Звук у конспект занятия в подготовительной группе – Конспект “Звук и буква У”

Конспект “Звук и буква У”


 

Автор-составитель:

учитель-логопед

Волкова Татьяна Андреевна

 

Цель:

  • Знакомство со звуком и буквой У
  • Четкое произнесение звука У
  • Выделение начального ударного гласного
  • Развитие фонематического восприятия
  • Знакомство с буквой У

 

Ход занятия:

  • Дыхательная гимнастика

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!

  • Подведение к теме

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

 

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

  • Уточнение артикуляции

-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой  у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

  • Посмотрите на картинки, скажите, что на них изображено? Какая из них лишняя и почему? (утка, улитка, автобус, утюг)
  • Развитие фонематического восприятия

-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.

Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.

  • Определение места звука в слове

-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)

улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг

  • На доску вешается буква У.

-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?

-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?

— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.

  • написание буквы в прописях
  • Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
  • Итоги: -Какой звук и букву мы сегодня проходили? (он какой? Гласный?)

 Картинки:

 

 

 

 

 

 

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А УА О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И

У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А УА О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы

А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 

А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У

 



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Конспект занятия по грамоте на тему “Звук и буква У” в подготовительной группе

____________________

Речевое развитие (Грамота)

Тема: Звук и буква У.

Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У.

Программное содержание:

Образовательные: учить выделять гласный звук [у] и обозначать его буквой; формирование фонематического слуха и восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза слогов; научить ребенка четко произносить звук [у]; закрепление понятия “гласный звук”; автоматизация звука [у] в слогах, словах, предложениях;

Развивающие: развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания; формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость;

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

– Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем – сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].

2. Основная часть.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.

– знакомство со звуком [у]:

Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])

– характеристика звука [у]:

Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].

Когда мы произносим звук [У], то:

губки вытянуты вперед трубочкой – “Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем”. 

зубки не смыкаются;

звук можно петь, тянуть – ууууу

воздух свободно выходит изо рта.

Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки – поют, танцуют, не встречают преград)

– фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

волк воет: уууууууууу…

поезд едет: уууууууууу…

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

поезд приближается: ууууУУУУУУ…

поезд удаляется: УУУУууууу…

в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает воспитатель.

– игра “Поймай звук”:
Хлопните в ладоши, если услышите звук [у]:
А, у, о, а, и, у, и, а, у, у, а, э
Ут, ам, ла, ко, ух, са, ах.
Утка, нос, кубик, груша, глаз, иду, пою, дача, утюг, мак.

– физминутка:

Головою три кивка.
На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

– работа со звуковыми схемами:

Ребята, немного поработаем со звуковыми схемами. Берём звуковую схему и красный квадратик и кладём перед собой. Сейчас я буду говорить и показывать слово, а вы должны определить звук [у] в слове. Он может быть вначале, тогда квадратик будет первым; он может быть в середине – будет вторым; он может быть в конце слова – будет третьим звуком.

слова: груша, кружка, бурундук, утка, кенгуру.

– игра “Составь текст по картинке”:

Посмотрите, у каждого есть картинка. У нас есть ли слова со звуком [у]? (да) Какие? (сук, удочка, улей, уточка, Уля, улитка, лучи, удод, утёс, уж, дуб, гулька, куст, уха, Жучка, уши) Давайте составим рассказ с этими словами.

– знакомство с буквой У:

Ребята, чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

Какой буквой обозначается звук [у]? (буквой у) На что похожа буква У? (на сук, рогатку, палочку)

У – сучок. В любом лесу.

Ты увидишь букву У.
Сконструируйте букву У из счётных палочек.

– пальчиковая гимнастика.

– работа в тетради:

Я вам предлагаю научиться печатать букву У

1. Заштрихуй по образцу большую букву У. Маленькую букву У раскрась красным карандашом.

2. Найти, обвести кружком все буквы У

3. Напишем букву мы позже с каждым отдельно.

3. Заключительная часть.

Итог и рефлексия.

.

infourok.ru

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: “Звук У, буква У”

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида Детский сад № 2 «Светлячок» города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему «Звук У , буква У»

в подготовительной группе «Знайка»

Подготовила :Чевелева Г.М.

15 ноября 2018г

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема: Гласные звуки и буквы. Звук У и буква У

Цель: Закреплять правильное произношение звука [У], познакомить с буквой У.

Интегрированные задачи:

образовательные:

– уточнить произношение звука [У];

– формировать и расширять у детей лексический словарь

-отработка правильного употребления существительных ед. и мн.числа в Р.падеже)

развивающие:

– учить детей выделять звук [У] из состава слов

– развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

– учить детей изменению силы и высоты голоса;

– развивать фонематический слух и восприятие.

воспитательные:

– воспитывать навыки организованного поведения.

Оборудование: картинки с изображением утки, утюга, удочки, улитки; красные круги на каждого ребенка.

Словарная работа: гласный звук, согласный звук, буква.

Ход занятия

Приветствие

Собрались все дети в круг,

Я –твой друг и ты –мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

I. Вводная часть (Организационный момент).

Правило поведения на занятии.

– Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

II. Основная часть.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

– Для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

Артикуляционная гимнастика (.Чередование «Хоботок» – «Улыбка» – «Домик открывается-Маятник».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

3.Сообщение темы занятия . Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой [У)

– Ребята, я вам принесла красивую коробочку, а в ней картинки. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробке .

Палочка в руке,

Ниточка в воде,

На ниточке крючок,

Для рыбки червячок(удочка)

По реке простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать (Утюг)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

Ходит в перевалочку,плавает,

ныряет,

на пруду в речке пищу добывает.

Кто это?(Утка).

Когда все картинки я развешу на доске, я говорю детям: У-Утюг,ууулитка, у-утюг,у-утка—–назовите первый звук в этих словах (звук у)

4. – Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [У] и посмотрим, какое положение принимают наши губы? (губы вытянуты трубочкой). Звук У произносится плавно, протяжно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград. Звук можно свободно петь, значит звук У –гласный.

– Этот звук гласный или согласный?(гласный)

Как вы определили что он гласный?.Правильно, потому что мы можем его пропеть и он не встречает преград.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

-Каким цветом будем обозначать этот звук?(красным)

-Давайте вспомним, звуки мы что делаем (слышим и произносим)

-У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).

-Звук У обозначается буквой У (показываю)

-Посмотрите на букву У. Из скольки палочек она состоит(из двух).

-Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая короткая.

-Ребята, посмотрите на доску. Это буква У. Запомните, звук [У] на письме обозначается буквой У.

Буква У как будто ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

-Давайте пропишем букву У в воздухе-

-Давайте попробуем сделать букву У из счетных палочек.

  1. Физминутка.

Волки воют на луну: У-У-УУУ(идти крадучись, как волк)

Песню грустную пою: У-У-УУУ(имитация пения в микрофон)

Ветер сильно завывает: У-У-УУУ(руками качаем как ветки деревьев)

Поезъд тихо подъезжает: У-У-УУУ(показываем движение поезда руками)

Я стою и звонким голосом пою,(хлопки перед собой)

Потому что он певучий, этот гласный У

6.Игра на ковре

-А сейчас мы с вами будем ловить звук У ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук У- тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

У-а-у-и-о-и-у-а-ы-у-о-у

7.Игра «Один-много» с мячом

– Я буду называть один предмет, а вы много предметов . ( Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка,указка,утка

Проходим к столам

8.Игра за столами

-Ребята , у вас лежат красные кружки, если услышите в словах звук У поднимите кружок.

Слова: паук, цветок, лужа, лак, диван, мак, стол, утюг, стул, жук, гусь,уж,улыбка, книга, указка, тетрадь, линейка, усы.

9.Работа на листках

-У вас на столах лежат листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!

10.Игра «Чего нет»

Называем все картинки ,которые висят на доске.

Если звук У в этих словах? Теперь назовем все картинки, запомним их, сфотографируем глазками. а теперь вы закрываете глаза.

-Чего нет?(отработка правильного употребления существительных ед. и мн.числа в Р.падеже)

11. Подведение итогов занятия.

-Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

-С какой буквой?

-Каким цветом обозначаем?

-Что понравилось больше всего?

-Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Литература:

2. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь по грамоте для детей 5 – 7 лет

Маханева М.Д.

infourok.ru

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе на тему “Звук и буква У”

Конспект фронтального занятия

в подготовительной группе для детей с ОНР

по грамоте.

Тема. Звук [у], буква У.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление навыка четкого произношения звука [у], умения выделять его в словах на слух и в произношении, определять его место в слове. Знакомство с буквой У. Упражнение в выполнении штриховки контурного изображения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, речевого слуха, внимания, памяти, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания, силы голоса.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества, самоконтроля.

Материал. Демонстрационный: предметные картинки: поезд, утка, утята, утюг, утюги, уж, ухо, удочка, булка, катушка, лук, муха, дудочка, ракушка, паук, кубик; пособие «Символы звуков»; пособие «Вижу, читаю, пишу»; игрушка – уточка, три корзинки.

Раздаточный: счетные палочки, листочки с контурным изображением буквы У, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Дети проходят в кабинет, логопед организует приветствие.

Логопед. Давайте вспомним, как мы говорим правильно.

Дети проговаривают речёвку вместе с логопедом.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Громко, четко говорим,

Потому что не спешим.

Логопед. Сначала сядут те, кто назовет слова со звуком [а].

– Теперь сядут те, кто назовет слова со звуком [о].

Дети выполняют задания и занимают свои места за столами.

– На прошлых занятиях мы познакомились со звуками [а] и [о]. Какие это звуки? (Гласные). Сегодня мы продолжим знакомство с гласными звуками.

  1. Основная часть.

    1. Знакомство со звуком [у].

Логопед. Дети, послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Пестрая крякушка ловит лягушек

Ходит вразвалочку спотыкалочкой. Кто это? (Утка).

Длинная и гибкая охотится за рыбками

Порой пуста, как дудочка, а петь не может… (удочка).

– Назовите первый звук в словах утка и удочка. (Первый звук [у]).

– Как мы его произносим? (Мы его поем голосом, а губы, зубы и язык не мешают, воздух проходит свободно).

– Какой это звук? (Гласный). Правильно, он гласный, поэтому он живет в красном замке с другими гласными звуками.

Фонетические упражнения:

а) дети произносят вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:

б) дети произносят вслед за логопедом с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

    1. Игра «Поймай звук [у]»

Логопед. Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [у]: о, у, и, у, о, ом, ум, ус, ат, ку, бо, ухо, око, булка, балка, улица, мельница.

    1. Проговаривание и заучивание чистоговорок.

У-у-у – губы хоботком тяну.

У-у-у – всех детей зову.

Улитка замерла, дрожа,

Увидев на земле ужа.

    1. Игра «Подарочки для уточки»

Логопед. Возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано и определите, в каком месте стоит звук в этом слове – в начале, в середине или в конце слова. Если в начале, то положите картинку в первую корзинку, если в середине, то в среднюю, если в конце, то в последнюю.

Дети выполняют задание, раскладывая картинки в корзинки возле уточки. Объясняют свой выбор.

    1. Координация речи с движением «У всех своя зарядка»

Раз – присядка, два – прыжок

И опять присядка,

А потом опять прыжок –

Заячья зарядка!

А волчата, как проснуться,

Очень любят потянуться,

Обязательно зевнут,

Ловко хвостиком махнут!

А лисята спинки выгнут

И неслышно с места прыгнут,

Перед тем, как прогуляться,

Начинают умываться!

Белки скачут очень быстро,

Машут хвостиком пушистым,

Целый час играют в прятки –

Это беличья зарядка.

Ну а мишка косолапый

Широко разводит лапы,

То одну, то обе, вместе,

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало,

Начинаем всё с начала.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

    1. Знакомство с буквой У.

Логопед. Ребята, а мы можем увидеть звук [у]? Почему? (Звуки мы произносим и слышим). Правильно, звуки мы не видим, мы обозначаем их буквами. Звук [у] обозначается буквой У.

Показ буквы.

На что похожа буква У?

– Из каких элементов она состоит?

– Попробуйте написать ее в воздухе.

– Послушайте стихотворение о букве У.

У – как у зайчонка ушки,

Эти ушки – на макушке. Заучивание стихотворения.

    1. Пальчиковая гимнастика «Забавные лисята».

По парам лисята идут друг за другом Пальчики шагают.

В лесу по полянке, по ровному кругу.

А двое забавных лисят Упражнение «Колечки»

В пары вставать не хотят.

    1. Подготовка руки к письму.

Логопед. Возьмите счетные палочки и выложите из них букву У.

Дети выкладывают букву.

– А теперь возьмите листочки с буквами. Обведите букву пальчиком. Затем обведите букву по контуру красным карандашом и заштрихуйте по образцу.

Дети выполняют задание на листочках.

III. Итог занятия. Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли на занятии и вспомнить самые интересные из них.

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: “Звук и буква “У””

муниципальное  казенное дошкольное образовательное  учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад №6»

Звук и буква «У»

Интегрированное занятие по обучению грамоте

 Подготовительная к школе группа

                                       

Подготовили:

 воспитатель Карташова Н.А.

Учитель – логопед Николаева С. В. 

2013

     

Цель: продолжать  развивать  речь  как  средство  общения.

Задачи: 1Познакомить детей с буквой «У» как письменным обозначением звука «У». 2.Учить   внимательно,  слушать текст  стихотворения, называть слова со звуком «у». 3.Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме.

Логопедические задачи

 1. Коррекционно-образовательные цели:

Познакомить детей со звуком «У», способом его характеристики с опорой на артикуляцию. Определять  наличие звука «У» в слове на  слух.

2. Коррекционно-развивающие цели:

Развивать общую артикуляционную моторику детей, развивать дыхание и голос, развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

3. Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: книги на каждого ребенка «Любимый букварь», тетради Е.Колесниковой «От А до Я», ручки, скакалки, гимнастические палки, счетные палочки, камешки, полоски для ковролина,  косточки от абрикоса, предметные картинки  со звуком У (улитка, улица, утюг, ухо, утюг, паук, кухня, дуб, туфли),  магнитная  доска.

Ход  занятия.

Рассаживаемся на коврике. Предлагаю детям взять книжки, рассмотреть картинки.

Рассказываю сказку:

«Жила-была буква, которая любила дразниться.  «У-у» – говорила  она всем, кто попадался ей навстречу :улитке, угольку, уточке, даже доброму ужу. Они обижались и тоже отвечали ей: «У». А однажды она увидела дерево. По привычке ей захотелось его подразнить, но ничего не получилось. А почему? (ответы и размышления детей).

Тут все заметили, что это дерево и буква «У» очень похожи. Наверно, это приятно, -быть похожей на дерево. Во всяком случае,  букве «У» после этого целый день не хотелось дразниться. Правда, на следующее утро она встретила совсем маленького утенка и опять сказала – «У».

Давайте поиграем   пальчиковая игра «Ай ду ду ду».

Ай ду ду ду ду ду ду,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба ладная, песня складная.

Дети из кулачков сделали дудочки, имитируют игру на дудочке, руки на пояс- сидит,  ворон -показывают кулачком, руки поднимаем вверх- высокий дуб.

Пальчиками поиграли, а теперь давайте выложим букву «У». Выкладывание  буквы на ковре, на столах из камешков, палочек и другого материала по их желанию. Рассматриваем букву, хвалю детей.  

Хлопаем в ладоши и превращаемся в гусят физминутка.

Утром встал гусак на лапки – потянулись, руки через стороны вверх,  

Приготовился к зарядке – руки на пояс,

Повернулся влево – вправо – повороты  влево – вправо,

Приседанья сделал справно – приседания,

Клювиком почистил пух – наклоны головы вперед, повороты влево – вправо,

Поскорее в воду плюх – прыжок присели.

Ребята,  кто – то к  нам спешит?

Логопед

Здравствуйте,  ребята,  перед  занятием  я была  в  гостях  у  одного  сказочного  мальчика. Я сейчас  загадаю  загадку, и  вы  догадаетесь кто  это.

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?  (Буратино)

 Буратино  был  очень грустный, так как  Карабас – Барабас   отнял  золотой ключик от сундучка, в котором лежит Букварь. Буратино очень хочет пойти в школу, для этого ему нужно вернуть ключик.

 Карабас – Барабас   просто так не хочет  отдавать ключик, поэтому он придумал для Буратино задания, а мы должны с вами, ребята, помочь ему их выполнить.  Вы  согласны.

Задание  1. Объяснить,  какой  звук  «У»   гласный  или  согласный  и  почему?  (ответы)

Сегодня мы  познакомимся со  звуком «У». Чтобы правильно произносить  звук «у» вытяните губки трубочкой, положите ладошку на горлышко. Послушайте, как оно гудит. Скажем дружно: у ууууу. Дети повторяют упражнение несколько раз

Звук [у] — гласный, его можно петь, обозначается  красным  цветом. При произношении звука [у] губы вытянуты вперед «трубочкой» (так воет ветер).

• «Тихо — громко».

Дети должны произнести звук [у] тихо и громко, чтобы услышать, как воет ветер.

А кто из вас знает, как гудит паровоз? Вот представьте себе, что паровоз едет издалека и постепенно приближается. Какой будет звук, когда паровоз далеко (тихий, а когда рядом (громкий)). А теперь  наоборот паровоз  отъезжает (сначала громко- затем  тише)  Вот сейчас давайте попробуем.

Фонематическая разминка у-у-у-У-У_У.     У-У-У-у-у-у

Задание 2.

• «Поймай звук». (хлопни  в  ладоши)

Выделение  звука «У» на слух  из ряда изолированных  звуков:  а, у, и, а, у, о, ы, у

Из ряда слогов: ук, жи, со, ау, му, ро, ду, ли, ут, оп, ву.

Из ряда слов:  умница, аист, удочка, мак, лук, утка, паук, курица, кот, петух,

Задание 3.

• «Да — нет».

Логопед выставляет на доску картинки  (утка, дом, мак, лук, удочка, утюг, сок, улитка), показывает по  очереди  на  каждую из  них, а дети говорят «да», если в слове есть звук [у], и «нет», если в слове нет звука [у].

  Ребята,   вы  молодцы, очень  помогли  Буратино!   Спасибо всем за  участие,  я  пойду, обрадую  его, До свидания!

Воспитатель: Ребята,  пока , Светлана Владимировна   выручает  Буратино,  наше  занятие  продолжается.  

Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку.

Игра «Кто внимательный».

Я прочитаю стихотворение, а вы запомните слова, в которых есть звук «У».

Стихотворение Г.Виеру «Устала утка».

«Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

 У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

Ну что ж из них получится?!»

Дети называют слова со звуком «У».

Давайте повторим звук «У» проговариваем.

Открывайте тетради, возьмите в руку правильно ручку, показывают , как взяли ручки.

Я буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки-картинки. Отгадываете загадку, обведите кружком картинку. Читаю загадки про утку, петуха, гуся. Спрашиваю,  какой звук услышали. Почему картинку с изображением  вороны не обвели? (нет звука «у»).

Внимательно рассмотрите картинки – кто нарисован  улитка, жук, кенгуру. Справа нарисованы прямоугольники, а в них квадратики, звук «у» находится в начале, в середине и в конце слова. Давайте произнесем слово «улитка», где находится звук»у», проговариваем.  Соединяем схему с  квадратом  в начале прямоугольника с картинкой «улитка». Далее предлагаю детям самостоятельно выполнить задание, потом проверяем. С какой схемой соединили «жука», «кенгуру». Затем проговариваем слова,  выделяя звук  «у».

«Вам занятие понравилось?» – спрашиваю у детей.

На следующем занятии мы с вами еще поиграем. На этом занятие закончено.

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе “Звуки В-Вь”

Звуки В – Вь. Буква Вв

Задачи: 

        коррекционно – образовательные:  знакомство  с буквой В. Совершенствовать умение дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости. Закрепление навыка определения количества слогов в словах Совершенствование навыков   звукобуквенного анализа.

         коррекционно-развиваюшие: развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения,  артикуляционной, тонкой и  обшей моторики;

       воспитательные: воспитание доброжелательности,  взаимопонимания, навыков сотрудничества, инициативности

Средства: предметные картинки со звуками  [В], [В‘], наборы для составления схем слов, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Способы:

Организационный момент.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Знакомство с темой – рассматривание картинок, выделение звука [В].

Фонетическая зарядка.

Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звуков [в, вь]

Как дует ветер? (Ввв)

 Игра «Кто внимательный?»

Какой одинаковый звук в словах: василек, велосипед, ворона, волк, телевизор.

– Послушайте загадки:

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (ВОЛК)

Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (ВАРЕЖКИ)

Какой первый звук вы слышите в отгадках? (ответы детей)

Произнесение, характеристика звука [В].

Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляцию звука [В]:

— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

— верхние зубки слегка видны;

— горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху, может быть твердым и мягким, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой В. Она пишется вот так В.

Как вы думаете, на что похожа буква В. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

Пальчиковая гимнастика

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

 Произнесите быстро и чисто чистоговорки

ВА – ВА – ВА – выросла трава.

ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.

ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.

Упражнение  «Найди место звука в слове»

У вас на столе лежат карточки со звуком В, давайте назовем их и определим место звука в слове, твердый или мягкий звук.

(карточки – вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост)

Игра  «Разноцветные квадраты»

Давайте поиграем, я буду называть слова, а вы как услышите звук твердый звук В то выкладываете в квадрат – синий круг, если мягкий – зеленый.

Ветер, ваза, ведро.  Вагон, Витя, вода.  Ванна, весна, вата.

Подвижное упражнение

Стук, стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

Домик строим для людей.

Упражнение «Раздели слова на слоги»

ВАТА, АВТОБУС, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, УМЫВАЛЬНИК, ИВА, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ХВОСТ, ВАЗА, БУКВЫ.

Работа в тетради

 Работа в кассе букв

Выложи и прочитай слоги;

ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ.

Выложи и прочитай слова

ВОТ, ВОДА, ВОН

Выложи и прочитай предложение

ВОТ ВОВА. ВОТ ВОВА И ДИМА.

Упражнение  «Составь предложение, выложи схему»

ДОМ, МАЛЬЧИК, В, ИДЕТ.

Итог.

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе Гномики»

Тема: «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Программное содержание:

1. Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;

2. Выработать навык чёткого произношения звука «У»;

3. Учить выделять звук «У» из ряда гласных; учить вычленять в слове ударный звук;

4. Развивать слуховое внимание, формировать способность находить звук «У» в различных словах. Работа над развитием фонематического слуха;

5. Формировать умение составлять предложение, делить его на слова;

6. Закрепить знания о правилах составления звуко- буквенных моделей слов, продолжать учить проводить звуковой анализ слов;

7. Формировать умение работать в прописи, правильно находить нужное задание;

8. Закреплять умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, терпеливо выслушивать воспитателя, ответы товарищей;

9. Воспитывать навык самостоятельной деятельности, умение работать в коллективе;

10. Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Демонстрационный материал:

Игрушки с изображение героев сказки «Теремок»;

Картинки, в названиях которых, присутствует звук «У»; иллюстрации с изображение овощей; материал для составления звуко – буквенного анализа; костюм лисички.

Раздаточный материал:

Пеналы для составления звуковых схем; счётные палочки; тетради; авторучки.

Оборудование

Магнитофон, мольберт.

Ход занятия

1 Вводная часть

(звучит музыка «В гостях у сказки») дети проходят на места, рассаживаются.

– Сегодня мы с вами отправился в сказку «Теремок». Все вы её хорошо знаете. Но наш Теремок совсем необычный, все зверушки с нетерпением хотят попасть в него, потому что в нём поселилась У-У-Удивительная буква, и все хотят с ней познакомиться.

2 Основная часть

– Ой, а вот и первый житель нашего Теремка

К нам скачет зверУшка,

Не рот, а ловУшка,

ПопадУт в ловУшкУ

И комар и мУшка. (ЛягУшка) (крепится на доску)

-Давайте мы это слово позовём.

-Какой звук дольше всех тянется?

-Какой он? (гласный, ударный)

-Почему?

-Вот она наша У-У-Удивительная буква. (крепим в Теремок)

Артикуляция звука

Губы трубочкой потянем

И не сколько не устанем

Давайте вместе произнесём звук «У», для этого нужно вытянуть губы трубочкой.

Чистоговорка

«У-У-У»- губы трубочкой тяну,

«У-У-У»- дайте мне сейчас трубу,

«У-У-У»- всех друзей я позову.

– А кто из вас знает как гудит паровоз. Вот представьте себе, что паровоз едет издалека и постепенно приближается. Какой будет звук, когда паровоз далеко (тихий, а когда рядом (громкий). Вот сейчас давайте попробуем.

Фонематическая разминка

-А к нам уже спешит следующий гость Мышка норушка (крепится на доску)

Она принесла нам очень интересное задание.

– На доске картинки, назовите сколько здесь картинок, в словах которых есть звук «У» (проговаривать каждое слово, выделяя ударный звук)

– А какие вы знаете слова со звуком «У»?

– Игра «Найди лишнее»

(на доске овощи и фрукт один) Помидор, лук, капуста, огурец, перец, яблоко.

-Что здесь лишнее? Кто догадается?

(Яблоко-фрукт; перец, помидор не содержат звук»У»)

Скороговорка

Вот уже спешит следующий гость Заяц

– Он принёс нам скороговорку, но не знает есть ли там звук»У», послушайте и постарайтесь запомнить слова со звуком «У».

-Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!

Я стучу, стучу, стучу!

Я лечу, лечу, лечу!

Опоздать я не хочу!

Составление предложения. Деление на слова

– Следом за Зайцем спешит Лиса. (крепим на доску)

– А какая она? (рыжая, хитрая, пушистая, мягкая)

– Если я скажу «Лиса пушистая», что это получилось? (предложение)

– Сколько слов( 2) Какое первое, второе?

Игра «Составь предложение» Дети одевают маску лисы и пушистую шубку на два слова Лиса Пушистая. Группа читает предложение. Ведущие меняются местами, получилось другое предложение Пушистая лиса. Можно поиграть ещё с одной парой Лиса Хитрая (хитрую нужно сделать мордочку) и так же поменять местами, группачитает получившиеся предложения.

Звуко- буквенный анализ

-А чем любит полакомиться лиса? (курица)

Разбор слова КУРИЦА. (воспитатель у доски, дети, с помощью пеналов для составления звуковых схем, на столах)

– произнесём по слогам, найдём сколько гласных, какой звук ударный (Выставляем 3 красных квадрата).

разбираем первый звук «К» какой он?

согласный твёрдый (выставляем первый звук синий квадрат). Разбираем второй согласный «Р» Какой он? Согласный мягкий. (выставляем третий звук зелёный квадрат). Разбираем третий согласный «Ц» Какой он? Согласный твёрдый (выставляем пятый звук синий квадрат)

– Сколько всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Находим ударный звук.

– Всё что мы произносим и слышим это ЗВУКИ, а всё что мы видим, пишем и читаем это БУКВЫ. Давайте заме-ним наш звук буквой «У». (замена) .

– Что мы пишем? (буквы) Что мы слышим? (звуки)

Написание буквы

-Давайте попробуем в воздухе написать букву «У»

– У вас на столах лежат палочки, попробуйте из них написать букву»У», сколько палочек понадобится вам? (3)

– К нам спешит следующий гость Волк он предлагает нам размяться

Физминутка

У коровы всё по два,

Уха два и глаза два

Ноздри их, конечно две,

Есть рога на голове,

А ещё две пары ног,

Правый бок и левый бок

Только хвост всего один

Сам себе он господин! – Игра «Слова наоборот»

– Я вам называю слова, а вы придумываете противоположное слово, но только чтобы оно начиналось с буквы «У»

Глупый – умный, красивый –уродливый, невезучий – удачливый, широкий – узкий, грусть- улыбка, перемена – урок и т. д.

Работа в прописи

-К нам спешит последний гость Медведь.

Он предлагает нам поработать в прописи. Но мы, прежде чем начать писать должны сделать для пальчиков гимнастику.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни,

Хочешь эдак, хочешь так,

Не обидятся никак.

1, 2, 3, 4, 5, не сидится им опять

Постучали, повертели, и работать захотели,

Дали ручкам отдохнуть, и теперь обратно в путь!

– Открываем тетради и берем карандаши

3 Итог занятия

– Все наши гости Теремка очень довольны, что познакомились сегодня с новой буквой, с какой? Какая она? Что вы про неё узнали?

– Чем занимались на занятии? Что больше всего понравилось?

– Занятие закончено! Всем спасибо

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *