Занятие по развитию речи детей в старшей школе группе
Тема: «Экологическая сказка».
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с нарисованной золотой рыбкой и надписью «Детям группы «Золотая рыбка». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).
Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?» (Ответы детей – «Солнце», если дети дают не правильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе. А еще оно какое?»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.
– Солнце желтое, как… (одуванчик).
– Солнце круглое, как… (мячик).
– Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
– Солнце румяное, как… (блинчик).
Нетрадиционное рисование солнца ладошкой.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!»
Как же солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
На экране картинки (яркое солнце, тает снег, текут ручьи и звенит капель).
Воспитатель: «А что же было дальше?»
Экран с изображением веток с набухшими и лопнувшими почками и изображениями первых цветов.
Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».
Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.
Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку».
Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?»
Ответы детей:
– Гусеницы.
– Жуки.
– Муравьи.
– Мухи.
Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?»
Ответы детей: «Птицы».
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» (Птичье пение)
Физкульт минутка.
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.
Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы. Каких перелетных птиц вы знаете?»
Ответы детей:
– Скворец.
– Жаворонок.
– Грач.
– Иволга.
– Трясогузка.
– Соловей.
Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда»). Давайте поможем птичке построить гнездо».
Проводится пальчиковая гимнастика с прищепками.
Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: «Скажите, вы любите весну? (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу».
Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т. д.) и вытягивают ленту.
Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».
Воспитатель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздает их в благодарность от волшебника, за то, что они помогли Весне победить холод.
multiurok.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57
Конспект открытого занятия по развитию речи и экологии в старшей группе
“Весна пришла”
Подготовила:
Долгова Е.В., воспитатель
Новочеркасск, 2014
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
возрастная группа: старшая
Задачи:
1. Образовательные:
– Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Весна».
– Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи
– Учить детей придумывать текст с опорой на серию сюжетных картинок.
– Закрепить представления о весне и ее приметах;
– Закрепление умения подбирать слова-родственники,
– Совершенствование навыка составления описательного рассказа по мнемотаблице.
2. Развивающие:
– Активизировать словарь по лексической теме «Весна», через использование мнемотехники
– Развивать зрительную и речеслуховую память.
-Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение.
– Развивать навыки самоконтроля за речью.
3. Воспитательные:
– Воспитывать интерес к природе, творческую активность.
Оборудование: ИКТ, магнитная доска, картинки с изображением сороки, весенние и зимние пейзажи; весенние цветы (подснежники, ландыши, тюльпаны), мяч
Ход занятия
1 Воспитатель: – Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро,
Скорей проснитесь,
Солнцу шире улыбнитесь!
Воспитатель:– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла и скоро наступит? (лето)
Воспитатель:– А вы рады весне? (ответы детей)
Теперь сообщим эту новость радостно: («Весна пришла!»)
2. Воспитатель: И как вы уже поняли, мы сегодня поговорим о весне.
– Дети, а какие весенние месяцы вы знаете? Назовите первый месяц весны, третий. А какой месяц находится между апрелем и маем?(ответы детей)
Воспитатель: – А чтобы узнать, по каким приметам пришла весна, мы поиграем в игру «Что сначала, что в конце».
Нужно последовательно расположить картинки в порядке очередности и описать их. Предлагаю ответить предложением, начиная его со слов «Весной».
(дети выполнят задание на магнитной доске)
3. Воспитатель: – А сейчас поиграем в игру «Весенние слова» (дети становятся в круг, называя слово, передают следующему)
– Весна какая? (веселая, звонкая, красивая, цветущая, теплая, дождливая, ранняя и т.д.)
-Какие вы знаете весенние цветы? (подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, фиалка)
– Солнышко весной какое? (яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, доброе).
– У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково: солнце – …, туча – …, ветер – …, трава – …, скворец – …, дерево – …, цветок – ….
– Найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).
– Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Во что он превратился? (лужа, ручеек)
– А что можно сказать о весеннем ручейке? Какой он? (быстрый, голубой, журчащий, прозрачный, глубокий, холодный)
4. Воспитатель: Давайте и мы станем ручейком. (Дети становятся парами для народной игры «Ручеек»)
Физкультминутка «Ручеек»
5. Воспитатель: – А теперь, мы порадуем гостей, придумаем и расскажем им весеннюю сказку «Кот и сосулька»
«Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил (гулять), но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке ( погреться). Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.
Кто дальше хочет придумать сказку и расскажет, что же приключилось с котом?
5. Воспитатель: – Вспомним пословицы о весне. я начинаю, а вы продолжайте.
Весенний день целый год кормит.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Готовь сани с весны, а колёса с осени.
Кто спит весною – плачет зимою.
Апрель с водой, а май с травой.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.
Матушка – весна всем красна.
6. Воспитатель читает стихотворение “Весна – красна”.
Весна – красна
Ты, весна, весна – красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
Воспитатель: – Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? (ответы детей). О чем говорится в стихотворении? (весной зацвели цветы на лугах, на елках выросли молодые, новые иголочки, а на осине и березе – листочки)
Воспитатель: Это стихотворение мы будет учить наизусть, а поможет вам быстрее запомнить стихотворение вот такая схема (мнемотаблица). Давайте их внимательно рассмотрим и разберем, какая картинка подходит к тексту стихотворения.
– Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить
Вызываю детей прочесть стихотворения с использованием мнемотаблицы
(3-5 детей).
Воспитатель: – Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: – Наша прогулка подошла к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, играли. Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии? (ответы детей)
На память о нашей прогулке я каждому хочу подарить маленькое солнышко. Пусть оно вас радует и согревает.
Используемые источники:
http://festival.1september.ru/articles/587976/
http://festival.1september.ru/articles/556663
Владимирская Л. А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей Издательство: Учитель, 2004 г.Серия: Дошкольник, 160 с.
nsportal.ru
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Чайка»
Конспект открытого занятия по развитию речи и экологии в старшей группе
«Комнатные растения»
Автор: Назолина Т.А.
Воспитатель 1 категории
Родники 2017г.
Задачи:
– Учить детей более полно описывать комнатные растения. Отметить существенные признакивнешнего вида. Закрепить знания детей по уходу и посадке растений.
– Развивать познавательную активность, память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.
– Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.
-Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения.
-Развивать умение слушать, вступать в диалог;
Оборудование: комнатные растения 5-6 видов, лейка, грабельки, пульверизатор, палочки для
рыхления, карточки — схемы по уходу за растениями, картинки с комнатными растениями, буквы, пазлы «Цветы»
Ход занятия.
1.Организационный момент.
– Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро,
Скорей проснитесь,
Солнцу шире улыбнитесь!
– Ребята, посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на несколько секунд станут бабочками.
– «Бабочки летят»- поморгайте глазами сначала медленно, потом быстро
-Закройте глаза, откройте.
-«Бабочки» медленно полетели вверх, вниз.
-Закройте глаза, откройте.
2. Сюрпризный момент.
-Слышите, кто-то плачет? Да это же Цветик-Семицветик. Что случилось Цветик-Семицветик?(Картинка цветика – семицветика.)
Прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – громом пугала, дождём сильным поливала, колдовала. Все мои краски смыла и волшебство исчезло. А расколдовать меня сможет тот, кто любит и знает комнатные растения.
Что же делать, дети? Надо помочь Цветику- семицветику. Давай посмотрим, может с лепестками можно что-то сделать. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.
3.Основная часть.
1.Красный лепесток. ( Комнатные растения)
— Я загадаю загадку, вы отгадайте ее:
Воздух очищают,
Создают уют.
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
( комнатные растения.)
– Для чего нам нужны комнатные цветы?( для красоты, уюта, они очищают воздух, «дают» кислород)
— Вам знакомы эти комнатные растения?
— Как называется комнатное растение, которое стоит первым?
— Как называется растение, которое стоит между вторым и четвертым?
— Есть ли среди этих растений, растение, которое начинается со звука «а», назовите?
— Назовите второе растение, последнее и т.д. какие вы знаете еще?( хлорофитум, фиалка, герань, алоэ)
— Как вы думаете, живые ли комнатные растения?
— Почему? Докажите.( они размножаются, растут, дышат, пьют.)
— Чем похожи комнатные растения?( у всех есть корень, стебель, листья, цветы)
— Что нужно всем растениям для роста?( свет, тепло, вода, воздух)
— О каком комнатном растении эта загадка:
На целый век украсит дом
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит. (алоэ)
— Когда мы можем применять алоэ?( для лечения насморка, для лечения ранок.)
— У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (герань).
— Назовите комнатные растения, которые нельзя опрыскивать?(фиалка, бегония Рекс, герань)
Молодцы! Хорошо вы знаете комнатные растения.
2.Оранжевый лепесток. (уход за растениями)
— Ребята, как вы думаете, за всеми комнатными растениями нужно ухаживать одинаково?(нет)
-Какие предметы нужны для ухода за растениями ?(лейка, грабли ,кисточка, тряпочка)
-Как ухаживать за фиалкой?( фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут загнить. Пыль осторожно удаляюткисточкой. Поливать нужно через поддон) показ
— Катя, как ты будешь ухаживать за алоэ?( листья нужно мыть мокрой кисточкой, чтобы не обломать шипы)
– Как ухаживать за щучим хвостом?
— Как нужно рыхлить землю?( аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже)
— Для чего нужно рыхлить землю? ( чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли)
— Как правильно поливать растения? ( носик лейки поставить на край горшка, лить по всей земле понемножку. Ждать пока вода впитается)
“Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.”
Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на зелёном лепестке .Но сначала отдохнём и поиграем.
Физкультминутка.
На окне в горшочкахДети сидят на корточках лицом в
Поднялись цветочки.
круг, медленно встают.
К солнцу потянулись,
Тянутся на носочках, руки вверх, ши-
Солнцу улыбнулись.
роко в стороны.
К солнышку листочки
Ладони повернуть вверх.
Повернут цветочки.
Повернут бутоны.
Руки соединить над головой, медленно
В солнышке утонут.
развести в стороны.
И. Нищева
4.Зелёный лепесток.(загадки)
Встречаешь их везде
И в клумбе, и в горшке
И в парке, и в саду ,и даже на пруду
Поднимут настроение
Зелёные ……(растения)
Без рук, без ног, но двигается.
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (растение)
Не крючком плетеную —
Живую и зеленую.
(Традесканция)
Лист с горбочком -желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)
Вышла балерина:
Блузка, как рябина.
Юбочка лиловая,
лента васильковая.
Ножки, как точеные,
Туфли золоченые. (Фуксия)
Стоит мокрый Ванек
В кудрях красный огонек. (Бальзамин)
Щучий хвост
В землю врос. (Сансевьера)
Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Кактус)
. А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?(Лишнее слово стебель. Это часть растения. А все остальные слова — названия комнатных растений.)
Воспитатель предлагает детям еще два-три аналогичных задания, а потом оценивает работу детей.
Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне, (Показать руками цветок.)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание (Движение пальцами вместе – врозь.)
Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз, тыльной стороной прижать
друг к другу, пальцы развести.)
6.Синий лепесток
Пазлы «Комнатные растения» (8 частей).
А теперь каждая команда соберет изображение одного из комнатных растений из частей. Выполняйте работу.
7.Фиолетовый лепесток.(Упражнение «Расставь цветы». )
Воспитатель помещает на магнитную доску перед ними карточки с буквами, а на столе раскладывает карточки с изображениями цветов (бегония, бальзамин, кактус, колеус, фиалка, фикус, глоксиния, гортензия).
Какие буквы вы видите на доске?
Дети. Б, К, Ф, Г.
– Расставьте карточки с изображениями комнатных растений под те буквы, с которых начинаются их названия.
4.Заключительная часть.
-Ребята, посмотрите какой ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы помогли ему. Вы настоящие друзья и знатоки комнатных растений. Вам понравилось помогать цветику- семицветику?Какое задание вам понравилось? А какое показалось трудным?
-Давайте поиграем в игру.
Подвижная игра «Комнатные растения».
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.
.Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.
infourok.ru
Интеграция в область: «Познание».
Программное содержание:
Цель:
Развивать связную речь.
Образовательные задачи:
• Расширять и уточнять знания детей о правилах поведения в лесу, о жизни живой и неживой природы.
• Продолжать учить детей словообразованию.
• Учить использовать в ответах сложноподчиненные и простые распространенные предложения.
Развивающие задачи:
• Развивать речевую активность детей.
• Развивать навыки правильного произношения.
• Развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать любовь к природе.
• Воспитывать культуру речевого общения.
Материалы: иллюстрации правила поведения в природе, модели причинно – следственных связей, простые карандаши.
Ход занятия
Воспитатель: Что за шум? Да, это – Мышь. Она приглашает нас в гости! Ребята, сегодня я вам предлагаю немножко отдохнуть. А где самый лучший отдых? Конечно, на природе. И совершить увлекательное путешествие в лес нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».
«Экология» — это наука об окружающей среде. И только зная законы и тайны природы, мы можем стать её верными друзьями и помощниками. Экологический калейдоскоп-это интересные игры, вопросы, это ваши знания, эрудиция и находчивость.
Наш девиз: Путешествуй, познавай, край родной оберегай.
Воспитатель: Итак, за плечами рюкзаки, настроение отличное, каждый из вас чувствует себя знатоком природы и наверняка сможет это доказать? Давайте попробуем.
Дети садятся.
Игра «Назовите правила поведения в природе».
Дети поочерёдно называют правила, а воспитатель выставляет картинки на доске.
Воспитатель: Молодцы ребята, правила поведения мы вспомнили, и я надеюсь, что вы никогда их не будете нарушать.
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры (солнце, воздух, вода, птицы, растения).
Воспитатель: А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Это рукотворный мир.
Природа-это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это всё что сделано руками человека. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Например:
Вертолёт — похож на стрекозу,
Подводная лодка — на кита,
Крыша дома — на крону дерева,
Электрическая лампочка – на солнце,
Душ ванне — на дождь,
Бассейн — на озеро.
(Дети продолжают этот ряд.)
Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. Живая природа — движется, растёт, развивается, размножается, дышит, питается, умирает.
А сейчас ребята поиграем в игру «Живая и неживая природа».
Слайд.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на задание вам надо зелёными кружочками отметить картинки, которые относятся к живой природе, а синими кружочками, которые относятся к неживой природе.
Работа со слайдом.
Сколько картинок относится к неживой природе?
Назовите рисунки, которые относятся к живой природе?
Что относится к неживой природе?
Почему эти объекты относятся к неживой природе?
Наше путешествие продолжается, на нашем пути встретятся разные герои сказок, животные, насекомые, они будут задавать вам разные вопросы, Вы готовы с ними поиграть?
Игра называется «Слушай во все уши».
Кот Василий из сказки «Кошкин дом», загадает загадку. (Слайд.)
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
Н. Летошко.
Дети отгадывают
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови с разной интонацией»
Вот тебе шарик. (Первый ребенок произносит слово «Заяц» радостно, мяч передается второму ребенку. Он произносит слово «Заяц» грустно, третий ребенок произносит слово удивленно, четвертый шепотом.)
Ребята, давайте определим, есть ли звук «А» в слове заяц. Как называют звуки, которые можно пропеть (Гласные) А звуки, которые нельзя пропеть? (Согласные) Где находится звук «А» в слове заяц: в начале, конце, середине слова?
Дети выполняют задания на листке.
Второй вопрос задаёт вам Незнайка. (Слайд.)
– К нам поступила жалоба от обитательницы леса. (Воспитатель читает записку.)
«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая.»
Незнайка: Необходимо разобрать жалобу, назвать имя жалобщицы и ответить, обоснована жалоба или нет. Про кого идет речь?
И в лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдёте
На поляне, на опушке
Мы зелёные … (Лягушки.)
А. Зубков
Дети отвечают
Воспитатель: Ребята, какая польза от лягушек? Как называют маленьких лягушек? (Лягушата.) С какого звука начинается слово «Лягушка».
Проговорим звука [Л] в чистоговорках. Ребята повторяйте за мной.
Ла-ла-ла – у меня пила (слова сопровождаются различными движениями рук)
Ло-ло-ло – все бело
Лы-лы-лы – нет пилы
Ал-ал-ал – пенал упал
Ол-ол-ол – я забил гол
Воспитатель: Третий вопрос – загадка от Старичка — Лесовика
Мы, лесные жители,
Мирные строители,
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
Воспитатель: О каких животных говорится в загадке? Какую роль они играют в природе? Ребята, давайте слово муравей разделим на части: му – ра – вей. Сколько частей?
Дети считают количество слогов
(О муравьях. Это полезное насекомое. Они являются санитарами леса; уничтожают огромное количество гусениц, собирают мелкий мусор в свой домик муравейник.)
Дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас ребята у нас привал. Давайте немножко отдохнём.
Обернитесь вокруг себя и превратитесь в медвежат.
Физкультминутка
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
Как закончилась игра за работу нам пора.
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Подбери нужное слово».
Сравнивая черты характера и качества человека с животным.
Трудолюбивый, как …(муравей).
Смелый, как…(лев)
Верный, как…(собака).
Трусливый, как…(заяц).
Хитрый, как…(лиса).
Толстый, как…(медведь).
Следующая игра «Какие звуки издают лесные жители». (Воспитатель показывает картинки)
Медведь…(рычит, ревёт, бормочет).
Голубь…(воркует).
Гусь…(гогочет).
Лошадь…(ржёт).
Лиса…(лает).
Воспитатель: Ну что ж, наше путешествие продолжается, мы почти у цели.
На нашем пути увлекательная игра «Собери историю «Домик для гусеницы»
Взрослый просит ребёнка отметить цифрами сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2. Составить рассказ.
Образец рассказа «Домик для гусеницы».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было, и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик
Воспитатель: К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Давайте еще раз оглянемся.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
М.Семкина.
– Вам ребята понравилось сегодня путешествовать?
– А что вам больше всего запомнилось?
– Что вы узнали нового?
– В какие игры мы играли?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня, очень старались, активно работали, мне с вами было интересно путешествовать. Спасибо вам большое. Я надеюсь, что вы всегда будете оберегать природу, станете ее настоящими друзьями и помощниками. Ой, чуть не забыла, сегодня награждаетесь, за любознательность, старания и знания те, кто активно работал. (Поощрительные наклейки.) Молодцы ребята!
Использованные источники:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 336 с.
2. Зотов В. Лесная мозаика. М.:1994.
3. Лучич М. Детям о природе. М.;!989.
4. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.
5. Мир природы и ребёнок (под редакцией П. Самороковой). СПб., 1998.
6. Молодова Л.Игровые экологические занятия с детьми. Минск 1998.
7. Загадка про зайца http://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-zaytca
8. Загадка про лягушку http://zagadochki.ru/zagadka-i-v-lesu-my-i-v-bolote.html
9. Физкультминутка http://www.kalyakimalyaki.ru/paper201.html
10.Стихотворение М. Семкиной http://www.stihi.ru/2016/10/25/10399
dohcolonoc.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ТРИЗ-технологии
ПодробнееМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая
ПодробнееМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Тема: «Кто в лесу живет?» Воспитатель:
ПодробнееЗанятие «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний ПДД, повторение основных цветов, беседа о лесных животных, их повадках зимой, развитие умения изготовления аппликации из ваты. Ход занятия: В
ПодробнееГБОУ школа интернат 3 г. Армавира Краснодарского края Коррекционное занятие по развитию представлений об окружающем мире и развитию речи в 1 классе на тему: «Времена года. Осень» Подготовила: Учитель дефектолог
ПодробнееГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: “Весна” Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 «Весна» Цель: уточнить представления детей о признаках весны. Задачи: Образовательная: учить ориентироваться в схеме, составлять
ПодробнееМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 426 г. Челябинска» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание (Формирование целостной
ПодробнееКонспект занятия «Что такое Осень». Цель: совершенствование знаний детей о времени года «Осень». Задачи: Образовательная: Закрепить понятия о сезоном явлении «осень». Совершенствовать знания о характерных
ПодробнееГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 64 Калининского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ПодробнееГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга
ПодробнееНепрерывная образовательная деятельность Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие «Прогулка в зимний лес» Задачи: Развивать интерес к окружающему
ПодробнееКонспект занятия по ФЭМП в средней группе Тема: Порядковый и количественный счет. Вчера, сегодня, завтра. Программные задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить порядковому счету в пределах 5; 2. Формировать
ПодробнееМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Осенние краски»
ПодробнееТехнологическая карта Тема: Золотая осень Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; закреплять знание признаков осени с использованием элементов ТРИЗ. Задачи: Образовательная:
ПодробнееМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Малышок” г. Советский” Консультация «Осень» (дидактические игры для ознакомления с окружающим миром) Подготовили: Воспитатели
ПодробнееМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» Конспект занятия на тему: «Золотая осень» (социальный мир) (подготовительная группа) Воспитатель:
Подробнееdocplayer.ru
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Примечания | Вводная часть (мотивация) | Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку: Воспитатель: Прошла по лугам, Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо? Детский сад № 5 детям группы №1 Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса. «Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое». Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение. | . Отгадывают загадку:Осень Смотрятслайд, слушают текст письма | Слайд №2 Слайд № 3,4 | Основная часть | Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? Игра “Погода осенью” Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь – дождливая.
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени. Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. И наши ребята сейчас расскажут о них. Воспитатель:У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? В круг ребята становитесь, Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Физ. минутка:п/и «Найди пару» Воспитатель: Пока звучит музыка вы двигаетесь по залу: изображаете листочки – «летите», кружитесь, качаетесь как деревья. По окончанию музыки берёте картинки с изображением дерева или листочка и быстро находите свою пару. Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень? Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью? Воспитатель: Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется Вершки и корешки – Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок – корешки. – Рожь, пшеница, укроп, горох – вершки. – Лук – вершки и корешки Воспитатель:А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме? Воспитатель: Молодцы. Как интересно вы рассказали о заботах животных осенью. А хотите еще поиграть? Игра “Четвертый лишний”
Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают? Воспитатель: А что же это за перелетные птицы? Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают? Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает. Игра «Найди и назови».
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам. Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей) | Дети: дождь, снег, туман. Дети:посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру. Дети: дождливая. Дети:ветреная, холодная, пасмурная,сырая, хмурая, ясная Дети: Ранняя, золотая, поздняя Дети показывают и называют Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Дети: 1.Осень подойдет неслышно, 2.А вторая куст малины, Чуть короче станет день, 3.Третья верная примета: Дети:Да. Втают в круг, произносят пословицы и приметы Пословицы
6.Грибок в кузовок – зимой будет пирожок Приметы
Выполняют, обосновывают почему встали в пару, называют листья деревьев –клён – кленовый и т.п Ответы детей
Дети: Собирают ягоды, грибы. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу). Дети при назывании корешков – приседают, а вершков – подпрыгивают вверх Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет серую шкурку на голубую и делает запасы в кладовых. Дети: Да. Называют лишний объект. Обосновывают свой ответ, доказывают Дети: Перелетные, зимующие Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее. Высказывают предположения Выполняют и отвечают на вопросы воспитателя Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку. Ответы детей | Слайд №5, 6, Слайд 7, Слайд №8, 9,10,11 Слайд №12 Слайд №12, 13 Слайд №14 Дидактическая игра «Деревья» Слайд №15 Слайд №16, 17, 18 Слайд №19 Слайд №20 Слайд № 21,22, 23 Слайд №24 Слайд №25 Дидактическая игра «Птицы» Слайд № 26 | Заключительная часть (рефлексия) | Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом. Эхо лесное, спросить могу? | Проговаривают за воспитателем |
nsportal.ru
ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ.
Цель: дать первоначальные представления о круговороте воды в природе;
Упражнять в подборе слов-определений, слов-действий;
Продолжать учить согласовывать числительные с существительными; употреблять в речи сложные предложения; подбирать рифму;
Развивать слуховое и зрительное внимание; интонационную выразительность речи.
Развивать графические навыки; творческое воображение.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему.
Материалы и оборудование: капелька (игрушка), карточка с изображением четырёх капель вверху и внизу изображение дерева, цветка, лужи и дома на каждого ребёнка; картина с изображением капель, различных по форме; изображение капель на большом листе ватмана для дорисовывания.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ребята, к нам в группу пришла дождевая капелька. Она очень расстроена, потому что её подруги капельки потерялись, а ещё она хочет вернуться домой. Давайте поможем капельке. Как вы думаете, где живёт дождик?
-В какое время года дождя не бывает и почему?
-Какое у вас настроение, когда идёт дождь?
-Давайте скажем по- разному «Дождь идёт» – грустно, весело, спокойно.
-Какой бывает дождь?
-Что делает дождь?
-Идёт дождь и поёт песенку: «Та – то – ту», «То – ты – та», «Та – ти – ту». Повторите.
-Что случится, если долго не будет дождя?
-Продолжите предложение «Дождь – это хорошо, потому что…»,
«Дождь – это плохо, потому что…».
-На что падают дождевые капли?
-Проведите прямые линии так, чтобы на дом, дерево, цветок и в лужу попало по одной капле.
Работа с карточками.
А теперь отправляемся на поиски друзей капельки.
Пальчиковая игра.
Капли раз, капли два
Капли медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Зашумели, зашумели
И на землю полетели.
Рады ёлочки дождю,
Рады уточки в пруду.
И лягушка: ква-ква,
Очень рада я, я.
Дождь сильней всё барабанит,
Он серьёзным делом занят.
Поливает он цветы,
И деревья, и кусты.
А мы зонтики возьмём
Под дождём гулять пойдём.
Дождь становится всё тише,
Мы его шагов не слышим.
Но вокруг лишь погляди
И найдёшь его следы.
Посмотрите, куда попали эти капли?
Что находится под землёй?
Давайте посчитаем капли. Одна капля, две капли и т.д.
Страшно каплям под землёй, решили они взяться за руки. Давайте найдём одинаковые капли и соединим линией.
Упражнение на внимание.
Посмотрите, какая большая капля. На ней написано стихотворение, но некоторые слова намокли, и я не могу их разобрать. Помогите мне, я начну, вы продолжайте, слово в рифму подбирайте.
Игра «Подскажи словечко». Стихотворение Светланы Джус «Про дождик».
Дождик капает по лужам.
Ну, кому? Зачем он нужен?
Дождь, конечно, нужен нам,
А зачем? Ответ я дам!
Там, где капля упадёт,
Там цветочек … (расцветёт).
Травка будет зеленее,
Если дождик льёт … (сильнее).
А ещё нам нужен дождь,
Чтоб заколосилась … (рожь),
Чтоб деревья напоить,
Тоже дождик должен … (лить).
В городе он словно дворник,
Чистит улицу и … (дворик).
Пыль к земле дождь прибивает,
Грязный воздух … (очищает).
Без дождя нам не прожить,
Так что, дождик должен … (лить).
Как вы думаете, что произойдёт с этими каплями? Некоторые капли напоят растения, а другие попадут в подземные реки и озёра. Потекут подземные ручейки, пробьют себе дорогу и выйдут наверх, появится на земле родник с чистой водой, новые ручьи доберутся до рек, а реки до морей. Давайте поиграем в игру «Ручьи – моря».
Игра подвижная «Ручьи –моря».
Давайте поиграем с капельками, превратим их в животных. Дорисуйте эти капли так, чтобы получились мордочки животных и придумайте предложение про свою каплю: с кем она встретилась и что случилось дальше.
Игра «Дорисуй».
Ребята, пока мы рисовали, пригрело солнышко, наша капля стала лёгкой и улетела на небо, в тучку. Она очень рада, что вы помогли ей вернуться домой, она передала вам большое спасибо. Давайте вспомним, какой путь проходят дождевые капли.
По картине отслеживаем путь капли.
Пора и нам возвращаться домой.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы шагаем дружно в ряд.
Раз шажок и два шажок,
Посмелей шагай, дружок.
Вот мы и в группе. Понравилось вам наше путешествие? Вы молодцы. Давайте похвалим себя: ай, какой я молодец, ай, какая умница.
nsportal.ru