Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, пришло к нам из глубины веков и относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды. Материалом для вышивания в разные времена служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, хлопка, шелка, шерсти, волос, а так же жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6 — 5 вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосами, золотыми и серебряными нитями. Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья. В Англии с 13 века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В 16-17 вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вшитые портреты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных, птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.
Одна из первых вышивальных школ на славянских землях была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. До конца 18 века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды. Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются и на Украине. Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники, платки, скатерти и многое другое. Для вышивки Беларуси характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др. В вышивке прибалтийских народов преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразными техниками.
Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шелком, шерстью и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, ковром и многих других изделий. Армянская вышивка представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы. В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков, цветков, листьев и стеблей растений. Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с 3 – 8 вв., с характерной композицией круга – символа солнца. Здесь отсутствовали изображения человека и животных, что запрещалось религией.
Нас восхищают прекрасные произведения искусства,дошедшие к нам из глубины веков и хранящиеся во многих музеях, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и современные – декоративные, более легкие в исполнении – швы, создавая новые образцы народного творчества.
docsyg.ru
Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, пришло к нам из глубины веков и относится к эпохе первобытной культуры. Его началом можно считать тот момент, когда был сделан первый стежок на одежде.
Материалом для вышивания в разные времена служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6 – 5 векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.
Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы в период Средневековья.
В Англии с 13 века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В 16 – 17 вв во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных, птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.
Одна из первых вышивальных школ на славянских землях была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями.
До конца 18 века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды. Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются и на Украине. Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники, платки, скатерти и многое другое. Для вышивки Беларуси характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др. В вышивке прибалтийских народов преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразными техниками.
Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шелком, шерстью и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, ковров и многих других изделий. Армянская вышивка представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы. В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков, цветков, листьев и стеблей растений. Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с 3 – 8 веков, с характерной композицией круга – символа солнца. Здесь отсутствовали изображения человека и животных, которые запрещались религией.
Нас восхищают прекрасные произведения искусства, дошедшие к нам из далеких эпох и хранящиеся во многих музеях, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и современные – декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества.
Удивительное творение рук человеческих, от которого невозможно оторвать взгляд… игра красок в бликах света… таинственные, манящие, поражающие, фантастически красивые, будоражащие воображение. Конечно же, это витражи – композиции из стекла, выполненные в виде орнаментов или сюжетов. Название витраж (Vitraje) пришло к нам из Франции, где, в свою очередь, было позаимствовано из латыни (Vitrum – стекло).
История возникновения витражей покрыта многовековой тайной. Где они появились впервые, не знает никто, об этом можно только догадываться. Предположительно, первыми непрозрачное стекло стали изготавливать египтяне. Думается, что появление витражей – это просто вынужденная случайность, предпосылкой к которой было неумение египтян лить стекло больших размеров, и им приходилось буквально складывать окна из стеклянных кусочков.
Немного позже египетский секрет производства стекла разгадали и усовершенствовали ученые Византии, и окна храмов Константинополя украсились великолепными разноцветными картинами. В то время качество стекла было невысоким – оно не отличалось особой прозрачностью, получалось неровным и неравномерно окрашенным, в нем застывали пузырьки воздуха, но именно это придает старинным витражам особую прелесть. Наверное, не будет ошибкой утверждать, что настоящее витражное искусство было создано одновременно с зарождением христианства.
Наибольшее распространение, как утверждают историки и искусствоведы, витражи получили с IV по Х век. Английские церкви этого периода украшали окна из прозрачного неокрашенного стекла, собранные в виде орнамента из небольших кусочков. Игра света, созданная многократно преломленными солнечными лучами, производила незабываемое впечатление. В английском монастыре Св. Павла, построенном в VII веке, хорошо сохранился витраж с изображением Иисуса.
Примерно с Х века витражи стали неотъемлемой частью готических соборов. Особенности готической архитектуры позволяли создавать целые оконные картины высотой до 12 м, а для изображений выбирались библейские сюжеты. Церковные витражи часто выполнялись в трио-ансамбле, высокие и узкие (стрельчатые) окна символизировали Святую Троицу.
Не менее часто украшениями служили и круглые окна, расположенные в центральной части собора, которые назывались «Роза». Сюжеты, навеянные историей и Библией, позволяли старинным мастерам полностью раскрыть свой талант и проявить фантазию.
Примерно в XV веке зодчие начали украшать витражами не только окна, но и потолки. В это же время началось развитие производства стекла. Его стали делать значительно прозрачнее, ровнее и более крупным по размеру.
В Средневековье витражи получили широкое распространение, а в период Возрождения витражное искусство достигло своего апогея. Затем вошедшая в моду фресковая живопись стала постепенно вытеснять витражные украшения, что задержало развитие этого искусства на несколько веков.
Так исторически сложилось, что последующие стили, сменяющие друг друга – барокко, ампир, классицизм не проявили должного интереса к витражам, считая их «диким готическим капризом», и витражи оставались только в старинных церквях и соборах. Со временем хрупкая и эфемерная красота начала гибнуть, и уже в XIX веке назрела серьезная проблема их реставрации, которая усугубилась последующими мировыми войнами.
Только в послевоенные годы это искусство снова расцветает – полностью восстанавливаются и частично реставрируются старинные витражи, создаются новые, более современные.
По словам историков, развитие витражного искусства на Руси было достаточно своеобразным. Оконное стекло здесь начали использовать с Х века, в доказательство этого факта ученые приводят находки из раскопок Десятинной церкви. Летописи описывают замечательные цветные витражи в церкви Иоанна Златоуста в Холме, построенной в XIII веке. Занимался витражным искусством и великий русский художник Андрей Рублев. Его замечательное творение – сохранившийся с XV века «Всадник» можно увидеть и сегодня в Третьяковской Галерее.
Но все это были единичные работы, и, в основном, витражи стали появляться у нас значительно позднее, навеянные европейской модой. В XIX веке господствующая в архитектуре эклектика обусловила украшение витражами построенных ранее зданий, таких как, Оружейная палата, Академия художеств в Москве.
Для каждой исторической эпохи характерен свой стиль. Почти все великие правители пытались увековечить себя и прославиться в веках, одни – великими свершениями, другие – грандиозными архитектурными сооружениями и удивительными новшествами в их оформлении.
В ХХ веке в России понятия стиля, как такового, практически не стало. Наиболее ярко проявившая себя в начале века эклектика сменилась хаосом под непонятными нерусскому человеку названиями – сталинка, хрущевка, коммуналка, малосемейка.
В наши дни ситуация значительно улучшается. Огромное количество недавно появившихся дизайнерских студий и компаний, предлагающих создать неповторимый, продуманный и гармоничный интерьер, работают, не покладая рук. Но, тем не менее, определенный стиль, характеризующий наше время, так и не выработан, а дизайнеры в своей работе руководствуются желаниями заказчиков, опытом предыдущих эпох и своим собственным вкусом. Поэтому не редкость такое явление, как смешение стилей или переход одного в другой, например, из классического – в модерн. Такое взаимопроникновение стилей открывает невероятные возможности для дизайнерских экспериментов, и это – несомненный плюс нашего времени.
Хотя
www.alimpia-mebel.ru
fishki.net
Первый выпуск серии открыток «Из глубины веков» начинает рассказ о происхождении и развитии жизни на Земле. Данная подборка открыток показывает животных и растения палеозойской эры — эры древнейшей жизни. |
Органический мир Земли, в котором мы живем сейчас с вами и
который обеспечивает условия нашего существования, появился сравнительно недавно.
Даже первобытный человек жил среди совсем других зверей — мамонтов, волосатых
носорогов, изображения которых сохранились на доисторических пещерных фресках.
А если заглянуть еще глубже в историю планеты, мы увидим, что органический
мир еще больше отличался от современного.
Как узнать, каков он был? Самым древним рисункам палеолитических художников
менее 25 тысяч лет, а история жизни на Земле насчитывает миллиарды лет. И все
же удалось воссоздать «портреты» древнейших обитателей Земли. Это сделали палеонтологи,
ученые, изучающие остатки древних животных и растений. Палеонтология в переводе
с греческого — наука о древностях. Неисчислимое множество древних жизней исчезло
бесследно, остатки лишь немногих организмов сохранились до настоящего времени,
еще меньше их попало в руки палеонтологов. Великое множество остатков захоронено
в толщах горных пород, палеонтологи неутомимо собирают их и изучают. Ими движет
при этом не просто любопытство. Палеонтология с самого возникновения имела
и большое хозяйственное значение.
Со временем обнаружили, что в разных горных породах встречаются и разные остатки
древнейших животных и растений, их стали употреблять для определения относительного
возраста горных пород, условий их образования. Знание древних организмов помогает
восстановить географию и ландшафты планеты в древности, понять закономерности
образования месторождений многих полезных ископаемых.
Возраст древнейших организмов около 3,5 миллиарда лет, он лишь примерно на
миллиард лет моложе самой Земли. В жаркой, лишенной кислорода и богатой углекислым
газом, метаном и аммиаком атмосфере, в условиях беспрерывных гроз и жестокого
ультрафиолетового излучения Солнца на Земле накапливались органические вещества
— нестойкие распадались, более стойкие сохранялись, возникали капли скоплений
этих веществ, затем и первичные, еще очень несовершенные живые существа. Сначала
они питались органическими веществами, созданными для них неживой природой,
затем сами научились строить их из углекислого газа и воды. В атмосфере накапливался
кислород, и живые организмы начали использовать его для дыхания. Жизнь существовала
только в воде, причем на довольно значительной глубине: в верхних слоях и на
суше все живое убивалось солнечным ультрафиолетом. На создание наиболее примитивных
живых существ понадобилось около трех миллиардов лет. Почти все это время на
Земле обитали только бактерии и сине-зеленые водоросли, простейшие организмы,
не имеющие даже оформленного клеточного ядра. В конце этого периода возникают
сначала одноклеточные простейшие, имевшие ядро, а затем и многоклеточные организмы.
К сожалению, мы очень плохо знаем их. Они еще не имели скелета, их остатки
очень редко попадают в руки палеонтолога.
Примерно 570 миллионов лет назад на Земле начинается палеозойская эра, эра
древней жизни, и продолжается более 300 миллионов лет. Ее началом считают появление
организмов, снабженных скелетами, раковинами, панцирями; причем защитные приспособления
возникают сразу во многих группах организмов. Палеозойская эра делится на 6
периодов — кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный,
или карбоновый, пермский. В первой половине палеозоя жизнь существовала только
в морях. Большая часть морских организмов обитала на дне; рыб и других активных
пловцов, обитавших в толще воды, не было. Первые крупные хищные
организмы появляются в море в силуре. Это были наружнораковинные головоногие
моллюски, не уступавшие по размерам тела самым крупным современным кальмарам.
Для палеозоя очень характерны огромные мелководные лагуны, широким поясом окаймлявшие
материки. В этих лагунах зародились первые позвоночные — малоподвижные, прикрытые
костным панцирем, лишенные челюстей и парных плавников существа, питавшиеся
илом и живущими в иле мельчайшими организмами. От них произошли рыбы, у которых
появляются челюсти и плавники. В конце силурийского периода совершается знаменательное
событие — содержание кислорода в атмосфере к этому времени приблизилось к современному,
и слой озона начал поглощать ультрафиолетовое излучение Солнца. Жизнь смогла
покинуть защищавшую ее прежде водную среду. На сушу выходят первые растения
и животные, сначала они появляются по берегам морей и лагун, потом по долинам
рек постепенно уходят в глубь континентов.
К концу девонского периода на Земле уже существовали первые леса, превратившиеся
в следующем, каменноугольном периоде, в дремучие дебри, оставившие нам свои
обугленные остатки в виде каменного угля. В конце девона появляются первые
земноводные, наземные четвероногие позвоночные. Впрочем, наземными животными
их можно назвать лишь условно. Они могли с трудом ползать по земле и большую
часть времени проводили в воде. Настоящими наземными животными были различные
беспозвоночные — паукообразные и насекомые, некоторые из которых достигали
очень крупных размеров — из каменноугольных отложений известны остатки стрекоз
с размахом крыльев в 70 сантиметров. В каменноугольном периоде появляются и
первые пресмыкающиеся — животные, откладывавшие на суше яйца в прочной скорлупе
и не нуждавшиеся в воде для развития. Особенно много пресмыкающихся стало в
следующем, пермском периоде; многочисленны зверообразные рептилии, близкие
к предкам млекопитающих. Среди земноводных были широко распространены панцирноголовые
или стегоцефалы, крупные формы с мощно развитым скелетом. По образу жизни многие
пермские рептилии и земноводные напоминали современных бегемотов и крокодилов,
большую часть времени они проводили в воде.
Палеозойская эра кончилась около 240 миллионов лет назад. На границе с мезозойской
эрой вымирает большинство морских животных, характерных для палеозоя, и развиваются
новые. По-иному шло изменение органического мира суши. Большую часть первого
периода мезозоя, триаса, на суше еще жили земноводные и пресмыкающиеся, очень
похожие на пермских. Мы тоже поместили их в палеозойскую подборку открыток.
Только к концу триаса на суше воцаряются гигантские ящеры — динозавры, характерные
для мезозоя.
В подборку включены характерные морские и наземные животные палеозойской эры
— трилобиты, головоногие моллюски, рыбы, насекомые, земноводные и пресмыкающиеся.
А. Пономаренко
|
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
sivatherium.narod.ru
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель технологии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-588485
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Кто из нас не останавливался в зале зале эллинистического-коптского Египта в Музее Изобразразительных Искусств им. Пушкина, где висят фаюмские портреты. Они производят сильное впечатление, хочется их рассматривать вновь и вновь.
Поэтому мне захотелось рассказать от этом пласте эллинистической культуры.
Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные в технике энкаустики в Римском Египте I—III веков н. э.
В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (расположенном на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами) в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».
Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в.
Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.
В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.
Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков.
Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.
Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.
Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.
Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).
Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.
Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.
Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.
Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас “живые” облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.
Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.
«Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.»
В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.
К сожалению, я не смогла найти название каждого портрета и музея, где он хранится. Но несколько портретов из зала музея Изобразительных искусств вы узнаете.
Текстовые материалы и фотографии для данной публикации были взяты мной из открытых источников в Интернете, а также из статьи Большакова Владимира Анатольевича.
www.livemaster.ru