Знатоки природы викторина для дошкольников – . , – .

Игра-викторина для дошкольников “Знатоки природы”

Викторина «Знатоки природы»

Авторы: Бебякова О.В., Бологова Ю.А.

Тема: «Экологическая тропинка».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: закрепить и уточнить знания детей о природе.

Задачи:

– углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение к ним;

– закрепить умение детей вести себя в природе, развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и давать полный содержательный ответ на них.

Методы: Словесные, наглядные, игровые.

Планируемые результаты:

– имеет элементарные представления о лесе и его обитателях;

– умеет отвечать на простейшие вопросы;

– эмоционально откликается и проявляет интерес.

– проявляет инициативу и самостоятельность;

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослым.

Предварительная работа:

– повторение пословиц и поговорок о природе;

– читать выразительно стихотворения о природе;

– работа с ребусами;

– беседа о Красной книге России;

– д/и «Что лишнее».

Приемы работы: наблюдение, вопросы, рассматривание, рассуждение, показ, поощрение, беседа, разъяснение, пояснение.

Материалы и оборудование: фонограмма «В мире животных»; презентация «Знатоки природы»; белые листы, 4 ручки; картинки редких животных; видеофайл «Солнечная зарядка; видеофайл «Экологические загрязнения»; конверт с дорожными эко знаками; кроссворды; набор магнитных букв; ребусы.

Содержание:

Звучит фонограмма «В мире животных», на экране картинка о природе весной.

В зал входят дети, встают полукругом.

– Здравствуйте, уважаемые гости, участники викторины и члены жюри. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена экологии.

1 ребенок:

Природа прекрасна дождями,
Волшебной и дивной весной,
Снегами и листопадом,
И просто сама собой.

Нам дарит волшебные краски,
Касается сердце с любовью,
Природа, она есть счастье,
Что делят все меж собою.

2 ребенок:

Я в летний зной палящий
Войду в прохладный лес,
Так вот он настоящий
Мир сказок и чудес.

Найду родник холодный,
Упьюсь его водой
И чинно-благородно
Пойду своей тропой.

Природа дарит негу
И силы придает,
Эх, птиц свободных мне бы

Почувствовать полет.

Природа – это муза,
Что надобно беречь,
Ответственности груза
Не сбрасывая с плеч!

Дети рассаживаются по командам.

Я – В викторине принимают участие 2 команды. Поприветствуем их!

Команда – Ландыши

Команда – Подснежники.

– Начинаем первый тур нашей викторины. Отвечает та команда, которой задан вопрос, другая команда не подсказывает. За правильный ответ жюри присуждает 1 бал. Если команда не может ответить на вопрос, помогает другая команда.

О I тур « Объясни пословицу»

-Ваша задача: объяснить смысл пословицы. Команды отвечают по очереди.

Апрельский цветок ломает снежок.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Грач на горе – весна на дворе Трава боится инея, а иней – солнца…

Пословица учителям – Даст небо дождь, а земля рожь…

Пословица жюри – Апрель с водой, а май с травой…


Я II тур « Экологический кроссворд» 3 минуты

– Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

Кроссворд для каждой команды на листке. Воспитатель помогает команде прочитать загадки, и вместе заполняют кроссворд. Жюри проверят и оценивает.

1 команда

По горизонтали:

2. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

А зовут тебя все (солнце)

3. В морях и реках обитает

Но часто по небу летает

А как наскучит ей летать

На землю падает опять (вода)

По вертикали:

2. На мне колючие иголки

Но я не пихта и не елка

Стройна, прекрасна, зелена

Весь год красавица (сосна)

4.Атмосфера и вода

Солнце, теплые ветра

Круглая, вращается

Как называется? (земля)

2 команда

По горизонтали:

2. Ты без него не сможешь жить

Ни есть, не пить, ни говорить

И даже честно говоря

Разжечь не сможешь ты огня (воздух)

3. Все лето в зелени стояла

А осенью в красивый цвет зажгла

И гроздья множества кристаллов

Всех птиц на пир в сад позвала (рябина)

По вертикали:

4. Все, что окружает нас – растения, животные, вода, солнце, луна, звезды. Она бывает живой и не живой (природа)

5.В небе листом от дождя

Светит яркая дуга

Улыбается всегда семицветка (радуга)

О III тур «Четвертый лишний»

– Найдите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.

Я IV тур «Экологические ребусы»

– Ваша задача – отгадать ребусы и выложить буквами отгадку под каждым ребусом. Жюри подходит и оценивает. Воспитатель помогает каждой команде.

Двигательная пауза

О V тур «Красная книга»

– Давайте вспомним, что такое международная Красная книга? (справочник редких и исчезнувших видов животных и растений планеты).

– Что означает красный цвет книги? (цвет тревоги).

– Вспомним, какого цвета страницы имеет Красная книга? Для этого выберем цвета (на слайде представлены цвета, дети выбирают).

Красные: исчезнувшие виды насекомых, животных, растений.

Желтые: сохраняющиеся виды, численность которых восстановлена.

Белые: печатаются редкие виды.

– Какие вы знаете виды охраняемых территорий? (национальные парки, заповедники, заказники, памятники).

Я VI тур «Собери картинку»

– Соберите картинку и отгадайте редкое животное.

О VII «Знатоки природы»

– Внимательно посмотрите видео о красоте нашей Земли и об обратной ее стороне.

После просмотра детям вручается конверт, где лежат картинки с экологическими знаками «Как вести себя в природе». Задача – распределить знаки, первая команда находит и объясняет как надо вести, вторая – как не надо вести. Если команда согласна, то дети хлопают, если не согласна, то топают.

Ю – Пока жюри подводит итоги викторины, дети исполнят музыкальный подарок для наших гостей.

Дети поют песню.

– Предоставляется слово жюри…

Вручение медалей всем детям и членам жури.

Под фонограмму «В мире животных» дети выходят из зала.

infourok.ru

Викторина для воспитанников старшего дошкольного возраста “Знатоки природы”.

Конспект образовательной деятельности

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Задачи:

• Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
• Развивать логическое мышление, речь.
• Активизировать внимание, память.
• Учить детей соблюдать правила игры.
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
• Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы. Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Ход занятия:

Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами. В викторине участвует небольшое количество детей, все дети садятся за столы, берутся за руки и закрывают глаза на 1 минуту (психологический настрой).
— Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.
— ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».

Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот, кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов, является победителем. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.

Нужно быть очень внимательным и терпеливым. Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет какая команда должна будет отвечать первой. И так начинаем!

Ведущий:

Есть мир чудесный — он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.

Презентация 1. (Приложение № 1).

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Знатоки природы ”.
Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом.
Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы;
Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.
Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,
Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.
Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.
Слайд 8. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.
Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.
Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»

Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним, мы, красоту природы,
Пусть журчит, искрится,
«Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.

II Разминка. С детьми «Бывает — не бывает»

Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)

III «Собери пазл»

Детям предлагается разрезные картинки «пазл». Оценивается та команда, которая быстрее соберет пазл и расскажет, что там изображено.

IV.«Вопрос-ответ»

1. Самое длинношеее животное. (Жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра)
7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
13. Полосатый родственник кошки. (Тигр)
14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда )

V. Подвижная игра «Болото».

Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – «замочил» ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

VI. «Загадочный ящик»: загадка о хлебе.

Рос сперва я на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
То в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.

VII. – Выбрать правильное поведение в лесу

Презентация 1.(Приложение № 1 продолжение).

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много. Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь! Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте. А теперь поставьте знаки охраны природы туда, где дети поступают неправильно. (Правило сопровождается картинкой).

VIII. Литературная пауза: дети читают стихи о природе (Приложение № 2).

Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.

— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
А сейчас, ребята давайте встанем в полукруг и исполним «Гимн природе» «Дом земля»

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Приложение № 2. Стихи.

Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

Что такое луг?
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.

Что такое поле?
Что такое поле?
Для коней раздолье,
Пашни полоса,
Метёлочки овса.
В поле колосится
Спелая пшеница
И шумит там рожь,
Колючая, как ёж.
В поле ветер свищет,
Мышка зёрна ищет,
Ящерка снуёт,
Солнышко встаёт.
Знает только птица,
Где его граница,
Ну а ты пойдёшь —
Края не найдёшь.

Что такое река?
Что такое река?
На воде облака.
Над водою — ивы.
Весенние разливы.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак,
На берегу рыбак.

Что такое сад?
Что такое сад?
Розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
Синие капели,
Мячики-качели.
Заросли шиповника,
Ягоды крыжовника.
Груши золотистые,
Персики пушистые.
Шорох листопада,
Осенняя прохлада.
Снегирей семейка,
Любимая скамейка.

Что такое огород?
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.
А под землёй крот
Устроил ход.
Ещё для порядка
Сторож Ванятка —
Пугало сердитое,
Соломою набитое.

Что такое море?
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно,
Как в кино…

Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные
И пещеры тёмные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники,
Козы-скалолазы,
А под землёй алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орёл —
Страж высоких гор.

infourok.ru

План-конспект занятия на тему: Викторина «Знатоки природы»

Викторина «Знатоки природы»

Цель: Формирование бережного и целостного отношения к природе.

Задачи: – формировать экологическую культуру, чувство ответственности;

              – воспитывать сознательное отношения к природе, умение вести себя

в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

              – развивать познавательных компетенций обучающихся.

             

                                         Ход викторины:

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы подвести итоги недели

экологии. Вы нарисовали много красивых рисунков, плакатов, сделали

необычные и красивые поделки из природного материала. И сейчас мы

хотели бы проверить, насколько хорошо вы знаете природу.

Викторину проводит ведущий. От каждого класса выбирается команда, состоящая из 5 – 6 человек.

– После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого…

 ” Загадки”

Ведущий: – Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может

быть название животного, птицы или растения.

– За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.

Летит – кричит, сядет – молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый – хвост, шестая – грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

А теперь  давайте с вами отправимся в лес и посмотрим, знаете ли

вы деревья.

1. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

2. Какое дерево применяется для изготовле6ния лыж? (Берёза)

3. Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (Ольха и липа)

4. У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины)

5. Из какого дерева делают пианино? (Из ели)

6. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые)

7. Какое дерево, как и берёза, дает сладкий сок? (Клён)

8. Какое дерево чаще всего  высаживают в городах? (Липу)

9. Какой вред деревьям приносит сбор сока? (Дерево без сока зачахнет,

погибнет)

10.У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? (У лиственницы)

11. О каком дереве говорят: «Никто не пугает, а вся дрожит?»

Молодцы, ребята, справились с заданиями, а сейчас Вопросы о зверях и

птицах.

1. Какая птица считается самой умной? (Орёл, ворон, попугай)

2. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль? (Трава,

грибы, соль)

3. Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел? (Языком,

клювом, лапой)

4. Какие из этих птиц являются перелётными? (Воробей, малиновка,

соловей)

5. Кто из этих зверей на зиму ложится в спячку? (Барсук, ёж, медведь)

6. Как называется жилище бобра? (Нора, логово, хатка)

7. Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена

из сосновых шишек? (Ремез, клёст, зяблик)

 «Аукцион песен»

Классы по очереди называют песню, где упоминается название

животных, насекомых, птиц или они эти песни исполняли в художественных

или мультипликационных фильмах  («В траве сидел кузнечик»,  «Песенка Крокодила Гены», «Песня кота Матроскина», «Кашалот», «Песня о жирафе»,

«Песня крошки енота», «Колыбельная для Умки»)

А теперь – литературный конкурс.

Я буду называть вам литературных героев сказок, а вы должны назвать

название сказок и их авторов.

1. Галчонок. (Э.Успенский «Дядя Фёдор, кот и пёс»)

2. Гусь и мальчик (С. Лагерлеф «Чудесное приключение Нильса с

дикими гусями»)

3. Петушок на шесте. (А. Пушкин «Сказка о Золотом петушке»)

4. Утенок (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок)

5. 11 лебедей (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди)

6. Воробей – герой и таракан (К.Чуковский «Тараканище»)

7.А какие еще сказки с действующими героями птицами, животными и

насекомыми вы помните? (П. Ершов «Конёк-горбунок», крот, ласточка,

мышь, жук (Андерсен «Дюймовочка»), медведь, сова и т.д.( А.Милн «Вини-

Пух и все, все, все»), «Курочка-ряба»)

Конкурс иллюстраций

Детям предлагается  нарисовать знаки на тему «Береги природу», а

другие дети должны отгадать их.

А пока наши художники работают, поговорим о птицах.

1. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах,

    На часы не взглядывает, а время знает. (Петух)

2.Спереди – шильце, сзади – вильце,

   Сверху – синее суконце,

   Снизу – белое полотенце.  (Ласточка)

3. Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь)

4. Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы)

5. Мать, отца не знаю, но часто называю,

    Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка)

6. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

7. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

8. Шапочка алая, желеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)

9. Это старый наш знакомый, он живёт на крыше дома –

    Длинноногий. Длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

10 .Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач)

11. Встали братья на ходули,

   Ищут корма по пути.

На ходу ли, на бегу ли

   Им с ходулей не сойти. (Журавли)

12.У какой птицы самый длинный язык? (Дятел – до 15 см)

13.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)

14.Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)Следующий конкурс – «Самый внимательный».

Молодцы, ребята, сегодня  вы показали себя знатоками природы. Но

природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

   

Ведущий: – Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется “Сказочный”.

– Подскажите, в кого превращались…

1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) – в комара, муху, шмеля;

2. великан – людоед ( сказка Ш. Перро) – в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев – принцев ( сказка Г. X. Андерсена) – в лебедей;

4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) – в лебедя.

– Назовите недостающие имена животных – известных сказочных героев…

1. Муха…( Цокотуха)                                  4. Черепаха.. .(Тортилла)

2. Курочка…(Ряба)                                     5. Оленёнок…(Бемби)

З. Уточка…( Серая Шейка)                          6. Медведь… ( Балу).

 Пофантазируем

Ведущий: – Команда за короткое время должна придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название.

– А пока команды трудятся над выполнением задания, предлагаю для болельщиков игру ” Да – нет”. На вопрос нужно отвечать хором “да” или ” нет”. (Вопросы по очереди предлагаются болельщикам то одной, то другой команды.)

1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)

2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)

4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)

5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)

6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)

7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)

8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

Подведение итогов викторины – выступление жюри, награждение команд.

Ведущий : Сегодня мы с вами были участниками викторины “Живая природа”. Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.

nsportal.ru

Экологическая викторина “Знатоки природы”

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

  1. Образовательные:

– Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире

– Закреплять правила поведения в природе.

2. Развивающие:

– Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление

3. Воспитательные:

– Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

В. День необычный сегодня у нас мы искренне рады приветствовать вас!

Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего
поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.

В. Чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому дорогие ребята, гости, приглашаем вас сегодня на викторину «Знатоки природы»,

Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками. Мы должны сделать все, чтобы не допустить исчезновения ни одного вида растений и животных.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг ?
Небо светло-голубое ,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле ,речка и трава,
Горы,воздух и листва,
Птицы,звери и леса ,
Гром ,туманы и роса ,
Человек и время года-
Это всё вокруг…… ПРИРОДА!

В. Итак, в викторине примут участие две команды. Это команды «Лесной патруль» и «Друзья природы» Каждый ответ будет оценивать жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри………….

1 конкурс «Представление команд» (название, девиз команды)

В. А теперь – представления команд. Приветствуем команду «Лесной патруль» (капитан)

Девиз: Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!

В. Приветствуйте, команда «Друзья природы» (капитан)

Девиз: Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!

2 конкурс «Разминка» (блиц-опрос)

В. Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри. Слушаем внимательно.

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает ёж зимой? (спит)

3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4. Сколько ног у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

12. Какой гриб носит название лесного хищника? (личиска)

13. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

14. Что такое зеленый покров земли? (трава)

15. Кувшинка растет в лесу? (нет)

16. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

17. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (Подорожник)

18. В этой ягоде много витамина С. А куст, на котором она растет, колючий. (Шиповник)

19. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные).

20. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (Ромашка)

21. Камень относится к живой природе? (нет)

22. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)

23. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)

24. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

25. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

26. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

27. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

28. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)

29. Ворона, скворец, воробей, ласточка – это? (птицы)

30. У какого дерева белый ствол? (береза)

В. С заданием справились, молодцы! Ребята, чтобы быть настоящими знатоками природы, нужно знать правила поведения в природе. Следующий конкурс называется…

3 конкурс «Как вести себя в природе» (ситуации для каждой команды)

1-ситуация. Для команды…..

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

-Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

-А в нем яичко.

-Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

-Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

В. Правильно ли девочки поступили?

Дети. (ответы детей) Нет неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2- ситуация.

Две сестренки гуляли по лесу.

-Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

-Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

-Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

В. Правильно ли поступили девочки?

Дети. (ответы детей) Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

1 ситуация. Для команды….

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

В. Правильно поступил мальчик?

Дети. (ответы детей) Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могу погибнуть.

2-я ситуация
После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберем их и девчонок испугаем!
— Пойдем посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
В. Правильно ли поступили ребята?
Дети. (ответы детей) Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

В. А сейчас переходим к следующему конкурсу, я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.

  1. конкурс «Подбери слово»

1Лес может быть густым , а может быть и…( редким)
2. Волк- зверь большой, а ёжик…(маленький)
3. Лось могучий, т.е. ( какой?) (большой, огромный, крупный, великий)
4. Весна бывает ранняя, а бывает и ….( поздняя)
5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ….( горькие)
6. Январь год начинает, а декабрь …( его заканчивает)
7. Декабрь год заканчивает, а зиму…( начинает)

8. Морозная зима, а лето(жаркое)

9. Окунь-это рыба, а жаворонок это (птица)

В. Прекрасно сыграла команда «…..». Надеюсь, что их соперники так же сильны.

10. Зима-холодная, а лето (жаркое)

11. Заяц-дикое животное, а кролик..(домашнее)

12. Береза лиственное дерево, а сосна (хвойное)

13 Опенок-съедобный гриб, а мухомор (ядовитый)

14. Море –соленое,а река (пресная)

15. Клубника крупная, а малина …(мелкая)

16. У волка хвост длинный, а у медведя (маленький)

17. Заяц травоядное животное, а лиса (хищное)

18. Длинный день, а ночь (короткая)

Муз.пауза

5 Конкурс «Найди родственников среди животных»

Каждой команде выдается конверт с изображениями животных диких и домашних. Игрокам нужно разложить картинки по парам: «дикое – домашнее» и объяснить свой выбор.

Кабан – свинья;

Корова – бизон;

Кролик – заяц;

Собака – волк;

Кошка – Лев;

Коза – горный козел;

Овца – дикий баран;

Лошадь – зебра  и.т.п.

Дети. Среди диких животных можно найти сородичей домашних, потому что когда – то они произошли от одного вида.

В. Вот мы и добрались до следующего конкурса. Ребята, вам предстоит угадать по описанию предмет( ) , который спрятан в этой коробочке. Если вы дадите правильный ответ, коробка откроется.

6 конкурс «Угадайте по описанию».

 1.

– “Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

– “У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

2.

– “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.

– У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это? Ответ: медведь.

7. Конкурс «Угадай от кого объявление»

– Мы получили лесную газету. (Сорока принесла нам …..) Но почему- то животные забыли под ней подписаться, ваша задача догадаться от кого объявление.

1. Тому, кто найдёт мой хвост,

Оставьте его себе на память.

Я успешно выращу новый. (Ящерица)

2. Прошу разбудить меня весной.

Приходить лучше с мёдом. (Медведь)

3. Из птенцов за короткое время

Сделаю птиц высокого полёта.

Прошу учесть, что занятия

Провожу ночью. (Сова)

4. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.

Высиживайте моих птенцов.

Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.

Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка).

8. конкурс предлагаю командам отправиться в путешествие по нашей планете Земля. (глобус)

-Какие цвета преобладают на нашей планете? (Голубой, зелёный, жёлтый, коричневый)

– Больше всего на планете голубого цвета – так изображена Вода.

– А еще на планете есть коричневый, зелёный, жёлтый цвета – это Суша (пустыни, леса, горы)

В. Многие животные приспособились к водной среде и населили моря, реки, озера, а другие привыкли обходиться почти без воды и стали жителями суши.

-На общем столе приготовлены карточки с изображением животных.

-Участнику команды необходимо определить какие животные живут в воде, какие на суше. Каждый участник берёт одну карточку и несёт на своё поле. (Команда « …..» – расселяет животных на суше, а команда «….» – на воде.)

Подведение итогов. Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Дорогие, ребята наша викторина подошла к концу. Вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе

В. Вот и наступил торжественный момент. Дорогие ребята, сегодня мы принимаем в ряды юных экологов. И вручаем вам дипломы

Ребята, сегодня мы принимаем торжественное клятву юного эколога «Служить природе и оберегать ее родные просторы»

Слушайте все:

Я, юный эколог города Ульяновска, обращаюсь к тебе, планета Земля!

– Куда бы я не заехал, где бы не поселился, всюду буду защищать и исследовать природу.

«Клянусь» (Все: «Клянусь»)

– Никогда не пройду мимо сломанного дерева, слабого, брошенного животного, не оказав ему помощь:

«Клянусь» (Все: Клянусь «»)

– Никогда не разорю гнездо, муравейники, или нору, не убью лягушку, не раздавлю ящерицу:

« Клянусь (Все: «Клянусь»)

– Я, обещаю тебе, планета, охранять, оберегать, приумножать все, что создано природой:

«Клянусь» (Все: Клянусь «»)

– Личным примером привлекать в ряды экологов всех, кто любит родную природу, кто неравнодушен к каждому сорванному цветку, сломанному дереву. Быть верным нашему экологическому союзу!

«Клянусь» (Все: «Клянусь!)

Вам понравилась наша эколог. Викторина? У вас хорошее настроение? А сейчас для наших гостей мы подарим кусочек нашего хорошего настроения. (танец)

infourok.ru

Викторина: “Знатоки природы” – старшая группа

МБДОУ № 11 «Радуга»

План – конспект открытого мероприятия.

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Знатоки природы»

Подготовила и провела: воспитатель группы 8, « Птенчики»: Круглова Г.А.

Экологическая викторина для детей старших дошкольников «Знатоки природы»

Цели:

– формировать навыки экологической культуры воспитанников,

– расширять знания детей о лесе и его обитателях,

– воспитывать бережное отношение и любовь к ним,

– закреплять умение детей вести себя в природе,

– развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Ход викторины:

Ведущая: Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать Умку, он пришел к нам с северного полюса. За каждый правильный ответ он будет давать карточку с изображением ежика несущего клубничку (показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу. Чух-чух-чух-чух-чух, ту-ту.

1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»

Ведущая: Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный – в нём растут загадки, а это ещё интереснее.

Какие же загадки «растут» в нашем лесу:

Очень дружные ребята,

У пенька живут. (опята).

Он пузатенький сидит,

Из-под кустика глядит.

С белой ножкою внизу,

С тёмной шапкой наверху. (белый гриб).

Где хвоинок многовато,

Поджидают нас. (маслята).

Растут на опушке

Рыжие подружки. ( волнушки)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (мухомор)

Вопросы викторины:

— Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? (Съедобные и ядовитые).

— Что значит – ядовитые? Назовите их. (Ответы детей)

— Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)

— Что значит – съедобные? Назовите их. (Ответы детей)

Ведущая: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

Красна, сладка, душиста

Растёт низко, к земле близко. (земляника)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки,

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (черника)

Ведущая: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько « Ёжиков» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.

Чух-чух-чух-чух-чух, ту-ту.

2 остановка в нашем путешествии – «Деревья – наши друзья»

Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

— Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

— Как надо относиться к лесным обитателям?

— Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

— Какую пользу приносит лес людям?

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

(берёза)

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем! (Дуб)

(Елка)

Ведущая: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

«С какого дерева листок?»

Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (ягодки).

Ведущая: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Количество «ежей» – увеличилось, отправляем их в корзинку и отправляемся дальше. Физ/минутка. Вос-ль: но сначала я вам предлагаю немного размяться.

Вос-ль: По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

Мы к лужайке вышли

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал

Целый день в траве густой

Прыгал козлик озорной.

Прыгал через кочки

И считал цветочки.

Эй, лошадки, все за мной

Поспешим на водопой.

Вот широкая река

В ней холодная вода.

Пейте! Хороша водица!

Постучим копытцем.

3 остановка – «В гостях у птиц»

Ведущая: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ежик с ягодкой): прослушивание записи пения птиц (Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, филин и др.)

Вопросы викторины:

— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).

— Что значит – перелётные? (ответы детей)

— Что значит – зимующие? (ответы детей)

— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (снегирь)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (цапля)

Спереди шильце, сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце. (ласточка)

Угадайте, что за птица,

Света яркого боится,

Клюв – крючком, глаза – пятачком

Ушастая голова, это (сова)

Ведущая: Ребята, вы – молодцы, за правильные ответы получайте ёжиков-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше

4 остановка – «Звериное царство»

Ведущая: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё – отгадайте:

У нее красивая шкурка

Пятнистая, как у Мурки.

Но ее поберегись,

Ведь она не кошка — … (рысь).

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки? (Ежик)

Я — лесной исполин,

Брожу меж сосен и осин.

Если голову закину,

То достану гроздь рябины. (Лось)

Юркий, маленький зверёк,

По деревьям прыг да скок. (белка)

Разбойник он серый, нет ему веры. (волк)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Ведущая: Ребята, кто же прячется от нас в лесной глуши. Узнать нам поможет игра. «Чьи следы?»

Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются ёжики – очки. (Ответы детей: лось, волк, лиса, заяц и др.)

Ведущая: Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили в нашем путешествии. (ответы детей)

Ведущая: А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)

– Чтобы сосны, липы, ели

Не болели,

Зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон

И голос птичий

Охраняет — кто?

Дети: Лесничий.

Ведущая: Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.

Ведущая: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги. Умка готов подвести итоги нашей викторины. (Подсчет ёжиков-очков).

Ведущая: Давайте положим все «ёжиков» в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Умка, а вы слушайте внимательно:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)

После волшебных слов – «лес лесок, удиви нас чуток» – открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.

(открываем коробку, а там кастрюля, в ней сюрприз – «ёжики с клубничками» превратились в мармеладные клубнички).

Ведущая: Вот так диво – Умка выпустил ёжиков в лес, а нам оставил подарок . Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

infourok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Экологическая викторина для дошкольников « Знатоки природы»

 Экологическая викторина для дошкольников « Знатоки природы»

                                                     

Цель: формировать навыки экологической культуры воспитанников

Задачи:  расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение   и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе;    развивать речь, внимание, умение анализировать содержание  вопросов и загадок и    давать полный содержательный ответ на них.

Ход  викторины

Ведущая: Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется справедливое    жюри: я предлагаю выбрать  Старичка-лесовичка.  За каждый правильный ответ  он  будут давать  карточку с изображением  ягодку  (показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты ведь знаешь – мы свои!                    ( С. Погореловский)

 

            1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»

 Ведущая: Многие из вас, ребята,  ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он  волшебный  – в нём растут загадки, а это ещё интереснее.

Какие же загадки  «растут»  в нашем лесу:


 Очень дружные ребята,                           У березок, посмотри:

 У пенька живут… (опята).                        Здесь один, тут целых три!

                                                                                                 (подберезовик)

Белая панамка,                                          Где хвоинок многовато,

Бледная… (поганка)                                  Поджидают нас… (маслята).

                                              

 Под осиной гриб тот, дети,                      Он в    лесу стоял,

 В ярко-красненьком берете.                    Никто его не брал,

                     (подосиновик)                        В красной шапке модной,

                                                                     Никуда не годный. (мухомор)

 

                                     Золотистые…… –      

                                     Очень дружные сестрички,                                                         

                                     Ходят в рыженьких беретках, 

                                     Осень в лес приносят летом.    ( лисички)    

          

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой.  (опята)

 

Вопросы викторины:

— Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? ( Съедобные и ядовитые).

—  Что значит – ядовитые?  Назовите их. (Ответы детей)

—  Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)

— Что значит – съедобные?  Назовите их. (Ответы детей)

 

Ведущая:  Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:

Бусы  красные висят,                  Красна, сладка, душиста

Из кустов на нас глядят.            Растёт низко, к земле близко.

Очень любят бусы эти                                        (земляника)

Дети, птицы и медведи.                                             

                      (малина)

 

Я  красна, я кисла,                       Под листом на каждой ветке

На болоте я росла,                      Сидят маленькие детки,                             

Дозревала под снежком,             Тот, кто деток соберёт,

Ну-ка, кто со мной знаком?          Руки вымажет и рот.

                  (клюква)                                                  (черника)

 

Вкус у ягоды хорош,                         В сенокос –  горька,

Но сорви её пойди-ка:                      А в мороз – сладка.

Куст в колючках, будто ёж,-            Что за ягодка?

Вот и назван …  (ежевика)                                    (калина)                                         

 

 Ведущая: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.

 

   2  остановка в нашем путешествии –  «Деревья – наши друзья»

Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

—  Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

—  Как надо относиться к лесным обитателям?

—  Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

—  Какую пользу приносит лес людям?

 

Прямо в небо рвутся, ввысь;           Осень тихая настанет,

Ты внимательно всмотрись:            Дивным дерево то станет:      

Не березы, не осинки,                      Листья-звезды яркие,

Нет листочков, есть хвоинки.           Золотые, жаркие. (клен)

                             (ели)                                                                                                                                

  

Не береза, не сосна                        Летом цветёт, зимой греет,

В тишине стоит она.                        Настанет весна – потечёт слеза.

 Но лишь ветер пробежит                                                             (берёза) 

 Вся листва на ней дрожит. (осина)            

 

Весной зеленела, летом загорела,                      Он качает пышной кроной,

Осенью красные кораллы надела.                       Шелестит листвой зелёной.

 (рябина)                                                                  Погляди, среди ветвей,

                                                                                 Сколько спеет желудей.  (дуб)

 

 Ведущая: А теперь, ребята,  я предлагаю вам поиграть в игру. 

«С какого дерева листочек?»

 Каждый  ребенок  вытаскивает из «Волшебного мешочка»  листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (ягодки).

 

Ведущая: Молодцы, ребята, вы знаете не только  названия деревьев  нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Количество  «ягод»  – увеличилось, отправляем их  в корзинку и отправляемся  дальше.

 

                               3 остановка –  « В гостях у птиц »

Ведущая:    Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

        Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще   всего мы слышим их пение. Отгадайте,   какая  птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ягодка):   прослушивание  записи  пения птиц  (Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, филин и др.)

                                                       Вопросы викторины:

 —  Какие бывают птицы?  ( Перелётные и зимующие).

 —  Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

 —  Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

 —  А как вы, ребята, можете помочь птицам  зимой? (ответы детей)

 

Непоседа пёстрая,                                                Всё вертится, суетится,

Птица длиннохвостая,                                          Её на месте не сидится,

Птица говорливая,                                                 Это бойкая …(синица)

Самая болтливая. (сорока)

 

Чернокрылый, красногрудый,                              На одной ноге стоит,

И зимой найдёт приют,                                         В воду пристально глядит.

Не боится он простуды                                        Тычет клювом наугад –

С первым снегом тут как тут.                               Ищет в речке лягушат 

                                        (снегирь)                                               ( цапля)

   

Спереди шильце, сзади – вильце,              Угадайте, что за птица,

Сверху – чёрное суконце,                            Света яркого боится,

Снизу –  белое полотенце.                           Клюв – крючком, глаза – пятачком

              ( ласточка)                                      Ушастая голова, это …(сова)

 

Ведущая:   А  сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули,   давайте поиграем в игру «Совушка».

Подвижная игра «Совушка»

  В уголке площадки – обруч.  Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети – это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

   На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» – мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

    На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» – дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка  ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

 

Ведущая: Ребята, вы – молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.

                                        4  остановка –  « Звериное царство »

Ведущая:  Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё – отгадайте:

 

Куцехвостик, длинноушка,                                      На спине его иголки,           

На пеньке ты как игрушка.                                      Удивительно как колки,

Лапки ты свои поджал…                                          Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц)                                      Потому что это…(ёж)

 

Я хозяин леса строгий,                          Стройный, быстрый, рога ветвисты

Спать люблю зимой в берлоге.            Пасётся весь день, кто это?…..(олень)

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.                                    Юркий, маленький зверёк,

Страшно я могу реветь,                                            По деревьям прыг даскок.                                  

Кто же я, скажи?…..(медведь)                                                              (белка)

                                                                  Разбойник он серый, нет ему веры.

                                                                   Всё клыками щёлк, кто же это?….

                                                                                                                 (волк)

У  кого из всех зверей                                              

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

 

Вопросы викторины:

— Как заяц готовится к зиме?

—  Где живёт белка?

— У какого дикого животного есть рога и копыта?

—  Что такое «Красная книга»?

 

Ведущая:  Ребята, кто же прячется от нас  в лесной глуши. Узнать нам поможет игра.

«Чьи следы?»

Дети по очереди  из «Волшебного мешочка»  вытягивают   карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат.  За правильные ответы начисляются ягодки- очки.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

 

Ведущая:  Но вот, ребята,  и подошло к концу наше путешествие. Кого же  вы сегодня  встретили  в нашем путешествии. (ответы детей)

Ведущая: А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям?   (ответы  детей)

                                               Чтобы сосны, липы, ели
                                               Не болели,
                                               Зеленели,
                                               Чтобы новые леса
                                               Поднимались в небеса,
                                               Их под звон
                                               И голос птичий
                                               Охраняет — кто?..

Дети:  Лесничий.

Ведущая:  Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.

                   В чём заключается работа лесника? (ответы детей)

 

Подведение итогов

Ведущая:   Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги.  Старичок-лесовичок  готов подвести итоги нашей викторины. (Подсчет ягод-очков).

Ведущая:   Давайте положим все «ягодки»  в коробочку, закроем её и я произнесу  волшебные слова, которые мне сказал  Старичок-лесовичок,  а вы слушайте внимательно:

                                      Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

                                      Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

                                      Машеньку – орешком,  Петю – сыроежкой.

                                      Что же это, ребята,  за богатырь?  (ЛЕС)

          После  волшебных слов открываем коробочку  и смотрим,  какой же подарок – сюрприз  для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.

(открываем  коробку – «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).

 Ведущая:   Вот так подарок – все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.

                                   Бесценна российского леса краса,

                                   Зелёное золото наши леса.

                                   Богатство лесов охраняй, карауль,

                                   Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

                                   Дерево, трава, цветок и птица

                                   Не всегда умеют защититься.

                                   Если будут уничтожены они,

                                   На планете мы останемся одни.   (В. Берестов)

nsportal.ru

Учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему: Викторина «Знатоки природы»

Викторина «Знатоки природы»

Цель: 

  • Закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания
  • Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
  • Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
  • Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

Предшествующая работа:

1. Беседы: лес – растения и животные леса, река и ее обитатели.

2. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадывание загадок.

3. Чтение художественной литературы:  рассматривание иллюстраций, картинок, чтение журналов.

Материалы:  Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, картина зимнего леса, знаки «Чего нельзя делать в лесу», картина «Цепочка взаимосвязи  животных»).

Оборудование:  муз. центр,  спокойная  музыка с пением птиц.

Ход занятия.

Ведущий-воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Приветствие команд:

1 команда

2 команда

          Ведущий:   Соревноваться будут две команды. Команда «…..» команда «…..». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

Давайте выберем жюри. (Выбирается жюри из 2 человек).

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать

Молодцы, ребята, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

1 конкурс «Разминка». 

1 Команде

1)       У какого животного есть иголки? (ёж).

2)       Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж).

3)       В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

4)       От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) Как помочь птицам зимой?

5)       Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

2  Команде

1)       Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина.)

2)       Ласточка остаётся зимовать или нет?

3)       Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

4)       Назовите признаки начала осени в живой природе.

5)       Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

2 конкурс «Найди спрятавшегося зверя».

Дети должны обнаружить в рисунке зверей, птиц, рыб, насекомых и обвести их.

3 конкурс «Угадайте по описанию».

 1 команда

“Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

2 команда

“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.
 

4 конкурс «Река»

Воспитатель: Внимание,  отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (река)

1. Назовите реку нашего поселка. (Шаранга)

2. Какая рыба водится в реке Шаранга? ( щука, окунь, плотва, карась)

3. Назовите кто еще обитает в реке Шаранга, но является земноводным? (лягушка)

4. Назовите рыбу – хищницу, обитающую в реке Шаранга. (щука)

5 конкурс «Лес»:

Физкультминутка:

В лес гулять мы пошли,

В брод ручей перешли,

Небывалой высоты

У ручья растут цветы.

Посмотри по сторонам

Что же лес подарит нам?

Наклонись, сорви малинку

И клади ее в корзинку.

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок.

Воспитатель:

1. Какие деревья растут в нашем лесу и парке? (Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха, клен, ольха)

2. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)

3. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)

6. «Как вести себя в лесу?» по знакам «Чего нельзя делать в лесу?».

Воспитатель:

– Ребята, давайте вспомним и назовем правила «Друзей природы»

Ответы детей:

– не ломать деревья

– не сбивать грибы, даже несъедобные

– не обрывать паутину и не убивать пауков

– не разорять птичьи гнезда

– не разорять муравейники

– не оставлять после себя мусор

– не разжигать костров.

Воспитатель:

– Правильно, ребята, если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги, не шумите, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Воспитатель: А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру “Лиса и воробышки»

 Подведение итогов. Заключение.

Ведущий. Спасибо ребята за ваши дружные ответы сегодня. Давайте будет охранять нашу природу и беречь ее!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *