Одним из самых известных народных промыслов России является жостовская роспись. Уникальные металлические подносы, покрытые лаком и цветочной живописью, знают далеко за пределами нашей страны. Это яркие образцы русского декоративно-прикладного искусства, настоящий мировой бренд.
История жостовской росписи как народного промысла начинается в начале ХIХ века. Тогда в многочисленных селах Московской области появлялись художественные мастерские по производству популярных лакированных изделий. В 1825 году в деревне Жостово бывшие крепостные — братья Вишняковы открыли мастерскую по производству и росписи изделий из папье- маше, портсигаров, металлических сухарниц и подносов. Спустя пять лет они перестали делать шкатулки из папье-маше, сосредоточившись на росписи металлических подносов. Промысел росписи подносов зародился на Урале еще в XVIII веке, но со временем лидером в этой сфере стало Подмосковье.
Производство железных подносов, украшенных уникальной цветочной росписью, вытеснило портсигары, шкатулки и прочие виды расписных изделий из папье-маше из многочисленных мастерских. Близость к Москве, идеальное расположение на крупнейших торговых путях только способствовали развитию производства. Так, жостовские подносы с цветочной росписью достаточно быстро стали популярны за пределами области.
В 1922-1925 гг. в соседних деревнях Новосельцево и Троицком появились трудовые артели по росписи подносов, а в 1924-1925 гг. в Жостово были созданы предприятия «Жостовская трудовая артель», «Лакировщик» и «Спецкустарь». В 1928 году все они объединились в жостовскую специализированную артель «Металлоподнос». В 1930-е годы наблюдался непростой период в развитии производства жостовских подносов. Мастерам пытались навязать новые современные стили в оформлении продукции. В традиционную цветочную роспись включали новые орнаменты, что вело к утрате самобытности народного промысла. В 1960 году все же удалось возродить исконно русский стиль и начался подъем жостовской росписи. С этого времени авторитет мастеров рос, продукция получила известность не только на территории России, но и за рубежом. Пожалуй, не найдется ни одного человека, кто не видел бы потрясающие черные лакированные подносы с изображением красочных цветочных букетов. Это и есть знаменитая Жостовская роспись – русский народный художественный промысел.
В настоящее время производство в Жостово работает и процветает. На фабрике декоративной росписи трудятся лучшие мастера и художники. Выпускаемые подносы пользуются огромным спросом и популярны за рубежом. Среди миллионов выпущенных изделий вы не найдете одинаковых, так как каждый поднос до сих пор расписывается вручную.
При Жостовской фабрике работает музей, в котором можно ознакомиться с историей народного промысла и увидеть потрясающие экспонаты, которые хранят в себе историю, культуру и традиции нашей страны. Проводятся мастер-классы по декоративной росписи. Работает магазин, в котором можно приобрести сувениры и подносы. Кроме того, в Жостово сохранились здание бывшей подносной фабрики, дом Вишнякова, мастерские и старые крестьянские дома. Все объекты признаны памятниками истории и культуры местного значения.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}
Автор описания: {{objectCandidate.author}} Сайт:{{objectCandidate.site}} Координаты:{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}} |
Зародилось оно на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал А.С. Худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых.
По преданию, он изобрел масляный лак, “который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским”.
Покрытие предохраняло изделие от внешних воздействий. Роспись дольше сохранялась, тем более что лак этот “когда… в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится”. Свой секрет передал мастер сыновьям Вавиле и Федору. Они писали на подносах “ярких бабочек и птиц”. Позднее подносы стали украшать сюжетной и орнаментальной росписью.
На рубеже XVIII – XIX вв. уральские подносы расходились по всей России.
История же жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково издавна славились кузнецами. Мастерские династий Лукушиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, портсигаров, чайниц, украшенных небольшими миниатюрами. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями. Производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел.
Появление промысла именно подносов в Жостове связано с именем Филиппа Вишнякова, крепостного графа Шереметева. Откупившись на волю, он создал свою мастерскую, где и начали расписывать подносы – сначала на папье-маше. Поэтому начало производства подносов в Жостово принято связывать с 1825 г. – датой открытия самостоятельной мастерской О.Ф. Вишнякова, одной из трех наиболее крупных в Троицком уезде.
В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие “бумажные” поделки из мастерских Троицкой волости. Процесс изготовления подносов с тех пор не изменился.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. В 1839 г. железные жостовские подносы попали в каталоги Всероссийской промышленной выставки.
В этот период развития преобладали сюжетные композиции. Например, “Тройка”, “Чаепитие”. Такие подносы были деталью интерьера богатых купеческих домов, трактиров, где использовались, кстати, не только как украшения, но и по прямому назначению.
Подобно другим народным промыслам в 1910 г. Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. Оставшиеся организовали в 1912 г. в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она скоро распалась.
Лишь в 1920 г. с общим подъемом народного искусства и возрождением артелей во многих местностях возникли они и вокруг Жостова, а в 1928 г. объединились в одну – “Металлоподнос”, с 1960 г. переименованную в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи.
В 1920 – 1930 г.г. были нелегкими в истории Жостова. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками – профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостова понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, умели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960 г. открыли новый этап в истории Жостова, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративная живопись Жостова находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Но только несведущие в этом искусстве могут так заблуждаться. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих “творческую копилку” мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, а значит, открывает пути дальнейшей жизни промысла.
Ключевые теги: жостовские подносы, история, жостовский промысел
Благодаря влиянию уральской цветочной росписи по металлу недалеко от Москвы, в селе Жостово, что в Мытищинском районе, зародился особый промысел. В нем сплелось сразу несколько творческих отголосков – от лукутинской миниатюры до набивных ивановских ситцев. Но промысел стал известнее своих вдохновителей: знаменитый жостовский поднос, рисунок которого трудно забыть, стал вершиной росписи по металлу. О том, с чего началась история подноса, как его изготавливают и расписывают, вы узнаете из нашей статьи.
Расписные металлические подносы начали делать еще в 18 веке на Урале, производство их велось на металлургических заводах Демидовых. А во второй половине 19 века подносы стали делать и в деревнях Московской губернии – Жостово, Новосельцеве, Троицком и пр. И жостовский промысел со временем стал ведущим.
Жостовский поднос. XIX в.А началось все с мастерских по производству изделий из папье-маше, которые красиво расписывались и нарядно лакировались. Жостовская роспись подносов связана с фамилией Вишняковых, заведение братьев производило подносы и сухарницы, поддоны и шкатулки, чайницы и портсигары. Существовало предприятие с 1825 года, и уже через несколько лет в окрестностях Жостово стали все больше расписывать именно подносы, и сделанные не из папье-маше, а из металла (по примеру уральских умельцев).
Железные подносы стали главным местным продуктом, а так как селения располагались недалеко от столицы, им был уготован выгодный торговый путь. Важно и то, что местное производство не терпело убытка, ведь не было нужды в перекупщиках. Да и материалы для создания подносов можно было купить в Москве, что очень удобно.
В 20 веке жостовское искусство обосновалось в артели, которых было несколько. Ближе к 30-ым народное творчество могло исчезнуть: советский реализм вносил свои правки в особенности и мотивы росписи, профессиональные художники заполняли работы своими элементами, чужеродными традициям.
Но специалисты понимали, что такие изменения просто уничтожат промысел, и им удалось отстоять жостовское искусство. С 60-х лет начался очередной его подъем. Отрадно, что лакированные металлические подносы не стали перевернутой страницей истории – Жостовская фабрика декоративной росписи работает и сегодня, активно ведет обучение новых художников, проводит мастер-классы, реализует продукцию.
Знаменитые подносы делают из листового железа, ковка проводится на механических прессах. Такие возможности связаны с современным этапом изготовления подносов. Прессы могут придать изделиям любую форму.
Популярные формы изготовления: круглая, овальная, гитарная, восьмиугольная, прямоугольная (сибирская), крылатая и комбинированная.
Как делают кованые подносы:
Затем художники приступают к росписи. Сюжет ее всегда будет эксклюзивным. Каждый фабричный кованый поднос имеет специальный номер, и качество изделия будет обязательно подтверждено сертификатом.
Если поднос делают с помощью штампа и пресс-форм, то в арсенале мастера 32 формы (начиная с А1, и далее по возрастанию). Подносы стандартной формы тоже расписываются вручную. Листы металла сначала кроят на нужного размера заготовки, потом идет вырубка и вытягивание изделия на электропрессе, и далее осуществляется закатка краев.
Заготовку подноса готовят по росписьДалее идет не менее сложный этап – подготовка под роспись. И сегодня делают знаменитые жостовские подносы по устоявшемуся алгоритму: отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черновой эмали в несколько слоев (каждый слой следует просушить). И только после последующей зачистки начинается сама роспись.
К сожалению, случаи подделки жостовского подноса – не редкость. Подлинник всегда будет увесистым и не прогнется, если поставить на него тяжелую посуду. А еще настоящие подносы зеркальны, в них спокойно можно увидеть собственное отражение. Кривые линии и нечеткая прорисовка на подлинниках также невозможна.
Классическое изделие – это черный фон, но сегодня к каноническим мотивам и цветовому решению относятся не так строго. Потому подносы на красном и зеленом основаниях, на серебристом или синем фоне встречаются не так и редко. Главное – узнаваемый почерк в изображении цветов, которые являются главным мотивом промысла. Обычно это простые полевые или садовые цветы, нарядные, гармоничные. Стоит отметить, что и цветочные мотивы жостовцы переняли у уральских мастеров.
В центре композиции всегда крупные растения, и художник старается нарисовать его так, чтобы цветок словно вырастал из центра подноса. Ближе к краям располагаются соцветия помельче. Обычно рисуют художники цветы в букетах, но порой на подносе они предстают в венках, или даже рисуют сложные цветочные орнаменты.
Основные цвета подносов из Жостова:
Создание рисунка требует последовательности:
Далее изделие нужно покрыть несколькими слоями лака (сегодня активно используется акриловый лак). Промежуточная просушка каждого слоя обязательна. Глянцевый либо полуглянцевый лак смотрится на подносе более выгодно, удачно подчеркивая колорит картинки.
Мастера добиваются реалистичности при изображении рисункаОсновное отличие жостовских цветов – они будто оживают на темном фоне. Без применения 3D-технологий русские художники научились «оживлять» изображения, словно приподнимая его над поверхностью. Работали умельцы масляными красками, причем, трудились сразу над несколькими изделиями (если орнамент на них одинаков).
Интересны и работы, на которых появляются не только цветы, но и плоды, а также животные. Такие изделия словно просятся на стол: каждый элемент изображения щедро полит солнечными лучами, окутан прозрачностью свежего воздуха, поет цветом и своей зрелостью. А еще появляются на подносах пташки, не менее живописные. Даже если это обычные синички, на росписи жостовского подноса они будут очень яркими, немного сказочными.
Как рождается жостовский поднос увлекательно показано в данном видео.
Тема «Роспись подносов Жостово» изучается в рамках занятий по изобразительному искусству, кружков ДПИ и прочих творческих мероприятий с детьми разного возраста. На таких практикумах детский коллектив знакомится с народными промыслами. Сначала ребятам педагог может предложить раскрашивание – на листах уже обозначены контуры изображений, ребята просто добавляют цвет.
Дети активно откликаются на подобные задания: яркое и понятное народное творчество увлекает их и рождает теплые ассоциации. В процессе работы педагог фоново может включать народные песенки или даже ставить аудиосказки.
Рисование «под Жостово» поэтапно:
Как правило, ребенок с удовольствием берется за эту работу. Если хочется добиться большего сходства с жостовским творчеством, педагог в дальнейшем может заламинировать работы. Они будут глянцевыми и плотными, и максимально станут напоминать настоящий поднос.
А если есть возможность свозить детей на экскурсию в музей промысла, это станет прекрасным вводным уроком. Музей Подносов работает при Жостовской фабрике, потому ребята оказываются и в центре производства тоже. Примечательно, что экскурсия рассчитана и на теоретические познания, и на практические опыты. Разгоряченные и впечатленные увиденной красотой ребята обычно спешат поделиться новым опытом, и с удовольствием принимаются за рисование.
Музей подносовМастер-классы на фабрике – это удивительная возможность увидеть поэтапный процесс изготовления подноса и даже поучаствовать в нем. Фабрика находится в деревне Жостово, в городском округе Мытищи. При ней работают музей и фирменный магазин.
Поиск творчества современных мастеров продолжается – новые формы и технологии не умаляют интереса к традициям, но позволяют промыслу развиваться, ведь только развитие сохраняет жизнь творческому направлению.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Как приятно воскресным утром выпить чашечку чая или кофе прямо в постели! Сервировка такого романтического завтрака немыслима без подноса, ведь именно на него придется поставить посуду. Уже несколько веков назад мастера научились создавать удивительные по красоте жестяные изделия для сервировки. В каждом селе были свои художники и техники росписи, но наибольшую популярность получили, конечно, подносы из Жостово. Наш мастер-класс по пошаговой росписи подносов поможет Вам создать такую красоту!
Село Жостово находится недалеко от Москвы. Именно там мастера начали делать удивительной красоты подносы, украшенные нарисованными цветами. Популярность подносов пришлась на тот период, когда в России стали пить чай (ранее традиционными напитками считались медовухи, сбитни, узвары), и подносы были нужны для сервировки стола. Такой предмет считался изящным подарком и часто преподносился хозяевам дома.
Простые подносы изготавливались из папье-маше но они, конечно, были недолговечны. Очень быстро мастера стали использовать только металлические подносы, делая их самых разных форм: овальные, круглые, многоугольные.
Жостовские подносы отличаются яркими красками и утонченной работой. На протяжении десятилетий мастера разрабатывали особые узоры и техники их нанесения на готовые изделия. Жостовские подносы традиционно расписываются маслянными красками с использованием кисточек из натурального (обычно беличьего ворса). Художники держат будущее изделие на коленях и при необходимости поворачивают его. Пробуем и мы освоить роспись подносов, простой мастер-класс по жостовской технике поможет в этом.
Для росписи жостовского подноса потребуется:1)Первый этап росписи называется замалевка. Для жостовской техники краски нужно разбавить белилами и немного добавить в смесь льняное масло. Затем широкими мазками нанести на изделие рисунок. Чаще всего в центре изделия размещают самые крупные бутоны, вокруг них – листочки и более мелкие цветы.
2)После нанесения замалевка поднос необходимо оставить для высыхания краски на двенадцать часов.
3)Начинаем делать тенежку так, как показано на фото. Это нанесение более темных оттенков на кончики лепестков и листьев, чтобы создать иллюзию объема
4)Затем белилами высветляем необходимые места – этот этап называется прокладкой. Поднос сразу приобретает нарядный вид.
5)Далее по очереди – нанесение бликов. Этот этап так и называется – бликовка.
6)Наша работа почти закончена. Выполняем чертежку – самой тонкой кистью выписываем мелкие элементы – прожилки на листьях и лепестках, тычинки, прожилки. Можно использовать линейку, чтобы было удобнее делать мазки.
7)Рисунки на жостовском подносе – это всегда единая композиция, а не просто отдельно нарисованные цветы. Чтобы создать эту целостность используется привязка – в промежутках между цветами и листьями изображаются завитки и травинки, узоры и точки. Именно этот этап создает тот узнаваемый «жостовский» рисунок.
8)Теперь осталось украсить бортики подноса. Их можно просто обвести контрастной линией или оформить цветочным орнаментов. Этот этап называется «уборка».
9) Вот мы и закончили нанесение рисунка. Как можно заменить, каждый этап жостовской росписи имеет свое уникальное название, а в целом все шаги с пятого по девятый называются «выправка».
10)Готовый поднос после высыхания необходимо покрыть двумя-тремя слоями лака, давая каждому слою высохнуть по 2 часа. Место для сушки должно находиться в хорошо проветриваемом помещении, при этом необходимо следить, чтобы к готовому подносу не прилипли мелкие соринки или, например, тополиный пух.
11)Наш поднос готов, можно начинать чаепитие!
Нижнетагильские подносы.Однако не только в Жостово умеют делать расписные подносы. На Урале в Нижнем Тагиле еще в 40-е годы 18-ого века мастера начали делать изящные металлические подносы, расписанные яркими картинками. Нижнетагиская роспись отличается так называемой техникой цыровки. Для нее поверх золотой росписи заливали цветную краску, после чего тонкой иголкой соскребали слои краски, создавая узоры Этот метод ранее активно использовался в иконописи. Конечно, подносы, расписанные золотом и серебром очень ценились и стоили немало.
На нижнетагиских подносах изображали не только цветы, но и жанровые сцены. Местные умельцы с большим мастерством создавали на подносах настоящие картины. Есть виды изделий с изображением былинных героев, сценки из жизни сельских жителей, сказочных персонажей.
Хохлома.Отличительной особенностью является то, что для этого вида росписи используются деревянные изделия. Хохлома представляет собой яркий золотой рисунок (также используется красная и зеленая краска) по черному фону.
Московская роспись.Изделия в технике московской росписи начали производить с 1814 года. Пожалуй, они самые яркие и красочные. На подносах могут быть изображены растения, бабочки, сказочные птицы. Используется очень богатая палитра красок с большим количеством оттенков.
Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс росписи жостовских подносов демонстрируется поэтапно.
[media=https://www.youtube.com/watch?v=iOLN2RlarCA ]
На чтение 8 мин Просмотров 7.3к.
Подарок, созданный ручным трудом, уникален и неповторим. Однако, не все люди могут похвастаться умением творить. Идеальным сувениром на память станет жостовский поднос, который можно использовать, как украшение для дома, так и в бытовых целях. Несмотря на кажущуюся простоту, техника изготовления подобных изделий уникальна и ей не просто овладеть. По причине популярности этой утвари, многие производители выпускают подделки, пытаясь выдать их за оригинал.
Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше. После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи. Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.
Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.
В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.
На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.
После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.
Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла. Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.
После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.
Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе. Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется. Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.
Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.
В современное время на фабрике подносы штампуют на специальных прессах, благодаря им легко можно получить любую форму. Если заготовка штампуется, то эскиз сначала прорисовывается при помощи трафарета, затем он вырубается и вытягивается на электрическом прессе.
Однако, если заказ уникальный и покупатель хочет получить именно ручную работу, живописец попросит кузнеца выковать утварь вручную. Тогда коваль создаст ее из листа железа, сначала вырезая форму ножницами по металлу, а после выбивая ее и вытягивая. Край подноса закатывается, к нему приклепывается проволока, этот «гуртик» создает рельефность форм и одновременно придает прочность. Работа, выкованная вручную, стоит в разы дороже.
Для жостовских подносов существует несколько особенно популярных форм. Многие из них пришли из нижнетагильской росписи:
На классическом жостовском подносе черный фон, но в XXI веке уже не так строго соблюдается канонизация, поэтому все чаще можно встретить изображение на красном, зеленом, синем или серебристом фоне. Главной темой росписи являются цветы, причем обычно полевые или садовые. Этому мастера Жостово также обязаны уральским ремесленникам, которые часто использовали на своих изображениях соцветия и плоды.
В центре композиции располагаются крупные растения, причем рисовка такая, что цветок будто вырастает из середины подноса. Далее по краям изображены более мелкие соцветия. Чаще всего художники изображают цветы в букетах, но иногда они помещают их в венки, а также рисуют цветочные орнаменты различной сложности. Каждый живописец для изображения выбирал те растения, которые являлись его любимыми, по этой причине у первых именитых мастеров легко отследить авторство.
В современное время на росписи часто можно встретить натюрморты, птиц, животных, а также пейзажи и тематические изображения.
Создание рисунка происходит в строгой последовательности. Нельзя нарушать эту технологию:
Настоящий жостовский поднос обладает высокой прочностью, его можно использовать под хозяйственные нужды, как подставку под самовар или другую посуду, а также для подачи блюд. Но в большинстве случаев, образцы этого народного промысла приобретаются в качестве подарка. Это связано с тем, что утварь ручной работы имеет высокую стоимость. Такой сувенир получит одобрение как у коллекционера, так и любого человека, ищущего для своего интерьера что-то оригинальное. Особо эффектно смотрятся жостовские подносы на стене.
Как и другие образцы народных промыслов, утварь с жостовской росписью часто преподносят в качестве подарка иностранным гостям.
Как и любой вид искусства, жостовская роспись страдает от мошенников, которые стремятся выдать подделку за оригинал. Нужно помнить, что подлинный поднос ручного изготовления из Жостова не может стоить дешево, но и высокая цена не гарантия качества. Есть несколько параметров, по которым можно различить подделку от ручной работы мастера:
Жостовский поднос в качестве сувенира — недешевое удовольствие, но это гарантия качества и уникальной вещи в единственном экземпляре. Тот, кто получит его в подарок, сможет хранить его в семье не одно поколение, ведь он долговечен и никогда не выйдет из моды.
1
Росписи Городецкая Жостовская Хохломская
2
Жостово мотивы росписи
3
Цветочная композиция в круге
4
Анютины глазки акрилом
5
Филипп вишняков Жостово
6
Жостовская роспись Жостовская роспись
7
Роспись Марины Домниковой Жостово
8
Жостовская роспись Жостовская роспись
9
Роспись в стиле Жостово
10
Роспись подносов Жостово
11
Филипп вишняков Жостово
12
Цветы роспись.в круге Ростовская
13
Жостово Денисенко Валентина
14
Гончарова Нина Николаевна Жостово
15
Жостовская роспись орнамент
16
Живопись цветочной росписи Жостово.
17
Цветы в росписи Жостово
18
Жостовский поднос Агеева
19
Жостовский букет Жостовский букет
20
Паула Коллинз роспись по фарфору
21
Жостовская роспись пионы
22
Расписанный цветами фото
23
Жостово роспись паттерн
24
Гжельская роспись Агашка
25
Живопись цветочной росписи Жостово.
26
Паула Коллинз роспись по фарфору
27
Жостовская роспись фон
28
Фон уралсиьирская роспись достово
29
Жостовская роспись классизм
30
Жостовская роспись букет ВРАСКИДКУ
31
Жостовский орнамент
32
Ольга Кошкина Жостовская роспись
33
Жостовская роспись Жостовская роспись
34
Роспись по дереву гуашью
35
Жостовская роспись орнамент
36
Жостовские подносы Гончарова
37
Жостовская роспись вышивка бисером
38
Розы в Кемеровской росписи
39
Розы роспись
40
Маки на Подносах Жостово
41
Урало Сибирская роспись Ольга
42
Хохлома с пионами на черном фоне
43
Жостовская Хохлома
44
Подносы Жостово художник Соколова
45
Роспись в стиле Жостово
46
Филипп вишняков Жостово
47
Интерьер в цветах
48
Роспись Жостово Жостово
49
Роспись для декупажа
50
Жостовская роспись Жостовская роспись
51
Жостовский поднос
52
Жостово роспись
53
Роспись подносов Жостово
54
Жостово подносы Федоскино
55
Шелковый платок «ирисы и слива» Япония
56
Михаил Лебедев художник Жостово
57
Основной мотив росписи Жостово
58
Жостово роспись орнамент
59
Жостовская роспись паттерн
В собрании музея Жостовской фабрики декоративной росписи есть подносы, которым больше полутора веков. И сам старинный промысел, несколько раз стоявший на грани исчезновения, прочно обосновался в ХХI веке, отмечая в этом году своё 195-летие. Главный подарок жостовские мастера сделали себе сами, расписав самый большой в мире поднос размером полтора на два метра. Впрочем, рекорды рекордами, но и без них красоту и изящество жостовской росписи ценят и ведущие музеи мира — от Британского до Эрмитажа, и авторитетные коллекционеры вроде британской королевы Елизаветы II или экс-короля Испании Хуана Карлоса I.
Своими корнями жостовский промысел уходит на Урал — в окрестности Невьянска и Нижнего Тагила, где на демидовских заводах производили листовой металл не только для «мечей и орал». Тамошние мастера искусством росписи металлической утвари, в том числе и подносов, владели с начала XVIII века. К середине столетия уральские промыслы уже были известны на всю Россию благодаря высокому качеству изделий, секрет которого лежал в особом, почти прозрачном и очень устойчивом к повреждениям лаке — он получил название «хрустальный», — изобретённом крепостным умельцем Андреем Худояровым. Тагильские мастера писали и сюжеты в классической манере, беря в качестве образца картины и гравюры известных художников, и фантазийные цветочные композиции в народном стиле.
Однако за металлические подносы в Жостове и окрестных сёлах взялись не сразу. Собственно, в каком селе и кем именно была создана самая первая мастерская, историки так пока и не сумели установить. Братья Вишняковы, считающиеся родоначальниками жостовского промысла, могли и не быть первопроходцами, но они в отличие от своих безвестных предшественников сумели крепко поставить дело, благодаря чему и вписали свои имена в анналы истории.
Есть основания предполагать, что один из братьев, Филипп, поначалу занимался торговлей — продавал в Москве лаковый товар из мастерской, принадлежавшей купцу Николаю Лукутину в расположенном неподалёку Федоскине. Коробочки-шкатулочки из папье-маше, необходимые в каждом доме, приносили неплохой доход. Филипп Никитич, похоже, довольно быстро смекнул, что торговать своим выгоднее, чем чужим, и, имея возможность присмотреться к технологическому, как мы бы сейчас сказали, процессу, рискнул воспроизвести его в собственной мастерской.
Официальный отсчёт истории жостовского промысла ведётся с 1825 года. Эта дата указана в прейскуранте «Заведения братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.». Не исключено, однако, что Филипп Вишняков открыл своё дело гораздо раньше. Сохранился «Указатель третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 года», в котором сказано, что вишняковская фабрика «существует 36 лет», то есть с 1807 года. По преданию, Филипп Никитич, поставив дело на ноги, переселился в Первопрестольную, открыв лавку на Цветном бульваре, а семейный бизнес передал брату Тарасу. К нему же отправил он потом на выучку своего сына и наследника Осипа. Два года тот работал на дядю, а потом решил создать собственную мастерскую. Сахарницы и спичечницы, табакерки и марочницы, шкатулки для рукоделия всегда пользовались спросом. С подносами и поддонами дело обстояло хуже — папье-маше для таких предметов было слишком хрупким материалом. По сохранившимся воспоминаниям старых мастеров, идею расписывать металлические подносы Осип Вишняков привёз с Нижегородской ярмарки, на которую ездил в 1830 году.
К этому времени в тогдашней Троицкой волости Московской губернии насчитывалось уже как минимум восемь более-менее крупных «лакирных мастерских», имена владельцев которых сохранила история: Тимофея Беляева, Гаврилы Иванова, Василия Леонтьева и Ивана Митрофанова в Жостове, Кузьмы Благоева в Осташкове, Захара Петрова в Сорокине, Степана Филиппова в Новосильцеве и Андрея Зайцева в селе Троицкое. Русское чаепитие — долгое и со вкусом — сделало поднос незаменимой вещью в каждом доме, ресторации и трактире.
Разумеется, было немало кустарей, работавших чуть ли не в одиночку, но их продукция, как правило, не могла выдержать конкуренции с солидными заведениями. Ведь в изготовлении металлического подноса принимает участие не один, а четыре специалиста — коваль, шпатлёвщик, живописец и лакировщик. Быть профессионалом во всех этих искусствах удавалось очень немногим. Выделить в обычной избе, где жил сам мастер с семейством, место для работы ещё троих людей было просто немыслимо, а выстроить для производства отдельное помещение стоило денег, и немалых. Кроме того, требовались средства на приобретение сушильной печи, специального инструмента (молотки, наковальни, клещи, ножницы и т. д.), красок, лака и собственно металлических листов. Рентабельной становилась мастерская, в которой трудилось не менее девяти человек — по два работника на каждую операцию плюс полировщик.
В Жостове подсчитали, что за два века существования промысла было расписано почти два миллиона подносов. И нет среди них двух одинаковых — мастера никогда рисунок не повторяют. И технология за два века не изменилась. Механические прессы используются только для штамповки подносов несложной формы. «Фестончатые», «крылатые», «гитарные», «готические», как и два века назад, делаются исключительно вручную. Коваль размечает на листе металла заготовку, вырезает её ножницами, а потом специальными молоточками выгибает задуманную им форму. Края загибают ручными валками, прогоняя через них поднос несколько раз. Окончательную форму бортику придают снова молотком.
Именно борт придаёт подносу необходимую жёсткость и оберегает его от соприкосновения с «собратьями»: сложенные в стопку, они соприкасаются только выпуклым бортиком, а не всей поверхностью.
Отбортованные заготовки очищают и обезжиривают, иначе на металл не ляжет грунт. Загрунтованные подносы укладывают для просушки в специальные кассеты так, чтобы они не касались друг друга, и на несколько часов отправляют в сушильную камеру. Высушенные подносы снова грунтуют и ещё раз сушат, а затем покрывают эмалью, по которой будет нанесена роспись. Художники практически не работают по заранее нанесённому эскизу: сюжет рождается в процессе росписи. Поднос всегда держат на коленях, не касаясь стола, а руку опирают на тонкую дощечку. Большие подносы пишут, как картины, на подрамниках.
Рисунок наносят в несколько слоёв полупрозрачными красками. Сначала делают замалёвок, широкими мазками проявляя основные детали букета. Затем наступает черёд «тенёшки». Так называют проработку глубины цветка. За ней следует «высветлёвка» — прорисовка светлых нюансов, потом на подносе появляются мелкие цветочки и «травка», а под конец тонкой кистью мастер наносит по борту золотой узор, создавая «раму» для своей картины. Расписанный поднос покрывают прозрачным лаком, раскрывающим глубину живописи: блики, тени, полутона. В лаке секрет долголетия жостовских шедевров: старые мастера говорили, что он «получше аглицкого будет и равняется только с… китайским». Залакированный поднос высушивается в печи. Вот и всё! Остаётся поставить на него фирменное клеймо. А автор свою подпись искусно прячет в самом букете. Правда, такое право они получили лишь в 1970 году. На старинных вещах стояло просто клеймо мануфактуры с именем хозяина.
Впрочем, жостовские кудесники расписывали не одни подносы. Они могли превратить в цветное диво любой предмет — от прозаических солонок, чайниц и спичечниц до ручек тростей и зонтов, изысканных бюваров и папок для деловых бумаг, дорожных погребцов и семейных альбомов. Искусство росписи передаётся в Жостове из поколения в поколение. Здесь и сейчас работают потомки первых мастеров. Живописи в семьях учили с детства. Сначала учили срисовывать простенькие лубочные картинки на дешёвой бумаге, потом доверяли настоящий поднос и позволяли писать большие цветы и листья. Постепенно ученик осваивал всё более тонкое письмо. На овладение мастерством уходило пять–семь лет.
Собственный неповторимый стиль Жостова окончательно сформировался к сер. XIX столетия. Вокруг Жостова образуется целый промысловый «заповедник». Отшлифованные навыки и творческий взгляд на мир сложились в то, что именуется традицией. В этом стиле, как в зеркале, отразилось мироощущение русского крестьянина, считавшего себя неотъемлемой частью мироздания и пытавшегося по мере сил привнести в окружающий мир хоть частичку той фантастической красоты и гармонии, какой ему самому в жизни не хватало.
«Золотой век» жостовского промысла, как и всю эпоху экономического расцвета России, оборвала Первая мировая война. Спрос упал, заказов на всех не хватало, и мастерам пришлось зарабатывать себе на хлеб не кистями и молоточками, а тяжким крестьянским трудом. К 1917 году в окрестных деревнях уцелело не более полутора десятков маленьких мастерских. Когда новая власть озаботилась тем, чтобы нести революционное искусство в массы, жизнь пришла в движение — маленькие мастерские стали объединять в артели. Так возникли «Жостовская трудовая артель», «Спецкустарь», «Лакировщик», «Свой труд». А к концу 1920-х годов все они были «переплавлены» в «Металлподнос». Но лютики-цветочки реорганизаторы и реформаторы стремились заменить сюжетами более актуальными. Народную «художественную вольницу» попытались вжать в берега соцреализма. К решению этой небывалой задачи подключили таких известных художников, как Пётр Кончаловский и Борис Ланге, но эксперимент успеха не имел. Орнаментальные и реалистические станковые композиции, навязанные художникам в качестве образцов, не приживались на глади жостовских подносов. Чтобы закамуфлировать крах идеи, мастеров мобилизовали на роспись… детских игрушек. А потом началась война…
В Великую Отечественную большинство мастеров ушло, на оставшихся в тылу стариков и детей легла ответственность за сохранение традиций, приёмов мастерства. Чтобы не утратить навык, художники расписывали… банки из-под американской тушёнки. После войны промысел был восстановлен, но жостовские сюжеты снова были объявлены «антихудожественными». И всё-таки время всё расставило по своим местам. В 1960 году была создана Жостовская фабрика декоративной живописи. А падение «железного занавеса» открыло лакированное многоцветье миру! Жостовские подносы полетели на международные выставки, ярмарки и симпозиумы по народному творчеству.
Если говорить об искусстве живописи того, что существует во всем мире, наверняка будет много. В картине есть характеристики каждой страны. Чтобы создать картину, часто требуется особая техника, делающая картину более красивой и художественной. В Технику выполнения этой картины иногда делят на традиционные техники и современные техники.
Есть и другие варианты, если вы хотите собирать картины, которые отличаются от обычных картин.Эта уникальная картина – Жостовская роспись. Приобрести эту поделку можно в России.
Чтобы дополнить информацию о жостовской росписи и технике ее создания, рассмотрим лучшую технику жостовской росписи над Россией.
Вы когда-нибудь слышали о жостовских росписях? до? Возможно, многие из вас все еще чувствуют себя незнакомыми с Жостово. рисование.
Жостовская роспись на самом деле ремесла местных русских. Название Жостово происходит от названия площадь в России.Он расположен в Подмосковье. Эта картина стала известен с 19 века. Картина написана на металлическом подносе.
Мотивы или изображения, которые обычно встречаются в картинах Жостово, все еще связаны с природой, например, полевые цветы, цветы, глиняная трава, пейзажи и другие. Жостовские мастера много импровизировали, поэтому эта картина имеет особенность по сравнению с аналогичными изделиями ручной работы.
При изготовлении Жостовской росписи, мастера делали картины не по ранее существовавшим узорам.Эта картина создает свой собственный стиль, адаптируя и развивая аналогичные существующие поделки. Этот делает Жостовскую роспись такой идентичной. Жостовский стиль живописи тоже кажется бесплатно, хотя художественная ценность картины все еще существует.
При создании Жостовской росписи по-прежнему используются традиционные методы. Для создания жостовских картин существует несколько техник, которые делают картину очень красивой. В настоящее время жостовская роспись уже не используется в повседневной жизни.Это больше используется как объект украшения или коллекции.
Чтобы добавить вам информацию о лучшие техники, использованные при создании Жостовской росписи в России, в этой статье будет обсудить лучшую технику жостовской росписи над Россией.
Жостовская роспись, мастера. для окраски нужны техники окраски, которые накладываются на металлические лотки. Это чтобы жостовские картины выглядели более живыми и красивыми.Первый слой или Первый шаг в процессе создания Жостовской росписи называется Замалевка.
Замалевка – это процесс зарисовки. состав окрашиваемого объекта. Например, цветы, листья или другие используют белую краску. Все окрашиваемые компоненты или объекты должны дополняют друг друга по форме используемого лотка.
Вторая ступень или второй слой в изготовлении Жостовской картины называется Тенежка.Этот шаг выполняется после набросок композиции нарисованного на первом этапе объекта высох. Этот делается так, чтобы предыдущий эскиз не был поврежден и не смешан со следующим шагом.
Тенежка – это техника затемнения темных участков вокруг цветов, листьев или других предметов на эскизах. Для создания эффекта темноты жостовские мастера использовали прозрачное масло. Сделав этот шаг, вы сделаете набросок более четким.
Третий уровень или третий шаг в Изготовление Жостовской росписи называется Прокладка.Этот шаг сделан для дальнейшего подчеркнуть область окрашиваемого объекта, а также дополнительно выделить желаемый объект. Это создаст специальные эффекты в объектах, окрашенных мастера по жостовской росписи.
Прокладка – техника росписи в которые мастера Жостовской росписи утолщают отдельные участки предыдущего набросать густой краской. Утолщение усилит форму таких предметов. в виде цветов, листьев, сорняков и т. д. на жостовских росписях.
Четвертый уровень или четвертый этап в Изготовление Жостовской росписи называется Бликовкой.Этот шаг делается для того, чтобы ослепительный эффект от сделанного ранее эскиза. Это нарисует Объекты в жостовской росписи становятся все более заметными.
Бликовка – техника росписи. где мастера добавят блики с ранее сделанных эскизов мягкими мазками и там мелочи. У каждого мастера свой способ сделать этот шаг. Жостово Мастера живописи могут импровизировать при выполнении этой техники. Поэтому Жостовская роспись очень уникальна.
Пятый слой или пятый шаг создания жостовской росписи – Чертежка.Этот шаг делается для усиления деталей, чтобы объекты на эскизе были более четкими и заметными. Этот шаг сделает ранее сделанный набросок более красивым и живым.
Чертежка – живописная техника. где мастера Жостовской росписи подчеркнут детали в этюды жостовской живописи. Например, когда мастер рисует цветы, Мастера изготовят детали центра из цветов, бутонов, листьев и многого другого. На этом этапе также делается изображение пестика или тычинок.
Последний шаг в процессе создания Жостовской росписи называется Привязкой. В на этом шаге детали, которых не хватало на предыдущем шаге, будут больше полный. Это сделано для того, чтобы жостовская роспись хорошо закончилась.
Привязка техника росписи, в которой мастера Жостовской росписи предоставят дополнительные детали для заполнения пробелов между элементами на эскизе сделал.Обычно ему дается обязательный компонент, который интегрируется с первичный объект. После того, как Жостовская роспись будет закончена, лоток будет просушен. Если он высох, затем добавьте граничные детали вокруг лотка.
И, может быть, есть еще одни из лучших техник Жостовской росписи над Россией, которые не были перечислены выше. Надеюсь, эта статья действительно поможет вам узнать о лучшей технике Жостовской росписи над Россией.
КЛИНТОН – «Жостово – русско-американская одиссея» будет экспонироваться в Музее русской иконы до 20 октября.
Выставка сочетает в себе традиционные жостовские техники росписи на подносах и американские образовательные методы и материалы, чтобы пробудить интерес к этому стилю живописи. мир.
Каждое путешествие начинается с шага. Первый шаг этой одиссеи был сделан, когда Триша Джойнер уехала в Россию, когда Советский Союз распадался. В поездку ее побудил большой интерес к европейскому декоративному искусству и его традиционным техникам.Случайная связь привела ее на Жостовскую фабрику подносов под Москвой, где она познакомилась с мастером Жостовским художником Вячеславом (Славой) Летковым. На протяжении почти 20 лет Джойнер и Летков путешествовали по США и миру, обучая художников техникам и стилю, которые возникли в результате их сотрудничества.
Столяр была хорошо зарекомендовавшим себя американским художником-декоратором, педагогом и писателем, когда она поехала в Россию, чтобы больше узнать о выдающихся декоративных искусствах этой страны. Летков – один из самых выдающихся и плодовитых художников мира, но он не учитель и никогда не использовал акриловые краски.Используя художественные навыки Леткова и преподавательские знания Столяра, они разработали программу обучения традиционным жостовским техникам в США и на четырех континентах.
Многие работы на этой выставке написаны Летковым, которому в этом году исполняется 80 лет. Он был самым молодым из семи мастеров, получивших признание во время празднования 50-летия фабрики в 1977 году, и единственный, кто все еще рисует. Он больше не путешествует, но продолжает рисовать. Столяр продолжает рисовать и преподавать, в том числе онлайн-классы.
Обсуждение и демонстрация в галерее: с международной художницей Тришей Джойнер, воскресенье, 7 апреля, с полудня до 16:00. Обсуждения в галерее: полдень и 14:00, демонстрации 13:30 и 15:00. Беседы и демонстрации бесплатные.
Мастерская: Введение в традиционную жостовскую живопись: с пятницы 7 июня по воскресенье 9 июня с 10 до 16:30; члены 125 долларов, не члены 150 долларов, плюс 80 долларов гонорара за поставку. Ограничено до 18 участников, требуется регистрация до пятницы, 31 мая
Жостовская роспись – один из очень древних видов русской росписи, выполненной с помощью красок.Для этого нам понадобится набор из смеси художественных красок, которую нужно сначала разбавить скипидаром, а затем дополнить маслом лилии. Для кистей выбран вариант белого цвета. Эта картина используется для выполнения с помощью двух этапов работы.
Для начала нужно оформить обложку. В нашем случае этот вариант росписи будет представлять собой вариант композиции букета, который создается на поверхности, на которой будет выполнено изделие.Покраска будет вестись без предварительных эскизов беленой краски. Букет рисуется на коленях, в этот момент очень удобно вращать лоток, чтобы кисть располагалась в нужном месте для работы над поверхностью. В этом случае также очень важно следить за тем, чтобы красота и выразительность цветового силуэта, бутонов, листьев выражалась с помощью ритмичных красочных пятен. Масштаб композиции и декора Очень важно соблюдать масштаб композиции и учитывать фон подноса.По окончании этого этапа необходимо просушить краски в специальном сушильном шкафу. Процесс сушки занимает не более 12 часов при специально подобранной температуре.
Далее второй этап работает. Он называется подшипником и делится на несколько различных операций. Для рисования необходимо нарисовать линейку, чтобы она не испортилась и не размазала поделки. Надо зарабатывать деньги, также проводить процедуру укладки и после, лепки, рисования чертежей и переплета.Декор и лак. Поднос украшен особым орнаментом из элементов ажурных растений. Покраску необходимо обработать специальным лаком, который наносится в количестве двух-трех слоев с промежуточной сушкой, чтобы лак прилип к желаемому объекту. Изделие сушится 2 часа (1 сеанс из трех), а после – обрабатывается процессом очистки. Этот простой метод помогает быстро и точно создать уникальную и современную Жостовскую роспись ручной работы.
комментария
Соглашение об упрощенном доступе
Следующие объекты содержат неизданный и / или ограниченный контент.
Изображения, помеченные как Загрузки с легким доступом , не включены в ваш Премиум доступ или пакет подписки с Getty Images, и вам будет выставлен счет за любые изображения, которые вы используете.
Легкий доступ к загрузкам позволяет быстро загружать изображения в высоком разрешении без водяных знаков. Если у вас нет письменного соглашения с Getty Images, в котором указано иное, загрузки с легким доступом предназначены для совместных целей и не лицензируются для использования в окончательном проекте.
Ваша учетная запись Easy-Access (EZA) позволяет сотрудникам вашей организации загружать контент для следующих целей:
Он отменяет стандартную составную онлайн-лицензию для неподвижных изображений и видео на веб-сайте Getty Images. Учетная запись EZA не является лицензией.Чтобы завершить проект с использованием материалов, которые вы загрузили из своей учетной записи EZA, вам необходимо получить лицензию. Без лицензии дальнейшее использование невозможно, например:
Поскольку коллекции постоянно обновляются, Getty Images не может гарантировать, что какой-либо конкретный элемент будет доступен до момента лицензирования.Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с любыми ограничениями, сопровождающими Лицензионные материалы на веб-сайте Getty Images, и свяжитесь с вашим представителем Getty Images, если у вас возникнут вопросы по ним. Ваша учетная запись EZA останется в силе в течение года. Представитель Getty Images обсудит с вами продление.
Нажимая кнопку «Загрузить», вы принимаете на себя ответственность за использование неизданного контента (включая получение любых разрешений, необходимых для вашего использования) и соглашаетесь соблюдать любые ограничения.
Победив в разнообразии и разнообразии, расплескиваясь на черной или цветной гладкости подносов, Жостовская роспись образует яркие цветочные узоры, украшенные мельчайшими деталями. Изысканные розы и алые маки, простые ромашки и трогательные васильки, пышные пионы и лучезарные астры сочетаются с неизведанными, но от этого не менее красивыми цветами. Птицы и бабочки, различные ягоды и фрукты выглядят живыми на таких простых и обычных предметах, как подносы.Сколько не смотрите, ни одного идентичного лотка не найдешь – каждый из них уникален! Откуда взялось это искусство, откуда такие замечательные вещи, где брать уроки жостовской росписи? В этой статье, а об особенностях росписи по металлу, характерных для мастеров из Подмосковья Жостов, расскажет эта статья.
Самым первым, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы.Несколько тысяч лет назад, в эпоху Шань Инь, китайцы украшали лаковыми узорами домашнюю утварь и предметы быта, оружие и ритуальные сосуды.
Вслед за Китаем искусство лаковой живописи покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом регионе техника лаковой росписи развивалась самостоятельно, основываясь на традициях народных промыслов, но также заимствуя опыт мастеров из других стран.
Европейские купцы XVI-XVII веков, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили на родину прекрасные образцы расписных лакированных изделий.Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских стран начинают делать и декорировать различные вещи в «китайском» стиле.
Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло только в XVIII веке.
Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где его заинтересовала идея лаковой росписи.В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начали разводить уральскую цветочную роспись по металлу.
Изготовлено на Урале и украшено лакированными металлическими сундуками и подносами, кувшинами и ведрами, а также другими предметами повседневного обихода продавались не только на Ирбите и Крестской ярмарке, но и на ярмарках. Всероссийская Макарьевская ярмарка в Нижнем Новгороде.
Возможно, именно увиденные здесь изделия уральские мастера вдохновили братьев Вишняковых на роспись лакированных металлических подносов.Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табачных коробок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.С 1830 года большинство мастерских, расположенных в деревнях и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали делать изделия из папье-маше, а переключились на изготовление и роспись металлических подносов.
Близость к столице позволила промысловому предприятию обходиться без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также закупать необходимые материалы по разумным ценам.
С 30-х годов XIX века изготавливать и украшать лаком металлические подносы стали практически во всех окрестных деревнях. В то время жостовская живопись переживала пик своей популярности. В послереволюционные годы спрос на изделия жостовских мастеров резко упал, что привело к объединению разрозненных художников в небольшие профессиональные артели.
В 1928 году все малые артели Троицка, Новосильцева, Жостова и других окрестных деревень объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром управления в Жостово.Самым сложным временем для Жостовской росписи, как и для большинства других народных промыслов, были 40-50-е годы прошлого века. Именно в это время производство лотков значительно сократилось, но производство нетрадиционных рыболовных товаров для детей увеличилось в несколько раз. Жостовская роспись для детей – это маленькие деревянные и металлические кубышки, ведра и лопатки, украшенные отдельными элементами.
Хрущевская «Оттепель» внесла положительные изменения в жизнь рыболовства.В 1960 году артель «Металлоподнос» была реорганизована и получила нынешнее название – Жостовская фабрика декоративной росписи. Внимание государства, активная совместная работа мастеров и ученых, участие в различных отечественных и зарубежных выставках позволили отрасли выйти из многолетнего кризиса.
Сегодня фабрика активно работает, авторские работы работающих на ней художников украшают экспозиции многих музеев мира, а также дома выдающихся деятелей культуры, науки и политики.
Как уже было сказано, Жостовская роспись развивалась под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Но жостовским мастерам, которые изначально обрабатывали и украшали различные изделия из папье-маше, удалось перенести все свои технологические находки на металлические подносы. Для их грунтовки использовали собственные составы, а также специальные копаловые лаки.
Не меньшее влияние на развитие рыболовства оказало расположенное недалеко от центра Лукутина лаковой миниатюры.На дальнейшее стилистическое формирование Жостовской росписи повлияли ростовская эмаль и растительные мотивы ивановских ситец, а также росписи фарфора подмосковных фабрик.
Современные Жостовские лотки изготавливаются двумя способами: штамповкой и ковкой.
Из обычного листового железа на специальных механических прессах изготавливают заготовки для лотков стандартных форм и размеров. Затем на электропрессе с помощью специальных форм и комбинированного штампа растачиваются кромки.А чтобы стенки лотка стали жесткими, их скручивают.
Художники Жостовской росписи не умеют работать только со стандартными формами подносов. На их выбор 26 типовых форм, из которых выбирается наиболее подходящий дизайн. Затем, если он уникальный, работу выполняет кузнец (кузнец), который изготавливает кованый поднос. Для этого из нескольких металлических листов ручными ножницами вырезается кронштейн, который впоследствии вытаскивается и выбивается под действием молотка. При вкатывании в края лотка вставляется специальная проволока, обеспечивающая его прочность, а затем молотком выравнивается сам край.
После придания формы лоткам и их правильной установки их с обеих сторон загрунтовывают замазкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. После того, как загрунтованный лоток просохнет в специальном шкафу, мастер-грунт шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой шпатлевки. Ранее лоток был покрыт в два слоя черной грунтовкой, состоящей из каолиновой глины, керосина, голландской сажи и растительного масла. Каждый слой обязательно просушивают и шлифуют.Сегодня традиционный метод грунтовки не применяется, вместо него применяется коричневый заводской грунт, наносимый из пульверизатора. После высыхания загрунтованный лоток шпаклюют и сушат. Затем поднос с мягкой подкладкой вручную шлифуют пемзой.
Только после этого – черная краска на скипидарной основе, а после повторной сушки покрывается в 2-3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передается художнику для росписи.
Жостовская фабрика декоративной росписи, кроме подносов с традиционным черным фоном, выпускает изделия с красным, синим, зеленым и синим фоном.Для их создания на поверхность лотка наносится тонкий слой прозрачного лака. Пока он не высох, посыпьте его бронзовой или алюминиевой пудрой. После высыхания металлизированного фона на него наносится лакокрасочное покрытие желаемого цвета, в результате чего получается интенсивный и насыщенный, но также мерцающий, как бы полупрозрачный фон.
Рисование на цветном фоне требует изменения как цветовых характеристик, так и техники. Итак, блики обозначены незначительно, а тени слегка прорисованы.
Жостовские мастера выполняют роспись специальными беличьими кистями и масляными красками, разбавленными скипидаром и льняным маслом. Каждый художник одновременно работает над несколькими работами. Для удаления орнамента используется белая краска с лаком (гульфарба), присыпанная алюминиевой пудрой, или так называемое литое золото – разбавленный скипидаром или прозрачный лак золотой пудрой.
Жостовская роспись выполняется в два этапа: замалевка и выравнивание. На этапе росписи художник широкой кистью рисует на рабочей поверхности подноса основной силуэт композиции.Для его выполнения используются разбавленные (отбеленные) краски. Затем лоток с замазкой сушат 12 часов в сушильных шкафах.
После этого мастер приступает к выпрямлению и прорисовке светлых мест, накладывает цветные тени и прописывает блики, придающие композиции объем. Тычинки цветов и жилки листьев проявляются тонкими линиями. Крупные элементы жостовской росписи, такие как крупные цветы, ассоциируются с более мелкими стеблями, травинками и другими частями композиции.Самым последним из них является орнамент сбоку.
Готовая работа трижды полируется бесцветным лаком и сушится в печах, после чего поверхность вручную полируется до зеркального блеска.
Чаще всего жостовские художники исполняют простые цветочные композиции в виде букетов, в которых ритмично чередуются большие садовые и более мелкие полевые цветы. Обычно основу композиции составляют несколько крупных цветов, таких как роза, астра, пион, георгин или тюльпан, окруженных россыпью мелких цветков и бутонов и соединенных между собой тонкими стеблями, веточками и листьями.Помимо крупных садовых цветов, некоторые художники выдвигают на первый план композиции из скромных фиалок, ландышей, вьюнок или анютиных глазок.
Букеты как из садовых, так и из полевых цветов могут дополнять изображения фруктов, ягод, птиц и бабочек. Иногда художники изображают на подносах только натюрморты из фруктов или грозди ягод, например, рябины.
Помимо цветочных композиций, есть рассказ Жостовской росписи, фото которой вы можете увидеть ниже. Как правило, она изображает сцены из жизни простых людей, пейзажи, пейзажи и конные троицы.По большому счету, Жостовская роспись (картины представлены в статье) действительно настоящее искусство.
Первоначально композиции для подносов заимствованы из картин, но их интерпретация у каждого художника была своя. Сегодня мастера реализуют уже ставшие классическими композиции, но также стремятся найти новые.
Следует отметить, что в каждой работе Жостовская роспись композиции вписана в плоскость и связана с формой подноса, они отлично передают условную глубину и объем нарисованных предметов.Важным выразительным средством жостовского искусства является ритмический и цветовой баланс рисунка.
Узнать, что такое Жостовская роспись, как рисовать в этой технике, можно в самом Жостово. На фабрике, продукция которой известна во всем мире, проходят экскурсии по Музею подносов и мастер-классы по лаковому рисунку. Практически в каждом городе есть турфирмы, предлагающие экскурсии на фабрику, где можно увидеть, как делается Жостовская роспись.Также программой предусмотрен мастер-класс. Поездку на экскурсию в Жостово можно организовать самостоятельно, связавшись с музеем и уточнив часы его работы.
p >>Чай – традиционно любимый русский напиток. Практика – пить чай в красочно раскрашенных чашках. С джемом, рогаликами, сухарями или пирогами. Обычно ставят на поднос самовар или чайник, и если вдруг проливается вода, то она идет на поднос, а не на скатерть.Посмотрите на поднос. Он черный, с букетом ярких красных цветов посередине и почти невидимым крошечным золотым орнаментом по краю. Это знаменитый Зостовский поднос.
История торговли насчитывает более 150 лет, она начинается с 1825 года. Когда братья Вишняковы открыли свой бизнес по росписи металлических подносов в деревне Жостово, недалеко от Москвы.
Производство подносов основано на давних традициях. Подносы обычно черные, но могут быть зеленые, синие и другие.Они имеют различные формы, до тридцати. Жостовские мастера создали свой оригинальный художественный стиль – русские народные росписи на повседневном подносе выставляются в окончательном виде по особой технологии. Подносы несколько раз покрывали черным лаком, и только после этого художники начали над этим работать. Художники используют ряд традиционных приемов, проверенных годами.
Обычно художник делает небольшую разметку будущей картины. Не используется ни предварительный рисунок, ни предложенный.Художник каждый раз импровизирует, сочиняя прямо на подносе. Поэтому каждый лоток – у них будут свои отличия.
Хотя самая традиционная картина – это цветы на подносе, иногда они изображают фрукты и вишню, реже животные или насекомые. Цветочные картины реалистичны и наиболее распространены, но художники никогда не копируют естественные формы, хотя хорошо знают их структуру и цвет. Обычно нарисованные цветы более пышные и калорийные, чем те, которые мы видим в поле или в саду.Художники сочетают реальность и воображение. Они создают яркую и зрелищную картину личности со своими любимыми темами, композициями и своеобразным цветком. После окрашивания лоток покрывается бесцветным лаком и блестящей полировкой. Теперь продукт готов!
Кисть талантливых жостовских художников превращает повседневную вещь в зажигательное праздничное произведение, которым можно восхищаться вечно. Также подносы могут украсить любую комнату в виде картины на стене или на полке.Искусство Жостово очень демократично – чтобы прочувствовать живопись, не нужны уникальные знания или тренировка.
Жостовский поднос – прекрасный подарок на любое мероприятие. Если подать чай с этим подносом, то это превратится в праздник.
$ 2 Жостовские цветы на молнии, Жостовские застежки на молнии, русское искусство, ремесла Шитье Бисероплетение Изготовление ювелирных изделий Жостовские цветы на молнии Тампа Молл Русский Застежка Fo $ 2, Pull ,, Жостово, Фо, / confusional195645.html, Лобстер, Жостово, Русский, Молния, Застежка ,, devlinks.ae, Искусство, Шитье, Изготовление украшений из бисера, Цветы $ 2, Тянуть ,, Жостово, Fo, / confusional195645.html, Лобстер, Жостово, Русский, Молния, Застежка ,, devlinks.ae, Искусство, Ремесла Шитье, Изготовление украшений из бисера, Цветы $ 2 Жостовские цветы Застежка-молния, Жостовская застежка-лобстер, Русское искусство, Ремесла Шитье Бисероплетение Изготовление ювелирных изделий Жостовские цветы Застежка-молния Тампа Молл Русская застежка для омара Fo
$ 2
Подпишитесь, чтобы получать последние новости Physiopedia
Любой физиотерапевт или физиотерапевт в любой точке мира может редактировать Physiopedia.Станьте редактором или присоединитесь к нашей волонтерской программе, чтобы внести свой вклад.
Университеты, предлагающие физиотерапевтическое и физиотерапевтическое образование, приглашаются привлечь своих студентов к публикации материалов для Physiopedia в рамках образовательного проекта.
Клиникам и профессиональным организациям предлагается привлекать своих сотрудников и членов к участию в Physiopedia в качестве проектов непрерывного образования и профессионального развития.
Благотворительный фонд Physiopedia поддерживается организациями, которые различными способами сотрудничают, чтобы помочь нам в нашей миссии по обеспечению открытого образования для специалистов по физиотерапии и физиотерапии во всем мире.
«Международный комитет Красного Креста гордится тем, что поддержал три открытых курса, разработанных и проводимых Physiopedia, по реабилитации инвалидов нижних конечностей, ведению детей с церебральным параличом и косолапостью» – Барбара Рау ICRCНаверх .