Композиции пришедшие к нам из глубины веков картинки – Из глубины веков. |

Из глубины веков. |

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, пришло к нам из глубины веков и относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды. Материалом для вышивания в разные времена служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, хлопка, шелка, шерсти, волос, а так же жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6 — 5 вв. до н.э.  Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосами, золотыми и серебряными нитями. Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья. В Англии с 13 века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В 16-17 вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вшитые портреты.  Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных, птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

Одна из первых вышивальных школ на славянских землях была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. До конца 18 века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды. Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются и на Украине. Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники, платки, скатерти и многое другое. Для вышивки Беларуси характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др. В вышивке прибалтийских народов преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразными техниками.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шелком, шерстью и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, ковром и многих других изделий. Армянская вышивка представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы. В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков, цветков, листьев и стеблей растений.  Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с 3 – 8 вв., с характерной композицией круга – символа солнца. Здесь отсутствовали изображения человека и животных, что запрещалось религией.

Нас восхищают прекрасные произведения искусства,дошедшие к нам из глубины веков и хранящиеся во многих музеях, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету  и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и современные – декоративные, более легкие в исполнении – швы, создавая новые образцы народного творчества.

docsyg.ru

Из глубины веков

Подробности
Категория: Папа, мама, я
Опубликовано 18.10.2016 14:07
Просмотров: 654

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, пришло к нам из глубины веков и относится к эпохе первобытной культуры. Его началом можно считать тот момент, когда был сделан первый стежок на одежде.

Материалом для вышивания в разные времена служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6 – 5 векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы в период Средневековья.

В Англии с 13 века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В 16 – 17 вв во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных, птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

Одна из первых вышивальных школ на славянских землях была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями.

До конца 18 века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды. Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются и на Украине. Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники, платки, скатерти и многое другое. Для вышивки Беларуси характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др. В вышивке прибалтийских народов преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразными техниками.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шелком, шерстью и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, ковров и многих других изделий. Армянская вышивка представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы. В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков, цветков, листьев и стеблей растений. Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с 3 – 8 веков, с характерной композицией круга – символа солнца. Здесь отсутствовали изображения человека и животных, которые запрещались религией.

Нас восхищают прекрасные произведения искусства, дошедшие к нам из далеких эпох и хранящиеся во многих музеях, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и современные – декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества.

Добавить комментарий

www.iskratgg.ru

История витражей из глубины веков до наших дней

Удивительное творение рук человеческих, от которого невозможно оторвать взгляд… игра красок в бликах света… таинственные, манящие, поражающие, фантастически красивые, будоражащие воображение. Конечно же, это витражи – композиции из стекла, выполненные в виде орнаментов или сюжетов. Название витраж (Vitraje) пришло к нам из Франции, где, в свою очередь, было позаимствовано из латыни (Vitrum – стекло).

Первые витражи

История возникновения витражей покрыта многовековой тайной. Где они появились впервые, не знает никто, об этом можно только догадываться. Предположительно, первыми непрозрачное стекло стали изготавливать египтяне. Думается, что появление витражей – это просто вынужденная случайность, предпосылкой к которой было неумение египтян лить стекло больших размеров, и им приходилось буквально складывать окна из стеклянных кусочков.

Немного позже египетский секрет производства стекла разгадали и усовершенствовали ученые Византии, и окна храмов Константинополя украсились великолепными разноцветными картинами. В то время качество стекла было невысоким – оно не отличалось особой прозрачностью, получалось неровным и неравномерно окрашенным, в нем застывали пузырьки воздуха, но именно это придает старинным витражам особую прелесть. Наверное, не будет ошибкой утверждать, что настоящее витражное искусство было создано одновременно с зарождением христианства.

Наибольшее распространение, как утверждают историки и искусствоведы, витражи получили с IV по Х век. Английские церкви этого периода украшали окна из прозрачного неокрашенного стекла, собранные в виде орнамента из небольших кусочков. Игра света, созданная многократно преломленными солнечными лучами, производила незабываемое впечатление. В английском монастыре Св. Павла, построенном в VII веке, хорошо сохранился витраж с изображением Иисуса.

Примерно с Х века витражи стали неотъемлемой частью готических соборов. Особенности готической архитектуры позволяли создавать целые оконные картины высотой до 12 м, а для изображений выбирались библейские сюжеты. Церковные витражи часто выполнялись в трио-ансамбле, высокие и узкие (стрельчатые) окна символизировали Святую Троицу.

Не менее часто украшениями служили и круглые окна, расположенные в центральной части собора, которые назывались «Роза». Сюжеты, навеянные историей и Библией, позволяли старинным мастерам полностью раскрыть свой талант и проявить фантазию.

Примерно в XV веке зодчие начали украшать витражами не только окна, но и потолки. В это же время началось развитие производства стекла. Его стали делать значительно прозрачнее, ровнее и более крупным по размеру.

В Средневековье витражи получили широкое распространение, а в период Возрождения витражное искусство достигло своего апогея. Затем вошедшая в моду фресковая живопись стала постепенно вытеснять витражные украшения, что задержало развитие этого искусства на несколько веков.

Так исторически сложилось, что последующие стили, сменяющие друг друга – барокко, ампир, классицизм не проявили должного интереса к витражам, считая их «диким готическим капризом», и витражи оставались только в старинных церквях и соборах. Со временем хрупкая и эфемерная красота начала гибнуть, и уже в XIX веке назрела серьезная проблема их реставрации, которая усугубилась последующими мировыми войнами.

Только в послевоенные годы это искусство снова расцветает – полностью восстанавливаются и частично реставрируются старинные витражи, создаются новые, более современные.

Витражное искусство в России

По словам историков, развитие витражного искусства на Руси было достаточно своеобразным. Оконное стекло здесь начали использовать с Х века, в доказательство этого факта ученые приводят находки из раскопок Десятинной церкви. Летописи описывают замечательные цветные витражи в церкви Иоанна Златоуста в Холме, построенной в XIII веке. Занимался витражным искусством и великий русский художник Андрей Рублев. Его замечательное творение – сохранившийся с XV века «Всадник» можно увидеть и сегодня в Третьяковской Галерее.

Но все это были единичные работы, и, в основном, витражи стали появляться у нас значительно позднее, навеянные европейской модой. В XIX веке господствующая в архитектуре эклектика обусловила украшение витражами построенных ранее зданий, таких как, Оружейная палата, Академия художеств в Москве.

Стиль как отражение эпохи

Для каждой исторической эпохи характерен свой стиль. Почти все великие правители пытались увековечить себя и прославиться в веках, одни – великими свершениями, другие – грандиозными архитектурными сооружениями и удивительными новшествами в их оформлении.

В ХХ веке в России понятия стиля, как такового, практически не стало. Наиболее ярко проявившая себя в начале века эклектика сменилась хаосом под непонятными нерусскому человеку названиями – сталинка, хрущевка, коммуналка, малосемейка.

В наши дни ситуация значительно улучшается. Огромное количество недавно появившихся дизайнерских студий и компаний, предлагающих создать неповторимый, продуманный и гармоничный интерьер, работают, не покладая рук. Но, тем не менее, определенный стиль, характеризующий наше время, так и не выработан, а дизайнеры в своей работе руководствуются желаниями заказчиков, опытом предыдущих эпох и своим собственным вкусом. Поэтому не редкость такое явление, как смешение стилей или переход одного в другой, например, из классического – в модерн. Такое взаимопроникновение стилей открывает невероятные возможности для дизайнерских экспериментов, и это – несомненный плюс нашего времени.

Современные мебельные витражи

Хотя

www.alimpia-mebel.ru

Чудо из глубины веков

Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия.
Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.
У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.
В каждой семье имелась своя счастливая люлька. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.
Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более.
Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.
Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.
Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Еще использовали сосновую дранку и кору липы.
Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей
растить на березе», что значит в подвешенной люльке.
Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:
у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу.
К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.
Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые.
Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.

fishki.net

“Из глубины веков.” (Выпуск 1)

“Из глубины веков.” (Выпуск 1)

Выпуск 1

Первый выпуск серии открыток «Из глубины веков» начинает рассказ о происхождении и развитии жизни на Земле. Данная подборка открыток показывает животных и растения палеозойской эры — эры древнейшей жизни.

Органический мир Земли, в котором мы живем сейчас с вами и который обеспечивает условия нашего существования, появился сравнительно недавно. Даже первобытный человек жил среди совсем других зверей — мамонтов, волосатых носорогов, изображения которых сохранились на доисторических пещерных фресках. А если заглянуть еще глубже в историю планеты, мы увидим, что органический мир еще больше отличался от современного.
Как узнать, каков он был? Самым древним рисункам палеолитических художников менее 25 тысяч лет, а история жизни на Земле насчитывает миллиарды лет. И все же удалось воссоздать «портреты» древнейших обитателей Земли. Это сделали палеонтологи, ученые, изучающие остатки древних животных и растений. Палеонтология в переводе с греческого — наука о древностях. Неисчислимое множество древних жизней исчезло бесследно, остатки лишь немногих организмов сохранились до настоящего времени, еще меньше их попало в руки палеонтологов. Великое множество остатков захоронено в толщах горных пород, палеонтологи неутомимо собирают их и изучают. Ими движет при этом не просто любопытство. Палеонтология с самого возникновения имела и большое хозяйственное значение.
Со временем обнаружили, что в разных горных породах встречаются и разные остатки древнейших животных и растений, их стали употреблять для определения относительного возраста горных пород, условий их образования. Знание древних организмов помогает восстановить географию и ландшафты планеты в древности, понять закономерности образования месторождений многих полезных ископаемых.
Возраст древнейших организмов около 3,5 миллиарда лет, он лишь примерно на миллиард лет моложе самой Земли. В жаркой, лишенной кислорода и богатой углекислым газом, метаном и аммиаком атмосфере, в условиях беспрерывных гроз и жестокого ультрафиолетового излучения Солнца на Земле накапливались органические вещества — нестойкие распадались, более стойкие сохранялись, возникали капли скоплений этих веществ, затем и первичные, еще очень несовершенные живые существа. Сначала они питались органическими веществами, созданными для них неживой природой, затем сами научились строить их из углекислого газа и воды. В атмосфере накапливался кислород, и живые организмы начали использовать его для дыхания. Жизнь существовала только в воде, причем на довольно значительной глубине: в верхних слоях и на суше все живое убивалось солнечным ультрафиолетом. На создание наиболее примитивных живых существ понадобилось около трех миллиардов лет. Почти все это время на Земле обитали только бактерии и сине-зеленые водоросли, простейшие организмы, не имеющие даже оформленного клеточного ядра. В конце этого периода возникают сначала одноклеточные простейшие, имевшие ядро, а затем и многоклеточные организмы. К сожалению, мы очень плохо знаем их. Они еще не имели скелета, их остатки очень редко попадают в руки палеонтолога.
Примерно 570 миллионов лет назад на Земле начинается палеозойская эра, эра древней жизни, и продолжается более 300 миллионов лет. Ее началом считают появление организмов, снабженных скелетами, раковинами, панцирями; причем защитные приспособления возникают сразу во многих группах организмов. Палеозойская эра делится на 6 периодов — кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, или карбоновый, пермский. В первой половине палеозоя жизнь существовала только в морях. Большая часть морских организмов обитала на дне; рыб и других активных пловцов, обитавших в толще воды, не было. Первые крупные хищные
организмы появляются в море в силуре. Это были наружнораковинные головоногие моллюски, не уступавшие по размерам тела самым крупным современным кальмарам. Для палеозоя очень характерны огромные мелководные лагуны, широким поясом окаймлявшие материки. В этих лагунах зародились первые позвоночные — малоподвижные, прикрытые костным панцирем, лишенные челюстей и парных плавников существа, питавшиеся илом и живущими в иле мельчайшими организмами. От них произошли рыбы, у которых появляются челюсти и плавники. В конце силурийского периода совершается знаменательное событие — содержание кислорода в атмосфере к этому времени приблизилось к современному, и слой озона начал поглощать ультрафиолетовое излучение Солнца. Жизнь смогла покинуть защищавшую ее прежде водную среду. На сушу выходят первые растения и животные, сначала они появляются по берегам морей и лагун, потом по долинам рек постепенно уходят в глубь континентов.
К концу девонского периода на Земле уже существовали первые леса, превратившиеся в следующем, каменноугольном периоде, в дремучие дебри, оставившие нам свои обугленные остатки в виде каменного угля. В конце девона появляются первые земноводные, наземные четвероногие позвоночные. Впрочем, наземными животными их можно назвать лишь условно. Они могли с трудом ползать по земле и большую часть времени проводили в воде. Настоящими наземными животными были различные беспозвоночные — паукообразные и насекомые, некоторые из которых достигали очень крупных размеров — из каменноугольных отложений известны остатки стрекоз с размахом крыльев в 70 сантиметров. В каменноугольном периоде появляются и первые пресмыкающиеся — животные, откладывавшие на суше яйца в прочной скорлупе и не нуждавшиеся в воде для развития. Особенно много пресмыкающихся стало в следующем, пермском периоде; многочисленны зверообразные рептилии, близкие к предкам млекопитающих. Среди земноводных были широко распространены панцирноголовые или стегоцефалы, крупные формы с мощно развитым скелетом. По образу жизни многие пермские рептилии и земноводные напоминали современных бегемотов и крокодилов, большую часть времени они проводили в воде.
Палеозойская эра кончилась около 240 миллионов лет назад. На границе с мезозойской эрой вымирает большинство морских животных, характерных для палеозоя, и развиваются новые. По-иному шло изменение органического мира суши. Большую часть первого периода мезозоя, триаса, на суше еще жили земноводные и пресмыкающиеся, очень похожие на пермских. Мы тоже поместили их в палеозойскую подборку открыток. Только к концу триаса на суше воцаряются гигантские ящеры — динозавры, характерные для мезозоя.
В подборку включены характерные морские и наземные животные палеозойской эры — трилобиты, головоногие моллюски, рыбы, насекомые, земноводные и пресмыкающиеся.

А. Пономаренко

Один из возможных ландшафтов Земли во время формирования земной коры, первичных континентов и океанов (около 4 миллиардов лет назад). Земля укрыта плотной, лишенной кислорода атмосферой; черные тучи разряжаются мощными грозами и проливаются горячими бурными ливнями. Планета сотрясается землетрясениями и извержениями вулканов. Начинают формироваться первые, еще очень примитивные предбиологические системы, из которых потом разовьется жизнь. Под действием грозовых электрических разрядов и ультрафиолетового излучения Солнца возникают органические вещества, которые самым разнообразным способом соединяются между собой. Наиболее стойкие соединения выделяются из растворов в виде устойчивых капель, коацерватов, одни из капель распадаются, другие сохраняются и становятся все более стойкими и сложными.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Дно кембрийского моря (около 550 миллионов лет назад). С начала кембрия в самых разных группах животных возникали организмы, обладавшие прочным панцирем, поэтому их остатки хорошо сохранились до настоящего времени и часто попадают в руки палеонтологов. В кембрийское время вся жизнь была сосредоточена в море, континенты были безжизненны. В море большая часть животных обитала на дне. Растительный мир морей мало отличался от современного, это почти те же самые водоросли, что и нынче, но зато животный мир совершенно отличен. Крупные, активно плавающие в толще воды, подобно современным рыбам, животные отсутствовали. Совершенно особыми, теперь полностью вымершими организмами были археоциаты, внешне похожие на губок и кораллов, но резко отличающиеся от них по внутреннему строению. Одними из наиболее распространенных кембрийских животных были трилобиты — ближайшие потомки кольчатых червей, первыми из всех животных приобретшие ноги. Большая часть из них питалась морским илом. Гораздо больше похожи на современных — древнейшие медузы и морские улитки.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

В силурийском периоде (440—410 миллионов лет назад) в морях впервые появляются крупные животные, до этого их размеры не превышали нескольких сантиметров. Крупнейшими морскими животными силура были головоногие моллюски с наружной раковиной размером в телеграфный столб, ее длина иногда достигала 4—5 метров. Увеличился размер и других животных, например трилобитов, среди них встречались виды в несколько десятков сантиметров длиной. Беспозвоночные увеличивались в размерах, не встречая конкуренции со стороны позвоночных, которые в это время только-только появились и были небольшими, еще не имевшими челюстей и питавшиеся илом. В морях силура было много кораллов, брахиопод (широко распространенных в древности, заключенных в раковину животных, внешне напоминающих моллюсков), иглокожих, особенно морских лилий. Почти вся жизнь была сосредоточена у дна, в толще воды крупных животных было мало. Только в самом конце силура появляются первые наземные растения, превращавшие окраины лагун в болота, вместе с растениями на сушу стали выходить и животные: черви, многоножки, некоторые ракообразные, скорпионы, клещи.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Одними из самых удивительных водных животных палеозоя были ракоскорпионы — древние хелицеровые членистоногие. Из современных животных они ближе всего к мечехвостам, более отдаленно — к скорпионам и паукам. Внешне ракоскорпионы походили на гигантских скорпионов к достигали нескольких метров в длину, как и скорпионы, имели на конце тела ядовитое жало. Передние ноги были или вооружены клешнями или имели длинные хватательные шипы, задние — часто расширены в плавательные ласты. Ракоскорпионы наиболее широко были распространены в силуре и девоне. Большинство из них жило в громадных сильно опресненных лагунах, очень характерных для того времени. В этих же лагунах обитало тогда и большинство рыб, которые являлись и пищей и врагами ракоскорпионов. В открытых морях тогда ни ракоскорпионы, ни рыбы почти не встречались. Последние ракоскорпионы вымерли в пермское время. На открытке изображен ракоскорпион миксоптерус, найденный в силурийских отложениях Норвегии, жил он 420 миллионов лет назад.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

В девонский период палеозойской эры (410—350 миллионов лет назад) по земле широко распространяются растения. Сначала они заселили лагуны, широким поясом окаймлявшие тогдашние моря. В них появились первые земноводные моллюски, членистоногие, большая часть рыб, а из водорослей формировались первые наземные растения. Сначала это очень примитивные болотные травянистые растения, но к концу девона появляются и настоящие деревья, образовавшие целые леса. Растения тех лесов скорее были похожи на те причудливые формы, которые рисует мороз на оконном стекле. Часто в них совмещались признаки самых разных современных растений. Маленькие, ползучие ныне плауны в девоне представлены древесными формами, были растения, у которых ствол хвойного дерева увенчивался листьями папоротника, а на листьях появлялись семена, похожие на кедровые орешки. Девонский лес поразил бы нас своей безжизненностью. Крупных животных не было вовсе; самый внимательный взгляд мог бы заметить небольших многоножек, скорпионов, паукообразных и клещей.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Кистеперые рыбы, от которых сейчас остался один-единственный вид, были широко распространены в девонских лагунах и озерах. Это крупные хищные рыбы, одни подстерегали добычу в зарослях водорослей и по внешней форме походили на щук, другие были донными большеголовыми рыбами, похожими на сомов. Свое название кистеперые рыбы получили за строение плавников, имевших мясистое основание. Кистеперые могли использовать свои подвижные плавники при передвижении по дну водоемов и при переползании из одного водоема в другой. Постепенно парные плавники кистеперых превратились в лапы, и от кистеперых рыб возникли древнейшие четвероногие животные — земноводные. Выход на сушу облегчился наличием у кистеперых легочного дыхания, дыхание легкими очень широко распространено у древних рыб, по-видимому, в водоемах, где они обитали, мало было кислорода, растворенного в воде.
Изображенные на открытке кистеперые рыбы жили в конце девонского периода, около 370 миллионов лет назад.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Панцирными рыбами обычно называют древнейших рыбообразных животных, из которых лишь часть была настоящими рыбами, то есть имела челюсти. Многие из панцирных, как изображенный ниже на открытке дрепанаспис, челюстей не имели (их не имеют современные его родственницы — миноги). Медленно передвигавшееся вдоль дна и втягивающее в ротовую воронку ил животное, внешне несколько походило на «летающее блюдце», но с подвижным, покрытым чешуей хвостом сзади. Сходство с фантастическими летательными аппаратами иногда объясняют тем, что при движении панцирных должна была возникать подъемная гидродинамическая сила, как у судов на подводных крыльях. По другим мнениям, панцирь являлся защитным приспособлением. Вверху открытки показана настоящая панцирная рыба ботриолепис. Закованная в костяные доспехи, она напоминает средневекового рыцаря: голова, прикрытая шлемом, подвижно сочленена со сплошной кирасой из сросшихся щитков, закрывающей большую часть туловища. Жили эти животные в конце девонского периода, 360 миллионов лет назад, их многочисленные остатки найдены на северо-западе СССР.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Каменноугольный период (350—285 миллионов лет назад) назван так потому, что он оставил нам в наследство почти половину запасов угля, имеющихся на Земле. В это время на Земле широко распространились болотистые леса, образованные огромными, до 30 метров, плаунами, хвощами, древесными папоротниками и родственниками хвойных деревьев. Позвоночные редко показывались на суше. И земноводные, и большая часть появившихся в каменноугольном периоде пресмыкающихся почти всю жизнь проводили в воде. Самыми заметными животными лесов каменноугольного периода были членистоногие, особенно насекомые. Насекомые стали первыми летающими животными. Способных к полету врагов у них не было, поэтому некоторые насекомые достигали крупных размеров. Размах крыльев некоторых стрекоз достигал 70 сантиметров. Особенно характерными для каменноугольного периода насекомыми были палеодиктиоптеры. По размерам они напоминали современных стрекоз и, подобно им, не умели складывать крылья на спине. Острым хоботком они прокалывали оболочки незрелых семян деревьев и высасывали их содержимое. Кроме насекомых, широко были распространены многоножки и крупные панцирные пауки.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Одним из самых удивительных палеозойских животных был эдафозавр — крупный, до трех метров в длину ящер. Эдафозавр принадлежит к пеликозаврам — наиболее примитивным предкам млекопитающих. Он, как и некоторые другие близкие ему формы, имел очень длинные остистые отростки позвонков, поддерживавшие высокую кожную складку — «парус», что придавало ящерам своеобразный вид. Назначение «паруса» до настоящего времени не выяснено — одни ученые считают, что эдафозавр плавал под этим «парусом», другие — что он использовал его для изменения температуры тела, третьи — что для отыскания особей противоположного пола. Эдафозавр — растительноядное полуводное животное. Остатки ящера найдены в верхнекарбоновых и нижнепермских отложениях Северной Америки и Европы, в том числе и в СССР. Жил он 280 миллионов лет назад.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Эстемменозух — «венценосный» ящер назван так за украшенный многочисленными костными наростами череп. Эстемменозух — один из представителей дейноцефалов — «ужасноголовых» ящеров. Толстое, неуклюжее, высокое в плечах четырехметровое тело эстемменозуха поддерживалось короткими толстыми растопыренными ногами. Очень большая голова достигала трех четвертей метра в длину, лоб, темя и бока морды украшали выросты, делавшие внешний вид эстемменозуха причудливым. Хотя во рту эстемменозуха торчали двадцатисантиметровые клыки, он был скорее всего мирным растительноядным животным и, подобно бегемотам, большую часть времени проводил в воде. Эстемменозух родствен предкам млекопитающих, его тело не было покрыто чешуей, он имел мягкую кожу с многочисленными кожными железами. Жил Эстемменозух во второй половине пермского периода, 250 миллионов лет назад, его остатки найдены на Урале.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Платиопс — один из представителей древних панцирноголовых земноводных — стегоцефалов. По строению тела платиопс походил на средних размеров крокодила, особенно на длинномордого крокодила гавиала, и был скорее всего активно плавающим рыбоядным животным. Длинная, сильно вытянутая морда с многочисленными острыми зубами расширялась на конце. Морда представляла собой как бы пинцет для ловли подвижной добычи. С помощью сильного хвоста платиопс мог довольно быстро плавать. Брюхо платиопса защищал панцирь из окостеневших округлых чешуй. Многочисленные остатки платиопсов найдены в озерных отложениях второй половины пермского периода на территории Европейской части СССР (около 250 миллионов лет назад).

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Долиозавриск — крупное хищное зверообразное пресмыкающееся из группы титанозухов. Титанозухи (крокодилы-титаны) более близки к млекопитающим, чем к крокодилам и другим современным пресмыкающимся. Подобно млекопитающим, они имели кожу без роговых чешуи и резко выделяющиеся своими размерами клыки. Достигавший почти четырех метров в длину, долиозавриск был одним из самых крупных и сильных хищников своего времени. Полуметровая голова его вооружена мощными зубами. Острые резцы направлены косо вперед, вершины клыков загнуты назад, зубы точно подходят один к другому, обеспечивая при закрытых челюстях мертвую хватку. Заклыковые зубы слабые, жевать свою добычу долиозавриск не мог, он глотал ее целиком или отрывал куски мощным рывком головы. Кости черепа — толстые и бугристые, возможно, что на морде были наросты или небольшие рога. Долиозавриск — полуводное животное, проводившее жизнь в воде или около нее. Его лапы с длинными пальцами хорошо приспособлены для ходьбы по вязкому грунту. Питался он рыбой, земноводными и другими рептилиями, напоминая по образу жизни крокодилов. Жил долиозавриск в позднепермское время, около 245 миллионов лет назад.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Хищный зверообразный ящер иностранцевия, названный в честь профессора геологии А. А. Иностранцева, был в свое время наиболее сильным и крупным. Известны полные скелеты этого ящера, превосходящие в длину четыре метра, но, судя по найденным отдельным костям, встречались и экземпляры почти вдвое крупнее. Иностранцевия имела большой массивный череп и относительно легкий скелет. Череп, длиной более полуметра, был снабжен длинными, до 20 сантиметров, клыками. При закрытой пасти клыки торчали наружу, доходя почти до нижнего края нижней челюсти. Чтобы вонзить в добычу свои «сабельные» клыки, ящер должен был очень широко распахивать пасть. Добычу ящер или глотал целиком, или отрывал от нее крупные куски. Охотилась иностранцевия в водоемах, реже на их берегах, судя по строению скелета, она увереннее чувствовала себя в воде, нападая на рыб, земноводных и других ящеров. Остатки иностранцевии найдены на севере Европейской части СССР, жила она 240 миллионов лет назад, в конце пермского периода.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Скутозавр — крупная рептилия из группы парейазавров — «щекастых» ящеров. Многочисленные остатки парейазавров найдены в местонахождениях остатков животных конца пермского периода. Парейазавры питались растениями и, подобно современным бегемотам, в огромных количествах встречались по берегам водоемов. Особенно многочисленными они были на севере Европы. Парейазавры достигали трех-четырех метров в длину и имели коренастое толстое и неуклюжее тело на небольших растопыренных в сторону ногах. Небольшая голова была покрыта роговыми шипами, все тело, как кольчугой, защищено окостеневшими бляшками, образовывавшими гибкий, но прочный панцирь. Зубы парейазавров были небольшие и по строению напоминали зубы современных травоядных ящериц-игуан. Питались рептилии водной и наземной растительностью и большую часть времени проводили в воде. Кроме Европы, остатки парейазавров найдены на юге Африки, жили они в самом конце пермского периода, 240 миллионов лет назад.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Рабидозавр — крупный зверообразный ящер из группы аномодонтов-страннозубов. У большинства аномодонтов от зубов остались только очень крупные клыки в верхней челюсти, иногда достигавшие почти полуметра в длину; некоторые аномодонты не имели зубов вообще. Крупные аномодонты были размером с быка, их массивное неуклюжее тело покоилось на коротких толстых ногах, хвост тоже был короткий. Конец морды был одет роговым клювом, в сочетании с торчащими из пасти клыками и рогами, венчавшими головы некоторых из аномодонтов, он придавал им вид фантастических химер. Тем не менее эти животные существовали и были очень многочисленны, особенно в перми и триасе Южной Африки. К аномодонтам относится и знаменитый листозавр, вездесущее животное, остатки которого найдены на всех континентах, даже в Антарктиде. Мы еще плохо представляем себе образ жизни аномодонтов; одни ученые считали, что они были плотоядными, питались падалью, другие, что это — растительноядные формы. Последнее предположение более вероятно. Остатки рабидозавра найдены в триасовых отложениях Восточной Европы, он жил 230 миллионов лет назад.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

Эриозух — один из поздних стегоцефалов. Огромные головы этих земноводных достигали в длину десятки сантиметров и, возможно, превосходили метр у некоторых близких форм. Голова с широкой пастью занимала около трети его неуклюжего уплощенного тела. Эти амфибии скорее всего не могли быстро передвигаться. Их пасть, вооруженная сотнями небольших, но острых зубов, была превращена в живой капкан. Неподвижно лежали эриозухи на дне водоемов (а, возможно, иногда и на суше), дожидаясь неосторожной жертвы, приблизившейся на опасное расстояние. Короткий рывок — и капкан захлопывался. Когда небольшие водоемы высыхали, амфибии в массе погибали и образовывались иногда скопления костей и черепов десятков особей. Жили эриозухи в середине триасового периода, 230 миллионов лет назад.

Художник И. Чеверева

© Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979
Изд. 4-420. Тираж 300000. ЛФОП I
Зак. 2983. Цена 3 коп. 2124211
Пересылке в открытом виде не подлежит

Ч 80205 — 006
024 (01) — 79

197 — 79

 

 

 

 


sivatherium.narod.ru

Исследовательский проект “Из глубины веков”

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-588485

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Фаюмские портреты. Взляд из глубины веков – Ярмарка Мастеров

Кто из нас не останавливался в зале зале эллинистического-коптского Египта в Музее Изобразразительных Искусств им. Пушкина, где висят фаюмские портреты. Они производят сильное впечатление, хочется их рассматривать вновь и вновь.

Поэтому мне захотелось рассказать от этом пласте эллинистической культуры.

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные в технике энкаустики  в Римском Египте I—III веков н. э.

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (расположенном на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами) в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в.

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.

В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков.

Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.


Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.


Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.


Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас “живые” облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.

«Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.»
В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.

К сожалению, я не смогла найти название каждого портрета и музея, где он хранится. Но несколько портретов из зала музея Изобразительных искусств вы узнаете.

Текстовые материалы и фотографии для данной публикации были взяты мной из открытых источников в Интернете, а также из статьи Большакова Владимира Анатольевича.

www.livemaster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *