Худина Светлана Владимировна учитель начальных классов, вторая квалификационная категория, КГУ «Андреевская средняя школа имени Габита Мусрепова СКО», село Андреевка район им. Габита Мусрепова, СКО |
Цель: привитие интереса и любви к книгам
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению; вызвать интерес к чтению народных сказок, отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усовершенствованию техники чтения; учить читать по ролям, находить главную мысль сказки, умение соотносить иллюстрацию со сказкой.
2. Развивать мышление, память, связную речь, творческое воображение, выразительность речи, движений, использую актерские средства (перевоплощение в героев).
3. Расширить читательский кругозор, желание преодолевать трудности и работать в коллективе, воспитывать культуру речи, речевого этикета в общении, формировать навыки работы в группе.
Оборудование: плакаты с изображением яблоньки, сказочных домиков, рисунки героев сказок, карточки с признаками сказок различных типов, карточки с заданиями, книги русских народных сказок.
— Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: «Как называют человека, который рассказывает сказки?» (Сказочник, сказочница).
— На доске находится сказочное дерево, но показать вам я его не могу, т. к. нам помешали злые силы. Его заколдовала злая Баба-Яга. Откроется оно только тогда, когда вы пройдете испытания.
— Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Что это за предмет? Это книга.
Кто на все вопросы нам ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга — лучший спутник наш и друг!
К сегодняшнему уроку вы принесли различные книги русских народных сказок. Это и отдельные сказки, и сборники. (Выставка книг). Давайте рассмотрим некоторые из них.
— Именно книга поможет нам преодолеть испытания.
Голова его набита опилками (Вини Пух).
Девочка — кукла, волосы которой были необычно голубого цвета. (Мальвина).
Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга).
Сказочное существо, житель леса, Дух леса. (Леший).
Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).
Хозяйка болота? (Кикимора).
Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).
Музыкант из Цветочного города? (Гусля).
Художник из цветочного города? (Тюбик).
Медведь обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу).
Лиса — спутница кота Базилио. (Алиса).
Мальчик — у которого самый лучший в мире друг. (Малыш).
Герой русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля).
Крокодил, друг Чебурашки. (Гена).
Кто такой дядя Федор? (Мальчик).
Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло).
Крыса старухи Шапокляк. (Лариска).
Пантера, друг Маугли. (Багира).
Кто потерял хрустальную туфельку. (Золушка).
Кто из литературных героев был другом маркиза да Карабаса из сказки Шарля Перро (Кот в сапогах)
Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино).
Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила).
Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка).
Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка оказывалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной. Имя ее автора не запоминалось. В сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливость, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка — ложь, да в ней….” Продолжите (намек, добрым молодцам урок).
— Какие бывают сказки? (Литературные и народные)
— А как различить литературную сказку и народную?
— Ребята, мы уже знаем, что по автору сказки бывают народные и авторские.
Соедините название сказки и ее автора.
Царевна-лягушка
| К.И. Чуковский |
Муха-Цокотуха
| А.С. Пушкин |
Сказка о рыбаке и рыбке
| Русская народная сказка |
Дюймовочка
| Ш.Перро |
Кот в сапогах
| Г.-Х. Андерсен |
— С чего начинается сказка? (Зачина)
— Какие вы знаете зачины?
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего братца не стыдятся.
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок.
В некотором царстве, в некотором государстве…
Жил-был крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочки.
— Как называется конец сказки? (Концовка)
— Какие вы знаете концовки?
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Я сам там был, мёд и пиво пил, по усам текло, а рот не попало, на душе сытно было.
…стали жить-поживать и добра наживать, лиха избывать.
И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.
Здесь и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Тем сказке конец, а мне мёду корец.
Устроил пир на весь мир и вместе с царевной правил он этим царством до глубокой старости.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
И стал они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят.
— Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините начало и конец названий сказок.
Царевна | поросенка |
Иван царевич и | Хаврошечка |
Крошечка | лягушка |
Финист | Бессмертный |
Жар птица и | Серый Волк |
Кощей | Ясный сокол |
Три | Василиса-царевна |
— Ребята, а какие виды сказок вы знаете?
Ученики. Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.
Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, обманывают, дружат. Назовите такие сказки.
1) «Волшебные домики»
— В нашем классе появились волшебные домики. (Терем, изба, лесная избушка) В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.
Задание: поселить сказки и героев сказок в свои домики. (Ученикам даны названия сказок, записанные на отдельных карточках)
1 домик — Волшебный терем, дворец. («Царевна-Лягушка», «Кощей Бессмертный», «Волшебное кольцо», «Крошечка-Хаврошечка»).
2 домик — Простая деревянная изба. («Каша из топора»).
3 домик — Лесная избушка. («Лиса, заяц и петух», «Лиса и волк»).
Задание: Распределить сказочных героев в свои домики. (Рисунки нарисованы учениками).
— Почему так распределили сказки, героев?
— Потому что сказки можно разделить на 3 группы.
Вопросы:
(Таблички с названиями видов сказок)
— Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).
2) Собрать название сказки и соотнести ее с автором
На доске, расположены портреты писателей. (Андерсен Х.К.; Ершов П.П.; Толстой А.Н.; Чуковский К.И.; Пушкин А.С.; Носов Н.Н; Милн А.А.)
На другой доске расположены на карточках слова:
Незнайки, муха, приключение, рыбаке, золотой, и, о, ключик, снежная, рыбке, горбунок, и его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек, Вини, королева.
Учитель. Ребята, сказки так спешили к вам в гости, что упали и их названия рассыпались. Попробуйте собрать название сказки и соотнести ее с автором, который ее написал.
Ответы детей
1. Туфелька («Золушка»)
2. Ключик («Золотой ключик, или приключения Буратино»)
3. Мыло («Мойдодыр»)
4. Горошина («Принцесса на горошине»)
5. Градусник («Айболит»)
6. Яйцо («Курочка Ряба»)
7. Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)
8. Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)
9. Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь»)
10. Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
11. Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха»)
Поведенье птиц порою
Очень трудно объяснить:
Кто гнездо на ветках строит,
Кто в болоте любит жить.
Птицы разные бывают,
Сказки, песни населяют,
На страницах книг живут,
В гости нас к себе зовут…
Назовите птиц из прочитанных произведений.
1) Какой птичке помогла Дюймовочка? (Ласточке)
2) Кто помог зайцу выгнать лису из лубяной избушки? (Петух)
3) В кого заколдовала колдунья принцессу в сказке «Карлик Нос»? (Гусыню)
4) Главная героиня рассказа Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»? (Утка)
5) В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедя)
6) Кто отвечал на стук в дверь: «Кто там?» (Галчонок)
7) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С утками)
8) Какими птицами мерили Удава? (Попугаями)
9) Под чьим крылом пряталась смерть Кощея? (Утки)
Детям даётся текст и они с помощью пантомимы должны показать действия из сказки, а другие команды отгадать название сказки.
Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку. («По щучьему веленью»)
— Все мы знаем что музыка, песни, пляски были всегда… В горестях и в радостях помогала песня народу…
Задание такое: угадай по песне — сказку. Песни:
1) Песня Красной Шапочки из сказки «Красная Шапочка» Ш. Перро.
2) Песня волка и козлят из сказки «Волк и семеро козлят» (Русская народная).
3) Песня бродячих музыкантов из сказки «Бременские музыканты» Бр. Гримм.
4) Песня Вини Пуха из сказки «Вини Пух и все, все, все» А. Милн.
5) Песня Золушки из сказки «Золушка» Ш. Перро.
— Понравился урок? Что особенно понравилось?
— Удалось вам разобраться в тайнах сказок?
— Что нового открыли для себя?
— Все испытания успешно пройдены. Теперь вы можете увидеть, какое дерево пряталось на доске. (Яблонька)
— В каких сказках мы встречались с яблонькой?
— Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого есть 3 яблока: красное, желтое и зеленое.
— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки — прикрепите красное яблоко.
— Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается — желтое.
— Если вам было сложно разобраться, есть трудности — зеленое, надо немного созреть.
«Коробок»,
«Кепка»,
«Петушок — золотой пастушок»,
«Царевна-индюшка»
— Кощей Бесстрашный,
— Крошечка — Горошечка,
— Сестрица — Гуленушка,
— Василиса, стрекоза, икота, баранка.
Вот момент настал прощания
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свидания!»
До счастливых новых встреч!
Все исполняют песню «Город сказок».
Использованные источники:
http://sc0022.akkol.akmoedu.kz/index.php?p=docs-view&d=D019937D83C9A7E5
http://festival.1september.ru/articles/549801/
http://festival.1september.ru/articles/103145/
www.azbyka.kz
Задачи:
Обучающие. Уточнить и обогатить знания детей о русских сказках, учить узнавать сказку по заданию, формировать коммуникативные навыки.
Развивающие. Развивать умение действовать согласованно, развивать речь, воображение, фантазию, мышление, закрепить навыки аккуратного обращения с книгой.
Воспитательные. Воспитывать стремление общению с книгой, воспитывать умение слушать и понимать художественный текст.
Цели:
Ход мероприятия:
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня я пригласила вас на особое мероприятие, которое посвящено замечательной дате – Неделе детской книги. Уверена, что вы все любите книги и вам будет интересно услышать об истории возникновения этого праздника.
Пусть эта книжкина неделя
Продлится только до апреля,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
А поможет мне сегодня провести этот праздник моя верная помощница – Волшебная книга. (Появляется Волшебная книга)
Волшебная книга: Вот уже семьдесят три года в нашей стране семь дней в конце марта называют Неделей детской книги, или Книжкиными именинами. Идея и название детского праздника принадлежит детскому писателю Льву Абрамовичу Кассилю. И по сей день неизменными участниками праздника остаются Книга, Читатель, Писатель и Библиотека.
Библиотекарь: Мало кто знает, что у этого праздника детских книг есть своя особая, очень интересная история и даже дата официального дня рождения. В марте 1943 года, во время Великой Отечественной войны, в Москве впервые был проведен необычный праздник – День детской книги. Тогда на один день к ним приехали прямо с фронта любимые детские писатели. Корней Чуковский, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Сергей Михалков, они рассказали мальчишкам и девчонкам, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга. С тех пор этот праздник, превратившийся в Неделю детской книги, отмечается каждый год в дни детских каникул. Во всех детских библиотеках России проводятся встречи с писателями, всевозможные викторины и конкурсы.
Волшебная книга: Вот и мы сегодня не остались в стороне и предлагаем вашему вниманию сказочную викторину.
Библиотекарь: Добро пожаловать в мир добрых сказок! А волшебная книга укажет вам дорогу.
Волшебная книга: (слайд №3) Перед вами – молочная река – кисельные берега. Но, чтобы нам перебраться с одного берега на другой, необходимо отгадать загадки.
■ Что в сказках всегда побеждает зло? Ответ: Добро.
■ Какими словами начинаются русские народные сказки? Ответ: «Жили-были…» «В некотором царстве, в некотором государстве…».
■ Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом? Ответ: Пир.
■ Какое самое популярное число в русских народных сказках? Ответ: Три.
■ Какое животное имеет кличку Сивка-Бурка? Ответ: Конь.
■ Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? Ответ: Вода.
■ Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.
Библиотекарь: Молодцы, ребята! А между тем дорога привела нас в математический лес. Интересно, кто же затаился в дебрях математики? (слайд №4)
Волшебная книга:
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем…
(Незнайка)
Появляется сказочный персонаж Незнайка. (Слайд №5)
Незнайка
Я одеваюсь очень модно,
Поколочу кого угодно,
На все вопросы отвечаю:
«Отстаньте, братцы, я не знаю!»
Вставка из мультфильма «Приключения Незнайки»
Библиотекарь. Вечно с Незнайкой что-то случается. Что же произошло с ним сегодня?
Незнайка.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь –
Не могу решить задач!
Может быть, плохой учебник?
Может быть, таланта нет?
Но нашел я способ верный –
Может, вы мне скажете ответ?
Незнайка читает задачи, ребята дают правильные ответы.
Задача 1.
Дима слив в саду нарвал,
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну Лене, одну Саше,
Две остались у него.
Сколько было слив всего? (5 слив.)
Задача 2.
На подстилке 2 птенца,
Два пушистых близнеца.
И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне.
(2+5=7)
Задача 3.
5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат.
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго.
(5+3+2=10)
Задача 4. Корова Мура в обед дала 6 литров молока. Три литра кот Матроскин отдал теленку, 1 литр выпил сам. Вечером заглянул в ведро и обнаружил, что осталось два литра. Пил ли молоко Шарик? Как вы думаете, ребята? (Нет.) Почему?
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Все задачи правильно решили!
Незнайка: Спасибо, ребята! А я побегу дальше. До новых встреч!
Библиотекарь: Следующая наша остановка – театральная. Сейчас мы увидим с вами постановку сказки «Репка», которую покажут нам наши первоклассники, занимающиеся в театральном кружке.
(Постановка сказки «Репка»)
Библиотекарь: А сейчас ребята исполнят нам сказочные частушки.
(Слайды № 7-12)
Частушки про сказки и сказочных героев
* * *
Мы вернулись, мы вернулись,
Из-за тридевять земель!
И волшебные частушки
Пропоем для вас теперь!
* * *
Колобок ушёл от деда,
И от бабушки ушёл.
Не вернулся он к обеду,
И на ужин не пришёл.
* * *
Кот Баюн ушёл из сказки –
«Не хочу пугать детей!
Я ведь кот, мне надо ласки,
И сметанки пожирней!»
* * *
Надоел всем на болоте
Лягушачий зоопарк,
Водяной совсем не против
Сделать детям аквапарк!
* * *
Змей-Горыныч стал добрее,
Не сжигает всех огнём.
В сказках стало веселее,
Вот и мы поём о нём.
* * *
Серый Волк, Иван Царевич,
Василисушка Краса,
Прогоняют тёмну нечисть –
Чистят Русские Леса!
Библиотекарь. Наша дорога привела нас в литературное кафе. Давайте зайдем. С кем мы здесь встретимся, как вы думаете? (Слайд №13)
Волшебная книга
Лучший подарок, по-моему, мед,
Каждый осел это сразу поймет.
Даже немножечко – чайная ложечка –
Это уже хорошо!
Ну, а тем более полный горшок!
Кто это, ребята? (Винни-Пух.)
Появляется Винни-Пух, поет. (Слайд №14)
Винни-Пух.
Если я чешу в затылке, –
Не беда!
В голове моей опилки,
Да, да, да!
Но хотя там и опилки,
И шумелки, и вопилки,
А также кричалки, пыхтелки.
И даже сопелки! –
Сочиняю я неплохо
И-ног-да!
Винни-Пух. Ребята, давайте сочинять сказки вместе. Я буду читать стихи, а вы заканчивайте строчки в рифму.
Старый замок – в гуще леса,
В этом замке спит…(принцесса).
Лес дремучий замок прячет,
Принц отважный к замку …(скачет).
Ясно всем, что дальше будет:
Принц красавицу…(разбудит).
Злой Кащей совсем не глуп:
Сторожит он старый …(дуб),
На цепи из ста колец
Золотой висит…(ларец).
Тот ларец стеречь – не шутка.
Заяц в нем, а в зайце – …(утка).
На Кащея утка зла,
В ней – яйцо, а в нем – … (игла).
Кто иглу тайком достанет,
Тот сильней Кащея …(станет).
Библиотекарь. Молодцы, ребята! Какая замечательная у вас с Винни-Пухом сказка получилась! Давайте вместе поблагодарим Винни-Пуха и пожелаем ему удачи!
Отгадайте загадку:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Посланную ей.
(Красная Шапочка)
Появляется Красная Шапочка, в руках у нее корзинка.
Библиотекарь
Красная Шапочка, что ты здесь делаешь?
Красная Шапочка. Я заблудилась в сказках и не могу найти дорогу. Чтобы выбраться отсюда, я должна исправить ошибки. Ребята, помогите мне.
(Показывает детям предметы, вещи, принадлежащие героям сказок, а дети узнают их.) Например: зеркальце — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», золотые орешки — «Сказка о царе Салтане», яблоко и блюдце – «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», золотой ключик – «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Красная Шапочка. Спасибо, ребята! Побегу, меня бабушка ждет!
Библиотекарь: А сейчас мы с Волшебной книгой проведем конкурс, который называется «Блиц-вопросы». Мы будем вам задавать наводящие вопросы, а вы должны будете угадать о чем или о ком говорится.
Конкурс «Блиц – вопросы»
1.Звонкий, быстрый, веселый. (Ручей)
2.Вкусный, сочный, алый. (Арбуз)
3.Желтые, красные, осенние. (Листья)
4. Холодный, белый, пушистый. (Снег.)
5. Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
6. Серый, зубастый, голодный. (Волк.)
7. Маленькая, серенькая, пугливая. (Мышка.)
8. Ветвистая, зеленая, колючая. (Ель.)
9. Новая, интересная, библиотечная. (Книга.)
10. Старый, кирпичный, четырехэтажный. (Дом.)
11. Высокий, горбатый. (Верблюд.)
16. Птица длиннохвостая, говорливая, болтливая. (Сорока.)
Библиотекарь. Замечательный у нас сегодня праздник получился! Ведь правда?
Я попрошу выйти сюда моих сказочных помощников. (Выходят Красная Шапочка, Незнайка, Винни-Пух, Волшебная книга)
Вот и закончилась игра, Красная Шапочка
Расходиться нам пора.
Поиграли мы – ура! Незнайка
Развлекались хоть куда.
Всем спасибо за внимание, Винни- Пух
За задор, за звонкий смех,
За азарт соревнования, Волшебная книга
Обеспечивший успех.
Говорим мы: до свидания, Библиотекарь
До счастливых, новых встреч. Все вместе
Библиотекарь: Дорогие ребята! Учитесь у героев книг любить нашу землю, её поля, и леса, её города, её небо, её реки, её язык и искусство. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги!
Использованная литература:
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Литературная викторина «В мире сказок» Ход литературной викторины В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. Мы знаем, вы любите игры, Сказка – это значит сказывать, рассказывать. Вот послушайте: Было это там, где и не было, за морем, в такую старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали, да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала. – Ребята, а чему учат сказки? – Какие сказки бывают? Помогите мне вспомнить волшебные слова из сказок: С каких слов обычно сказки начинаются? Ребята, а что побеждает в сказках? Вас приветствуют две команды: 7.Конкурс для родителей «Продолжи стихотворение»
|
doshkolnik.ru
Игра-викторина по сказкам для младших школьников «По сказочным тропинкам»
Автор: Каширина Наталья Ивановна
Разделы: Начальная школа
Цель: обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.
Коррекционно-образовательные: обобщить знания детей о сказках.
Коррекционно-развивающие: развивать умения узнавать сказки и их героев, творческое воображение, ассоциативную память.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Оборудование: иллюстрации учащихся к прочитанным сказкам; выставка книг со сказками, доска для рисования.
Участники: ученики старших классов, одетые в костюмы Красной Шапочки, Герды, Кота в сапогах, кота Базилио, лисы Алисы и почтальона Печкина. Они проводят конкурсы.
Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.
Ход викторины
Презентация
Ведущий: Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои
(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)
Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо! Вы согласны со мной? )
– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А на нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.
– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.
– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.
– Итак, начнем!
«Разминка»
1.Ну что, ребята, поиграем?
Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!
В сказке — лошадь непростая:
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конек,
Удивительный конек,
По прозванью… (Горбунок)
2.Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (Колобок)
3.Про уютный некий дом
Разговор мы заведем.
Там богатая особа
Проживала, чай пила.
Чай пила, жевала сдобу.
К сожаленью, у особы
Дом весь выгорел дотла.
Что ж, подумайте немножко…
Верно, это тетя… (Кошка)
4.Враг людей
И враг зверей
Злой разбойник… (Бармалей)
5.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротой он знаменит,
Это доктор… (Айболит)
6.Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (Крокодил)
7.Его хозяин — мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен;
Он прост, но он не дурачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок… (Винни-Пух)
1. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
2. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса)
3. Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
4. После, каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-сим)
5. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
6. Из какого инструмента сварил кашу солдат? (топор)
7. Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
8. Встреча, с какой рыбой очень сильно изменила жизнь Емели? (Щука)
9. Кто говорил, что он красивый, в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
10. Какие герои сказки кушали из кувшина и тарелки и оба остались голодными?(Лиса и журавль)
Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”
1.В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!(Баба Яга) (Слайд 2)
2.Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали?(Репка) (Слайд 3)
3.Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) (Слайд 4)
4.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят) (Слайд 5)
5.И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что за сказка?… (Колобок) (Слайд 6)
6.Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?.. Медведь (Маша и медведь) (Слайд 7)
7.Поселились в той избушке
Очень разные зверюшки.
Попросился к ним и мишка,
Только ведь медведь не мышка,
Влезть и так и сяк старался,
Сверху сел и дом сломался. (Теремок) (Слайд 8)
8.Сестрица просила:
-Не пей из копытца.
А братец не слушался,
Выпил водицы.
Что за сказка про сестрицу,
Про козлёнка, про водицу? «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Слайд 9)
9.Мальчик с гусями летал в поднебесье.
Как мальчика звали? Скажите все вместе!
А как сказка называется? (Гуси – лебеди) (Слайд 10)
10.Ой Лиса, Лиса, Лиса
Хитрая плутовка.
Пела песенку она очень, очень звонко:
-Петушок, Петушок!
Золотой гребешок.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку. (Кот, лиса и петух) (Слайд 11)
11.Дом растаял ледяной-
Попросилась в лубяной.
Приютил её зайчишка,
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог.
Лису выгнал за порог. (Заюшкина избушка) (Слайд 12)
12.Эта ловкая плутовка
Посадила в прорубь волка.
А потом на нём каталась,
Очень хитро ухмылялась:
«Битый небитого везёт.» (Волк и лиса) (Слайд 13)
Конкурс 2. Эстафета “Юный художник”
– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.
(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.
– А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок получился красивее.
Конкурс 3. “Угадай-ка”
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Физкультминутка
Конкурс 4.«Определи героя по признакам» (Слайд 14)
1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками.
2. Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок.
3. Кукла. Место работы – кукольный театр. Особая примета – волосы голубого цвета.
4. Кот. Место жительства – деревня Простоквашино.
5. Колпак. Ключик. Длинный нос.
6. Горошина.
Конкурс 5 «Найди пару» (Слайд 15)
Даны части имён сказочных персонажей. Нужно соединить две части одного имени.
БратецВасилиса
Конёк
Баба
Иван
Соловей
Сестрица
Кощей
Разбойник
Алёнушка
Царевич
Премудрая
Иванушка
Бессмертный
Яга
Горбунок
Конкурс 6. «Живая сказка».
Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?
Игра со зрителями.«Добавь словечко к названию сказки»
– Гуси -…(Лебеди)
– Царевна -…(Лягушка)
– Аленький – …(Цветочек)
– Вини -….(Пух)
– Маша и ….(Медведь)
– Заюшкина …(Избушка)
– Крошечка -….(Хаврошечка)
– Сивка -…(Бурка)
– Мальчик …(С пальчик)
– Красная …(Шапочка)
– Спящая ….(Красавица)
– Вершки -…(Корешки)
Конкурс 7. «Угадай героя сказки»
Вопросы для первой команды:
Ведущий: Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать сказочных героев.
1.Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда).
2.В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались: ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден (Гадкий утенок).
3.Предупредить я вас должна: я так хрупка, я так нежна, что через тысячу перин горошину одну я буду чувствовать всю ночь и так и не засну! (Принцесса на горошине).
4. Я – царевна молодая, красотой, умом блистаю, но с одним лишь я изъяном: я – царевна… (Несмеяна).
5.Много серебра и злата в сундуках своих он прятал. В мрачном он дворце живет и чужих невест крадет (Кощей Бессмертный).
Вопросы для второй команды:
1.Братишка ей не подчинился и вот в козленка превратился, когда водицы из копытца он в знойный день решил напиться (Алёнушка).
2.Оперением горя, вся сверкает, как заря, а Иван – дурак ночами ее ловит для царя. Он ей в хвост сумел вцепиться, а зовут ее… (Жар-Птица).
3.Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашку, узор вышивала, лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая).
4.Он сумел поймать волчишку. Он поймал лису и мишку. Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком. (Бычок – Смоляной бочок).
5.Работу знала и золу, но побывала на балу, обиды были от сестриц, но ей, не им достался принц. (Золушка).
Подведение итогов.
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте(Слайд 16)
(Жюри объявляет результаты конкурса, вручает грамоты.)
Всем большое спасибо. До новых встреч!
infourok.ru
Юные читатели пришли в библиотеку, а оказались в гостях у доброй феи, которая пригласила их в удивительный мир сказки. Ребята узнали, что сказки бывают разные: литературные и фольклорные, бытовые и о животных, но самые захватывающие, интересные, любимые – это волшебные сказки. Сказка – великолепный учитель, лекарь души, умный собеседник, она учит ребят добру и милосердию.
Зима, каникулы самое волшебное время для чтения любимых сказок.
Ребята встретились со своими любимыми сказочными героями, приняли участие в весёлых конкурсах и играх, отгадывали сказочные филворды. Отрадно было, что многие ребята продемонстрировали отличные знания, как русских, так и зарубежных сказок.Закончилось наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Но, теперь ребята сами смогут продолжить его, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть книгу сказок, и в путь! В конце путешествия фея всех наградила сладкими подарками и пригласила чаще бывать в удивительной стране под названием “Сказка”.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
bibliotekamezgore.ru
Путешествие по сказкам
«Сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай»
Путешествовать по сказкам мечтает каждый из нас. Это увлекательно и незабываемо. А провожатыми в этот мир являются и родители, и воспитатели, и библиотекари.30 марта в рамках Года литературы в России в центральной детской библиотеке прошла мультимедийная игра-викторина «Сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай». В гости приходили ребята старшей группы детского сада «Красная шапочка». Юные читатели с удовольствием приняли участие в игре, демонстрируя сказочную эрудицию, весело и с пользой провели время.Во второй части мероприятия маленькие читатели узнали, какие журналы специально для них выписывает наша библиотека. В игровой форме познакомились с героями, которые живут на страницах журналов.Встреча получилась интересной, весёлой и познавательной.Путешествие в сказку закончилось, но сказка всегда остается с читателем, стоит только взять книжку в библиотеке, открыть её и прочитать.
1 февраля 2019
27 января 2019 года исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которая длилась 872 дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. За время блокады погибло, по разным данным, от 650 тыс. до 1,5 млн человек, в основном от голода. Бесконечно долго можно рассказывать об ужасах тех долгих страшных, кровавых дней. То, что пережила и выстрадала наша земля, люди, невозможно вспоминать без боли.
28 января 2019
26 января в библиотеке-филиале №15 г. Емва было многолюдно и весело. В гости к нам пришли учащиеся отделения «Веселые нотки» Детской школы искусств. Совсем маленькие дети 3-4-х лет познакомились с библиотекой, узнали о том, для чего нужны библиотеки, и чем занимаются наши читатели в библиотеке.
25 января 2019
В 2019 году в республике Коми отмечают 130 лет со дня рождения всемирно известного ученого-социолога, уроженца с. Туръя Яренского уезда Архангельской губернии Питирима Александровича Сорокина. С целью популяризации его литературного творчества центральной библиотекой был организован городской конкурс чтецов «Песни мои». Немногие знают, что помимо научного дара, Питирим Александрович обладал литературным талантом. В архиве П.А. Сорокина в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук сохранились две тетради его стихотворений.
www.emvacbs.ru
Дата, место проведения |
Форма, название мероприятия |
|
ФЕВРАЛЬ |
||
ЦСДБ |
Акция «Стань участником Фестиваля» |
|
МАРТ |
||
ЦСДБ |
Акция «Будем с книгами дружить» |
|
Гортеатр |
Открытие Недели детской книги «Необыкновенное Литературное Открытие, или загадка одной странички» |
|
ЦДБ им. Н.Крупской, ул.Губернского,40 |
Литературный час «Про наследника Тутти и девочку Суок» Литературный праздник «Сказочная страна…Знаете, где она?» Праздник «Чудо сказки» Литературная игра «Путешествие на необитаемый остров» Литературная викторина «Фэнтези. Страна меча и магии» |
|
Библиотека, пр.Ленина,31 |
Литературный час «Книжкины именины» Литературная викторина «Любимые книги любимого писателя (Э.Успенский) Книжная выставка-путешествие «Сказки наших народов» |
|
Библиотека, ул.Видова,190 |
Литературная игра-путешествие «Тайна Шляпного дерева» Литературная игра «Руководство по проказам и шалостям. А.Линдгрен»
|
|
Библиотека, ул.Видова,123 |
Литературная викторина «Кто хочет стать сказочником?» |
|
Библиотека, пр.Дзержинского,210 |
Видеовикторина «Угадай героев книг» Видеовикторина «Поздравим книгу с юбилеем!» Литературный час «Отмечаем юбилей: Ю.Олеша «Три толстяка» Юморина «Посмеемся вместе с героями книг» |
|
Библиотека, ул.Волгоградская,44 |
Литературный час «Фантаст А.Беляев» |
|
Библиотека, ул.Куникова,62 |
Викторина «Любимые песни кота Леопольда» Утренник «Чудесный Книгоград» |
|
Библиотека, ул.Мефодиевская,118 |
Утренник «Как хорошо с книгою дружить» Литературный час «Страна Читалия» Литературный час «Как на Книжкины именины» |
|
АПРЕЛЬ |
||
ЦСДБ |
Акция «Книга – другу; книга – малышу» |
|
ЦДБ им.Н.Крупской, ул.Губернского,40 |
Литературный час «Старая, старая сказка» Кукольный спектакль «Лисичка со скалочкой» Литературная игра «Великий реалист Н.В.Гоголь» Литературная викторина «Почему лесной дед моет бороду в воде?» |
|
Библиотека, пр.Ленина,31 |
Литературная гостиная «В гости к Шекспиру» |
|
Библиотека, ул.Видова,190 |
Литературная викторина «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
|
Библиотека, ул.Видова,123 |
Литературная викторина «Улыбка и смех – это для всех» Литературный час «Самая лучшая няня Мэри Поппинс» |
|
Библиотека, ул.Куникова,62 |
Литературный час «Поучительные приключения Вити Перестукина» |
|
МАЙ |
||
ЦСДБ |
Акция «Ты – помощник библиотеки» |
|
ЦСДБ |
Летнее чтение «Девчонки и мальчишки, читайте летом книжки!» |
|
ЦДБ им.Н.Крупской, ул.Губернского,40 |
Литературный час «Сказки из дорожного чемодана» Кукольный спектакль «Три поросенка» |
|
Библиотека, пр.Дзержинского,210 |
Конкурс чтецов «Папа, мама, я – читающая семья» |
|
ИЮНЬ |
||
ЦСДБ |
Акция «О сколько нам открытий чудных…» |
|
ЦДБ им.Н.Крупской, ул.Губернского,40 |
Литературная викторина «Сказка – ложь, да в ней намек» Литературный конкурс «Лукоморья нет на карте» Встреча с писателями национальной детской литературной премии «Заветная мечта» |
|
Библиотека, ул.Аршинцева,50 Библиотека, ул.Куниклва,62 |
Игра-путешествие «Встречи с Котом ученым Литературный час «Ветер по морю гуляет» |
|
Библиотека, пр.Ленина,31 |
Литературный час «Там, на неведомых дорожках» |
|
Библиотека, ул.Видова,190 |
Литературная видеовикторина «За морями, за лесами ждут нас сказки с чудесами» |
|
Библиотека, ул.Волгоградская,44 |
Литературная викторина «Буян – остров тайн и загадок» |
|
Библиотека, ул.Мефодиевская,118 |
Литературная викторина «Сказку эту поведаю я свету» |
|
ИЮЛЬ-АВГУСТ |
||
ЦСДБ |
Акция «У книги нет каникул» |
|
ЦДБ им.Н.Крупской, ул.Губернского,40 |
Литературный час «Веселые уроки» |
|
Библиотека, ул.Аршинцева,50 |
Литературный час «Сны Оле лукойе» |
|
Библиотека, пр.Ленина,31 |
Час поэзии «Разноцветное лето» Литературная игра «Любимые книги Н.Носова» |
|
Библиотека, ул.Видова,190 |
Литературная игра «Руководство по проказам и шалостям» Литературная игра «Как на дне рождения у бабушки Яги» |
|
Библиотека, ул.Видова,123 |
Литературная викторина «Дядя Федор и другие» |
|
Библиотека, ул.Волгоградская,44 |
Литературная гостиная «Миллион приключений» |
|
Библиотека, ул.Куникова,62 |
Конкурсная программа «Турнир веселых коротышек» Утренник «Однажды, в летний день» |
|
Библиотека, ул.Мефодиевская,118 |
Литературный час «Коротышки из Цветочного города» |
|
СЕНТЯБРЬ |
||
ЦСДБ |
Акция «Мой город у моря» |
|
ЦДБ им.Н.Крупской, ул.Губернского,40 |
Подведение итогов литературного семинара-конкурса «Юная литература Новороссийска» Литературный час «Памятники литературным героям» |
|
Библиотека, ул.Видова,190 |
Час поэзии «Загадки без подглядки» Литературная викторина «Трям! Здравствуйте!» Литературная игра-путешествие «Тайны пиратского клада» |
|
Библиотека, ул.Куникова,62 |
Литературный час «Увлекательный круиз» Литературный час «Лесная сказка» |
|
ОКТЯБРЬ |
||
ЦСДБ |
Акция «Ожившие герои книг» |
|
ЦДБ им.Н.Крупской, ул.Губернского,40 |
Утренник «Сказка за сказкой» Литературная викторина «Познавай мир с книгой» Литературная игра «Миллион приключений К. Булычева» |
|
Библиотека, ул.Аршинцева,50 |
Литературный час «Книга джунглей» |
|
Библиотека, ул.Видова,190 |
Литературная игра-путешествие «Дневник космического путешествия» |
|
Библиотека, ул.Видова,123 |
Литературная игра «Чудеса продолжаются» |
|
Библиотека, ул.Волгоградская,44 |
Литературный юбилей «Веселая семейка Н.Носова» |
|
Библиотека, ул.Куникова,62 |
Литературное путешествие «По дорогам сказки» |
|
НОЯБРЬ |
||
ЦСДБ |
Акция «От книги к театру». Всероссийская неделя «Театр и дети» |
|
ЦСДБ |
Заключительная литературная викторина по итогам Фестиваля. Подведение итогов. Награждение победителей |
www.bibldetky.ru