Разделы: Внеклассная работа
Тема занятия: «Мое здоровье».
Продолжительность занятия: 40 минут (1 академический час).
Аудитория: дети 8 – 10 лет.
Оптимальное число участников занятия: 20 – 25 человек.
Формы проведения: беседа, игра, упражнение.
Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Задачи:
– способствовать формированию ценностного отношения детей к своему здоровью.
– показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека.
– развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ.
Ожидаемый результат: занятие будет способствовать формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Оборудование и материалы:магнитная доска, магниты, таблички для игры «Кроссворд», лепестки «Ромашки», ватман, 5 наборов картинок с привычками человека (10 шт.)
Ход занятия
Здравствуйте. Сегодня у нас пройдет необычное занятие.
Ребята, для того, чтобы определить тему нашего занятия, хочу предложить вам разгадать кроссворд. Вопросы в нем не простые. Это загадки.
Игра «Кроссворд» (5 мин.)
Цель: раскрыть тему занятия.
Описание упражнения: в кроссворде скрыто слово «здоровье». Специалист зачитывает детям загадки (о ЗОЖ, о теле человека), в ответах которых содержаться буквы ключевого слова. Постепенно детям открывается тема занятия.
Материалы: таблички со словами-отгадками, магниты.
Загадки [1]:
– Оля смотрит на кота,
На картинки, сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки)– Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
руки мыть не ленится(мыло). – Что можно увидеть
с закрытыми глазами? (сон).– Ношу их много лет,
А счету им не знаю (волосы).– Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ).– Пять братьев –
Годами равные,
Ростом разные (пальцы).– У двух матерей
По пять сыновей –
Одно имя всем (руки).– Не часы,
А тикает (сердце).
Подведение итогов: Давайте внимательно посмотрим, какое же слово было спрятано. Правильно, это слово – «здоровье».
Вопрос к аудитории: А кто мне может сказать, что же это такое? (Мнения детей).
Давайте посмотрим, что же говорит народная мудрость о здоровье.
Игра «Ромашка» [4] (7 мин.)
Цель: с помощью народных пословиц сформулировать понятие «здоровье».
Описание упражнения: на доске размещается цветок «Ромашка» с отрывными лепестками. На каждом лепестке написана одна пословица. Детям предлагается объяснить смысл народных пословиц о здоровье.
Материалы: магниты, магнитная доска, лепестки цветка.
Ход: Посмотрите, у меня есть замечательный цветок – ромашка. На каждом его лепестке надпись. Давайте прочтем их (дети объясняют значение каждой пословицы).
Подведение итогов: Теперь, когда мы знаем смысл народных мудростей, давайте подведем итог: что значит слово «Здоровье» и, какого человека можно назвать здоровым.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).
Здоровый человек это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.
Чтобы представить, насколько значимо для нас наше здоровье давайте поиграем в одну игру. Прошу выйти добровольных участников (4 – 5 человек).
Игра «Плот» [5] (3 мин.)
Цель: продемонстрировать ценность здоровья для каждого человека.
Описание упражнения: Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины группы. На «плоту» нужно продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается. Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется четвертая часть ватмана.
Задача для моряков: как можно дольше удержаться на плоту.
Задача для акулы: постепенно «отламывать» часть плота.
Материалы: лист ватмана.
Подведение итогов: большое спасибо всем участникам. У нас была отважно сражавшаяся команда моряков и злая акула. Но это была игра и в нашей жизни такого, конечно же, не произойдет.
А теперь на одну секунду давайте представим, что плот это организм человека. А голодная акула – это болезни и вредные привычки. Так очень легко увидеть, как они могут пошатнуть здоровье.
Вопрос: Давайте подумаем, а что же такое привычка человека. (Мнения детей).Привычка – это какое-либо действие, которое человек выполняет постоянно. Но в состоянии его контролировать, при желании способен отказаться от него.
Привычки бывают разные. Вредные привычки, про которые мы с вами уже говорили, мешают человеку сохранять здоровье.
А есть полезные привычки, и их намного больше. Эти привычки помогают каждому из нас беречь здоровье.
Вопрос к аудитории: А какие это привычки? (Мнения детей).
Для того чтобы лучше разобраться в том какие из привычек полезны, а какие вредны для здоровья, хочу предложить задание.
Упражнение «Наши привычки» (15 мин.) Приложение 1
Цель: раскрыть понятия вредных и полезных привычек для здоровья человека.
Описание упражнения: специалист предлагает детям в подгруппах (4-5 человек) одинаковые комплекты картинок [2] с изображением «вредных» и «полезных» привычек человека. Дети должны разделить их, объяснить свое решение.
Материалы: наборы картинок (10 шт.), картинки А4, магниты.
Подведение итогов: каждая команда предлагает по одной из привычек. Дети комментируют свой выбор. Ведущий корректирует ответы детей.
Скажите, а каких привычек у вас больше? Наверное, полезных? Давайте проверим.
Игра «Съедобное – несъедобное» (3 мин.)
Цель: выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.
Описание упражнения: Специалист произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.
Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если сохранять – хлопок, если мешать – сидеть спокойно), как в игре «Съедобное – несъедобное».
Примеры фраз:
Надо трудиться |
Лениться |
Подведение итогов: вы хорошо справились с заданием. Теперь я вижу, что вы здоровые ребята. А для того, чтобы сохранить свое здоровье необходимо вести здоровый образ жизни.
ЗОЖ – это все, что помогает нам сохранить и укрепить здоровье.
Существует немало правил ЗОЖ, которые соблюдают все люди.
Упражнение «Викторина» (7 мин.)
Цель: на примере художественных произведений и мультипликационных фильмов закрепить материал занятия.
Описание упражнения: специалист зачитывает вопросы о героях литературных произведений и мультиков, связанных с ЗОЖ. Выслушивает и обсуждает ответы детей.
Ход: я приготовила для вас вопросы о ваших любимых сказочных персонажах, в которых содержаться основные правила ЗОЖ.
Вопросы [3]
1. О каком правиле забыл Вини-Пух в гостях у Кролика?
Ответ: не переедать, не жадничать.
«… – Кажется, я застрял. Это все потому, что у кого-то слишком узкие двери.
– Нет, это все потому что, кто-то слишком много ест…»
2. Какой мультипликационный мальчик стремился к жизни в деревне Простоквашино?
Ответ: Дядя Федор.
Правило: находиться на свежем воздухе, трудиться.
3. В каком произведении Корнея Чуковского встречаются эти строки:
«… Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!..»
Ответ: «Мойдодыр».
Правило: соблюдать правила гигиены.
4. Какой мультипликационный герой произносил фразу: «Давайте жить дружно»
Ответ: Кот Леопольд.
Правило: необходимо поддерживать дружеские и дружелюбные отношения с людьми.
5. Какой сказочный доктор самый добрый?
Ответ: доктор Айболит.
«Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок и червячок,
И медведица!
Всех излечи, исцелит
Добрый доктор Айболит!..»
Правило: Необходимо посещать врача, делать профилактические прививки.
6. Какое желание Жени, в сказке «Цветик-семицветик» оказалось самым правильным?
Ответ: пожелать Вите здоровья.
«… Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Впредь буду умнее…
…Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот…
…- Давай играть в салки?
– Не могу. Я хромой… это на всю жизнь.
– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!..» Женя произнесла заветные слова с дрожащим от счастья голосом и добавила: «…Вели, чтобы Витя был здоров…»
Правило: статься сохранить здоровье, желать здоровья другим.
Ребята, я не зря задала вам вопрос о необходимости сохранения человеком здоровья. Теперь пришло время сорвать последний лепесток на нашей волшебной ромашке.
«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Для того чтобы сохранить здоровье, его необходимо беречь каждый день, каждую минуту, соблюдать правила ЗОЖ.
И я, ребята, уверена, что каждый из вас бережет свое здоровье. Давайте, скажем об этом всем остальным, чтобы таких ребят стало еще больше.
Список использованной литературы
16.02.2009
urok.1sept.ru
Занятие-тренинг
“Время быть здоровым” для учащихся 7 класса
Тема: Время быть здоровым!
Цели: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивать ответственное поведение подростков.
Оборудование: бейджи трех цветов; мяч; “Стена вредных привычек”; стикеры: карточки на виды здоровья, ватманы, маркеры, цветные карандаши (для каждой группы), презентация, притча «Все в твоих руках», анкета обратной связи, буклеты «Здоровый образ жизни»
Целевая аудитория: (участники тренинга): учащиеся 7 классов.
Ход тренинга
Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать бейджи понравившегося цвета и занять место за соответствующим столом. Таким образом, формируются три рабочие группы, за зеленым , желтым и красным столами.
І. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( все стоят по кругу)
Я рада приветствовать вас на занятии-тренинге, который позволит нам пообщаться.
Но сначала мы познакомимся. Каждый, к кому в руки попадает мяч называет свое имя и прилагательное о своем качестве на эту же букву:. Я- Татьяна- тихая, и так далее
Пожалуйста, разделитесь на три группы по цвету бейджиков (желтые за желтый стол, зеленые за зеленый, красные за красный)
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…
Тема занятия «Время быть здоровым» слайд №1
слайд №2
Эпиграф
«Здоровье-это не подарок,
который человек получает один раз
и на всю жизнь, а результат
сознательного поведения каждого человека»
( П.Фосс – немецкий профессор)
Соц.педагог
Существует более 200 определений , что такое здоровье… слайд № 3
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Работа в группах с карточками ( изучить что такое физическое здоровье и его критерии, психическое и его критерии, социальное – и его критерии)
выступление
слайд №4
1 группа Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.
Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.
А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
слайд «5
2 группа Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у нас преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.
Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.
На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.
слайд №6
3 группа Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям
Вывод: итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
Что такое «здоровый образ жизни?» слайд №7
Упражнение «Что формирует здоровье?»
Цель: определение особенностей поведения и образа жизни как важнейших факторов, влияющих на здоровье человека.
Какие существуют факторы влияния на здоровье человека. Предложения записывают на стикерах. После того, как все предложения записаны, психолог предлагает объединить похожие факторы, выделить существенные: наследственность, медицина, окружающая среда, образ жизни человека. Научные исследования дают нам такие результаты по значимости влияния тех или иных факторов на здоровье человека:
– наследственность – 20%;
– уровень медицинского обеспечения – 10%;
– экология – 20%;
– образ жизни – 50%.
Хотя существует несколько важных факторов, влияющих на развитие и сохранение здоровья, поведение человека, его образ жизни является решающим в сохранении здоровья.
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников)
слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, стройный, сильный, румяный, подтянутый.
Давайте попробуем изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Упражнение “Модель здорового человека”
( плакаты-1/2 ватмана с изображением контура человека
Упражнение «Пути здорового образа жизни»
Цель: формирование понимания участниками сути здорового образа жизни, того, в каких действиях и поведении оно проявляется. Ведущий дает определение «здорового образа жизни».
Здоровый образ жизни – это такая жизнедеятельность человека, которая способствует сохранению и укреплению его здоровья.
Участники объединяются в три подгруппы, каждая из которых получает задание: на рулоне бумаги создать «Путь здорового образа жизни».
Важно обратить внимание и помочь участникам сформулировать их позиции по сохранению развития здоровья. Отвечать на вопрос: «Что делать, как действовать?».
Участники по группам создают модели здорового человека
(выходят и защищают свои проекты)
Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно? (Ответы участников) Человек, ведущий здоровый образ жизни чувствует себя гораздо лучше.
Упражнение «Верю-неверю»
Теперь поиграем в игру «Верю – не верю»
1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (да)
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
6.Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)
7.Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)
Упражнение «Я- забота о здоровье» (анкета индивидуально)
оценить себя по 5 бальной системе
Вывод: Кто может с уверенностью сказать о себе «Я веду здоровый образ жизни…»
Упражнение “Стена вредных привычек”
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответы участников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.
Участники записывают вредные привычки на стикерах-кирпичиках и размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями здорового и нездорового человека
На пути человека стоит стена из вредных привычек, и только от него зависит, обойдет он ее или нет. А впоследствии и состояние его здоровья.
Для чего так важно человеку быть здоровым? слайд №8
ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”(притча)
В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.
Раздать буклеты
На столах у каждого листы с обратной связью
Упражнение“Пожелание”(стать в круг)
Надеюсь сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Скажем друг другу слова-пожелания. Пожелание должно быть коротким.
Всем спасибо за работу!
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
multiurok.ru
Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (1,3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
Задачи:
Условия проведения и оборудование: класс; стулья; доска; листы ватмана; фломастеры; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки по мини-лекциям для учащихся; листы цветной бумаги; компьютер; проектор; слайд-презентация основных моментов урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие ребят.
2. Определение рабочего места (работа в группах).
3. Знакомство с целями, задачами урока.
На экране цель урока.
4. Знакомство с планом хода урока.
План работы сегодняшнего урока написан на доске:
1) Упражнение “Ассоциации”.
2) Упражнение “Здоровье-богатство?”.
3) Упражнение “Ассоциации”.
4) Упражнение “Анализ вредных привычек” (физкультминутка).
5) Работа в группах с дополнительной литературой.
6) Обобщение.
7) Обратная связь “Откровенно говоря”, раздача памяток.
8) Подведение итогов. Рефлексия.
9) Задание на дом.
Упражнение “Ассоциация”
На экране фраза: “Здоровье-это…”. У каждого из вас есть три маленьких листочка, напишите в них по одной ассоциации на слово “здоровье” (анонимно). После этого передайте листочки мне.
Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.
На экране определение понятия здоровье (уч-ся делают записи в тетрадях).
Упражнение “Здоровье-богатство?”
Вопросы для групп: один из учащихся записывает общее мнение группы по данному вопросу в папку
1. Какое значение имеет для вас здоровье? Дайте определение понятие “здоровье”
2. Что значит для вас быть больным? Дайте определение понятия “болезнь”
3. Перечисли факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье. Почему? (Обоснуйте свой ответ.)
4. Кто несет ответственность за сохранение здоровья в обществе? Почему? (Обоснуйте свой ответ.)
Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.
Упражнение “Ассоциации”
На экране написана фраза “Здоровый образ жизни – это…”, а слева – “Вредные привычки – это …”. У каждого из вас есть шесть маленьких листочков, на первых трех напишите по одной ассоциации на словосочетание “здоровый образ жизни”, а на оставшихся трех – по одной ассоциации на словосочетании “вредные привычки” (анонимно).
Листочки просмотреть, зачитать, обобщить.
На экране определение ЗОЖ (уч-ся делают записи в тетради)
На экране вредные привычки (уч-ся делают записи в тетради)
Упражнение “Анализ вредных привычек”
Один из уч-ся записывает общее мнение группы по данному вопросу. Запись проводим ручками, карандашами, фломастерами разного цвета (для каждой группы свой цвет).
Вопросы для групп.
1. Дайте определение понятию вредные привычки и опишите симптомы их проявления.
2. Курение – одна из самых распространенных вредных привычек. Дайте определение термину курение и перечислите основные признаки.
3. Алкоголизм – тоже вредная привычка. Какова его природа (почему человек начинает пить)? Какой вред для человека приносит увлечение алкогольными напитками?
4. Компьютерная зависимость – вредная привычка или норма? (Обоснуйте свой ответ)
Психологический комментарий: упражнение позволяет уч-ся осознать опасность вредных привычек
Просмотреть листочки, зачитать и обобщить
НА экране – курение…
– алкоголь, алкоголизм…
наркомания…
(Учащиеся делают записи в тетради)
Физкультминутка
5. Работа с дополнительной литературой, поиск информации в Интернете. Выступление групп. (Приложение)
“КУРЕНИЕ”
– Влияние на здоровье.
– Помощь при никотиновой зависимости.
“АЛКОГОЛИЗМ”
– Факторы риска.
– Влияние на здоровье.
– Симптомы алкогольной зависимости.
“НАРКОМАНИЯ”
– Факторы риска.
– Влияние на здоровье.
– Видимые признаки наркомании.
– Признаки абстиненции.
– Поведенческие признаки наркомании.
6. Обобщение.
Сейчас мы все вместе оформим лист ватмана, который назовём “Представление о здоровье…”, и повесим в классе. На ватмане вы должны отобразить самые яркие ассоциации со словосочетаниями “ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ” и “ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ”. Кроме того, выписать основные признаки различного рода психологической зависимости.
Упражнение позволяет учащимся осознать и обобщить опыт, который они получили в ходе занятия.
7. Обратная связь “Откровенно говоря” (анонимная анкета).
8. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель спрашивает, что ребятам понравилось, что нового они для себя узнали, что запомнилось больше всего?
9. Домашнее задание – приготовить памятки.
Литература
7.04.2011
urok.1sept.ru
Игра по здоровому образу жизни
«Быть здоровым – это модно»
Цель: воспитание поколения, стремящегося к здоровому образу жизни
Задачи:
Ведущий 1: Получен от природы дар-
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз-
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю – всё вам расскажу.
Ведущий: При встрече люди желают друг другу здоровья: «Здравствуйте! Доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?» И это не случайно. Ведь ещё в старину говаривали: «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Дал бы бог здоровья, а счастье найдём». Действительно, здоровье необходимо любому человеку для успешной деятельности. Сейчас мы с вами проведём игру – соревнование « Кто больше знает?»
Ведущий: Задание для вас такое: из перечня слов, написанных на листе бумаги, подчеркнуть и потом назвать признаки, характеризующие здорового человека.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с разминкой.
А сейчас давайте проверим при помощи несложного теста насколько вы сами чувствуете себя здоровыми? Я вам раздам тесты. Буду читать тезисы, а вы напротив каждого тезиса или вопроса в своём тесте ставите знак « + », если вы согласны с этим тезисом или ответом или знак «-», если не согласны.
Тест «Твоё здоровье»
1.У меня часто болит голова.
2.У меня часто бывает насморк.
3.У меня больные зубы.
4.Иногда у меня болит ухо.
5.У меня нередко болит горло.
6.Каждый год я болею гриппом.
7.Иногда меня тошнит.
8.Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
9.Ко мне легко прилипают всякие болезни.
10.Плохо засыпаю по ночам.
Ведущий: А теперь подсчитайте, каких знаков у вас получилось больше?
– Итак, подсчитали? Поднимите руки, кто набрал больше знаков «-». Молодцы! Это значит, что вы хорошо следите за своим здоровьем. У вас есть все шансы сохранить бодрость и энергию на долгие годы.
Ну, а тем, кто набрал больше знаков «+», следует больше уделять внимания сохранению и укреплению своего здоровья.
Ведущий: А вы знаете, как это надо делать?
Давайте расшифруем совет доктора Айболита «Соберите по порядку буквы: от самой большой до самой маленькой» («Подружись со спортом»). (разрезаны слова по буквам)
Ведущий: Вот мы сейчас и узнаем, дружны ли вы со спортом!
Физкультминутка – надуть воздушные шары.
Сейчас проверим друг друга на силу духа.
В здоровом теле – здоровый дух
У кого быстрее надуется или, может быть, лопнет воздушный шарик.
Ведущий: Физическая нагрузка – настоящий «эликсир молодости».
А что разрушает здоровье детей, подростков, взрослых?
Правильно. Это вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. Они несовместимы с понятием здорового образа жизни.
Ведущий: При курении в организм человека с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты. Они оседают в лёгких, попадают в кровь. У курильщиков часто отмечаются головные боли, нарушение сна, снижение умственной активности.
Ведущий: Особенно опасно курение для здоровья детей и подростков. Замедляется рост и развитие организма. А знаете ли вы, что курильщик отравляет не только себя, но и других людей? Ведь только часть дыма попадает в лёгкие курильщикам, большая половина дыма поступает в воздух и отравляет окружающую среду, наносит вред здоровью тех, кто находится рядом с курильщиком. Так возник термин «пассивное курение».
Ведущий: Пагубно влияет на организм и алкоголь. Человек, употребляющий спиртные напитки, не может точно и быстро мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок.
Ведущий: Говоря о вредных привычках, нужно вспомнить ещё одну страшную беду нашей жизни – наркотики. У наркоманов снижаются умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность.
Ведущий: Издавна говорили: «Безделье – мать всех пороков».
Именно труд наполняет человеческую жизнь смыслом.
Знаете ли вы пословицы о труде?
Отгадайте окончание следующих пословиц:
1.«Не пеняй на соседа, когда спишь … (до обеда»)?
2.«Скучен день до вечера, коли … (делать не чего»)?
3.«Без дела жить – только небо … (коптить)?
4.«Кто рано встаёт, тому Бог … (подаёт»)?
5.«Терпение и труд – всё … (перетрут»)?
Ведущий: А сейчас вам предлагается задание из рубрики «Помоги себе сам». Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить и сохранить своё здоровье? Сейчас я вам буду читать тезисы, а вы, если согласны то, поднимаете руку, не согласны – опускаете голову.
-Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.
-Не гулять на свежем воздухе.
-Есть много солёной пищи.
-Чистить зубы.
-Говорить грубости друг другу.
-Мыть руки.
-Не посещать уроки физической культуры.
-Закаляться.
-Выполнять физические упражнения
-Мало двигаться.
-С грязными руками садиться за стол.
Ведущий: Молодцы вы правильно справились с заданием, а значит, вы знаете, что необходимо делать, чтобы улучшить и сохранить своё здоровье.
Я предлагаю вам игру: «Что разрушает здоровье, а что укрепляет». Хотите попасть в страну Здоровячков? Если хотите, значит, вы будете есть только полезные продукты. Перед вами на одном листе перечень всех продуктов. Вам необходимо выбрать отдельно полезные и неполезные продукты и пометить их буквами П и Н. Перечень всех продуктов:
-Рыба
-Чипсы
-Газированная вода
-Морковь
-Яблоки
-Жевательная резинка
-Капуста
-Жирное мясо
Ведущий: Теперь, надеемся, что вы будете употреблять только полезные продукты и этим самым укреплять своё здоровье.
Мне очень хочется видеть вас крепкими, улыбающимися, здоровыми. Ведь здоровье не купишь ни за какие деньги. Я сейчас подарю вам рецепты, надеясь на то, что они помогут укрепить ваше здоровье.
Рецепты здоровья
1.«Если хочешь быть здоров – закаляйся».
2.«Сочетай отдых и работу».
3.«Больше двигайся».
4.«Курить – здоровью вредить».
5.«От улыбки станет всем светлей».
6.«Ешь правильно – и лекарство не надобно».
7.«Ужин не нужен, был бы обед».
8.«Каковы еда и питьё – таково и житьё».
9.«Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь».
10.«Чем больше пожуёшь, тем дольше проживёшь».
11.«Руки мой перед едой».
12.«Будьте активными».
Ведущий: Сегодня мы провели игру на тему: «Быть здоровым – это модно». Эта тема была выбрана не случайно, так как вопросы здорового образа жизни в настоящее время очень актуальны в нашей стране. Ведь от вашего здоровья зависит будущее нашей страны.
Подведение итогов. Награждение победителей.
dobrogosha.schools.by
«Привычки и здоровый образ жизни»
Занятие №2 из программы тренинговых занятий по формированию навыков здорового образа жизни и ответственного поведения у подростков для обучающихся общеобразовательных организаций 11-13 лет «Формирование навыков ЗОЖ и ответственного поведения у подростков»
Составитель: психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД» Пищикова В.Е.
Цель: формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, навыков ведения здорового образа жизни .
Задачи:
1)информирование подростков о правилах ведения здорового образа жизни;
2)выявление привычек, которые подростки считают вредными;
3) определение полезных привычек;
4) формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Ход работы
Приветствие (2 минуты)
Упражнение №1. «Анаграммы» (3 минуты)
Материалы для упражнения: доска, мел.
Инструкция: на доске записаны в разном порядке буквы. Нужно собрать слово, связанное со здоровьем. Каждый из подростков расшифровывает анаграммы.
ЗКУЛЬФИТРАУ – физкультура
ДРЯЗАКА – зарядка
ЛКАЗАКА – закалка
ЕНГИАГИ – гигиена
ЛКАПРОГУ – прогулка
ПОТИВЗИ – позитив
Фидбек.
Беседа «Основы здоровья» (2 минуты)
Материалы для беседы: табличка с определением здоровья.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (На доске прикрепляется табличка с определением).
Ребята, не секрет. Что самым главным в жизни каждого человека является здоровье. Какие должны быть условия для того, чтобы человек был здоровым? (отсутствие вредных привычек, активный образ жизни, правильное и полноценное питание, личная гигиена, наличие общения, друзей, позитивный жизненный настрой).
Итак, мы с вами выяснили, что здоровый человек – это не только человек, не имеющий вредных привычек, не имеющий болезней, но и так же человек, который ведет активный образ жизни, правильно питается, соблюдает режим дня, имеет круг общения и видит во всем позитив. К какому образу жизни относятся все эти составляющие? (к здоровому образу жизни).»
«Предлагаю вашему вниманию викторину «Дай ответ», ответы на вопросы которой позволят вам лучше познакомиться с правилами ведения здорового и безопасного образа жизни».
Упражнение №2. «Дай ответ» (15 минут)
Материалы для упражнения: карточки с вопросами.
Инструкция: тренер предлагает каждому по желанию вытянуть бумажку с вопросом, после ознакомления с вопросом читающий дает свой вариант ответа. Далее следует совместное с группой обсуждение вопроса.
Список вопросов:
1. Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (малина, лимон, чеснок, липа).
2. В какое время года лучше всего начинать закаляться? (летом).
3.Кто такие моржи? (люди, купающиеся зимой в проруби).
4.Почему нельзя грызть ногти? (это некрасиво и под ногтями микробы, можно заболеть).
5. Назовите зимние виды спорта?
6. Назовите летние виды спорта?
7. Можно ли давать свою расческу другим людям? (нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания)
8.Кто такие йоги? (люди занимающиеся гимнастикой медитацией)
9. Сок этого растения используют вместо йода? (чистотел).
10.Листья какого растения используют при ушибе и кровотечении? (лопух, подорожник).
11. Почему нельзя пить воду из реки или лужи? (в грязной воде находятся различные микробы, которые переносят различные заболевания)
12. Почему нельзя гладить бездомных кошек и собак? (можно подхватить блох, клещей, лишай).
Упражнение №3. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» ( 5 минут)
Материалы для упражнения: мяч.
Инструкция: Команды по очереди называют правила ЗОЖ, перебрасывая друг другу мяч. Неответивший игрок выбывает. Выигрывает команда, в которой останется больше игроков.
Беседа «Привычки в жизни человека» (3 минуты)
«Ребята, что такое привычки? Привычки – автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. А какие привычки есть у вас?. (Ответ). А какие привычки можно отнести к вредным привычкам? (играть в компьютерные игры; смотреть телевизор; курить, употреблять энергетические напитки, алкоголь, наркотики: акцентировать внимание на том, что это зависимость). А к полезным? (заправлять постель, чистить зубы, есть каждый день фрукты, ложиться спать в 22.00 и т.д.).
Упражнение №4. Ролевая игра «Суд над вредными привычками» (12 минут)
Материалы для упражнения: листы бумаги и ручки.
Инструкция: тренер делит группу подростков на три подгруппы. Первая подгруппа играет роль полезных привычек, вторая подгруппа играет роль вредных привычек, третья подгруппа играет роль присяжных заседателей, задача которых вынести окончательное решение. Задача полезных привычек найти негативные аспекты влияния вредных привычек на организм человека. Вредные привычки на каждый аргумент полезных привычек должна предложить контраргумент. По итогам дискуссии группа присяжных заседателей должна принять решение о том обвинить вредные привычки в их негативном воздействии на человека или оправдать. Тренер должен подвести подростков к выводу о том, что вредные привычки препятствуют ведению здорового образа жизни и оказывают негативное влияние на здоровье человека, поэтому нужно от них избавляться и вводить в свою жизнь как можно больше полезных привычек.
Рефлексия (3 минуты)
Дать возможность каждому учащемуся высказать свое мнение, что ему понравилось, что не понравилось в ходе занятия, что нового он узнал.
infourok.ru
январь | |
1 | Здоровье не купишь – его разум дарит. |
2 | Алкоголь – враг здоровья. |
3 | Викторина «Здоровое питание». |
4 | Гигиена. Для чего она нужна. |
5 | Шуточная викторина «ЗОЖ». |
февраль | |
1 | Азбука здоровья. |
2 | Куришь табак – сам себе враг. |
3 | Викторина «Профилактика ЗОЖ». |
4 | Моё здоровье в моих руках. |
5 | Блиц-опрос «Всё о здоровье». |
6 | Я выбираю ЗОЖ. |
март | |
1 | Быть здоровым – это классно. |
2 | Алкоголь и его влияние на здоровье человека |
3 | Красота спасёт мир. |
4 | Викторина «Витамины – это клад». |
5 | Друзья и враги нашего здоровья. |
6 | Ты и твоё здоровье. |
апрель | |
1 | Что? Где? Когда? в ЗОЖ. |
2 | Сегодня в моде ЗОЖ. |
3 | Гигиена и отличное здоровье. |
4 | Здоровая пища для всей семьи. |
5 | Игра «Светофор здоровья» |
6 | Овощи и фрукты – полезные продукты. |
7 | Сквернословие и здоровье. |
Май. | |
1 | И старым и молодым вреден табачный дым. |
2 | Викторина «Питание и здоровье». |
3 | ЗОЖ – основа счастливого человека. |
4 | Твоё здоровье в твоих руках. |
5 | Викторина «Витамины с грядки». |
6 | Питание и здоровье. |
сентябрь | |
1 | Почему алкоголь называют ядом. |
2 | Здоровье сгубишь – новое не купишь. |
3 | Мы за ЗОЖ.. |
4 | Самые полезные продукты. |
5 | Культура питания и ЗОЖ. |
6 | Викторина «Здоровье». |
октябрь | |
1 | Профилактика вредных привычек |
2 | Кожа – надёжная защита организма. |
3 | Диета от прыщей. |
4 | Мифы и реальность о ЗОЖ.. |
5 | Откуда берутся гельминты у человека. |
6 | Я выбираю ЗОЖ.. |
ноябрь | |
1 | Здоровье дороже богатства. |
2 | Живые витамины. |
3 | Зрение – бесценный дар. |
4 | Если ещь всё подряд, то еда это яд! |
5 | Курить – здоровью вредить. |
6 | Чистота души и тела. |
декабрь | |
1 | Как бороться со стрессом. |
2 | Личная гигиена человека. |
3 | Здоровому всё здорово. |
4 | Выбирая спорт – мы выбираем здоровье. |
5 | Голова – всему начало, или кто всему голова. |
6 |
infourok.ru
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
(начальная и основная школа)
1. Душа обязана трудиться. Любимое творческое дело. 2. Умение управлять собой. 3. «Жить мы будем…» Системы оздоровления. 4. «Без кайфа жизни нет»? 5. «Банан большой и круглый» (наркотики). 6. «Прелести» свободной любви. 7. Кушайте на здоровье! Системы питания. 8. Гармония тела
Занятие 1. Душа обязана трудиться. Любимое творческое дело
РАССКАЗ: «ДУХОВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО»
Духовное здоровье – это ЕЖЕДНЕВНЫЕ занятия любимым творческим делом.
Творческое дело – это самостоятельное создание новых культурных ценностей. Проще говоря, создание чего-либо не по шаблону.
ДИСКУССИЯ: « ХОББИ И ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ ИЛИ НЕТ?»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Расскажите о ваших творческих делах и их результатах. Что, по-вашему, необходимо для занятий творчеством?
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Помощь учащимся в выборе творческого дела.
Занятие 2. Умение управлять собой
БЕСЕДА: «ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР?»
Характер – это поведение и общение человека, которое определяется типом нервной системы и воспитанием.
А) Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник).
Б) Сильный, уравновешенный, неподвижный (флегматик).
В) Сильный, неуравновешенный (холерик).
Г) Слабый (меланхолик).
ДИСКУССИЯ: «ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА?»
РАССКАЗ: «ПРИЕМЫ АУТОТРЕНИНГА»
Для воспитания характера можно использовать различные приемы аутогенной тренировки:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Разработка индивидуальных приемов тренировки характера для учащихся и оформление их в дневнике самовоспитания.
Занятие 3. «Жить мы будем…» Системы оздоровления
БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ»
1. Что такое здоровье?
Здоровье – это нормальное состояние организма человека, хорошие условия труда и отдыха, ежедневное духовное, психическое и физическое самосовершенствование.
2. Что такое духовное здоровье?
Духовное здоровье – это ежедневные занятия творческими делами, познание нового. Рассказ воспитателя о творческих делах для учащихся.
3. Что такое психическое здоровье?
Психическое здоровье – это ежедневное развитие речи, мышления, памяти, воображения, эмоций.
4. Что такое физическое здоровье?
Физическое здоровье – это ежедневные тренировки тела с помощью физических упражнений.
ДИСКУССИЯ: «КАК НУЖНО УКРЕПЛЯТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ?»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Ознакомление с современными системами оздоровления (по выбору воспитателя).
Система оздоровления П.К. Иванова «Детка».
Все мы – дети природы (отсюда и название «Детка») и должны укреплять свое здоровье, используя природные факторы – воду, воздух и солнечную энергию.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях,
смерти. Это – твоя победа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Составьте описание ваших занятий по укреплению здоровья и укажите, какие дополнительные упражнения вы будете использовать после этого занятия.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ.
Беседы с родителями и детьми по индивидуальным программы укрепления здоровья.
Занятие 4. «Без кайфа жизни нет ?»
ДИСКУССИЯ: «ПОЧЕМУ ЛЮДИ КУРЯТ И УПОТРЕБЛЯЮТ АЛКОГОЛЬ?»
Четыре ступеньки, которые ведут в ад:
Первая: спиртное нужно «для разрядки», количество выпитого растет, случаются провалы в памяти, о своем поведении, на котором отражается употребление алкоголя, приходится лгать. Человек начинает опаздывать на работу, задерживается в обеденный перерыв, раньше уходит, надолго покидает рабочее место. Его поведение меняется: он начинает раздражать коллег, болезненно воспринимает обоснованную критику, жалуется на жизнь, лжет; забывает сроки выполнения работы, совершает ошибки из-за невнимательности, производительность труда падает.
Вторая: выпитого становится все больше, из-за этого появляется чувство вины, наутро дрожат руки; круг интересов сужается. Теперь возникают проблемы в семье, на работе – никаких достижений, денег становится меньше; начальство уже успело сделать первое предупреждение; законы уже доводилось преступать (например, в нетрезвом виде садиться за руль). Такой человек все чаще не является на работу, все туманнее объясняя свое отсутствие; начинает избегать друзей, занимать у коллег деньги, чаще берет бюллетень, необоснованно чувствует себя оскорбленным. Работоспособность становится скачкообразной: то – ровным счетом ничего, то — бурная деятельность; способность сосредоточивать внимание становится все хуже. От былой трудоспособности остается 75%.
Третья: человек избегает разговоров о проблемах, вызванных употреблением алкоголя, попытки контролировать себя больше не дают никаких результатов, приемы пищи становятся нерегулярными. Теперь человек пьет и в одиночестве. Начальство начинает принимать дисциплинарные меры, в семье – серьезные проблемы вплоть до развода, сильно ухудшается финансовое положение. На работу человек часто не является или же, явившись, не возвращается с обеда. Поведение становится хвастливым, агрессивным или, наоборот, депрессивным; домашние проблемы переплетаются с проблемами на работе; начинается утрата этических принципов; возникают постоянные противоречия с законом. Трудоспособность сократилась наполовину.
Четвертая: теперь человек верит, что его активность зависит от алкоголя. Поступает последнее предупреждение от начальства. В состоянии сильного опьянения человек уже не раз попадал в вытрезвитель или больницу; на работе отсутствовал без уважительной причины помногу дней; начал пить прямо на рабочем месте, опустился внешне; возникли серьезные проблемы с деньгами и в семье; полностью утрачена профессиональная компетентность на работе. Трудоспособность – 25%.
БЕСЕДА: «ПОДРОСТОК, НИКОТИН И АЛКОГОЛЬ»
1. Почему в подростковом и юношеском возрасте недопустимо курить и употреблять алкоголь?
Эти вещества замедляют рост, а самое главное – нарушают умственную деятельность подростка: ухудшают память, мышление, внимание.
Правило 1. Нельзя пить на голодный желудок.
Правило 2. Необходимо хорошо закусывать.
Правило 3. Не пить в рабочие дни и во время работы.
Правило 4. Не употреблять более 200 г крепких или 400 г слабых напитков за вечер.
Правило 5. Не пить на следующий день после праздника.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Коррекционные беседы с учащимися, склонными к употреблению табака и алкоголя.
Занятие 5. «Банан большой и круглый» (наркотики)
БЕСЕДА «ЧЕЛОВЕК И НАРКОТИКИ»
Отсутствие цели жизни; слабый тип нервной системы, в результате чего человек не может противостоять крупным жизненным потрясениям; отсутствие помощи и поддержки со стороны родных и друзей в тяжелых жизненных ситуациях; крайний эгоизм: желание получать только удовольствия от жизни, и т.д.
3. Из чего изготовляют наркотики? Какие виды наркотических веществ бывают?
Наркотики изготовляют из растений (мак, конопля, кока и др.) и из химических веществ. Виды наркотических веществ: героин, морфий, ЛСД, кокаин, эфедрин, марихуана и др.
ДИСКУССИЯ: «КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ НАРКОТИКОВ»
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Профилактические беседы с учащимися и родителями из группы риска по предупреждению наркомании.
Занятие 6. «Прелести « свободной любви
БЕСЕДА: «СВОБОДА В ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ»
Свободная любовь – это половые отношения со многими партнерами без оформления брака.
Секс и подростки
По данным социологов, первый сексуальный опыт большинство юношей и девушек приобретает в 17 лет. Американцы — несколько раньше, в 16 лет, а жители Гонконга, Польши и России — в 18 лет. Однако новейшие исследования, проведенные более чем в 60 странах, показывают, что во всем мире участники первого полового акта «молодеют» с каждым годом А восемнадцатилетняя девица, еще не вкусившая запретного плода, с горечью относит себя к разряду старых дев.
Возраст любви. Когда же он наступает? В 13 лет? В 17 лет? Когда организм подростка готов к началу половой жизни?
— Для каждого это индивидуально, – считает заведующая кафедрой гинекологии Латвийской медицинской академии доктор Лаздане – точно так же, как первая менструация может наступить и в 10, и в 15 лет, и в обоих случаях это будет нормально. В среднем половую жизнь можно начинать после 15-16 лет, и надо учитывать, что мальчики начинают ее раньше, чем девочки. Однако обследования показали, что беременность девушки, не достигшей 18-летнего возраста, как правило, сопровождается патологией. И связано это с гормональной неполноценностью ее организма.. Как показал наш опрос, большинство подростков, открывая для себя мир физической любви, даже не думают о возможной беременности. Мальчики в большинстве случаев считают, что девушки сами должны позаботиться о своей безопасности, а девочки утешают себя мыслью: «Авось пронесет!». Но вот об опасности заражения сексуально-трансмиссивными болезнями подростки не думают вообще. А между тем Латвию сейчас захлестнула волна венерических заболеваний. Если несколько лет назад на 100 000 жителей было зарегистрировано 30 заболеваний сифилисом, то сейчас – 126!
— Самый высокий процент заболеваний сексуально- трансмиссивными болезнями наблюдается среди молодежи, не достигшей 25 лет, – поясняет доктор Лаздане. Это – данные статистики. Причина проста: нет стабильности в отношениях между партнерами.
Аборт и трансмиссивные заболевания наносят огромный вред молодому организму. У девушек могут возникнуть воспалительные процессы органов малого таза, которые приводят к бесплодию, для юношей заболевание такого рода также может закончиться бесплодием и ослабить потенцию. Поэтому безопасный секс – это проблема обоих партнеров.
Американские психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книги «Воспитание дочери», пишут: «Девочки-подростки должны чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы сказать «нет» интимным отношениям, если время не пришло, если они еще не готовы. Уверенность в себе, которая позволяет сказать «нет» и определить четко и ясно границы допустимого, развивается на основе высокой самооценки и ощущения власти над собственной жизнью.
Молодые люди, живущие половой жизнью, должны немедленно обращаться к врачу:
РАССКАЗ О ВЕНЕРИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Венерические заболевания – это заболевания органов половой системы. Наиболее распространены: гонорея (триппер), сифилис, хламидиоз. Все эти болезни требуют обязательного лечения и сами по себе не проходят. Для защиты от венерических заболеваний необходимо: избегать случайных половых контактов; пользоваться презервативом; не вступать в половую связь, если нет уверенности, что эти люди здоровы.
Можно ли вступать в половые отношения до свадьбы? А если парню и девушке еще не исполнилось восемнадцати лет?
Существует мнение, что обязательное условие любви – это близость. Вы согласны с этим?
ДИСКУССИЯ: «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕВУШКА ЗАБЕРЕМЕНЕЛА»
Допустим, что юная девушка, ученица девятого класса, забеременела. Что теперь делать?
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Беседы с учащимися по вопросам половых отношений и коррекция их поведения.
Занятие 7. «Кушайте на здоровье!» Системы питания
БЕСЕДА: «СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ»
Смешанное питание – потребление любых продуктов без ограничений. Диетическое питание, с ограничением потребления каких-либо продуктов. Раздельное питание, при котором жиры, углеводы и белки употребляются раздельно. Рациональное питание – определенные сочетания продуктов в пище, в зависимости от состояния здоровья.
В процессе консультации с врачом-диетологом.
Насыщение наступает примерно через 30 минут после еды. Поэтому заканчивать прием пищи нужно тогда, когда человек поел, но мог бы съесть еще немножко.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Какое значение имеют религиозные посты для укрепления здоровья человека?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Составьте правила рационального питания.
Беда из тарелки
Увы, большинство из нас питается далеко не «по-научному». Обычно, что купили, то и съели. Тем и семью накормили. А иные считают: пусть и проста пища, лишь бы была пожирнее. Отсюда — лишний вес, целлюлит, прочие недомогания Мы предлагаем вам тест, который поможет определить, насколько правилен ваш рацион.
Продукты | Каждый день | Каждый второй день | Каждый третий день | Никогда |
Хлеб, масло и варенье, масло и мед | А | Б | В | Г |
Яйца | А | Б | Г | В |
Йогурт, молоко, свежие фрукты | Г | Г | Б | А |
Ужин | А | Б | В | В |
Мясо, овощи и картофель | А | А | Г | В |
Мучные изделия, тесто, хлебные изделия | Г | Г | В | А |
Салаты | Г | Г | В | А |
Торты и пирожные | А | А | В | В |
Бутерброды, гамбургеры, картофель фри | А | А | В | Г |
Консервированные и готовые блюда | А | А | В | В |
Шоколад | А | В | В | Г |
Хлеб с сыром или колбасные изделия | Б | В | Г | А |
Более двух стаканов вина или пива | Б | В | В | Г |
Нужно выделить то, что вы употребляете в течение недели. Каждая буква в тесте имеет свое цифровое выражение: А -8 очков;Б-6 очков; В- 4 очка; Г-2 очка.
Например: 5 «А» в ответах = 40 очков.
Результат:
75 очков и более. Ваш организм не получает достаточного количества полезных веществ – слишком много вы едите мяса, колбасных изделий, сыра и яиц. Бутерброды, жареный картофель, торты, хотя и вкусны, однако мало полезны, зато содержат большое количество калорий. Попробуйте включить в рацион побольше овощей и фруктов, мясо замените рыбой, добавьте в меню фасоль, сою или вареный картофель, в которым содержатся многие витамины.
От 50 до 74 очков. Такое питание – правильное. Тем не менее нужно быть осторожней. Сыры, соусы, мясо, мороженое, шоколад, иногда йогурт содержат так называемые «скрытые» жиры. Сладкие напитки, апельсиновый сок, торты, варенье – частая причина лишних килограммов, кариеса и диабета, поэтому потреблять указанные продукты нужно в ограниченных количествах.
До 50 очков. Ваше питание сбалансировано. И впредь разнообразьте
пищу, контролируйте потребление жиров, умеренно используйте
приправы, пейте побольше жидкости.
Правила рационального питания
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Беседы с учащимися по проблемам питания в школе и дома.
Занятие 8. Гармония тела
ДИСКУССИЯ: «НУЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ КАКИЕ-ЛИБО ЛЕКАРСТВА, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПРАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВ?»
РАССКАЗ: «ФИТОТЕРАПИЯ»
1. Что такое фитотерапия?
Фитотерапия – это лечение и укрепление здоровья с помощью лекарственных растений.
Лук, чеснок, хрен, лекарственные чаи из ромашки, липы, шиповника. При сильном утомлении следует употреблять настои золотого корня, женьшеня, облепихи, лимонника.
4. Как вы думаете, должна ли пища выполнять профилактические и лечебные функции?
В состав пищи должны входить лекарственные растения и растения с большим содержанием витаминов.
БЕСЕДА «ДВИЖЕНИЕ И ЗАКАЛИВАНИЕ»
Гиподинамия – это болезненные изменения в организме, вызванные недостатком движения.
Закаливание – укрепление здоровья путем воздействия на организм тепла и холода.
А) Закаляться можно, если организм здоров, или после консультации с врачом.
Б) Время воздействия холода увеличивается постепенно. Закаливание прекращается при появлении мурашек на коже.
В) Закаляться нужно регулярно, а не время от времени.
9. Использование паровой бани и сауны для закаливания.
Мы можем жить до 140 лет
Но живем почему-то лишь до 70. Что же мешает нам достойно перешагнуть столетний рубеж? Есть несколько факторов, от которых это зависит.
Гены
Гены, через которые передаются цвет глаз или форма носа родителей, влияют и на продолжительность вашей жизни. Ведь каждый из родителей отдает ребенку половину генов, дедушка и бабушка – одну четвертую часть и т.д. Поэтому вам крупно повезло, если ваши бабушка и дедушка прожили более 80 лет. И повезло вдвое больше, если ваши родители также достигли этого возраста. Каждый ваш родственник, позволивший себе умереть ранее 50-60 лет из-за наследственной болезни, вычеркивает из вашей жизни четыре года.
Наследственность
По наследству передаются диабет, язвы органов пищеварения, бронхиальная астма, инфаркт, атеросклероз. Родственники также могут «обменяться» некоторыми формами рака. Ожирение – тоже «подарок» от предков. Достаточно одного гена, чтобы все последующие поколения оставили надежду стать звездой подиума. Лишний вес «съедает» два года вашей жизни.
Нервы
Как известно, все болезни от нервов, и их надо беречь. Если вы в гневе, побейте посуду. Или выпейте 30 – 40 граммов алкоголя вечером для снятия стресса. Ученые утверждают, что употребление спиртного в умеренных количествах каждый день прибавляет вам еще три года. Но, если пьете много, то восемь лет можно считать потерянными.
Никотин
Если вы выкуриваете по две пачки сигарет в день, 12 лет из вашей
жизни можно смело вычеркнуть. Те, кто просто «балуется» за компанию,
пусть вычеркнут еще два года.
Сон, еда и секс
Спите 7-8 часов. Сон более 10 или менее 5 часов в сутки «сжигает» пару лет.
Многие ученые считают, что диеты вредны. У некоторых сдают нервы от необходимости придерживаться определенного способа питания, их душит злоба, что они не могут быть как все. Вы здоровы, если ваш вес не меняется в течение 1-3 лет.
С любящим и любимым партнером желательно заниматься сексом 1-2 раза в неделю. Секс продлит вашу жизнь на два года.
Спорт
Спортивные упражнения на ловкость, меткость, быстроту реакции, выполняемые хотя бы три раза в неделю, увеличивают продолжительность жизни на три года. Люди, живущие в больших городах, теряют год жизни, тогда как провинциалы его приобретают.
Интеллект
Высокоинтеллектуальные люди живут дольше и активнее потому, что приспособленность к жизни у них выше. Высшее и среднее специальное образование дарит вам два года жизни. У специалистов низкой квалификации жизнь укорачивается вдвое: у них чаще случаются инфаркты, пневмонии, травмы, алкогольные отравления. Сохранение ясного ума до старости продлевает жизнь еще на пару лет.
Семья
Тем, у кого есть семья, прибавляется один год жизни. Одинокий мужчина может вычеркнуть из своей жизни целых девять лет, незамужняя женщина – четыре года. Расшатанная иммунная система не позволяет жить долго и многодетным матерям.
Дружба
Друг, которому вы можете «поплакаться в жилетку», дарит вам целый год жизни Будьте ему благодарны за это и дарите такую же возможность как можно большему числу ваших друзей. Умейте выслушать и помочь.
А теперь подведите итоги: приплюсуйте к среднестатистическим 70 годам или вычтите из них «накопленные» или «потерянные» вами годы. И тогда вы примерно будете знать, какой срок вам отпущен.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Беседы с учащимися по проблемам укрепления здоровья.
nsportal.ru