Загадки про казаков с ответами для детей: Загадки казаков | Учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему:
Беседа «край донской- казачий край»
Цель: развитие речи посредством изучения истории и культуры Донского края. Задачи: Образовательные: Способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям.
Речевые: Развивать связную речь. Развивать речемыслительную память. Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом. Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ; воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков. Ход занятия: Педагог: Ребята, посмотрите, что у меня, как вы думаете, что это? Ответы детей: Шкатулка. Педагог:Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте ее откроем! Достает письмо и читает стихотворение: На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли! Где жили наши деды, где совершали подвиги они. Здесь дышится намного легче и свободней, Любимый наш ты – край Донской! Казачий край, ты край раздольный! Гордимся мы твоей судьбой! О чем говорится в этом стихотворении? Ответы детей…… Педагог: Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон. Край Донской – жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край – казачий край! Ребята, а кто такие казаки? Ответы детей…… Педагог: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться – Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков? Ответы детей…….. Педагог открывает шкатулку и достает книгу. Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в казачьем, устном народном творчестве. Выходят дети в казачьих костюмах и читают стихи о Донском крае. -Тихий Дон-река героев, счастье новой жизни. Тихий Дон-казачья слава-милая отчизна! -Вольный Дон-любовь казачья. В степях буйные ветра! И вода твоя прозрачна и волна твоя остра. -Земля былинная моя люблю тебя до сладкой боли, и эту степь, и это поле и эту песню соловья. -Ой, ты Дон, ты наша Родина, вековой наш богатырь, многоводный и раздольный, ты разлился вдаль и вширь. -Родная степь шумит, цветут сады, колышутся поля. Очаровала ты меня навеки, родная Донщина моя! -Вот такие мы ребята – все лихие казачата. Век готовы в дружбе жить и Россией дорожить! Педагог: Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона. Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится». Для казака Родина – это вера, это семья, это родная земля-это всё, что дорого сердцу! Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о любви к Родине, к Донскому краю? Ответы детей: Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдёт. Земля донская – казаку мать родная! Для казака, милее всех Родина! Педагог достает из шкатулки иллюстрацию, на которой изображены лошади. А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня? Дети рассказывают пословицы: Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой. Казак сам голодает, а конь его сыт. Казак без коня, что солдат без ружья. Игра «Дополни слова». Мы с вами повторили пословицы, сейчас проверим, как вы их запомнили. Логопед достаёт из шкатулки грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца. Дети называют исчезнувшие слова. Казак без коня – как соловей …без чего? (песни). Казак с конем (когда?) – ….. и ночью, и днем. Казачьи песни слушать – что?… (мед ) ложкой кушать. Казак без атамана…кто? (сирота). Ветру – поле, а казаку – …что? (воля). Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком). Педагог: У казаков был свой язык, свой говор, который придавал особый колорит их речи. У нас Дону, казаки игривые, а казачки у нас говорливые. Заходят девочки в казачьих костюмах, с подносами, на которых находятся картинки, обозначающие различные предметы. Учитель-логопед: Казачки познакомят вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись, Дети берут картинку со словом, обозначающим предмет, и вспоминают « забытые слова». Казачка: Слово ты говори, а потом, по-казачьи повтори. Ответы детей: Дом-курень, командир-атаман, сапожки-гусарики, полотенце-ручник, туфли-чирики, двор-баз, плетка-нагайка, фартук-запон, котелок-казан, ведро-цибарка, овраг-ерик, сетка для ловли рыбы-бредень.… При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! » Педагог: Прекрасно мы поиграли, все забытые слова вспомнили и назвали. А еще, казаки были веселыми людьми и очень любили они петь и танцевать (открывает шкатулку, наступает музыкальная пауза) Звучит казачья песня . Педагог открывает шкатулку, достает холщовый мешочек. Ребята, послушайте внимательно! Звучит старинная легенда: «Уехал, будто казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце.…Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего – с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу. Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем эта легенда? Что казаку напомнил запах чабреца? Педагог: Да, он напомнил ему Родину, родной край. Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое. Дети слушают казачью песню.
Казачьи сказки
Поиск
Искать…
Подробности
Просмотров: 126307
Казачьи сказки ( Коллектив авторов )
Содержание
Виноградная лоза
Горе-злосчастие
Казак и Судьбина
Казак Чигин
Лебедь
Лихо одноглазое
Лобаста
Митяй – казак бесстрашный
Оборотень
Огненный змей
Своенравная жена
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Суженая
Султанская дочь
Якуня и Матюша
Кубанские казачьи сказки ( Автор Евгений Александров )
Содержание
Казак и птицы
Как сотник дочь замуж выдавал
Золотая крыса
Казак и солнце
Как казаки туркам свинью подсунули
Казак и падальщики
Казак и гуси
Есаул и его конь
Как казак с хищниками справился
Батька Булат
Как казак женился
Серый конь
Непутевая собака
Козел и баран
Казак — гончар
Казаки и разбойники
Капитан
Сказка про медведя шатуна и его друзей
Сказка про казака Егора – бывшего вора
Донские казачьи сказки ( Автор – какаки марьино )
Содержание
Илья Муромец
Алеша Попович
Добрыня Никитич. Дончак
Краснощеков Иван Матвеевич
Степан Разин
Поединок Петра – царя с казаком
Суворов Александр Васильевич
Платов Матвей Иванович
Как Уруп – князь в грязи увяз
Ермак и уж
Почему на осине лист дрожит
Станица Катовская
Шашка – саморубка
Донской герой вихрь-атаман Платов
Казанок
Пристанский городок
Как вихрь-атаман Платов военной хитрости казаков учил
Одолень-трава
Что на свете всего милее?
Чайка
Дар Ермака
Как Степан Тимофеевич Разин ушел из острога
Пегие кони
Чудесный ковер
Путь через Переволоку
Заветный клад
Атаман неподкупен
Боченок и бочка
Самые быстрые кони
Необычный жеребий и картечь
Петр Первый и кузнец
Цена хлеба и золотой кареты
Боярский сын Евстропий и казак Митрошка
Платов и английский король
Котелок Степана Разина
Царская чека
Репка
Козел – грамотей
Смекалистый лекарь
Зеркало
Хитрый богомаз
Глупый барин и хитроумный казак
Рябая баба и чертенок
Как казак в рай чуть не попал
Как атаман грамоте учился
Похороны козла
Как святые и апостолы поели у попа сметану
Один голутвенный и два домовитых казака
Бисеринка
Самобойные кнуты
Медведь
Поддельная булава
Жалоба на сову
Иван Светильник
Про сына купца и дочь сапожника
Ванюша и Баба-Яга
Про царскую дочь и пастуха
Свадебный каравай
Про царскую дочь и козленка
Танюша и мачеха
Черная коровушка и Аннушка
Кот и лиса
Казак и лиса
Глупец и жеребец
Золотой сад
Богатый бедному не товарищ
Как звери спасли охотника
Кочеток и охотник
Волшебная лампочка
Сказки Тихого Дона
( Автор Петр Лебеденко)
Содержание
Петрусь – мальчонка русский
Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице
Игнатка
Доброе сердце дороже красоты
Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном