Слайд 1
САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДАСлайд 2
Самообразование — это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника , мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности . Самообразование — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.
Слайд 3
Основные направления самообразования воспитателей: ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении; исследование новой научно-методической литературы; изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии; ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями; знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений; совершенствование общего уровня развития.
Слайд 4
Формы повышения квалификации педагогов Педсовет Обучающий семинар Курсы повышения квалификации Консультации Открытые занятия Изучение педагогического опыта Педагогический тренинг
Слайд 5
План работы воспитателя по самообразованию 1л. Титульный лист План работы воспитателя по самообразованию на период _____________ По теме: «____________________» Воспитатель:ФИО 2л. Актуальность выбранной темы. Цели Задачи
Слайд 6
Примерный план работы воспитателя по самообразованию 3л. Основные направления самообразования Формы повышения квалификации педагогов Практические выходы ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении; Педсовет Обучающий семинар Курсы повышения квалификации Консультации Доклад Реферат Рабочие программы И тд исследование новой научно-методической литературы Курсы повышения квалификации Выступление на педсовете Изготовление пособий, игр изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии Консультации Изучение педагогического опыта Педагогический тренинг Посещение открытых занятий Посещение мастер – классов и т д. ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями Посещение от крытых занятий Педагогический тренинг Обучающий семинар Курсы повышения квалификации Разработка педпроектов Разработка планов – конспектов
Слайд 7
План работы воспитателя по самообразованию 4л. Список литературы 1….. 2….. 3….. И т.д. Приложение Педпроекты Конспекты занятий Фото мероприятий Фото дидактич . игр и пособий И т. д. Отчет о проделанной работе
nsportal.ru
Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.
оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.
Планируемый результат:
Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.
План консультации:
1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
2. Организация работы по самообразованию.
3. Результаты самообразования.
4. Рефлексия.
Литература:
Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37.
Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97
Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36
Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования
Я чувствую себя в праве сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
2. Организация работы по самообразованию.
3. Результаты самообразования.
1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?
Разные источник дают следующие определения:
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
· Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
· Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
· Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
· Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как «несовременного человека»
· Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
· Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
· Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
· Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
· Телевидение
· Газеты, журналы
· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
· Интернет
· Видео, аудио информация на различных носителях
· Платные курсы
· Семинары и конференции
· Мастер-классы
· Мероприятия по обмену опытом
· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
· Курсы повышения квалификации
2. Организация работы по самообразованию.
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:
· не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность
· не могут правильно сформулировать тему самообразования
· при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
· при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
· не могут сформулировать цель и задачи работы (педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)
выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат
определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса
Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность
При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
Формулируйте темы по схемам:
– ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
– ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
– Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
· Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу»
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
– просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
– ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
– начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
– изучите современные взгляды на проблему
– используйте опыт других педагогов и ДОУ
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
· По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
· Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
· Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
· Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
Не могут сформулировать цель и задачи работы
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:
3. Результаты самообразования.
Что дает самообразование?
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Результат.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?
· Повышение качества проводимой с детьми работы;
· Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий
· Доклады, выступления
· Разработка дидактических материалов, наглядности
· Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
· Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
· Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.
Список использованной литературы:
Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37.
Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97
Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36
Материалы интернет-сайтов по проблеме самообразования
nsportal.ru
Цели и направления образования воспитателей ДОУ
Самообразование – это осознанная, активная познавательная, творческая деятельность педагога. Через нее педагог обогащает свои профессиональные знания и совершенствует методические приемы работы с детьми, обновляя их соответственно текущему уровню развития педагогики и психологии.
Воспитателю ДОУ следует целенаправленно составлять план по собственному самообразованию, включая в него все основные направления обучения:
Для повышения своего профессионального уровня педагогу детского сада доступны самые разные формы самообразования, как требующие специального финансирования и участия коллег, так и бесплатные самостоятельные формы освоения новой информации:
Формирование и реализация плана по самообразованию воспитателя ДОУ
Сформировать план и выбрать область, в которой воспитателю в первую очередь необходимо повысить уровень своих знаний и навыков, может помочь методист образовательного учреждения. Для облегчения планирования образовательной программы педсостава процесс образования можно разделить на следующие этапы:
Для грамотной организации процесса самообразования педагогам рекомендуется завести специальную рабочую тетрадь. В ней можно фиксировать инновационные предложения различных образовательных методик, в том числе авторских.
Особенности планирования програаммы самообразованию воспитателя ДОУ
Педагог может столкнуться с типичными проблемами, возникающими в самостоятельной учебной деятельности. Предлагаем ответы на стандартные вопросы, вызывающие у воспитателей трудности при составлении плана по самообразованию.
Решение: Педагогу предлагается выявить ключевую тему, которая будет оставаться значимой для него в ближайшей перспективе. На стадии формулировки темы следует обращаться к нормативно-правовым документам (учебным программам, государственным стандартам).
Решение: Просмотр оглавления и аннотации книги поможет педагогу быстрее сориентироваться в ее содержании, и оценить степень полезности. Рекомендуется четко определить круг вопросов по теме самообразования в ДОУ по ФГОС, на которые воспитателю нужно найти ответы.
Решение: Педагогу предлагается использовать практику конспектирования, записи ключевых тезисов. В процессе работы следует систематизировать информацию: выделять главные мысли, факты, понятия. Для уяснения смысла непонятных терминов будут полезны толковые словари и справочники.
Проблема выбора темы по самообразованию в ДОУ для воспитателей по ФГОС
План самообразования воспитателя требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает много вопросов. Одна из первых проблема, которая может возникнуть перед педагогом, – это проблема выбора темы. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь методиста, однако также он может самостоятельно проанализировать актуальность и практическую значимость темы и сделать самостоятельный выбор.
Рекомендуемые темы по самообразованию варьируются в зависимости от опыта работы педагога. Для начинающих воспитателей ДОУ (стаж до 5 лет) рекомендуются темы по самообразованию, связанные с:
Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:
Для опытных воспитателей, мастеров педагогического дела, предлагаются темы, затрагивающие:
Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:
Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет). Проблема формулировки темы по самообразованию согласно ФГОС Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, области речевого развития, области физического развития. Формулируются темы для старших воспитателей и методистов.
Примеры формулировок тем для социально-коммуникативной области:
Примеры формулировок тем для художественно-эстетической сферы:
Примеры тем по самообразованию в детском саду для воспитателей по ФГОС
Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:
Приложение Пример рабочей тетради по самообразованию
Страница I.
МДОУ …….
……………………
воспитатель
……….квалификационная категория
стаж работы в должности…….
Страница II.
Самообразование.
(обоснование темы)
страница III.
Этапы самообразования:
1.Подбор и изучение методической литературы
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4.Представление опыта работы по теме.
предполагаемые сроки выполнения каждого этапа
страница IV.
1.Изучение методической литературы
литература по теме самообразования | |||
время работы с материалами | название автор | источник (сайт; издательство, год издания) | результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…
Страница V.
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
посещение и участие в городских и окружных мероприятиях | |||
дата и место проведения | тип мероприятия | тема | отчет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ фото и отчеты о конференциях, круглых столах, семинарах
участие в методической работе детского сада | ||
дата | тема | форма участия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)
Страница VI.
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Каким образом проводилось практическое применение теоретического материала?
Какие формы работы, виды деятельности были использованы? (На занятиях, вне занятий, в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей, в кружковой работе и пр.)
Какими пособиями пользовался педагог при работе по данной методической теме? Какие методические пособия (игры, нетрадиционное оборудование и пр.) разработаны самостоятельно? Конспекты, сценарии и фото( занятий, пособий)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
Страница VII.
4.Представление опыта работы по теме.
Литература:
muratova.edumsko.ru
Содержание деятельности | Сроки (начало- окончание) | Форма предоставления результатов |
1Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2010-2011 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень ,развитие любознательности и познавательной активности» | ||
1.Найти новые перспективные планы по всем видам деятельности. | Сентябрь-Октябрь
| Составление перспективного плана работы по всем возрастным группам. |
2.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия).2006г. | Ноябрь Декабрь | Изучение уровня экологичес-ких знаний детей; |
№5 2006г. |
Январь-Февраль | Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятии, развлечений. |
4.Изучить статьи по укреплению здоровье детей в МДОУ журнала «Дошкольное воспитание»: | Март-Апрель | Поделиться |
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2011-2012 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса .
| ||
1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы | Сентябрь – Май | Календарно – тематическое планирование
|
2. Составить конспекты занятий по всем видам деятельности. | В течение года
| Картотеки |
3. Систематизировать практический материал по данной проблеме: * Интернет- ресурсы (детские презентации) . *Развивающие компьютерные презентации «Гимнастика для глаз»,«физкультминутки» и другие.. . Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы. | Октябрь-Ноябрь Декабрь-Февраль Январь Март-Апрель | Наглядный материал |
4. Семинар-практикум для воспитателей: «В гостях у геометрических фитгур.». |
| Просмотр деятельности педагога |
5. Подготовка анкет, 6. Родительское собрание «». | Май
| Родительская встреча(Консультация для родителей на тему: «Игры в семье»). |
| День открытых дверей. | |
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях . | ||
1. Итоговая диагностика по экологическому воспитанию детей. 2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru. | Сентябрь-Май Сентябрь-май | Информационные листы в виде таблицы с результатами Публикации в социальной сети |
3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | Сентябрь-Май | Составление календарно – тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей , |
Период работы: 2013-2014 учебный год. Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников». Направление: физкультурно-оздоровительное. Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: – охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма; – формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью; – привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми. | ||
I.Подготовительный этап. II. Работа с детьми. | Подбор литературы, беседа с м/с, родителями. Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни. | |
II. Работа с детьми. | Сентябрь. | Диагностика уровня физического развития. Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков. |
Октябрь. | Система эффективного закаливания. – освоения самомассажами, гимнастиками; – спортивные игры и соревнования. | |
Ноябрь, декабрь. | Коррекционная работа – игры для формирования правильной осанки, – игры по профилактике плоскостопия. | |
Январь- февраль. Март, апрель, май. | Создание представлений о ЗОЖ – развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов. – формирование представлений о том, что вредно, что полезно. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов. – аромо- и фитотерапия; – музыкотерапия; – контроль самочувствия ребёнка и своевременная коррекция; Постоянно. | |
III.Работа с родителями | Постоянно. | Анкетирование, проведение семинаров, консультаций, организация совместных дел, праздники. |
IV.Изучение литературы. | – «Зелёный огонёк здоровья» М. Ю. Картушина; – «Школа здорового человека» Г. И. Кулик; – «Оздоровительная работа в ДОУ» по программе «остров здоровья»; – «Оздоровление детей в условиях Д/с» под редакцией Л. В. Кочетковой; – «Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях» М. В. Романова г. | |
V.Ожидаемые результаты: | – создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни; – снижение показателя заболеваемости; – положительная динамика показателей физического развития детей. |
nsportal.ru
Консультация для воспитателей:
«Самообразование педагогов – главный ресурс
повышения профессионального мастерства»
«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
Сократ
Условия возникновения и становления опыта
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.
Современная концепция непрерывного педагогического образования в России ориентирована на:
– развивающиеся потребности личности, общества, государства;
– расширение пространства образования современных педагогов;
Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование.
Актуальность
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях – очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не “отстать от поезда современности”. Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.
Инновационные направления методической работы:
· маркетинговое – изучение спроса педагогов.
· информационное – создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОО.
· научно-экспериментальное – вовлечение педагогов в опытно – экспериментальную работу ОО.
· психолого-педагогическое – психологическая поддержка педагогов.
· управленческое – повышение компетентности педагогического коллектива.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
Теоретическое обоснование
По словам К.Ю. Белой, кандидата педагогических наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Совершенствование качества обучения и воспитания в ОО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы воспитания и обучения.
· Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Организация самообразования
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.)
Тематикой самообразования может являться:
– одна из годовых задач ОО;
– проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
– пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Педагог в течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно).
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования и др.
• разработка новых форм, методов и приемов обучения и воспитания
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования:
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом воспитателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития. Однако наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.
Подготовила: Безбородко Ю.Н. (старший воспитатель)
infourok.ru
В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование. Как оно происходит?
Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.
Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.
Дополнительное развитие педагога – обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.
Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом таких факторов:
План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос – выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.
В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:
Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:
Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.
Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:
Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме. Например, если выбрана тема “Духовно-нравственное воспитание дошкольников”, воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.
Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.
План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.
www.syl.ru
Приветствую моих уважаемых читателей. С вами Татьяна Сухих. Сегодня я продолжаю раскрывать темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ. Она является крайне актуальной темой. Форма самообразования может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Хочу ответить на вопрос читательницы, которая написала в комментарий к статье «Сценарий: экологический праздник в рамках проведения субботника».
Содержание статьи:
Природный мир чрезвычайно разнообразен и богат. С детства любому ребенку необходимо привить любовь к природе. Главная роль в воспитании экологии ребят принадлежит развитию познавательного интереса ко всему окружающему. С удовольствием и интересом малыши наблюдают за домашними животными и растениями.
План работы и темы по самообразованию для воспитателей, экологического воспитания детей в ДОУ можно приобрести на сайте My-Shop:
Дошколята с большим интересом смотрят на мир, окружающий их, но не все замечают. Поэтому с ними необходимо удивляться, побуждать их смотреть и видеть. В результате ребята пожелают узнать намного больше.
Интересные наблюдения во время прогулок, первые опыты, развивающие уроки помогут деткам понять связи между живой и неживой природой.
В таблице показаны цели, задачи, результаты самообразования.
Цель | Задачи | Предусматриваемые результаты | Вид отчетности |
1. Развитие у деток элементов экологии к природе. 2. Формирование у малюток практических навыков и умений в различной деятельности в природном мире. Деятельность должна быть наделена природоохранительным характером. 3. Развитие экологически воспитанного ребенка, сформировать человечное отношение к природному миру. 4. Привлечение родителей в воспитании экологической культуры поведения у дошколят. | 1. Пополнение новыми сведениями и информацией в воспитательной копилке. 2. Изготовление картотеки прогулок, картотеки поучительных игр, составление конспекта занятий, игр. 3. Обеспечение собственного профессионального образования. 4. Разработка авторской программы по экологии; 5. Формирование знаний и навыков деток. 6. Изучение нормативно- правовых документов по ФГОС. 7. Изучение практического опыта. | 1. Пересмотр воспитательских ценностей, мастерства, желание улучшения образовательного процесса. 2. Воспитание природных защитников. 3. Созидательная активность дошколят. 4. Положительное отношение воспитанников к природе. 5. Проявление любознательности и стремления глубокого познания широкого круга объектов и природных явлений.
| 1. Консультация для педагогов и воспитателей по экологическому развитию. 2. Проведение анкетирования родителей. 3. Изготовление экологических игр, пособий, картотек для прогулок. 4. Составление конспектов уроков и развлечений. 5. Участие в конференциях, семинарах, конкурсах, презентациях по теме. |
На этом этапе изучается психолого – методическая литература и подбираются экологические темы по самообразованию для воспитателей. Составляется перспективный план работы, организуются выставки игр и пособий, обобщаются опыты работы по экологическому воспитанию дошколят, вместе с родителями организуется выставка поделок из овощей, фруктов и листьев.
На этом этапе разрабатывается программно – методическое обеспечение процесса образования. Формой распространения опыта является:
Составляются конспекты занятий, консультирования для родителей, педагогов, развлечения по воспитанию экологии. Далее проводится самоанализ воспитательной работы, диагностируются и отслеживаются результаты работы, оформляются отчеты в виде информационных листов в таблицах с результатами.
Оформляются родительские уголки по теме «Заучивание стихов о временах года». Изготавливаются папки-передвижки на следующие темы: «Лесные сокровища», «Птичья жизнь зимой», «Не причиняйте вред природе», «О чем говорят растения». Изготавливают семейные газеты, фотовыставки «Лучшие места отдыха в нашей деревне», а также читают «Изумительный книжный мир», как способ повышения культуры родителей по экологии.
На данном этапе проводятся мероприятия для ребят «Осенние дары», «Природный мир глазами ребят», подготавливаются стенгазеты «Мир экологии в жизни малюток», «Берегите природные богатства», «Маленький эколог», «Зеленая аптечка». Загадываются загадки, декламируются стихи по экологии, проводятся наблюдения, тематические прогулки и изготавливаются плакаты в защиту природного мира.
Для дошколят экология в Доу и самообразование педагогов направлено на создание и реализацию таких развлекательных замыслов, как:
Самообразование воспитателя в Доу по экологии возрастает вместе с размышлением над тем, чего не хватает нашим малышам. Многие педагоги занимаясь самообразованием, пришли к выводу, что дошколята являются равнодушными к окружающему миру, не замечают тот или иной природный объект, у них нет чувства единого целого с природой.
По мнениям многих педагогов, для понимания экологии и природного мира, ребенку необходимо дать не только знания о ней, а научить слушать и сопереживать природным явлениям, научить видеть, как зеленеет травка, как поют птицы, какой звук издает ветер. Тогда обогатится и внутренний мир малышей. Но без обучения самого педагога и обогащения опыта работы не обойтись, поэтому для воспитателя будут полезны следующие вебинары:
Как же их научить узнать и полюбить природу? Ответ прост: нам поможет игра и различные забавы. С помощью игр малютка учится общению с растениями, животными, а также взаимодействует с предметами неживой природы. Наблюдая за развлечениями, педагоги выявили, что детки не интересуются поучительными играми по экологическому содержанию. По анкетированию родителей, было обнаружено, что они не имеют знания об экологических играх. Это неправильно, они должны совершенствоваться и использовать систематически дидактические игры.
Темы по самообразованию для воспитателей с учетом фгос по экологии направлено на повышение профессионального уровня, развитие творческой активности, инициативы в методической, инновационной деятельности в развитии детей. Над темой проводятся следующие мероприятия и действия:
Чтобы занятия с детьми были интереснее, купите компакт-диск «Исследовательская деятельность на прогулках», a также электронное пособие «Программа для установки через Интернет». Спешите, пока есть скидки.
Надеюсь, уважаемая читательница, я постаралась ответить на ваш вопрос. Если что-то непонятно, напишите. А статьей поделитесь в соцсети с друзьями. Удачи!
С уважением, Татьяна Сухих. До завтра!
Темы по самообразованию для воспитателей: экология и экологическое воспитание в ДОУ
4.5 (90%) 2 votesmetodbv.ru