Звук и буква у в старшей группе – [] ӻ. , – .

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект занятия “Звук “у”, Буква У”

Департамент образования города Москвы

Юго– Восточное окружное управление образования  города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение «школа № 1460»

        

Конспект подгруппового занятия в старшей группе. Тема: «Звук «У», Буква У».

Логопед: Порошкова Елена Леонидовна

Москва 2016г.

Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука «У». Познакомить с буквой У

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

 уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять звук из ряда гласных, формировать умение образовывать множественное число имен существительных, развивать слуховое внимание; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова;

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать  координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
    2. Развивать мелкую моторику.
    3. Развитие ВПФ

4. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: предметные картинки со звуком «у» в разных позициях, рабочая тетрадь, карандаши простой и красный. Картинка с изображением девочки, звуковички.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди), [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

             Саша, Света…

          Таня… и т. д.

II. Беседа по пройденному материалу.

 – Что такое звук?

– Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

– Что можно составить из слогов?(слова)  из слов? (предложения) 

из предложений? ( текст)

Гласные звуки это –

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Как обозначаем гласные звуки?

III. Новая тема

1 Знакомство со звуком «у»

Логопед показывает картинку с изображением девочки

 – Это Уля

Повторяют хором.

 – В этом слове на первом месте стоит звук «У»

Логопед размещает предметные картинки: утюг, удочка, утка

2 Артикуляция звука

– вытягиваем губы вперед трубочкой (воздух легко проходит через рот. Воздуху  ничего не мешает.  Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма    напоминает маленький  круг.)

3 Характеристика звука

4 Выделение звука на слух

Логопед произносит гласные звуки. Услышав звук «У» дети поднимают звуковички.

5 Дидактическая игра «Один- много»

Логопед – Я буду говорить про один предмет, а вы про много:

Улитка – улитки,

Утюг, утка, ухо, уж, ус, улыбка, улица.

Физкультминутка (имитация движений)

Медвежонок – топ-топ,                        А зайчонок – скок-скок,

А ежонок – хлоп-хлоп,                          А лисенок- шмыг- шмыг,

А волчонок – щелк-щелк,                      А бельчонок – прыг – прыг.

6 Знакомство с буквой У

  • Дети находят букву в кассе
  • Отвечают на вопрос, из скольких элементов состоит буква
  • Выкладывают букву из палочек
  • Прорисовывают в воздухе

7 Работа в тетрадях.

6. Деление  слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги  предложенные логопедом слова

Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

– Сколько  гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников –

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

IV. Итог.

– Что такое звук?

– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.) 

– Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?(сколько в слове гласных, столько и слогов).

– Что такое буква?

 

nsportal.ru

План-конспект: НОД по обучению грамоте “Звук и буква У”

Конспект НОД по обучению грамоте  с использованием ИКТ.

Тема: «Звук и буква У».

Задачи:

  • Знакомство со звуком и буквой У, упражнение в произнесении звука, выделение звука в словах, названиях предметов и картинок; определение его места в слове, развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей при «превращении» звука «У».
  • Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи при ответах на поставленные вопросы; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
  • Развитие мимических мышц лица, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
  • Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Оборудование: компьютер, колонки; презентация в power point, индивидуальные зеркала, тетради для индивидуальной работы, символ звука, картинка с артикуляцией звука, предметные картинки, названия которых содержат  звук У; буква У; простые и цветные карандаши.

Ход:

Орг. момент. (Дети сидят на стульчиках, перед ними на компьютере открытая презентация)

– Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться слушать и слышать. И к нам в гости кто-то придет, он будет с нами общаться и играть, и его помощником будет наш компьютер. Сядьте поудобнее, и слушайте внимательно. Самый внимательный догадается, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться (в презентации включается первый ролик со звуком ветра, на экране картинка ветра). Скажите, какой звук вы слышите? (Ответы детей). Хорошо. А теперь? (включен ролик с воем волков, картинка с волком.) Услышали какой-нибудь звук?- ответы детей. Кто-нибудь догадался, о каком звуке мы будем говорить? (ответы детей).

Основная часть:

– Да, ребята, вы угадали, сегодня у нас в гостях звук «У». Давайте посмотрим на нашего гостя. (На экране появляется картинка с графическим изображением-символом звука.) Это уже знакомый нам человечек, посмотрите на его губы, они как будто вытянуты в трубочку. Если смотреть на человечка и его губы, то можно угадать звук, который он произносит. И сейчас я предлагаю вам вспомнить звуки, с которыми мы уже познакомились. А поможет нам в этом знакомый мальчик. ( А, О, Э, и У)

 Возьмите зеркальца и посмотрите на себя, когда вы произносите звук У. (дети произносят звук У, на экране появляется картинка с изображением артикуляции звука). Обращаем внимание, губы вытянуты в трубочку. Язычок спокойно лежит, звук поется, преграды нет, он не спотыкается, значит это звук гласный, и обозначать мы его будем красным.

 (На экране изображение нотки, заборчика и красного квадрата.)

наш гость – звук У приготовил нам много интересных игр. И вот первая из них. Игра называется «Певцы».

Я в нашем хоре буду солисткой. Я буду громко петь гласные звуки, а вы мне подпевать, но уже тише, как эхо.

А, У, АУ, АОУ, АОА, УА, АУА.

– Замечательно, мы с вами сейчас попели, а когда людям нравится выступление, то они хлопают в ладоши. Мы с вами сейчас тоже похлопаем в ладоши нашему звуку У.

 Игра называется «Аплодисменты». Хлопаем, когда услышим звук У. Помним о том, что звук можно не только на слух определить, но и увидеть по губам.

У, а, и, у, к, Т, п, у. Та-по-ту-ры-ду-ма-су. Утка, удочка, мука, сук, рука.

– Молодцы, замечательно мы с вами похлопали нашему звуку У.

-Какое же следующее задание придумал звук? Давайте посмотрим на экран компьютера. Звук снова просит поиграть с ним.

-У нас с вами снова игра, называется она «Найди меня». Звук решил сыграть с нами в прятки, он затаился в наших картинках. Перед нами есть «паспорт» слова, нам надо определить, где же находится звук – в начале, середине или конце. (Дети выставляют под картинкой квадрат в схеме слова, соответствующий месту звука). На магнитной доске.

Молодцы,  верно отыскали звук, и он просит у нас передышки, смотрите, на экране у нас изображена переменка! А это значит, что пора немного отдохнуть.

Физкультминутка

Встали ровно, улыбнулись

К потолку все потянулись,

Справа руку дали другу,

Влево все пошли по кругу.

Отпустили руки, встали.

Сели-встали, сели-встали,

Руки вверх, вперед  и вниз,

Покружись, остановись.

Головой ты покачай,

И тихонько снова встань.

Руки, ноги мы размяли

И нисколько не устали.

– Ну, вот мы с вами и отдохнули, а пока мы отвлеклись, на нашем экране появилось новое задание. Смотрите-ка, в нашем экране кто-то что-то зарыл. Давайте найдем что это.

Игра «Клад» Звук У оказывается уже до нас побывал в группе и что-то здесь где-то спрятал. Что же это такое? Оглядитесь по сторонам, может среди всего вам знакомого и изученного есть и незнакомое. (КАРТИНКА С БУКВОЙ У  у доски)

 

– Действительно, это буква У. Ребята, скажите, а почему у нас тут появилась буква У, у нас же был звук У в гостях? (Ответы детей, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.) Давайте решим, на что похожа буква У (варианты детей).

«У» – сучок в любом лесу,

Ты увидишь букву «У».

Удобная буква,

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

«У» – это длинные заячьи уши,

Как хорошо ими шорохи слушать.

– А из каких элементов состоит буква У? (Из двух палочек) Скажите, а куда смотрит буква У? (смотрит влево).

– Что же нам теперь приготовила наша гостья? Ух ты, это же печатная машинка, буква просит вас написать её с помощью ваших пальцев.

РИСУЕМ В ВОЗДУХЕ ПАЛЬЧИКАМИ, А ЗАТЕМ ТОЛЬКО ГЛАЗКАМИ)

Игра « Печатная машина».

Напечатанные листы уже готовы. Буква У предлагает ее нарядить в нарядное платье. А вот каким цветом оно будет, решать вам? (КРАСНЫМ, ПОТОМУ ЧТО ГЛАСНЫЙ).

Буква У предлагает вам в приготовленном тексте найти все буквы У и зачеркнуть их.

(РАБОТА НА ЛИСТКАХ).

– Ну, вы настоящие машинисты! Раз вам все под силу, У просит вас  отгадать загадку.

Я вырос на грядке, характер мой гадкий.

Куда ни приду, всех до слез доведу. (ЛУК)

– Я предлагаю немного поколдовать и превратить это слово во что-нибудь интересное и необычное. Игра «Волшебные превращения»

Попробуйте произнести каждый звук в этом слове отдельно. А теперь заменим каждый звук в слове цветными квадратиками, то есть зашифруем его. И это я предлагаю вам сделать самостоятельно.

– готовы? Проверяем, первый звук вы обозначили… красным? Нет,  а почему? (НА ЭКРАНЕ СХЕМА)

– Замечательные получились у вас превращения, зашифрованное слово, вы настоящие волшебники!

А это значит, что вы запомнили букву У и ее образ.

– посмотрите на экран, она просит вас создать свой образ с помощью любого строительного материала.

Игра «Песочный строитель».

Итог:

Ребята, вы сегодня так старались, так хорошо трудились и были умничками, что буква У, уходя к другим детям в гости, оставила вам прощальный подарок – ФЕЙЕРВЕРК! ( на экране изображение фейерверка).

nsportal.ru

План-конспект: Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Звук и буква [У]»


Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Звук и буква [У]»

 Цель:

  • Знакомство со звуком и буквой У
  • Знакомство с буквой У

 Задачи:

  • Четкое произнесение звука У
  • Выделение начального ударного гласного
  • Развитие фонематического восприятия

 

Ход занятия:

  • Дыхательная гимнастика

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!

  • Подведение к теме

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

 

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

  • Уточнение артикуляции

-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой  у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

  • Посмотрите на картинки, скажите, что на них изображено? Какая из них лишняя и почему? (утка, улитка, автобус, утюг)
  • Развитие фонематического восприятия

-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.

Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.

  • Определение места звука в слове

-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)

улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг

  • На доску вешается буква У.

-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?

-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?

— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.

  • Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
  • Итоги: -Какой звук и букву мы сегодня проходили? (он какой? Гласный?

Конспект логопедического занятия на тему: « Звук и буква Ы.»

Цель: научиться правильно произносить звук [Ы], выделять его среди других звуков, в слогах, словах; узнавать и писать букву Ы

Задачи:

1. Познакомить с артикуляцией гласного звука [Ы]. 

2. Развивать фонематическое восприятие, фонематические  представления через звук Ы. 
3.Формировать умение дифференцировать понятия «звук Ы» и «буква Ы». 4.Расширять словарный запас учащихся, через слова со звуком Ы.

5. Развивать зрительную память, используя предметные картинки по теме занятия.

Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, ручки, папки для занятий, наглядные картинки, карточки с заданиями, картинки-символы артикуляционной гимнастики, картинки с наложенными друг на друга предметами, конверт, в котором разрезана на части буква Ы, красный карандаш.

План и ход урока.

1. Организационный момент

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Знакомство с темой урока.

Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.

Звук — невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка —
Дедушке в усы.

Догадались, какой это звук?  Нет? Тогда, еще одно задание — подсказка…

Что на карточке лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.

Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.

Произнесите звук и дайте характеристику…

Звук [ы] — гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете?…

1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы].

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….

2. И г р а  «Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком [ы] в середине.

О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук [ы]:  сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

4.  Игра «Один – много»

Кукла – (куклы),  гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода —…, дуб – …, зуб – …,  банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..

5. Игра Рифма» ( придумайте африканское животное в рифму).
Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян).

6. И г р а  «Слоговой аукцион»

1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно. Н а п р и м е р : лы (-жи),  мы (-ло),  сы (-рок),  тык (-ва),  малы (-ши).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком [ы].

Ум (-ный),  ост (-рый),  аккурат (-ный),  че (-ты-) ре,  во-пер (-вых),   во-вто (-рых),   цве (-ты),   фрук (-ты),   тра (-вы).

Вот топор, полено рядом

Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.

1. Найди спрятанные буквы ы. Обведи их.

2. Допиши недостающую часть.

10. Итог занятия.

С какой буквой и каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?

Что тебе понравилось сегодня больше всего?

nsportal.ru

План-конспект урока по логопедии (старшая группа) на тему: Знакомство со звуком и буквой «У»

Знакомство со звуком и буквой «У»


Цель: учить различать звук У в слогах и словах;

Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:

– научить детей четко произносить звук «у»

– выделять звук «у» в ряду гласных звуков

– определять позицию звука «у» в словах

– деление слов на слоги

– познакомить с буквой «у»

2. Коррекционно-развивающие:
– развивать подвижность артикуляционного аппарата

– развитие речевого дыхания и голоса
– развивать фонематическое восприятие;
3. Коррекционно-воспитательные:
– формировать положительную мотивацию на занятии;
– воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:улитка, картинки со звуком «у», полоски длинная и короткая, тетради с нарисованными полосками и контуром буквы «У», цветные карандаши.

Ход занятия.
1. Орг. момент

Умеют все ребятки с носочков встать на пятки.

Присесть и подтянуться, нахмуриться и улыбнуться.

правило поведения на занятии 

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

2. Артикуляционная гимнастика

-Широка река и улыбка широка зубки все мои видны от краёв и до десны.

-Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

-Ротик широко открыт, язычок спокойно спит.

-Чищу зубы/2р. И снаружи и внутри. • Чищу зубы/2р. Не болели чтоб они.

-Широко открой свой рот язычок-назад-вперёд. Лижет “чашечка” губу и болбочет на бегу.

-За зубами в бугорок бьет широкий язычок.

.
3. Знакомство с новым материалом.

– Кто это там шуршит?  Это улитка. Она тащит на себе большой домик, а в домике что-то есть (картинки).

(Каждый из детей подходит и берет картинку).
– Какой звук встречается в каждом слове? («у»).
– Сегодня мы познакомимся со звуком «у».

4. Артикуяция звука и фонематическая характеристика.

Губы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды. Почему звук «У» гласный?

5. Развитие  дыхания, голоса.

Если покажу длинную полосочку, тянем звук «У» долго, если короткую – произносим звук кратко.

«у» – мы в дудочку дудим.
«у» – как поезд мы гудим.
«у» – вперед мы тянем губки,
«У» – В узенькую дуем трубку.
6. «Ловим звук «У»

Логопед произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуком «у»:- а, о, у, ю, ы, и, у…
        – му, ми, уа, ум…
        – лук, стол, утка, мыло…

7. Позиция звука в слове. Задание выполняется в тетрадях.
– Нарисовать красный кружок в начале, середине, в конце слова (Картинки: утка, ручка, круг, какаду, улица, кукушка, кенгуру,  утро).

7. Физ.минутка. Игра на внимание.

(Дети выполняют движения, соответствующие слову, названному логопедом).  Утка – летят (взмахи руками).
                     Утюг – гладят (показывать движения утюгом).
                     Ушки – (показывают на ушки).

8. Определение количества слогов.

Прыгнуть столько раз, сколько слогов в слове: петух, жук, курицу, утюг, лук, кукуруза
9. Знакомство с буквой  «у»  

Буква «У» два длинных ушка.

1) Показ буквы.
2) На что похожа буква?
3) Раскрасить букву у в тетради.

10. Итог.
Какой звук мы учились различать?

Чем занимались на уроке?

Назовите слова с «У»

Молодцы!

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе «Звук У». Проводится во II период обучения.

Цели:

коррекционно-обучающие: 

  • закреплять навык чёткого произношения звука [У];
  • учить выделять звук [У] в потоке гласных звуков и в звукосочетаниях;
  • формировать навыки элементарного звукового анализа;
  • выделение звука У в начале слова;
  • закреплять понятие «гласный звук»;
  • знакомство с буквой «У»;

коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание,  мелкую моторику;

воспитательные:

  • воспитывать инициативность, самостоятельность, стимулировать учебную деятельность.

Материалы и оборудование: 

  • кукла Уля, игрушечный паравозик, звуковая линейка, звуковички красного цвета, картинка «Малыш плачет», картинка «Улитка», демонстрационная буква «У», лесные орехи.

Ход занятия

Логопед:

– Сядет тот из ребят, кто внимательно послушает, а потом повторит за мной слоги: пу-пу-бу-пу, гу-гу-ку-гу, ту-ту-ду-ту, му-му-ну-му и т.д.

– Молодцы ребята! Здорово справились с заданием!

Логопед демонстрирует куклу.

Логопед:

– Сегодня к нам в гости пришла кукла. Ее зовут Ульяна.

Шла Ульяна по тропинке

И грибы несла в корзинке,

Вдруг услышала: «У – у!»

Кто же воет там в лесу? (Волк.)

Дети:

– волк.

Логопед:

– Покажите, как испугалась Уля?

Дети:

– Уууууу.

Логопед:

– А кто из вас знает, как воют волки?

Дети:

– Ууу!

 2. Введение в тему.

Логопед:

— Ребята, каким именем мы назвали куклу?

Дети:

– Ульяна.

Логопед:

– Какой первый звук вы услышали в слове «Уля»?

– Где мы можем услышать звук [У]? (Воют волки, ветер воет…)

Далее логопед произносит звук [У] с усилением и ослаблением голоса.

— Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [У], познакомимся с буквой «У».

3.  Выделение звука У в начале слова.(работа со звуковыми линейками)

Логопед выставляет на доску картинки со звуком У в начале слова.

– Ребята, посмотрите на картинки внимательно.

– Назовите картинки, названия которых начинаются со звука «У». Определите, где находится звук У в этих словах? (начале, середине, в конце).

 4. Характеристика звука [У] по артикуляционным и акустическим признакам.

Выставляется игрушечный поезд.

— Какой сигнал подаёт машинист? (Ууу!)

— Поезд гудит: «Ууу!»

— Произнесите звук [У].

— Что стало с вашими губами? (Вытянулись в трубочку.)

— Попробуйте спеть звук [У]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поётся, тянется).

— Ребята, звук [У] поётся нашим голосом. Положите руку на горлышко и потяните звук [У]. Горлышко поёт. Звук [У] тянется, поётся голосом, значит он называется «гласный звук».

— Каким цветом мы обозначим звук [У]? (Красным.) На доску крепется красный звуковичок.

 4. Дидактическая игра «Поймай звук».

— Хлопните в ладоши, если услышите звук [У]:

— у, а, и, о, у, ы, у, э, у…;

— уа, уи, ау, аи, иа, иу…

 5. Звуковой анализ.

Логопед:

– Ребята, а теперь посмотрите на эту картинку: малыш плачет.

– Как вы думаете, как плачет малыш? (Уа). Давайте повторим.

– Сначала малыш кричит звук [У], а затем – звук [А], и у него получатся [УА]. Первый звук [У], второй — [А].

Логопед выкладывает схему слова «Уа» на доске, дети – на столах.

– А теперь давайте попробуем поменять звуки местами. Что получилось? (Ау).

– Кто кричит: «Ау»!?

 6. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

Логопед:

Улитка, улитка! Высуни рога!    (показывает рожки из пальчиков)

Дам тебе я хлеба или молока!     (ладошки, кулачки)

– Ребята, с какого звука начинается слово «улитка»?

 7. Знакомство с буквой «У».

Логопед:

– Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву. На что похожа буква «У»?

Дети:

Варианты ответов: рогатка, сучок и т.д.

Логопед:

«У»  – как сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У»!

 8. Выкладывание буквы «У» из лесных орехов.

 9. Подведение итогов занятия

– Молодцы ребят! Вы все самостоятельно справились со всеми заданиями! Ульяна говорит вам: «Большое спасибо! До свидания!»

nsportal.ru

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Тема: Гласный звук «У». Буква У.

Цели: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического слуха;

познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением – квадрат красного цвета;

развивать логическое мышление;

познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У»,

воспитывать интерес к звуковой стороне речи.

Оборудование: предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик, красные квадратики, карточка с буквой У, счетные палочки, коробка, игрушки (утка, удочка, улитка, утюг).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Перед началом занятия кладу на стулья предметные картинки.

– Ребята, рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А», потом – те, у кого названия начинаются со звука «О» и т.д.

(Дети называют картинки – буквы и садятся).

  1. Актуализация знаний.

– Как называются звуки, которые можно пропеть, прокричать? (гласные звуки).

Гласные звуки умеют

Громко кричать и стонать,

Петь, завывать и баюкать,

Но не шипеть и журчать.

– Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным).

Игра ” Назови слово”. В окружающей обстановке дети находят предметы, в названиях которых звучит У. (Например: стул, Кукла и т. д)

III. Изучение нового материала.

– Ребята, сегодня утром я сходила на почту и получила посылку для вас (Показываю коробку).                                                                                                                                                                                        Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадки.

По полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

Утюг

Две антенны на макушке

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

Улитка.

Весь день на воде,

А водой не насытится.

Утка.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач;

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

Арбуз.

Когда все предметы вынуты из коробки, я говорю детям:

– У – у – утюг, у – у- улитка, у – у – утка, у – у – удочка – назовите первый звук в этих словах (звук «У»).                                                      

– Давайте вместе произнесем этот звук. Как вы считаете, какой он – гласный или согласный? Почему вы так думаете? (звук «У» гласный, он произносится плавно, протяжно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает преград).                                                                                 

– Каким цветом мы будем обозначать звук 

«У» на схеме? (красным)

– Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)

– У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).

Звук «У» обозначается буквой У (показываю).

– Посмотрите на букву У. Из скольких палочек она состоит? (из двух).

Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая.

– С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны).

– Давайте пропишем букву У в «воздухе».

– А теперь достаньте из контейнера по две палочке и сложите букву У у себя на столе (дети выполняют задание).

– Проведите указательным пальчиком по этой букве.

– Какую букву вы сложили?

А сейчас немного отдохнем.

  1. Физкультминутка: “Мы охотники”. проводит Глеб


  1. Закрепление материала.

Чтение слогов А-У; У-А по разрезной азбуке большого формата, индивидуальным разрезным азбукам. Составление схем слов Ар-буз.

Методика составления слова Ау.

– Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что мы вошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят, где другие. Это будут девочки. Вот они посоветовались между собой и решили позвать мальчиков. Крикнем хором: АУ. Еще раз! Молодцы! Мальчики услышали девочек и отвечают им: Аууу.

Слово ау очень короткое, но очень нужное: многих людей из беды выручило.

Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, выставляя буквы на полотно азбуки.

Проведём звуковой анализ слова: “Труба”

Какой первый звук? Глеб напиши этот звук в первый домик- клеточку.

Затем воспитатель произносит слово с интонационным выделением второго звука. Дети повторяют.

-Лера напиши рядом с первым звуком во втором квадратике второй звук “Р”.

Какой звук живет в первой клеточке? Во второй? Следующий звук…

Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово.

Дидактическая игра ” Телеграф”. Воспитатель произносит одно-, двухсложные слова, например: дом, сад, лед, мама, рама, и т.д., а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове-  передает дальше слово по телеграфу”. (по цепочке).

Послушайте и назовите первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».

  1. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

– Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

– Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

 

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

  1. – Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».
  2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

  1. Игра «Один-много».

– Я буду называть предмет, а вы много. (Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

  1. Знакомство с буквой «У».

– Послушайте стихотворение:

«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

– Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

Почему мы обозначаем её красным цветом, кто мне скажет?

– Потому что звук «У» гласный и мы обозначаем его красным цветом.

Выкладывание буквы «У» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Занятие подготовила и провела педагог Пензина А.Г. 

poshemushki-dmdou44.edumsko.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Конспект занятия по грамоте в старшей группе

«Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «А».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»

(из азбуки), палочки, рабочая  тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет примету осени.

1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья                Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью                    Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем,          «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем.             Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки,    Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки,      большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист                на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.        Звонко хлопают в ладоши.

2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

6. Знакомство с буквой «А».

– Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

8. Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.

9. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *