Занятие в подготовительной группе буква а – [] . , – .

Содержание

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

(подготовительная группа)

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Ход НОД:

  1. Организационный момент

В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Слышем и Буковкой.

     2.  Основная часть

Знакомство со звуком А.

В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова: август, аист, адрес, астры, альбом.

В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

Злата, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? Дима: А – А – А.

Уточнение артикуляции.

В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает».

В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

В.:  Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.

Упражнения в произнесении звука А.

Игра «Длинный – короткий»

В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

Игра «Эхо»

В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел — шел – шел,                                                   (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел.                                                              (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок,                                                                           (Наклоны вперед.)
Два – грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Три – грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.                                                        (Шагаем на месте.)

Работа с демонстрируемым материалом

Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля, девочку зовут Варя.

В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.

Знакомство с буквой А.

В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома…)

В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

Подведение итога НОД.

В.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква?  Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия “Звук и буква -А-“

Тема: Звук и буква А.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;

в начале и в конце слова, в словах из текста;

знакомство с буквой А, закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква А большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы А к этим полоскам; предметные муляжи фруктов: абрикос, арбуз, апельсин; картинки: пила, метла, лейка, астра, азбука, айва.

 

Ход занятия.

  1. Ребята, вспомните, какой звук мы учили на прошлом занятии? (Звук у). Назовите слова, которые начинаются на звук у.
  2. Вы помните, кто живет в этом домике? (звуки и буквы). А это хозяйка красного домика, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами. Какой первый звук в слове Анна? (Звук А). Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а). Чем мы произносим звук А? (Ртом). Как был рот открыт? (Широко).Правильно, и нет никакой преграды для воздуха. Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть голосом. Нажмите пальчиком на красный кружок, оживите его.
  3. Игра «Поймай звук».

А сейчас мы с вами будем ловить звук а ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук а – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

а-о-у-а-и-а-и-у-ы-а-и-о-у…

  1. Игра «Фруктовый сад».

У Анны возле домика есть фруктовый сад. Анна принесла нам вот такие фрукты. Выставляются муляжи фруктов или картинки: абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Абрикос –  Покажите на полоске, где находится звук а? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Апельсин. Арбуз.

Еще в саду есть нужные инструменты и вещи. Назовите их. Выставляются картинки: пила, метла, лейка. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).

Пила  –  покажите на полоске, где находится звук а? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Метла. Лейка.

  1. Физкультминутка «Аист».

Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение.

– Аист, аист, длинноногий,

Укажи домой дорогу.

Аист отвечает:

– Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).

  1. Послушайте стихотворение:

Астра, азбука, айва    Выставляются картинки.

Начинаются на «а».

И кончаются на «а»

Астра, азбука, айва.

Давайте вместе еще раз скажем эти слова. Что это? Астра. Сколько здесь звуков а? (два). Астра – начинается на а, и заканчивается на а. Айва. Азбука.

  1. Буква А. Выставляется домик для гласных звуков и буква А большая и а маленькая.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква А. Буква А будет жить в красном домике, потому что звук а – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

А – шалашик, посмотри:

Есть скамеечка внутри.

(Объясняем, что такое шалашик – показываем картинку).

Пишем большую и маленькую букву А.

 

8.Итог.

Подарим хозяйке красного домика слова со звуком А.  Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово._ пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.

Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.

 

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по обучению грамоте “Знакомство с буквой А” в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по обучению грамоте

 «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

в подготовительной к школе группе


Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «А».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»

(из азбуки), палочки, рабочая  тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет примету осени.

1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья                Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью                    Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем,          «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем.             Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки,    Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки,      большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист                на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.        Звонко хлопают в ладоши.

2. — Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

6. Знакомство с буквой «А».

– Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

8. Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.

9. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы

nsportal.ru

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Звук и Буква “А”

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

 

ТЕМА: Звук и Буква «А»

 

Цель: Закрепление понятия «гласный звук», выделение заданного гласного звука

           из потока гласных звуков; в начале и в конце слова.

 

Оборудование: доска, проектор, картинки со звуками «А», игрушки со звуками «А»   

                            бумага, карандаши.

 

Ход занятия:

– Ребята мы с вами знаем, что есть город звуков а в нем 2 улицы, одна – синяя, другая –     

   красная. На синей улице в синих домиках живут… согласные звуки, а на красной улице    

   в красных домиках – … гласные звуки.

– Молодцы!

– К нам сегодня пришел гость, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Это старый наш знакомый

он живет на крыше дома.

Длинношеий, длинноносый,

длинноногий, безголосый.

Он летает на охоту за

лягушками к болоту». 

 

– Правильно Аист. Какой первый звук в слове Аист?

   Он живет в красном домике, как вы думаете почему?

   Потому что звук «А» гласный. Аист, ребята познакомит нас со звуками и буквами.

– Аист предлагает нам пропеть звук «А»

   Поём: А –А – А – А – А

– Мы произносим звуки «А» и рот широко открыт, и нет никакой преграды для воздуха.    

   Мы легко пропели звук «А» голосом, поэтому этот звук какой?

–  Гласный!

«Воздух свободно идет через рот

нет препятствий разных

голос участвует, голос завет,

звук называется – гласный!»

 

– А сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай звук»: Приготовьте свои ладошки, я буду   

   произносить цепочку разных звуков, а вы ловить, т.е. хлопать в ладоши, когда услышите   

   звук а

   А – О – У – И – а – а – а – ы – э – А – о   и т. д.

– Молодцы!

– Ребята, у Аиста возле дома есть фруктовый сад. И в нем растут вот такие фрукты –   

   абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. В слове абрикос слышим звук «А», в начале  

   или в конце слова?

– Правильно в начале (так же как апельсин и арбуз).

– Еще в саду есть нужные инструменты – пила, метла, лейка.

– Где мы слышали звук «А» в слове пила?

– В конце, правильно. (так же метла, лейка).

 

– Молодцы! А сейчас такое задание – посмотрите внимательно на картинки и назовите 

   Только те в которых звук «А» в начале сова. (используется проектор)

– Хорошо, а сейчас отдохнем.

 

Физкультминутка.

 

Аист, Аист, длинноногий, укажи домой дрогу

Аист отвечает:

 топай правою нагой

топай левою ногой

снова правою нагой

снова левою нагой

потом правою нагой

потом левою нагой

Вот тогда прейдешь домой.

 

– Теперь я буду называть слова со звуком «А», а вы хлопните в ладоши, если услышите  

   звук «А» в начале слова: аквариум, жук, Айболит, автобус и т. д.

   а теперь звук «А» в конце слова: пчела, слива, груша, гнездо и т. д.

– Молодцы. Теперь мы помогаем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать   

   игрушку, со звуком «А» в начале слова кладите на белый поднос, а со звуком «А» в 

   конце слова – на коричневый.

– А сейчас отгадайте загадку:

«Вот два столба наискосок

а между ними – поясок

ты эту буква знаешь А?

Перет тобою буква А.

   Выставляется буква «А» – большая.

– А что такое буква? Кто знает?

– Буква, это графическое изображение звука. Звуки мы – слышим, а буквы пишем, 

   изображаем.

– А для чего нам нужна большая и маленькая буква?

– С большой буквы пишем имена фамилии.

Стих.

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше всех букв подруг!

Смотрят с почтением

на букву подруги.

Ну почему? За какие заслуги?

 

Буква расти не сама захотела

Букве поручено важное дело!

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высоко роста!

 

Ставится буква у строчки в начале,

чтобы начало все замечали!

Имя, фамилия пишутся с нею,

чтобы заметней им быть и виднее

чтобы звучали громко и гордо

имя твое, улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк

В букве большой – уважения знак!

 

 

– А теперь давайте нарисуем букву «А».

– Каким цветом будем рисовать «А»?

–  красным,

– а маленькую? Правильно то же красным.

– Молодцы у вас красивые буквы. Мы познакомились сегодня с вами со звуками «А» и  

   буквой «А». И жить они будут в красных домиках. 

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Тема : Звук А, буква А

                                        Ход занятия

Оргмомент.

 Логопед: – Здравствуйте ребята! У всех сегодня хорошее настроение?

Дети: – Да,  нет.

Логопед: – Настроение улучшается, когда  светит солнце. Сегодня пасмурно, но у нас может появиться свое солнышко, которое поднимет нам настроение.

Дыхательная гимнастика Вдыхаем носиком и выдыхаем ртом- «Разгоняем тучки» (5-7 раз)

Поднимите левую руку

Психогимнастика «Солнышко» ( Речь с движением)

(«Рисуем» солнышко пальцем одной руки на ладони другой руки.)

«Нарисую солнышко на своей ладошке , пусть оно  сияет , хоть и понарошку».

То же самое на правой руке.

Теперь у нас у всех хорошее настроение!

Садитесь на стульчики.

1. Закрепление пройденного материала

Логопед: – Чему мы  вы учитесь  на наших занятиях?

Дети: – Слышать и различать звуки.

Логопед: -А для чего вам это нужно?

Дети: – Быть внимательными, правильно читать и писать.

Логопед: – Ребята, вы уже узнали, что нас окружают разные звуки . Какие звуки нас окружают?

Дети: – Звуки природы, птиц ,животных,  предметов, звуки человеческой речи.

Логопед: – А звуки речи бывают какими?

Дети: – Которые поются(гласные) и не поются(согласные).

2. Знакомство со звуком А

Логопед: Сегодня я вас познакомлю со звуком, а каким – это вы угадаете сами.

          Август, апрель. Ребята, что я назвала?

Дети: – Месяцы

Логопед:- А сейчас я назову эти месяцы,  выделяя (пропевая ) один звук.

           `август,`апрель.

Какой одинаковый звук  я «пропела»?  

Дети: – Звук А

Логопед: – Раз я его пропела, значит это звук  какой?

Дети: – Гласный.

Логопед: – Гласные звуки, и звук А в том числе, мы будем обозначать красной фишкой. Обратить внимание на то как похожи слова гласный-красный.

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука

Логопед:-Возьмите зеркала и произнесите А-А-А.Что происходит с вашим ртом и языком, когда вы произносите звук А?

Дети: –  губки спокойны;

– рот открыт широко;

-язычок спокойно лежит на «донышке» рта;

– воздух из горлышка выходит свободно

Логопед: -Повторите за мной каждый :  А-А, АА-А, А-АА и т.д.

Дети  повторяют  за логопедом  в том же ритме.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы язычок был сильным и произносил все звуки правильно – он должен сделать гимнастику. Упражнения: «Лошадка», «Футбол», «Качели», «Вкусное варенье», «Киска сердится», «Блинчик», «Иголочка», «Колобок»

Логопед: Давайте вспомним стихотворение о гласных звуках:

Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Аленку баюкать

Дети: Каждый ребенок  поет   АААА ,  меняя  интонацию.

4. Знакомство с буквой А

Логопед: Звук А живет в домике – букве А . (демонстрация)

 На что она похожа?

Дети: – На домик, на крышу.

Самостоятельное выкладывание из счетных палочек по образцу.

Логопед: Букву мы можем увидеть и написать (смастерить), а звук услышать и произнести.

5. Развитие фонематического восприятия

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Когда вы услышите звук А, ловите звук – хлопните в ладоши.

-О,М,А,У, А;

-ОМ,АМ, УК, АК.

– КОТ, АИСТ,  РОТ,  АПЕЛЬСИН, АНЯ, СТОЛ, СТЕНА, КРАН, СТУЛ

6. Динамическая пауза

Логопед: Давайте подвигаемся.

– Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова-правою ногой,

Снова левою ногой,

После – правою ногой,

После-левою ногой, Вот тогда придешь домой.

В процессе выполнения движений дети смотрят на носок правой ноги, левой ноги, на «солнышко». – зрительная гимнастика.

7.  Развитие фонематического восприятия

Логопед: – Поиграем в  игру «Кенгуру»

В  сумку кенгуру (красного цвета) укладываем картинки, в названии которых  есть звук А . ( звук а в словах под ударением)(Совместно)

Обращаем внимание,  что ищем гласный звук и кладем   картинку в сумку  красного цвета.

8. Практическое закрепление пройденного материала

Логопед: Поиграем в игру «Найди и раскрась».

 У каждого на листе три  картинки, выберите  ту, в названии которой есть звук А, раскрасьте ее.

Рефлексия. 

Логопед: С каким звуком вы сегодня познакомились?

Понравилось ли вам занятие? А что больше всего понравилось?

Ребята! Прежде, чем попрощаться скажите мне на ушко по одному слову, в котором есть звук А

nsportal.ru

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: “Гласные звуки и буквы А, О, У, ы, И” – Конспекты занятий – Каталог статей

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

 

Коррекционно – образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к  музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры  по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» – составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья – прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент 

Дети входят в игровую зону. 

 

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся  в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук   «спрятался»   в  начале слова.  

Дети, получают билеты, отвечают.

 

Повторение пройденного.

–  Назовите, все звуки , которые  вы сейчас произносили?

– Логопед: Как называются эти звуки?

– Логопед: Почему они гласные?

 

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение.  Например, в какую игру поиграли? (“Вспоминай-ка”) Мы определяли место звука в слове.

– Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды).

– Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?  

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

 

Игра «Читалочка» –  по  сигналам гласных звуков.

 Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют на доске.

– А теперь выберите сигнал – символ звука, подходящий к вашей картинке – соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

 

3. Сообщение темы занятия

– Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите  как обозначаем звук на письме – буквой.

– Что такое буква-  это то, что мы видим и пишем.  

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.

 

4. Игра  «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

 

– К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы,  с которыми мы познакомились.

– Вот они!

– Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

– Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают   конверт с картинками)

 

 5. Игра  «Заколдованные картинки»

–  Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками – отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой  дружок!

– Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

 

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить  какой гласный звук в слове  находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

– Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

– Гласные буквы (А,О,У,ы,И)  выставлены на доске.

– Почему картинок меньше чем букв?

( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

 

7. Физкультминутка «Веселый кубик».  (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А – начало букваря…”).

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

– У нас есть кубик – помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

– Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

– Кто будет кидать первым?

– Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

– Раз, два, три – дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

– Повторяют на что похожа буква. Стихотворение – шутка.

– Придумывают слова с  заданной  буквой, (например Автомобиль  – и выполняют соответствующее упражнение).  Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это   … , выполняют упражнение,

ИВОЛГА – птица

– Выполняют упражнение – «тело-буква».

 

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы : О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау!
  • Как зовут ослика:  Иа!
  • Малыш плачет: Уа!
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

 

__,   а ___.      Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___у-у-у!

 _______ _________ Уа,уа!

 

 

У       и ,

а  у      и  .

 

У        ..

 

 

   _____  О    .  

(Зайчик мечтает, или думает  о капусте)

 

9. Итог занятия.  Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками – прищепками.

Дерево – дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями   – украсьте дерево  листочком желтого цвета.

Если  вы  испытывали затруднения – оранжевого.

Если было очень трудно –  красного. (Дети у которых  красные и оранжевые листочки  – закрепляют  материал на индивидуальном занятии).

– Какое дерево получилось?

– Осеннее, разноцветное. 

Многие поэты любили это время  года и воспевали его в  своих стихах.

–  О нашем дереве  можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», – что значит  багрец – багровый, красивый, темно-красный, золото – желто – оранжевое.

– Наше путешествие в   страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Ещё по данной теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «АБВГД-ейка приглашает”

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Проделки Опечатки в городе Буквограде»

НОД в форме интерактивной игры по обучению грамоте и развитию речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи

“Звуки [А], [У]”. Конспект подгруппового занятия для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

«Путешествие в Звукоград». Конспект занятия по обучению грамоте

logopeddoma.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: ЗВУК [а] и БУКВА «А»

МДОУ ИРМО «Марковский детский сад комбинированного вида»

КОНСПЕКТ  ФРОНТАЛЬНОГО

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

 ДЕТЕЙ  С ОНР

ТЕМА: ЗВУК  [а] и  БУКВА «А»

Логопед: Евдокимова И.Ю.

сентябрь 2015г.

ТЕМА: ЗВУК  [а] и  БУКВА «А»

Цель: Вырабатывать навык четкого произношения звука [а]. Познакомить с буквой «А»

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Познакомить детей с механизмом образования  звука [а] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Продолжать знакомить  с понятием: «звук», «буква», «гласный звук».

Продолжать учить определять позицию звука в слове, упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.

Совершенствование навыков конструирования.

Коррекционно-развивающие

Развивать фонематический слух и восприятие,  речевое дыхание.

Совершенствовать процессы памяти, мышления, творческого воображения.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные . Воспитывать уважение к ответам товарищей , желание активно работать на занятии.

Оборудование: символы гласных звуков, «логопедический куб» (схемы артикуляционных упражнений), предметная картинка Клоуна Алика, зеркала, фольга для ручной работы, звуковые линейки  на каждого ребенка, мнемосхемы «характеристика звука», «место звука в слове», ноутбук, проектор, экран,   мультимедийная презентация. 

Ход занятия:

I. Организационный момент.  (слайд 1) 

– Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и мне очень хочется им с вами поделиться. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим друг другу хорошее настроение.

Выполняется коммуникативное упражнение «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое,                    (поднимают руки вверх, выполняя «Фонарики»)

Здравствуй, небо голубое,                        (вытягивают руки ладонями вверх)

Здравствуй, вольный ветерок,                  (выполняют плавные движения руками вверх-вниз)

Здравствуй, маленький росток,                (присесть, руки опущены вниз)

Здравствуй, милый мой дружок.              (дети хлопают друг друга по ладошкам)

– Вот теперь мы настроились на работу и полны сил и энергии.

Повторим наше правило: Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

                                            Громко, четко говорим, никогда мы не спешим.

II. Развитие  артикуляционной моторики, речевого дыхания

1. Самомассаж лица.

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев), и снова струйками (поглаживание) (слайд 2)

2. Развитие мимических мышц.

Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились. (слайд 3)(слайд 4)

3.Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения (индивидуальные зеркала) с использованием «логопедического куба»

Для челюсти: открыть широко рот, затем закрыть (под счет до 1 до 5)

Для губ, языка

«Прогулочная» (с использованием логопедического куба)

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит.

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки, ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот – губки тянутся вперед.

На качелях оказался: вверх взлетел и вниз спускался.

То иголка, то лопата, язычок у нас, ребята.

Вот и кончилась прогулка. Язычок, скорей домой.

II Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. Сообщение цели.  

– Сегодня к нам в гости пришел клоун. (картинка)  Кто догадается как его зовут? (Алик) Как вы догадались? (по губам) Алик предлагает нам отправиться в царство гласных звуков, подружимся с со звуком А и познакомимся с новой буквой.

2.  Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам

-Посмотрим в зеркало и произнесем звук[а]. Давайте отметим, в каком положении находятся губы, когда мы произносим этот звук? В каком положении находятся зубы? (открытые) Где находится язычок? (спокойно лежит внизу)

– Давайте проверим, какой это звук: гласный или согласный? (показывается мнемосхема «характеристика звука»). Название «гласный» произошло от слова «глас», «голос». Гласные звуки можно протянуть (Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и произносим звук. Ниточка длинная или короткая?), пропеть (Клоун предлагает пропеть звук). Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи..

– Обозначение звука красным цветом. ( Правило: если гласный, значит красный)

 

3. Упражнение «Низкий звук – высокий звук» (слайд 5)

– Вы научились его правильно произносить. Давайте поиграем вместе с Аликом   и со звуком [а]. На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук [а], а на горке высокий звук [а] Найди и покажи место каждого звука. (Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук [а]) А теперь попробуйте сами, произнося звук [а] и меняя высоту голоса, провести стрелкой по дорожке. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок, проводя стрелкой по дорожке на одном выдохе, менял высоту голоса. Вдох через нос, выдох плавный, длительный через рот)

4. Игра «Поймай звук»  Хлопни, если услышишь звук А (на слух  изолированно) Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук А: ЛУК, БАК, БОК, ЛАК, ТОК, ТАК, МАК, СОМ, МАЛ, СОК)

5. Физминутка.

Утром мы во двор идем                               (шаги на месте)

Листья сыплются дождем                            (взмахи руками перед собой)

Под ногами шелестят                                 (перебирают пальцами)

И летят, летят, летят…                               (взмахи руками, разведенными в стороны)

Все уж спать они хотят.                        (имитация сна)

Словарная работа: листопад,  сыплются дождем

6.Выделение начального ударного гласного. Назови, что изображено на картинках. Найди одинаковый звук в словах (гласный [а]) (слайд 6).

7.  Игра «Найди звук» – определение места звука в слове  (слай7-13)

индивидуальная  работа детей со звуковым линейками

8.  Игра «Доскажи словечко» (слайды 14,15).  

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (автомобиль)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …(Айболит)

9. Звуковой анализ. (слайд)

– Что кричит мальчик, когда заблудился в лесу? (ау) Сколько звуков вы слышите, какой первый звук, второй?     Игра «Живые звуки»  Поменяйте звуки местами, что у нас получилось?   УА  (плачет ребенок)

10. Физминутка «Осенние листочки»

Листья осенние тихо кружатся                  (покружиться, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся           (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят               (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят                 (поднимаются и кружатся)

11.  Знакомство с буквой «А».  (слайд) Звуки мы слышим и говорим, буквы видим и пишем. (слайд)  

– На что похожа буква «А»  

Нарисуй от дома крышу, перекладину внутри,

Сразу букву «А» я вижу, как красиво, посмотри 

Не промочит дождь щенка, крышей будет буква «А». (слайд)

Вот два столба наискосок, а между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А    (слайд)

Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.       (слайд)

– Из каких элементов состоит буква А? (из 3 палочек)

12.  Конструирование буквы «А» Портрет буквы «А» можно сделать из бусинок, ниточки, счетных палочек, вылепить из пластилина (слайд).

– А мы сделаем букву А из фольги (метод сминания)

Пальчиковая гимнастика. (слайд)

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал                 (плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с березки золотой   (загибают по одному пальчику на                   обеих руках, начиная с мизинца)

Вот последний лист с осинки,

Ветер сбросил на тропинку.          (спокойно положить руки на стол)

13.Задание

– Алик предлагает вам в свободное время,  в группе,  раскрасить  букву А, (каким цветом?) картинки, названия которых начинаются на данный звук.

14.  Итог. Оценка. 

– Вот и закончилось наше веселое путешествие с Аликом в царство гласных звуков. С каким звуком мы подружились? (С гласным звуком [а]). Какую букву мы понесем домой) (А) (По предложению логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли, затем дети оценивают каждый свою работу на занятии поднятием руки).

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *