Звук и в старшей группе – . , – .

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект “Звук и буква В”

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте.

Тема: «Звуки В, Вь. Буква В»

                                                                    Подготовила: учитель-логопед

Филатова О.В.

Дата проведения: 13 апреля 2016 г

Конспект занятия «Звуки (В – ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:

1)  Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование:     сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Ребенок:

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

Психогимнастика.

Логопед:

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

(радостные лица)

Логопед. Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это  загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.

                    Сегодня вы, ребята, сами

                Пойдёте волшебными путями

                По очень необычной стране

                И побываете там везде!

                Все звуки речи там живут,

                Они давно вас ждут.

                Вы попадёте в их владенья,

                И вам должно хватить уменья

                Все испытания пройти,

                Не сбившись с верного пути! 

2.Повторение пройденного материала.

Логопед: – Что мы слышим?

Дети: Звуки.

Логопед:- Какие бывают звуки?

 Дети: Гласные и согласные.

 Логопед: Почему мы их называем «гласные звуки»? 

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.

Логопед: Назовите, согласный звуки.

Дети: М П Б…

Логопед: Почему мы их так называем?

Дети: Они не тянутся и не поются!

3. Сообщение темы

Логопед:  Поиграем мы в игру:

Я знаю много имен мальчиков и девочек:

Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук В.

Логопед: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук Вь.

 Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В.

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

 Между ними голос пустим.

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

– Чем отличаются звуки?

Дети:  Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.

Логопед:  Что общего?

 Дети:  Звуки В и Вь согласные, звонкие.

 4. Развиваем фонематический слух

Логопед: Звуки В и Вь любят играть:

Подними синюю карточку, когда услышишь звук В

Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь.

(логопед называет сначала звуки: В В Вь В Вь Вь…, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)

– Молодцы!

 5. Определить место звука в слове.

Логопед: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и

назовем, что на них нарисовано.

 В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка

Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)

Логопед: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале,

в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

Физ.минутка.

А сейчас мы с Вами дети

Улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

1,2,,3,4-

Вот летит ракета ввысь.

 6. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.

ВА-ВЯ                            ВЫ-ВИ                          ВЯ-ВА

ВО-ВЁ                             ВУ-ВЮ                         ВИ-ВЫ

ВЭ-ВЕ                                                                    ВЁ-ВО

7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.

 Логопед: Игра «Путаница».

Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.

Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь?

Какое слово лишнее?

Дети: ВАРЕЖКА

Логопед: Почему это слово лишнее?

Дети:  В слове  ВАРЕЖКА первый звук В –  согласный, твердый, звонкий.

 В остальных словах первый звук Вь.

Логопед: делим слово ВАРЕЖКА на слоги.

Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?

Дети: В этом слове три слога.

Логопед: Составьте предложение с этим словом.

Дети: Бабушка связала теплые варежки.

Логопед: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении четыре слова.

Логопед: Назовите первое  (второе…) слово.

Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)

8.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед: «В» – буква очень важная

                  Воображала страшная.

                  Грудь колесом, живот надут,

                  Как будто нет важнее тут.

(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)

Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;

Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5

В космос полетел отряд,

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, каметы,

Большую желтую луну.

Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,

 покажите на пальчиках сколько правильных букв.

 9.Игра «Собери цветочки».

Логопед: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.

Как вы думаете почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым!Но к сожалению, пока письмо шло к нам,лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.         

 (К синему кружку  дети собирают лепестки, на которых  картинки со звуком  В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )

Логопед проверяет выполнение задания.

10. Итог занятия.

Логопед: Мы с вами  выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?

 (Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом).

Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя

 (слова: валенки облако волк  аист – ВОВА.)

Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе,  и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?

Дети: Да.

Логопед: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма

 С какими звуками мы знакомились?

                 Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Образовательная деятельность в старшей группе «Звук и буква Я»

Образовательная деятельность

«Обучение грамоте»

на тему: «Звук и буква Я»

старшая группа

Симанова Наталья Анатольевна

МБДОУ «ЦРР – д/с № 65 «Ивушка» г. Альметьевск, РТ

Цель: Познакомить детей с гласным звуком « Я», его характеристикой, способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

Задачи:

Воспитательные:Воспитывать усидчивость, способность  к самостоятельному выполнению заданий.

Развивающие: Развивать слуховое восприятие; развивать мелкую моторику рук, развивать графические навыки.

Образовательные:Формировать и развивать фонематический слух, владеть звуковой стороной речи. Расширять словарный запас детей, знакомить с графическим изображением буквы.

Основная образовательная область: развитие речи.

Интегрированные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура.

Методы и приёмы:словесный метод, наглядный метод, практический метод, игровой метод, поисково-исследовательский.

Наглядные средства обучения: графическое изображение  буквы Я, фишки, замки красного, синего и зелёного цвета, тетради в крупную клетку, простые карандаши.

Словарная работа.

Обогащение словаря:ярмарка, ястреб, якорь, ящерица.

Активизация словаря: звук, буква.

Предварительная работа: рассматривание азбуки Жуковой, дидактические игры «Звуки и буквы», «Предметы и слова», «Буква, предмет, слово», рассматривание алфавита.

Структура

  1. Вводная часть.
  • Организационный момент. Мимическоеупражненое «Вот каким  бываю я…»
  1. Основная часть.
  • Игра «Кто внимательный?»
  • Игра «Закончи предложение словом на «Я»
  • Составление простых предложений со словом «Я» в игре «Я хочу», «Я люблю»
  • Составление простых предложений  со значением противопоставления в игре «Кто догадался?»
  • Физминутка«Изобрази отгадку!»
  • Знакомство с буквой Я.
  • Составление слов с согласными С, Н, К, Т, Х, Р, П, З, Б, Д в игре «Полоса препятствий».
  • Чтение слов в игре «Добавь букву Я и дочитай слово!»
  • Работа в тетради.
  1. Итог занятия.

Список литературы:

  1. Колесникова Е. В. Программа « от А до Я».М. « Ювента», 2009г.
  2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.
  3. Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
  4. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
  6. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
  7. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.
  8. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
  9. Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.

Ход нод.

Мимические упражнения «Вот каким  бываю я…»

– Покажите, какими бываете вы, когда вам подарили  хороший подарок…(Радостными).

– У вас сломалась любимая игрушка… (огорчёнными).

– Вы скучаете по маме… (грустные, тоскливые).

– Вас обидели… (обиженные).

– Нарисуйте в кружочке себя в том состоянии, в котором вы сейчас находитесь…

– Каким коротким словом мы называем себя? (Я)

Сообщение темы занятия. Игра «Кто внимательный?»

– Найдите повторяющийся звук в словах: ярмарка, яблоко, стоя, ягоды, яма.

– Сегодня мы поговорим о букве Я.

Работа со звуком Я.

а) характеристика звука: гласный или согласный, почему?

б) Игра «Закончи предложение словом на «Я»:

Мальчик бежал и упал в … (яму)

На завтрак мы ели … (яйца)

Солнце светит очень…(ярко)

День сегодня тёплый и … (ясный)

Кораблю нужен … (якорь)

Хищную птицу зовут … (ястреб)

в) составление простых предложений со словом «Я» в игре «Я хочу», «Я люблю».

* Составление схемы предложения  с помощью фишек, нахождение в предложении слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

г) преобразование повествовательных предложений в вопросительные и восклицательные; работа над выразительностью интонаций.

(Например, Я люблю свою маму. Дети: Я люблю свою маму! А ты любишь свою маму?)

д) Составление простых предложений  со значением противопоставления в игре «Кто догадался?». Предлагаются пары слов:

маленький – большой

девочка – мальчик

смеяться – плакать

рисовать – стирать

помогать – мешать

жара – холод

(Образец, Братик Айдарик ещё маленький, а я уже большая).

Физминутка. «Изобрази отгадку!»

Загадки про лягушку, дятла, ящерицу.

Знакомство с буквой Я.

а) Прочитать стихотворение про букву Я

Каждый знает буква Я

Самая хвастливая!

б) рассматривание картинки  из азбуки с буквой Я; нахождение слов со звуком я: яблоки, яблоня, деревня, ягнята.

в) нахождение Я на карте-схеме.

Составление слов с согласными С, Н, К, Т, Х, Р, П, З, Б, Д в игре «Полоса препятствий».

(Ребёнок, держа букву Я, преодолевает препятствия – согласные, составляют с ними слоги: ся, ня, кя, тя, хя, ря, пя, зя, бя, дя).

Чтение слов в игре «Добавь букву Я и дочитай слово!»

…МА, …БЛОКО, ЗО…, РА…, КОЛ…, ЗАР…

Работа в тетради.

Прописывание буквы Я в тетради по образцу.

Итог занятия.

– С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

– Что вам понравилось на занятии?

– Ребята, на занятии вы были активными, внимательными, вы – молодцы!

nsportal.ru

Конспект занятия в старшей группе “Звук и буква”

«Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове»

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями и показать отличие – «звук», «буква»

  2. Способствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей, мелкой моторики.

  3. Учить детей давать полный ответ.

Оборудование: картинка Буратино, бубен, колокольчик, пакет, бумага, запись дождь и пение птиц, буквы,

Ход занятия

– К нам пришел гость, а кто вы узнаете, отгадав загадку.

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

– А пришел Буратино к нам, чтобы мы его научили разбираться в звуках и буквах.

Игра «Угадай, что звучит» (с закрытыми глазами)

– музыкальные звуки (бубен, колокольчик)

– бытовые звуки (шуршит пакет, смятая бумага)

– звуки природы (дождь, пение птиц)

– А какие еще звуки вы знаете?

– Как шипит змея? Ш-ш-ш

– Как рычит тигр? Р-р-р

– Как жужжит жук? Ж-ж-ж

– Как воет волк? У-у-у

– Как поет комар? З-з-з

– Что мы сейчас делали? (произносили звуки)

– Как вы понимаете, что такое звук? (все то, что мы слышим и произносим)

Все что нас окружает, издает звуки и человек произносит звуки, например мама укачивает ребенка а-а-а, когда больно мы произносим ой-ой-ой, испугались ай-ай-ай.

– Скажите, с помощью чего мы произносим звуки? (язык, губы, зыбы)

– А с помощью чего мы слышим звуки? (ушей)

Физкультминутка

Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Руки в стороны развел, 
Ключик, видно, не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. 

– Однажды человеку захотелось записать звуки. И появились ….буквы.

– Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем)

– Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

– Что такое гласный звук? (звук, который поется)

– Какие звуки мы называем согласными? (звуки, которые встречают преграду)

– Звук в слове мы изображаем квадратом.

Игра «Отгадай загадки»

1.Когда мы едим –они работают,

Когда не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить – они заболят. (зубы)

2.Посильней ты их раздуй

На горячее подуй. (щеки)

3.Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает, когда мы спим. (язык)

– С помощью чего мы произносим звуки? (губ, зубов, языка)

– Что же такое звук?

– Что же такое буква?

Итог занятия

infourok.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Звук и буква И

Старшая группа.

«Звук и буква И».

Цель:

  1. Познакомить детей со звуком И.
  2. Учить выделять звук И из ряда гласных звуков.
  3. Учить определять место звука в слове.
  4. Познакомить с графическим образом звука.
  5. Развивать внимание и память.

Ход занятия:

  1. Предлагаю детям повторить за мной слоговые цепочки:

И-И-ИМ

И-И-ИХ

И-И-ИТ

И-И-ИП

И-И-ИС

И-И-ИН

И-И-ИД

И-И-ИН

И-И-ИШ

И-И-ИФ

И-И-ИК

 И-И-ИЧ

И-И-ИЩ

И-И-ИЦ

И-И-ИЛ

  1. Какой звук чаще других слышался в слоговых цепочках. Правильно звук И. Посмотрите в зеркало и скажите, какое положение принимают губы при его произнесении. Можем ли мы его пропеть? Какой это звук, и каким цветом мы будем его обозначать?

Посмотрите на картинки и определите, где в их названии спрятался звук И. Назовите свои  имена и определите, есть ли в вашем имени звук И. Первый ряд составит схему для слова Инна, второй ряд – для слова Витя.

  1. Посмотрите на картинки и назовите те из них, в названии которых есть звук И.
  2. Физминутка.

Шлёп-шлёп-шлёп –

Иду по лужам.                               (Хлопки по коленям)

Хлюп-хлюп-хлюп –

Вода в ботинках.                           (Притопывание ногами)

Кап-кап-кап –

Мне зонтик нужен.                        (Щелчки пальцами)

Оп-оп-оп –

Вода по спинке.                              (Постукивание подушечками пальцев)

Буль-буль-буль –

Упала шапка.                                    (Пружинка)

Ой-ой-ой –

Кругом вода.                                     (Качаем головой)

Да-да-да –

Себя так жалко.

Одевайтесь в дождь всегда!              (Грозим пальчиком).

  1. Звук И обозначается буквой И. Посмотрите внимательно на букву И, а затем найдите её среди других букв.
  2. Работа в тетрадях. Обведите трафарет буквы и заштрихуйте её.
  3. Итог занятия. Какой звук мы сегодня изучали? Какую букву мы рассматривали? Придумайте слово со звуком И.

nsportal.ru

Конспект занятия в старшей группе «Звуки Д и Д`»

 

Задачи.

  1. Познакомить с новыми звуками Д и Д’.
  2. Учить чётко произносить звуки Д и Д’, дифференцировать их на слух и в произношении.
  3. Учить подбирать слова, в которых по сравнению с рифмуемыми добавлен звук, сравнивать пары слов, подмечая их фонетическое сходство и лексическое различие.
  4. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, зрительное внимание и память.
  5. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, зрительные символы звуков, схемы.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Игра с мячом (картинками). Дети задают вопросы: Кто это? Что это? (на данные вопросы подбирают слова со звуками И и ИГ в начале, в середине и в конце слова).

2. Сообщение темы занятия.

– Если вы отгадаете загадку, то узнаем, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Белый столб стоит на крыше

и растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес…

и исчез, (дым).

– Посмотрите, как я произношу звук Д:

(перед зеркалом): губки свободны;

зубки сближены, но не сомкнуты;

язычок стучит за верхними зубками;

горлышко «работает».

– Произнесите этот звук.

– Свободно ли выходит воздух изо рта или с преградой?

– Значит этот звук гласный или согласный?

– А голосовой моторчик работает?

– Значит это какой звук?

– Итак, звук Д какой?

– Символ звука: дятел долбит дерево: Д-Д-Д… (картинка).

– Выбираем для обозначения синий кружок с колокольчиком.

– Повторим, как дятел долбит дерево: Д-Д-Д-… (дети произносят звук Д за взрослым громко, отрывисто).

– А как зовут брата звука Д?

– Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дь-дь- дь…(картинка).

– Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий).

– Для обозначения выбираем зелёный кружок с колокольчиком.

3. Выделение звуков Д и Д’ в начале слов.

Игра «Поможем кукле Даше прочитать слова».

Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. И плачет Дашенька-малышка: «Мне не понятна стала книжка».

Педагог успокаивает Дашу и объясняет, что дети помогут ей восстановить слова. Читая слова без первого звука, детям предлагается посмотреть на предметы и картинки, имеющиеся на столе. Подумать есть ли среди них те, что понадобятся для игры. Набор предметов: духи, домик, дерево, девочка, дублёнка, долька (чеснока, апельсина и т.п.).

– Какой звук вы услышали в начале каждого слова?

– Какие это звуки?

4. Подбор слов, в которых по сравнению с рифмуемым добавлен звук Д.

Сравнение похожих слов на слух (стихи И. Лопухиной), акцент (при помощи символа) на добавленный звук Д.

В этом доме, ты мне верь,

заперта надёжно … (дверь).

Если влезть захочет вор,

он не попадёт во (двор).

Здесь живут малышка Аня и её братишка (Даня).

В руках у Ани удочка, а у Дани (дудочка).

Динамическая пауза:

Искала белка дуб с дуплом,

дупло у белок – это дом.

(движения произвольные).

  1. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук». Домовёнок хочет с нами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите звук Д; поднимите руку, если в слове будет звук Д’: дом, дача, деревня, друг, радость, добрый, дыня, диван, дуб, девочка, Дима, Даша.
  1. Дифференциация звуков Д и Д, Придумайте слова со звуками Д и Д Слова со звуком Д подарим Даше, а слова со звуком Д – Диме;

– Определить место звука в слове, используя карточку – синий и зелёный кружки с колокольчиками: дверь, дуб, вода, день, диван, одеяло, ладони, подарок, ведро, сковорода, дуршлаг.

7. Анализ и синтез обратных слогов.

Что получится, если вместе слить А и Д, У и Д, И и Д.

– Сколько звуков в слоге УД?

– Какой первый?

– Какой второй?

– Чем обозначим?

– Выложите схему.

8. Итог:

– С какими звуками мы познакомились?

– Чем они похожи?

– Чем отличаются?

– Назовите слова со звуками Д и Д‘.

dohcolonoc.ru

Звук и буква И. (старшая группа)

ТЕМА: «Звук и буква И».

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания о звуке «и» и пройденных гласных, познакомить с буквой И; учить определять позицию звука «и» (начало, середина, конец) из состава слова; продолжать формировать навык звуко-буквенного анализа, чтения ряда гласных букв.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, голос, внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога, вос-ть мотивацию к обучению.

Оборудование: мяч;

– предметные картинки;

– позиционные схемы;

– кассы букв;

– элементы букв;

– схемы гласных;

– печатное и шуточное изображение буквы И;

– модель конфеты;

– тетради, карандаши.

Ход НОД.

  1. Орг. момент.

Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы.

Давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать мячик. Мы будем передавать мячик, улыбнёмся и скажем своему товарищу «Доброе утро».

  1. Повторение.

На доске символы гласных звуков.

Ребята, помогите мне расшифровать звуковую дорожку.

– Почему звук «а» обозначаем большим кругом?

– Что обозначает маленький кружок?

– Почему у звука «о» такая схема?

– Что обозначает схема звука «э»?

– Ребята, а что вы знаете об этих звуках? Какие они? Почему гласные?

III. Игра «Внимательные ушки» (с мячом).

Назвать гласный в словах: дуб, мак, сок, жук, шар, дом.

IV. Звук «и».

  • С каким звуком вы познакомились на прошлом занятии?

  • Вот схема звука «и». Что обозначает этот прямоугольник? (губы растянуты в улыбку)

  • Что ещё вы узнали о звуке «и»?

  • Ребята, а вы помните, как звали девочку, кот. была у вас в гостях? (Ира).

  • Ира, прислала вам конфету, но непростую, а с сюрпризом и заданиями.

V. Игра «Определи место».

Логопед демонстрирует детям большую конфету, внутри которой находятся предметные картинки (индюк, иголка, кегли, замки, кит, кубик). Дети достают картинку, выделяя голосом звук «и», обозначают место звука на схеме.


VI. Физ.минутка.

VII.Знакомство с буквой И.

Ира просила меня познакомить вас с буквой И (л-д достаёт из конфеты буквы)

– Давайте вспомним, чем звук отличается от буквы?

– Звук «и» на письме обозначен буквой И. Вот её печатное и шуточное изображение.

– Иголка встала на носок

– И нитку попросила:

– Ты, нитка, хвостик изогни,

– И мы построим букву И.

Рассматривание букв.

Построить букву И из пальцев.

Выкладывание буквы из элементов.

VIII. Работа с кассой.

А) Нахождение места буквы в кассе.

Б) обозначить буквами звуковой ряд: ИАО УИЭ ОАИЭ.

IX. Пальчиковая гимнастика «Замок».

X. Печатание буквы И в тетради.

XI. Итог.

– С какой буквой познакомились сегодня? Что вы о ней узнали?

infourok.ru

Занятие по обучению грамоте в старшей группе “Звуки в стране Знаний”

Занятие по обучению грамоте в старшей группе» Звуки в стране Знаний»

Подготовила и провела и провела :

Ткаченко Ольга Сергеевна

Старшая группа

Цель : Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование представления о слоге.

Задачи:

1 Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2 Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки;

3 Учить различать на слух «твёрдые согласные» и «мягкие согласные» ;

4 Познакомить с условными обозначениями «гласных» звуков, «согласных твёрдых» и «согласных мягких» ;

5 Формировать у детей представление о «слоге» ;

6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Материалы:

Наглядное изображение звуков, 2 – домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы , рэ. Карточки для звукового анализа слогов.


Ход занятия


Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно

– Ребята, скажите, что такое звуки ?

(Всё что мы слышим и произносим – звуки.) 1

– А хотите узнать , какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе ?

Ответы детей.

– Тогда послушайте одну увлекательную сказку, которая называется – «Звуки в стране Знаний»

В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми : сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести , человечкам стало ясно , что некоторые из них очень красиво поют , а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали , мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.

Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.

Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.

2

– Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь , а какие сочинять стихи и песни ?

( Ответы детей.)

– Перед вами картинки с изображениями, назовите- то на что я укажу. 3

4

( Ананас, обезьяна, улитка, экскаватор, индюк.)

-А теперь назовите первый звук в слове.

Ананас – А

Апельсин – А

Улитка – У

Экскаватор – Э

Индюк – И

Обезьяна – О

– Можем ли мы пропеть эти Звуки – А, У, Э, И, О.

( Дети, вмести с воспитателем , пробуют пропеть Звуки.)

-Если Звуки можно пропеть, значить они Гласные, а если нет – Согласные. 5

– Какие, гласные Звуки вы запомнили?

(Ответы детей.)

Артикуляционная гимнастика.

(Воспитатель читает стих, а дети воспроизводят действия и звуки.)

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует,  голос зовет.

Звук получается гласный

А – пошире рот открой,

     не ленись и громче пой

У – надул капризно губки,

     их он вытянул, как трубки 

О – округлив большие губы,

      «о» приоткрыл немного зубы,

      язык поглубже оттянул,

      спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

      всё зевает он спросони

      ы-ы-ы- поспать ещё часок

      или может выпить сок?

Э – вот в задумчивом сомненье

     «э» высказывает мненье:

     э-э-э- не знаю, что сказать,

      может лучше помолчать.

И – улыбка, весельчак

      он смеётся звонка так 6

      на широком язычке

      скачет звук,  как на седле.

      Звукам этим нет преграды

       Петь мы эти звуки рады – А, О, У, Э, И.

– Вот ребята мы с вами поближе познакомились с Гласными звуками, а как же Согласные?

– Хотите узнать, как жили в своих новых домах Звуки?

( ответы детей.)

– Тогда послушайте продолжение сказки.

После тяжёлого дня, хорошо поработав, Звуки отдыхали . Гласные – в круглых кроватках, а Согласные – в прямоугольных, которые напоминали столики, за которыми работали человечки – поэты. Некоторые Согласные засыпали только на твёрдой поверхности, подстелив только один матрас, поэтому их стали называть Твёрдыми. Те же, которые любили спать в мягких кроватках, клали по два матраса , поэтому их стали называть Мягкими. А чтобы не перепутать ,кто из них кто,

Звуки стали носить специальные обозначения: Гласные – в виде открытого ротика. Твёрдые Согласные – в виде одного матрасика . Мягкие Согласные – мягкой кроватки с двумя матрасами.

7

– Какие же Согласные Твёрдые ,а какие Мягкие?

– Большинство твёрдых и мягких Согласных звуков образуют пары: Б – Бь, В – Вь, М – Мь…

-Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к нёбу. А ещё сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, не резко.

НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.

Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.

– Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.

(Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ,Й.)

8

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять ,

Вышли звуки погулять

Тихо по лесу идут

Песенки свои поют

Ветерок вдруг налетел

Испугался Звук, присел

Головою покачал

Страх пропал, а звук привстал

Больше ветра не боимся

С ним играем , веселимся:

Топаем ногами, хлопаем руками

Весело в лесу играть

Но пора дамой шагать

Взялись звуки все за руки 9

По тропиночке пошли

И домой они пришли!-

– Так вот, Звуки жили в мире, не забывали друг друга: ходили в гости ,чаевали, смеялись , играли, занимались спортом, ходили на прогулку в лес, взявшись за руки. Когда Гласные и Согласные шли рядом, то образовывались слоги.

– Какие звуки мы с вами видим на картинках?

– Давайте назовём каждый звук отдельно.

( Воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)

– А теперь Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их.

– Какой Слог получился?

( Ответы детей.)

– А теперь вы сядете за свои столики , а я раздам вам карточки с изображениями Слогов.

(Дети садятся на свои места.)

– Ребята, обратите внимание, под каждым рисунком есть схема, туда вы впишите обозначения звуков. (После соеденения звуков в слоги, воспитатель даёт характеристику каждому звуку и обозначает его на схеме вмести с детьми.)

Игра «Эхо»

Ву – ву – ву ! ( Дети повторяют.)

Ву – ву – ву !

(Воспитатель добавляет в рифму.)

Я все слоги назову!

Гу – гу- гу! Гу – гу- гу! Я по радуге бегу!

Жу- жу –жу! Жу- жу- жу! Я как жук большой жужу!

Ку- ку- ку! КУ- ку- ку! Вон кукушка на суку!

Пу- пу- пу! Пу- пу- пу! Мыши слопали, крупу!

Ру-ру- ру! Ру- ру- ру! Спелых ягод соберу!

Щу- щу- щу! Щу- щу- щу! Всех прохожих угощу!

Шу- шу- шу! Шу- шу- шу! Сено на зиму кошу!

Му- му- му! Му- му- му! Догадайтесь-ка кому?

Чу- чу- чу! Чу- чу- чу! На машине я качу!

Щу-щу- щу! Щу- щу- щу! И не сколько не грущу!

ВИ- ви- ви! Ви- ви- ви! Всех друзей своих зови!

Ди- ди- ди! Ди- ди- ди! В круг на танец выходи!

Звуки разные нужны

Звуки разные важны

Гласные, Согласные,

Твёрдые и Мягкие

Дружно за руки возьмутся

И друг другу улыбнутся

Песню вмести запоют

Звуки- весело живут!!!

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *