Страница обновлена 20.01.2021
В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
Специфика формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ.
ФГОС ДО предусматривает такую образовательную область, как «Физическое развитие», одной из задач которой является формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Оздоровительная работа в ДОУ > Оздоровление дошкольников
Сахабутдинова Светлана Владимировна, физинтруктор д/с №80 «Реченька» г. Набережные Челны
Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального)детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.
Реалии современного мира (техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, социальная напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность валеологической темы в дошкольном образовании. Отношение детей к своему здоровью – фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.
Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:
– привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
– основы культурно-гигиенических навыков;
– элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
– понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
– умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.
Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады в нашей стране. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться:
– определять свое состояние и ощущения;
– понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
– выполнять гигиенические требования к телу, одежде;
– использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.
Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.
Система физкультурно-оздоровительной работы.
Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:
– соблюдение правил санитарии и гигиены;
– организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);
– поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).
Физические упражнения:
– утренняя гимнастика;
– физкультура;
– подвижные игры;
– гимнастика после сна;
– спортивные игры.
Выполнение режима дня.
Организация рационального питания.
Закаливающие процедуры:
– прогулки на свежем воздухе;
– водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);
– босохождение;
– воздушные ванны;
Активный отдых:
– праздники, развлечения;
– дни здоровья;
– малая олимпиада;
– игры-забавы.
Организация развивающей среды:
– физкультурный уголок;
– дидактические, настольные игры, альбомы;
– таблицы, модели на валеологическую тему.
Работа с родителями:
– родительские собрания;
– беседы, консультации;
– анкетирование;
– письменные консультации («Уголок здоровья»)
.Нетрадиционные формы оздоровления:
– точечный массаж;
– дыхательная гимнастика;
– пальчиковая гимнастика.
Занятия по валеологии и ОБЖ.
Чтение художественной литературы.
Дошкольный возраст – наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.
Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела».
В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений («Принеси», «Убери на место»)
, который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.
Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.
Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. Запомнились первые реакции детей на физкультминутки. Это были улыбки и радость от того, что во время серъёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах – все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.
В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже используется на занятиях, как и физкультминутки.
С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса – дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей. Человеческие жертвы – всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок. Основная причина этих несчастных случаев – грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации? Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя? Поэтому занятия по ОБЖ – один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ детей. Они проводятся в старших группах по следующим темам:
– «Опасные люди, и кто защищает нас от них»;
– «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»;
– «Машины нашего села»;
– «Где должны играть дети».
В старшей группе также проводилась беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды», из которой дети узнали о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. А позже занятия «Микробы и бактерии», на котором дети разглядывали в микроскоп грязную воду, они очень ответственно начали подходить к мытью рук, подстриганию ногтей. Занятие «Витамины в нашей пище» способствовало тому, что дети по другому начали относиться к еде: теперь они стараются съедать салаты, фрукты, овощи, пить молоко.
Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность принесла определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.
Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным – бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача – научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
Оздоровительная работа в ДОУ:
в детском саду | в ДОУ | | | | в детском саду
Содержимое страницы
Инициатива Healthy Kindergarten Initiative (KI) представляет собой прямое вмешательство в области обучения и изменения PSE, которое включает комплексный целостный подход к обучению детей и их опекунов тому, как выбирать здоровую пищу и быть физически активными. Образование связано с доступом; семьи связаны с местной здоровой пищей благодаря инновационным способам и партнерским отношениям с общественностью. Уроки, объединяющие питание и здоровые привычки, были разработаны в соответствии со стандартами образования Пенсильвании; однако их можно адаптировать для соответствия образовательным стандартам других штатов. Изучение того, как растет еда и кто ее выращивает, в сочетании с частыми дегустациями продуктов и практическим садоводством может помочь увеличить потребление фруктов и овощей среди маленьких детей.
Целевое поведение: Здоровое питание, физическая активность
Тип вмешательства: Прямое обучение, изменение PSE
Инициатива Healthy Kindergarten Initiative (KI) представляет собой прямое вмешательство в области обучения и изменения PSE, которое включает комплексный целостный подход к обучению детей и их опекунов тому, как выбирать здоровую пищу и быть физически активными. Образование связано с доступом; семьи связаны с местной здоровой пищей благодаря инновационным способам и партнерским отношениям с общественностью. Уроки, объединяющие питание и здоровые привычки, были разработаны в соответствии со стандартами образования Пенсильвании; однако их можно адаптировать для соответствия образовательным стандартам других штатов. Изучение того, как растет еда и кто ее выращивает, в сочетании с частыми дегустациями продуктов и практическим садоводством может помочь увеличить потребление фруктов и овощей среди маленьких детей.
Целевое поведение: Здоровое питание, физическая активность
Тип вмешательства: Прямое обучение, изменение PSE
Инициатива Healthy Kindergarten Initiative интегрирована в модель Whole School Whole Child Whole Community и привлекает заинтересованные стороны внутри школы, а также партнеров из сообщества для поддержки здорового поведения. Он состоит из 4 ключевых компонентов:
Инициатива здорового детского сада Инструментарий состоит из буклета Инициатива детского сада: здоровое начало здоровой жизни и сопутствующего компакт-диска с рекомендациями, уроками и образцами информационных бюллетеней для воспитателей. Содержание компакт-диска размещено на веб-сайте Center TRT, а также может быть запрошено в The Food Trust. Все материалы будут обновлены осенью 2017 года.
Оценочные материалы доступны бесплатно.
Программа Healthy Kindergarten Initiative изначально была разработана и оценена в полевых условиях как практическое вмешательство. При оценке программы в 2005–2006 годах шесть школ были рандомизированы, так что в трех школах было проведено вмешательство, а в трех — нет. Большинство воспитанников детских садов (241 из 360) в шести школах участвовали в сборе данных, и процент ответивших на опросы был приемлемым. Данные за 2005–2006 годы показали улучшение в а) знаниях детей о здоровом питании (рекомендуемое количество фруктов и овощей в день, размеры порций пищевых продуктов), б) осведомленности детей о том, где выращиваются продукты питания, и в) количестве продуктов питания. фруктов, потребляемых детьми в день (по отчету родителей). Пересмотренные инструменты вмешательства тестируются в 2016–2017 годах и оцениваются в ходе рандомизированного контролируемого исследования в шести школах Филадельфии для дальнейшего подтверждения доказательной базы.
Классификация: Проверено на практике
На основе схемы оценки SNAP-Ed следующие индикаторы результатов можно использовать для оценки прогресса и успеха вмешательства.
Готовность и мощность – краткосрочная (ST) | Изменения – среднесрочные (MT) | Эффективность и техническое обслуживание – долгосрочное (LT) | Результаты популяции (R) | |
---|---|---|---|---|
Индивидуальный | СТ1 | МТ1 | ЛТ1 | |
Параметры окружающей среды | СТ7 | МТ5 | ЛТ5 | |
Секторы влияния | СТ8 | МТ8 | ЛТ18 |
Оценочные материалы для KI, такие как оценка знаний учащихся, опрос родителей в конце года и логическая модель, можно загрузить с веб-сайта Center TRT. Осенью 2017 года будут доступны переработанные инструменты, включая оценку учащихся, опросы учителей, опросы лиц, осуществляющих уход, до и после опроса, а также вопросы для интервью с заинтересованными сторонами9.0003
Веб-сайт: На веб-сайте КИ (https://thefoodtrust.org/what-we-do/schools/nutrition-education) размещен набор инструментов КИ и другие ресурсы по просвещению в области питания в школах.
Контактное лицо(а):
Катарин Девинь
Менеджер программ для взрослых и детей младшего возраста
Телефон: (215) 575-0444 x4122
Электронная почта: [email protected]
Ранее на этой неделе я обучал детей дошкольного возраста здоровому питанию. Меня пригласили выступить в школе моей маленькой двоюродной сестры, чтобы поговорить с 36 девочками и мальчиками о здоровом, сбалансированном питании. В этом посте я делюсь планом урока, который я создал.
Хотя мне за это не платят (мне платят небольшую плату за обучение в других школах), я подумал, что это отличная возможность повлиять на маленьких детей.
Я проводил семинары и беседы для детей старшего возраста (в основном старшеклассников), но это был мой первый опыт создания уроков здоровья для детей в детском саду.
Полная оговорка: я не учитель. Я диетолог и нутрициолог. Я еще не мама, поэтому мой опыт работы с детьми связан с общением с моими двоюродными братьями, племянниками и племянницами… но, поскольку я диетолог, держу пари, я провела свое исследование!
Очень хотелось как следует подготовиться. Поэтому я обратился за помощью к своим друзьям-учителям. И исследовал в Интернете. Но я не смог найти именно то, что искал в Интернете — план урока сбалансированного и здорового питания, созданный для детей дошкольного возраста.
И поскольку я считаю, что делиться — значит заботиться (я научилась этому в детском саду!), вот урок, который я в итоге подготовил… на случай, если он вам чем-то поможет.
Если вы учитель, я был бы очень признателен за ваши комментарии и советы о том, как улучшить эту структуру класса. Не стесняйтесь обращаться ко мне с любыми дополнительными идеями, и я могу изменить этот пост, чтобы сделать его лучшим ресурсом.
Вот фотография моей маленькой кузины Милли (6 лет) и меня на уроке здорового питания в детском саду. Изображение: Линди КоэнПохожие сообщения в блоге:
Вот структура моего класса, когда я учила детей в возрасте 6-7 лет быть здоровыми:0006 Введение: Я начал с того, что представился по имени (точнее, миссис Коэн), и объяснил, что помогаю людям питаться здоровой пищей для своей работы. Это означает, что я могу помочь больным людям в больницах почувствовать себя лучше, помочь здоровым людям почувствовать себя счастливее и помочь спортсменам играть еще лучше, становиться сильнее или бегать быстрее. Назад к основам: Я объяснил, что многое может повлиять на то, насколько вы здоровы… например, что вы едите, как вы думаете и другие вещи, например, наносите ли вы солнцезащитный крем для защиты от солнца. Живым существам нужно есть, чтобы выжить. Как и вашего питомца дома нужно кормить. Почему мы должны придерживаться здоровой диеты?: Употребление здоровой пищи поможет вам почувствовать себя счастливым и сильным, чтобы вы могли заниматься любимым делом. Быть здоровым означает иметь энергию, чтобы вы могли сосредоточиться в школе, играть с друзьями и заниматься своими любимыми делами. Это может помочь вам нарастить сильные мышцы и делать потрясающие вещи со своим телом. (Примечание: я вообще не говорил о весе. Потому что настоящее здоровье — это не то, сколько кто-то весит, а гораздо больше). Что такое голод?: Я спросил у детей… А потом пусть объяснят. Я объяснил, что быть голодным – это естественно и удивительно . Это способ вашего тела сказать вам, когда вам нужно больше топлива. И очень важно прислушиваться к своему голоду. Мы определили, на что похож голод. Некоторые ответы включали: «странное ощущение в животе», «иногда я голоден, когда не ем». «Я устаю и хочу спать». Я рассказываю о том, как разнообразная сбалансированная пища помогает вам чувствовать себя лучше. Здоровое сбалансированное питание означает, что наш организм получает смесь всех необходимых ему питательных веществ, что дает нам энергию, чтобы чувствовать себя сильными и чувствовать себя счастливыми. Наше тело постоянно разговаривает с нами и дает нам подсказки о том, как о нем заботиться. Точно так же, как когда вы чувствуете усталость, вы знаете, что пора идти спать, или вы знаете, когда пора идти в туалет… Я спросил: Что происходит, когда мы едим слишком много леденцов? Один маленький мальчик объяснил, что на Хэллоуин его брат съел слишком много конфет, и его вырвало, потому что он чувствовал себя очень плохо. Я согласился, что это возможно. Я объяснил, что мы хотим есть в основном здоровую «повседневную» пищу, но есть леденцы «иногда» тоже полезно, потому что это баланс. Я спросил детей: Кто-нибудь знает: что такое «питательное вещество»? Одна маленькая девочка объяснила, что это что-то в еде, что полезно для нас. Я согласился. (…и я был впечатлен!) Затем я спросил, видите ли вы питательные вещества в еде? Дети не думали, что можно увидеть питательные вещества, но потом я объяснил, что некоторые питательные вещества можно увидеть! Разные цвета пищи показывают нам разные питательные вещества. Как есть радугу У меня была полная сумка фруктов и овощей… По одному каждого цвета радуги. Я попросил шестерых добровольцев встать рядом со мной в ряд, один за другим. Каждый ребенок должен держаться за овощ/фрукт. И я попросил волонтера назвать предмет и сказать мне, какого он цвета… Потом мы поговорили о том, для чего полезен каждый цвет (например, красный того же цвета, что и сердце, и это полезно для сердца). 9(( черника, баклажан, краснокочанная капуста, красный лук, редис, свекла) Я принесла с собой пакет леденцов в стиле вечеринки. Я показала им все цвета и спросила, есть ли “есть радугу” было то же самое для леденцов. Они знали, что это не то же самое! 😛 Считать цвета Я попросил их поиграть в игру в следующий раз, когда они будут есть, чтобы посчитать цвета на своей тарелке. Я спросил, когда они в последний раз ели еду? Сколько цветов они могут запомнить, съев? Примечание. Если бы у меня было время, я бы попросила детей нарисовать тарелку с едой и включить в нее столько разноцветных продуктов, сколько они смогут придумать. Я заставил детей поднять вверх кулаки, как супергероев. Я объяснил, что одна порция фруктов или овощей была размером с их кулак. По мере того, как они становятся больше, их кулак становится больше. Мы говорили о том, как здорово, когда ты становишься взрослым, есть 5+ овощей и 2+ фруктов в день. Я не хотел запутать их, говоря о рекомендации для их возрастной группы. Я заставил детей высовывать языки, как львы. Они смеялись. Я объяснил, что у вашего языка есть вкусовые рецепторы, которые помогают вам ощущать вкус пищи. И ваш нос тоже пахнет разными продуктами. Когда вы становитесь старше, ваши вкусовые рецепторы меняются и развиваются. Так что если вам не понравилась еда в последний раз, когда вы ее ели, это не значит, что она не понравится вам сейчас. Я сказал, что вам не нужно доедать тарелку с едой, которую вы не хотите есть, но будет хорошей идеей продолжать пробовать продукты, которые вам раньше не нравились, на случай, если теперь они вам понравятся. Мы говорили о повседневных продуктах. т.е. продукты, которые можно есть каждый день, чтобы быть здоровым. Я заставил их придумать, что такое «повседневная» еда. например фрукты, овощи, цельнозерновые продукты, орехи, семечки, йогурт… Я объяснил, что ежедневное употребление леденцов не улучшает самочувствие. Мы говорили о том, что такое «иногда» еда, например. леденцы, шоколад, пирожные, печенье, безалкогольные напитки и т. д. Я объяснил, что это та еда, которую вы любите на вечеринках с друзьями и семьей. Мы говорили о том, почему пить воду полезнее других напитков. Я заставил их поговорить о других напитках, таких как безалкогольные напитки и соки. Я объяснил, что это «иногда» напитки, которые мы пьем по особым случаям. Я повторил, что лучше всего будет прислушаться к своему телу. Я объяснил, что движение тела дает вам энергию, помогает веселиться и быть сильным. Я сказал, что движение тела должно доставлять удовольствие. И что лучший способ двигать своим телом — так, чтобы это доставляло удовольствие. Я спросил их, нравится ли им весело двигать своим телом. Мы говорили о веселых способах быть активными. Посмотреть этот пост в Instagram Пост, которым поделилась ЛИНДИ КОЭН // Диетолог (@nude_nutritionist) Согласно исследованиям, маленькие девочки осознают, что худоба желательна, в возрасте шести лет. Это меня огорчает. Но это также причина, по которой я хотел поговорить об этом. Мы говорили об уважении своего тела и благодарности за то, что оно может сделать. Я объяснил, что разные тела выглядят по-разному, и каждое тело имеет разную силу. Нам нужно заботиться о своем теле и ценить те замечательные вещи, которые оно может делать. А также уважать то, что тела других людей будут выглядеть и отличаться от наших — и это то, что делает нас всех особенными. Я попросил волонтера подойти и рассказать мне, за что она благодарна своему телу. Она сказала, что благодарна за цвета, которые она может видеть, за то, что ее ноги могут занимать ее место, а ее тело помогает ей учиться. Это было потрясающе. Я чувствовал гордость. Если бы у меня было слишком много времени, я хотел бы задать несколько вопросов: Последние 5 минут занятия я спрашивал, есть ли у кого вопросы. Было много вопросов! И у них были лучшие вопросы. Вот некоторые из них: Отличные вопросы, правда?! Я был так впечатлен. Должен ли я комментировать вес моей дочери? 10 вещей, которых следует избегать, чтобы воспитать у детей здоровые отношения с едой Как научить детей есть здоровую пищу Обучение детей здоровому питанию действительно приносит удовлетворение. Если вы собираетесь научить класс или детей здоровому питанию, я очень надеюсь, что все пройдет хорошо и что мой план урока по здоровому питанию помог с подготовкой. Большой привет от меня, P. Раздел 1. ОСНОВЫ
Раздел 8. УВАЖЕНИЕ К ТЕЛУ + БЛАГОДАРНОСТЬ
Время вопросов Подготовка темы о здоровом питании для детей дошкольного возраста
Lyndi
xx