Разделы: Начальная школа
Ключевые слова: буква «а»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [a], буквами А, а, развития фонематического слуха, развития речи.
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с буквами А,а; научатся озвучивать буквы, проводить слого-звуковой анализ слова; составлять небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называть русские народные сказки.
УУД
Личностные. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Образовательные ресурсы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Часть 1. Схемы слов астра, арбуз. Картинка с изображением астры. Электронное приложение к учебнику «Азбука». 1 класс. В.Г.Горецкий.
Решаемая проблема: Почему для обозначения одного звука есть две буквы А,а?
Основные этапы урока | ЭП | Содержание урока | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | Слайд 1 | Приветствие. – Учись читать!
| Личностные УУД: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
ΙΙ. Актуализация опорных знаний | Слайд 2 | Работа над пословицами. 2. Корзина знаний. | Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ. |
ΙΙΙ. Постановка учебной задачи | Слайд 3 | 1. Подведение к формулированию темы. – Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся? 2.Формулирование темы урока. | Коммуникативные УУД: строить диалог, выслушивать других уч-ся. |
ΙV. Открытие новых знаний |
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 | 1. Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз. Учебник, с.21 Картинка с изображением астры. – Что изображено на картинке? (астра) Астра с греческого языка означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей звезды. Астры бывают различной окраски. Цветут астры с конца мая до морозов. Нельзя рвать цветы! Цветы нужны для того, чтобы мы любовались ими. – Составим схему этого слова: – Каким звуком начинается первый слог? – Давайте произнесем его все вместе. – Какой это звук: гласный или согласный? – Почему? – Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А. Учитель показывает карточку с буквами А,а. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.) 2. Стихотворение про букву А. Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь, а? Перед тобою буква А. – На что похожа буква А? 3.Знакомство с лентой букв. – Найти букву А на «ленте букв». Музыкальная физкультминутка. | Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а] |
V. Первичное закрепление |
Слайд 7 | 1.Работа с картинкой «Лесная школа». Учебник, с.20 – Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? (Звери в лесной школе. ) – Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете? – Какую букву изучают звери? – Составьте предложение по схеме. (Звери учат азбуку.) – Составьте рассказ «Лесная школа» Ц.з – Произносим слово азбука. Какой слышим первый звук? Как он произносится? Какой этот звук гласный или согласный? 2. Весёлое стихотворение про букву А
ЭП. Слайд: Цапля на рыбалке. Ищем слова по картинке. | Регулятивные УУД: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
|
VI.Самостоятельная работа | Слайд 8 | 1. Дидактическое упражнение. «Найдите ошибки». Учебник, с.22 Работа в парах. Ц.з: – Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки. (Роза и ландыш – схемы поменять местами) | Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу (проблему) в процессе всего урока. |
VII.Включение нового знания в систему знаний. | Слайд 9 | 1. Работа с пословицей. Учебник, с.20 – Почему так говорят? 2. Сравнение слов волк и лиса. Рисунок «Айболит и звери». Учебник, с. 22 -Найдите на рисунке волка и лису. – Сравните слова: волк и лиса. Сколько в них слогов? Вывод: Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. 3.Работа с сюжетной картинкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учебник, с.22 – Вспомните сказку, как она называется? Расскажите ее. – Составьте предложение по схеме. – Прочитайте предложение с восклицательной интонацией. | Личностные УУД: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
VIII.Итог урока. 1.Рефлексия учебной деятельности |
| – Наш урок подходит к концу. И в заключение я хочу узнать, что нового для себя вы узнали на уроке: | Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль |
Изучаем букву
Составила:
Баканина Дарья Валерьевна
Учитель начальных классов
[к] [к’]
На что похожа буква К?
КА | КО | КУ |
КИ | КЫ | К |
Стихотворения про букву К
1. Буква «К» читает книжку
Про котенка и про мышку,
Про козу и про козлят
И про всех зверей подряд.
2. Буква К куда пропала?
Видно тоже убежала,
Скучно стало в букваре,
Вот , гуляет во дворе.
Дружит с Кошкой и собаКой,
И с Козлёнком забияКой,
Да к Корове забежала,
С Курами потом болтала.
На Качелях покаталась,
Да в буКварь опять умчалась.
3. На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.
4. Начинаются вопросы
С буКвы «Ка». Одни расспросы!
Кто, Куда, Когда, Кому?
КаК ответить? Не пойму!
БуКва любопытна очень,
Обо мне узнать всё хочет.
Скороговорки на букву К 1. Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку. 2. Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок. 3. Косарь косил, косу носил.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – косарь домой. 4. Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке. 5. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон! 6. Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Перекрыть крышу пригласили Гришу.
7. Клара у Карла украла кораллы,
А Карл у Клары украл кларнет.
Пословицы и поговорки на букву К 1. Каков обед, если каши нет? 2. Какова пряха, такова у ней и рубаха. 3. Крепкий духом не унывает. 4. Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает. 5. Кашу маслом не испортишь. 6. Красота без разума пуста. 7. Кабы знал, где упадешь, так соломки бы постелил. 8. Кривдой пойдёшь – назад не воротишься. 9. Книга растит человека. 10. Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает. 11. Книга – твой друг, с ней жить – век не тужить. 12. Корень ученья горек, да плод сладок.
Загадки на букву К 1. Мы — колючие ежата, в тесных домиках зажаты.
Нам не надобно еды — только чуточку воды,
Если нас полюбишь ты — поднесём тебе цветы. (Кактусы) 2. Под Новый год пришел он в дом,
Таким румяным толстяком,
Но каждый день терял он вес,
И, наконец, совсем исчез. (Календарь) 3. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи. (Капуста) 4. Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали. А копать под осень стали, унесли в мешке едва ли. (Картошка) 5. У кого ответа нет —
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля,
Суп сварить — нужна… (Кастрюля) 6. Косичку без опаски,
Обмакиваю в краски.
Потом веду косичкой,
По чистенькой страничке. (Кисточка) 7. Эту ягодку найдете,
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (Клюковка) 8. Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. (Ключ)
Сказка про букву К
Сегодня мы узнаем о букве «К». Она жила после буквы «И». Буква «К» была самая капризная буква, потому что она управляла маленькими «капризиками». Капризики – это такие маленькие невидимые существа, которые иногда приходят в гости к деткам, и тогда мальчики и девочки начинают капризничать, сами не понимая почему. Капризики очень любят кушать конфеты и капризничать.
Однажды один маленький капризик без спросу убежал из своего домика и пришёл в гости к мальчику Коле. Залез к нему в животик и забыл, как же ему вылезти обратно. И тогда он начал капризничать, а вместе с капризиком начал капризничать и Коля. Он стал плакать, просить конфеты, ему было всё мало. Он съел десять конфет и потом ещё больше стал капризничать, потому что капризик вырос, стал большой, больше Коли, вот как!
И дома стало очень шумно. Коля кричал, папа с мамой тоже, и все не знали, что же делать и уже чуть не плакали.
И тут буква «К» почуяла неладное, услышав такой шум. Она позвонила в страну капризиков и узнала, что там пропал один маленький капризик, которого ищут его папа с мамой и не могут нигде найти.
– Понятно. – сказала буква «К» и быстрее побежала к мальчику Коле домой.
– Дорогой мой мальчик! – сказала плачущему Коле буква «К». – Я понимаю, что ты сам не знаешь, что с тобой происходит. У тебя просто задержался капризик очень долго. Пожалуйста, быстрее освободи его, отпусти домой! Его там ищут в его стране!
Тогда мальчик Коля обрадовался, потому что капризничать ему уже надоело, и он сказал капризику:
– Капризик! Я тебя отпускаю, лети к себе домой, к маме с папой, пожалуйста!
И только Коля произнес эти слова, как капризик сразу же всё вспомнил и улетел к себе домой.
И Коля перестал капризничать. И дома настали мир и покой. Вот так работала буква «К».
И когда к тебе вдруг придёт капризик, то ты сразу же вспоминай эту сказку и отпускай его домой, ладно?
А теперь, спокойной ночи тебе и букве «К», которой всегда снятся капризики с конфетами.
Урок обучения грамоте по теме “Согласные звуки [к], [к’], буквы “К, к””. 1-й класс
Цель урока: познакомить с буквой К, со звуками [к], [к’], с ролью звуков и буквы в русском языке.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить детей со звуками [к], [к’] буквой к и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [к], [к’], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
Развивающая: развивать УУД, развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, заботу о них.
Оборудование:
Презентация, маршрут Колобка (Приложение 1), фишки разного цвета (красные, жёлтые, зелёные).
Ход урока:
1 этап. Организационный момент.
Учитель:
– Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.
– Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки; с согласного – мальчики.
– Умницы! (садятся девочки)
– Молодцы! (садятся мальчики)
2 этап. Актуализация знаний.
Игра «Буквы заблудились». На доске два домика: синий и красный, рядом буквы а, о, у, ы, с, и, н (Слайд 2).
– В каком домике живёт каждая буква? (дети ставят буквы в домики)
– Почему А, О, У, Ы, И живут в красном домике? Как произносятся гласные?
– Почему буквы Н, С живут в другом домике? Как произносятся согласные? Какими они могут быть? (мягкими, твёрдыми, звонкими, глухими)
3 этап. Открытие нового знания.
Знакомство со звуками [к], [к’]
– К нам в гости сегодня пришёл гость. Догадайтесь, кто это? (Слайд 3)
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке… (Колобок)
– Произнесём слово хором. Сколько слогов в слове? Почему? Назовите первый звук. Какой он: гласный или согласный? Докажите. Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?
– Сделаем вывод: звук [к] – согласный, твёрдый, глухой. Произнесите звук мягко.
– Итак, над какими звуками будем работать, сформулируйте тему нашего урока.
– Чему будем учиться? (Называть слова с новыми звуками; узнаем букву, которая обозначает эти звуки; читать слоги, слова, предложения с новой буквой.)
– Не сидится на месте Колобку. Покатился он во двор. А во дворе услышал много разных голосов. Узнаем, кого встретил Колобок и изобразим их. (Слайд 3)
– Тут курица закудахтала (кудах-тах-тах!)
– Услышал Колобок, как кричит петух. (ку-ка-ре-ку!)
– Закрякала уточка (кря-кря!)
– Какой звук звучал в начале ваших ответов? Он твёрдый или мягкий? Произнесите этот звук мягко.
– Покатился Колобок дальше, прибежал на луг. Отгадайте, кто ему там встретился. (Слайд 4)
Не зверь, не птица, нос, как спица,
Летит – кричит, сядет – молчит. (комар)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова (коза)
На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
– Кто встретился Колобку? Как сказать одним словом? (животные)
Комар и кузнечик – это кто? (насекомые)
Коза и корова – это какие животные? (домашние)
– С какого звука начинаются все названия животных?
– Проголодался колобок и покатился на огород. (Слайд 5)
– Отгадайте загадки.
Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
Растут на грядке зелёные ветки, а на ней красные детки. (помидоры)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (капуста)
Хотя я сахарной зовусь. Но от дождя я не размокла. Кругла, крепка, сладка на вкус. Узнали вы, кто я? Я… (свёкла)
– Назовите овощи, в названии которых есть звуки [к], [к’] (капуста, морковь, лук, свёкла)
– А теперь нарисуйте на листочках путь, который проделал Колобок. От дома он побежал к лугу. Там побегал – и на огород. Кто догадался, на что похож путь колобка? (на букву К) Эта буква называется КА. (На столах у детей листочки бумаги. (Приложение 1) Дети рисуют путь на листочках, потом проверяют по слайду 6)
– На что похожа буква К? (Слайд 7)
– Найдите новую букву. (Слайд 8)
– Поучимся читать слоги, слова с новой буквой, составлять схемы. (Слайды 9-17)
4 этап. Работа с учебником. (Слайд 18)
– Откройте учебник на странице 48.
– Посмотрите на картинку.
– Как называется эта сказка? Кто автор?
– Знаешь ли ты, чем косят траву? (Слайд 19)
– Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.
– А что ещё может обозначать слово «коса»?
– Какие многозначные слова вы уже встречали?
– Посмотрите на страницу 49. Какой цветок нарисован? (мак). Произнесите последний звук. Дайте ему характеристику.
– Что изображено на 2 картинке? (маки)
– Назовите последний слог. Какой согласный звук вы слышите? (мягкий)
Вывод: Звуки [к], [к’] согласные, всегда глухие, могут быть твёрдыми и мягкими
– Какой буквой обозначаются эти звуки? Покажите их в учебнике. Почему их две? Для чего нужна заглавная буква?
Вывод: имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. Понаблюдайте, какое место в алфавите занимает буква КА.
– А сейчас почитаем слова и текст. Прочитайте сначала жужжащим чтением.
– Подготовимся к чтению по ролям.
– Прочитайте предложения на с.48.
– Назовите слова, смысл которых вам не понятен.
– Как понимаете эти пословицы? Обсудите в парах.
5 этап. Повторение пройденного материала.
– Вспомните, герой какой сказки помогал нам сегодня на уроке? (Колобок)
– А как называется эта сказка?
– Назовите животных, которых встречал Колобок в сказке. Вспомним, какую песенку пел Колобок. (Работа по слайдам 20-24)
– В названии какого животного встретился звук [к]?
– Чем закончилась сказка?
– А на нашем уроке Колобку удалось убежать от лисы, так как вы работали дружно и всем помогали. Прочитаем, что нам желает Колобок.
6 этап. Итог урока. Рефлексия.
– Какой буквой обозначаются звуки [к], [к’]?
– Кто слышит в своём имени новые звуки [к], [к’], похлопайте в ладоши. (Кирилл, Ксения, Виктория,..)
– Эти аплодисменты всем вам за урок.
7 этап. Самооценка.
– Давайте сделаем салют из нашего настроения. Красная фишка– отличное, бодрое. Жёлтая – спокойное. Зелёная – грустное.
– Покажите, какое настроение у вас получилось. Что нужно делать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников)
– И я вам желаю плодотворной работы на следующих уроках. (Слайд 25)
Приложение 1.
Маршрут Колобка.
Автор: Texas Education Agency
Предоставьте вашему ребенку возможность узнать, что письменные слова состоят из букв, которые соответствуют звукам в произнесенных словах.
Детей можно научить правильно и прямо сопоставлять звуки с буквами. Например, буква n соответствует звуку /n/ в слове медсестра ).
Вот несколько заданий, которые можно попробовать:
Адаптировано из: Начальная инструкция по чтению: Практические идеи для родителей. Техасское агентство по образованию.
Вы можете распечатать копии для некоммерческого использования или ограниченное количество для образовательных целей, при условии, что будут указаны Reading Rockets и автор(ы). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с указанным автором или издателем.
Занятия
Раннее развитие грамотности
Акустика и декодирование
Расшифровка кода: как и почему начальная школа Биг-Хорна пошла ва-банк со структурированной грамотностью
Печать в речь и речь в печать: картирование ранней грамотности
100 детских авторов и иллюстраторов, которых должен знать каждый
Новая модель обучения высокочастотным словам
7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка
Скрининг, диагностика и мониторинг беглости речи: подробности
Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов
Какова роль количества инструкций по чтению?
Детские и образовательные материалы
Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги «Черный мальчик, черный мальчик: прославление вашей силы»
Получить виджет |
Подписаться
Стратегии обучения
Автор:
Теперь, когда вы готовы приступить к обучению, с чего начать?
Существует МНОЖЕСТВО разных идей, как учить названия букв и звуков. Сегодня я собираюсь поделиться с вами тем, что лучше всего сработало для меня, моих учеников и воспитателей моего детского сада!
После многих лет работы в детском саду я понял, что знание букв имеет ВАЖНОЕ значение. Поэтому мы ныряем прямо с нашей инструкцией. Не поймите меня неправильно, у нас есть куча занятий по обучению этим буквам в верхнем регистре, но мы склонны сохранять это задание для всей группы.
Вот некоторые из моих любимых занятий:
Разминка по азбуке
Я каждый день делюсь этой разминкой со своими киндерами. Мы начинаем первую неделю в школе и продолжаем до тех пор, пока у всех не будет четкого понимания. Эта деятельность настолько эффективна, потому что она затрагивает ВСЕ стили обучения (визуальный, аудиальный и кинестетический). Вот как это работает.
Недели 1-3
Мы произносим буквы, звуки и символы движением в точном порядке алфавита. /a/ яблоко, когда мы притворяемся, что едим яблоко.
Недели 4-6
Мы повторяем ту же процедуру, но я перепутал буквы, чтобы они не стояли в алфавитном порядке.
Недели 7-9
Мы повторяем рутину предыдущих недель, но удаляем поддержку изображения.
Конструктор из пластилина
Формирование букв из пластилина — отличное мультисенсорное занятие для детей, так как оно также развивает мелкую моторику. Выберите несколько писем в неделю, чтобы сосредоточиться на них. Расскажи о букве, звуке и их образовании.
Теперь давайте поговорим о малой группе. Здесь мы ориентируемся на обучение, основанное на потребностях учащихся. Если вы пропустили, как оценивать и анализировать данные, нажмите здесь, чтобы прочитать сообщение.
Как только я точно пойму, что нужно ученикам, я буду готов приступить к планированию своих малых групп. Надежные знания не должны преподаваться изолированно. Поэтому я обычно выбираю 3-4 буквы/звука, чтобы сосредоточиться на них одновременно. Я использую этот континуум, чтобы спланировать последовательность букв.
Вот некоторые из моих любимых занятий:
Сортировка букв и звуков:
Сортировка букв и звуков может оказать огромное влияние на учащихся, которые пытаются получить эти знания. Предоставление им картинок, которые начинаются со звуков, над которыми они работают, а также букв верхнего и нижнего регистра, чтобы они соответствовали им, поможет сделать это конкретным. Для этого задания я раздаю учащимся карточки-заголовки (буквы), и мы обсуждаем название и звук для каждой из них. Затем мы вместе слушаем первый звук в каждом слове. Как только они слышат этот звук, я прошу их поместить картинку под правильный звук. Это помогает учащимся классифицировать эти символы и звуки в своем мозгу.
Скажи это, напиши это
Когда я обучаю учащихся названиям букв и звукам, я также люблю включать в них написание. Это требует, чтобы студенты внимательно изучали буквы и различали особенности каждой из них. С детьми все в порядке, и им нужно тренировать мелкую моторику. Когда учащиеся изучают звуки в различных формах, это увеличивает шансы того, что эти буквы и звуки останутся в их долговременной памяти.
Где звук?
Мы не можем забыть добавить некоторую фонематическую осведомленность с нашей инструкцией по звучанию букв. Почему? Потому что они должны идти рука об руку. Вот некоторые из моих любимых занятий.
Onset Rime Сегментация с акцентом на начальный звук .Студенты естественным образом слышат первый звук в словах. Это самый легкий звук для них, что делает его отличным местом для начала.
Дайте каждому учащемуся сетку начала инея и несколько букв.
Попросите учащихся разбить слово на две части (начало-риме) несколько раз cat /c/ /at/
Затем обратите их внимание на первую клетку.
Какой звук вы слышите в этой коробке? c
Какой первый звук в слове “кошка”? /c/
Сможете ли вы найти звук /c/ и переместить его в поле?
Сегментация с упором на конечный звук.
Как только учащиеся поймут, как разбивать слова на отдельные фонемы, вы можете приступить к обучению окончанию звуков. Учащимся важно смотреть на все буквы в слове, так как это поможет укрепить их навыки декодирования.
Дайте каждому учащемуся три квадрата и несколько букв.
Попросите учащихся разделить слово /p/ /i/ /g/, прикасаясь к каждой клетке, когда они произносят слово.
Затем обратите их внимание на последнюю клетку и попросите снова разбить слово на части.
Какой звук вы слышите в конце слова свинья? /g/
Какой последний звук в слове свинья? /g/
Можете ли вы переместить /g/ в коробку?
Сегмент и запись
Как только учащиеся поймут, что такое сегментация и расположение звуков/букв в слове, они могут начать сегментировать слова на все звуки. Это можно сделать, попросив учащихся написать простые слова CVC.
Дайте каждому учащемуся три квадратных квадрата и несколько букв.