Формирование зож у дошкольников в соответствии с фгос – Методическая разработка на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО» | скачать бесплатно

Содержание

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО



В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассмотрен комплекс мероприятий для ДОУ, способствующий здоровьесбережению воспитанников, описана система работы по пропаганде здорового образа жизни среди детей и их родителей, акцентирована важность на сотрудничестве с родителями в вопросах формирования здорового образа жизни у детей.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, дошкольный возраст, ФГОС ДО.

Изложение основного материала. Современный мир диктует свои условия. Все ранее созданное и сформированное модернизируется. Не обошел данный процесс и систему образования. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — это основа развития и успешности образования в целом и дошкольного в частности.

Стратегической целью современных дошкольных образовательных учреждений является раскрытие основных и потенциальных возможностей специфичных для возрастной индивидуальности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет дошкольное детство как важный период времени в общем развитии личности. Одним из главных аспектов для полноценного гармоничного развития ребенка является здоровье. Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования [2].

Современные условия жизни способствуют лишь ухудшению здоровья детей. Среди патологий преобладающими являются болезни органов дыхания, аллергические заболевания, болезни органов пищеварения, сердечно — сосудистой системы. Растет количество детей «группы риска» по развитию психических нарушений. Также увеличено число детей, дошкольного возраста, имеющие низкие возрастно-половые показатели физического развития [4]. Именно поэтому ведется активная работа в вопросах формирования основ ведения здорового образа жизни среди всех слоев населения, начиная с самого раннего возраста.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и позитивное психологическое самочувствие. Все его аспекты одинаково важны и должны рассматриваться во взаимосвязи [1]. Неслучайно древняя медицина уделяла большое внимание системе воспитания, в которой сочетались физическое и духовное развитие ребенка. История показывает, что общество имеет постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки: ходьбу, бег, плавание, развивать в оптимальных уровнях его физические способности: силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

Под ведением здорового образа жизни мы понимаем комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, которые планово, систематично вводятся в жизнь человека и закрепляются им на протяжении всей его жизни, став некой философией существования личности. Комплексом таких мероприятий для ребенка дошкольного возраста, которые посильно привить детям в соответствии с ФГОС в условиях дошкольного учреждения (а также в домашних условиях при сотрудничестве с родителями), могут выступать: закаливание, проведение культурно-гигиенических процедур, психогимнастика, отказ от употребления вредных продуктов питания, умеренность в использовании информационно-коммуникационных технологий, физкультурные занятия, применение здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения; логоритмика; дыхательная гимнастика) и пр. [3].

Успешное решение проблемы, по мнению Андреевой Н. А., возможно при условии создания в дошкольных учреждениях эффективной системы работы по пропаганде здорового образа жизни, целью которой являются:

– укрепление нравственного и физического здоровья детей;

– направление внимания дошкольников на собственное здоровье и развитие умений и навыков его сохранения;

– постоянная пропаганда принципов здорового образа жизни;

– информирование детей о негативных последствиях вредных привычек;

– привлечение родителей и общественности к утверждению принципов здорового образа жизни [2, с.13].

Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей и их родителей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых — родителей и педагогов. В ФГОС ДО подчеркивается данный аспект.

В последнее время большинство родителей часто интересуются, как реализовать принципы здорового образа жизни в наших реалиях и в какой форме преподносить их для своих детей. Это достаточно сознательные ответственные родители. Они покупают различные тренажёры для домашнего использования, отводят детей в спортивные секции, кружки хореографии, придерживаются рекомендаций воспитателей ДОУ, стараются быть положительным примером для детей. Но в тоже время, не все молодые семьи могут обеспечить необходимые условия для воспитания здоровых детей. Важную роль для решения данной проблемы отводится дошкольному образовательному учреждению, взаимодействию педагогов с семьями детей.

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является оказание психологической и педагогической поддержки семьям, а также повышение осведомленности родителей в вопросах образования, защиты и развития здоровья детей. Для реализации данной проблемы необходимо взаимодействие с семьей на принципах партнерства и взаимопонимания.

Работа с семьей в дошкольном учреждении может проводиться в самых различных формах:

  1. Информационные формы позволяют собирать сведения о семье воспитанников;
  2. Проведение совместных мероприятий способствует сближению, созданию дружеской атмосферы;
  3. Коллективные формы работы являются когнитивными, что вызывает доверительное отношение к специалистам ДОУ;
  4. Визуальная информация способствует активизации внимания родителей к наиболее острым проблемам;
  5. Участие родителей в создании атрибутов для соревнований, оформление обоев, альбомов достижений и многое другое.

Очевидно, что отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом педагогического попечительства. Формы, содержание, способы напрямую связаны с теми возрастными особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой формирования у него определенных внутренних установок, в том числе и на здоровый образ жизни [5].

Среди форм и методов процесса формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни приоритетная роль принадлежит активным методам, основанным на демократическом стиле взаимодействия и способствующим формированию критического мышления, инициативы и творчества. Целесообразно применять традиционные методы: беседа, наблюдения, разъяснения, убеждения, положительный и отрицательный примеры, методы выработки привычек, методы упражнений, контроля и самоконтроля и т. д.

Работа с детьми для развития здорового образа жизни в дошкольном учреждении направлена на раскрытие определенных знаний и навыков, осознанных потребностей в физическом воспитании и спорте, понимание того, что здоровье — это не только отсутствие заболевания, но и необходимость тщательного отношения к своему организму. Чтобы преследуемая цель была успешной, необходимо создать определенные условия.

Основное условие в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно определить за счет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является:

– Технологии сохранения здоровья и их внедрение в дошкольные образовательные учреждения;

– Сотрудничество с семьей;

– систематическая работа в области сбережений для здоровья;

– создание особых условий для обеспечения детской двигательной активности, удовлетворения их потребности в движении.

– обеспечение соблюдения дневного режима;

– индивидуальная работа с детьми;

– работа по улучшению здоровья ослабленных детей;

– индивидуальный подход для детей, перенесших болезнь;

– проведение диагностических исследований.

– достаточные материальные ресурсы, создание развивающейся среды.

Выводы. Взрослые окружающие ребенка должны не только давать знания, но и обучать детей тому, как их использовать: разумно относиться к своему здоровью, определять угрозы, различать что хорошо, а что вредно для организма, проявлять любопытство в отношении здоровья, быть в состоянии предотвратить ситуации, которые угрожают здоровью, без напоминания соблюдать аккуратность, чистоту, культурные и гигиенические навыки Следует помнить, что личный пример педагогов ДОУ и пример родителей имеют большое значение в этом. ФГОС ДО направлен на поддержку многообразия детства, сохранение его уникальности и внутренней ценности. Все дети имеют право на счастливое и яркое детство, полное впечатлений. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, подвижным, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полностью жить этой блестящей страницей своей жизни и стать достойным гражданином этой страны. А помочь ребенку ценить свое здоровье, заботиться о нем, могут взрослые: педагоги ДОУ и родители ребенка.

Литература:
  1. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы.pdf (дата обращения: 16.10.2017).
  2. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.
  3. Барабаш В. Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория / В. Г. Барабаш // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Моска-Шадринск,2007. с.8–14
  4. Волошина, Л. Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 3. — с. 269–272.
  5. Ирхин В. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения / Ирхин В. Н., Кортюкова Е. А. — Б., 2006г.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, здоровье, собственное здоровье, здоровый ребенок, жизнь человека, дошкольное образование.

moluch.ru

Статья на тему: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | скачать бесплатно

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гимнастика, физические упражнения,

ходьба должны прочно войти

в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность,

здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Жизнь в современной действительности диктует нам свои условия. Всё меняется, обновляется и призывает нас идти в ногу со временем. Изменения пришли и в систему образования. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это новая ступень в развитии образования, начальным звеном которого является образование дошкольное.

Цель современного дошкольного образования – создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем  развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования.

Здоровый ребенок – одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования [2,46].

Однако, усложнение общественной жизни, экологические, психологические, техногенные факторы провоцируют негативные тенденции состояния здоровья детей. Это связано в первую очередь с негативной динамикой показателей состояния здоровья дошкольников. Среди патологий преобладающими являются болезни органов дыхания, аллергические заболевания, болезни органов пищеварения, сердечно – сосудистой системы. Возросло число детей «группы риска» по развитию психических нарушений. Значительное число детей, впервые поступающих в детский сад, имеют низкие возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств: скорости, выносливости, мышечной силы.

В связи с этим, одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью [2, 46]. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых – родителей и педагогов.

В последнее время многие родители нередко проявляют заинтересованность в вопросах здоровья и здорового образа жизни семьи и ребенка. Мамы и папы приобретают для домашнего пользования физкультурное оборудование, водят детей в спортивные секции, кружки хореографии. Однако, не все молодые семьи по своему экономическому, образовательному статусу, подготовке к выполнению родительских обязанностей способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей способных заботиться и бережно относиться к своему здоровью.  Важная  роль в решении этой проблемы отведена дошкольному образовательному учреждению, сотрудничеству педагогов с семьями воспитанников.  

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для реализации данной задачи взаимодействие с семьей должно строиться на принципах партнерства, взаимопонимания, доверия, активного слушания, согласованности действий, самовоспитания, ненавязчивости, обмене жизненным опытом, безусловным принятием ребенка.

Работа с семьей в дошкольном учреждении может вестись в самых разнообразных формах:

  1. Формы информационного характера (анкетирование, тесты, опросы родителей, книга отзывов и пожеланий,  почтовый ящик) позволяют собрать больше информации о семье воспитанника.
  2. Проведение совместных мероприятий (праздников, досугов, тематических вечеров, олимпиад) способствует сближению, созданию дружеской обстановки.
  3. Коллективные формы работы (родительские собрания, беседы, дни открытых дверей, дни здоровья, семинары, практикумы, «Школа молодых родителей», и т.д.) носят познавательный характер, вызывают доверительное отношение.
  4. Наглядная информация (всевозможные памятки, буклеты, проспекты, информационные листы, оформление тематических стендов и т.д.).
  5. Участие родителей в изготовлении атрибутов к соревнованиям, оформлении стенгазет, альбомов достижений и многого другого.

Работа с детьми по формированию здорового образа жизни  в дошкольном образовательном учреждении направлена на формирование определенных  знаний и навыков, осознанной потребности в занятии физкультурой и спортом, понимании того, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и потребность в бережном отношении к своему организму. Для того чтобы эта работа была успешной, необходимо создавать определенные условия.

Главным условием в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно выделить учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка (ребенок – субъект образования, активный в выборе содержания своего образования), учет жизненной ситуации,  состояния здоровья каждого ребенка. Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является:

  1. Здоровьесберегающие технологии  и их реализация в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Сотрудничество с семьей, единство требований.
  3. Системность и планомерность работы по здоровьесбережению.
  4. Создание специальных условий для обеспечения двигательной активности детей, удовлетворение потребности их в движении.
  5. Обеспечение соблюдения режима дня, смены деятельности с учетом возрастных особенностей.
  6. Индивидуальная работа с детьми.
  7. Работа по оздоровлению ослабленных детей.
  8. Индивидуальный подход к детям, перенесшим заболевание.
  9. Проведение диагностических исследований.
  10. Достаточная материальная база, создание развивающей среды.

Необходимо не только давать знания, но и научить детей использовать их: разумно относиться к своему здоровью, определять свое состояние, различать что полезно для организма, а что вредно, проявлять любознательность в вопросах здоровья, уметь предотвращать ситуации, угрожающие здоровью, самостоятельно, без напоминания соблюдать опрятность, чистоту, культурно-гигиенические навыки, понимать пользу физических упражнений.

Следует помнить, что большое значение в этом имеет личный пример и пример окружающих. Педагоги и родители должны вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, соблюдать культурно-этические нормы, быть достойным объектом для подражания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на поддержку разнообразия детства, сохранения его уникальности и самоценности. Каждый ребенок имеет право на счастливое, полное впечатлений детство. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, ловким, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полноценно прожить эту яркую страницу своей жизни и стать достойным гражданином своей страны. А помочь ребенку, научить его ценить свое здоровье, заботиться о нем и радоваться жизни можем только мы, взрослые.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Ирхин В.Н., Кортюкова Е.А. «Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения» Белгород, 2006г.

nsportal.ru

Формирование здорового образа жизни дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Формирование здорового образа жизни дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»

М. Монтель.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное образовательное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин “здоровье” определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.


От чего же зависит здоровье ребенка?
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего “Я”, правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Задача педагога состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки

  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе

  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

  • Формирование понятия “не вреди себе сам”

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

1. Утренняя гимнастика

-комплексы коррегирующей гимнастики;
-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;
-упражнения с использованием разнообразных модулей;
-упражнения с простейшими тренажёрами;
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;
-работа по контролю за осанкой

2 Физическая культура

-двигательная деятельность тренировочного типа;
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;
-ритмическая гимнастика;
-диагностика проверочных умений и навыков;
-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.

3 Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка

-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-коррегирующие упражнения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности.

4. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.

-разминка в постели;
-гимнастика сюжетно-игрового характера;
-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.

5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.

-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;

6 Логоритмика.

-упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом и музыкой;
-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности;
-пальчиковая гимнастика;
-двигательные задания на пространственную ориентировку;
-ритмические упражнения;
-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног.

7. День здоровья

-сюжетно-тематические;
-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;
-спортивные игры и упражнения.

8. Физкультурный праздник.

9. Физкультурный досуг.

10. Индивидуальная работа по развитию движений

-упражнения со специальным оборудованием;
-коррекция нарушений ОДА.

11. Закаливание

-контрастные воздушные ванны;
-ходьба босиком;
-облегчённая одежда;
-умывание прохладной водой.

infourok.ru

Учебно-методический материал на тему: Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО | скачать бесплатно

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

« Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»

        

Обобщение опыта работы на тему:

«Формирование представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

                                                                                         Подготовил:

Савчишина  Елена Александровна,

воспитатель

Введенское 2017

Содержание

  1. Теоретическая интерпретация опыта …………………………………………………. .3.

Условия реализации опыта ………………………………………………………………….3.

Результативность ………………………………………………………………………………..4.

  1. Описание реализации опыта ………………………………………………………………..4.

Теоретическая основа опыта ………………………………………………………………..4.

Образовательная деятельность с воспитанниками ………………………………..5.

Взаимодействие с родителями ……………………………………………………………..7.

Взаимодействие с педагогами ………………………………………………………………8.

  1. Заключение …………………………………………………………………………………………9.
  2. Литература ………………………………………………………………………………………..10.
  3. Практические приложения опыта:

Приложение 1 – дидактические игры по ЗОЖ

Приложение 2 – картотека бесед по ЗОЖ

Приложение 3 – картотека игр по ЗОЖ

Приложение 4 – «План работы по оздоровлению детей»  

Приложение 5 – циклограмма группы

Приложение 6 – технологические карты проектов

Приложение 7 – «Взаимодействие с родителями»

Приложение 8 – таблица по взаимодействию с педагогами

 «Формирование представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.»

В.А. Сухомлинский

  1. Теоретическая интерпретация опыта

    Возраст  детей  от  трех  до  семи  лет – важный  период,  в  котором  закладываются прочные  основы  здоровья.

    Одной  из  основных  задач  из  ФГОС  (П 1.6)  является  «охрана  и  укрепление физического  и  психического  здоровья  детей,  в  том  числе  их  эмоционального благополучия».

     Актуальность проблемы опыта заключается в том, что проблема здоровья и его сохранения – одна из самых важных. Дошкольный возраст является решающим  в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Именно на этом этапе важно у детей сформировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.

Условия реализации опыта.

     ФГОС  ДО  (П 3.3.1)  раскрывает  требования  к  развивающей  предметно  – пространственной  среде  «обеспечивать  максимальную  реализацию образовательного  потенциала  пространства  Организации,  группы,  а  также территории,  прилегающей  к  Организации  или  находящейся  на  небольшом удалении  приспособленной для реализации Программы (далее-участок), материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны  и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». 

     В целях создания условий по реализации данного опыта работы, необходимо:

  • определение времени в расписании деятельности педагога и воспитанников;
  • обеспечение взаимодействия педагога группы с родителями воспитанников;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • компьютер, проектор, электронный методический комплект;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • подбор художественной литературы;
  • материалы для продуктивной деятельности:  раскраски, карандаши,  трафареты.

Результативность.

        Предполагаемые результаты. Считаю, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому  образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающим.

     Данный опыт работы если будет реализован успешно, то будет:

 у детей:

  1. сформированы базовые представления о человеческом организме и его возможностях;
  2. методы, направленные на сохранение здоровья;
  3.  у воспитанников обогатится и пассивный и активный словарь;
  4. активизируется фразовая речь по теме  в соответствии  с возрастными особенностями;

дети будут:

  • выполнять более уверенно задания в играх, в  игровых ситуациях;
  • с удовольствием применять культурно-гигиенические навыки, радоваться своей самостоятельности и результату;
  • с интересом слушать, рассказывать стихи и потешки о процессах умывания, купания и т.д.

                                  Описание реализации опыта.

   

Теоретическая  основа опыта.

   Формирование знаний и воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется  по следующим направлениям:

  1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

     Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.

Ребенок  легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Были проведены следующие мероприятия:

– дидактические игры по ЗОЖ: «Я и мое тело», «Сложи портрет», «Одень куклу Дашу»   и др.; (Приложение № 1)

– игры – вкладыши: «Части тела», «Наши пальчики»   и др.

– картотека «Беседы  по  ЗОЖ»:  Беседа  «Какой я, что у меня внутри», Беседа  

               «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»   и   (Приложение № 2)

– презентаций по теме ЗОЖ;

– игры   по  «здоровому  образу  жизни»:  «Правила  гигиены», «Чтобы  кожа  была  

              здоровой»,  «Как  нужно  ухаживать  за  собой» (Приложение № 3)

  1. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи

     Приучаем ребёнка к индивидуальной гигиене: своя расчёска, своя постель,  свой носовой платок, своё полотенце.

     Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

В группе имеются наборы иллюстраций и картин:   «Я умываюсь», «Мое тело» и т. п.;

  1. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

    Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.

   Центр двигательной активности постоянно  пополняется  спортивным оборудованием для выполнения физкультурных упражнений.

В центре двигательной активности имеются наборы иллюстраций и картин:  «Делаю зарядку»  и т. п.;

      Все игры, беседы  были проведены согласно Циклограмме  (описание игр, бесед приведено в Приложениях 1, 2, 3.) 

     Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать  навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Образовательная деятельность с воспитанниками.

В своей работе педагогический коллектив руководствуется примерной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с комплексной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство», Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, а так же федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Авторы комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» рекомендуют при построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы осуществлять в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности.  

       Совместно с медицинским работником детского сада, изучив и проанализировав разработанные «Листы здоровья», проанализировав мониторинг по разделу  «Физическое развитие»,  пришла  к  выводу, что многие дети  не имели представление о здоровом образе жизни и культурно – гигиенических навыков, имеют средний и низкий уровни физического развития и  часто  болеют.  Наблюдения  за часто болеющими  детьми  показали,   что  обычно  заболевание  начинается  с  насморка,  заложенности  носа,  затем  появляется  кашель.  Даже  проболев определенный срок,  дети,  приходят  в  детский  сад  не  полностью  долеченными.

     Для  решения  возникшей  проблемы,  я  составила  перспективное  планирование  мероприятий  по формированию представлений здорового образа жизни, начиная  с  младшего  дошкольного  возраст  «План работы по оздоровлению детей»  (Приложение № 4 )

Как основа знаний  по оздоровлению  детей, провела такие мероприятия как:

– досуг здоровья и подвижных игр «Вечер подвижных игр»;

– показ презентации «Почему нужно чистить зубы»;

– игра «Как вырасти здоровым» и т. п.

Мероприятия проводились согласно Циклограмме группы. (Приложение № 5)

 

     Для сохранения и укрепления здоровья детей использую традиционную систему закаливания по Кудрявцеву В.Т. и Егорову  Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»,  рекомендованная программой «Детство», по которой работает наш детский сад. Методика закаливания содержит способы:

– закаливающие воздушные ванночки для тела до и после сна,

– контрастные ванночки для рук (круглый год)

  контрастные ванночки для ног – в летний период

– профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

– дыхательные и звуковые упражнения

– точечный массаж

– формирование и коррекция осанки

– профилактика плоскостопий

– упражнения и задания на развитие мелких мышц рук

– упражнение на развитие мимики и артикуляции

– физкультминутки

– организация работы с ослабленными детьми

– ходьба босиком  по «дорожке здоровья»

     

     Эти мероприятия проводятся в соответствии с принципом здоровьесберегающей системы систематически и последовательно. Все закаливающие процедуры я провожу  с согласия родителей.

     

     Для  укрепления  же  эмоционального  здоровья  детей  использую  психогимнастику,  сказкотерапию,  улыбкотерапию,   игры  и  упражнения  на  развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций.  Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и их родителей, и привлечь родителей  в игровой процесс.

   

               Начиная  с  первой  младшей  группы проводила  ежедневно  здоровьесберегающие  

          мероприятия такие как:

  • здоровьесберегающие технологии: музыкальное  воздействие, утренняя  гимнастика, артикуляционная  гимнастика, пальчиковая  гимнастика, улыбкотерапия,  дорожка  здоровья  до  и  после  сна, босохождение, воздушные  ванны  с  упражнениями, дыхательная  гимнастика, гигиенические  процедуры  (умывание  прохладной  водой  в  течении  дня), сон  с  доступом  свежего  воздуха, утренний  прием  воспитанников  на  свежем  воздухе  в  летний  период,подвижные  игры  в  группе  и  на  свежем  воздухе, здоровое  питание;
  • проходили  «Досуги  здоровья» : «Путешествие в страну Здоровячков» ,  «Озорной зайчишка», «Малышы-крепыши», «Снег снежок – белая вся улица», «Путеществие к Лунтику», «Веселое путешествие»;
  • создала  картотеку  игр  по  ЗОЖ, дидактические  игры  по  ЗОЖ для дошкольного возраста;
  • провела  для  родителей  малышей консультации:

–  Консультация  «Закаливание  детей  раннего  возраста»

                              –  Информационный  стенд  «Все  об  игрушках»

                              –  Консультация  «Профилактика  простудных  заболеваний  у  детей»

                               – Информационный  стенд  «Лето  и  его  опасности»

                    Продолжала работу во второй младшей группе и в средней группе,

              «Планирование в во 2 мл группе», «Планирование в средней группе»,  (Приложение № 4)

              постепенно расширяя  и позволяя  получать детям знания доступны их возрасту.

  Освоив новую технологию   проектирование были  запланированы  и  проведены  проекты  по  самообразованию  на  такие темы: (Приложение № 6)

  • Проект  «Будь  здоров,  малыш!»
  • Проект  «Познай  себя»
  • Проект  «Мы  обедаем»
  • Проект  «Целый  день:  наш  режим»
  • Проект  «Поговорим  о  здоровье».

     В  своей  работе  я  уделяю  большое  значение  созданию  благоприятных  условий  для  реализации  укрепления  здоровья  детей  и  в  группе  были  созданы  различные  

«Центры  развития»:

      –    центр познавательной активности: дидактические игры «Что сначала, что потом»,

           «Одень куклу Дашу»,  «Я и мое тело», «Сложи портрет», игры – вкладыши

           «Части тела», «Наши пальчики, карточки  «Безопасность дома и на улице»,  и др.    

       

  • центр двигательной активности: спортивное оборудование для физического развития- гимнастические  палки,  обручи,  скакалки, цветные  ленты  на  колечках, «дорожки  здоровья», мячи, кольцеброс  и т. д.

        –   центр «Здоровье»: персонаж Айболит, «Азбука здоровья», книга  «Я  и  мое  тело»,  

            иллюстративный материал,  игры   по  «здоровому  образу  жизни»;

  • центр творчества: раскраски, карандаши,  трафареты.

     В центрах игр для девочек и мальчиков: атрибуты для сюжетно-ролевых игр.         Наличие развивающей предметно-пространственной среды позволяет обогатить познавательную деятельность, наполняя её реальным смыслом и содержанием.

Взаимодействие с родителями.

     Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

     По «Взаимодействию с родителями» был составлен план на каждый учебный год, начиная с первой младшей группы, что и помогает мне наладить взаимоотношения с родителями через разнообразные формы работы   (Приложение № 7) . 

   В приемной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся консультации и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, например, такие как:

–  Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей»

–  Консультация “Да здравствует мыло душистое”

–  Консультация “Учимся чистить зубы”.

       Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Мне удалось сделать родителей своими и помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям. С первых дней знакомства с ними, я показываю, рассказываю все, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей, выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Поэтому родители активно оказывают  помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Благодаря родителям на прогулочной площадке создана «Тропинка здоровья», «Поиграй-ка с Зайкой» – кольцеброс для игр с мячами.

Взаимодействие с педагогами.

     С целью распространения своего педагогического опыта работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО, для  педагогов  были   проведены  следующие мероприятия:

Таблица по взаимодействию с педагогами с 2014 -2017 год     (Приложение № 8 )

Учебный год

Название мероприятия

Форма проведения

Цель

2014-2015

«Формирование представлений о здоровом образе жизни через игровую деятельность у детей с младшего дошкольного возраста»

МО воспитателей ДОУ

Представление опыта работы

Гимнастика после сна «У  нас  в гостях- доктор Айболит»

Открытый просмотр

Укрепление  здоровья  воспитанников  через  игровую  двигательную  деятельность

дидактическая  игра  по  здоровому  образу  жизни  

«Одень куклу Дашу»

Открытый просмотр

Создания  условий  для  закрепления  у  детей  представления  о  сезонной  одежде  с  целью  формирования  интереса  к  здоровью

2015-2016

Тема «Формирование здорового образа жизни, через игровую деятельность у детей дошкольного возраста

МО воспитателей  ДОУ

Сообщение из опыта работы

2016-2017

Тема «Формирование первичных представлений о себе, других людях в средней группе»

Пед-мастерская для воспитателей

Игра – занятие «Я и мое тело»

Открытый просмотр

Формирование у детей представление о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глаз -смотреть, уши- слышать нос – нюхать,  язык – пробовать  и  определять  на  вкус,  руки– хватать,  держать,трогать,ноги–стоять, ходить, голова – думать,  запоминать, туловище наклоняться, поворачиваться в  разные  стороны;   воспитывать  интерес  к  изучению  своего  тела.

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

РМО воспитателей

Сообщение из опыта работы

Заключение.

Педагогическая деятельность по теме «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» имеет результативность при проведении образовательной деятельности благодаря качественному подходу к проведению  оздоровительной работы в ДОУ прослеживается снижение заболеваемости, положительная динамика состояния здоровья  детей.

Аналитические данные мониторинга

2014

2015

2016

Пропуски по болезни  одним ребенком (за исключением хронических заболеваний)

в среднем за три года

2.0

1.8

1.5

Среднегодовая численность детей

                23

25

24

Дни функционирования

209

209

211

      В дальнейшем планирую продолжить работу с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Галанов,  А.С.   Игры которые лечат / А.С.  Галанов.-М.: ТЦ «Сфера», 2004.-96 с.
  2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под редакцией В. И. Логиновой; под редакцией Т,И. Бабаевой, З,А, Михайловой, А,М, Гуревич. – СПб.: Детство-Пресс, 2002 .
  3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  / Под редакцией Т.И. Бабаевой.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  4. Методические советы к программе «Детство». Детство – Пресс – 2002 г.
  5. Кудрявцев В.Т.,  Егоров  Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»  
  6. Павлова, Л.М. Знакомим малыша с окружающим миром / Л.М. Павлова.- М.: Просвещение, 1987.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155.
  8. Эльконин,  Д.Б. Психология игры. – М, 2002-463с.
  9. Эльконин,  Д.Б., Давыдов,  В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М, 2004-384с.

nsportal.ru

Формирование привычки здорового образа жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС

Консультация

«Формирование привычки здорового образа жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС» 

руководитель физического воспитания Ладыгина Елена Александровна

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Важнейшая социальная задача – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.

Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Основными задачами по формированию здорового образа жизни является охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка представлений о себе, строении своего тела, о чувствах и мыслях;

обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни;

обучение ребенка объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни действовать в зависимости от ситуации;

закаливание детского организма;

формирование правильной осанки, жизненно-необходимых двигательных действий и культурно-гигиенических навыков и умений, достижение полноценного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня.

Приоритетным направлением в области дошкольного образования является укрепление здоровья детей. Здоровье определяется многочисленными факторами обеспечения, которые имеют преимущественное значение в формировании здоровья ребенка.

Генетические факторы:

под генетическими факторами следует помнить унаследованные от ближайших предков семьи.

Все заболевания, связанные с генетическими факторами, специалисты условно разделяют на три группы:

-наследственные прямого эффекта (в том числе врожденные), когда ребенок рождается уже с признаками нарушений:

-наследственные, но опосредованные воздействием внешних факторов;

-связанные с наследственным предрасположением.

Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую имеют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека.

Состояние окружающей среды.

К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, ученые относят: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характер атмосферы, водный компонент; физические, химические и механические характеристики воздействия поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений и др.

Медицинское обеспечение:

Зачастую доля ответственности этого фактора за обеспечение здоровья кажется неожиданно низкой, так как именно с ним большинство людей связывает свои надежды на здоровье. Видимо, такой подход обусловлен прежде всего тем, что о здоровье человек чаще всего вспоминает тогда, когда уже в связи с болезнью вынужден обращаться к врачу. Выздоровление же, естественно, он и связывает именно с медициной. Однако при этом человек не задумывается над тем, что врач занимается не охраной здоровья, а лечением болезни.

Таким образом, не должна вызвать удивления низкая доля зависимости здоровья современного человека от медицинского обеспечения, что обусловлено, во-первых, его ориентировкой на лечение, а не обеспечение здоровья, и, во-вторых, отсутствием модели самого здоровья

Условия и образ жизни:

Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний.

Чтобы здоровье человека сохранить, нужно создать благоприятные условия для жизни человека, разрабатывать здоровьесберегающие системы – здоровьесберегающая система является одним из условий здорового образа жизни.

Человеческий организм работает в определенной системе на основе индивидуальных биоритмов.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

В ДУ для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

К сожалению, распорядок дня в ДУ чаще трактуется односторонне – лишь с временных позиций, в результате чего он теряет свои воспитательные функции. Такой подход, недооценка требований к организации режима дня уже нанес значительный вред здоровью многих детей. Учитывая этот негатив, подчеркивается необходимость усиления оздоравительно-содержательной и воспитательной направленности распорядка дня. Качество решенных моментов определяется в направлениях, связанных с удовлетворением основных физиологических потребностей организма ребенка (в движении, пище, сне, активном бодрствовании), с приобретением необходимых знаний в области культуры здоровья, с овладением навыками ЗОЖ.

Режим дня начинается с отношения периодов бодрствования и сна. Для дошкольников полноценный сон – один из главных источников здоровья и развития. Систематическое недосыпание болезненно отражается на состояние всего организма, снижает память, внимание умственную и физическую активность. По этой причине необходимо заботится о том, чтобы сон детей был по настоящему «детским» и по состоянию крепким, безмятежным. В период бодрствования обеспечивается смена активных и более спокойных видов деятельности, умственные нагрузки чередуются с физическими. Двигательная активность в течении дня должна быть разной интенсивности: в утренние часы спокойной ,более высокой на физических занятий.

Самая большая двигательная активность приходится на прогулку.

Прогулка – это мощная закаливающая процедура: ребенок дышит свежим воздухом, в котором много ионов, благотворно влияющих на самочувствие; световые и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина «Д», необходимого для укрепления костного аппарата. Движения и физические нагрузки на воздухе, так необходимые для роста и развития ребенка, вносят в копилку детского здоровья особую лепту.

Таким образом, прогулка ни в чем не заменимое комплексное оздоровительное оздоравливающее средство.

Питание – один из основных факторов внешней среды, определяющий нормальное развития ребенка.

Пища – основной источник выработки всех видов энергии в организме, необходимый материал для роста и развития его органов и систем. Учтем еще, что процессы обмена веществ протекают у детей значительно интенсивнее, чем у взрослых. Дети больше двигаются и гуляют, что также вызывает значительные энергетические затраты.

Следует также помнить и то, что чрезмерное переедание перегружает желудочно-кишечный тракт, нарушает обменные процессы организма и приводит к ожирению. Ошибаются те взрослые, которые считают, что полнота ребенка – главный признак здоровья. Переедание порой приносит непоправимый вред: ребенок набирает избыточный вес, становится малоподвижным.

Основное средство предупреждения простудных заболеваний детей-дошкольников – естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к изменяющимся внешним условиям, т. е. закалить его организм. На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья при условии, что органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, реальную для исполнения и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Развития детей дошкольного возраста необходимо рассматривать по овладению знаниями и навыками гигиенической культуры и правил поведения. Бытовые процессы должны нести детям необходимые знания о здоровом образе жизни: зачем умываться, чистить зубы, мыть руки, бывать на воздухе; почему надо полоскать рот после еды, пользоваться салфеткой и т.п.

Таким образом, система работы, включающая двигательную активность, закаливание, питание, прогулки, соблюдение режима дня позволяет укрепить здоровье ребенка и приобрести соответствующие знания к собственному здоровью, что обеспечивает успех формирования навыков здоровья детей дошкольного возраста.

Так же очень важна связь дошкольного учреждения с семьей. Ведь именно в этом возрасте начинается формирование здоровья ребенка.

Родители любят своих детей, заботятся о них, лечат, когда они заболевают. В сфере здоровьесбережения цель дошкольного учреждения – помочь родителям сохранить и укрепить здоровье ребенка не медикаментозными, но в тоже время научно обоснованными и действенными способами и средствами.

Воспитателю необходимо найти общий язык с родителями воспитанников, проявить интерес к здоровью и развитию каждого ребенка, фиксировать внимание на том особенном, что есть в нем, и удивить этими знаниями родителей. Важно убеждать родителей в том, какое значение имеют единые подходы к распорядку дня в семье и детском учреждении, как рационально провести выходные дни; почему вредно закармливание детей сладостями, потакание капризам во время еды, желание как можно больше дать пиши ребенку, какой вред наносит здоровью ребенку «укутывание в сто одежек». Родители должны знать, что малая подвижность неестественна для детей, она приводит к: нездоровью ребенка, психологическому дискомфорту.

Воспитателям и родителям надо находить время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и детском учреждении. Этому способствуют индивидуальные беседы с родителями, содержание родительских уголков, соотнесение требований дошкольного учреждения и семьи, проведение мероприятий по уменьшению адаптационного стресса при переходе ребенка из семьи в детский сад, использование комплексно-оздоровительных мероприятий с обязательным учетом выявленных отклонений в здоровье каждого ребенка.

Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о там, как сохранить и укрепить свое здоровье, навыки здорового образа жизни, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и двигательную деятельность. При этом целенаправленно следует вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на духовное и физическое развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – это здоровье.

kopilkaurokov.ru

ФГОС ДО “ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ”. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСТВЕ– ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ!

СТАТЬЯ:

ФГОС ДО “ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ”. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСТВЕ–ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ!

 

Коробова Татьяна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

                       «Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и:

чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь»

 (М. Цветаева).

       ФГОС ДО “направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…” (см. п.1.6  ФГОС ДО). “Физическое развитие включает приобретение опыта в … становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами…” (см. п. 2.6  ФГОС ДО).

      Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, легче обучать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Современный детский сад создаёт максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый ребёнок рос здоровым и хорошо развивался. Но при всём этом очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе, к своему здоровью. 

      На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем  должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Именно поэтому одной из важнейших задач образовательной области “Физическое развитие” ФГОС ДО является  необходимость воспитания  у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности.

      Эта статья поможет педагогам ДОУ   осознать необходимость  приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в ходе решения задач образовательной области “Физическое развитие” ФГОС ДО.

 

Факторы здоровья

      Что же такое здоровье?  Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения). Как видно из определения, не только медицинские факторы влияют на состояние здоровья. Что же мешает добиться того, чтобы наши дети были действительно ЗДОРОВЫМИ?  Одна из проблем – это низкий уровень знаний родителей, а иногда, к сожалению, даже и педагогов о том, как сохранить здоровье свое и здоровье детей. В первую очередь необходимо знать факторы, от которых зависит здоровье зависит здоровье:

1.     Наследственность– это совокупность природных свойств организма, передаваемых из поколения к поколению.

2.     Медицина – это сфера жизни общества, работники которой заняты лечением болезней и их предупреждением.

3.     Образ жизни – это совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.

4.     Экология – это наука об отношениях растительных и животных  организмах друг к другу и к окружающей их среде.

      Таким образом, существует фактор, который полностью зависит от самого человека! Учеными доказано, что здоровье на 50% зависит от того, какой образ жизни ведет человек. Образ жизни – это совокупность способов форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.

      Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.

      В настоящее время, как никогда, возрастает актуальностьЗОЖ, что  вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Задача педагогов и родителей сформировать у детей представления о ЗОЖ и осознанное отношение к выполнению составляющих ЗОЖ. Причем речь идет не только об искоренении вредных привычек, выполнении определенных гигиенических норм и правил, которые определяют физиологическое благополучие организма, но и о приобретении определенных критериев здоровья.

 

      Критерии здоровья

1.     Отсутствие или наличие хронических заболеваний (на определенный момент времени).

2.     Функциональное состояние органов и систем организма.

3.     Степень сопротивляемости организма инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды.

4.     Развитие физического и нервно-психического организма и их гармоничности.

      Изучением вопроса здоровья и его проблем занимается наука валеология наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.

 Валеология представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья.     

      Основоположник валеологии – И.И.Брехман и его ученик-последователь Г.К.Зайцев выделили основные Принципы валеологии.

 

Принципы валеологии

      1. Принцип сохранения здоровья.

      Его основу составляет гомеостаз (способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям). Жизнедеятельность человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной особенностью организма – адаптацией (адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека). Переход от здоровья к болезни связан с действием интенсивных раздражителей. Они вызывают в организме реакции «патологического стресса», характеризующиеся ломкой гомеостаза и постоянным истощением энергетических резервов (состояние, близкое к хроническому заболеванию).  

      Первый принцип сохранения здоровья проявляется в стремлении человека развивать свой культурный уровень, а так же поддерживать свое психическое равновесие путем ограждения своего организма от стрессовых и информационных перегрузок.

      2. Принцип увеличения резервов здоровья (укрепление здоровья).

       В организме человека заложен механизм сохранения здоровья, обеспечивающий накопление или наращивание энергоресурсов организма.

      И.И.Брехман рассматривает нравственное здоровье как определяющий аспект в валеологической культуре личности. Как говорилось в исследованиях Г.К.Зайцева – установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

     Второй принцип заключается в повышении адаптивности организма к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки.

      3. Принцип формирования здоровья.

      Этот принцип обуславливает формирование основных компонентов здоровья подрастающего поколения на протяжении всей их образовательной деятельности.

      Исходя из перечисленных принципов валеологии, понятно, что для сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников необходимо вести определенную системную работу по обеспечению факторов ЗОЖ,  по сообщению детям знаний о ЗОЖ и формированию у них навыков ЗОЖ. Какие же факторы необходимы для обеспечения ЗОЖ дошкольников? Очевидно, что все они обязательно должны учитываться в системе работы ДОУ.

 

      Составляющие  факторы здорового образа жизни

1.        Режим дня

2.        Сон

3.        Питание

4.        Гигиена

5.        Движение

6.        Эмоциональное состояние

1.Режим дня– это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

      Соблюдение режима дня – одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

         2. Сон– это наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.

      Сон – один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма  и снижению защитных сил организма. Режим сна детей складывается из ночного – примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна – примерно  два часа.

      Гигиеной сна предусматривается укладывание на сон и подъем в одно и то же время. Для лучшего и более полезного сна нужно создать условия:

•         Удобная постель

•         Тишина

•         Затемнение окон

•         Приток свежего воздуха

•         Прием пищи, не возбуждающей организм,- за полтора, два часа до сна

•         Предварительная прогулка на свежем воздухе

      3.Питание– это пища, еда, т.е. специальная энергия для нормального функционирования человека.Питание это одно из важнейших условий существования человека, сохранения его здоровья и трудоспособности. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание с первых дней жизни.

      4.Гигиенаэто раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. Гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования, поддержание порядка в окружающей обстановке. Гигиенические навыки включают в себя:

•         Закаливание

•         Занятия физическими упражнениями

•         Уход за телом

•         Использование рациональной одежды и обуви

      5.Движение– это состояние, противоположное неподвижности, покою, это биологическая потребность растущего организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей. Движения улучшают работу опорно-двигательного аппарата, увеличивается сила, объем, эластичность мышц.

      Основные движения – это жизненно необходимые для человека движения, которые он использует в повседневной деятельности. К основным движениям относятся: ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание, равновесие.

    Недостаток движений приводит к гиподинамии. В результате наблюдается понижение умственной и физической работоспособности, более быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к вредным влияниям внешней среды, приводящее в дальнейшем к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы, органов дыхания и пищеварения.

      Взрослые должны как можно раньше привить детям глубокие знания и навыки по физической культуре, помочь в подборе увлекательных игр, полезных физических упражнений. Начинать следует с утренней гимнастики. Воспитатель должен заинтересовать детей, объяснить положительное влияние гимнастики на организм, на развитие необходимых человеку физических качеств. Утренняя гимнастика полезна еще и тем, что это первый шаг к твердому распорядку, к умению правильно распределять свое время. Кроме утренней гимнастики ежедневно следует организовывать игровую двигательную деятельность: физкультурные занятия, физкультурные минутки     (см.   “Физминутки нам нужны – для детей они важны!”   http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06 /1470-2012-08-12-09-54-47.html ), подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения, элементы эстафет исоревнований, малоподвижные игры и хороводы, развлекательные аттракционы и т.д.

    Занятия физкультурой в дошкольном возрасте развивают физические качества: ловкость, силу, быстроту, выносливость, гибкость, равновесие.

      6.  Многие педагоги ДОУ до конца еще не осознали значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь, проведя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытать серьезные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

      Все вышеперечисленные составляющие факторы ЗОЖ возможно и необходимо соблюдать в ДОУ. Кроме того, нельзя забывать об основных требованиях к режиму ДОУ, обеспечивающих формирование, укрепление и сохранение здоровья детей:

•         Рациональное чередование бодрствования и отдыха.

•         Регулярное и полноценное питание, не менее четырех раз в день в одни и те же часы.

•         Занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее шести часов в неделю.

•         Пребывание на свежем воздухе, не менее двух- трех часов в день.

•         Строгое соблюдение гигиены сна, не менее десяти часов в сутки, желательно, чтобы ночной сон был в одно и то же время.

•         Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка

•         Единство требований со стороны взрослых (соблюдение режима дня даже в выходные, когда ребенок находится с родителями).

      Каждый малыш должен расти здоровым, но, чтобы этого добиться, надо приложить определенные усилия не только педагогам  ДОУ, но и родителям, и самому ребенку. Первоочередная задача педагогов ДОУ –  помочь понять родителям и детям необходимость приобщения к ЗОЖ для формирования, сохранения и укрепления здоровья.

      «Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и: чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь» (М. Цветаева). Навыки ЗОЖ,  полученные в детстве, помогут сохранить здоровье на всю жизнь!

      Примечание: Практический материал к данной статье Вы можете посмотреть в методической разработке “ФГОС ДО, “Физическое развитие”. Серия занятий “Здоровый образ жизни” для детей 6 – 7 лет”  http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1434-2012-07-13-12-05-22.html

Литература

1.     В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко «Этюды валеологии: здоровье, как человеческая ценность», С-Пб, изд-во Балт. пед. акад. 1998 г.

2.     И.И.Брехман «Валеология — наука о здоровье», Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1990г.

3.     Г.К.Зайцев, А. Г. Зайцев « Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей», Москва, изд-во «Бахрах-М», 2003г.

        4.     Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ  https://vk.com/club127722071

ext.spb.ru

Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Малинина А.В., воспитатель МАДОУ д/с «Детство» комбинированного вида СП – д/с № 38,

Аннотация: здоровье дошкольников является приоритетным направлением государственной политики.

Ключевые слова: физкультурно – оздоровительная работа, взаимодействие с семьей, формирование жизнедеятельности.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

«Учиться быть здоровыми, физически активными, защитить себя и своих детей от опасностей современного цивилизованного мира» — таким должен быть девиз всех взрослых заботящихся о здоровье детей.

 

Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФГОС здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

С этой позиции центром работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны стать семья и детский сад — две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается – «семья, и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установлении доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Именно по этой причине наше дошкольное учреждение сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей. Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного развития ребенка. Оптимизация современных видов деятельности педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляется поэтапно.

“Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств”.

Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.

Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

  • Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
  • Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
  • Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.
  • Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
  • Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста
  • Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.

Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через: непосредственно организованную деятельность, организацию игр, общение, художественно-речевую деятельность, познавательно-практическую деятельность, максимальное использование наглядности.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, это не помешает. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать развивающую предметно-пространственную среду, в которой должны быть атрибуты, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодея-тельности ребенка.

Все мы — педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
  2. Взаимодействие специалистов ДОУ с организациями физкультурно-оздоровительной работы.
  3. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
  4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
  5. Внедрение научно — методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
  6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2010.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  4. Сивцова А.М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
  5. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога” 2013.
  6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  7. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2014г.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Е.: Ажур, 2014 год.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *