Беседа: «Такие разные танцы»
Автор:
Педагог дополнительно образования МБОУ ДОД ДЮЦ Контакт Крюкова Мария Владимировна
Цель беседы: активизация творческой деятельности детей.
Задачи беседы: развитие творческих возможностей каждого ребёнка, расширение кругозора, воспитание в детях умения работать в коллективе.
Предполагаемые результаты:
1.Получение знаний о танцевальной музыке
2. Получение знаний о различных видах танцев
3. Инициирование интереса к искусству танца
4.Сплочение коллектива
Алгоритм реализации:
Сценарий рассчитан на коллектив детей 5-8 лет, обучающихся современным танцам (1-ый год обучения). Сценарий состоит из фонограммы музыкальных произведений, рассказов о танцах, иллюстраций, показываемых педагогом и танцев, исполняемых детьми.
Время проведения: 45 мин
Ход беседы
Ведущий:
С древних времён и до наших дней люди танцуют. Много веков назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудрёные звуки самодельных инструментов и в пышных дворцах, в сопровождении труб, виол и оркестра.
Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Например: вальс, полька, танго… Сейчас мы с вами поговорим о некоторых из них.
Включаются по очереди фонограммы, соответствующие различным танцам, ведущий озвучивает название танца и зачитывает определение танца, детям демонстрируются фотографии с изображением танцевально композиции, детей просят изобразить данный танец:
Ведущий:
Я вам рассказала о семи танцах, а теперь расскажите вы мне, какие вы еще знаете танцы (если есть желающие, они называют танец и показывают движения под аплодисменты, ведущий помогает).
Ведущий:
Вот и закончился наш разговор о танцах. Я думаю, что все вы извлечёте пользу из нашей встречи, будете продолжать заниматься танцами и добьетесь больших успехов. А к следующему занятию я попрошу вас нарисовать танцоров, исполняющих танец, который вам понравился сегодня больше всего.
Иллюстрационный материал
Рис.1 Вальс
Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса.
Рис.2 Полька
По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.
Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.
В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
Рис. 3 Танго
Танго — аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом. Изначально исполнялся исключительно мужчинами.
Изначально получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярен во всем мире.
Ранее танго был известен как танго криольо (tango criollo). Сегодня существует много танцевальных стилей танго, в том числе аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго (американского и международного стиля), финское танго и старинное танго.
Рис.4 Русский народный танец
Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы).
Не поддаётся счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются (“Камаринская”, “Сени”), иногда по количеству танцоров (“Парная”, “Четвёрка”), иногда название определяет картину танца (“Плетень”, “Воротца”). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Рис.5 Хоровод
Хорово́д — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.
Популярный русский танец – хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.
Все мы знаем хоровод вокруг елочки. Давайте мы его сейчас все вместе и изобразим.
Рис. 6 Яблочко
«Яблочко» — русская народная песня, частушка, а также исполняемый под её мелодию матросский танец. «Яблочко» – это очень популярный у матросов танец. Он не требует много места, и поэтому его можно танцевать в ограниченных пространствах, например, на палубе корабля. Самой основной составной частью танца был и остается его внутренний задор, вызванный состоянием азарта, объединявшим всех людей. Откуда же взялась сама мелодия «Яблочко»? Песня-частушка появилась во времена Гражданской войны, имелось много вариантов текста, но эта песня всегда свидетельствовала о высоком боевом духе солдат Красной Армии.
Рис.7 Восточный танец
Танец живота (бэллидэнс) — западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Ракс Шарки (восточный танец), на турецком — как Oryantal dansı, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота — в его пластичности.
Восточный танец зародился более 5000 лет назад. Множество легенд, стихов и картин посвящаются восточным танцовщицам. В древности танец живота был двух видов. Один вид позволялся танцевать обычным девушкам-танцовщицам, для увеселения. Второй могли танцевать только жрицы храмов и девушки из очень богатых семей. Для такого танца необходимо было долго и упорно учиться.
nsportal.ru
составила и провела :
Сергиенко Ирина Рахамьяновна, музыкальный руководитель МКДОУ ЦРР- детский сад №15 «Солнышко» с. Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
План-конспект
Беседа для детей старшей возрастной группы.
Тема беседы «Этот величественный вальс».
Цель: формирование представления о танцевальном жанре – вальс.
Задачи:
Учить различать средства музыкальной выразительности;
Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку;
Развивать творческие способности, умение передавать характер музыки в движениях.
Оборудование:
записи музыкальных произведений
компьютер
Ход беседы.
этап. Вводная.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас в волшебной стране музыки и звуков. (дети приветствуют педагога.)
– Вы знаете, в волшебной стране обязательно должен быть король.
Вы хотите узнать, кто же является королем среди танцев? Как вы сами думаете, что это за музыка?
Таким королем среди танцев считается вальс. Вальс живет уже триста лет и совсем не постарел. Его танцевали давно, танцуют сейчас. И во всех странах мира. Вальс звучит на концертах, в опере и балете, в кино и по телевизору.
Хотите узнать историю вальса?
(Дети отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Слушают педагога.
Эмоционально реагируют на предложение воспитателя.)
2 этап. Основная.
Музыкальный руководитель: По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера – танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем есть все признаки будущего вальса – касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны.
(дети слушают рассказ педагога. Внимательно слушают музыку)
– Есть мнение, что предшественником вальса является французский средневековый танец вольс.
Родиной Вальса по праву считают Германию и Австрию.
Вальс — одно из искусств выразительных движений в ритме 3/4.
Вальсы писали очень многие композиторы, но сегодня мы с вами познакомимся с двумя композиторами, которые создали удивительные по красоте вальсы.
Франц Шуберт написал не много вальсов, но каждый из них так прекрасен. Сегодня мы с вами послушаем один из вальсов. Он так и называется «Вальс».
(Прослушивание «Вальса» Шуберта)
Музыкальный руководитель: Понравилась вам эта музыка? Что вы можете о ней сказать?
Вальс – один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающих нас в состояние некоторой эйфории. Жанр вальса так любят многие композиторы-песенники, написавшие свои нетленные шедевры, которые не теряют своей популярности уже много лет – «Майский вальс», «Вальс Победы», «Домбайский вальс» и многие другие. (Прослушивание отрывков одного из трех вальсов).
Музыкальный руководитель: Какое настроение у этого вальса? Какие образы вам представляются?
Правильно, он торжественный, «бальный». Кода его слушаешь, легко представить, как на балу кружатся пары, мелькают счастливые лица, праздничные наряды…
(Дети характеризуют музыку. Рассказывают о своих чувствах. Слушают музыку.
Говорят – какая звучала музыка. Делятся своими образами, впечатлениями.)
Музыкальный руководитель: А сейчас вы посмотрите видео, как дети такого возраста как вы исполняют вальс.
(Исполнение танца в видео записи, скачанное с интернета)
Музыкальный руководитель: Сейчас я включу музыку вальса, а вы покружитесь и попробуете станцевать под музыку.
3 этап. Заключительная. Релаксация.
Музыкальный руководитель: Ребята, а какой из вальсов вам больше понравился? Запомнился? Почему?
(Дети еще раз слушают вальс и двигаются под музыку. Отвечают на вопрос, объясняют свой выбор.)
(Педагог прощается с детьми.)
Дети прощаются и уходят из зала под музыку.
Использованы:
– материалы сайта «Википедия.ru»
– видео в ю тубе
– диски с записями классической музыки
– портрет композитора Ф.Шуберта
infourok.ru
«Все о танцах»
Беседа (знакомство с танцевальными движениями)
Цели: учить видеть красоту балета; любить искусство, музыку.
Оборудование: плакаты с изображением разных позиций в балете; фонограмма, костюмы танцовщиков, мультфильм.
Действующие лица: ведущий, балетмейстер, дети.
Балетмейстер. П. И. Чайковский… С этим именем связана прекрасная музыка. Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» – это мир поэзии, романтики, любви. Обо всем этом рассказывает танец. Каждый балет имеет свою тему, которую отражают композиторы – музыкой, балетмейстеры – танцем. Чайковский в балете «Спящая красавица» в образах феи Сирени и феи Карабос показывает борьбу добра и зла. С. С. Прокофьев в «Золушке» славит чистоту, трудолюбие, доброту, умение противостоять невзгодам. А. И. Хачатурян в «Спартаке» воспевает стремление к свободе, красоту, величие народного подвига.
Что такое балет? Это сложный вид музыкально-театрального искусства. Его составные части – сценарий, музыка и хореография. Танец – главное выразительное средство балета. Балерины и танцовщики раскрывают характеры действующих лиц через движение, пластику. Большая роль в балете отводится декорациям.
Балет появился в Европе в XVII веке. Классический балет возник на основе народного танца.
О БАЛЕТЕ
В балете танцоры выполняют красивые движения, создают разнообразные фигуры.
Артисты, исполняющие главные роли, называются солистами.
В балете танцовщики всегда вытягивают стопу.
Изящные движения танцовщиков требуют высокого мастерства, которое достигается напряженным трудом. Короткая пышная юбка-пачка позволяет балерине свободно двигаться.
Где научиться танецевать?
Есть детские балетные школы. Там опытные педагоги проверят твои данные. Если ты будешь принят, начнут обучать тебя азбуке хореографии.
В какой одежде заниматься балетом?
Чтобы не стеснять движений, для начала подойдут лосины или шорты. На ноги надевают мягкую обувь, так как надо вытягивать стопу. Можно быть просто в носках. На занятиях волосы могут мешать, поэтому собери их в пучок или заколи. В дальнейшем тебе придется купить костюм, плотно облегающий фигуру, – трико. Нужны и балетные тапочки-пуанты, у которых эластичная подошва. К пуантам пришиты ленты, чтобы они держались на ноге. Для начала можно пришить резинку.
Фигуры в танце.
Чтобы красиво танцевать, надо в совершенстве владеть своим телом. Научись сворачиваться в клубок. Представь, что ты собираешься уместиться в небольшой коробке. Какую позу тебе принять? Сколько места ты займешь, расставив руки и ноги? Придумай как можно больше фигур. В каждой позе замри на несколько секунд.
Фигуры в движении.
Наклонись вперед, опираясь на руки и на ноги.
Свернувшись в клубок, сделай перекат на спине.
Вытянувшись вверх, попрыгай с носка на носок.
Пройдись скользящим шагом.
(Использовать наглядные пособия, плакаты.)
Движения под музыку(использование технических средств).
В балете нужна музыка.
Под быструю, ритмичную музыку хорошо выполнять энергичные движения.
Медленной, грустной музыке соответствуют плавные дви-
жения.
Под веселую музыку хочется попрыгать.
Ритм танца должен совпадать с ритмом музыки.
Позиции ног(показывает балетмейстер).
Ноги ставятся внутренней стороной наружу. Это называется выворотностью.
Первая позиция.
Пятки сомкнуты. Носки развернуты наружу, образуя прямую линию.
Вторая позиция.
Пятки выворотных ног отстоят одна от другой на одну длину стопы, носки на прямой линии.
Третья позиция.
Пятка одной ноги поставлена спереди к середине стопы другой. Ступни параллельны. Впереди то правая, то левая нога.
Выворотность.
Ноги танцовщиков в танце развернуты наружу.
Руки вдоль тела, тыльную сторону ладоней прижми к ногам. Не поворачивая кисти, как можно выше поднять руки.
Затем развернуть руки ладонями вперед. Теперь поднять их на любую высоту.
Ноги работают так же, как и руки, но это делать трудно. Сначала поднимаем ногу с прямой ступней, а потом попробуем поднять ее, вывернув ступню наружу.
Отработка первых движений.
Занятие в танцевальном классе называется экзерсис. Движения экзерсиса разогревают мускулы, делают их эластичными. Начнем с маленького приседания, не отрывая пятки от пола.
Медленно и плавно сгибаем ноги в коленях, разворачивая их наружу параллельно носкам. Затем так же плавно выпрямим колени и вернемся в исходное положение.
Делаем то же самое из второй позиции. Опускаться и подниматься плавно и равномерно.
Упражнения у станка.
В балетных классах у стены есть перекладина, называемая станком. Держись за нее, чтобы сохранить равновесие. За станком зеркало, с помощью которого ты можешь следить за своими движениями и осанкой.
Для занятий дома можно использовать спинку стула или край стола.
Наклоны.
Руки свободно опущены вдоль тела. Пятки вместе, носки врозь. Плавно опусти голову на грудь. Наклоняясь, ты сгибаешь спину, ноги в коленях прямые. Наклоняй корпус плавно вперед. Руки свободно опусти к полу. Наклоняйся до тех пор, пока не почувствуешь боли в мышцах. Начни медленно подниматься. Сначала выпрямляй корпус, а потом шею. Ноги в коленях прямые, мышцы ног напряжены.
Движения рук.
Позиции рук.
Стань прямо, руки вдоль туловища. Затем плавно подними слегка согнутые в локте руки перед собой чуть выше пояса. Это первая позиция.
Вторая позиция. Разведи руки в стороны, словно каждой рукой рисуешь плавную линию. Глазами следи за движением руки.
Третья позиция. Сохраняя округлость рук, плавно подними их вверх над головой.
(Тренировка от первой позиции до третьей.)
Гибкость рук.
Рука мягкая, без напряжения. Веди руку вверх, как будто раздвигаешь воздух тыльной стороной кисти. Веди руку вниз, стараясь как бы подталкивать воздух ладонью. Лучше это делать стоя на коленях. Взмахни руками, как птица крыльями. Плавно поднимай и опускай руки, чувствуя сопротивление воздуха.
Вытягиваем носок.
Сядь на пол, ноги вытяни перед собой. Держи спину прямо. Кончиками пальцев рук слегка касайся пола. Ноги в коленях прямые.
Притяни к себе носки стоп так, чтобы они смотрели вверх. Потом медленно вытягивай носки стоп по направлению к полу.
Пробежка с вытянутыми носками.
Сначала оторви от пола пятку.
Отрывая носок, вытяни его.
Опуская ногу, сначала коснись пола носком.
Ускоряя темп, поднимай ногу все выше.
Чтобы сохранять равновесие, держись за станок.
Скользи и тяни носок.
(Укрепление стопы.)
Плечи опущены, позвоночник выпрямлен, живот втянут.
Поставь ноги в первую позицию, руки на пояс.
Отведи одну ногу вперед, скользнув ступней по полу так, как будто ты его натираешь.
Вытягивая носок, сосчитай до трех.
Затем, скользя, поставь ступню назад в исходное положение.
Носок никогда не отрывается от пола.
Нога в колене прямая.
«Стану выше».
Стань прямо, ступни вместе, лопатки отведи назад. Потянись вверх. Сделай вдох, поднимись на носки. Медленно опускай пятки к полу. Корпус и ноги прямые. Поднимись на полупальцы. После подъема вернуться в первую позицию.
Знаешь ли ты?
Балерины танцуют в балетных туфлях-пуантах. Детям до 11 лет нельзя становиться на пальцы ног, так как косточки носков стоп еще мягкие, их легко повредить.
Балансирование на одной ноге.
Стань прямо по первой позиции. Вытяни носок одной ноги и прижми его к щиколотке другой ноги.
Плавно скользи носком вверх по боковой стороне опорной ноги. Обе ноги развернуты выворотно. Колени – в разные стороны.
Когда носок окажется под коленкой, замри в этом положении. Сними руки с перекладины. Удостоверься, какое время ты можешь держать равновесие.
Растяжка ног.
Поставь ноги в первую позицию.
Скользящим движением быстро отведи ногу в сторону. Носок вытянут по отношению к полу.
Батман глиссэс выполняются в сторону, вперед и назад. Носок слегка приподнят над полом.
Колено подтянуто, нога развернута.
Прыжки.
Перед всяким прыжком слегка согнуть ноги и присесть. Чем глубже присядешь, тем выше прыгнешь.
Сгибая ноги для прыжка, держи прямой спину.
Первая позиция: ноги вытянуты в колене, подъеме и пальцах.
Вторая позиция: раскрой ноги в прыжке и опустись.
Прыжки с одной ноги на другую – воздушные прыжки.
Встань на одну ногу, вторую заведи за нее, подъем стопы прижми к голени.
Сделай прыжок и опустись на вторую ногу. Повтори прыжок второй ногой.
Для длинного прыжка потребуется много места.
Разбегись, активно работая прямыми руками, ускоряй шаг. С силой оттолкнись от пола одной ногой, стараясь перелететь как можно дальше, приземлись на другую ногу.
Повороты.
Прыжок с поворотом в воздухе – воздушный поворот. Сделай поворот на 360°, поворачиваясь за каждый прыжок на ¼ круга. Делая прыжок, повернись на 45° и опустись в первую позицию, развернувшись боком. После следующего прыжка ты встанешь спиной вперед, затем повернешься другим боком и потом вернешься в исходное положение.
(По Х. Идом и Н. Кэтрэк.)
Балетмейстер. А теперь смотрим открытое занятие балетной школы. Будьте предельно внимательны. Это вам пригодится на ваших занятиях.
Ведущий. Представляем вашему вниманию просмотр мультфильма «Щелкунчик» (муз. П. И. Чайковского).
Словарь терминов классического танца
Адажио – медленная часть танца.
Аллегро – прыжки.
Арабеск – одна из основных поз классического танца.
Батман – отведение и приведение ноги.
Фуэте – вид быстрого и резкого танцевального поворота.
Гран – большой.
Жетэ – бросок ноги на месте или в прыжке.
Па – шаг.
Па-дэ-дэ – танец двух исполнителей.
Пти – маленький.
Плие – приседание.
Сотэ – прыжок на месте по позициям.
Тур – поворот.
Яошинская И.И.
infourok.ru
Педагог дополнительно образования МБОУ ДОД ДЮЦ Контакт Крюкова Мария Владимировна
Цель беседы: активизация творческой деятельности детей.
Задачи беседы: развитие творческих возможностей каждого ребёнка, расширение кругозора, воспитание в детях умения работать в коллективе.
Предполагаемые результаты:
1.Получение знаний о танцевальной музыке
3. Получение знаний о различных видах танцев
2. Инициирование интереса к искусству танца
3.Сплочение коллектива
Алгоритм реализации:
Сценарий рассчитан на коллектив детей 5-8 лет, обучающихся современным танцам (1-ый год обучения). Сценарий состоит из фонограммы музыкальных произведений, рассказов о танцах, иллюстраций, показываемых педагогом и танцев, исполняемых детьми.
^ 45 мин
Ход беседы
Ведущий:
С древних времён и до наших дней люди танцуют. Много веков назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудрёные звуки самодельных инструментов и в пышных дворцах, в сопровождении труб, виол и оркестра.
Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Например: вальс, полька, танго… Сейчас мы с вами поговорим о некоторых из них.
Включаются по очереди фонограммы, соответствующие различным танцам, ведущий озвучивает название танца и зачитывает определение танца, детям демонстрируются фотографии с изображением танцевально композиции, детей просят изобразить данный танец:
Ведущий:
Я вам рассказала о семи танцах, а теперь расскажите вы мне, какие вы еще знаете танцы (если есть желающие, они называют танец и показывают движения под аплодисменты, ведущий помогает).
Ведущий:
Вот и закончился наш разговор о танцах. Я думаю, что все вы извлечёте пользу из нашей встречи, будете продолжать заниматься танцами и добьетесь больших успехов. А к следующему занятию я попрошу вас нарисовать танцоров, исполняющих танец, который вам понравился сегодня больше всего.
^
Рис.1 Вальс
Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса.
Рис.2 Полька
По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.
Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.
В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
Рис. 3 Танго
Танго — аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом. Изначально исполнялся исключительно мужчинами.
Изначально получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярен во всем мире.
Ранее танго был известен как танго криольо (tango criollo). Сегодня существует много танцевальных стилей танго, в том числе аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго (американского и международного стиля), финское танго и старинное танго.
Рис.4 Русский народный танец
^ — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы).
Не поддаётся счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются (“Камаринская”, “Сени”), иногда по количеству танцоров (“Парная”, “Четвёрка”), иногда название определяет картину танца (“Плетень”, “Воротца”). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Рис.5 Хоровод
Хорово́д — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.
Популярный русский танец – хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.
Все мы знаем хоровод вокруг елочки. Давайте мы его сейчас все вместе и изобразим.
Рис. 6 Яблочко
«Яблочко» — русская народная песня, частушка, а также исполняемый под её мелодию матросский танец. «Яблочко» – это очень популярный у матросов танец. Он не требует много места, и поэтому его можно танцевать в ограниченных пространствах, например, на палубе корабля. Самой основной составной частью танца был и остается его внутренний задор, вызванный состоянием азарта, объединявшим всех людей. Откуда же взялась сама мелодия «Яблочко»? Песня-частушка появилась во времена Гражданской войны, имелось много вариантов текста, но эта песня всегда свидетельствовала о высоком боевом духе солдат Красной Армии.
Рис.7 Восточный танец
^ (бэллидэнс) — западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Ракс Шарки (восточный танец), на турецком — как Oryantal dansı, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота — в его пластичности.
Восточный танец зародился более 5000 лет назад. Множество легенд, стихов и картин посвящаются восточным танцовщицам. В древности танец живота был двух видов. Один вид позволялся танцевать обычным девушкам-танцовщицам, для увеселения. Второй могли танцевать только жрицы храмов и девушки из очень богатых семей. Для такого танца необходимо было долго и упорно учиться.
skachate.ru
Продолжаем разговор о танцах
– Сегодня просмотрела видео Ваших танцев… Я не заметила, чтобы дети оглядывались на Вас. Как Вы научили их тацевать столь сложные танцы без подсказки взрослого?
Елена, Орел
Дело в том, что тут нет никаких секретов! Просто тут, видимо, дело в системе разучивании движений танца.
Ну, вот например, движения вальса мы учим поэтапно, начиная с января – по 1, 2 движения- сначала очень скурпулёзно объяснив и показав их в «замедленном темпе»., протанцовывая – я и воспитатель практически с каждым ребёнком, подлезая под каждую ножку и ручку… Главное, чтобы дети поняли принцип исполнения движения.
Затем к одному движению прибавляю второе, а предыдущее- не забываем, продолжаем нарабатывать навык.
И так- как бусинки на ниточку, постепенно набирается тот набор движений, из которых потом и складывается танец. С января- по май- это тот срок, когда можно спокойно, (даже отложив вальс для подготовки 8 марта), потом легко вернуться и вспомнить движения, которые со временем укладываются в памяти и в мышцах детей.
А насчёт показа… дело в том, что пианино у нас в зале расположено так, что во время утренников я оказываюсь в толпе родителей, они садятся чуть ли не мне на колени- так тесно в зале в момент праздников…( впрочем, как и у всех!). Так вот, я объясняю детям, и даже показываю- вызывая их хохот – как я буду махать руками, двигать ногами и крутиться, рискуя задеть родителей… и это, на самом деле нелепо, неудобно и смешно… поэтому договариваемся , что дети всё запоминают сами.
А уж если возникает форс-мажорная ситуация- посматривают боковым зрением на тех детей, которые вряд ли ошибутся, а я… буду на подхвате и в крайнем случае подскажу- но только очень мелкими условными знаками. Ну, например-
– кружение – еле заметно кручу пальчик перед собой;
– лодочка- складываю ладони перед собой гнездышком;
-«крестик» в вальсе- скрещиваю два пальца крестиком; и т д, при этом мы ОБЯЗАТЕЛЬНО с ребятами договариваемся – как в случае забывчивости подсказать то или иное движение, т.е. вырабатываем свой “птичий” «условный» язык. Ребята сами предлагают подсказку, – как лучше подсказать то или иное движение, и таким образом, только мы с ними знаем эти условные знаки, которые СОВЕРШЕННО незаметны для окружающих. При этом он совершенно условен и не обязательно востребован – если дети хорошо знают порядок движения в танце, то им эти подсказки- скорее психологическая поддержка…
Притом в случае особого волнения, эту еле заметную подсказку можно напоминать чуть-чуть предваряя следуюшее движение,то есть на секунду заранее,чтобы не было остановок и замешательств.
Но, что интересно: дети настолько привыкают, что не будет откровенных, громких и нарочитых подсказок, когда музыкант чуть ли не в полный голос комментирует танец, что скоро и эти мелкие- бывают, практически, не нужны, дети привыкают надеяться только на себя, привыкают к самостоятельности! И если это заметно на видео – здорово! значит цель достигнута: дети танцуют сами, не по показу!
– У меня если все 22-25 ребенка придут – очень сложно учить массовый танец! Скажите пожалуйста, а вы делите детей на подгруппы? ( хочется делать это всегда, но в расписание никак не уложиться…). И ещё: в паре всегда один и тот же мальчик и одна и та же девочка? ( или на другом занятии они могут уйти в другую пару?) И если девочек мало, можно мальчику выполнять движения вместе с девочками? (например мальчики стоят во внутреннем круге , а девочки обегают их по внешнему…)
Есения
Я не знаю- как удобно вам, но мне даже лучше, когда все дети присутствуют на занятии.
По мне- так чем больше, тем лучше…
Объясню- почему: во-первых, по подгруппам брать детей не получается, в силу нашего “чудесного” расписания,
а во-вторых, я, лично, столько трачу красноречия, игровых приёмов, сравнений,, можно сказать, выворачиваюсь наизнанку, чтобы доступно, понятно объяснить детям то или иное движение, перестроение.. что мне кажется, что приди сюда другая подгруппа, я уже ТАК не скажу, не объясню, то есть- выкладываюсь по полной, тем более, что интересные ходы в объяснении сочиняются и придумываются иногда в процессе импровизации, почти на ходу, в зависимости от ситуации и настроения!
И в третьих, когда детей достаточное количество- они лучше ориентируются в расстоянии между парами, нет “дырок” в круге, всё плотно в меру, они привыкают к этому примерному стандарту расстояний между парами.
По поводу постоянства пар: только в подготовительной группе на выпускном утреннике- при разучивании сложного танца: полонеза, вальса, я закрепляю пары мальчик- девочка, зная, что ВСЕ дети будут его танцевать, и это последний бал, где надо “пританцеваться” друг с другом, почувствовать партнёра, чтобы вжиться в танец, в его ритм и стиль.
В остальных же группах- с младшей по подготовительную- я лично никогда не закрепляю пары! ( но это лично моё мнение, которое я не смею никому навязывать!)
Опять же объясню почему: во- первых, даже уважая личную симпатию детей, нужно, мне кажется, быть демократичным и воспитанным, чтобы не отвергнуть приглашение другого ребёнка, а то ведь можно своим отказом так обидеть, что возникнет комплекс “забитости” и “второсортности” у отвергнутого ребёнка, а этого допускать нельзя! Мы же говорим о том, что все дети равны, уважаемы! И потом, обычно, лидеры выбирают на танец тоже лидеров, а стеснительные и скромные вынуждены становиться в пару друг с другом, а от этого страдает в итоге танец. Наоборот, сильные и активные могут и должны помочь слабеньким, неуверенным в себе ребятам, нужно так подвести этот выбор, чтобы дети были рады, что их уполномочили сегодня подтянуть слабых, робких…
И потом, если дети заболели, они должны уметь станцевать с тем, кто в данный момент остался без пары, в любом случае- один подтягивает другого по темпу, качеству и выразительности исполнения! И нужно быть готовым к любой замене, в зависимости от ситуации, за исключением( я повторюсь) выпускного утренника – там, исходя из сложности и трудности танцев, просто необходимо почувствовать и привыкнуть к СВОЕМУ партнёру!
Но это только моё мнение…
– Подскажите пожалуйста алгоритм разучивания с малышами песен и танцев.Может поделитесь своим особым секретом.
Ирина
Очень трудно говорить абстрактно о каком-то танце или песне!
Репертуар для малышей ведь чем хорош? Он весь игровой- что песни, что танцы! Всё сюжетное, конкретное, игровое!
Поэтому заинтересовать детей, исполнить песню-игру-танец театрально, зрелищно, с неподдельным интересом- это уже полдела!
Я всегда даю песню или танец в первый раз детям целиком, не дробя разучивание песни покуплетно, не разбивая их на разные занятия.
Во- первых, сохраняется целостность сюжета и содержания песни,
во-вторых, сразу приучаются дети видеть образ целиком, а не обрывочно,
в-третьих – развивается память и речь ребёнка, он приучается запоминать и разучивать песню от начала до конца.
И ещё – да что я говорю, вы все и сами это знаете – ОЧЕНЬ важна ИНТОНАЦИЯ при разучивании: добрый, тёплый, ласковый, в меру громкий, не резкий голос, обращение глаза- в глаза, актёрская заинтересованность в передаче содержания или сюжета танца, песни, игры. Очень много зависит от репертуара – слава богу, сейчас такой богатый выбор!
Если мы исполняем песню или танец, игру так, как будто это наша любимая песня, танец, игра- то она станет любимой и для малышей! Но если мы поём её без огонька в глазах, как будто выполняем повинность.. ребёнка не обманешь… он будет крутиться, вертеться, отвлекаться…
И вообще- если мы сами горим- то и дети загораются!!!
А если мы сами еле тлеем.. то чего ждать от детей?
Огонь загорается от огня – вот и весь секрет!!!
– Как объяснить малышу про поскоки? Уже и про мороженое говорила, и про игрушки, ну не получается и всё тут. 3.5 года и из серии крупных детишек. Вся группа уже танцует, а он нет. Может, как -то с “научной” точки зрения подойти -по частям движение разделить? Запуталась вся сама…
Арина, Пермь
У каждого музыканта есть такие дети, которые ну, никак, не могут освоить то или иное движение! У каждого!
Ведь когда мы пишем диагностику- неминуемо ставим не только красные кружочки или 3 балла…правда?
Казалось бы, движение уже “разжевано”, проиграно, сто раз сделано, все дети справляются, а один- два, ну, никак…
Я думаю, что это или врождённое отсутствие чувства ритма,…ну, не заложила природа- мать в ребёнка ритмичность, а мы можем только чуть отредактировать отсутствие этих задатков…
Или это происходит на психологическом уровне – боится, что не получится, что посмеются ребята, что сделают замечание… да ещё при всех..
Я уверена, что это – на уровне интеллекта, подкорки,… наступает вдруг неожиданно момент, когда “проклёвывается” понимание и умение танцевального движения, когда уже и не ждешь…
Тут – только терпение, терпение и терпение…постарайся быть снисходительной и почти не замечать какое-то время его неумения делать поскок, поставь его в пару с ритмичной девочкой и попробуй смотреть сквозь пальцы на его”взбрыкивания”, знаешь, я поняла, что это МЫ с ума сходим, что у ребёнка что-то не получается, а его маме- это незаметно, она вся в счастье, что ребёнок танцует…
А вот , может быть, если какое-то время не обращать публичное, прелюдное внимание на неумение этого ребёнка, не останавливать его “горе- поскоки”, может быть, именно в паре с ритмичной девочкой, он и прочувствует эту пульсацию и схватит ритм?
Поручить его партнерше поскакать с ним в группе, ну, про индивидуальные , с тобой один на один, в зале пробы, я уже и не говорю, это само собой…
А по поводу разбора движения по составляющим?
– я сначала даю детям пошагать бодрым шагом, обращая внимание на поочередное поднимание колен ( только конечно не сухим, физкультурным языком, а в игровой, мягкой и доверительной форме), при этом призывая на помощь мальчика Шажка.
– А потом зову к нему поиграть и попрыгать мальчика Прыжка, который повторяет движения мальчика Шажка, а потом( поскольку он Прыжок), добавляет к шагу, дарит другу СВОЁ движение, то есть, к этим ПООЧЕРЁДНЫМ ПОДНИМАНИЯМ КОЛЕН ДОБАВЛЯЕТСЯ ПРЫЖОК, то на одной, то на другой ножке. ТО ЕСТЬ, к движениям мальчика Шажка добавляет СВОЁ ДВИЖЕНИЕ мальчик Прыжок!
И, конечно, же, девочка Пружинка сразу прибегает на звучание музыки, добавляя лёгкость и полёт в это движение, и сразу включается в общий танец, и вот теперь все ТРОЕ друзей – и Шажок, и Пружинка, и Прыжок весело скачут по дорожке…
Хотелось бы узнать ваше мнение вот ещё по какому вопросу. Был у меня мовсем недавно инциндент с родителями одного мальчика. Ребёнок сложный, замкнутый, нерегулярно посещающий детсад, в общем на “своей” волне. Проблема вот в чём: попробовала его поставить в пляску козлят (группа из 5-ти мальчиков), вроде бы получается, потом некоторое время в детский сад не ходил, когда пришёл, выяснилось, что ребёнку купили костюм скомороха и мальчику надо танцевать со скоморохами. Но ребёнок наотрез отказался танцевать вообще (не хочу, не умею, не буду). Я не имею права заставить ребёнка, но чтобы не получилось, что ребёнок “просидел” на стульчике ему дали большое стихотворение предваряющее выступление скоморохов. Мальчик с удовольствием, с выражением, громко прочитал стихотворение и удовлетворённо сел на место, но мама после утренника была пролсто вне себя от возмущения, (зря купили костюм, мало участвовал и т.д.) Подскажите, пожалуйста, как мне надо было поступить, любыми методами привлечь ребёнка к танцу или же я всё-таки права?
Татьяна, Ставропольский край
У меня тоже не раз возникали такие ситуации, поэтому я вас очень понимаю!
С моей точки зрения- вы абсолютно правы! Вы не лишили ребёнка участия в празднике, нашли оптимальное решение- он прочитал стихи! Прочитал в тему, в соответствующем костюме! Ведь многие родители определяют участие в празднике ребёнка- наличием у него стихов в празднике…
В нашей, уже устоявшейся системе обучения – просто необходимо разучивание движений к танцу и их закрепление! Притом поэтапное, не наскоком, нахрапом, а постепенное… и если ребёнок не ходит в детский сад по причине болезни ( он, конечно, не виноват в этом!), но и вы не виноваты,.. поэтому поставить такого ребёнка в танец, который построен на перестроениях, определенной логике и последовательности движений- это заранее загубить танец, и испортить настроение и вам, и тем детям, которые готовились, репетировали, и получили из-за вторжения не обученного участника – сплошные ошибки, оплошности, несовпадение с музыкой итд..то есть, полный винегрет..
.Дети, которые учили долго и танцевали слаженно, выразительно- тоже не виноваты в отсутствии этого ребёнка, и ИХ родители тоже в праве порадоваться на выступление своих чад!
Я поражаюсь на мамаш, которые СОВЕРШЕННО не понимают специфики нашей работы! мы для них- гувернёры и наёмные работники…! Со своей колокольни эта мамочка считает себя правой- она борется за права своего ребёнка… а по сути поступает- как эгоистка.. она готова испортить праздник ради того, чтобы её ребёнок вышел в этот танец… но самое интересное- он бы его всё равно НЕ СМОГ СТАНЦЕВАТЬ из-за незнания движений… но это её не останавливает…..
Ребёнок водил хороводы, выходил петь ( подпевать) общие песни (хотя, наверняка, слов толком не знал..), читал стихи – для долго отсутствующего и болеющего ребёнка -это более чем достаточно! пусть он посмотрит концерт – для него это интересно! А то, что он в костюме- так маскарад же!
У меня была абсолютно та же ситуация на празднике в этом году в старшей группе: мальчик, который должен был танцевать в гномиках – проболел недели три, и вышел прямо перед утренником. так вот- гномики вышли читать стихи – и он в том числе- прочёл, и тихонько сел на место, а остальные гномики убежали за ёлку, готовиться к танцу- очень сложному…
И родители этого мальчика не сказали ни слова… понимая ситуацию…
Сейчас, я так понимаю, будет коренным образом меняться отношение к занятиям, к обучению – всё идёт к так называемому“минимуму знаний и умений”... Я, конечно, КАТЕГОРИЧЕСКИ против такой тенденции… но, к сожалению, занятия,как таковые, будут видоизменяться в созерцательно- развлекательное действо... вот тогда- там уж могут танцевать все неподготовленные дети… всё будет сводиться к чему-то, похожему на танцевальное творчество… Хотя моё глубокое убеждение- что ЭТО: то есть набор хаотичных движений, ни в коем случае нельзя называть танцевальным творчеством! Потому что творчество должно основываться на ЗНАНИИ и ЗАПАСЕ, НАБОРЕ движений. а значит, всё-таки, на обучении!!! А просто хаотичное беганье по залу и размахивание руками, даже с атрибутами, это никак не танцевальное творчество, а просто двигательная активность…
Детям, привыкающим с детства танцевать интересные танцы, петь красивые, интересные мелодии, постигать теорию музыки, будет потом легко учиться!
Для них не будет понятия “это- сложно”, потому что они привыкли к умственной и двигательной нагрузке с детского сада! А то, к чему нас призывают сейчас – это просто нонсенс… вместо повышения уровня развития, нас призывают к его снижению…прямо педагогическая диверсия какая-то….
allaevtodjeva.ucoz.net
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Новомайнская детская школа искусств»
Муниципального образования «Мелекесский район»
Ульяновской области
Методическая разработка беседы с родителями
Тема
«Танец как средство для физического
и эстетического развития ребенка»
РАЗРАБОТАЛ:
Преподаватель 1 категории
отделения хореографического искусства
Н.Н. Гаврилова
2014 год
Здравствуйте, дорогие родители! Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу.
А поговорим мы с вами о ваших детях. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Каждая хорошая мама желает, чтобы ее ребенок было самым умным, красивым и здоровым. В процессе воспитания и развития малыша нельзя забывать о важности физического развития, ведь именно умение управлять собственным телом и выдерживать физическую нагрузку, развитие всех типов моторики определяет умственные способности ребенка. Значительную помощь в этом могут оказать занятия танцами.
Особенно популярно отделение хореографического искусства среди девочек, что не странно, ведь красота, грация и гармоничность движений и походки сохраняется у них на всю жизнь. Но это вовсе не говорит о том, что мальчикам совсем не обязательно заниматься танцами. Мальчику занятия дают сильную физическую нагрузку, и воспитывает настоящего «джентльмена». А правильное воспитание ребенка всегда поможет в будущем.
Дети, которые занимаются хореографией, всегда более активны и физически развиты по сравнению с ровесниками, которые не занимаются танцами. Такие дети более стрессоустойчивы и меньше комплексуют.
Занятие хореографией развивают в ребенке выносливость, улучшает его осанку, работу дыхательных и сердечнососудистых систем. Танцы, кроме этого, хорошо укрепляют детские мышцы.
Танцы развивают координацию движений. Ребенок становится более подвижным и менее неуклюжим. Дети, которые занимаются хореографией, имеют ровную осанку и красивую походку. Юных танцоров учат не сутулиться, не косолапить, выглядеть более статно. В настоящее время ученые доказали, что занятия танцами способны продлевать жизнь. Постоянные движения поднимают настроение, приводят в порядок фигуру и держат тело в тонусе. Танцы развивают мышечную систему, могут заменить другие физические нагрузки и разогнать жировые отложения.
Танцы очень полезны для общего развития.
На уроках достаточно широко используются музыкально-ритмические и танцевальные движения, которые рассматриваются как средство эстетического развития детей.
Так они знакомятся с многообразием танцевальной культуры разных народов, что воспитывает уважение к традициям и культуре других народов и расширяет кругозор учащихся.
Искусство танца ‒ великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ваш ребенок заметно преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.
Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
А в процессе концертной деятельности у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, сделать что-то, что понравится зрителю.
Коллективные занятия танцами, как никакие другие, развивают у детей внимательное, доброжелательное отношение к окружающим, воспитывают чувство коллективизма. Пусть ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих преподавателей.
Дети учатся координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучают основные позиции и положения рук и ног в танце. Занятие может включать элементы художественной гимнастики, упражнения на растягивание и расслабление. Кроме того, занятия танцами помогают развить такие природные физические данные, как растяжка, прыжок, подъем, гибкость и артистичность, поскольку в процесс обучения будет входить постановка хореографических композиций.
На занятиях классической балетной хореографией дети научатся владеть своим телом, станут более гибкими и пластичными. Классический танец является основой любого вида танцев, залогом красоты и правильность танцевальных движений. На занятии осуществляется ознакомление с профессиональной терминологией.
Изучаемые на отделении бальные танцы дают детям возможность почувствовать очарование латиноамериканских ритмов и научиться использовать свое тело в качестве инструмента, способного выразить чувства и эмоции.
Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.
Для родителей, которые сомневаются, нужно ли ребенку заниматься танцами, еще раз скажу: если ребенок хочет, то нужно обязательно!
В любом случае, решать вам, куда ходить или не ходить вашему ребенку!
Польза танцевальных занятий для детей огромна и бесспорна. Они заряжают позитивом до абсолютного максимума.
Огромна польза танцев в формировании внутренней эмоциональной свободы человека. Ведь когда вы танцуете, негативная энергия обязательно трансформируется в позитивную, в энергию танца.
Танцы эффективно укрепляют дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы, тренируют вестибулярный аппарат, корректируют неправильную осанку. Все это очень важно для вашего ребенка и его растущего организма.
Многие родители говорят: «Ой, он (или она) у меня такой неповоротливый, косолапый, неуклюжий, какие там танцы. Да и возраст 10 лет, уже поздно». Во-первых никогда не бывает поздно. Все зависит от того, какие цели ставить перед собой. Конечно, нужно стремиться к максимальному эффекту, но если мы не собираемся воспитать звезду балета, то даже если ребенок не будет выступать на сцене, он будет развиваться физически, получать эмоциональную разрядку в самой позитивной форме, найдет новых друзей.
Зачастую мы даже не подозреваем, насколько наш ребенок талантлив!
Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всесторонне образование.
Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в учебе.
И так, подведем итог нашей беседы: занятия танцами помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Занятия танцами подарят ребенку радость движения, общения, обогатят его внутренний мир и помогут познать себя.
Дорогие родители, я благодарю вас за внимание, и если в процессе нашей встречи у вас появились вопросы, пожалуйста, задавайте их. Я постараюсь дать на них объективный ответ.
infourok.ru
«БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ
ИСКУССТВЕ»
Образовательная программа
Хореографическое отделение
(модифицированная)
Срок реализации 4 года
Составитель программы:
преподаватель Волынец Марина Валерьевна
Содержание:
I. Пояснительная записка………………………………………………………………………………3
1. Предмет курса………………………………………………………………………………..3
2. Методические рекомендации……………………………………………………………….3
3. Итоговые требования………………………………………………………………………..4
4. Формы проведения контрольного урока …………………………………………………..4
II. Планирование программы…………………………………………………………………………5
1. Тематический план…………………………………………………………………………..5
2. Содержание курса……………………………………………………………………………6
III. Методическое обеспечение программы
1. Методическая литература………………………………………………………………….10
2. Видеоматериалы……………………………………………………………………………10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Беседы о хореографическом искусстве» (история хореографического искусства) является очень важным в цикле специальных дисциплин учебного плана отделений хореографии детских школ искусств. Он дает учащимся возможность обобщить знания, полученные при изучении других предметов, глубже разобраться в таком сложном явлении искусства, как современная хореография.
Целью преподавания предмета «Беседы о хореографическом искусстве» является систематизация знаний учащихся, связанных с этапами зарождения, становления, развития танца, как одного из важнейших видов искусства. В процессе изучения данного предмета необходимо сформировать у учеников четкое представление о тесной связи развития танцевального искусства с общим историческим и культурным развитием человечества. В связи с этим педагог, преподающий данный предмет, должен владеть основами знаний в таких смежных дисциплинах, как общая история, музыкальная литература и история искусств. Только опираясь на знания в смежных дисциплинах можно сформировать у учащихся четкое представление о том, как исторические и культурные условия позволили танцевальному искусству достичь тех высот развития, какие мы наблюдаем в наше время в таких видах танцевального искусства, как балет, народно-сценический танец, бальный танец, модерн и т.д.
Поскольку данная программа является попыткой обобщения опыта преподавания предмета в детских школах искусств сельских районов, т.е. адаптированной для условий преподавания на селе, следует отметить определенные сложности. Предмет «Беседы о хореографическом искусстве» требует большой наглядности. Необходимо не только наличие большой фото- и видео- теки, но и посещение концертов танцевальных коллективов и балетных спектаклей. Что в наших условиях зачастую сопряжено с объективными трудностями, особенно финансового порядка. Еще одна сложность связана с неравномерным распространением доступного интернета, что снижает возможность быстрого доступа к фото- и видео- материалам. Поэтому преподаватель данного предмета должен проявить достаточно творческой фантазии, много времени уделить накоплению видеоматериалов, чтобы этот важный предмет курса стал интересен ученикам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение предмета «Беседы о хореографическом искусстве» ведется в соответствии с учебным планом. Однако, учитывая отсутствие пособий и учебников по данному предмету, программа носит рекомендательный характер. В ней определен основной круг вопросов для изучения. Она дает простор творческой фантазии и поиску педагога по рекомендуемым темам. Главной опорой педагога в подготовке к урокам является ориентация на уровень общего и музыкального развития учащихся, количество учеников в группе (классе) и их возрастные особенности. Педагог сам определяет, насколько подробно и на каком уровне сложности. Следует излагать материал, чтобы он был доступен пониманию учащихся. Не следует перегружать их запоминанием большого количества дат (нужно определить веховые), мелких фактов. Опору следует делать на усвоение основных понятий, без которых невозможно ориентироваться в материале, таких, как:
– виды и жанры хореографического искусства:
– суть профессиональной работы Балетмейстера, исполнителя, педагога-репетитора, театрального художника;
– тесную связь хореографии как вида искусства с драматургией, живописью, искусством костюма.
На основе усвоенных понятий необходимо выработать у учащихся умение на основе анализа разбираться в существе процессов становления и развития балетного театра, идейной направленности и стилистике на каждом историческом этапе. Необходимо выработать понимание тесной взаимосвязи между явлениями общественной жизни и искусства. Понимание, что на определенном этапе развития человеческого общества мог появиться и развиться только такой, а никакой другой вид танца. Что танец неразрывно связан с развитием архитектуры, живописи, скульптуры, костюма.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения в старших классах согласно примерным учебным планам образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств 2003 года. Продолжительность урока определяется порядком, установленным уставом детской школы искусств. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут (1 академический час). Частота уроков – 1 раз в неделю.
Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения, стимулировать и активизировать творческие возможности учащихся. Это достигается поручением учащимся подготовки небольших сообщений на различные темы, проведением дискуссий и обсуждений просмотренных танцевальных номеров, отрывков из балетов, прочитанных статей или рецензий на хореографические постановки.
Текущая и промежуточная аттестация знаний может проводиться в разных формах, применяемых на уроках гуманитарных предметов.
Итоговые требования:
– в связи с тем, что в учебном плане не предусмотрен экзамен по данному предмету, в конце изучения всего курса проводится контрольный урок.
Формы проведения контрольного урока:
При проведении контрольного урока следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Контрольные уроки возможно проводить по окончании изучения темы; в конце учебного года для облегчения контроля за усвоением изученного материала.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Кол-во учебных часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | 4 класс (первый год обучения) СТАНОВЛЕНИЕ ХОРЕОГРАФИИ КАК ВИДА ИСКУССТВА. ЗАРОЖДЕНИЕ БАЛЕТА КАК ОСОБОГО ВИДА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА Первобытнообщинный строй и происхождение танца Танцевальная культура Древней Греции Эпоха рыцарства и ее танец (романская культура) Готика – кружево в архитектуре, костюме, танце Эпоха Возрождения. Становление танца, как вида театрального искусства Балет при дворе Людовика XIV Балетный театр до реформы Ж.Ж.Новерра Ж.Ж.Новерр и его реформа Балетный театр Италии XVIII века. Вигано Танцевальная культура России с древних времен до ассамблей Петра I Контрольный урок 5 класс (второй год обучения) БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ Развитие бального танца Балы XIX века (музыка, костюм, прическа) Бальный танец первой половины XX века Латиноамериканский танец и его влияние на развитие бального танца Современный бальный танец и его особенности СТАНОВЛЕНИЕ БАЛЕТА КАК ОСОБОГО ВИДА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА Романтизм в балете Кризис балетного жанра во второй половине XIX века Рождение русской школы классического танца Революция балетного жанра. Чайковский и Петипа Контрольный урок 6 класс (третий год обучения) ИСКУССТВО ТАНЦА С НАЧАЛА XX ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ Модернизм. Айседора Дункан «Русские сезоны» С.Дягилева Основные черты советского балета. Две конкурирующие школы С.Прокофьев и Л.Лавровский. «Ромео и Джульетта», «Золушка» К.Голейзовский – поэт танца Ю Григорович и революция мужского танца Реформатор европейского балета Морис Бежар Контрольный урок 7 класс (четвертый год обучения) Основные тенденции развития балетного театра в Европе и Америке Танец в мюзикле. «Вестсайдская история», «Ромео и Джульетта» Трансформация народного танца. Создание И.Моисеевым первого в мире ансамбля народного танца Последователи И.Моисеева. Майкл Флейтли и «River dance» Контрольный урок | 36 часов 2 2 3 4 6 3 3 3 3 6 1 36 часов 4 4 4 3 4 10 3 3 7 1 36 часов 2 3 6 6 3 7 8 1 36 часов 8 5 15 7 1 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1-й год обучения. IV класс
Раздел 1
Становление хореографии как вида искусства
1. 1. Первобытнообщинный строй и происхождение танца.
Ритм, как основа танца. Праздник удачной охоты. Обрядовые танцы языческих племен. Шаманы – первые хореографы.
1. 2. Танцевальная культура Древней Греции.
Античная архитектура. Античный костюм. Театр в Древней Греции. Танец впервые является театральным действом.
1. 3. Эпоха рыцарства и ее танец (романская культура).
Массивная архитектура. Тяжелые латы. Объемный тяжелый костюм. Рыцарский танец соответствует стилю эпохи. Разные роли мужчины и женщины в танце.
1. 4. Готика – кружево в архитектуре костюме и танце.
Народный и придворный танец все более отдаляются друг от друга. «Расширение» репертуара дворянских балов.
1. 5. Эпоха Возрождения. Становление танца, как вида театрального искусства.
Интенсивная театрализация танца в Италии. Танцмейстеры. Окончательное формирование бального и придворного танцев. Появление танцевальных сюжетных сценок; фигурного и изобразительного танцев; конного балета. Первый балетный спектакль при дворе Екатерины Медичи.
1. 6. Танцевальная культура России с древнейших времен до ассамблей Петра I.
Языческая культура славянства. Праздники Масленицы и Ивана Купала. Роль танца в этой культуре и праздниках. Задорные пляски и лирические хороводы. Танцевальная культура в среде русского дворянства до реформ Петра. Петровские ассамблеи.
1. 7. Развитие бального танца.
Развитие придворного танца от раннего средневековья до конца XVIII века. Увеличение танцевальных наименований. Усложнение и эстетизация движений в придворном танце.
1. 8. Балы XIX века (музыка, костюм, прическа).
Изысканность и балетизация бального танца. Народные истоки. Полонез, краковяк, мазурка, вальс и т.д.
1. 9. Бальный танец первой половины XX века.
Новая Буржуазная аристократия диктует новую моду на танцы. Бальный танец выходит на эстрадные подмостки.
2-й год обучения. 5 класс
1.10. Латиноамериканский танец и его влияние на развитие бального танца.
Развитие танцевальной культуры в испанских и португальских колониях Американского континента. Влияние индейской культуры.
1.11. Современный бальный танец и его особенности.
Окончательное формирование на основе светского бального танца бального танца профессионального. Международные соревнования по бальному танцу. Жанры бального танца.
Раздел 2
Зарождение и становление балета как особого вида
театрального искусства
2. 1. Балет при дворе Людовика XIV.
Превращение придворного балета в сценическое действо с декорациями. Появление определенных правил для исполнения танца. Пьер Бошан и основы классического экзерсиса. Их эстетическая и анатомическая оправданность.
2. 2. Балетный театр до реформы Ж.Ж.Новерра.
Оперы-балеты Ж.Люлли. Комедии-балеты Ж.Мольера. Особенность этих постановок. Луи Дюпре – основоположник мужского сценического танца. Усложнение танца – облегчение костюма.
2. 3. Ж.Ж.Новерр и его реформа.
Обоснование Ж.Ж.Новерром самостоятельности балетного театра, его отделение от оперы и драмы. «Письма о танце». Развитие форм многоактного балета, сольного и ансамблевого танца. Требования художественного единства всех компонентов балетного спектакля.
2. 4. Балетный театр Италии XVIII века. Вигано.
Особенности Итальянского танцевального театра. Комедия дель арте в балете. Вигано и его новаторство.
2. 5. Романтизм в балете.
Романтизм – художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX века. Основные черты. Творчество Мари Салле, Мари Камарго, Фанни Эльслер. Социальные, драматические мотивы в творчестве Ж.Ж.Перро. Связь с современной литературой. Вершины романтического балета «Сильфида» Х.Левеншелля, «Жизель» А.Адана, «Эсмеральда» Ч.Пуни. Выразительные средства романтического балета, его влияние на дальнейшее развитие мировой хореографии.
2. 6. Кризис балетного жанра во второй половине XIX века.
Несоответствие содержания и эстетики балетного театра «грозе и натиску» общественной жизни. Необходимость соответствовать глубокой литературе, мощному симфонизму.
2. 7. Рождение русской школы классического танца.
Придворный театр Алексея Михайловича, первые балетные представления. Бытовая хореография при Петре I. Зарождение танцевальной школы в России в недрах казенных учебных заведений (Шляхетский корпус, деятельность Ланде), открытие профессиональных школ в Петербурге и Москве. Придворные балетные представления, открытие публичных театров в Петербурге и Москве. Деятельность мастеров европейского балета в России. Особенности русского романтизма. Екатерина Санковская, Елена Андреянова.
2. 8. Революция балетного жанра в России. П.Чайковский и М.Петипа.
Роль балетов П.Чайковского в укреплении русской национальной балетной школы. Творческая встреча П.Чайковского с М.Петипа. «Симфонизация» балетной музыки. Л.Иванов и пластическая симфония «лебединых» картин. Характеристика каждого балета П.Чайковского.
3-й год обучения. 6 класс
Раздел 3
Искусство танца с начала XX века до наших дней
3. 1. Модернизм. Айседора Дункан.
Общая характеристика стиля «модерн» в различных видах искусства. Творчество и школа Айседоры Дункан.
3. 2. «Русские сезоны» С.Дягилева.
Сергей Дягилев – гениальный менеджер и продюсер. Европейская слава русского балета. М.Фокин – эпоха русского дореволюционного балета. «Шопениана», «Жар-птица», «Петрушка», «Половецкие пляски». Знамя «Русских сезонов» – «Лебедь». Звезды «Русских сезонов»: А.Павлова, В.Нижинский, Л.Бакст.
3. 3. Основные черты советского балета. Две конкурирующие школы.
Советский балет – наследник и продолжатель школы русского балета. «Красный мак», «Бахчисарайский фонтан» – первые советские балеты. Единство и различие московской и ленинградской балетных школ. А.Я.Ваганова.
3. 4. С.Прокофьев и Л.Лавровский. «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Союз музыки и хореографии в балете «Ромео и Джульетта». Создание драматургии мужских образов. Выведение танцовщика на один уровень с балериной. Характеристика балета «Золушка». Новая ступень балетной пантомимы.
3. 5. К.Голейзовский – поэт танца.
«Только овладев досконально профессиональными основами классического танца, можно смело экспериментировать, искать дальнейшие пути развития балетного искусства» – творческое завещание мастера. «Лейли и Меджнун», «Скрябиниана», «Мимолетности».
3. 6. Ю.Григорович и революция мужского танца.
Биография Ю.Григоровича. Его творчество – эпоха в истории Большого театра. В.Васильев, Е.Максимова, М.Плисецкая, М.Лиепа, Н.Бессмертнова – артисты Ю.Григоровича. «Легенда о любви», «Спартак» – вершины творчества Ю.Григоровича.
3. 7. Реформатор европейского балета Морис Бежар.
Характеристика творчества Мориса Бежара. Соединение эстрады, рока и балетной пластики.
3. 8. Основные тенденции балетного театра в Европе и Америке.
Характеристика творчества Д.Баланчина, Форсайта, Р.Нуриева, Нормайера, Р.Пети и др. на усмотрение педагога.
3. 9. Танец в Мюзикле. «Вестсайдская история», «Ромео и Джульетта».
Хореография Бродвея. Уникальность массовости и синхронности балетных постановок Бродвейских спектаклей. «Вестсайдская история»: классика и рок-н-ролл. «Ромео и Джульетта»: влияние рэпа, хип-хопа.
3. 10. Трансформация народного танца. Создание И.Моисеевым первого в мире ансамбля народного танца.
Традиции народного танцевального искусства. Богатство и разнообразие жанров и видов народного танца. Ансамбль И.Моисеева: история создания, первые танцы, первые гастроли, выдающиеся солисты, связь поколений. Народно-сценический танец. И.Моисеев – человек-эпоха.
3. 11. Последователи И.Моисеева. М.Флейтли и «River dance».
Появление ансамблей народного танца в республиках СССР, странах мира. Общее и индивидуальность. Превращение сценического народного танца в шоу в современном понимании этого слова на примере ансамбля «River dance».
Используемая литература
Бахрушин Ю.А. История русского балета. – М., 1973
Бахрушин Ю.А. Сценическая история балета П.И.Чайковского. В сборнике: Чайковский и
театр. – М.,1940
Бочарникова Э.В. Страна волшебная – балет. – М., «Детская литература», 1974
Васильева Е.Д. Танец. – М., «Искусство», 1968
Вечеслова Т.М. Я – балерина. – Л.-М., «Искусство», 1966
Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М., «Искусство», 1965
Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. – М.,
1963
Лиепа М.Э. Вчера и сегодня в Балете. – М., «Молодая гвардия», 1982
Фокин М.М. Против течения (воспоминания балетмейстера). Л., «Искусство», 1981
Эльяш Н.И. Образцы танца. – М., 1970
Видеоматериалы:
«River dance», «The Michael Flatley collection», видеозаписи концертов Ансамбля Танца народов мира им.И.Моисеева, х/ф «Вестсайдская история», мюзикл «Ромео и Джульетта», балеты: «Жизель», «Спартак», «Дом священника», «Лебединое озеро, как предчувствие», «Дон Кихот», «Легенда о любви», «Лейли и Меджнун» и т.д. на усмотрение педагога.
nsportal.ru