Тема: Звук [а], буква А.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
– уточнить произношение звука [а];
– определять позицию звука в слове;
– формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;
Коррекционно – развивающие:
– учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;
– развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
– учить детей изменению силы и высоты голоса;
– развивать фонематический слух и восприятие;
– формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
Коррекционно – воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Демонстрационный материал: схема отличия буквы от звука, буква А, предметные картинки (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина).
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, счетные палочки.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент).
Правило поведения на занятии.
– Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
– Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
– Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])
– Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].
2. Развитие артикуляционной моторики.
– Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
– упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
– упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
-Развитие диафрагмального дыхания.
– А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
-Голосовые упражнения:
– Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
– А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
4. Акустико – артикуляционный образ звука.
– Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
5. Развитие фонематического слуха.
– Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а]. Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа)
6. Соотношение звука с буквой.
– Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
– Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.
7. Физминутка «Листочки».
– А теперь давайте превратимся в листочки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились – полетели
И на землю тихо сели.
8. Автоматизация звука в слогах, словах.
– Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.
– Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
– Звуковой анализ слова «МАК».
– Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.
– Определение места звука в слове.
9. Подведение итогов занятия.
– Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
– Доскажите словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а, берез…а, сосн…а, ветк…а, осин…а, собак…а, калин…а, рябин…а.
– Звук [а] какой?
nsportal.ru
Тема: «Звук а, буква а»
Цель: развитие артикуляционной моторики, обучение различению и правильному произношению звука а. Развитие фонематического восприятия, знакомство с буквой а, развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование, материал:
Предметные зеркала, предметные картинки на звук (А): арбуз, апельсин, автобус, ананас, абрикос; символ гласных звуков (красный кружочек)
Ход занятия:
I.Оргмомент.
Мимические упражнения. Сладкие, кислые фрукты. (ананас, абрикос, лимон, апельсин)
Релаксация: сильные – слабые.
Вы хорошо отдохнули, набрались сил, покажем какие вы сильные. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь руки слабые как у резиновой куклы. Напряжение ушло всё тело расслаблено.
II. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбочка», «Трубочка», Улыбочка – трубочка», «Заборчик».
III. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы отправимся с вами в страну звуков и букв. Наше путешествие будет интересным, иногда трудным. Вы узнаете много интересного о звуках и буквах, познакомитесь с новыми словами.
Посмотрите кто у меня. Это кукла Аня. Её имя начинается на звук А.
Артикуляция звука А. Произношение хором и индивидуально. Характеристика звука: протяжный, поётся, ниточка тянется, гласный, обозначение красный кружочек, живет в красном домике. Оживим звук А.
Игра с полосками.
Развитие слухового внимания. Игра поймай звук А.
Речевой материал: т, а, у, а, ах, ма, уп, ап, мех, аист, ухо, альбом…
Развитие фонематических представлений. Отбор картинок по панно со звуком А. Произношение А в словах.
IV. Физкультминутка. Речь с движением. «Аист, аист, длинноногий».
V. Чтение стихотворения «как появились буквы».
Палочки,
Крючочки,
Закорючки,
Точки.
Бегали толпою
И по одиночке.
Ссорились, мирились,
Прыгали без дела.
Наконец без дела
Жить им надоело.
И сказал им кто-то,
Умный и серьёзный:
-Взяться за работу
Никогда не поздно.
Слышим мы повсюду
Много разных звуков,
Но для них покуда
Нету знаков-букв.
Эй, крючки
И точки,
Чёрточки,
Кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки
И шагайте слаженно
По листу бумажному!
Чёрточки послушали, Прекратили драки,
Превратились в нужные
Правильные знаки.
Стали всем понятными
Буквами печатными.
И тогда в припрыжку
Прибежали в книжку.
Демонстрируются элементы буквы, затем буква А.
VI.Знакомство с буквой А. Что напоминает буква А.
Вот два столба наискосок,
А между ними-поясок!
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С.Маршак
Выкладывание А из палочек.
VII.Итог занятия.
infourok.ru
(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».
2. Учить выделять звук из ряда гласных.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «А».
5. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»
(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.
I. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовет примету осени.
1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:
Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с
Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.
2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.
Послушайте и назовите первый звук в словах:
арка, антенна, арбуз, акробат.
– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».
II. Основная часть.
3. Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук «А».
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.
(Работа в тетради Коноваленко).
– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».
– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».
5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.
6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
6. Знакомство с буквой «А».
– Послушайте стихотворение:
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).
– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:
Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.
Давайте попробуем сложить вместе.
8. Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.
9. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Логопедия для всех
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.www.logolife.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 оздоровительной направленности»
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
Тема: «Звук [А] и буква А»
(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
Составила и провела: Федичкина Н.Н.,
учитель – логопед.
2018г.
Конспект занятия по обучению грамоте.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [А], познакомить с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
– уточнить произношение звука [А]; определять позицию звука в слове; учить детей выделять
звук [А] из состава слогов, слов, познакомить с буквой А.
Коррекционно – развивающие:
– развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие.
Коррекционно – воспитательные:
– воспитывать навыки организованного поведения.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент).
Правило поведения на занятии.
– Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
– Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
– Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [А])
– Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [А].
2. Развитие артикуляционной моторики.
– Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
– упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
Развитие диафрагмального дыхания.
– А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Голосовые упражнения:
– Сейчас давайте произнесем звук [А] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
– А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
4. Акустико – артикуляционный образ звука.
– Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [А] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
– Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.
Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
– На схемах будем обозначать гласные звуки красным кружком.
5. Физминутка «Листочки».
– А теперь давайте превратимся в листочки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились – полетели
И на землю снова сели.
6. Развитие фонематического слуха.
– Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено?
Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [А]. Говорим название предмета, длительно произнося звук [А].
7. Определение места звука в слове.
Слова: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза.
8. Соотношение звука с буквой.
– Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
– Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.
9. Подведение итогов занятия.
– Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
– Доскажите словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а, берез…а, сосн…а, ветк…а, осин…а, собак…а, калин…а, рябин…а.
– Звук [А] какой?(гласный)
infourok.ru
Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»
КОНСПЕКТ
Логопедического занятия ,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы
Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.
Задачи:
1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».
2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А
3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.
4.Закрепить выделение звука А из ряда гласных.
5. Закрепить знания о букве А.
6. Развивать мелкую моторику.
Оборудование:
Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.
I. Организационный момент ( 3 минуты)
Логопед: – Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.
2. Введение в тему занятия: (2 минуты)
Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.
Послушайте и назовите первый звук в словах:
арка, аист, арбуз, август
II. Основная часть.
3. Артикуляция звука. (4 минуты)
Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)
4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.
5.Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»: (3 минуты)
а, у, о, а, ы, и, а ,э, у, а.
му-ма-му
на-ну-на
та-то-та
солнце, май, лицо, улица, зонт, палец
6.Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)
(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)
Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.
7.Физкультарная минутка (3 минуты)
Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.
(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает : «Топай правой ногой, топай левой ногой.
(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)
Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.
6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» ( 4 минуты)
Логопед: – Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»
Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки ,где много этих предметов. (например : окно – окна)
Дом – дома;
Лицо – лица;
Поезд – поезда;
Стекло – стекла;
Рог – рога;
Глаз – глаза;
Жеребёнок – жеребята;
Доктор – доктора;
Ребенок – ребята ;
Котёнок – котята;
Ведро – ведра;
Яйцо – яйца;
Кольцо – кольца;
Слонёнок – слонята.
8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)
Логопед:- Послушайте стихотворение:
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).
Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.
9.Индивидуальная работа (4 минуты)
Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.
Давайте попробуем сложить вместе.
10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)
Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
studfiles.net
1.Логопед вводит сказочного персонажа (картинка с изображением клоуна с артикуляцией звука «А»)
– Сегодня к нам в гости пришел (картинка) клоун.
– Кто догадается как его зовут? (Алик)
– Как вы догадались? (по губам)
– Алик предлагает нам отправиться в царство гласных звуков, подружимся со звуком А и познакомимся с новой буквой.
2. Логопед задает вопросы, чтобы дети дали характеристику звука «А» по артикуляционно-акустическим признакам
-Посмотрим в зеркало и произнесем звук[а]. Давайте отметим, в каком положении находятся губы, когда мы произносим этот звук? В каком положении находятся зубы? (открытые) Где находится язычок? (спокойно лежит внизу)
– Давайте проверим, какой это звук: гласный или согласный? (показывается мнемосхема «характеристика звука»). Название «гласный» произошло от слова «глас», «голос». Гласные звуки можно протянуть
-Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и произносим звук. Ниточка длинная или короткая?
-Клоун предлагает пропеть звук. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи.
– Обозначение звука красным цветом.
(Правило: если гласный, значит красный)
3. Проводится упражнение «Низкий звук – высокий звук» (слайд 5)
– Вы научились его правильно произносить. Давайте поиграем вместе с Аликом и со звуком [а]. На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук [а], а на горке высокий звук [а] Найди и покажи место каждого звука.
Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук [а]
– А теперь попробуйте сами, произнося звук [а] и меняя высоту голоса, провести стрелкой по дорожке.
Логопед следит за тем, чтобы ребенок, проводя стрелкой по дорожке на одном выдохе, менял высоту голоса.Вдох через нос, выдох плавный, длительный через рот
4. Игра «Поймай звук»
-Хлопни, если услышишь звук А (на слух изолированно)
-Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук А: ЛУК, БАК, БОК, ЛАК, ТОК, ТАК, МАК, СОМ, МАЛ, СОК)
5. Физминутка.
Утром мы во двор идем
(шаги на месте)
Листья сыплются дождем (взмахи руками перед собой)
Под ногами шелестят (перебирают пальцами)
И летят, летят, летят… (взмахи руками, разведенными в стороны)
Все уж спать они хотят. (имитация сна)
Логопед проводит словарную работу: листопад, сыплются дождем
6.Выделение начального ударного гласного. Назови, что изображено на картинках.
Найди одинаковый звук в словах (гласный [а]) (слайд 6).
7. Игра «Найди звук» (слай7-13)
8. Игра «Доскажи словечко» (слайды 14,15).
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …(Айболит)
9. Логопед, опираясь на слайд задает вопросы
– Что кричит мальчик, когда заблудился в лесу? (ау) Сколько звуков вы слышите, какой первый звук, второй?
Игра «Живые звуки» Поменяйте звуки местами, что у нас получилось? УА (плачет ребенок)
10. Физминутка «Осенние листочки»
Листья осенние тихо кружатся (покружиться, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят (поднимаются и кружатся)
11. Логопед знакомит детей с буквой «А». Уточняет характеристики звука и буквы
-Звуки мы слышим и говорим, буквы видим и пишем. (слайд)
– На что похожа буква «А»?
– Нарисуй от дома крышу, перекладину внутри,
Сразу букву «А» я вижу, как красиво, посмотри
Не промочит дождь щенка, крышей будет буква «А». (слайд)
Вот два столба наискосок, а между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А(слайд)
Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету. (слайд)
– Из каких элементов состоит буква А? (из 3 палочек)
12. Логопед проговаривает с детьми способы конструирования буквы «А»
-Из чего можно сделать портрет буквы «А» можно сделать из бусинок, ниточки, счетных палочек, вылепить из пластилина (слайд).
– А мы сделаем букву А из фольги (метод сминания)
Пальчиковая гимнастика. (слайд)
Ветер по лесу гулял,
Ветер листики считал (плавные волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной, вот с березки золотой (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)
Вот последний лист с осинки,
Ветер сбросил на тропинку. (спокойно положить руки на стол)
-Пальчики мы подготовили теперь пришло время сделать букву из фольги.
nsportal.ru
Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А»
Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.
Оборудование: картинка, плачущей девочки; индивидуальные зеркала на каждого ребенка; карточки с символом звука [а]; профиль звука [а]; предметные картинки на звук [а]; плакат «лесной полянки»; трафареты буквы «А», вырезанной из наждачной бумаги; трафареты геометрических фигур, вырезанных из картона.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед. Сядет тот, у кого на столе лежит кружок красного цвета, квадрат синего цвета, треугольник желтого цвета.
Сообщение темы.
Логопед. Гном Звукознайкин принес картинку. Посмотрите, Аня плачет: а-а-а. Это картинка – символ звука [а]. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [а], познакомимся с буквой «А».
Уточнение артикуляции звука [а]. Работа с индивидуальными зеркалами.
Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а]. Логопед поясняет: при произнесении звука [а]: рот широко открыт, язык лежит спокойно внизу, голосок работает.
Рассмотреть на профиле положение губ, языка; обратить внимание детей на то, что воздух проходит свободно, препятствий нет.
Произносить звук [а] хором и индивидуально, контролируя положение губ и языка с помощью зеркала.
Логопед. Звук [а] – гласный, произносится он твердо, решительно, смело, его можно тянуть, петь. Представьте, что мы укладываем куклу спать, давайте споем ей песенку: а-а-а-а.
Теперь произнесем звук [а] – коротко и громко: а, а, а; а теперь протяжно и тихо: а-а-а-а.
Произнесение обратных и прямых слогов: ам, ат, ак, ан, ну, му, ту и т. д.
Выделение звука [а] из ряда гласных звуков, поднять карточку с символом звука [а]:
а, у, а, ы, а, э, у, а, ы, а и т. д.
Рассмотреть картинки, произнести слова со звуком [а] в начале слова: аист, ананас, автобус, антенна, акула, апельсин.
Выделение звука [а] из начала слова.
Логопед. Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы – Аааня (выделить интонацией звук [а]). Первый звук в этом слове – звук [а].
Логопед называет слова, дети называют первый звук: абрикос, апельсин, автомат, аптека, астра, Алла и т. д.
Знакомство с буквой «А».
Логопед. Звук [а] можно записать буквой «А». (Рассмотреть большую букву «А» и маленькую – «а».)
Логопед. На что похожа буква «А»?
Ответы детей.
Большая буква «А» красного цвета выставляется в кассу гласных букв, вторая буква «А» помещается на лесную полянку (на стене плакат «лесной полянки», буквы крепятся магнитом).
Логопед. Послушайте стихотворение «Звук и буква «А», назовите слова, которые начинаются на звук [а].
Аист вёз из магазина
На своей коляске груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз.
Физкультминутка «Буква «А».
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А – узнать ее легко –
Ноги ставит широко.
Дети широко расставив ноги. Руки поочередно на пояс, к плечам, вверх, два хлопка.
Пальчиковая гимнастика:
— логопед предлагает детям выложить из палочек букву «А»;
— обвести пальчиком букву «А», вырезанную из наждачной бумаги (обводить указательным пальцем правой руки по направлению письма).
— написать букву «А» в воздухе, следить, чтобы дети правильно держали ручку.
Работа в тетрадях.
Логопед предлагает написать детям строчку буквы «А». Нарисовать большой и маленький арбузы, девочку Аню. (Рисуют дети с помощью трафаретов – из картона вырезаны геометрические фигуры).
Логопед. Скажем правило:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Итог занятия.
См. также интересные логопедические занятия: Дифференциация гласных звуков А Я
Дифференциация гласных звуков У-Ю
Конспект занятия Путешествие в царство грамоты
Логопедическое занятие «Алфавит»
ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».
Логопедическое занятие в подготовительной группе
mallishok.ru