Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Солнышко»
Купинского района Новосибирской области
Конспект открытого занятия
Познавательно-исследовательская деятельность
в старшей группе
Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздя Гвоздовича».
Воспитатель: Гордиенко
Елена Владимировна
2016 год
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздя Гвоздовича».
Направление развития: познавательно-речевое.
Образовательная область: познание
Методические приемы: сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра «Из чего сделано?», элементарные опыты, наблюдения опыта, рассказ – беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей, музыкальное сопровождение.
Активизация словаря: металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий.Обогащение словаря: шероховатый, теплопроводность.
Материалы и оборудование; большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя; таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей; картина с изображением реки, костра; металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая и деревянная ложки; миска с горячей водой; картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки – портреты героев на каждого.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Громче дудочка поёт, на занятие зовёт!
А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадки.
Загадки детям:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки. Как вы думаете, кто их сюда положил? А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведет
Там след кладет.
Любим нос везде совать,
И чертить и рисовать.
Все раскрашиваем самиРазноцветными носами
(карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни рук, ни ног
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук.
(гвоздь)
Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки отгадали.
В гости приходят герои-дети: Гвоздь и Карандаш.
Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?
Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто из них прав.
Дидактическая игра: «Из чего сделано?»
Воспитатель: Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздя Гвоздовича. Назовите, какие предметы делают из дерева?
Дети: Стол, стул, кровать, диван, дверь.
Воспитатель: А какие предметы делают из металла?
Дети: Ложка, вилка, кастрюля, плита.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?
Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит и Гвоздь и Карандаш прав!
Сравнение дерева и металла.
Воспитатель: Но гвоздь все не унимается:
Гвоздь: А у металла поверхность – гладкая! Вот!
Воспитатель: Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.
Отличаются ли они? Чем?
Какие они на ощупь?
Какая поверхность у металлической пластины?
Дети: Гладкая.
Воспитатель: А какая у деревянного бруска?
Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?
Дети: Пластина – холодная.
Брусок – теплый.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Металл – холодный.
Дерево – теплое.
Воспитатель: И Карандаш гордится этим. А еще он говорит, что дерево мягче металла.
Как вы думаете, прав Карандаш?
Давайте проверим.
Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Дерево – мягко, а металл – твердый.
Воспитатель: Но спор не утихает.
Гвоздь говорит, что он очень прочный!
Проверим? Возьмите в руки гвоздик и попробуйте
его сломать. Не получилось? Значит он какой?
Дети: Прочный.
Воспитатель: Теперь попробуйте сломать спичку.
Что можно сказать?
Дети: Спичка – хрупкая.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Дерево – хрупкое.
Металл – прочный.
Гвоздь и Карандаш: Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться.
Воспитатель: Вот и хорошо.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.
Физминутка .
Раз, два, три, четыре (дети маршируют).
Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим (повороты туловища влево и вправо)
И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак –
поворачиваем влево- вправо, изображая руль)
Что там сегодня продают? (повороты вправо-влево).
Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты (приседания).
Воспитатель: Молодцы. Немного отдохнули. А тем временем
Гвоздь Гвоздович и Карандаш отправились в обратный путь, в свою сказочную страну. Шли они шли и вышли к речке (появляется макет). Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь Гвоздович приуныл. Как вы думаете почему?
Ответы детей (гвоздь может утонуть).
Воспитатель: Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
Опыт «Тонет – плывет».
Воспитатель: Дети, возьмите все гвоздь и палочку и опустите в таз с водой.
Дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Металл – тяжелый,
А дерево – легкое.
Воспитатель: Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег?
Дети: Его может перевести Карандаш, плот (ребенок показывает).
Воспитатель: Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.
Гвоздь
Карандаш: А я есть очень хочу!
Гвоздь: Давай сварим уху!
Карандаш: Я пойду рыбу ловить.
Гвоздь: И я пойду.
Карандаш: А кто будет костер разводить?
Воспитатель: Как вы думаете, кому нужно разводить костер, а кто пойдет рыбу ловить?
Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.
Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?
Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.
Воспитатель: металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло».
Сейчас мы убедимся в этом на опыте.
Воспитатель: Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.
Как вы думаете, что произойдет?
Дети: Металлическая ложка нагрелась, а деревянная – нет.
Воспитатель: Это свойство называется – теплопроводность.
Какой вывод можно сделать?
Дети: Металл проводить тепло.
Проблемная ситуация:
Воспитатель: Как же быть Гвоздю Гвоздовичу – все время обжигаться во время еды?
Ответы детей (кушать деревянной ложкой).
Воспитатель: Карандаш поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю Гвоздовичу деревянную ложку.
Поели наши друзья, посидели у костра, решили идти дальше.
Как затушить костер?
Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш.
Закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.
Воспитатель: Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.
Итог:
Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы дарим вам свои фотографии. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали.
Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается.
Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивает магнит, нагревается.
infourok.ru
Тема: Вода и подсолнечное масло .
Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла
Задачи:
Развивающие:
Воспитательные:
— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Предварительная работа:
1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.
— Какое время года?
— Как изменилось вокруг?
Раздается телефонный звонок.
Воспитатель: Извините ,ребята, можно я отвечу .Возможно, что- то важное.
(Телефонный звонок с просьбой ,помочь повару определить , в какой бутылочке масло.)
— Ребята, мне позвонила наш повар , она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода .Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед , а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы ?
Воспитатель: Что такое масло ? Для чего повару масло ? Из чего делают масло и как оно называется?
Дети встают в круг , каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец .)
— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.
— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством .
Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)
Перейдем к исследованию .
Дети подходят к столу . где проводится эксперимент.
В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.
После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
— Читаем ,дети, что у нас получилось на листах.
В какой бутылочке вода? Почему?
Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам .
Сверяемся по контрольному листу воспитателя.
В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.
Что общего? Какой признак поместим в пересечение ?
(посмотреть по листу)
— Все , что окружает нас имеет еще внутреннее строение , которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.
(микроскоп подключен к ноутбуку).
Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.
— Чем отличаются изображения?
(капелька масла желтого цвета)
— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать ?
Хорошее мы дело сделали?
На следующем занятии мы поговорим о том , как делают масло.
А теперь надо отдать масло на кухню , чтобы нам приготовили обед.
Автор: Клишина Валентина Викторовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ№ 189
Месторасположение: г. Оренбург
portal2011.com
Познавательно-исследовательская деятельность
Занятие в старшей группе
« Волшебная кладовая »
Воспитатель
МБДОУ «ДСОВ № 40»
Фощан Ю.Н.
г. Братск – 2015г.
Цель: создание условий для экспериментальной деятельности.
Программное содержание:
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо, а вот от кого оно, вы узнаете, отгадав загадку.
Нору день и ночь копаю
Вовсе солнышка не знаю
Кто найдет мой длинный ход
Сразу скажет – это ….. КРОТ
Молодцы ребята сразу отгадали загадку. Письмо пришло от крота, а вот и его фотография ,послушайте , что он нам пишет:
– Я живу всегда под землей, у меня здесь дом. Есть у меня и кладовка, где я храню свои запасы, она тоже под землей. А земля и почва одно и тоже ? и что такое почва я не знаю, помогите мне разобраться.
Воспитатель : ребята поможем кроту ? Хорошо.
-Что же это за вещество – Почва? из чего состоит? Какими свойствами обладает? Попробуем сегодня разобраться.
-Отправляемся в нашу научную лабораторию и проведем разные опыты, чтобы все узнать о почве.
-У вас на столах есть небольшие емкости с почвой, можете посмотреть, потрогать, понюхать.
– для чего нужна почва ? на что она похожа? Ответы детей.
Воспитатель: почва бывает разная, она питает и кормит растения, а из чего она состоит, мы узнаем, проведя следующие опыты.
1 опыт.
– Ребята возьмите немного почвы, положите на лист бумаги и посмотрите через лупу.
-Что вы увидели?
– Как вы думаете, на что это похоже? , с чем можно сравнить? что может быть в почве?
Воспитатель : через лупу хорошо видны, как ниточки корешки, обломки травинок, листьев, разные песчинки, мелкие соринки.
– А что же еще есть в почве , мы узнаем если опустим небольшой комочек почвы в стакан с водой.
– что вы видите ?
– что стало с почвой?
– что появилось на комочке ? на комочке появились пузырьки, побежали вверх.
– как вы думаете что это?
– правильно это воздух ,
Делаем вывод: значит, в почве есть что? (воздух).
2 опыт.
А теперь размешайте почву в воде палочкой и посмотрим, что произойдет.
– Какая стала вода в стакане? ( мутная, грязная ) А почему?
Воспитатель: мелкие соринки, травинки поднялись на верх, часть земли осела и вода стала мутной.
Ребята мы немного подождем, пока вода посветлеет, а пока посмотрим, что произойдет с почвой если ее нагреть.
В небольшую емкость ( можно использовать жестяную или стеклянную банку) положим немного почвы и нагреем на спиртовке. ( Опыт проводит воспитатель)
Сверху закроем чистым, сухим стеклом.
-Что появилось на стеклышке? ( небольшие капельки) оно запотело.
– как вы думаете, что это? Ответы детей.
Воспитатель: конечно вода (небольшие капельки)
– а откуда она взялась? ( из почвы)
Вывод: под действием нагревания вода в почве превратилась в пар, а наше стеклышко преградило пару дорогу, пар осел на стекле и мы увидели капельки воды. Значит, в почве есть вода.
Уберем наше стекло, и будем смотреть дальше, что произойдет.
– Что происходит? ( идет сероватый дым)
– Чем пахнет почва ? ( костром, дымом)
– Почему?
– В почве перегорают, те травинки, остатки листьев, что мы видели через лупу и в стакане воды.
Как можно назвать это одним словом- перегной.
Делаем вывод: значит, в почве есть перегной.
Перегной черного цвета, в одной почве его больше, в другой меньше, поэтому и почвы бывают разного цвета. А если в почве, будет больше песка- то какая это будет почва?- песчаная.
Теперь мы с вами знаем, что в почве есть воздух, вода, перегной
-А что еще есть в почве ? мы узнаем проведя следующий опыт.
Ребята посмотрите, что стало с водой и почвой в наших стаканах?
– какая стала вода? Ответы детей
– что стало с почвой?
Воспитатель: вода стала светлее, а почва осела на дно.
Осторожно сольем воду из наших стаканов.
Палочкой возьмите немного вещества, который осел на дне.
– Помните его пальцами, на что он похож ?
-как вы думаете?
– правильно, это глина.
– А под глиной, на самом дне внизу, вещество другого цвета, давайте и его посмотрим.
-Как вы думаете, что это за вещество ? на что оно похоже?
– это песок, который осел на дно.
Вывод: значит, в почве есть еще песок и глина.
Воспитатель: ребята, что нового вы узнали о почве?
-Теперь мы можем написать кроту письмо и все рассказать о почве.
А еще мы с вами зарисуем схему.
Дети самостоятельно зарисовывают схемы.
– Ребята, какой опыт вам понравился больше всего?
-Молодцы, все сегодня хорошо потрудились.
Наведем порядок в нашей научной лаборатории.
До новых открытий .
nsportal.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №22 ст. КАВКАЗСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Картотека
познавательно–исследовательской деятельности детей
(старшая группа)
Карточка-1
« Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
Карточка-2
«Потребность растений в воде»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
Карточка-3
«Как вода поступает к листьям»
Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.
Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.
Вывод: вода поднимается вверх по растению.
Карточка-4
«Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.
Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.
Вывод: солнце нагревает предметы.
Карточка-5
«Передача солнечного зайчика»
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Материал: зеркала.
Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)
Карточка-6
«Радуга»
Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
Карточка-7
«Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Карточка-8
«Движение воздуха»
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
Карточка-9
«Буря»
Цель: доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).
Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Карточка-10
«Рассматривание песка через лупу»
Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход: Из чего состоит песок?
Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
Карточка-11
«Песчаный конус»
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: песок – сыпучий материал.
Карточка-12
«Свойства мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, формочки.
Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
Карточка-13
«Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)
Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Карточка-14
«Вода и снег»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?
В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
Карточка-15
«Таяние снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Карточка-16
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
Карточка-17
«Замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.
Карточка-18
«Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
Карточка-19
«Уличные тени»
Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.
Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.
Карточка-20
« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.
Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
Карточка- 21
«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
nsportal.ru
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 5 “Ромашка” г. Белорецк
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе
Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»
Подготовила: Газизова Т.Д
2018 г
Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»
Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения , демонстрировать результат при помощи действия и слова; развивать целостное восприятие , умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать воображение , творческие способности, воспитывать интерес к нетрадиционному виду рисования-рисования солью и с пва клеем.
Вид занятия: интегрированный.
Оборудование: письмо инопланетян в красивом необычном конверте, фото-рисунок инопланетянина, 1 стакан с чистой водой,1 стакан с соленой водой, пачка соли , чайная ложка, зажигалка, пва клей по количеству детей, 1 яйцо, баночка с соли , план-схема последовательности рисования солью, цветные картонки темного, фиолетового цвета, графитные карандаши по количеству детей.
Ход занятия.
Дети встают в круг.
Воспитатель:
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.(Закройте глаза)
Раз, два, три – волшебство скорей приди! »(откройте глазки)
-Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, где мы сейчас оказались?
Да, мы попали в нашу волшебную лабораторию. Садитесь на свои места поудобней и мы начнем экспериментировать. (стук в дверь ,передают письмо воспитателю)
-Ой , ребята, посмотрите , нам пришло письмо(показываю письмо с необычным конвертом).Давайте посмотрим ,от кого же оно?
Письмо: «Уважаемые, Земляне! Мы обращаемся к вам с просьбой. Мы услышали о том, что у вас на Земле вкусная еда, а все это потому , что в еду добавляют соль, когда готовят. Нас заинтересовало это вещество ,так называемый «соль», какие свойства имеет, и что еще необычного можно с ней делать? И мы хотели бы узнать о нем подробнее…»
Воспитатель:
-Вот и нас озадачили…Ребята, нам сначала нужно выяснить что такое соль и какие свойства имеет.
-Что такое соль? (ответы детей)
-Правильно. Соль –это единственный минеральный камень, используемый человеком в пищу, в «естественном» виде- без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита- каменной соли. (показываю картинку)
-Чтобы больше узнать о соли и ответить на письмо инопланетян, проведем опыты.
Опыты.
№1. -Какого цвета соль? (Белого цвета).
№2.-Имеет ли запах? Понюхайте. Нет запаха.
№3.-А какая она на вкус? (соленая, горькая, кислая)
№4.-Давайте подуем на соль и посмотрим, что произойдет? частички соли разлетаются- соль сыпучая.
№5.-В баночку с солью налить немного воды, куда она делась?(вода впиталась в соль)
№6.-А если налить много воды, что теперь? (соль растворилась)
№7.-А теперь берем капельку соленой воды на ложечку и разогреваем на огне.(капелька соленой воды на ложечке ,зажигалка).Помните ребята, что опыты мы проводим только со взрослыми всегда.
– Вот, вода испарилась ,а соль осталась. Значит, соль растворяется в воде, но не испаряется.
№8.- Берем сырое яйцо,2 стакана с водой, в первом стакане чистая вода, а во втором очень-очень соленая.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водой — яйцо опустится на дно стакана.
2. Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо будет плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Закрепление
-А теперь поиграем в игру « Доскажи словечко»
Дидактическая игра « Доскажи словечко»
-соль белого …..цвета.
-соль не имеет …запаха.
-соль на вкус…. Соленая.
-если надуть на соль, то частички соли разлетаются, значит соль-…..сыпучая
-соль в воде…растворяется, но не … .испаряется.
-соль делает воду…плотнее.
-Вот ,ребята ,мы с вами выяснили много свойств соли, я обязательно напишу ответ на письмо инопланетян. А теперь самое интересное ,мы им на память нарисуем космический пейзаж с солью и с пва клеем ,и тоже отправим письмом.
Рисование по план-схеме. Космический пейзаж.
Сыпать сверху, не стараясь обязательно попасть на клей. При стряхивании соль все равно останется на линиях рисунка.
Аккуратно стряхиваем излишки, наклонив лист и слегка постукивая по нему с обратной стороны. Убираем со стола излишки соли в ведёрко.
Берем акварельные краски, кисть и начинаем творческий процесс
Итог.
–О чем вы узнали сегодня в лаборатории?(о свойствах соли)
-как мы узнали о свойствах соли?(проводили опыты)
-Ребята, соль необходима всем людям. Если еда несоленая –совсем невкусная, пресная. Соль полезна для человека, если использовать в меру.
-Спасибо всем за внимание!
infourok.ru
МКДОУ детский сад с. Тимирязево
НОД по познавательно-исследовательской
деятельности в старшей группе.
Воспитатель Рябцева Л. В.
« Любопытная Маша »
Цель: Познакомить детей с разными свойствами предметов. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Оборудование: Кукла Маша. Кувшинки из альбомной и тетрадной бумаги. Два водоема. Стаканы на всех детей. Пластилин. Минеральная вода. Камушки по два на каждого ребёнка. Кисточки, подставка для кисточек. Пластмассовые крышки из под майонеза или картонные квадраты, разносы. Магнитики, мольберт с железной поверхностью. Кусочек шерстяной ткани, ручки, вырезанные мелкие бабочки из бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, как много к нам пришло гостей.
Скажите – здравствуйте им скорей.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель.
– О том, что сказки любите, я знаю.
Поэтому сегодня в мир сказки чудесной вас приглашаю.
Там есть волшебство и там всё интересно.
– Скажите, ребята, а что вы любите делать со сказками – слушать или играть в них?
Дети: Слушать и играть.
Воспитатель: Я сегодня приготовила вам такую сказку, которую можно, и слушать и играть в неё.
– Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: А с кем мы отправимся туда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Девочка смешная
Всегда Мишку достаёт.
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
Воспитатель: Вы узнали героя этой сказки?
Дети: Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши.)
Воспитатель: – Жила-была девочка Маша. Однажды рано утром она услышала, как птички разговаривали о том, что вокруг так много всего интересного. Маша решила поглядеть. Она вышла на улицу и увидела пруд. В нём росли удивительные цветы.
Опыт №1.
– Ребята, что это за цветы?
На пруду большой цветок
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт, растёт
Белая…. (кувшинка).
– Правильно, ребята. Это кувшинка. Встало солнце и кувшинки стали раскрываться. Я предлагаю понаблюдать, как это происходит. Для этого каждый листочек завернем на карандаш вверх, желательно побольше. Ребята, сравните бумагу, из которой сделаны кувшинки. Видите разницу в плотности бумаги?
Дети: – Кувшинки, изготовленные из тетрадной бумаги тоньше, чем кувшинки из альбомных листов, альбомный лист плотнее)
Воспитатель:- А где ещё растут кувшинки?
Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.
Воспитатель: Возьмите по одной кувшинки из тетрадного листа, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: – Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: – Ребята, скажите, отчего так происходит?
Дети: – Потому что, бумажные лепестки намокают, становятся тяжелее и раскрываются.
Воспитатель: – Правильно. Бумага впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.
Теперь возьмите ещё по одной кувшинки из альбомного листа, говорим волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» опустите в воду. Внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: – Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: – Сравните, как быстро раскрывались наши кувшинки?
Дети: – Кувшинки быстрее раскрываются из тонкой бумаги чем из плотной т.к она намокает медлен и медленней распрямляется.
Воспитатель: – Правильно. Кувшинки быстрее раскрываются из тонкой бумаги, т.к она бастре намокает и быстрей распрямляется, а из плотной бумаги дольше, т.к она намокает медлен и медленней распрямляется.
Воспитатель: – Ещё Маша кого-то увидела в водоёме, кто-то всплывал и появлялся на поверхности воды, потом исчезал. Оказывается это были рыбки. Я вам предлагаю посмотреть, как же рыбки всплывают на поверхность воды, а потом исчезают.
Опыт №2
Воспитатель: – Для этого нам понадобиться минеральная газовая вода. Наливаем её в стаканы. Что за пузырьки в воде?
Дети: – Это пузырьки газа в воде, они всплывают на поверхность.
Воспитатель: – Из пластилина делаем маленькие зернышки-рыбки и опускаем в воду. Что же происходит?
Дети: – Сначала они тонут, потом всплывают.
Воспитатель: – Как вы думаете, почему это происходит?
Дети: – Газы выталкивают рыбок вверх, и они всплывают.
Воспитатель: – Почему рыбки опускаются на дно?
Дети: – Газ выходит из воды и рыбки опускаются т.к. становятся тяжелее воды.
Воспитатель: – Правильно. Пузырьки газа выталкивают на поверхность рыбок, как только газ выходит из воды, рыбки становятся тяжелее воды и опускаются на дно.
Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки, и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть.
– Ребята, давайте пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём. Встаньте свободно по залу.
Физминутка «Капля»
Капля раз, капля два (Притопы правой и левой ногой.)
Очень медленно сперва. (Прыжки на носочках, руки на поясе.)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.)
Мы зонты свои раскрыли (Развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)
Воспитатель: – После сильного дождя Маша на листочках увидела впадины с водой, которая с листьев не стекала. Что это происходит?
Опыт №3.
Воспитатель: – Стакан воды накрываем картоном или пластмассовой крышкой. Ладошкой держим и переворачиваем вверх дном. Опускаем руку из под картонка или крышки. Что мы видим?
Дети: – Вода притянула картон, и он не падает.
Воспитатель: – Ещё Маша обратила внимание, что до дождя камушки на дорожке были светлыми, а после дождя они потемнели. Ребята объясните Маше, что же произошло.
Дети: – До дождя камушки были сухими и имели светлый цвет, потом дождь камушки намочил и они стали сырыми и темными.
Опыт №4.
Воспитатель: – Предлагаю с нашими камушками провести волшебное изменение. (Дети один камушек кисточкой смачивают, и он становится темным, сырым. Другой камушек остаётся сухим и светлым)
Воспитатель: Опять на улице стало солнечно, тело и Маша отправилась в сад, где распустились красивые цветы. Маша заметила, что в саду от цветка к цветку летали пчелки и бабочки.
Опыт №5
Воспитатель: – Возьмите пчелок, бабочек и посадите на любой понравившийся вам цветок. (Дети сажают пчелок , бабочек на цветы).
Воспитатель: – Ребята, что произошло, почему наши пчелки и бабочки притянулись к цветам?
Дети: – Наши пчёлки и бабочки на магнитиках, а магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности, цветы у нас находятся на железной доске.
Воспитатель: Правильно, магнит притягивается к железной поверхности.
Опыт №6
Намагничиваться могут и другие предметы, например если потереть край пластмассовой ручки об шерстяную ткань, то она наэлекролизуется и будет притягивать маленьких бабочек из бумаги. Давайте Машу научим такому фокусу. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: – Ребята, вам понравилась сказка и путешествие вместе с Машей?
– Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке. А что интересного сегодня вы узнали?
Дети:
– Что бумажная кувшинка раскрывается в воде, потому что бумага становится мокрой и тяжёлой и лепестки раскрываются.
– Пузырьки газа выталкивают пластилиновых рыбок на поверхность, они всплывают, а потом опускаются на дно т.к становятся тяжелее воды.
– Сухой камушек светлей, а мокрый темнее.
– Магнит притягивает только металлические и железные предметы.
– Наэлекролизованные кончики ручки притягивают мелкие кусочки бумаги
Воспитатель: – Давайте скажем Маше с Мишей до свидания, пожелаем им удачи.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам пора
Скажем до свидания, друзья!
Вступительное слово.
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню
дай попробовать – и я пойму”.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по – научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.
Каждый вопрос ребенка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.
Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!
К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Мы будем его всячески поддерживать.
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 91»
Составила воспитатель
первой кв. категории
Михайлова Л.Н.
г.Нижнекамск,
2015 г.
Цель: Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, твердая, газообразная, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы.
Уточнить знания детей о значении воды в нашей жизни.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, умения договариваться, желание помочь, толерантность. Воспитывать бережное отношение к воде.
Развивающие: стимулировать речевую активность, развивать разговорную речь. Создать условия для развития интереса к познавательной деятельности, логического мышления, внимания, памяти. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. Развивать двигательную активность через подвижную игру.
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способами обнаружения свойств воды.
Основная образовательная область: познание.
Интегрированные образовательные области: коммуникация, художественная литература, здоровье, социализация.
Методы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, игровые, сюрпризный момент, практические, анализ.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, хоровое повторение художественное слово, проблемные вопросы, опыты, сопоставление.
Наглядные средства обучения: оборудование для опытов.
Словарная работа
Обогащение словаря: газообразное.
Активизация словаря: прозрачная, жидкая, твердая, бесцветная.
Предшествующая работа: подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала, раздаточного материала. Подбор опытов, стихов. Чтение методической литературы, разработка конспекта.
Предварительная работа: просмотр и беседа по проектному материалу на тему: «Что такое вода?».
Д/игра «Кому нужна вода» (карточки профессий). Заучивание стихотворения, переклички. Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды и в лед .
Оборудование: ширма, столы, стулья.
Материал: кусок стекла, термос с горячей водой, конверт с письмом, коробочка со льдом, раствор чеснока с резиновой грушей.
Раздаточный материал на каждого ребенка: фартуки, бутылочка с водой, чайные бокалы (2шт), колбочка, чайная ложечка, салфетка, посуда с солью и сахаром, лед.
Структура
I. Вводная часть.
1.Сюрпризный момент.
2. Проблемный вопрос (отгадка загадки о воде).
II.Основная часть.
1.Опыты.Сюрпризный момент. Беседа о значении воды.
III. Итог.
Ход.
Мотивация и включение детей в деятельность.
В: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Петя и Маша мы сейчас находимся в стране знаний. Профессор страны знаний загадал нам загадку, а отгадать нам ее никак не удается. Просим вас помочь. А вы хотите помочь Пете и Маше отгадать эту загадку?
Она таиться может в небесах
И жидкою может быть,
И очень твердой…
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться!
(Если дети угадывают загадку, то предлагается им узнать, что действительно она и жидкою может быть и очень твердой и испаряться на глазах).
А для этого нам нужно превратиться в исследователей и попасть в лабораторию, где мы будем проводить разные опыты. Надевайте фартуки (дети одевают фартуки) и закроем все глаза.1,2,3, повернитесь и в исследователей превратитесь. Вот мы с вами оказались в лаборатории. В лаборатории нужно соблюдать важное условие. Без разрешения ничего руками не трогать. Работать нужно аккуратно и осторожно.
(Дети проходят за столы).
В: Ребята, перед вами стоят бутылочки с водой, налейте каждый в свой бокал немного воды.
В: Теперь скажите: какая вода? (прозрачная, бесцветная, чистая).
В: А еще? (жидкая).
В: А почему она жидкая? (потому что она льется).
В: А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода? (безвкусная).
В: А какая вода без вкуса ? (чистая).
В: Значит, что мы можем сказать: что чистая вода не имеет вкуса.
В: Давайте все повторим: чистая вода не имеет вкуса (хоровое повторение).
В: А теперь понюхайте, что вы можете сказать? (не пахнет).
В: Значит, что мы еще мы можем сказать о воде? Что чистая вода не имеет запаха.
В: А теперь положите в стаканчик ложечку сахара, размешайте и попробуйте .
В: Какая вода? (сладкая).
Значит, вода меняет вкус. А когда вода меняет вкус?
(если дети не догадываются дать ответ , предлагается налить в другой бокал воды и добавить соль).
В: А теперь налейте в другой стаканчик воды и добавьте ложечку соли.
Язычок помочите .Какая вода на вкус? (соленая)
В : Так вот теперь скажите, когда вода меняет вкус ? (когда в воду что-то добавить, она изменяет вкус).
В: А теперь я еще что-то добавлю (чеснок) . А теперь понюхайте воду.
В: Что вы чувствуете? ( вода пахнет).
В: У вас в стаканчиках вода была без запаха?
В: А какая вода была без запаха? (чистая ). Добавили в нее, и она приобрела запах.
Значит, давайте еще сделаем вывод: что чистая вода не имеет вкуса и запаха, а когда в нее что-то добавить, она приобретает вкус или запах.
Стук в дверь.
В: Это кто же к нам в дверь стучится? Может зверь, а может птица.
Это посылка к нам пришла от снеговика. Вы, конечно узнали, что это такое?
В: Берите по одной и положите пока на салфетку.
В: А теперь положите на ладошку и сожмите, посмотрите на руку. Что происходит?
В: Как вы думаете, лед это вода?
Значит, вода может твердой? А когда
В: А почему лед стал таить? (потому что ладошки теплые ).
В: А летом вода может превращаться в лед, как вы думаете? Что летом падает неба? Град. Град это что? (это маленькие капли воды, которые превратились в лед).
В: Значит, что мы можем сказать: что вода может иметь жидкое и твердое состояние.
В : Ребята, у вас на столах есть разные сосуды, налейте туда воду .
А теперь посмотрите сюда (наливает воду на стекло).
Посмотрите, вода имеет форму?
В: А в вашей посуде имеет форму?
В: Что мы можем сказать о воде? Вода принимает форму того сосуда, куда ее наливают.
Д: Дети повторяют хором (вода принимает форму того сосуда в которую ее наливают).
В: Вода какая интересная, куда ее не налей она такой и будет.
В: А теперь еще один интересный опыт, посмотрите сюда (наливает горячую воду в стакан).
В: Как вы думаете это какая вода? А сейчас мы узнаем, какая вода (накрывает стакан стеклом).
Когда наливаем горячую воду ,идет пар, накрываем эту посуду стеклом, мы видим: что пар превращается в капельки воды.
В : Значит, вода имеет еще какое состояние? (газообразное)
Давайте вспомним: какие три состояния может иметь вода?
( жидкое, твердое и газообразное состояние).
В : А теперь послушаем наших экспертов, что они нам скажут о воде.
1-й ребенок. В природе путешествует вода
2-й ребенок. Она не исчезает никогда
3-й ребенок. То в снег превратится, то в лед
4-й ребенок. Растает и снова в поход
5-й ребенок. По горным вершинам, широким долинам
В: То в небо взовьется, дождем обернется
Все: Вас окружает всегда и везде –
Наша волшебница это вода .
В: Ребята, а мы с вами можем прожить без воды?
Сейчас нам Элина прочтет об этом стихотворение.
Мы ее не замечем,
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить :
Без вода нам не прожить.
В: Это точно, вода нужна и людям, животным и растениям. Поэтому ее нужно беречь. Вам понравилось быть исследователями? Мы узнали с вами много интересного. А кому мы сегодня помогли ? Теперь Петя и Маша узнали, что же это может таиться в небесах, и жидкою может быть и твердой, в глубине земли скрываться, и испаряться на глазах.
Каждый из вас сегодня был очень внимательным, аккуратным, любознательным. Спасибо вам всем за вашу помощь и старание.
nsportal.ru