Занятие для дошкольников времена года – Конспект занятия «Времена года» – «Дошколёнок.ру»

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия ” Времена года”

Конспект занятия для детей

 старшего дошкольного возраста

 по познавательному развитию на тему

 «Времена года»

                                                                           

ст. Кущевская

МБДОУ д/с ОВ №4

Воспитатель: Арсеньева Е.Е.

2014г.

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности: непосредственно – образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Времена года»

Цель: формировать первичное представление об объектах окружающего мира.

Программное содержание

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.

Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем загадок.

Воспитательные задачи : воспитывать  у детей любовь к природе и видеть ее красоту.

Предварительная работа: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», загадки о временах года, рассматривание альбомов «Времена года», « Зимующие и перелетные птицы», репродукций картин, дидактическая игра «Полезные продукты», « Овощи и фрукты».

Словарная работа : зимующие птицы: синица, снегирь, клест, дятел; перелетные птицы: трясогузка, иволга, скворец, зяблик, дрозд, жаворонок, ласточка, соловей, кукушка, грач; полезные продукты; сентябрь,  октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация

«Времена года», муляжи: фрукты, овощи; воздушные шары, мяч, картинки перелетных и зимующих птиц, макет дерева, две корзинки, подносы, значки достижения, фонограмма «Времена года»,

 Ход деятельности.        

Воспитатель: Ребята,  давайте поздороваемся друг с другом – улыбнитесь друг другу.

Здравствуй, небо  голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй,  матушка  Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что это у нас на экране?

Дети: Замок

Воспитатель: Как вы думаете, кто в нем живет?

Ответы детей.

Воспитатель: Далеко-далеко, высоко- высоко, в удивительном воздушном дворце живут – поживают Круглый год и четыре его дочери (слайд 1). А как их зовут, вы узнаете из моих загадок (слайд 2) . Если вы ответите правильно, то они появятся на экране.

Воспитатель: Желтой краской крашу я

                          Поле, лес, долины.

                           И люблю я шум дождя,

                            Назови-ка ты меня!          

Дети: Осень

Воспитатель: Почему вы думаете, что это осень?

Дети: Потому что, осенью листья желтеют, идет дождь.

Воспитатель: Правильно, ребята – это осень (слайд 5).

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь  реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Зимой холодно, вода превратилась в лед, медведь впал в спячку, заяц стал белым.

Воспитатель: Молодцы. А на экране появилась  картинка зимы (слайд 5)

                                Тает снежок, ожил лужок.

                                День прибывает. Когда это бывает?

Дети: Весной

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Весной тает снег, появляются первые цветы, день прибавляется.

Воспитатель: Правильно, на  экране вы видите  картинку весны (слайд 5)

                                Солнца яркого лучи,

                                 Так приятны, горячи,

                                  На полях цветут цветы,

                                  Необычной красоты.

                                  Рубином ягоды горят,

                                  Пора каникул для ребят.

                                   Кто скажет, кто знает,

                                    Когда это бывает?                

Дети: Летом.

Воспитатель: Какие молодцы – это лето (слайд 5). Ребята, о чем  эти загадки?

Дети: О  временах года.

Воспитатель: А вы хотели бы отправиться в сказку к Круглому году и его дочерям?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня?

Дети: Воздушные шары.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: 4 шара.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Оранжевого, белого, зеленого, красного.

Воспитатель: А что напоминают вам эти шарики?

Ответы  детей.

Воспитатель: Давайте  полетим в путешествие на воздушных шариках. Для того чтобы отправиться в сказку нам надо произнести волшебные слова и тогда мы отправимся и тогда мы отправимся в путешествие!

Звучит музыка. Реснички опускаются – глазки закрываются,

                              Реснички открываются – сказка начинается.

Воспитатель: А куда же мы попали? Наверно во дворец к Круглому году и его дочерям.

Ответы детей.

Воспитатель: А к какому времени года подходит цвет этого шарика?

Дети: К осени.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что листья на деревьях желтого, оранжевого, красного цвета.

Воспитатель: Правильно, мы попали в гости к осени (слайд 6).

А вы знаете, что каждое время года имеет трех сыновей. А как вы думаете, кто эти сыновья?

Дети:  месяцы.

Воспитатель: А сколько их?

Воспитатель: Назовите трех сыновей осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Правильно (слайд 7).А вот и сыновья осени. А чем встречает нас осень?

Дети: Осенними листьями.

Воспитатель: Ребята, а что это на осенней полянке?

Дети: Клубок.

Воспитатель: Он говорит, что хочет с вами поиграть в игру « Продолжи предложение»

Воспитатель:  Осенью птицы улетают…(в теплые края),

                            Листья осенью…(желтеют и опадают),

                            Звери готовят…(запасы на зиму),    

                            Люди собирают…(урожай),

Воспитатель: А что нам дарит осень?

Дети:  Осень дарит нам урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: А чем полезны для нас овощи и фрукты?

Дети: В них содержится много витаминов.

Воспитатель: А зачем нужно кушать овощи и фрукты?

Дети: Чтобы не болеть зимой.

Воспитатель: Клубок предлагает подойти к осенней  полянке ,и поиграть в игру «Полезные продукты». Давайте , разделимся на 2 команды. Первая команда – выберет фрукты и овощи, из которых можно приготовить полезный, витаминный сок. Вторая команда  выберет продуты ,из которых можно приготовить вкусный, полезный салат.

Воспитатель: Какой сок  получится из этих фруктов?

Дети : Яблочный, грушевый, ананасовый, виноградный, апельсиновый.

Воспитатель: Какой салат получится из этих овощей?

Дети: Морковный, капустный, огуречный, свекольный.

Воспитатель: Молодцы, обе команды справились с заданием.

Воспитатель: А теперь мы продолжаем наше путешествие на белом шаре. С каким временем года связан этот цвет?

Дети: С зимой.

Воспитатель: Правильно. И на экране мы видим….?

Дети: Зиму (слайд 8).

Воспитатель: А  чем встречает нас зима?

Дети: Снегом, снежинками.

Воспитатель: Ребята, зима приглашает нас в гости на свою снежную полянку. Ой, на полянке  лежит клубок! Каким он цветом?

Дети: Белый.

Воспитатель: А почему?

Воспитатель: Он хочет задать вам вопросы по своему времени года.

                          Зимой бывает сильный…(мороз),

                           Река покрыта прозрачным…(льдом),

                           Зимой дети играют в…(снежки),

                            На крышах висят…(сосульки).              

Воспитатель: Ой, сколько холодных слов вы назвали, я даже немного замерзла! А вы?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам немного погреться и поиграть.

«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,

И Снегурку лепим мы, лепим мы , лепим мы,

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы».

Воспитатель: Ну, что согрелись? Теперь можно и сыновей зимы назвать.

Дети: Декабрь, январь, февраль (слайд 9) .

Воспитатель: Встречайте, вот они!

Воспитатель: Ну, что ж, а кто уже догадался, какого цвета будет следующий шарик?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что после зимы идет весна.

Воспитатель: Посмотрите, на экране появилась картинка весны (слайд 10 ). Какого цвета больше  на картине?

Дети: Белого.

Воспитатель: А почему мы тогда  взяли все-таки зеленый, а не белый шарик?

Дети:  Потому, что на картинке изображены  белые цветущие деревья.

Воспитатель: А когда цветут деревья?

Дети: Весной.

Воспитатель: Назовите мне сыновей весны?

Дети: Март, апрель, май (слайд 11).

Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас появился опять волшебный клубок! Из какого он времени года?

Дети: Из весны.

Воспитатель: А давайте научим его играть в нашу знакомую игру « Продолжи предложение»

                            Весной на деревьях появляются…(почки),

                            Весной появляются первые…(цветы),

                             Начинает расти зеленая…(трава),

                             Птицы начинают вить…(гнезда),

                   

Воспитатель: А как называются птицы, которые прилетают из теплых краев?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц?

Дети: Иволга, ласточка, жаворонок, зяблик, кукушка, скворец, трясогузка, соловей.

Воспитатель: А кроме перелетных птиц – есть еще и…?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Дети : Синица, снегирь, клест, дятел.

Воспитатель: А каких птиц можно поселить в наш весенний сад?

Дети: Перелетных.

Воспитатель: Я предлагаю подойти к  весенней полянке, выбрать одну из птиц и посадить на дерево.

Воспитатель: Как можно назвать, одним словом этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Послушайте, как красиво поют птицы.

Воспитатель: Обратите внимание, у меня остался последний воздушный  шарик. Какого он  цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: Правильно, а к какому времени года он подходит больше всего?

Дети: К лету.

Воспитатель: Почему вы так думает?

Дети: Летом светит красное солнышко, жарко, цветут яркие цветы, загорелые лица детей.
Воспитатель: Правильно мы попали в гости к лету! (слайд12).А какие летние месяцы вы знаете?

Дети: Июнь, июль, август (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, а вот и летняя полянка нас встречает! Ой, среди цветов спрятался волшебный клубок. Давайте с ним поиграем?

Дети: Да

Воспитатель: Назови самое жаркое время года?

Назови летний месяц?

Какие еще летние месяцы ты знаешь?

В какое время года можно купаться в реке?

Как ты думаешь, каким природным явлением лето выражает радость?

Как ты думаешь,  каким природным явлением лето выражает печаль?

Можно ли летом играть в снежки?

Можно ли летом ходить без головного убора? Почему?

 Ответы детей.

Воспитатель: На экране появляется воздушный замок, путешествие подошло к концу и  нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам нужно произнести волшебные слова

Реснички опускаются – глазки закрываются,

Реснички открываются – садик появляется.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Круглый год и его дочери очень рады, что у них побывали такие знатоки. Они с нами прощаются и ждут нас в гости каждый в свое время.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста:

Чему  вы сегодня научились?

Что нового узнали?

Что тебе удалось больше всего?

Что было самым тяжелым (веселым, интересным)?

Кого  можно похвалить?

Что не хотелось делать и почему?

Воспитатель: Ребята, посмотрите  на столе лежат картинки достижений.

Солнышко – я старался, все получилось.

Солнышко с тучкой – я старался, но не все получилось.

Каждый из вас выберет  ту картинку, которая подходит для него. Поднимите ее вверх.

Воспитатель: Вы сегодня все очень старались, и я дарю вам эти солнышки.

Чтобы солнце всем сияло,

Чтобы горя не бывало,

Все мы за руки возьмемся

И друзьям мы улыбнемся.

                           

                           

                                             

   

nsportal.ru

Конспект занятия “Времена года”

МДОУ «ЦРР – детский сад «Росинка»

Конспект подгруппового занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе

на тему:

«Времена года»

Составила и провела

учитель-дефектолог

Рытова Марина Викторовна

Нерехта 2013 г.

Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

Программные задачи:

Обучающие:

1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

 2. Закреплять названия  месяцев.

3. Учить отгадывать загадки про времена года, первоцветы.

4. Учить детей пониманию зашумленности изображения.

5. Учить соотносить деревья и принадлежащие им листья.

6. Учить исправлять ошибки на картине.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.

2. Развивать зрительное  внимание и восприятие.

3. Развивать речь  детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.

4.Развивать координацию речи с движением.

5.Развивать скорость и полноту зрительного восприятия.

6.Развивать глазомер у детей.

7.Развивать мелкую моторику.

8. Учить легко ориентироваться на слово педагога.

Воспитательные:

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

2.Развивать коммуникативные навыки – желание совместно выполнять задания и получать результат.

3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

4.Воспитывать интерес и любовь к природе.

Методы и приемы:

1.Наглядный

2. Игровой

3. Словесный

4. Практический

Материал:  часы «Времена года», домики времен года “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; картинки-символы, разрезная картинка “Выложи снеговика” (части снеговика), перфокарты (перелётные птицы и домики), загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», тренажер – дорожка «Посади бабочку на цветок» ( цветы и бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (контуры грибов наложенные друг на друга), «Что перепутал художник» (картинка), лабиринт (помоги деду Морозу добраться до деревни), листья деревьев: березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, фломастеры.

Предварительная работа:

1.Знакомство с временами года, месяцами.

2.Рассматривание листьев и соотношение их с деревьями.

3. Отгадывание загадок про времена года, первоцветы.

4. Учились определять зашумленные изображения, обводить по контуру.

5.Выполняли задания – лабиринты.

Индивидуально-деференцированный подход – согласно зрительному диагнозу детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

– Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА”(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора – месяцы):

– Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают  все времена года и их месяцы.

– Сколько всего времён года? (Четыре)

– У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у них у всех свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

2.Основная часть

Путешествие  к зиме.

– Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

– Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.

 Подходит к схеме “ВРЕМЕНА ГОДА” и переводит стрелку на “зиму”

– Мы отправляемся в гости к зиме.

Домик ЗИМЫ

– А  вот и домик зимы. (Прикрепляет на ковролин синий домик с окошками)

– Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)

 – А теперь подберите картинки в зимний домик, что подходит к зиме? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Игра “Выложи снеговика” 

– Сейчас мы с вами будем собирать снеговиков. (Дети собирают снеговиков из деталей)

Д/и игра «Лабиринт»

А еще зимой у нас наступает какой праздник? (Новый год), правильно, приходит к нам Дед Мороз с подарками. Вот и мы сейчас поможем Деду Морозу добраться до деревни и подарить подарки детям (помоги Деду Морозу добраться до деревни).

Путешествие  к весне.

 – В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает –
Когда это бывает? (Весной)

Подходит к схеме “ВРЕМЕНА ГОДА” и переводит стрелку на “весну”

Домик ВЕСНЫ

–   А вот и её домик. (Прикрепляет на ковролин  зелёный домик с окошками)

– Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)

 – А теперь подберите картинки в  домик, что подходит к весне? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Игра «Птицы и домики»

– Весной к нам возвращаются перелётные птицы. А вы хотите увидеть этих птиц?

Вот вам задание, вам нужно птиц определить в свои домики (перфокарты)

Отгадывание загадок о первоцветах.

– Весной появляются первые цветы, как мы их называем (первоцветы). Отгадайте загадки о цветах, они и вырастут.

1. Первым вылез из землицы

На проталине

Он мороза не боится

Хоть и маленький (подснежник)

2. Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух,

И превратился в пух (одуванчик)

3. Я знаменита не цветами

А необычными листами:

То твердыми, холодными

То мягкими и теплыми (мать-и-мачеха)

4. Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (ландыш)

(Дети отгадывают загадки, педагог выставляет картинки – цветы: подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, ландыш).

В гостях у какого времени года мы побывали? ( у весны). А теперь отравляемся в следующее время года.

Путешествие  в лето.

“Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не глянешь

Всё кругом светло

По лугу пестреют

Яркие цветы

Золотом облиты

Тёмные кусты.”

– Как вы думаете, в какое время года мы попали?

-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

– Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО

Подходит к схеме “ВРЕМЕНА ГОДА” и переводит стрелку на “лето”

Домик ЛЕТА

–   А вот и  домик лета (Прикрепляет на ковролин  красный домик с окошками)

– Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)

– А теперь подберите картинки в  домик, что бывает летом? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Тренажер – дорожка «Посади бабочку на цветок» Идите все ко мне! Вот мы и на лугу. Посмотрите, как много здесь бабочек. Посадите бочек на цветы такого же цвета. Каждый по очереди будет и проводить пальчиком по дорожке.

– (Дети выбирают цветы, «Сажают» на них бабочек и называют их цвет).

Игра “Путаница”.

Дефектолог  обращает внимание на странную картину, которую нарисовал художник. Ребята, художник пытался изобразить лето, как вы думаете, получилось ли у него это сделать. Всё ли правильно нарисовал художник? Дети рассматривают картину.

– Дефектолог предлагает исправить ошибки.

В гостях у какого времени года мы побывали? ( у лета). А теперь отравляемся в следующее время года.

Путешествие  в осень.

“Пусты поля, мокнет земля,

Лес облетает, когда это бывает”

(Осенью.)

Подходит к схеме “ВРЕМЕНА ГОДА” и переводит стрелку на “осень”

Домик ОСЕНИ

–   А вот и  домик осени (Прикрепляет на ковролин  желтый домик с окошками)

– Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 – А теперь подберите картинки в  домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Игра «Съедобные – несъедобные»


– Осенью в лесу можно собирать грибы. А кто знает: какие грибы можно собирать? ( Дети называют съедобные и несъедобные грибы)

Посмотрите, здесь изображены грибы, вам нужно обвести по контуру только съедобные.

Зрительная гимнастика «Послушные глазки»

– Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

-Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

-А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

– Нарисуем букву «О», получается легко,

-Вверх поднимем, вниз опустим

-Вправо, влево повернем, заниматься вновь начнем.

Игра «С какого дерева, какой лист?»

– Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

Дефектолог  разбрасывает листочки и предлагает детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют.

Итог занятия.

– Вот и закончилось наше путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

– Сколько всего времён года? Назовите их.

– А сколько месяцев в году?

Молодцы, можно отдыхать.

infourok.ru

Коррекционно-развивающие занятие для дошкольников “Времена года”

МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

конспект коррекционно-развивающего занятия

тема: «Времена года»

психолого-педагогическое сопровождение дошкольников

Автор- составитель:

педагог-психолог, Дунаева Н.А.

г. Новочебоксарск, 2017

Программное содержание.

Цель: систематизировать представления детей о времени года.

Задачи:

Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках присущих временам года; учить находить признаки самостоятельно; расширять словарный запас.

Развивающие: развивать мышление, внимание; память; умение сравнивать; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать художественные и творческие способности;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Продолжительность занятия: 25 минут

Ход занятия.

Дети заходят в зал под музыку.

Психолог: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

– А в какое, вы узнаете из сюжета (СЛАЙД)

– О чем же мы будем говорить с вами? Как выдумаете?

(Ответы детей. О временах года).

– Сколько времен года? (Ответы детей. 4).

– Какие времена года вы знаете?

Отгадайте, о каком времени года говорится в загадках?

  1. Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

(Зимой)

  1. Тает снежок,

Ожил лужок,

Подснежник расцветает

Когда это бывает?

(Весной).

  1. Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

(Летом)

  1. Несу я урожай,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек

Я …….. (Осень).

Психолог: Молодцы, как вы и сказали всего 4 времени года (весна, лето, осень, зима).

Все времена года сменяются по очереди, за летом идет осень, за зимой весна.

игра «Назови соседей»

Назовите мне, пожалуйста, соседей ко времени года весна …, зима… ,те которые идут до и после указанного.

Конверт с письмами от времен года

Игра «Бывает-небывает»

– Ой, какое необычное письмо поступило на электронную почту от времен года. Ребята вам, нужно быть особенно внимательными. Времена года нарочно допустили ошибки в своем письме, когда вы услышите, что данные признаки не подходят к времени года, должны фиксировать ошибки хлопком в ладоши.

Послушайте

Летом я: загораю, купаюсь, катаюсь на лыжах, играю в песке, леплю снеговика, хожу в шортах, отмечаю женский праздник 8 Марта, собираю в лесу землянику.

Осенью я: собираю опавшие листья, выкапываю картошку в огороде, встречаю Новый год, хожу в лес за грибами, вешаю скворечники, хожу в валенках.

Весной я: снимаю теплую одежду, встречаю перелетных птиц, купаюсь в речке, сажаю рассаду в огороде, собираю в лесу подснежники, заготавливаю на зиму овощи.

Зимой я: катаюсь на коньках, катаюсь на лыжах, загораю, чищу дорожки от снега, играю в снежки, катаюсь с горы на ледянке, собираю в лесу ягоды и грибы, жду в гости Деда Мороза.

Психолог: Молодцы, вы были очень внимательными

Игра «Чего не достаёт?»

Психолог: Вот такие дары принесла осень, как вы думаете, какого предмета недостает во втором ряду. Посмотрите внимательно, подумайте. Предметы в ряд и в столбец не должны повторятся. (СЛАЙД)

(Ответ детей)

Игра «Что лишнее?»

Психолог: Еще одно задание приготовили нам времена года. Ребята, вам нужно посмотреть, и определит какая одна из четырех картинок лишняя, и почему? (Ответы детей)

– Посмотрите, пожалуйста, и скажите мне, какая из этих картинок лишняя и почему? (СЛАЙД мальки катающийся на лыжах)

(Ответы детей)

– Как вы думаете, что здесь лишнее (СЛАЙД мальчик вешающий кормушку для птиц)

(Ответы детей)

– А, что же здесь лишнее (СЛАЙД мужчина сметающий листву)

(Ответы детей)

Физкультминутка «Бабочка».

Психолог призывает детей к себя, и стоя выполняют движения.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз присела, два присела

И за стол тихонько села.

Дети встают корточек и открывают глаза,

Тянутся вверх на носочки, и улыбаются, наклоняясь вперед

Приседают, поворачивая корпус тела то в прав, то влево

Идут за стол и садятся.

Дети садятся за столы. Работа на индивидуальных бланках.

Психолог: Ребята, найдите в первом ряду картинку наиболее подходящую к времени года «Осень» и обведите в кружок,

Во втором – лето

В третьем – зима

В четвертом – весна.

Проверим?

– Молодцы справились.

бланк «Найди и вычеркни и обведи»

– Ребята, посмотрите внимательно, вот такие дары принесла нам осень вам нужно зачеркнуть одной чертой все овощи, все фрукты обвести в кружок. (СЛАЙД бланк «Найди вычеркни и обведи»)

– Давайте проверим, сколько предметов вы вычеркнули и обвели в первом ряду назовите (Ответы детей)во втором и т.д.

Бланк «Что нужно мальчику ?»

– раскрасьте, пожалуйста, предметы красным цветом, что пригодится мальчику летом, а синим, то что зимой.

Давайте проверим. Правильно.

– Молодцы.

Психолог:. Ай, да молодцы, вы были очень внимательными (психолог смотрит на время). Ой как уже много времени, нам пора возвращаться в детский сад. И так, устраивайтесь по удобнее на своих стульчиках, закрывайте глазки (звучит музыка)

1,2,3, – в детский сад скорей лети!

Вот мы с вами и снова в нашем любимом детском саду. Сколько же много интересного и познавательного мы с вами узнали в необычном путешествии. Вам понравилось такое путешествие?

Обратная связь.

Вопросы к детям:

Назовите самое холодное время года?

А какие вам еще известны времена года?

Какие природные явления происходят в это время года?

Что нового и интересного вы узнали на занятии.

Спасибо. До свидания.

Обведи в кружок соответствующие осени , лету, зиме, весне.

Найди вычеркни и обведи

multiurok.ru

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: Времена года

Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 Московского района Санкт-Петербурга»

                  Конспект открытого мероприятия

                  с использованием современных

                   образовательных технологий:

             информационно-коммуникативных,

                 здоровьесберегающих, игровых

                      Тема: «ВРЕМЕНА ГОДА»

                                                 

                                                                                                                  Воспитатель подготовительной группы

                                                                                                                           Кондор Елены Бруновны

                                                                        Санкт-Петербург

                                                                                 2012 г.

                                      Времена года

Цели: Закрепление знаний о временах года, месяцах.

Задачи: Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы.

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь к природе.

Ход:

Воспитатель: – Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

– Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте – ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).

Воспитатель: – А чтобы начать наше путешествие, отгадайте загадку: 

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не находят.

Кто они такие?

Воспитатель: – А если двенадцать месяцев, то, как это назвать? 

Дети: год        

Воспитатель: – Кто догадался, где мы сегодня с вами будем путешествовать?

Дети: по временам года

Воспитатель: – Перед вами круг, это целый год.

Воспитатель: – Сколько всего времен года? 

Дети: Четыре: весна, зима, лето, осень

Воспитатель: – Если круг это целый год, то одно время года какую часть будет составлять? 

Дети: Одну четвертую

Воспитатель: – А чтобы узнать с какого времени года мы начинаем наше путешествие, отгадайте загадку:

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под елкой снег лежит.

Воспитатель: – На наших кругах мы открываем одну четвертую.

Проверим, какие буквы мы видим? (МАМ)

Кто догадался, что они обозначают?

Дети: Это первые буквы весенних месяцев: март, апрель, май

Воспитатель: – Какие весенние явления природы вы знаете?

Дети: Капель, тает снег, земля прогревается, появляются первые цветы, трава, распускаются почки на деревьях, солнце греет, день становится длиннее, а ночь короче.

Воспитатель:

– Кто весну на крыльях приносит?

(птицы.)

– Как называются эти птицы?

(перелетные.)

– А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

(зимующие)

Физминутка. Подвижная игра « Зимующие и перелетные».

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

Воспитатель: – Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – « летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать – не зевать, только верно называть».

Воспитатель: – Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться,

С рыбками плескаться.

Солнце разогрело Землю, земля ожила, проснулась, и наступило… (Лето)

Воспитатель: – Сколько ещё частей мы откроем на нашем круге?

Дети: Одну четвертую

Воспитатель: – Сколько всего частей открылось? 

Дети: Две

Воспитатель: – Какая часть получилась? 

Дети: Одна вторая или половина года

Воспитатель: – У нас говорят полгода. Какие буквы вы видите? ИИА

Назовите летние месяцы

Дети: июнь, июль, август

Воспитатель: – Давайте вспомним, какое лето в нашем краю?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: – Давайте и мы с вами погуляем по лужайке и полюбуемся цветами. А какие цветы мы увидим, вы узнаете, если правильно по порядку расставите цифры и соответствующие буквы.

Ребус:

Дети работают.

Воспитатель: – Послушайте внимательно стихотворение:

Семилетняя Иринка

Рвет ромашки и поет:

Я люблю весну с ручьями

Лето с пышными цветами

Осень с ласковым дождем

Зиму с горкой и катком.

Воспитатель: – А теперь скажите, сколько лет Иринке?

Дети: Семь

Воспитатель: – Не успели оглянуться, как пролетело лето, и наступила осень.

– Открываем ещё одну часть. Сколько всего частей открыто?

(Три четвертых).

Воспитатель: – Какие осенние месяцы вы знаете?

Воспитатель: – Что мы знаем о осени?

Дети: Ответы.

Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

Воспитатель: – Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.

Воспитатель:  – Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.

Дети: Cоставляют описательные рассказы об овощах и фруктах

(один ребенок рассказывает, остальные дополняют). 

Воспитатель:  – Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

Воспитатель:  – Чем осень может огорчить?         

(пасмурной, дождливой погодой)

Зрительная гимнастика: – Наш листочек растет на самой макушке дерева, (подняли только глаза), а теперь он медленно падает на землю. А вот ветер закружил наш листик, а, теперь, плавно качаясь, из стороны в стороны падает на землю.

Воспитатель: – Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

Воспитатель: – Вот и опал с дерева последний листочек, наступили холода, и пришла… Зима.

Откроем еще одну часть. Назовите зимние месяцы(ответы детей)

Воспитатель: – Какой самый главный зимний праздник? (ответы детей)

У нас было много подарков, может, что-то осталось?

Воспитатель: – У нас все окружающие предметы напоминают геометрические формы. Возьмите картинку на столе, выходите в группу и найдите соответствующую геометрическую форму.

Дидактическая игра: « Подбери к форме»

Воспитатель: – Давайте спросим у воды, сможет ли она принять такие формы? 

Дети: Сможет, когда замерзнет        

Воспитатель: – Вот и прошла Зима. После зимы наступит снова… Весна.

Вернулись мы к началу путешествия. Мы с вами двигались по кругу. Когда проходят все четыре времени года, проходит целый год.

Какие еще явления в нашей жизни проходят по кругу?

Воспитатель: – Какое время года можно назвать утро – года? 

Дети: Весну

Воспитатель: – Давайте подберем к каждому времени года соответствующую, часть суток день будет… (лето)

вечер …(осень)

ночь -…(зима)

Воспитатель: – Вот мы и побывали в гостях у всех времен года.

Вспомнили названия всех двенадцати месяцев.

– Нам пора возвращаться. Где же наше колечко?

(Находим колечко, а под ним маленькие календари).

Воспитатель: – Ребята, а где мы можем увидеть все месяцы сразу?

Дети: В календаре

Воспитатель: – Смотрите календари. Это вам на память о нашем путешествии.

Рассматриваем календари, находим двенадцать месяцев.

nsportal.ru

Игровое занятия для дошкольников 4-6 лет «Времена года»

Цель. Формирование понятия о характерных признаках времён года, знакомство детей с месяцами года.

Задачи. Уточнить представление детей о временах года. Закрепить их знания о месяцах года через игровую деятельность.

В инсценировке участвуют 16 детей (4 времени года и 12 месяцев). Исполнители вместе с родителями готовят костюмы для данного занятия.

Используется реквизит: реальные или самодельные листики и цветы, образ солнышка, изготовленные снежинки и др.

Зал украшен элементами всех времён года в последовательности их наступления.

После завершения фрагмента, посвящённого определённому времени года, можно включить номера художественной самодеятельности (песни, танцы, игру на музыкальных инструментах и т.п.). В этом случае игровое занятие может быть расширено до праздничного мероприятия.

В занятии можно использовать музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, либо другие мелодии, посвящённые временам года.

В подвижных играх принимают участие все дети, присутствующие в зале.

Весна красна!

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах весенних месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Весну.

Весенние Месяцы. Весна красна! Весна красна! Весна красна!

Вперёд выходит девочка в костюме Весны и обходит каждый Месяц по кругу. Потом, она возвращается в центр и становится впереди.

Весна. Стали дни светлее,

Ярче и длиннее, –

Дети, взявшись за руки, поднимая их вверх, приветствуют Весну.

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Солнышко лучится,

А зверькам не спится, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Лопаются почки,

Вырастут листочки, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Птицы прилетают,

Гнёздышки свивают, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Мячики, скакалки,

Игры и считалки, –

Месяцы идут по кругу вокруг Весны и повторяют:

Весенние Месяцы. Это Весна красна! Это Весна красна! Это Весна красна!

Затем Весенние Месяцы и Весна уходят, уступая место педагогу.

Педагог задаёт вопросы детям, сидящим в зале, о признаках и приметах весны. Они отвечают.

Исполняется хореографический номер, посвящённый этому времени года.

Далее педагог проводит игру.

Подвижная игра “Гнёздышко”

Дети садятся в круг, взявшись за руки. Это гнёздышко. Внутри сидит Птичка, которая выбирается по считалке:

Над землёю солнце встало

И лучами заиграло.

Будет солнышко сиять,

Будешь птичкой ты летать.

Снаружи “летает” другая Птичка (ведущая), избранная по той же считалке, и подаёт команду: “Птичка вылетает!”. При этом гнездо “рассыпается”, первая Птичка “вылетает” из гнезда, вместе с ней все дети “летают” как птицы. Ведущий командует: “В гнездо!”. Дети опять приседают и берутся за руки, изображая гнёздышко. Кто не успел присесть, становится ведущим.

Золотое Лето

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах Летних Месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Лето.

Летние Месяцы. Золотое Лето! Золотое Лето! Золотое Лето!

Выходит ребёнок в костюме, представляющем Лето. В руках у него букет полевых цветов. Он дарит эти цветы зрителям. После Лето произносит свои реплики, обыгрывая их соответствующими движениями.

Лето. Жаркая погода,

Вся в цветах природа, –

Месяцы держат руки на поясе и, приседая, поворачиваясь то влево, то вправо, говорят свои реплики.

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Тёплая водица,

Дома не сидится, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Бабочки танцуют,

Дети их рисуют, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Мы в походе нашем

Варим щи и кашу, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Ягодки поспели,

Вкусно люди ели, –

Дети становятся вокруг Лета, делают проходку по кругу, произнося слова:

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето!

Педагог спрашивает у детей, сидящих в зале, что они запомнили про лето. Дети отвечают.

Педагог задаёт вопросы о том, любят ли дети тёплый летний дождь, нравится ли им бегать по лужам? Дети отвечают.

Звучит песня “Дождик” – сл. Зинаиды Александровой, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется хореографическая композиция “Летний дождь”.

Подвижная игра “Бабочка и цветы”

Все дети становятся по кругу, они изображают Цветы. Можно проговорить названия цветов. По первой считалке выбирается Бабочка:

Лето, солнышко, цветы,

Поиграй со мною ты.

Я, дружочек, не шучу,

Поднимусь и улечу!

По второй считалке выбирается Мальчик с сачком, который ловит Бабочку:

День сегодня интересный,

У меня сачок чудесный.

Буду тихо я шагать,

Чтобы бабочку поймать.

По команде водящего Бабочка убегает от Мальчика, выбирает любой Цветок, чтобы отдохнуть, становится позади Цветка. Тогда Цветок превращается в Бабочку и убегает от Мальчика с сачком. Игра завершается, когда Мальчик ловит Бабочку.

Осень

Педагог, обращаясь к детям, задаёт вопрос: “Что вы знаете про осень?”. Дети отвечают.

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах осенних месяцев и Осень.

Сентябрь. Спит в природе лето,

Значит осень это, –

Осень. Это осень.

Сентябрь. Выросли в лесочке

С шапочкой грибочки, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Дождик вдруг закапал,

Долго-долго плакал, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Листики резные,

Все они цветные, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Ветер часто дует,

С листьями танцует, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Машут “До свиданья!”

Птицы на прощанье, –

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Праздник урожая,

Труд мы прославляем,

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Это Осень! Это Осень! Золотая Осень!

Осень угощает своих братьев – Месяцев плодами.

Исполняется хореографическая композиция, посвящённая осени.

Далее ведущий мероприятия проводит игру.

Подвижная игра “Солнышко и туча”

Дети берутся за руки и становятся в хоровод. Педагог говорит детям: “Осенью солнышко приходит к нам в гости не каждый день, будьте внимательны! Внезапно может появиться тучка”.

Дети идут по кругу, педагог говорит слова:

– Снова утренней порой

Встало солнце над горой.

Заискрилось, а потом

Осветило каждый дом.

Внезапно звучит команда “Тучка плывёт, дождик пойдёт!”. Дети находят место, куда можно спрятаться. Если в зале присутствуют родители, они могут исполнять роль “домиков” или “зонтиков”, куда прячутся их дети.

Игра повторяется 2-3 раза.

У игры может быть другой вариант. Участники делятся на две команды: “Дети” и “Домики”. Каждый член первой команды запоминает свой “домик”. “Дети” собираются в свой круг, “Домики” – свой. По команде педагога оба круга начинают движение.

Когда звучит команда “Тучка плывёт, дождик пойдёт!”, дети круга “Домиков” разбегаются в разные стороны. Члены команды “Дети” должны найти свои “домики”.

Зимушка-зима

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах зимних месяцев и Зима.

Звучит песня “Осторожный снег” — сл. Владимира Степанова, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется “Танец снежинок”.

Братья-Месяцы изображают тройку лошадей. Через их плечи перекинуты цветные ленты (поводья), которые держит в своих руках Зима. Слышится звон колокольчиков. Импровизированная тройка проезжает по кругу и останавливается. Зима выходит в центр, братья – рядом с ней становятся в одну линию.

Зима. Спит в снегу природа,

Замерзают воды, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Рано сядет солнце,

Глянет ночь в оконце, –

Январь. Это Зимушка-зима.

Зима. Кружатся снежинки –

Крошечные льдинки, –

Февраль. Это Зимушка-зима.

Зима. Звери в тёплых норках,

Дети мчатся с горки, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Новый Год встречаем,

Песни распеваем, –

Зимние Месяцы. Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима!

Подвижная игра “Зимние забавы”

По команде ведущего “Лыжи!” дети изображают лыжников. По команде “Коньки” они изображают катание на коньках. По команде “Санки” дети становятся парами. Ребёнок, стоящий впереди, изображает санки, а ребёнок, стоящий сзади, изображает катающегося на этих санках. При этом второй ребёнок держит первого за руки, они бегут друг за другом. Потом дети меняются местами. По команде “Снежки” дети изображают игру в снежки. По команде “Снеговик!” изображают создание снеговика. Команды могут повторяться.

Хоровод Месяцев

Педагог предлагает детям назвать признаки и приметы всех времён года и повторить очерёдность наступления 12-ти месяцев. После этого приглашает всех детей-Месяцев встать в хоровод. Каждый Месяц держит в руках табличку со своим порядковым номером месяца в году. Остальным детям, присутствующим в зале, раздаются карточки с числами от 1 до 12-ти. На определённое количество детей может быть использовано несколько комплектов цифр, чтобы каждый принял участие в игре, например, на 60 детей необходимо иметь 5 числовых комплектов.

Игра “Времена года”

Под музыку дети танцуют. Как только звучит команда какого-то времени года, в круг собираются Месяцы указанной поры, а также дети, у которых на карточках стоят числа этих месяцев.

Команды дают дети в костюмах времён года. Например, звучит команда “Зима!”. Вокруг Зимы собираются Декабрь, Январь, Февраль, а также дети с карточками, на которых изображены числа 1, 2, 12.

Игра повторяется несколько раз. В конце звучит команда “Год!”. Выстраивается хоровод или несколько хороводов в зависимости от количества участников игры, в каждом из которых представлено 12 месяцев. Если, например, использовались 5 комплектов чисел, то и хороводов будет 5.

В завершение занятия можно использовать праздничные спецэффекты по усмотрению организаторов.

Ведущий благодарит всех за активное участие в мероприятии.

Листопадова Г.В., Даньшова Г.Я.

vscolu.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Времена года

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области

Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
с детьми старшей группы

«Времена года»

Автор разработки: Саенко Светлана Анатольевна,

воспитатель МБДОУ Детский сад № 6 «тополёк» г. Балаково Саратовской области

г. Балаково, 2012 г.


Здоровьесберегающие технологии, используемые во время занятия.

  1. Комфортное начало занятия.

Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание заниматься, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения. Интерес детей – важный союзник воспитателя. На речевых занятиях известное место занимают юмор, шутка. Начало занятия с использованием стихотворных строк обеспечивает положительный эмоциональный настрой детей.

  1. Проблемно–диалогическая технология.

При построении проблемно-диалогового занятия надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговое занятие не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:

– категоричность воспитателя, нетерпимость к другому мнению;

– отсутствие внимания воспитателя к ребёнку;

– закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

– неумение воспитателя быть хорошим слушателем.

В начале занятия воспитатель в диалоге с детьми задаёт цель, к которой дети должны прийти в конце занятия (ответить на определённый вопрос).

В ходе занятия, получая новые и закрепляя ранее полученные знания, дети приходят к выводу, который является ответом на поставленный вопрос.

Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.

  1. Физминутки «Путешественники», «У оленя дом большой»

Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современном дошкольном образовании уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части занятия, но и своевременному и правильному восстановлению сил дошкольника.

Физминутки, представляют собой комплексы из нескольких физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ребёнок активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную воспитателем, способен к более качественному усвоению знаний.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Взрослые редко обращают внимание, как малыш держит карандаш – пишет, и ладно. А в первом классе выясняется, что пишет он медленно, рука сильно устаёт, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие оценки и устойчивая нелюбовь к письму. Как помочь ребёнку? Пальчиковая гимнастика поможет Вашему ребёнку стать хозяином своих ладошек и десяти пальцев, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит подняться ещё на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

  1. Упражнения на релаксацию.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

  1. Использование музыки при проведении занятия.

Музыка имеет волшебную и чарующую власть над всеми. Музыка на занятиях в детском саду способствуют формированию общей духовной и музыкальной культуры. Во время занятий музыка помогает ребёнку развить его фантазию и творческие способности.


Тема: «Времена года».

Задачи:

  1. Формирование у детей элементарной системы знаний.
  2. Формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней.

Цели:

  1. Расширять знания детей о живой и неживой природе.
  2. Совершенствовать навыки разговорной речи.
  3. Обогащать словарный запас ребёнка.
  4. Воспитывать познавательные способности детей.
  5. Закреплять представления о характерных признаках времён года.
  6. Развивать мышление и воображение.
  7. Воспитывать творческих, эмоциональных и нравственных детей.

Методические приёмы:

  1. Музыка.
  2. Вопросы.
  3. Загадки.
  4. Игры.

Предварительная работа.

  1. Беседы на экологические темы.
  2. Заучивание стихов, загадок.
  3. Наблюдения за живой природой и природными явлениями.
  4. Изготовление кормушек и скворечников с родителями.
  5. Тематические прогулки в парковые зоны города.

Оборудование:

Музыкальный центр, диски с записями музыки; декорации: макеты деревьев, картинки с изображениями птиц, цветов; наборы геометрических фигур на каждого ребёнка; альбомный лист и карандаш на каждого ребёнка; кегли и верёвочки для выполнения физминутки; корзинки с номерами; репродукции картин на тему времена года.


Ход занятия.

  1. Воспитатель и дети становятся в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

В группу входит персонаж.

  1. Ребята, здравствуйте!
  2. Здравствуйте!!!
  3. А вы знаете, кто я?
  4. Ответы детей.
  5. Я – Старичок-Лесовичок! Я живу в лесу, берегу природу. Я пришёл, чтобы пригласить вас в мой лес. А лес мой не простой, а волшебный.
  6. А почему он волшебный?
  7. Этого я вам не скажу. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались в ходе нашего путешествия. Ну что, принимаете моё приглашение?
  8. Да!
  9. Тогда отправляемся в путь.
  1. Физминутка.

Дети становятся друг за другом. На ковре стоят кегли и лежат две верёвочки на расстоянии 30 см. друг от друга.

Вслед за Лесовичком дети повторяют слова и выполняют физ. упражнения.

По тропинке в лес пойдём

шагают

Лужи мимо обойдём

обходят кегли – ходьба змейкой

Перепрыгнем ручеёк

перепрыгивают на 2х ногах через верёвочки

Посмотрели мы направо,

Посмотрели мы налево,

Вверх на солнышко взглянули

дети поднимают глаза вверх, встают на носочки

Ах, какая красота!

опуститься с носочков. руки развели в стороны

  1. Звучит музыка «Времена года. Осень».

Воспитатель читает стихотворение:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Старичок-Лесовичок: Вот мы и пришли в мой волшебный лес. Посмотрите вокруг. Как вы думаете, какое время года в нашем лесу? (Дети рассматривают декорации).

  1. Осень.
  2. А почему вы так думаете?
  3. Ответы детей.
  4. А знаете ли вы, что осень бывает разной?
  5. Нет.
  6. Вот сейчас Маша и Никита расскажут два стихотворения, а вы внимательно послушаете.

Под негромкую музыку Маша и Никита рассказывают стихотворения.

Маша:

«Золотая осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Никита:

«Поздняя осень»

Заглянула осень в сад –

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть – Стесняется.

Воспитатель:

  1. Как вы думаете, какая осень описана в стихотворении, которое рассказала Маша?
  2. Ранняя.
  3. Золотая.
  4. Красивая.
  5. А почему вы так решили?

Дети называют признаки ранней или «золотой» осени:

  1. Листья ещё на деревьях, они имеют жёлтую или красную окраску; птицы собираются в стаи, но ещё не улетают.
  2. Солнце ещё греет, но уже прохладно. И т.д.

Воспитатель:

  1. А о какой осени шла речь в стихотворении Никиты?
  2. О поздней!

Дети называют признаки поздней осени:

  1. Птицы улетели.
  2. Листья опали.
  3. Холодно.
  4. Идут дожди.
  5. Под ногами появился первый лёд. И т.д.

Воспитатель:

  1. Молодцы, ребята, хорошо работали, а теперь немного отдохнём.

Воспитатель с детьми выполняют динамическую паузу. Тем временем помощник убирает осенние декорации и выставляет зимние.

  1. Динамическая пауза.

«У оленя дом большой»

У Оленя дом большой,

дети делают руками «крышу» над головой

Он глядит в своё окошко.

руками делаем окошко

Заяц по полю бежит

бег на месте

В дом к нему стучит-стучит.

имитация стука в дверь

Стук, стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой,

Заяц, заяц забегай

делают руками приглашающие жесты

Лапу мне скорей давай.

пожимают руку соседу

Воспитатель: Пока мы с вами отдыхали, в лесу произошли изменения. Посмотрите вокруг – что вы видите?

Дети:

  1. Снежинки.
  2. Снеговика.
  3. На ветках лежит снег.
  4. Зайчик одел белую шубку и т.д.

Воспитатель: Какое это время года?

  1. Зима!

Звучат звуки зимы.

Воспитатель: Правильно. На улице зима: птицы не поют весёлых песен, холодно, солнце очень редко выглядывает из-за туч, завывает вьюга. И всё-таки мы очень любим зиму. А за что мы любим зиму?

Дети:

  1. Можно кататься на коньках.
  2. Играть в снежки.
  3. Лепить снежную бабу.
  4. А ещё зимой мой любимый праздник – Новый год!
  5. Дед Мороз приносит подарки.
  6. А ещё зимой каникулы и не надо ходить в детский сад и т.д.

Давайте с вами пройдём к столам (представим, что это пеньки в лесу) и немного поработаем. Сейчас вы возьмёте лист бумаги, карандаши и нарисуете то, что вам зимой нравится больше всего.

Пока дети работают (2-3 мин.), воспитатель и помощник убирают декорации зимы и выставляют весенние декорации.

По окончанию работ воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

Наши пальчики писали,

Наши пальчики устали.

Наш мизинчик хочет спать

детки загнули мизинчик

Безымянный лег в кровать

загнули безымянный пальчик

Средний пальчик прикорнул

загибают средний пальчик

Указательный заснул

дети загнули указательный пальчик

Большой пальчик все не спит

За другими он глядит!

дети вращают большим пальчиком

Пальцы выспались! Ура!

дети разжимают кулачок

На работу им пора!

пальчики «встают-садятся» несколько раз

  1. Звучит музыка «Весна». Воспитатель читает стихотворение:

Природа проснулась,

Всё радостью дышит,

Становятся дни всё длинней и длинней.

И солнце гуляет всё выше и выше

И веет теплом от оживших полей.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года я сейчас прочитала стихотворение?

  1. О весне!

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним с вами признаки весны.

  1. Стало тепло.
  2. На ветках распускаются почки, появляются листики.
  3. Появилась травка.
  4. Прилетели птицы из тёплых краёв и т.д.

Воспитатель: Давайте, ребята, поговорим с вами о птицах.

  1. Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?
  2. Перелётные.
  3. А каких перелётных птиц вы знаете?
  4. Скворцы.
  5. Ласточки.
  6. Грачи.
  7. Утки.
  8. Журавли и т.д.
  9. А тех птиц, которые остаются с нами, как называют?
  10. Зимующими.
  11. Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете.
  12. Ворона.
  13. Воробей.
  14. Голубь.
  15. Синичка.
  16. Дятел и т.д.

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем в игру. Мы разделимся на две команды. Посмотрите, как много птиц в нашем лесу. Сейчас команда мальчиков будет искать перелётных птиц, а команда девочек – зимующих.

Дети ходят по группе, выполняют задание. В конце игры подводят итоги. Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, что зимующие и перелётные птицы делают весной.

  1. Строят гнёзда.
  2. Выводят птенцов.

Воспитатель: Правильно. А ведь человек тоже помогает птицам весной. Как?

  1. Люди делают скворечники для птиц.
  2. Вот и мы сейчас с вами сделаем скворечники для птиц.

Прошу вас пройти за свои столы. У вас в «розетках» лежат геометрические фигуры. Выложите из них скворечник.

Дети работают.

По окончанию работы Старичок-Лесовичок и воспитатель оценивают работы. Дети рассказывают, для кого они сделали домик.

Воспитатель: Что ж, мы помогли птицам, а сейчас прошу пройти на коврик, сесть и закрыть глаза.

Воспитатель проводит упражнение на релаксацию (звучит музыка).

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

  1. Во время релаксации помощник раскладывает на ковре бумажные цветы. Можно распылить в группе цветочный аромат.

Воспитатель: ребята, откройте глаза и посмотрите вокруг. Что вы видите и чувствуете?

  1. Много цветов.
  2. Еще запах цветов.
  3. Как вы думаете, где мы оказались?
  4. На цветочной поляне.
  5. Правильно. А какое время года сейчас в лесу?
  6. Лето!
  7. А много ли названий цветов вы знаете?
  8. Много!
  9. Вот мы это сейчас и проверим.

Загадки о цветах (3-4 шт.).

Четыре ярко красных

Блестящих лепестка

И зёрнышки в коробочке

У этого цветка.                        (Мак).

Много лепесточков острых –

Красных, желтых, белых, пестрых.

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я…                         (Гвоздика).

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился …                        (Одуванчик).

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный …                (Василёк).

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка.

Сердечко золотое,

Что это такое?                        (Ромашка).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у всех цветков разное количество лепестков?

  1. Да!
  2. Сколько лепестков у клевера?
  3. Три.
  4. А у мака?
  5. Четыре.
  6. У ромашки?
  7. Много.
  8. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери букет.

Мы разделимся на три команды.  У меня три корзинки для цветов, на которых написаны цифры 1, 2, 3.

Первая команда собирает цветы, у которых 4 лепестка.

Вторая команда собирает цветы, у которых много лепестков.

Третья команда собирает цветы с тремя лепестками.

Будьте внимательны при счёте.

Дети собирают цветы. В конце игры воспитатель и Старичок-Лесовичок оценивают работу команд. Дети должны сказать название цветка.

  1. Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь возвращаемся в детский сад.

Наши ножки устали, много ходили. Поэтому, давайте сядем за столы, выпрямим спинки и послушаем Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок: Ребята, понравилось вам у меня в лесу?

  1. Да!
  2. А теперь ответьте мне – почему мой лес называется волшебным?
  3. Ответы детей.
  4. Потому, что мы побывали во всех временах года сразу.
  5. Правильно.

Воспитатель: А на самом деле такое бывает?

  1. Нет!
  2. А почему вы так думаете?
  3. Потому, что времена года сменяют друг друга не сразу.
  4. Сколько месяцев в каждом времени года?
  5. Три!
  6. А в году сколько месяцев?
  7. Двенадцать.
  8. Правильно. Старичок-Лесовичок, ответили ребята на твой вопрос?

Старичок-Лесовичок: Да. Молодцы, ребята. А за то, что не шумели у меня в лесу и птичкам помогли – хочу угостить вас.

Старичок-Лесовичок угощает детей, прощается и уходит.

  1. Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
  1. Да!
  2. Давайте с вами снова встанем в круг и подведём итоги нашего занятия. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. А тот, кто поймал – быстро отвечает на вопрос. Остальные ребята молчат. Если вы не можете ответить – бросаете мне мяч обратно. Поняли?
  3. Да!
  4. Где мы сегодня были?
  5. В лесу.
  6. Какое время года было сначала?
  7. Осень.
  8. Какая бывает осень?
  9. Золотая, поздняя.
  10. Когда птицы возвращаются с юга домой?
  11. Весной.
  12. Что люди делают для птиц?
  13. Скворечники.
  14. У какого цветка четыре лепестка?
  15. У мака.
  16. Какое время года между осенью и весной?
  17. Зима.
  18. Где мы были в конце прогулки?
  19. На цветочной поляне.

Воспитатель: Что ж, ребята, вы хорошо поработали. Наше занятие подошло к концу. Спасибо. Ешьте угощение и отдыхайте.


Список использованных источников

  1. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина «1000 загадок. Пособие для родителей и педагогов».
  2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы».
  3. В. Степанов «Воробей».
  4. К. Бальмонт «Осень».
  5. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
  6. http://www.malych.org Журнал для молодых мам.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: конспект занятия “Четыре времени года”

Тема занятия:   «Четыре времени года».

Программное содержание:

1.воспитательная задачи:

-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;

-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

2. Задачи на развитие познавательных способностей :

 -закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;

-развивать мышление, фантазию при выполнении аппликационной работы с осенними листочками.

3.Задачи на развитие речи:

-закреплять умение описывать предмет по его основным признакам;

Материал к занятию:

-музыка, овощи и мешочек, подбор   картинок , игрушка Буратино, мяч, листочки, пуговки, клей, салфетки, ягоды рябины, фломастеры.

Предварительная работа:

Поход в лес, к реке, по улицам села. Уборка территории детского сада вместе с воспитателем и родителями. Чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание иллюстрационного материала, рисование пейзажей.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам»:

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли!

Вос – ль: В нашей группе дружат все дети и взрослые.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.

Вос – ль: Сегодня мы с вами поговорим о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. А природа наградит нас чудесными дарами.

С давних пор человек наблюдал за природой: собирал приметы, придумывал стихи, загадки, пословицы и поговорки и передавал их от отца к сыну, от матери к дочери. Вот и получается, что мы не только о временах года поговорим, но и о нашей земле – России, о нашей Родине. Почему? Потому что такая зима, такая весна, такие лето и осень бывают только у нас. В других землях и странах все по иному.

Вос – ль: Какое сейчас время года?

Д: Осень.

Вос – ль: Какая внашем краю осень?

Д: Холодная, теплая, пасмурная, солнечная, дождливая, разноцветная (просмотр картин осени)

Вос – ль: что хорошее вы знаете о осени? Что осенью плохо? Что такое урожай?

Игра «Чудесный мешочек»

Вос – ль: Прислала вам осень свои дары – спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопаты, выкопайте ими  овощи. Опустели сады и огороды, а все овощи фрукты оказались в чудесном мешочке. Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке. Достаньте это и опишите.

Вос – ль: Вот прошла осень и наступила…(Зима)

Вос – ль: Какая зима в нашем краю?

Д: Снежная, холодная, долгая, белая, веселая.

Физкультминутка «Зимние ветры»

Вос – ль: Какие зимние игры вы знаете?

Д: Санки, лыжи, снежки, коньки.

Вос – ль: А какой бывает зимой праздник?

Д: Новый год

Вос – ль: Устали от снегов и буранов

                И из под снега очень нежно

                Появляется подснежник.

                Растопило солнце лед,

                В гости к нам весна идет.

Вос – ль: что происходит весной?

Д: Все просыпается, появляются первые цветы, все оживает: животные, насекомые, птицы. Все радуется весне.

Загадки о весне.

Тает снежок,

Ожил лужок,

    День прибывает,

Когда это бывает?

(весной)

Что вниз вершиной растет?

(сосулька)

Синенькая шубка покрыла весь мир.

(небо)

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Пробуждается от сна.

(медведь)

Вос – ль: За собой ведет весна какое время года?

Д: Лето.

Вос – ль: Какое лето в нашем краю?

Д: Теплое, солнечное, ясное, красное, ласковое, зеленое, долгожданное.

Вос – ль: Что хорошего приносит с собой лето? Что летом может быть плохо? Приглашает нас лето поиграть.

Игра «Кто лишний» (выбрать несоответствующую картинку)

Слышится стук в дверь, появляется Буратино.

Бур – о: Ой – ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что сделали полезного для своего садика?

Д: Сажали цветы на участке, убирали листья, собирали семена цветов, поливали цветы.

Бур – о: Я вот нашел листья, но знаете, они какие – то очень грустные. Посмотрите на них. Они не умеют улыбаться. А вы умеете? Ну скорее улыбнитесь. А как же нам их развеселить? Что такое радость? Покажите, рассмешите.

Вос – ль: А давайте, ребята, сделаем веселое лицо листочкам и оставим в нашей теплой группе, чтобы им всегда было весело. Давайте сначала попробуем сделать глазки. А теперь что мы сделаем? (носик) Но и конечно дорисуем улыбку. Пусть теперь это все подсохнет, а мы посмотрим, что у нас получилось. Листочки получились у нас очень веселыми.

Бур – о: А я на прощанье хочу поиграть с вами в мяч. Я буду вам его бросать, а вы рассказывать, что вам на этом занятии понравилось. (Буратино прощается с детьми)

Вос – ль: Вот какие чудесные времена года побывали у нас. И мы с вами тоже молодцы. Все мы знаем о нашей природе, о нашей погоде.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *