огород пойдем                                     

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем                       

И картошки накопаем                            

Срежем мы качан капусты,                      

Круглый  сочный, очень вкусный,           

Щавеля нарвем немножко                        

И вернемся по дорожке.              

 

шагают

 

имитация   «таскают»

«копают»

«срезают»

3 больших круга руками

 

«рвут»

шагают

IV

Знакомство со зрительным образом  буквы.

 

 

 

 

 

 

1.Анализ  буквы.

 

2. Сравнение

буквы с предметами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. развитие мелкой моторики рук

 

 

 

4.Конструирование буквы.

 

5.Рисование  буквы в воздухе.

 

 

Я познакомлю с новой буквой  

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

(Е. Тарлапан)Показ буквы

Какая же это буква, кто – нибудь догадался

 

Какой формы буква?

 

 

На что похожа буква?

А теперь посмотрим на букву О:  на письме буква выглядит  так! Показывает .

Почему две буквы?

Чем они отличаются?

 У нее есть сестричка о.

 Для чего нужны заглавные – большие буквы ?

 

 

Палец указательный с большим соединим,букву О старательно мы изобразим.

 

 

Выкладывание буквы из веревочек .

 

О -строится легко: нарисуем смело круг, появилась О-наш друг

 

 

 

слушают

 

 

 

Это буква О.                                                                                                                                                                                                                                   

 

 

овальной формы

О, имеет форму огурца

 

 

О, похожа на кольцо или может на яйцо, на колесо, обруч.

одна заглавная, вторая прописная,

с помощью заглавных букв мы начинаем предложение. Имена ,название городов тоже пишем с заглавной буквы

 

изображают

 

 

 

 

 

Выкладывают  букву из веревочек .

 

рисуют букву в воздухе пальчиком

V.

Работа в тетради.

 

 

 

1.Пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.развитие мелкой моторики рук.

А теперь перед работой в тетради мы немного разомнем наши руки.

 

Карандаш в руке катаю

Между пальцами верчу

Непременно каждый пальчик

 быть послушным научу

 

Я тетрадочку открою.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Карандаш я так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

Печатание буквы О в тетради (обратить внимание , что  большая буква занимает две клеточки в высоту и одну в ширину, а маленькая  занимает одну клеточку, начинаем печатать сверху вниз между буквами расстояние одна клеточка)

Закрыли тетрадочки и убрали в верхний правый угол стола, а карандаш на тетрадку положили.

 

Капуста»

Тук! Тук! Тук!                  

Раздается в доме стук

Мы капусту нарубили,              

Перетерли,                          

 

Посолили                            

 

И набили плотно в кадку.      

 

Все теперь у нас в порядке.    

 

 

 

 

 

 

 

 

дети катают ребристый карандаш между ладонями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

печатают букву

 

 

убирают

 

 

 

 

Стучим кулачками

 

удары ребром ладоней

Трем о ладошку кулачком

указательный и  средний пальцы

хлопаем  ладонями вертикально

отряхиваем руки

solncesvet.ru

Конспект занятия по грамоте Звук [О], буква [О]

28 Ноя 2010 Автор Ekaterina

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «О», буква «О»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «О».

2. Учить выделять звук «О» из ряда других гласных.

3. Развивать фонематический слух.

4. учить выделять звук «О» в начале, середине и конце слова.

5. Работать над предложением.

6. Познакомить с буквой «О».

4. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

5. Формировать умение образовывать единственное число существительных от множественного числа.

Материалы:

красный круг, карточка с буквой «О» (из азбуки), картинки на звук «О», фишки красного и синего цвета, карточки для определения места звука в слове,  рабочие  тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет слова на звук «О».

1. – Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их:

Осень, овощи, облако.

– Какой звук слышится в этих словах в начале слова?

– С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться со звуком  «О».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «О».

Мальчики произнесут громко, а девочки тихо.

– Это какой звук?

– Почему?

– А какие звуки вы уже знаете?

– Какие они?

– Почему их называют гласными?

– Каким цветом обозначаем звук «О»?

3. «Подними красный кружок, если услышишь «О»

А  У  О  И  Э  О  У  У  И  О  А  О

4. Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережком,                    «Идут» двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому.                   переваливаясь.
Вела детей за собою,
И малого, и большого,          Загибают безымянный и большой палец.
И среднего, и меньшого,       Загибают средний палец и мизинец.
И самого любимого.             Загибают указательный палец.

5. Игра «Запомни и назови»

Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки с изображением птиц: утка, лебедь, аист, ласточка.

– Ребята, посмотрите на картинки. Кто это? Давайте назовем каждую картинку. А теперь я убираю картинки, а вы мне скажете какие картинки мы только что рассматривали и называли.

6. Работа в тетрадях

– Найдите букву «О» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите).

– На какую геометрическую фигуру она похожа?

7. Упражнение «Сосчитай и назови»

– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

ОМ             МО             МУ             МА            АМ             ИМ

– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

8. Чтение слогов в тетрадях.

9. Игра «Много – один»

Кольца – кольцо           седла – седло                колеса – колесо

Зерна – зерно                крылья – крыло            окна – окно

Стекла – стекло          перья – перо

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «О», «А», «У», «И».

11. Игра «Где спрятался звук?»

– Я буду называть слова, а вы скажете, где в этом слове встречается звук «О» и на карточках обозначит: в начале, в середине или в конце слова.

Окна, сон, кол, крыло, бор, осень, перо.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

-Какой это звук?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

Логопедия для Всех

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики –
Конспекты логопедических занятий:



www.logolife.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *