Какой звук ц – Звук «ц» является твёрдым или мягким, звонким или глухим?

Урок обучения грамоте. Звук [ц], буквы Ц, ц

Разделы: Начальная школа


Тема: звук [Ц], буквы Ц ц.

Цели:

1 )познакомить со звуком [ц], буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой

2)развивать фонематический слух, внимание, память

3)воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям.

1. Организационный момент.

2. Повторение. Речевая разминка

а) чтение звукового ряда гласных (шепотом, вслух, громко и т.д.) а, о, у, и, ы, э

б) чтение слогов по таблице

в) повторение изученных четверостиший

г) чистоговорка (учитель читает, дети повторяют)

Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Курица снесла яйцо
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
Киска тянется к яйцу
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
Брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу,цу-цу-цу
Не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Сами мы съедим яйцо
Цы-цы-цы,цы-цы-цы
Отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,

-Какой звук произносился и слышался чаще других? ([Ц])

-Сегодня мы познакомимся с этим новым звуком и буквами.

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа о кузнецах (Горецкий “Русская азбука”).

5. Слого-звуковой анализ слова КУЗНЕЦ.

– характеристика звука [Ц] ( всегда глухой, всегда твердый)

6. Упражнение слышимости звука.

Буква Ц.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы ц.
Есть слова, где ц- в начале,
Где в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра-тут
Ц в начале все прочтут,
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту
Ждут в гнезде ее птенцы

Цирк откроется в субботу
Уж приехали борцы
В цех явились на работу
Молодые кузнецы
В каждой строчке буква ц,
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л.Дьяконов)

-назовите слова со звуком [ц].

7. Рассказ о цифрах (Г.Юдин “Букваренок”).

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько у кота лап? Чтобы все это подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали. Они завязывали на веревочке узелки и делали зарубки на палке или камне, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо “пять” говорили “рука”, вместо “пятнадцать” – “две руки и одна нога”, а когда говорили “весь человек”- это означало двадцать. Потом в Древней Индии изобретали значки для изображения цифр кружочек или ноль, у арабов называлось “сифрой”, так появилось слово “цифра”. Чуть-чуть измененными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор. Математики называют “королевой всех наук”. Выучишь ее, станешь “королем”.

8. Знакомство с буквами Цц.

9. Чтение слогов. Слов (с.175 “Русская азбука”).

-Вспомните слова, в которых встречается слог ца ( цо, цы, цу ). 10.Беседа по иллюстрации “ЦИРК”

10. Беседа по иллюстрации “Цирк”.

-рассказ о цирке.

Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытом небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Предприятие оказалось удачным ,что вскоре он привлек других исполнителей и построил закрытый манеж. Основой первых представлений были конные номера.

Передвижные цирки-шапито появилось около 1830 году и постепенно превратились в грандиозные зрелища.

11. Нахождение буквы Ц в пословицах.

12. Логические упражнения.

1)Продолжи ряд слов (на доске)
    ВОЛК-ВОЛЧИЦА
    МЕДВЕДЬ-
    ЛИС-
    ЗАЯЦ-

2)Если людей или предметов больше одного, мы говорим: пальцы, танцы, колодцы, концы, отцы, индейцы, огурцы, пуговицы, луковицы, певцы, леденцы, немцы, – А как мы их назовем, если человек или предмет .только один?

13. Разучивание стихотворения.

Цапля объясняет.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву ц:
-Подойди, цыпленок Цып!
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
(Г. Сатир)

14. Итог урока.

-С какой буквой мы сегодня познакомились?

-Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых есть звук [ц].

-Что нового узнали на уроке?

16.02.2007

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

“Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твёрдый звук [ц]

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с новой буквой и звуком /ц/
  2. Формировать навыки чтения
  3. Способствовать развитию фонетического слуха
  4. Воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока

1) Приветствуя гостей, посмотрите на них, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне. Садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и заселим ее в один из свободных домиков на нашей ленте букв, а их осталось только пять.

Отгадайте загадку:

Разноцветные сестрички
Весь день гостей встречают,
Нектаром угощают. (Цветы)

Правильно. Вот эти цветы я буду дарить вам за правильно выполненные задания. /Учитель показывает разноцветные цветы, на оборотной стороне каждого цветка напечатана буква/

Произнесем слово « цветы», выделив первый звук.

– Какой первый звук? (Ц)

– Он согласный или гласный?

– Почему?

– Звук /ц/ мягкий или твердый?

Он имеет младшего братца?

Звук /ц/ звонкий или глухой? Можем произнести его без голоса? Слышим только шум, поэтому этот звук… (глухой)

Звук /ц/ парный или непарный.

Итак, что мы узнали о звуке /ц/? Какой он? ( Звук /ц/ согласный, твердый, глухой, непарный).

Хорошо, поздравляю, вы получаете первый цветок. /Учитель прикрепляет его на доску/

2) Следующее задание: запомните слова со звуком /ц/, доскажите словечко.

Цветет у птичницы цветок-
Цветет на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
– Цветок, ты кто?
(– Цыпленок!)

Какие слова со звуком /ц/ вы услышали? (Цветок, цыпленок, цветет, птичница).

Что вы можете сказать о словах «цветок», «цветет». (Это однокоренные слова).

Продолжите ряд: цветок, цветет (зацветать, цветник, цветовод, цветочница…)

Ребята, чем занимается птичница? (Выращивает птиц).

Каких домашних птиц птичница может выращивать? (Уток, кур, гусей, индюшек).

Сейчас я превращаюсь в птичницу. А вы в цыплят. Как я должна вас позвать? ( Цып, цып, цып)

– Цып, цып, цып. Бегите ко мне.

Вы получите зернышко, если назовете слово со звуком /ц/ и скажите, в какой части слова он находится. (Цифра- звук/ц/ находится в начале слова…)

А теперь по местам мои цыплятки, много слов вы знаете со звуком /ц/, получите второй цветок.

3) Звук /ц/ на письме обозначается буквой «Ц». На что похожа буква «Ц»?

Я предлагаю выучить такое стихотворение:

Вот какая буква «Ц».
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.

Выложим букву «Ц» из палочек.

Какую букву выкладываем?

Повторим стихотворение.

А теперь поселим букву «Ц» в домик./Работа с лентой букв. Учитель предлагает поселить новую букву в пустующие домики. Дети, рассуждая, определяют домик для буквы «Ц»./

Пока вы убираете палочки, я прикреплю для вас цветок.

4) Буква «Ц» дружит с гласными буквами, образуя слияния. Давайте прочитаем их.

ца

це

цо

ци

цу

цы

Надеюсь, теперь вы сможете прочитать напечатанные мною на доске слова.

Какое из этих слов трехсложное? (улица) Почему? (3 слога, З гласные буквы)

Какое из этих слов лишнее? (1 вариант: птицы – множественное число, остальные слова стоят в единственном числе; 2 вариант: юла – нет буквы «Ц», все остальные имеют букву «Ц»)

Подберите схему к слову юла. ( Схема № 2) Проверим (Ю-ла, слово состоит из двух слогов; второй слог ударный; первый слог состоит из слияния согласного звука «й» с гласным «у», второй слог – из слияния согласного звука «л» с гласным « а»)

Все выполнили верно. Я дарю вам еще один цветок.

5) А сейчас вы сами составите звуковую схему слова. Какого? Узнаете, отгадав загадку:

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

/Один ребенок у доски, а все остальные на местах делают звуковой анализ слова, составляя звуковую схему./

Сколько всего в слове звуков? (5 звуков)

Звуки обозначаются на письме буквами. Запишем это слово. Откройте кассы букв. (Звук /Ц/ обозначается на письме буквой «Ц»…)

Молодцы. Дарю вам цветок.

Наша цапля стояла на одной ноге. А мы так сможем?

Встали.

Физминутка

 Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

6) У буквы «Ц» купив билет,
Мы побываем в цирке.
Там медведь ведет мотоциклет,
А цапли – пассажирки.

Откройте учебник /В.Г.Горецкий» Русская азбука»/ по закладке. Переверните страницу (стр.174)

Рассмотрите иллюстрацию. И ответьте на вопрос: как называется круглая площадка в центре цирка, где дается представление? (Арена)

Расскажите, что происходит на арене? / Звучит музыка « Парад – алле». Затем она приглушается и на ее фоне дети говорят составленные по иллюстрации предложения/

На следующей странице текст. Посчитайте, сколько в нем предложений? (4)

Прочитаем этот текст.

Какое по интонации последнее предложение? (Восклицательное).

А три предыдущие? (Повествовательные).

Как озаглавим это текст?

Ответьте на вопросы к тексту:

  • Что делают собачки в цирке?
  • Чем занимаются тигры?
  • Что сказано о медведях?

Ребята, как вы думаете, какими качествами характера должен обладать дрессировщик, чтобы научить животных таким трюкам?

Ребята, кто из вас был в цирке? Расскажите о своих впечатлениях.

Вы получаете очередной цветочек.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.

7) Очень любил цирк и Самуил Яковлевич Маршак. Он написал интересное стихотворение. Прочитаем его на станице 176. Ребята, какие вам встретились непонятные слова в этом стихотворении?

(Гастролер, канатоходец, жонглер) / Учитель выставляет карточку со словом, дети хором по слогам читают его, затем учитель объясняет значение этого слова/

Гастролер – артист, дающий представления, переезжая из города в город.

Канатоходец – артист, выполняющий номера на высоко натянутом канате.

Жонглер – цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Прочитаем стихотворение С.Я.Маршака еще раз хором.

Молодцы. Вот вам еще один цветочек.

8) Ну, что ж, большую работу вы выполнили на уроке. Об этом свидетельствует большое количество цветов. Сколько их, посчитайте.(7)

С какой новой буквой вы познакомились на уроке?

Сколько звуков она обозначает? Назовите его.

Дайте характеристику звуку /ц/

Я вам открою секрет. Цветы наши необычные, волшебные./ Учитель переворачивает каждый цветок по очереди. / На каждом из них есть буква. Прочитайте, какое слово из цветов получилось? (МОЛОДЦЫ)

Да, вы сегодня молодцы. Все хорошо работали на уроке.

14.06.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Твердый согласный звук [ц], буква “Ц, ц”»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить уч-ся с твёрдым согласным звуком [ц], буквой Ц ц;
  • формировать навыки чтения;
  • способствовать развитию фонематического слуха, связной речи,
  • памяти, логического мышления.

Оборудование.

1. Песочные часы.

2. Магнитофон.

3. Аудиокассета В.В.Волина “Занимательное азбуковедение”.

4. Мягкая игрушка “Кошка”.

5. Серия картинок “На что похожа буква?”.

6. Карточки с буквами Ц – 6 шт., А, О, У, И, Ы, Е.

7. Плакат с буквами Ц для проведения игры “Четвёртый лишний”.

8. Плакат “ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ”.

9. Раздаточный материал (буква П, текст со стёртыми буквами, коррекционная проба, конверты с набором для составления схемы слова).

Ход урока

I . Сообщение темы и целей урока.

1) – Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой будет сейчас урок.

2) – Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып – цып – цып)

– Какой первый звук? ([ц)

– Сегодня на уроке нам предстоит определить, согласный этот звук или гласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий. А также мы познакомимся с буквой этого звука, чтобы обозначать на письме звук [ц].

II. Работа над новым материалом.

1) Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Делать трюки он привык,
Ведь его работа… (Цирк)

(Уч-ся из раздаточного материала выкладывают схемы слов).

На доску прикрепляется слово ЦИРК.

– Произнесите ещё раз слово. Что заметили?

– Попробуйте поставить в мягкую позицию.

– Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный, всегда твёрдый)

– Определите, глухой или звонкий? (Закрывают ладошками уши и произносят этот звук. Вывод: глухой)

– Какой буквой обозначается звук [ц] ?

2) Знакомство с буквой Ц ц.

– Послушайте стихотворение:

Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапкою:
“Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю”.

– А сейчас вас ждёт чудесное превращение: у вас на парте лежит буква П, переверните её и в правом нижнем углу допишите “цеплялку”.

– Покажите, что у вас получилось. Повернитесь и покажите нашим гостям. (Учитель вывешивает плакат с этой буквой).

3) “На что похожа буква?”

– На что, ребята, похожа буква? (Ответы детей)

– А ещё вот на что. (Учитель читает первое стихотворение, остальные звучат на аудиокассете и одновременно вывешивает картинки).

Целый день в траве густой
Бродят рожки с бородой.

Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бочок.

Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Цапля в зарослях зелёных
Встала важно буквой Ц.

Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.

4) Работа с коррекционной пробой.

– В течение минуты найдите среди множества букв букву Ц и обведите её.

– Сколько букв нашли?

5) Игра “Четвёртый лишний”.

– Найдите лишнюю букву.

6) Печатание буквы Ц Ц.

– А кто из героев передачи “Спокойной ночи, малыши” носит имя, содержащее звук [ц]? (Цап-Царапыч)

– Вот и сам Цап-Царапыч. Посмотрите, он держит букву… (Ц). Поучимся её писать. (Дети сравнивают написание большой и маленькой букв. Учитель показывает на доске, затем дети печатают в тетрадях Ц ц).

7) Игра “Подружись с буквами”.

– Цап-Царапыч очень хочет, чтобы буква Ц подружилась с гласными. Буква новая, ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим её с гласными и поможем ей подружиться с ними. Сейчас Ц здоровается с А. (Учитель крепит к доске Ц, подходит ученик с А и крепит рядом с Ц. Дети читают образованный слог). А теперь А здоровается с Ц. (А ставят перед Ц. Читают получившийся слог).

(Аналогично с буквами О, У, И, Ы, Е).

– С другими гласными она не может подружиться, т.к. в русском языке нет слов с такими буквосочетаниями

– Придумайте слова, оканчивающиеся на:

ЦА (курица, единица, синица, овца, луковица)

ЦО (кольцо, яйцо, крыльцо)

ЦЫ (концы, кузнецы, птенцы, огурцы)

8) – Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать слова из сказок со звуком [ ц] . (Царевна-лягушка, царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица, падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький цветочек и др.)

III. Физкультминутка.

Все уч-ся выходят к доске и образуют круг. Учитель ходит вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово со звуком [ц]. Если ученик задержится с ответом, он должен присесть в середине на корточки.

IV. Продолжение работы.

1) – Цап-Царапыч предлагает состязание между мальчиками и девочками. Прочитайте буквосочетания (хором).

На доске:

Д.: ца – цари – царица.

М.: ца – царе – царевич.

– А теперь вам будет легко прочитать столбик слов, к-рый приготовил для вас Цап-Царапыч:

2) Работа со столбиком слов (листочки).

– Положите перед собой листочки. Давайте прочитаем столбик слов “по цепочке”.

царь

царица

царевич

царевна

царство

царствовать

– Знакомые слова? Что общего у этих слов? Выделите корень.

– Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

3) Работа с чистоговорками.

– Цап-Царапыч очень любит сочинять чистоговорки. Сегодня он решил познакомить вас со своим творчеством. Но только последнее слово в чистоговорке никак не получается придумать, оно обязательно должно содержать звук [ц]. Давайте ему поможем.

Це, це, це, це – скучно принцу во… (дворце).

Ца, ца, ца, ца – нет у бублика… (конца).

Цо, цо, цо, цо – уронила я… (кольцо).

Цы, цы, цы, цы – собираю… (огурцы).

Цу, цу, цу , цу – льются слёзы по… (лицу).

Цо, цо, цо, цо – снесла курочка… (яйцо).

4) Кот-лакомка.

– Цап-Царапыч любит не только сочинять, но также любит чем-нибудь полакомиться: сметаной, рыбой, сладким, а иногда, оказывается, любит слизывать буквы, вот как сегодня случилось. Я приготовила вам слова и предложения для чтения, а он взял и подпортил мне материал. Давайте попробуем его восстановить.

веточек, епкий, иклон, илиндр, ирк, ифра, окотуха, ыплёнок.

арии а Кури а в ветнике сидит.

апля Цицилия учит ифры.

ыплёнок Цыпа хочет в ирк.

У аревны Мурки на лапках арапки.

Зай у кузне у заказали выковать епь.

У племянни ы Нар исса на ветнике растут огур ы.

– Какую же букву он слизал? (Ц)

– А как вы думаете, почему? (Ответы детей)

V. Итог урока.

– Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте его.

Литература

1. Савина С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2000. – 12 с.

2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Изд-во “Вако”. М., 2006. – 77 с.

3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. Изд-во “5 за знания”. М., 2007. – 168, 170 с.

4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Изд-во “Просвещение”. М., 1994. – 323 с.

19.02.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ЛОГОПЕД.РУ – Как произносится звук Ц в норме. – LOGOPED.RU

Как произносится звук Ц в норме.

Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) – согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.

При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение:

  • губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
  • зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
  • кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
  • боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
  • спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами, как при произношении [т], после чего образует с ними (в. альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с];
  • воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
  • мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
  • голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.

Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы.

Желаем удачи!

Дидактическая игра на дифференциацию звуков [Ц]-[Ч] .“Горошины”.

Как правильно выполнять домашнее задание логопеда..

Конспект индивидуального занятия “Дифференциация звуков [С] и [Ц]”.

Чистоговорки для автоматизации шипящих и свистящих звуков..

www.logoped.ru

“Звук [ц] и его обозначение буквами Ц, ц”

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
  • научить выделять звук [ц] в словах и правильно его произносить; познакомить с буквами Ц, ц;
  • научить читать с ними слоги, слова, предложения, способствовать развитию фонематического слуха;
  • обогащать словарный запас учащихся; вести подготовительную работу по развитию орфографической зоркости.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивающие: развивать мышление, память, воображение, интерес к предмету.

Оборудование:

  • учебник «Букварь» М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина;
  • тетради для печатания; кассы букв и слогов;
  • наглядный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Поприветствуйте гостей, посмотрите на них, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне. Занимайте свои места.
– Посмотрите внимательно и скажите, сейчас у нас урок (Читают дети)
О г Б р У а Ч м Е о Н т И е Е

II. Формирование темы и цели урока.

– Слушаем внимательно, работаем старательно, но, а если кто-то шумит и мешает, что ему говорят? «Цыц»
– Как лошадка копытцами стучит?  (Цок – цок)
– Как мы позовём цыплят? (Цып – цып)
– Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком, я думаю, вы догадались с каким. Помогите мне, пожалуйста, назвать тему урока.
(Звук [ц] и буква, которая его обозначает.)
– Цель нашего урока познакомиться со звуком [ц] и буквой, которая его обозначает, учиться читать слоги и слова с новой буквой.

III. Знакомство с новым звуком.

– Когда мы произносим звук [ц], губы приоткрыты, не растягиваются, зубы не касаются друг друга, между ними образуется очень маленькая щель, язык упирается в зубы нижнего ряда.
– Произнесите звук [ц] ещё раз.
– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый, глухой)
– Отгадайте загадку.    

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.

(Ответ: цапля)

– Откройте букварь на с.76. Рассмотрите рисунок в верхнем левом углу.
Посмотрите на первую схему, к какому она слову? (Цапля)
– Нас интересует первый звук, произнесите его. ([ц])
– Посмотрите на рисунок справа. Кто это? (Синица)
– Вспомним характеристику звука [ц] (Согласный, твёрдый, глухой)
– А теперь попробуйте назвать слова, где звук [ц] был бы мягким.
(Дети называют слова.)
– Не получается? Я тоже не знаю слов, где звук [ц] был бы мягким.
– Какой мы можем сделать вывод? (Звук [ц] всегда только твёрдый.)
– Итак, звук [ц] согласный, глухой и всегда твёрдый.

IV. Работа в тетрадях

– Откройте тетради для печатания. Записываем звук [ц]
– Ой, смотрите, хитрый знак вопроса появился. Есть «ловушка»! Где?

(Звук  [ц] всегда только твёрдый)
– В букваре на с. 77 в верхнем левом углу прочитайте загадку.
(Читает ученик)
– Вы узнали кто это – это скворец.
– Цапля, синица, скворец. Как сказать одним словом. Кто это? (Птицы)
– Пропустите клеточку вниз и запишите схему к слову.
– Сделайте звуковой анализ.
(Один человек работает у доски)
– Проверяем. Поменяйтесь тетрадями, возьмите в руки красный карандаш
(Работа в парах. Взаимопроверка.)
– Назовите первый звук, дайте ему характеристику и т. д.
(Молодцы.)

V. Работа с учебником

 – А сейчас  возвращаемся на с. 77 и прочитаем текст под загадкой.
(Несколько учеников читают текст)
– Назовите слова, в которых встретился звук [ц]

VI. Физкультурная минутка  «Хочу быть птичкой» [1]

Я по улице гулял,
Встречных птичек я считал.
Рот открыл, смотрю на небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.

VII. Знакомство с новой буквой

Звуки говорим и слышим,
Буквы видим мы и пишем.

Чтение стихотворения.

 – Белая цапля над полем летала,
Будто бы букву изображала. 

  [2]

– Буква называется «Це».
– Откройте кассу букв и слогов и покажите буквы Ц, ц. Поставьте их на наборное полотно.
– А теперь запишите букву ц в тетради для печатания. (Учитель показывает  на доске)

VIII. Чтение слов и слогов с новой буквой

– Сильных крыльев взмах,
И цапля в облаках. (рисунок на доске)

– Прочитаем слоги.
(Читает стихотворение подготовленный ученик)

Букв не мало, мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц в начале,
В середине и в конце.

– Букварь с. 76. Читаем столбики слов сверху.

IX. Игра

– Замени первую букву на новую.
Ларь, мель, свет, белый, капля. (Царь, цель, цвет, целый, цапля)

X. Пальчиковая гимнастика [3]

– Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали.
Улетев, в какие дали,
Где морозы переждали,
Что пернатые клевали,
Гнёзда, где свои свивали.

XI. Развитие орфографической зоркости

– Положите перед собой тетради для печатания.
– Сейчас мы с вами поработаем с предложением.
– Послушайте пословицу.
Летит скворец – зиме конец.
– Сколько  слов в этом предложении?
– Какое первое, второе, третье, четвёртое?
– В тетради для печатания записываем схему предложения.
–  Кто пойдёт к доске?
– Вспомним признаки предложения. (Начало, конец, слова пишем отдельно)
– Как мы дальше работаем с предложением? (Слова делим на слоги)
– Отметим в нашем предложении опасные места.
(Буква безударного звука)
– Напечатаем предложение.

XII. Работа с книгой

Чтение текста на с. 77.

XIII. Подведение итогов

– С каким новым звуком мы сегодня познакомились?
– Дайте характеристику звуку [ц].
– Как называется буква для обозначения согласного звука [ц]?

XIV. Рефлексивная деятельность

Выскажите, своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске:

  • научился…
  • узнал…
  • понравилось…
  • затруднялся…
  • поделюсь…
  • расскажу…

Список литературы:

  1. Алябьева Е. А.  Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, М.: Творческий центр, Сфера, 2006, с.39.
  2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших  школьников, Ярославль, Академия развития, 2007, с.261.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры, Санкт-Петербург, Литера, 2005, с.18.

4.11.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Изучаем буквы в действии!: Буква Ц

Как познакомить с буквой Ц? Вариант №1.(здесь)
Отгадай загадку! 
На арене трюкачи,
Клоуны, жонглёры,
Разноцветные лучи,
Громкий смех весёлый.
/Цирк/

Где всё это происходит? Правильно, в цирке! С какого звука начинается это слово? (со звука “Ц”).
Какой это звук – звонкий или глухой? Положите ладошку на горлышко и определите! Да, глухой. И он всегда звонкий.

Мы с этим звуком можем поиграть!
1) Давай изобразим, как стрекочет кузнечик! “Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц” (звук произносится отрывисто)
2) А теперь покажем, как девочка просит не шуметь детей! “Ццццццццц! Тихо! Не шумите!”

Послушай (прочитай) рассказ о цирке.
“Цирк”
В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зритеоей клоуны. Они шутят, публика смеётся. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец.

Задания по тексту:
1) Назови все слова со звуком Ц и определи, где находится звук (в начале, середине или конце слова)! (цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец)

Физкультминутка:
«Веселый цирк»
«Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики
(«бросают шарики»)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся»)
Смешит больших и маленьких.
(показывают руками «больше-меньше»)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
(разводят руки в стороны)
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
(поднимают «гири»)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело
(показывают, как скачут)
А мы мороженое едим
(«Едят мороженое»)
И хлопаем под песенку.
( хлопают).


Как познакомить с буквой Ц? Вариант №2. (здесь)
Отгадай загадку!
“Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!”
/Цыплёнок/

С какой буквы начинается это слово? Сколько слогов? На какой слог ударение?

Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. Покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.

Давай прочитаем слоги!
= АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЫЦ
= ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ

Прочитаем слоги! (здесь)


А теперь сочиним из них рассказ! (.ppt) (здесь)
Цыплёнок вылупился из яйца, посмотрел вокруг и удивился: “Ац-оц-уц, иц-оц, ац!” Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер (дети показывают). Цыплёнок испугался: “Ца-цо-цу!” (вырази на лице испуг). Курица успокоила его: “Ца-цо-цу” (произнеси более низким голосом). Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз, погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом. Цыплёнок успокоился и улыбнулся: “Ци-ци-ци”.

Выложим букву Ц из кофейных зёрен!

Найди слова на букву Ц (здесь)

Фонематический “диктант”. Я продиктую звукосочетания, а ты запиши только согласные звуки. (здесь)
=Ацу, исе, иса, уцу, ицу, есу, ису, ецу, оцы, осы, оси

Слови звуки, хлопнув в ладоши! (здесь)
=1) Б, М, Ц, Г, К, О, Ц, В, П, Ц, С
=2) Ац, ам, ок, уц, ып, иц, му, ба, ца, ко, вы, цу, пи, тэ, цо
=2б) ца, са, за, зу, ща, цо, цу, цы, зи, зо, си, щи, ац
=3) арка, марка, цифра, цапля, домик, танец
=3б) кольцо, колесо, пылесос, акация, цифра, альпинист, таксист, цистерна, скалолаз
=3в) ножницы, щука, птенцы, цена, сундук, циркуль, дождик, чеснок, медведица, салат, продавец, стул, стол, полотенце, кузнец, птенец

Найди спрятанные буквы Ц! (здесь)


Добавь недостающий элемент буквы Ц! (здесь)
Раскрась только те цветы, на которых изображена буква Ц!  (здесь)

Найди в буквенной цепочке слова с буквой Ц! (здесь)

Ответы: (1) венец, цирк (2) перец (3) спица, лисица (4) царь (5) курица (6) цемент, рубец

Угадаем слово из перепутанных слогов! (подсмотрено здесь)

= руц-пе (перец)

= ты-цве (цветы)

= цы-ов (овцы)

= ца-пти (птица)

= рец-дво (дворец)

= вец-пе (певец)

= рец-скво (скворец)

= яц-за (заяц)

Словесная игра “Закончи словечко” (здесь)

= ули.. (ца)

= сахарни.. (ца)

= пугови.. (ца)

= больни.. (ца)

Букву вставляй – слово получай! Прочитай слово, которое обозначает… (здесь)

= умни.а

= ов.ца

= сини.а

= модни.а

= кури.а

= пугови.а

==домашнее животное

== название зимующей птицы

== девочку, которая любит наряжаться

== похвалу

== название домашней птицы

== то, что можно пришить

Словообразование с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ц- (игра с мячом) (здесь)
мыло – мыльце
тело – … (тельце)
одеяло – … (одеяльце)
дело – …. (дельце)
зеркало – … (зеркальце)
сало – … (сальце)
болото – … (болотце)
шило – … (шильце)

Измени слово так, чтобы в еём появился звук “Ц”! (здесь)
= слово – словцо
= письмо – письмецо
= окно – оконце
= дно – донце
= платье – платьице
= вода – водица
= девочка – девица
= метель – метелица

= учитель – учительница
= воспитатель – воспитательница
= художник –
= мастер –
= танцор –
= ученик –
= проводник –
= читатьель –

= плавает – пловец
= поёт – певец
= куёт – кузнец
= хитрый – хитрец
= умелый –
= удалой –
= глупый –
= молодой –

Определи, с какими слогами надо соединить эти слова?

ЦА, ЦО, ЦЫ

= Царица, яйцо, пальцы, крыльцо, цапля, кольцо, цыплёнок, птица, лицо

Обведи контур буквы Ц

Рабочий лист


Рабочий лист из серии “Говорим правильно”

Чтение предложений с добавлением слов (здесь) Определи, в какой части слова слышится звук “Ц” и закрась синим цветом соответствующие клеточки (здесь) Среди буквенного текста спрятались слова. Найди их! (здесь)

= матрацдетиыдргзаяцжалророРомажизньлпорталдыдлло

= впаумелецжольдрлозаяцэфжплпыллростарыйэрдолхэпх
= зещншэтотдылаорпщешнхцщкзовутопрпросторжыдопр

Наша модница овца

Жить не может без кольца.

Помоги к нему добраться,

Среди букв не потеряться.

В раскраске ребёнку нужно найти те слова, где встречается буква Ц (увидела здесь)
Закрась жёлтым карандашом все участки с буквой Ц (здесь)

Сказка со словами с Ц (здесь)

Ответь на вопросы!
1) Сколько цыплят было у мамы-курицы?
2) Как звали самого маленького цыплёнка?
3) Что увидел цыплёнок, когда собирал цветы?
4) Куда чуть не упал Цып?
5) Как мама-курица наказала Цыпа?
6*) Назови все слова со звуком “Ц”!

Словесная улитка
Интересеую идею ищите у Рыбицкая Елена Викторовна


Соедини предложения с картинкой (взято здесь)
1) Витя пасёт овец возле мельницы.
2) Курица с цыплятами гуляет возле крыльца.
3) Кузнец в кузнице ковал цепь.
4) Воду достали из колодца.
Работа с рисунком (взято здесь)

– Как можно назвать одним словом всё, что изображено на рисунке? /Продукты/
– Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука “Ц”, зачеркните этот продукт.
= В чём подают сахар? (сахарница)
= В чём подают масло? (маслёнка) –зачеркнуть
= и т.д.

Графический диктант “Цветок” (здесь)


Стихотворение (взято здесь)
Рос на грядке огурец.
Жил на дереве скворец.
Тот скворец был мудрец.
Он хотел съесть огурец.
Прилетела вдруг синица:
– Мне нельзя здесь поживиться?
Склевали вместе огурец.
И стихам нашим конец.

П.С. Можно здесь почитать про логопедические занятия и автоматизацию звука Ц:
1) источник №1
2) источник №2 (можно скачать презентацию на автоматизацию звука Ц)
3) источник №3 (!)
4) источник №4

Логопедический массаж (здесь)

Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
Для начала согреем свои ручки.
Массаж пальцев рук:

«РАЗОТРУ СВОИ ЛАДОШКИ»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
( растирание ладоней и пальчиков)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(потереть ладошкой о ладошку)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(пальцы в «замок»)
Выпущу я пальчики,
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут, как зайчики»

Теперь у нас теплые ручки и мы можем приступить к массажу лица.
Массаж:
– массаж лба: от середины лба к вискам; от середины бровей к волосистой части головы;
– массаж щек: от висков к уголкам рта; от уголков рта к вискам; от уголков глаз к вискам;
– массаж подбородка: от крыльев носа к подбородку; от середины подбородка к ушам;
– массаж шеи.

Физкультминутка (здесь)

Зайцы

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд. ,

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

Звук [ц] , буквы Цц.

Тема: Звук [ц] , буквы Цц. Чтение слогов, слов, текста.  Наблюдение за особенностями написания слов с ц.

Цели: Образовательная: расширить и усвоить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, формировать умения правильного чтения и  написания слов с буквой ц.

Развивающая: развивать фонетический слух, внимание, память, всязное высказывание, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывающая: воспитывать интерес к животным и культуру поведения в цирке.

Оборудование: образцы букв, схемы слов, предметные картинки, сюжетные рисунки,  интерактивное «Дерево знаний», буквы разрезной азбуки, таблица «Город звуков и букв», мягкие игрушки.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Ход урока

I.Организация класса.

Доброе утро –  всем говорим.

Доброе утро – улыбку дарим.

С радостью день свой начинаем.

Всем людям здоровья желаем.

Дружно к работе мы приступаем.

           II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока и ожидаемых результатов.

·        Технология «Ассоциативный куст».

На доске слово «Цирк». Дети придумывают ассоциации к нему: клоуны, гимнасты, …. (на доске предметные картинки, сюжетные рисунки цирка: или на экране).

– Дети, вы любите цирк?

– Кого вы видели на арене цирка?

– А что вам больше всего нравится в цирке?

– Вот сегодня мы совершим  путешествие в цирк.  Но чтобы попасть в него, вам надо узнать все о звуке [ц] и букве цЦ,  научиться читать слоги и слова с этой буквой, пронаблюдать за особенностями написания слов с буквой ц.

Надеюсь, что на уроке вы сможете:

– усовершенствовать навыки чтения;

– закрепить навыки звукового анализа слов;

– расширить знания о звуках и буквах русского языка;

– свободно высказывать свои мысли;

– обогатить словарный запас;

– работать в парах;

– развивать наблюдательность, внимание, память;

– повысить интерес к животным и культуру поведения в цирке.

– Итак, вы готовы к работе?

III. Актуализация и коррекция опорных знаний.

– Дети, вот ваше первое задание.

Внимательно послушайте сказку и ответьте на вопросы.

В таинственном бумажном дворце жила-была королева Фонетика с её придворными – звуками. Этот дворец, с её жителями никто не мог видеть. Они были незаметными и умели   говорить и голос их разговора можно было только услышать.

Вопросы:

– Кто живет во дворце?

– Почему их никто не мог увидеть?

– Чем звуки отличаются от букв?

– Молодцы! Справились с первым заданием.

Задание второе.

·        Подготовительное упражнение к усвоению нового материала (показываю домик).

– Этот домик вы уже видели и знаете, что в нём живут только твердые звуки. Какие звуки в нем живут? (ответы детей).

– Звуки [ж] [ш], а третье окошечко свободное. Сегодня мы узнаем, какой таинственный третий жилец домика.

IV.Первичное восприятие и осознание нового материала.

– Перед вами третье задание.

·        Выделение звука [ц] в словах, наблюдение за его артикуляцией.

– Отгадайте загадку.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Дети отгадывают и на доске показывают картинку.

– В слове «заяц», какой слышим новый звук? (артикуляция звука [ц], дети определяют, что нет  голоса, значит это звук глухой).

Дети составляют звуковую схему слова «заяц», сравнивают с образцом.

     

·        Узнавание звука [ц] в словах, определить его место: цапля, пальцы, лицо, лисонька, цирк, улица, курица, цыпленок (отмечают, что в слове «лисонька» нет звука [ц]).

·        Словарная работа.

Цапля – большая болотная птица с длинной шеей, длинным клювом и длинными ногами (картинка).

– С этим заданием вы справились.

V. Физкультминутка «Хомячок».

Хомка, Хомка, хомячок (хлопки в ладоши)

Полосатенький бочок (повороты вправо, влево)

Хомка раненько встает (потягиваются)

Щёчки моет, шейку трет( массаж лица)

Подметает Хомка хатку (наклоны)

И выходит на зарядку (ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки)

Хомка хочет сильно спать (имитация).

·        Ознакомление с буквой «цэ».

Четвертое задание.

Учитель показывает образцы букв цЦ.

Вот какая буква Ц (цэ)

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Работа в парах.

Дети находят букву «цэ» в разрезной азбуке, сливают с гласными и, ы, е, произносятся соответствующие звуки [ы] [ы] [э] в слогах ци, цы, це;доказывают, что эти слоги только твердые.

Вывод:  звук [ц] всегда твердый и гласные и, е не влияют на предыдущий согласный.

Ответы учащихся:

 1 ученик. Я считаю, что при чтении слогов со звуком [ц], он бывает только твердым.

2 ученик. Значит, третьим  жильцом в домике будет  звук [ц].

– В русском языке есть только твердый  звук [ц], он не имеет парного мягкого согласного.

·        Дети рассматривают таблицу  «Город звуков и букв» и дают полную характеристику звуку [ц]. (Он согласный, непарный, глухой, бывает только твердым).

Пятое задание.

·        Работа с учебником . Чтение предложений о цирке в «Азбуке » стр. 50. Закрепляют понятие о твердом звуке [ц].

·        Рассматривание рисунка, чтение звуковой схемы слова «цирк», читают слова в столбцах .

·                    – Но чтобы отправиться в цирк, есть еще одно задание.

·        Чтение слов в столбцах и дополнительных слов с пояснением их значения, произношения, написания (это задание для осознанного понимания текста). Это слова: арена, железная дорога, перрон, билеты, касса.

– Вот теперь, когда выполнены все задания, и вы с ними успешно справились, можем отправляться в цирк.

Дети: Ура!!!

·        Дыхательная гимнастика.

-Встали, взяли в руки волшебные шарики и сильно их надуваем, чтобы они были большими и вас удержали (дети условно надувают шарики, подпрыгивают – полнялись вверх).

– И вот мы очутились в цирке. Сдуваем шарики (условно, сильно прижимая шарик к груди и произносят звук [ш-ш-ш-ши]).

– Занимаем удобные места и работаем дальше.

VI. Закрепление и осмысление знаний учащихся.

1.     Работа с учебником.

Беседа о цирке, краткие рассказы детей о представлениях, увиденных в цирке( рассматривают в учебнике цирковую арену.)

·        Повторное чтение учащимися по частям.

2. Игра «Разведчик» (учитель начинает читать, учащиеся продолжают).

-Дети, работу с текстом «В цирке» мы продолжим на следующем уроке.

– А сейчас пустьваши глазки немножко отдохнут.

3. Упражнение «Офтольмотренажер».

А) коллективная работа

Б) работа в парах по карточкам.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

1. Интерактивное упражнение «Дерево знаний».

– Проверим как вы запомнили слова, изученные на уроке.

(Дети прикрепляют к дереву яблоки.: зеленые яблоки – слова со слогом «ци», красные яблоки – слова со слогом «цы». Называют слово и прикрепляют яблоки.

VIII. Итоги урока.

·        Рефлексия. Интерактивное упражнение «Веночек» (вывешиваются цветы, сплетены в веночек) отвечающий ученик срывает лепесток и продолжает предложение.

–Я научился … (читать слоги, слова с «цэ»).

– Я выучила … (что звук [ц] всегда твёрдый).

– Я полюбила … (цирк, животных).

– Я буду помнить…(слова с буквой ы в середине слова: цып-цып, цыпленок, на цыпочках).

– И еще я буду помнить… (правила культурного поведения в цирке).

– Я узнал… (много нового и интересного).

– Итак,  наше путешествие в цирк окончено. Вам понравилось? (Да!!) вы были хорошими, культурными зрателями. Молодцы!

– А сейчас сюрприз. На полочке у нас игрушки-зверюшки. Каждый из вас подойдет, возьмет ту игрушку, с которой хотел бы выступать в цирке, быть артистом цирка. (Дети разбирают игрушки, начинают играть).

 

                

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *