Картотека опытов и экспериментов в детском саду в старшей группе – Опыты и эксперименты (старшая группа) по теме: Картотека опытов и экспериментов в старшей группе | скачать бесплатно

Картотека (старшая группа) на тему: картотека опытов в старшей группе | скачать бесплатно

       

   

               Картотека

познавательно–исследовательской деятельности детей  

                                                                            (старшая группа)

 « Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

 «Как вода поступает к листьям»

Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

 «Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять  кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

 «Передача солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

 «Радуга»

Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»?  Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

«Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

«Буря»

Цель: доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

«Рассматривание песка через лупу»

Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

 «Песчаный конус»

Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

 «Свойства мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

 «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

 «Вода и снег»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

 «Таяние снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

 «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

 «Замерзание воды»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

«Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять  кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

 «Уличные тени»

Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

 « Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

 «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические  пластины, бумажные кораблики).  Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

nsportal.ru

Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему: КАРТОТЕКА ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ | скачать бесплатно

Месяц

Тема

Опыты

Сентябрь

До свидания лето, здравствуй детский сад

Карточка №1 «Рецепты раствора для мыльных пузырей».

Цель: Учить детей изготавливать мыльный раствор

Карточка №2 «Веселые пузыри»

Цель: Познакомить детей со свойством мыльных пузырей

Урожай

Карточка № 3 «Опыт со светом и с проращиванием картофеля»

Цель: выявить потребность растения – клубня картофеля в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.

Мир растений

Карточка №4 «Может ли растение дышать?»

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

     Октябрь

Краски осени

Карточка №5 «Делаем облако»

цель: показать, как образуются облака и что такое дождь.

Мир животных

Карточка № 6  «Почему говорят «как с гуся вода?»»

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Я – человек

Карточка № 7 «Время кружения»

 Цель: познакомить с особенностями строения уха человека

Маленькие исследователи

Карточка № 8 «Радуга»

Цель: познакомить с радугой как природным явлением

Ноябрь

Дружба

Карточка № 9 «Что быстрее?»

Цель: формировать представление об атмосферном давлении.

Моя семья

Карточка № 10 «Куда делись чернила?»

Цель: познакомить детей со свойствами активировоного угля

Наука вежливости, этикет

Карточка № 11«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Как кто готовится к зиме

Карточка № 12 «В почве есть воздух, в воде есть воздух»

 Цель: закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух.

Декабрь

Здравствуй, зимушка зима

Карточка № 13 «Почему снег греет?»

Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Город мастеров

Цель: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой

Новогодний калейдоскоп

Цель: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой

Цель: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой

Январь

Народная культура и традиция, наш быт

Карточка № 17 «Таяние и замерзание воды»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды.

Карточка № 18  «Как работает термометр»

Цель: посмотреть, как работает термометр.

Карточка № 19 «Как обнаружить воздух»

Цель: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Февраль

Миром правит доброта

Карточка № 20 «Живые комочки»

Цель: определить, как преобразовались первые живые клетки.

Транспорт

Карточка № 21 «Свечка в банке»

Цель: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

Наши защитники

Карточка № 22 «Парашют»

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Азбука безопасности

Карточка № 23 «Где будут первые проталинки?»

Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Март

Женский день

Карточка № 24 «Чудо — прическа»

Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Волшебница вода

Карточка № 25 «Агрегатные состояния воды»

Цель: доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Весна шагает по планете

Карточка № 26  «Из закрытого пространства воздух не перемещается»

Цель: доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.

В гостях у сказки

Карточка № 27 «воздух помогает рыбам плавать»

Цель: рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать

Апрель

Встречаем птиц

Карточка № 28 «Как устроены перья у птиц»

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Быть здоровыми хотим

Карточка №  29 «Плавающий апельсин»

Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух

Мой город, моя страна, моя планета

Карточка №  30 « Погружение предметов в мокрый и в сухой песок»

Цель: показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Миром правит доброта

Карточка №  31 «Прыгающие рисовые хлопья»

Цель: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Май

        

Мой город, моя страна, моя планета

Карточка №  32 «Способ разделения перемешанных соли и перца» Цель: показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов

День победы

Карточка №  33 «Как образуется тень»

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Мир природы

Карточка №  34 «Какое значение имеет размер семян»

Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

До свиданья, детский сад, здравствуй школа

Карточка №  35 «Песок – природный фильтрат»

Цель: познакомить со свойствами песка

nsportal.ru

Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Таинственный невидимка» (воздух)Оборудование и материалы: прозрачный стакан с расширенным горлышком, баночка, тазик, ложечка, акварель, почва, вода, веер.
Содержание опыта:
  • Прозрачное ведёрко наполнить до половины водой, добавить акварельные краски любого цвета.
  • Горлышком вниз опустить стаканчик в подкрашенную воду. Внимательно наблюдая за действиями педагога, дети приходят к выводу: стаканчик не заполняется водой. (Что же мешает воде попасть в стаканчик? Как обнаружить невидимку?)
  • Наполнить тазик водой и опустить тот же стаканчик, но донышком вниз. Дети замечают, что стаканчик заполняется водой, а на поверхности воды появляются многочисленные пузырьки воздуха. Вывод: воздух легче, чем вода, поэтому вода выталкивает воздух из стаканчика на поверхность.
  • Опустить ложку в стаканчик и помешивая воду, вызвать появление пузырьков. Вывод: в воде есть воздух.
«Веер, веер, ветерок»Педагог предлагает детям взмахнуть веером возле лица, от движений образуется воздушная волна и дети смогут почувствовать прикосновение потока воздуха к коже лица, будто услышать шёпот «невидимки»: «Я здесь!».
Обобщающий вывод: воздух окружает нас везде, он есть в воде и почве, а не видим мы его потому, что он бесцветный, без вкуса и запаха.
«Ветер парус надувает»Дети опускают кораблики с парусами в тазики с водой, дуют на паруса, наблюдают движение корабликов, приходят к таким выводам:
  • без ветра парусники не плывут;
  • очень сильный ветер может привести к крушению корабля.

Итог: ветер — это перемещение воздуха.

«Горка из песка»Набрать горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой, наблюдая, как образуется холмик.
Итог: сухой песок легко рассыпается.
«Камень и песок»Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно.
«Сухой песок»
  • Дети прикасаются ладошками к песку и делятся своими ощущениями (ласковый, тёплый, нежный, мягкий, сыпучий). Педагог предлагает отыскать спрятанные в песке игрушки. Итог: в песке удобно что-либо прятать или закапывать сокровища.
  • Ребята пытаются сформировать пирожки из сухого песка и убеждаются в том, что это сделать очень сложно, поскольку песок рассыпается и не держит форму. Итог: сухой песок не лепится.
«Вода и песок»Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро впитывается в поверхность песка.
Одну треть ёмкости с водой засыпать песком, после гимнастики дети сливают воду и замечают, что песок остался на дне.
Итог: песок не растворяется в воде.
«Песочная кулинария»Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму.
Итог (формулирует педагог): вода вытесняет воздух между песчинками и грани плотно скрепляются, поэтому мокрый песок держит форму.
«Кирпичик»Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует кирпичик, сделанный накануне аналогичным способом.
Итог: цемент помогает сохранять форму очень долго, поэтому такой материал издавна используют при возведении мостов, дорог, домов.
«Почва и погода»Во время прогулки предложить детям прикоснуться к земле ладошками, почувствовать, какая она: тёплая, сухая и светлая в солнечную погоду, тёмная, холодная, мокрая и липкая после дождя.
Итог: погода влияет на состояние почвы.
«Есть ли у воды запах и вкус?»Педагог предлагает понюхать и попробовать на вкус воду в стаканчиках, затем добавить сахар и соль. Ребята делают следующее умозаключение: сама вода безвкусна и бесцветна, но приобретает вкус и запах вещества, которое добавляется в воду.
«Фильтрование воды»Дети действуют по схематическому алгоритму:
  • установить воронку на горлышко сосуда;
  • положить в воронку листик тонкой бумаги;
  • на бумагу ложечкой насыпать измельчённый активированный уголь;
  • налить загрязнённую воду;
  • зафиксировать результаты эксперимента (вода стала чище), зарисовать итоги наблюдения.
«Что такое вода, какой она формы?»Медленно вылить воду в ведёрко. Наблюдая за процессом, дети отвечают на вопрос, что делает вода? (льётся, вытекает, заливает и т. д.). Выводы:
  • вода жидкая, поэтому получила название жидкость;
  • у воды нет своей формы, она приобретает форму ёмкости, в которую её заливают.
«Вода и пар»Вскипятить воду в сосуде и накрыть сосуд крышкой, продемонстрировать, как пар преобразуется в капли.Вывод: в процессе нагревания вода из жидкости превращается в газ, при остывании происходит обратное преобразование газа в жидкость.
«Снег и вода»Набрать снег в прозрачную ёмкость, поставить в тёплое место, дождаться, когда снег полностью растает и преобразуется в загрязнённую воду и продемонстрировать результаты опыта детям.
Итог: снег под действием тепла превращается в воду.
«Покров снега»Ёмкости с водой поместить в снег на разную глубину. Наблюдая за состоянием воды в ёмкостях, дети делают вывод о том, что чем глубже была расположена ёмкость в снежном сугробе, тем теплее в ней вода.
Итог: покров снега согревает растения и почву.
«Снег и лёд»В одно ведёрко набрать рыхлый снег, в другое поместить плотно утрамбованный снег, в третье — лёд. Наблюдение за содержимым трёх ведёрок поможет сделать такой вывод: рыхлый снег превратиться в воду первым, плотный — вторым, наконец, лёд растает в последнюю очередь.
«Нежный росток»Подготовить почву, смешав песок, глину и перегной, заполнить ёмкость. Посадить в почву семечко любого овоща или цветка. Полить водой и оставить в тёплом и светлом месте.
Итог: вскоре появится росток.
«Вершки и корешки»Поместить черенки растения с корешками в прозрачный стаканчик, отметить уровень воды, плотно закрыть крышкой с отверстием для растения. Через несколько дней анализируют данные и делают вывод: уровень воды заметно снизился, потому что корни растения всосали воду.
«Букет»Из букета выбрать один цветок и поставить в отдельную вазу без воды. Спустя несколько часов сравнить цветы из букета и цветок, оставшийся без воды.
Итог: вода питает растения, без воды цветы увядают быстрее.
«Питание растений»Цветок поставить в вазу с водой. В воду добавить краску, через несколько дней расщепить стебель горизонтальным надрезом и проследить, на какой уровень поднялась подкрашенная жидкость за время наблюдения. Итог: вода поднимается по стеблю цветка.
«Кораблестроители»Педагог предлагает детям подобрать плавучий материал для сооружения кораблика. Ребята опускают в воду деревянные или металлические пластины, брусочки из пенопласта, лодочки, сконструированные из бумаги, анализируют результаты наблюдений.
«Волшебные линзы»Рассматривание различных изображений или мелких предметов (пуговички, бусинки, пёрышки) сквозь увеличительные стёкла позволяет детям сформулировать логическое умозаключение о том, что размеры предметов меняются в зависимости от линзы, которая используется.
«Путешествие солнечного зайчика»В ясную погоду пронаблюдать за перемещением «солнечного зайчика», как поток света отражается от зеркальной поверхности, как поведёт себя «солнечный мячик», если поставить ещё одно зеркало?
Итог: свет отражается от зеркальной поверхности.
«Нарисуем радугу»Педагог погружает зеркало в ёмкость с водой и устанавливает его таким образом, чтобы поймать и отразить солнечные лучи на стену в виде разноцветной дуги из семи цветов. Вода преломляет световые лучи и расщепляет белый цвет на цветовой спектр радуги. С высоты птичьего полёта радуга может выглядеть как окружность.
Итог: радуга напоминает разноцветную дугу или окружность, и появляется в момент соединения светового источника с капельками воды, например, дождём.
«Свет и тень»Направить поток света на различные предметы, рассмотреть результаты опыта и ответить на вопросы. Почему возникает тень? Как меняются очертания тени, от чего это зависит? Итог: тень образуется, когда световой поток не проникают сквозь предмет, тень повторяет очертания предмета, чем плотнее предмет, тем насыщеннее тень.
«Магнитная рыбалка»Дети с помощью магнита «ловят» металлические предметы на удочку с магнитиком вместо крючка.
Согревающие лучики»Во время прогулки прикоснуться к кирпичикам, оказавшимся в теневой части здания детского сада и тем, которые освещены солнечными лучами.
Итог: солнечные лучи нагревают поверхность предметов.
«Разноцветные шарики»Дети надувают резиновые шарики, наливают в их воду, сравнивают размеры и форму, наконец, приходят к выводам:
  • шарики разные по форме и цвету;
  • эластичная резиновая поверхность шарика растягивается при надувании, шарик большего размера получился у того, кому удалось вдуть больший объём воздуха;
  • если не завязать шарик, то он сдувается, то есть резина может не только растягиваться, но и сжиматься;
  • резиновая поверхность шарика не пропускает воду.
«Звёздное небо»
  1. Вырезать из листа картона тёмного цвета круг диаметром пятнадцать сантиметров, нарисовать белым маркером десять маленьких точек в произвольном порядке.
  2. Проделать отверстие в центре окружности и закрепить ось (ручка, карандаш) с помощью скотча.
  3. Раскрутить ось, зажав его между ладонями.

Вывод: на вращающемся круге точки сливаются в световые кольца. В реальности звёзды неподвижны, а Земля вращается, но нам кажется, что это звёзды вращаются.

«Огонь и сахар»В ложечку положить кусочек сахара и подержать над огнём горящей свечи. Твёрдый кусочек сахара постепенно становится жидким. Без воздействия тепла сахар возвращается в твёрдой состояние. Дополнительный вопрос: может ли сахар перейти в жидкое состояние под лучами солнца? (Солнечного тепла недостаточно для того, чтобы сахар перешёл из твёрдого состояния в жидкое)
«Вулкан»Педагог предлагает детям рассмотреть макет вулкана, состоящий из пластиковой бутылки, обклеенной несколькими слоями мятой плотной бумаги. Рецепт лавы для извержения: вода, сода, жидкое мыло, краска красного цвета и уксусная кислота.

melkie.net

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе детского сада

Картотека опытов и экспериментов

(старшая группа)

Опыт№1

Эффект радуги.

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

Опыт№2.

Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы.

Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт№3.

С дождевыми червями.

На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим бан ку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке — темные землистые комочки, напоминающие те, кото рые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под зем лю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая рас тительные остатки и перемешивая слои.

Опыт № 4.

Показать сокодвижение в стебле растения.

2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Опыт № 5

Свойства воздуха. Прозрачность.

Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Опыт №6

Воздух есть внутри пустых предметов.

Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

Опыт №7

Вода. Форма капли.

Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капель ницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Опыт№8

Как передвигается вода в почве.

Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

Опыт№9

Вода способна испаряться.

Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день.

Опыт№10

Ветер.

Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

Опыт№11

Почему не тонут корабли?

Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

Опыт№12

Пар – это тоже вода.

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Опыт№13

Защитные свойства снега.

Поместить баночки с одинаковым  количеством воды: а) на поверхности сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием  воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Опыт №14

Выявление механизма образования инея.

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в сне гу. Что это? Это иней.

Опыт№15

Лед легче воды.

Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Опыт№16

Свойства воды.

Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. На вечерней прогулке в сильный мороз выносится  стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Вывод: вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку.

Опыт№17

Магнит.

Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы. Предложить детям исследовать притяжение магнитом  предметов из разных материалов, подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опытов зарисовать.

Опыт№18

Прозрачность веществ.

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать  свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

Опыт№19

Солнечная лаборатория.

Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

Опыт№20

Воздух внутри нас.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Опыт №21

Ветер.

Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый – от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт №22

Песок может двигаться.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Опыт №23

В почве есть воздух.

Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух.

Опыт №24

В почве содержится вода.

Нагреть на солнце ком земли, затем подержать  на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой.

Опыт №25

Чем пахнет вода.

Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Опыт№26

Свойства воздуха.

Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри – сжался. Вывод: при нагревании – воздух расширяется, при охлаждении – сжимается.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *