Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста – Экскурсия как форма обучения дошкольников

Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Экскурсионному делу – свыше 100 лет. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». В словаре туристских терминов экскурсия определяется, во-первых, как «процесс наглядного познания окружающего мира; особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения» [2.с.28].

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире [1, с.59].

Преимущество, например, экологических экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания [7, с.41].

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа через экскурсии воспитывают уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, и т.д.

Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности» [10, с.88].

Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. С ранних лет у детей формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей», социальной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, обществом, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

Экскурсия для детей – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях [4, с.70].

Демократический стиль общения с детьми на экскурсии должен быть заменен на более доверительный, мягкий, задушевный. Резкий окрик, крик, грубо сделанное замечание разрушают эмоциональное состояние детей, возникшее от восприятия природы [8].

В работе с детьми дошкольного возраста используется все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки по родному городу, мини походы. Например, рядом с нашим институтом находятся 2 детских сада. Студенты факультета сервиса и туризма разрабатывают специально для дошкольников экскурсии и знакомят их с историей поселка Электроизолятор, с историей народного художественного промысла Гжель и т.д. В своей работе при подготовке таких экскурсий студенты используют все приемы показа и рассказа, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Особенно интересно проходят экскурсии по музею народного художественного промысла Гжель, где дошкольников знакомят с историей Гжели, проводят мастер-класс, анимационную программу. Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства.

По данным психологических исследований, человек запоминает 10% того, что он слышит, до 50% того, что видит, и почти 90% того, что делает.[3, с.55].

Рис.1. Схема экскурсионного процесса

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Экскурсовод заранее посещает место экскурсии, продумывает наиболее целесообразный путь следования, расстановку детей для наблюдения. Необходимо также подготовить заранее оборудование, которое понадобится для экскурсии (например, для экологической экскурсии надо подготовить корзинки для природного материала, альбомы для зарисовки и т.д.).

В основу разработки содержания ознакомления детей с родным краем экскурсовод опирается на конкретные принципы: энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности), уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края), интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира), единство содержания и методов, динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста), тематичность материала. Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у детей удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей. Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы, рассуждают, рассказывают и описывают элементарные явления природы. Воспоминания о прогулках, экскурсиях, дети передают в рисунках, в подвижных играх, с удовольствием «превращаются» в цветы, деревья, грибы, животных, птиц.

Детям очень нравятся целевые экскурсии-прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года. Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица, озеро, поле и т.д. Сообщаются детям не только первые знания о природе, но дается пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не хочется таять…». Дети становятся активнее участвовать в разговорах, проявляют активность, дают развернутые ответы [6, с. 93]. Процесс познания происходит только когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это и аллея около сада, и березовая полянка, и живописная тропинка у озера. Всё это закладывает первые основы патриотизма.

Именно в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной. Эффективным путем закрепления знаний считается включение эмоциональной сферы ребенка в процессы восприятия. «Ни одна форма поведения, – констатирует Л.С. Выготский, – не является такой крепкой, как та, что связана с эмоциями».

Исследования ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва») [9, с.105].

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами [10, с.278].

Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью дошкольной работы.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы дошкольников; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда [5, с.65].

Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся. И именно экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности. Литература:

  1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.

  2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное – Москва: ИКЦ «МарТ», 2006. – 304 с.

  3. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. – М.: Турист, 1989. – 118 с.

  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.

  5. Михайлов С.С. – Владимир: Транзит – ИКС, 2007. – 92 с.

  6. Глушанок Т. М, Хуусконен Н.М. Практика Экскурсионной деятельности. – СПб.; «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.

  7. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004. – 96 с.

  8. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, 80 с.

  9. Дошкольное воспитание. № 2, 2009. Издательство: ООО Издательский дом «Воспитание школьника», – 2009, 122 с.

  10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.

  11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.

  12. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос , 2003. – 368 с.

moluch.ru

13.Методика организации и проведения экскурсий в природу для детей дошкольного возраста.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экс­курсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естест­венной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Экскурсии как форма занятий проводятся в средней и старшей группах.

По содержанию экскурсии делятся на два вида: природовед­ческие (познавательные) экскурсии — в парк, лес, на реку, луг — и экскурсии в поле, на птицеферму, в сад, на огород и т. д. (ознакомление с трудом взрослых).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпи­зодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

МЕТОДИКА: Природоведческая экскурсия включает в себя ввод­ную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самосто­ятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьиру­ется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явле­ний. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, расска­зы, пояснения. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самосто­ятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз об­ращает внимание детей на общую картину природы.

Через 2—3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисова­ние, лепку, дидактические игры с природным материалом, чте­ние художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.

14.Организация и методика проведения повседневной прогулки на участке учреждения дошкольного образования.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой

Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.

Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Эту работу планируют на утро и вечер.

Для труда в огороде и цветнике детей организуют в зависимости от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах возможна организация дежурств по участку весной и летом.

Дети старшей групы наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.

Начиная со второй младшей группы проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада — к водоему, на луг, на пастбище и т. п.). На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями (гнездование грачей, ледоход). 

studfiles.net

Статья (старшая группа) на тему: Роль экскурсий в воспитании детей старшего дошкольного возраста | скачать бесплатно

Роль экскурсий в воспитании детей
старшего дошкольного возраста

Современный взгляд на воспитательную и образовательную работу с детьми дошкольного возраста предполагает развитие лучших качеств личности ребенка. Поэтому реализация задачи формирования разносторонней и полноценной личности в дошкольном образовательном учреждении требует поисков новых подходов к организации образовательного процесса.

Должны появляться новые формы, методы и средства обучения и воспитания детей. Они должны обеспечивать условия для эффективного формирования и развития всех навыков и умений, необходимых ребенку в дальнейшей жизни, его успешной социализации и развития творческих способностей.

Становление личностной культуры предполагает, что ребенок приобщается к непреходящим человеческим ценностям – красоте, добру, гармонии, а также постигает способы активного взаимодействия с миром.

Одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является ясное понимание необходимости воспитание патриотизма у дошкольников.

Патриотизм – это любовь к Родине, а понятие «Родина» включает в себя и территорию, и природу, и организацию общественной жизни, и особенности языка и быта. Необходимо научить ребенка ощущать себя частью народа, привить ему любовь к своему языку, истории и культуре.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста предполагает формирование у них системных знаний по истории родного края, и на их основе, чувства гордости за свое Отечество. Для этого необходимо проводить работу по нескольким направлениям:

– формирование самоосознания, понимания своего места в природе и в обществе;

– развитие общей культуры, а также культуры общения;

– воспитание любознательности, чувство красоты;

– изучение обычаев и традиций своего народа;

– формирование гуманного отношение ко всему живому;

– умение воспринимать дома, предметы быта, названия улиц как элементы истории родного края.

Для формирования у детей любви к Родине необходим социальный опыт, опыт взаимоотношений с людьми, приобщение к культуре родного края.

С чего начинается Родина? А начинается она с малой Родины – места, где человек родился, которое он должен знать и любить.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества».

И это верно именно потому, что формирование мировоззрения у ребенка начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает в первые годы жизни. Вначале через взрослых вокруг себя и общение с ними, а затем самостоятельно ребенок познает окружающий мир.

Одним из основных организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, является прогулка-экскурсия. В процессе тематических экскурсий, прогулок ребенок получает первые представления о своей стране, изучает ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».

Совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях Выполнение различных попутных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие дошкольников, благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности.

Организовать хорошую экскурсию непросто, она нуждается в тщательной подготовке. Поэтому при планировании мероприятия воспитатель должен:

– определить тему и цель экскурсии;

– продумать формы и приемы ее проведения, при необходимости подобрать информационный материал, задания для детей;

– выбрать дорогу до места с учетом времени года, погоды и расстояния, физических возможностей детей;

– провести подготовку (беседу, занятие) к экскурсии, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят;

– в рамках подготовительной беседы необходимо рассказать (напомнить) детям правила и меры безопасности: правила дорожного движения, порядок движения, как себя вести на улице и во время экскурсии;

– согласовать с экскурсоводом тему экскурсии и форму изложения материала;

– после проведения экскурсии необходимо провести занятие по закреплению новой информации. Полезно провести не просто беседу, а дополнить его продуктивным занятием по лепке, аппликации, рисованию и т.д. по теме проведенной экскурсии.

С учетом вышеизложенного было принято решение разработать проект по реализации цикла тематических экскурсий, объединенных одной макротемой, как формы образовательно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста для формирования патриотического мировоззрения.

При разработке проекта решено руководствоваться следующими принципами:

– принцип доступности и наглядности;

– принцип системного и последовательного тематического планирования;

– принцип интегративности;

– принцип комплексного подхода при проведении экскурсий.

Принцип доступности и наглядности предполагает соответствие получаемой детьми информации уровню их развития. Информация должна доводиться не только в словесной форме, но и с использованием зрительных образов, предметов, эмоций. По возможности рекомендуется применять игровые элементы.

Принцип системного и последовательного тематического планирования является особенностью данного проекта. Он предполагает планирование не просто набора экскурсий, а взаимосвязанных и взаимодополняемых мероприятий, объединенных одной темой. Темы таких экскурсии являются своего рода дидактическими единицами программы патриотического воспитания.

Интегративный принцип организации освоения предлагаемого в новых федеральных требованиях образовательного содержания, призван с одной стороны, сохранять целостность каждой из областей знаний, а с другой – существенно их взаимообогащать, способствовать их смысловому углублению, расширять ассоциативное информационное поле для детей, что активизирует у них собственную интерпретацию разных явлений как вербальными так и невербальными средствами.

Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с родителями, библиотекой, краеведческим музеем; а также в включении краеведческого материала в базовую программу дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом историко-культурных особенностей родного города.

Принцип комплексного подхода предполагает, что при проведении экскурсий реализуется не только информационная составляющая. Они также способствуют развитию кругозора, социальной активности детей, их речи и словарного запаса, развивает чувство ответственности, они благотворно сказываются на физическом развитии дошкольников, способствуют повышению работоспособности, учит взаимопомощи, развивают чувство прекрасного.

Наш детский сад находится в городе Пушкин. Можно сказать, что мы живем в городе-музее, городе-памятнике, что дает благодатную почву для выбора тем экскурсий. После обсуждений в кругу педагогов, с учетом мнения родителей (было проведено анкетирование и личные беседы с большинством из них) было принято решение использовать в качестве общей темы Екатерининский дворец.

Был запланирован цикл из семи экскурсий с учетом того, что предмет экскурсии должен быть прост и понятен для детского восприятия, наглядным и образным. Тема одной экскурсии должна содержать один или два близко связанных изучаемых предмета. Определены следующие темы экскурсий:

  1. Екатерининский дворец. Обзорная экскурсия.
  2. Изделия из бронзы.
  3. Фарфор и сервизы.
  4. Янтарная комната.
  5. Камины и печи. Паркет.
  6. Часы.
  7. Паркет.

Чтобы обеспечить возможность проведения запланированных мероприятий, проведена работа по согласованию возможности реализации указанной тематики для дошкольников с руководством и экскурсоводами музея.

На родительском собрании достигнута договоренность с родителями детей об активном участии семьи в подготовке ребенка к экскурсии (предварительное ознакомление с материалом) и об участии одного из родителей непосредственно в экскурсии согласно определенному графику.

Определены правила и меры безопасности для экскурсий данного цикла с учетом их особенностей и времени года, определены обязательные моменты, которые следует напоминать детям в виде беседы и (или) игрового опроса перед выходом группы за пределы детского сада.

Перед каждым походом проводилось занятие для ознакомления с предметом предстоящей экскурсии с демонстрацией фотографий и учебных видеофильмов.

При передвижении к месту проведения экскурсии дети получали попутные задачи: наблюдение за облаками, цветами, деревьями; определение названий встречающихся птиц и цветов, сбор листьев и шишек, веточек для поделок (на обратной дороге).

По прибытии во дворец проводились экскурсии в соответствии с темой. Благодаря высокому профессионализму экскурсоводов и их ориентации на уровень детей-дошкольников все мероприятия проходили интересно, нескучно и познавательно, для детей время проходило практически незаметно. Во время экскурсии один из взрослых проводил фотосъемку мероприятия, детей, их реакции, объектов экспозиции.

На следующий день обязательно проводились беседы в виде совместных воспоминаний и опроса для закрепления полученной информации, а также совместно с детьми принималось решение, какого рода поделки можно сделать по этой теме. Соответственно определялось индивидуальное задание для каждого, которое и реализовывалось на следующий день на занятии по продуктивной деятельности.

По окончании цикла экскурсий была подготовлена комплексная презентация ее итогов, состоящая из выставки работ, причем представленные работы были и рисунками, и аппликациями, и изделиями из пластилина и природных материалов, и презентации в среде PowerPoint, отражающей основные моменты проекта. Особый энтузиазм презентация вызвала у детей, узнающих знакомые места, предметы, самих себя.

По практическим результатам апробации проекта были подведены следующие итоги:

  1. В результате тематического цикла экскурсий дети получили обширное представление об одном из интереснейших и красивейших мест нашего края и всей страны – Екатерининском дворце. Благодаря тому, что каждая последующая экскурсия, не смотря на другую тему, фактически проводилась в тех же местах, что и предыдущие, дети невольно вспоминали то, что им рассказывалось раньше, что в значительной мере способствовало запоминанию и усвоению материала.
  2. Дети усвоили, что все, что они видели – неотъемлемая часть своей страны и ее истории, что является неотъемлемым элементом патриотического воспитания.
  3. Проведенный цикл способствовал развитию у детей любознательности и кругозора.
  4. Повысился уровень развития общей культуры и культуры общения дошкольников.
  5. Повысился уровень социализации детей, качество отношений в коллективе.
  6. Активные прогулки на свежем воздухе способствовали подержанию и улучшению здоровья детей.
  7. Общение с новыми людьми способствовало развитию речи и существенному увеличению понятийного и словарного запаса.
  8. Проведенный цикл способствовал развитию у детей внимания и памяти.
  9. Темы экскурсий фактически являются темами для изучения окружающего предметного мира, таким образом цикл экскурсий способствовал реализации планов НОД, причем на высоком уровне благодаря эмоциональности и наглядности преподносимого материала.
  10. Занятия по изготовления поделок по результатам экскурсий, с одной стороны, служили средством закрепления полученной информации, а с другой являлись самостоятельными занятиями по продуктивной деятельности. Такое сочетание оказало благотворное влияние на мотивацию детей на занятиях.
  11. Существенно повысился уровень знаний по правилам дорожного движения и правилам поведения на улице.

Выражаем надежду, что на примере нашего опыта педагоги дошкольных образовательных учреждений смогу создавать и развивать новые формы обучения дошкольников, воспитывать новое поколение полноценными гражданами своей страны.

Литература

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.

Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. / Моск. психол.-социальн. ин-т. – М.: Ин-т. практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 64 с.

Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С.П., Дошкольная педагогика. –М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение.-1993.-128 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997.

Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. – Народная асвета, 1974. – 64 с.

Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» – М., 2000 г.

Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»», 2010

Прогулки и экскурсии в режиме группы продлённого дня /авт.-сост. И.В. Курбенко. – Волгоград: Учитель,2013.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *