Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста
«О дружбе и друзьях»
Задачи:
Воспитательная: – воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям.
Развивающие: – развивать монологическую и диалогическую речь.
– закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Образовательные: – формировать представления детей о дружбе;
– учить детей придумывать прилагательные к слову «друг».
Словарная работа: Доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый.
Методы и приёмы:
-практические: игра «Поссорились – помирились» этюд «Друзья».
-наглядные: рассматривание иллюстраций о друзьях.
-словесные: стихотворение, пословицы и поговорки о дружбе, вопросы, ответы, рассуждения.
Оборудование: карандаши, фломастеры, листы А4.
Предварительная работа: чтение рассказов о дружбе В.Осеевой «Три товарища», В.Драгунского «Друг детства», Елена Благинина «Подарок»; пословицы о дружбе; слушание песен «Когда мои друзья со мной» ( из к/ф «По секрету всему свету»), Песня про дружбу» ( из м/ф «Маша и медведь»).
Ход беседы
Звучит песня «Настоящий друг» ( из м/ф «Тимка и Димка»)
(дети слушают песню)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась песня?
Дети: Да
Воспитатель: О чем и о ком она?
Дети: о дружбе и друзьях
Воспитатель: Правильно. А какие пословицы о друзьях и дружбе вы знаете?
Дети: Не бросай друга в несчастье.
– Человек без друга, что земля без воды.
– Без друга в жизни туго.
– Назвался другом – помогай в беде.
– Старый друг лучше новых двух.
– Верному другу цены нет.
– Был бы друг – будет и досуг.
Воспитатель: Молодцы. А кого можно назвать своим другом?
Дети: С кем интересно рассматривать книги, интересно играть в игры, кто никогда не жалуется, учит тому, что умеет сам, делиться всем, что у него есть, кто готов разделить твою радость и твое горе, готов всегда прийти на помощь.
Воспитатель: – А как вы должны относиться к своему другу?
Дети: Доверять ему, делиться всем, не обижать, помогать, защищать.
Воспитатель: А сейчас мы будем с вами придумывать слова к слову – друзья – какие они должны быть?
(Дети придумывают прилагательные: верные, добрые, отзывчивые, внимательные, щедрые, доброжелательные).
Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте рассказ о мальчиках, которые считают себя друзьями, и оцените их поступки. (Чтение рассказа В.Осеевой «Три товарища»)
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял…
– Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
– До обеда далеко еще!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь!
Воспитатель: Как вы думаете кого из ребят, можно назвать настоящим другом Вити?
Дети: Володю.
Воспитатель: Объясните почему?
Дети: Володя поделился с Витей своим завтраком.
Воспитатель: А как поступили Коля и Миша?
Дети: Стали давать советы, бросили друга в несчастье, они равнодушные к беде мальчика.
Воспитатель: Правильно. А теперь поиграем мы немножко.
Игра «Поссорились – помирились»
(Воспитатель объясняет правила игры)
Дети гуляют, потом встречаются и радуются друг другу. Дети изображают, затем они что-то не поделили и поссорились. Они обиделись, даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают).
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение.
(Чтение стихотворения Елена Благинина «Подарок»)
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была, –
А всё-таки подружке
Лягушку отдала.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно ли поступила девочка?
Дети: Девочка поступила правильно, с друзьями надо делиться своими игрушками и играть вместе и не ссориться. Друзей беречь, не обижать их.
Воспитатель: А как бы вы себя повели в данном случае?
Дети: Поделились бы игрушкой, чтобы не обидеть подружку.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть друзья? Расскажите о своем друге. В своем рассказе постарайтесь придерживаться такого плана:
1. Как зовут друга?
2. Где он живет?
3. Где и когда вы с ним встречаетесь?
4. В какие игры любите играть?
5. Приходил ли он к тебе на помощь?
(рассказы нескольких детей о своих друзьях)
( Обязательно похвалить детей за полные и интересные рассказы).
Этюд «Друзья».
Дети представляют, что они друзья, которые давно не виделись и встретились после долгой разлуки (дети показывают, как они обрадовались друг другу).
Творческая деятельность детей
Воспитатель: – А в заключение нашей беседы, я предлагаю вам нарисовать своего лучшего друга. (Дети рисуют)
Итог беседы
Воспитатель: О чем же мы сегодня говорили?
Дети: о дружбе и друзьях.
Воспитатель: Теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом? Дети: Того, кто спешит к тебе на помощь, радуется и огорчается вместе с тобой, умеет прощать. Никогда тебя не обижает, не отнимает игрушки, не перекладывает на тебя свою вину.
nsportal.ru
Тематическая беседа “Поговорим о дружбе”с детьми средней группы.
Цель: Уточнить представления детей о том, что значит “уметь дружить”,
научить осмысливать и оценивать ситуацию. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход беседы.
Звучит песня “Настоящий друг”. Дети входят в группу.
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас.
-Дети вам нравится эта песня? (Да) О ком поется в ней?(О друге)
Правильно, вы у меня умные, внимательные и сообразительные.
Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
Воспитатель. А у вас есть друзья? Назовите, кто они. Где они живут?
В какие игры вы с ними играете? (Ответы детей). А сейчас послушайте стихотворение.
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей,
На любой планете!
Воспитатель. Дети а вы знаете,что такое дружба?(Ответы детей)
Как вы думаете, зачем человеку друзья? Что значит дружить?
(Помогать друг другу в беде, не ссориться, уметь разделить радость,
смогут постоять за друзей). Ребята а кто из вас знает пословицы о дружбе, пусть их расскажет. Дети рассказывают пословицы.
1.Дружбу и топором не разрубишь.
2.Без друга-сирота, с другом-семьянин.
3.Нет друга, так ищи;а нашел так береги.
4.Друг познается в беде.
5.Старый друг лучше новых двух.
6.Друга за деньги не купишь.
Воспитатель. Молодцы ребята. Давайте поиграем в игру
“Найди свою половинку”.
У каждого из вас половинки цветов, нужно сложить цветок из двух половинок одного цвета, найти себе пару. (звучит песня “От улыбки”,
дети находят свои половинки.
Проводится физкультминутка “Дружба”
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружимся
Маленькие пальчики
Раз, два ,три, четыре,пять
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. (Движения выполняются в соответствии с текстом)
Воспитатель. Дети а теперь расскажите нам о своих друзьях.
Но рассказывать будем не называя его по имени. (Дети рассказывают о его внешнем виде, привычках, увлечениях, а другие должны догадаться о ком идет речь).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Сегодня у нас с вами получилась очень интересная беседа о дружбе. Вы многое знаете о дружбе. Спасибо вам. А дома со своими родителями выучите поговорки о дружбе, а потом нам их расскажете.
nsportal.ru
«Беседа о дружбе и друзьях»
Цель: обогащение социального опыта ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой.
Задачи:
формировать понятия «друг», «дружба»;
учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
развивать коммуникативные навыки;
воспитывать дружелюбие и отзывчивость.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры «Клубок дружбы». Вы передаете друг другу клубок, при этом каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент. А последний, получая клубок, сматывает его и произносит слова, сказанные ему.
Наша игра не просто так называлась «Клубок дружбы». Именно о дружбе и о друзьях мы поговорим с вами на сегодняшнем занятии.
Основная часть
Воспитатель:
Во все времена люди ценили друзей и дружбу. Существует много пословиц на эту тему. Какие вы знаете? (проводится предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок)
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друг познается в беде.
Один за всех и все за одного.
Один в поле не воин.
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Дерево крепко корнями, а человек – друзьями.
Воспитатель: Сколько у человека может быть настоящих друзей? Проведенные социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1- 2 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей не так много. НО у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
(Детям предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. «Друг – это тот, кто…») Совместное обсуждение результатов.
Воспитатель:
1.Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?
2.А если бы этого человека попросили бы сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем бы он сказал бы?
3.Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
4Что может мешать дружбе?
5.Что считать настоящей дружбой?
Дружба – это единство в чувствах, отношение к окружающему, оценках людей поступков.
Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?
Отец девушки счел, что юноша, с которым подружилась дочь, ей «не пара», хотя в нашем обществе нет сословных различий. Конечно, бывает, что люди не подходят друг другу по уровню развития, воспитанности. Юноша, по просьбе отца Лиды перестал с ней дружить, сначала звонил, писал записки. Вскоре и это кончилось. И вот через месяц она познакомилась с другим и подружилась, а в письме, адресованном в редакции газеты она спрашивает: говорить ли о своем новом друге родителям.
ответ: помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению к другому.
Воспитатель: Умницы, тогда вот вам следующие задание, но его можно выполнить только сообща. В конверте карточки со словами, разрезанные пополам. Ваша задача – найти половинки, сложить их вместе и составить пословицу. (детям раздаются конверты с пословицами)
Воспитатель: Дети, что вы больше всего с друзьями любите делать? Конечно, играть. Сейчас и мы с вами поиграем. Это задание вы также должны выполнять только вместе.
В игре участвуют мама-утка (любая), маленькие утята (4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берет на себя воспитатель, психолог). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. Воспитателю в этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность.
Воспитатель: Молодцы, вы так дружно помогали друг другу. А знаете ли вы рассказы о друзьях? Назовите их. (обсуждение рассказов, мультфильмов; предварительная работа: чтение рассказов о дружбе «Три товарища», «Друзья познаются в беде», просмотр мультфильмов «Бременские музыканты», «Леопольд и его друзья»).
Игра «Волшебные заросли»
Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» – остальные детьми.
«Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропустить ребёнка в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо просят.
По окончании упражнения проводится обсуждение: «В каком случае «заросли» распустились и почему? В каком случае не пропустили ребёнка в круг?»
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что за это занятие мы с вами крепко подружились. Как вы думаете? (ответы детей). Давайте-ка проверим, верно ли это?
Игра «Гусеница»
Возьмите мячи, постройтесь цепочкой. Мяч зажмите между своим животом и спиной впереди стоящего друга. Руки положите на плечи впереди стоящему. Так, мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.
(Под песню «Если с другом вышел в путь» «гусеница» продвигается по группе)
Воспитатель: Отлично, у нас получилось! А теперь положите мячи на место и сделайте один большой круг. Давайте споем песню о дружбе и друзьях.
Воспитатель: Ребята, береги своих друзей, и вам будет радостней жить на свете! Занятие окончено. Спасибо!
infourok.ru
Беседа «Поговорим о дружбе» (старшая группа)
Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.
Предварительная работа: Оформление книги о дружбе, заучивание стихов, песен о дружбе. Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание коммуникативной игры «Клубочек».
Ход беседы:
1. Решение проблемы.
Дети стоят в кругу с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, представляете. Прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то пищит. Угадайте, кого я увидела?
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Отгадали! Молодцы! Буратино рассказал мне такую историю. Он с Мальвиной сидел на полянке. Буратино рисовал, а Мальвина сматывала нитки в клубок. Буратино так старался. Что весь перемазался в краске. Мальвина – известная чистюля. Попросила Буратино пойти умыться. А он заупрямился, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так он попал в наш детский сад.
Воспитатель: Буратино, зачем ты отобрал у Мальвины клубок?
Буратино: Не знаю, просто так.
Воспитатель: А давай мы с ребятами покажем тебе, как можно поиграть с этим клубочком.
Буратино: Ой, как интересно!
Проводится игра «Клубочек» (по кругу)
Посмотрите. Ребята, на клубочек. Сейчас я возьму его в левую руку, обмотаю вокруг большого пальца, потом передам Юле, которая стоит справа от меня. (Дети по очереди дублируют действия воспитателя, а воспитатель направляет детей).
Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Воспитатель сматывает нитки, дети рассаживаются на коврике).
2. Беседа.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Буратино, отобрав у Мальвины клубок?
Дети: Нет, не правильно. Он обидел Мальвину.
Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда. Я надеюсь, что Буратино извинится и помирится с Мальвиной. А сейчас, пусть Буратино останется у нас и послушает что же такое «дружба» и кто такой «настоящий друг».
Буратино: Конечно, я останусь, мне очень-очень всё это хочется узнать.
Воспитатель: Женя, а у тебя есть друг?
Женя: Да. У меня есть друг, его зовут…
(спросить несколько детей)
Воспитатель: Почему вы считаете их хорошими друзьями?
Дети: (ответы детей) Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…
Воспитатель: А как ты ласково называешь друга?
(Ответы детей).
Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)
Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…
Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?
Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?
Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Помогать друг другу, заботиться о друзьях…
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо рассказали, как надо дружить. Тот, кто
хорошо дружит – не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил – придумает, как его развеселить.
Друг
Друг – это тот, кто тебя понимает.
Друг – это тот, кто с тобою страдает.
Друг не покинет тебя никогда
Друг остается с тобой навсегда.
Друг никогда тебя не обидит,
Друг – это тот, кто тебя насквозь видит.
И если с тобой приключится беда,
Только от друга жди помощь тогда…
Друг и советом мудрым поможет,
Если тебя изнутри что-то гложит.
И если вдруг стало тебе “горячо”,
Ты обопрись на друга плечо.
Лишь другу ты можешь доверить секрет,
Ведь между друзьями предательства нет.
И тот у кого миллионы друзей,
Намного богаче всех королей.
И даже когда никого нет вокруг
Незримо с тобою твой лучший друг…
Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говориться: «Старый друг, лучше новых двух».
Буратино, ты понял, о чём говорили ребята?
Буратино: Понял. Надо друзей беречь, не обижать их.
3. Физкультминутка.
Подойдите к своему другу, возьмите его за руку и мы вместе со своими друзьями отправимся в путь (инсценировка песни «Если с другом вышел в путь»).
4. Моделирование ситуаций.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: А сейчас мы с вами вместе обсудим некоторые ситуации.
1. Чтение стихотворения:
Подарок
Елена Благинина
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была, –
А всё-таки подружке
Лягушку отдала.
Правильно ли поступила девочки? Как ты будешь вести себя в этом случае?
2.Твой друг заболел. Что ты будешь делать?
3. Как поведёт себя ваш друг, если вы попадёте в беду?
5. Традиция группы.
Давайте встанем в круг, положим, друг другу руки на плечи и скажем наше ежедневное приветствие:
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро.
А ещё в дороге нужно:
Знать секреты прочной дружбы.
Один за всех, все за одного.
Буратино: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Мальвину. Мне так хочется побыстрее всё исправить, извиниться.
Воспитатель: Ребята, давайте отдадим Буратино клубочек. Он отдаст его Мальвине, помириться с ней, научит своих друзей нашим замечательным играм. До свидания, Буратино! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей.
Буратино: До свидания. Приду обязательно.
nsportal.ru
Занятие о дружбе, дружеских отношениях, друзьях. Учит формировать у детей навыки общения, правила доброжелательного поведения,умение договариваться друг с другом, принятию каждого ребёнка …
План-конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы. Тема: «Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В.Осеевой».План-конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы.Тема: «Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В.Осеевой».Автор: Юшковец Валентина ВладимировнаОписание: конспект непосредственно образовательн…
Методическая разработка электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия на тему “О дружбе”Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ (в ходе НОД), для родителей (во время занятий с детьми), а также для самих детей (в процессе их самостоятельной деятельности). Пособие помогает сформи…
Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. …
Открытый просмотр НОД (развитие речи) по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Беседа о дружбе и друзьях».Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. Задачи:-формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;-закреп…
Интегрированное занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы Тема «О дружбе и о друзьях».Цель занятия: Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их пост…
Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: “Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин”.Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: “Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин”. ОО “Речевое развитие”….
nsportal.ru
Беседа о дружбе.
Цели:
1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Задачи: 1) показать важность истинных друзей в жизни человека;
2) научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;
3) научить разделять радости и печали друзей.
Ход:
Учитель. Ребята, попробуйте из данных букв составить слово. (На доске – буквы, ребята складывают из букв слово «дружба».)
Учитель. Какое слово получилось?
Ученики. Получилось слово «дружба».
Учитель. Наш классный час называется: «Дружба – какое чудесное слово».
(Название вывешивается на доску.)
– Как вы понимаете слово «дружба»? (Выслушиваются ответы детей.)
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, одним словом, длительные отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга, помогают друг другу .
– А как вы думаете , с чего начинается дружба?( с улыбки -давайте улыбнёмся друг другу)
-А ещё с чего начинается дружба? (игры, совместные дела, общение, общие интересы)
-Послушайте пожалуйста стихотворение:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Иметь друга – это настоящий подарок судьбы. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
-А кто такой друг? (это тот человек ,который помогает, волнуется , переживает и радуется за своего друга .)Дружбу надо ценить.
– А у кого из вас есть друзья? (поднимают руки)
-Вижу много таких детей.
-А с кем вы дружите? (ответы детей)
-Расскажите, какие они – ваши друзья?
-Для чего нужны друзья?( с ними весело, они готовы оказать помощь в трудную минуту) А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?
Ученики. Добрые, веселые, умные и т. д.
А что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
Человек счастлив по – настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях. И очень важно – уметь сохранить дружбу.
Учитель. А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет
Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Итог
Вот и подходит к концу наша беседа о дружбе. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?
– Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и не обижаться.
nsportal.ru
Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста
«О дружбе и друзьях»
Задачи:
Воспитывающая: – воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям.
Развивающие: – развивать монологическую речь и связные высказывания детей;
– закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Образовательные: – формировать представления детей о дружбе;
– учить детей составлять описательные рассказы о друзьях, используя план-схему.
– учить детей придумывать прилагательные к слову «друг».
Словарная работа: Доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый.
Оборудование: план-схема описания друга, аудиозапись В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», карандаши, фломастеры, листы А5.
Ход мероприятия
Орг. момент: Звучит песенка В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
Воспитатель: – Вам понравилась эта песенка?
-О ком она?
– У вас есть друзья?
Вступительная беседа: – Расскажите о своем друге
(рассказы нескольких детей о своих друзьях) .
Воспитатель: – Постарайтесь придерживаться такого плана:
1. Как зовут друга?
2. Где он живет?
3. Где и когда вы с ним встречаетесь?
4. В какие игры любите играть?
5. Приходил ли он к тебе на помощь?
Похвалить детей за полные и интересные рассказы.
Воспитатель: Кто же так такой друг?
Дети: Кто помогает завязать шнурки, делится игрушками, помогает на занятиях…
Воспитатель: Кого можно назвать своим другом?
Дети: С кем интересно рассматривать книги, интересно играть в строительные и другие игры, кто никогда не жалуется, учит тому, что умеет сам, делиться всем, что у него есть.
Воспитатель: – Сделайте вывод «кто такой друг? »
Дети: Другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.
Воспитатель: – А вы как должны относиться к своему другу?
Дети: Доверять ему, делиться всем, не обижать, помогать, защищать.
Воспитатель: Послушайте отрывок из рассказа о мальчиках, которые считают себя друзьям, оцените их поступки.
Воспитатель читает отрывок из рассказа
Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе.
— Это Андрейка виноват! — сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.
— Андрей, это ты виноват? — строго спросила воспитательница мальчика.
— Я, — ответил Андрейка и отвернулся от Саши.
— Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, — сказала Ольга
Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной.
— Тоже мне. друг еще называется, — пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание.
Воспитатель: – Вам понравился история?
– Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку?
– Почему вздохнула?
-Хотели бы вы, чтобы Саша был вашим другом?
Физминутка: Этюд «Две подружки» (формировать умение точно передавать собственное эмоциональное состояние средствами мимики, жестов)
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели – нет игрушки,
Сели и заплакали.
Воспитатель: Можно ли девочек назвать настоящими подружками? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Послушайте еще одну историю.
«У Юры был день рождения. Пришли в гости дети. Принесли подарки, а Оля – самый лучший друг Юры, забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику. »
Воспитатель: – Как вы думаете, что ответил девочке Юра? (ответы детей)
– Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок».
Воспитатель: – Как вы думаете, правильно ли поступил Юра?
– Можно ли его считать настоящим другом?
Воспитатель: – Вспомните и повторите слова, которыми Юра утешил Олю
-Я тоже считаю Юру настоящим другом Оли.
Воспитатель: А сейчас мы будем с вами придумывать слова к слову – друзья – какие они должны быть? (дети придумывают прилагательные) .
– Теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом?
– Того, кто спешит тебе на помощь, радуется и огорчается вместе с тобой, умеет прощать. Никогда тебя не обижает, не перекладывает на тебя свою вину.
Воспитатель: Вспомните пословицы о друзьях и дружбе.
«Нет друга – ищи, а нашел – береги»
«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой».
«Старый друг лучше новых двух».
«Дружба в огне не горит и в воде не тонет».
Итог занятия: – О чем же мы сегодня говорили?
– Как вы думаете, зачем человеку нужны друзья? (ответы детей)
nsportal.ru