Колоритные загадки, посвященные героям и предметам из сказок, помогут детям вспомнить волшебные истории, которые они прочитали самостоятельно или же вместе с родителями. Характерное описание персонажа и его действий позволит ребенку быстро отыскать правильный вариант решения. Чтобы давать верные ответы мальчики и девочки начнут больше изучать фольклор, а также творчество различных писателей. Интеллектуальная забава поспособствует расширению кругозора и увеличению знаний юных игроков.
Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор …
ОтветАйболит
Человек немолодой,
С некороткой бородой.
Он отъявленный злодей —
Одноглазый…
ОтветБармалей
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
ОтветМуха-Цокотуха
Баба била — не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку —
Та разбила, как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила-то?…
ОтветЯйцо
Для него прогулка — праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок…
ОтветВинни-Пух
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
ОтветЕмеля
Я самый красивый, воспитанный,
Умный и в меру упитанный.
ОтветКарлсон
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
ОтветДюймовочка
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…
ОтветКолобок
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
ОтветСоловей-разбойник
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
ОтветСнегурочка
Шныряет по городу злая старушка,
А в сумке сидит ее злая подружка.
ОтветСтаруха Шапокляк
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
ОтветРепка
Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.
ОтветКикимора
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним…
ОтветКрокодил Гена
Я попала в странный лес,
Дивный лес Страны Чудес.
Вместе с кроликом я тут.
Знаешь, как меня зовут?
ОтветАлиса
Хоть твердит, что он — мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он — большой зазнайка,
И зовут его…
ОтветНезнайка
Кто по улицам ходил,
По-турецки говорил,
А когда голодным был,
Солнце в небе проглотил?
Это — жадный…
ОтветКрокодил
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
ОтветКот в сапогах
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
ОтветМатроскин
Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку…
ОтветЯгой
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — …
ОтветТеремок
И мама лук, и папа лук,
Редиска — самый лучший друг.
А помидор немало слёз
Пролил из-за его волос.
ОтветЧиполлино
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
ОтветЛунтик
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
ОтветПапа Карло
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
ОтветКрасная шапочка
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут…
ОтветЦаревна-лягушка
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
ОтветМальвина
Долго-долго терпела посуда
И решила: «Уходим отсюда!»
Даже ложки ушли и стаканы,
И остались одни тараканы.
Все ушли от неё, без разбора.
Имя этой неряхи —
ОтветФедора
Я в семействе не один,
Третий, самый младший сын.
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дурачком.
Не согласен я никак —
Не дурак я, а добряк.
ОтветИван-Дурак
Я королева из страны,
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.
ОтветСнежная королева
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
ОтветСестрица Аленушка и братец Иванушка
Только этот царь родился —
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он.
Звался этот царь …
ОтветГвидон
Эта сказка не нова,
В ней принцесса все спала.
Феи злобной в том вина
И укол веретена.
ОтветСпящая красавица
Это скатерть знаменита
Тем, что кормит всех она.
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
ОтветСкатерть-самобранка
Я — богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Смерти вовсе не боюсь.
Угадайте, как зовусь?
ОтветКощей Бессмертный
Я красив, силен, могуч,
Я грознее грозных туч,
Я умнее всех, нет слов, —
Много у меня голов.
ОтветЗмей Горыныч
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
И зайчонок, и волчица –
Все бегут к нему лечиться.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Мой вопрос совсем не трудный,
Он – про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним…
Редчайший зверь и прячется в засаде,
Его поймать никто не может.
Он с головами впереди и сзади,
Лишь Айболит нам угадать его поможет.
А ну-ка думай и смекай,
Ведь этот зверь – …
Приходит он ко всем глубокой ночью,
И зонтик свой волшебный открывает:
Зонт разноцветный – сон ласкает очи,
Зонт чёрный – снов в помине не бывает.
Послушным детям – зонтик разноцветный,
А непослушным – чёрный полагается.
Он гном-волшебник, многим он известный,
А ну скажи, как гном тот называется.
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Кто любил играть и петь?
Два мышонка – Круть и…
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
Они везде вдвоём всегда,
Зверята — «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни-Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки —. ..
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —…
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя…
Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он…
Редиска — мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга
И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без сомнений,
Героя этих приключений.
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым стал …
Загадки и игра слов широко представлены во многих произведениях английского фольклора, которые я читал. Поэтому я передал бразды правления своим блогом Шарлотте Бонд, которая объяснит мне очарование загадок и то, почему они так часто появляются в фольклоре!
Я был очарован загадками и словесными играми в сказках с тех пор, как мой отец впервые прочитал мне Хоббит . Я думаю, отчасти причина была в том, что мне было легко их запомнить и процитировать себе позже.
В то время, когда я не мог читать сам, это позволило мне заново пережить мои любимые моменты из любимой книги. Это была привычка, которая сохранилась в моем подростковом возрасте, когда я выучил стихи, чтобы читать их в уме, убирая со стола и готовя завтрак на моей работе в отеле.
Но что же такого в загадках, что так привлекает молодых и старых? И почему они так часто встречаются в сказках, в том числе и в моих собственных пересказах? Чтобы понять это, мы должны начать с изучения решающей связи между сказками и языком в целом.
Сказки существовали задолго до письменного слова. Даже когда письменность развивалась, только элита общества могла читать. Простой народ все еще собирался вокруг костра, чтобы рассказать свои истории, которые передавались из уст в уста.
Золушка — популярная сказка.На самом деле, Дайан Перкисс в своей книге « Troublesome Things: A History of Fairies and Fairy Stories » предполагает, что феи пережили приход как языческих, так и христианских богов потому что они существовали только на словах. Без святынь или физических памятников альтернативным религиям было нечего сносить или объединять со своими собственными.
Так что сказки ускользнули из поля их зрения и продолжали жить и рассказываться.
У обитателей фей были строгие правила поведения и этикета, часто связанные с определенными словами и ритуалами. Например, если феи украли вашего ребенка и оставили на его месте подменыша, обманом заставить подменыша заговорить стало одним из лучших способов вернуть собственного ребенка. Вы можете начать варить пиво в яичной скорлупе, после чего подменыш вскочит и скажет что-то вроде: «Я прожил 300 лет, но никогда раньше не видел пива, сваренного в яичной скорлупе!» Подменыш показал себя через использование слов и языка. Настоящий ребенок вернулся на свое место, а подменыш исчез обратно к Фее.
(Айси — я сам писал о подменышах, и вы можете найти мой пост здесь!)
Сказки были популярны во времена, когда общество работало по системе чести, а слово человека было его залогом. Сказки предупреждали, что случится с теми, кто нарушил свое слово. Заклинания в сказках часто представляли собой простые фразы, но говорящие никогда не должны легкомысленно использовать эти сильные слова. Они служили как развлекательной, так и предупреждающей цели.
В ее прекрасной книге Однажды в сказке: Краткая история сказки , Марина Уорнер предположила, что зрители получили удовольствие от обмена знаниями о фэнтезийных кодах и образах. Таким образом, слова «Абракадбра!» ясно указал публике, что будет совершено какое-то удивительное волшебство. Кричать «Сезам, откройся!» предупредил их, что откроется что-то поистине удивительное.
Стандартные фразы вызывают предвкушение, так что даже знакомое вызывает чувство удивления. Но это также усилило важность слов — всего одно или два слова могли произвести заклинание невероятной силы.
Шазам!Итак, в этом контексте становится ясно, насколько простые загадки могут быть такими же глубокими, как волшебные зеркала и прялки. Заклинания могли помочь или помешать главному герою. Но загадки оставались препятствиями, которые нужно было преодолеть.
В основе многих сказок лежало послание о том, что если у вас есть сочетание ума и удачи, вы далеко пойдете. Ношение волшебного предмета какого-либо описания символизировало удачу. Может помочь волшебное кольцо, прядь волос любимой или четырехлистный клевер.
Загадки часто проверяли остроумие главного героя и, по ассоциации, остроумие аудитории. Слушатель, знающий ответ на загадку, мог улыбаться и глубокомысленно кивать; тот, кто этого не знал, получит удовольствие, разгадывая его вместе с героем.
Со временем сказки постепенно смягчались, превращаясь в дружелюбные детские сказки. Загадки стали рассматриваться некоторыми как банальные или инфантильные. Но многие современные авторы снова пишут более мрачные и взрослые сказки. Возможно, загадки по ассоциациям также станут более популярными.
Spannende Geschichte, или «Захватывающая история», Клеменс фон Франкенштейн.В моем молодежном романе Отравленная ворона моя героиня дважды за одну ночь вынуждена участвовать в соревновании загадок. Первый — против шайки разбойников; она должна быть осторожной, чтобы быть умной, но не слишком умной. Второй — с безжалостной, голодной феей, где на карту поставлена жизнь или смерть. Мне было очень весело просматривать старые загадки, чтобы найти подходящие. Я даже придумал несколько своих собственных по пути! Так как моя героиня — заключенная, а ее похитители неглупые, у нее нет физического оружия для борьбы; в таком сценарии слова, загадки и ее остроумие – единственное, что у нее есть, чтобы обеспечить свою свободу.
Использование неизведанной магии и роль Избранного очень драматичны. Но когда у главного героя нет ничего, кроме слов и ума, чтобы спасти его, вы можете быть уверены, что его борьба находится на уровне, который может понять и представить себе каждый читатель.
Рэйф Мартин родился на идеальной тренировочной площадке для рассказчика. Он вырос, погруженный в рассказанные истории, слушая рассказы своего отца об опасных спасательных миссиях в Гималаях во время Второй мировой войны, сказки, которые читала вслух его мать, и его русско-еврейские родственники, рассказывающие захватывающие, часто веселые истории из своей жизни. Его раннее знакомство с историями об Азии, чтение Алана Уоттса и других буддийских авторов, а также случайная встреча с Алленом Гинзбергом в баре в Гринвич-Виллидж подогрели его интерес к практике дзен. В конце 60-х Мартин разочаровался в аспирантуре в то время, когда война во Вьетнаме и социальные волнения были на пике. «В аспирантуре я дал себе зарок, что если дела пойдут совсем плохо, я пойду практиковать дзен», — сказал он.
Дела действительно пошли плохо, и он начал сидеть с Филипом Капло Роши [1912—2004], основателем Рочестерского дзен-центра в северной части штата Нью-Йорк, став студентом, а затем учеником. Именно в Дзен-центре Мартин начал рассказывать истории, большинство из которых были буддийскими джатаками (историями прошлых воплощений Будды), и начал из первых рук узнавать о силе рассказываемых историй и роли рассказчика.
Мартин является автором двадцати одной книги, от книжек с картинками до романов, и он был редактором двух последних книг Роши Капло. Он получил множество наград как рассказчик, так и автор, в том числе премию «Всемирное рассказывание историй», награду Американской библиотечной ассоциации за выдающиеся книги и золотую награду «Выбор родителей». Его последний роман – Birdwing (отрывок на последней странице).
Этим летом я разговаривал с Рэйфом Мартином в его доме в Рочестере, штат Нью-Йорк.
—Джозеф Соррентино
Что появилось раньше: рассказывание историй или практика дзен? В каком-то смысле это очень трудно отличить, потому что меня всегда интересовала история, если не настоящий рассказчик. Но к тому времени, когда я пришел в Рочестерский дзен-центр, мне было интересно просто сидеть, практиковаться, просто собирать свою жизнь.
Вы однажды сказали: «Я не думаю, что смог бы быть рассказчиком без дзен». Я нуждался в практике дзен, потому что мой ум был недостаточно спокойным, недостаточно пустым, недостаточно чувствительным, кроме собственной боли. А без того, чтобы сидеть и ощущать интимность всего, что меня окружает, не было бы основания, не было бы возможности для появления слов, обладающих реальной силой.
Как сидение повлияло на ваше повествование? Я работал над историями как над коанами, и моя работа заключалась в том, чтобы продемонстрировать их жизнь, а не думать или анализировать. Когда рассказываешь истории, ты получаешь интересный опыт. Это не то, что ты там рассказываешь истории. Как будто ты , а не , рассказываешь истории, и истории как бы возникают. Я думаю, что во многом это происходит из-за того, что вы сидите, просто не мешаете истории и не пытаетесь продвигать себя или защищать себя в рассказе — вы как бы отпадаете. Для меня рассказывание историй похоже на практику коанов перед большой группой людей.
Это так же страшно, как докусан [индивидуальные занятия с учителем дзен, во время которых ученик может продемонстрировать понимание коана]? Нет, потому что никто не скажет тебе, что ты облажался.
Ощущает ли это исчезновение и у публики? Если я кричу, рассказывая историю, вы перестаете думать о счетах, которые вам нужно оплатить, о том, что происходит в вашей жизни, — у вас учащается сердцебиение, высвобождается адреналин. Это вдруг не притворство, это настоящее. Это часть того, что происходит при рассказывании историй. Это не дискурсивный язык. Я мог бы сидеть здесь и рассказывать вам истории. Вы будете думать, что это умно, интеллигентно, вдумчиво, но когда кто-то начнет рассказывать вам историю, произойдет нечто иное: вы утонете в ней, как в океане. И ты отпустишь вещи.
Зачем нам истории? Почему не то, что говорит: «Это именно то, что произошло?» Потому что мы будем лгать. Мы не знаем, что произошло на самом деле. И хотя это вымысел, истории открывают нам путь к истине, и это здорово. Вымысел — неправда, но он намного правдивее всего, что мы можем сказать, потому что рассказывает нам о том, что постоянно в человеческом опыте — о страхе, страдании, мужестве, сострадании. У нас также есть психологическая склонность к историям, которые несут глубокие эмоции и глубокий смысл, и они почему-то более фундаментальны для нас, чем наши объяснения и философия.
Однажды вы сказали, что вас интересует миф о жизни Сиддхартхи Гаутамы. Почему «миф»? Миф интересует меня, потому что я понимаю, что это история всех нас — мы были защищены в детстве, а затем мы обнаруживаем, что мир может быть очень тяжелым местом, очень болезненным, темным местом с болезнями, смертью, горем — и это пугает нас, и мы видим, что, возможно, есть путь сквозь тьму.
Есть путь, который включает в себя отказ от всего, что вы знаете, все, за что вы цеплялись, все, чем вы себя считали, и отпускание этого. То, что обнаружил Будда, было таким глубоким, таким всеохватывающим, и оно уже доступно каждому. Для меня миф — это правда. В нашей культуре есть две концепции мифа: «Миф» означает ложь, «это всего лишь миф», что, я думаю, является меньшим восприятием. Миф также означает, что слова самого высокого уровня могут быть произнесены до того, как растворятся в тишине и ничего не скажут. Джозеф Кэмпбелл сказал, что мифы — ключи к нашим духовным возможностям.Как будто эти истории существуют где-то — назовем это Разумом, наверное, — но люди озвучивают их. Да, да, люди дают ему голос, но мы его потеряли. Мы забыли, что такое наш голос. Традиционные истории — это способы проверки, как и коаны, — это способы проверить, движетесь ли вы в правильном направлении или сбились с пути. Какая часть человеческой жизни находится далеко от пути? Так это просто сказки, детские сказки, которые нужно отправить в игровую комнату? Нет.
Я понимаю практику коанов так, что она помогает нам прийти к реализации. Разве это не то, что вы имеете в виду под «проверкой»? Практика коанов дает вам представление о том, что традиционные культуры, то есть культуры коренных народов во всем мире, переживали по-своему, и определенные виды историй можно рассматривать как выражение этих моментов проверки. Мы должны иметь в себе какой-то сказочный аспект. Например, как вы говорите, докусан может быть пугающим, ужасающим, что глупо, потому что все, что мы делаем, — это встречаемся лицом к лицу с собой. Нам нужна смелость — мы должны пройти через тернии, иногда нам приходится брать в руки наши мечи, как Манджушри [Бодхисаттве Мудрости], и рубить все — наши заблуждения. Это мир, который мы находим в традиционных сказках или в том, что можно назвать волшебными сказками.
Они отмечают след, имеющий духовное измерение, которое мы re — найти в дзен или других практиках.Коаны используются в некоторых сектах дзен-буддизма, чтобы помочь людям выйти за пределы дискурсивного ума. Некоторые из них взяты из традиционных сказок. Признавали ли мастера дзэн, разработавшие коаны, силу традиционных сказок и использовали ли они их? Они знали сутры из Индии. Они знали китайские народные сказки. Это то, с чем они выросли. Я бы сказал, что те духовные гении, которые использовали или изобрели изучение коанов, вероятно, брали что-то из своего прошлого опыта. Они могли бы погрузиться в эти переживания и увидеть их с недвойственной, безусловной точки зрения, с точки зрения безвременья, вечности или как бы вы это ни называли. Они видели из основания самого ума, поэтому все — падение листа, песня птицы, народная сказка — могло выразить глубочайшую мудрость. Я думаю, что они просто смогли взять народную сказку и использовать ее, чтобы указать, где вы сейчас находитесь, но вы просто этого не видите, потому что ваш разум полон всевозможных вещей.
Самое интересное в дзэне то, что мастера были настолько свободны, что могли взять маленький кусочек из истории и работать над ним: вот он, вот все в двух словах. Это действительно мощно. Они сводили всю традицию, эту обширную, объемистую литературу сутр к этим крошечным точкам — коанам.
Вы сказали: «Традиционные сказки — это коаны повседневной жизни». Что ты имеешь в виду? Повседневная жизнь — это общность и одиночество, мужское и женское, работа и игра. Да, я думаю, что традиционные сказки — это коаны повседневной жизни.
Для меня это видеть чудесное в обыденном. Что такое мир? Это люди, живущие, дышащие, занимающиеся любовью, умирающие, рожающие, стригущие волосы. Это также много других вещей, которые не так горячи.
Роши Капло говорил: «Ум освещает древние учения, а древние учения освещают ум». Вот почему я стал рассказчиком. Такова связь дзэн и историй. Для меня это суть всего, о чем мы пытались поговорить. Вот и все. В том-то и дело, что наше сознание преображается, соприкасаясь с глубоким повествованием, и наше сознание оживляет глубокое повествование. У вас могут быть научные данные, объясняющие мир, но этого явно недостаточно. Кажется, нам нужны истории, чтобы прийти к более глубокому пониманию. Миф — это высший уровень истории. Это история, в которой природа личности раскрывается или может раскрыться. Это история, в которую мы все вовлечены, это история идентичности. Разве это не самая высокая история? Миф для меня — это история, затрагивающая природу идентичности: кто мы такие, откуда мы пришли — это миф.
Это похоже на то, когда вы читаете историю жизни Будды, вы узнаете о нем. Но когда вы слышите рассказанный миф, вы становитесь Буддой, вы создаете эту историю для себя. Вот почему нам нужен миф. Да. Мы становимся Буддой этой истории. Я предполагаю, что для христиан история Христа — это история их собственной жизни. Истории освещают фундаментальные аспекты нас самих, аспекты, которые наша нынешняя культура, возможно, не в состоянии пробудить.
А без истории? Без этой истории вы Джо Шмо со своей особой семейной историей, работой и счетами, которые необходимо оплатить, и с каждым днем ваша смерть приближается к вам. Но с жизнью Будды вы — Почитаемый, который уже видел, что все уже полностью просветлены. Итак, если вы можете осветить свою жизнь этой историей, ваша жизнь преобразится. В этом сила мифа. И именно поэтому я стал рассказчиком: когда я вошел в буддийскую традицию, я понял, что вернулся в традиционный мир.
Однажды в сказке
Ниже приводится отрывок из Птицекрыл , нового романа Рэйфа Мартина о мальчике Ардвине, который возвращается в свой человеческий облик из своего проклятого тела лебедя, но все еще имеет одно крыло и вкус. для открытого неба. Здесь Ардвин говорит со своим братом о том, что было, когда они были лебедями:
После ужина они сели вместе, стулья были поставлены перед огнем. Ардвин посмотрел на пламя и спросил: «Вы когда-нибудь вспоминаете о 901:48 Время?
« Время ’?» — повторил Бран. — Что ты имеешь в виду под «временем» , братишка?
«Зачем ты это делаешь?» — раздраженно спросил Ардвин. — Знаешь, когда мы были лебедями.
— А, — ответил Бран, глядя на Ардвина. «Конечно, я вспоминаю об этом. Как будто я мог забыть. И когда я это делаю, это все еще приводит меня в ярость! Это ведьминское заклятие подкрадывается к нам, как оцепенение, как утопление. Сначала исчезли пальцы на ногах, потом ноги и руки». Он вздрогнул. «Затем он пополз вверх, захватывая мою шею, мой человеческий язык, мое лицо. И вот я уже ни птица, ни мальчик, мой разум мечется, как существо, пойманное в ловушку, уже не оно, и не что-то еще. Угу. Я был бы счастлив забыть навсегда — если бы я мог. Слава богу, с каждым днем он становится все дальше». Он поднял кружку. “Ваше здоровье!” Он сделал долгий глоток.
Ардвин сказал: «Сначала меня это тоже напугало. Но было в этом кое-что… Ты не скучаешь по полетам?
Бревно мягко врезалось в угли с тихим шипением.
«№. Вы с ума сошли?” — воскликнул Бран, проводя рукой по своим густым каштановым волосам. Он покачал головой. «Я не скучаю по этому. Мне нравится, когда я стою обеими ногами на земле, а Элсбет рядом со мной. Я не скучаю по дождю и ветру, холоду и темноте. Я не скучаю по этим грязным берегам, ледяным болотам, снегу и граду. Я не скучаю по вони гниющего тростника и лебяжьего дерьма. Я не скучаю по тому, что не могу говорить, петь или сидеть у костра. Я не скучаю по тому, что не могу держать меч, чашу или жену. Почему я должен? Это было проклятие. »
«Да, конечно. Но разве вы не скучаете по дикости ? Есть крылья? Чувствовать, как земля уходит из-под ног, и находить деревни, замки, города, леса, озера, горы и моря, раскинувшиеся внизу!» Ардвин закрыл глаза, вспоминая. «Сосновый запах и морская соль, болота и леса. Дым, клубящийся от костра лесника, гряды облаков и пропасти звезд, темная земля, тянущаяся внизу, и мы вместе летим в этой ветреной дикости, так свободны! Не скучаешь по тому, что говорят птицы и звери? Бран, я помню летящие стаи, тысячи лебедей, заполняющих небо, взмах наших крыльев, наши голоса, перекликающиеся со всеми остальными. Мне казалось, что я внутри какой-то старой саги, каждый из нас — одно слово в этой истории. Ты совсем по этому не скучаешь?»
Бран подумал об этом и пожал плечами. “Нет, не совсем. Я должен был это сделать, и у меня не было выбора. И теперь это сделано, благодаря Роуз. Помните, я сказал всем вам: «Роуз спасет нас». Она сказала, что будет, и она будет». Каждый день я держал нас вместе, как единый поток… как группу. Помнишь, как я убил ту лису, которая пыталась тебя схватить? Он посмотрел на Ардвина, тот кивнул в ответ. «Я победил своей победой… моими руками, и долбил его сбивающими ударами моего живота.. мою голову, пока он не умер. Это было лучшее, что случилось за все время, и Роуз спасла нас. Она сделала это, смелая девушка. Я горжусь ею и бесконечно благодарен. Но нет, абсолютно нет. Я совсем не скучаю».
Джозеф СоррентиноЛицо Ардвина поникло. — Даже когда кричат дикие гуси и летят лебеди? Бран вздохнул и посмотрел в огонь. Он постучал ладонью по колену, затем повернулся к Ардвину.