Загадки про казаков с ответами для детей: Загадки казаков | Учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему:

Беседа «край донской- казачий край»

Цель: развитие речи посредством изучения истории и культуры Донского края.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества
Развивающие:
развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям.

Речевые:
Развивать связную речь.
Развивать речемыслительную память.
Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.
Воспитательные:
воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, посмотрите, что у меня, как вы думаете, что это?
Ответы детей: Шкатулка.
Педагог:Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте ее откроем! Достает письмо и читает стихотворение:
На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты – край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!
О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей……
Педагог: Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон.
Край Донской – жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край – казачий край!
Ребята, а кто такие казаки?
Ответы детей……
Педагог: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться – Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков?
Ответы детей……..
Педагог открывает шкатулку и достает книгу. Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в казачьем, устном народном творчестве.
Выходят дети в казачьих костюмах и читают стихи о Донском крае.
-Тихий Дон-река героев, счастье новой жизни. Тихий Дон-казачья слава-милая отчизна!
-Вольный Дон-любовь казачья. В степях буйные ветра! И вода твоя прозрачна и волна твоя остра.
-Земля былинная моя люблю тебя до сладкой боли, и эту степь, и это поле и эту песню соловья.
-Ой, ты Дон, ты наша Родина, вековой наш богатырь, многоводный и раздольный, ты разлился вдаль и вширь.
-Родная степь шумит, цветут сады, колышутся поля. Очаровала ты меня навеки, родная Донщина моя!
-Вот такие мы ребята – все лихие казачата.
Век готовы в дружбе жить и Россией дорожить!
Педагог: Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона.
Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится».
Для казака Родина – это вера, это семья, это родная земля-это всё, что дорого сердцу! Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о любви к Родине, к Донскому краю?
Ответы детей: Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдёт.
Земля донская – казаку мать родная!
Для казака, милее всех Родина!
Педагог достает из шкатулки иллюстрацию, на которой изображены лошади. А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?
Дети рассказывают пословицы:
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Игра «Дополни слова». Мы с вами повторили пословицы, сейчас проверим, как вы их запомнили. Логопед достаёт из шкатулки грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца. Дети называют исчезнувшие слова.
Казак без коня – как соловей …без чего? (песни).
Казак с конем (когда?) – ….. и ночью, и днем.
Казачьи песни слушать – что?… (мед ) ложкой кушать.
Казак без атамана…кто? (сирота).
Ветру – поле, а казаку – …что? (воля).
Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком).
Педагог: У казаков был свой язык, свой говор, который придавал особый колорит их речи. У нас Дону, казаки игривые, а казачки у нас говорливые.
Заходят девочки в казачьих костюмах, с подносами, на которых находятся картинки, обозначающие различные предметы.
Учитель-логопед: Казачки познакомят вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись, Дети берут картинку со словом, обозначающим предмет, и вспоминают « забытые слова».
Казачка: Слово ты говори, а потом, по-казачьи повтори.
Ответы детей: Дом-курень, командир-атаман, сапожки-гусарики, полотенце-ручник, туфли-чирики, двор-баз, плетка-нагайка, фартук-запон, котелок-казан, ведро-цибарка, овраг-ерик, сетка для ловли рыбы-бредень.…
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »
Педагог: Прекрасно мы поиграли, все забытые слова вспомнили и назвали. А еще, казаки были веселыми людьми и очень любили они петь и танцевать (открывает шкатулку, наступает музыкальная пауза)
Звучит казачья песня .
Педагог открывает шкатулку, достает холщовый мешочек. Ребята, послушайте внимательно! Звучит старинная легенда: «Уехал, будто казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце.…Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего – с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу.
Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем эта легенда?
Что казаку напомнил запах чабреца?
Педагог: Да, он напомнил ему Родину, родной край. Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое.
Дети слушают казачью песню.

Казачьи сказки

Поиск

Искать…

Подробности
Просмотров: 126307

Казачьи сказки ( Коллектив авторов )

Содержание

Виноградная лоза

Горе-злосчастие

Казак и Судьбина

Казак Чигин

Лебедь

Лихо одноглазое

Лобаста

Митяй – казак бесстрашный

Оборотень

Огненный змей

Своенравная жена

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Суженая

Султанская дочь

Якуня и Матюша

Кубанские казачьи сказки ( Автор Евгений Александров )

Содержание

Казак и птицы

Как сотник дочь замуж выдавал

Золотая крыса

Казак и солнце

Как казаки туркам свинью подсунули

Казак и падальщики

Казак и гуси

Есаул и его конь

Как казак с хищниками справился

Батька Булат

Как казак женился

Серый конь

Непутевая собака

Козел и баран

Казак — гончар

Казаки и разбойники

Капитан

Сказка про медведя шатуна и его друзей

Сказка про казака Егора – бывшего вора

Донские казачьи сказки ( Автор – какаки марьино )

Содержание

Илья Муромец

Алеша Попович

Добрыня Никитич.

Дончак

Краснощеков Иван Матвеевич

Степан Разин

Поединок Петра – царя с казаком

Суворов Александр Васильевич

Платов Матвей Иванович

Как Уруп – князь в грязи увяз

Ермак и уж

Почему на осине лист дрожит

Станица Катовская

Шашка – саморубка

Донской герой вихрь-атаман Платов

Казанок

Пристанский городок

Как вихрь-атаман Платов военной хитрости казаков учил

Одолень-трава

Что на свете всего милее?

Чайка

Дар Ермака

Как Степан Тимофеевич Разин ушел из острога

Пегие кони

Чудесный ковер

Путь через Переволоку

Заветный клад

Атаман неподкупен

Боченок и бочка

Самые быстрые кони

Необычный жеребий и картечь

Петр Первый и кузнец

Цена хлеба и золотой кареты

Боярский сын Евстропий и казак Митрошка

Платов и английский король

Котелок Степана Разина

Царская чека

Репка

Козел – грамотей

Смекалистый лекарь

Зеркало

Хитрый богомаз

Глупый барин и хитроумный казак

Рябая баба и чертенок

Как казак в рай чуть не попал

Как атаман грамоте учился

Похороны козла

Как святые и апостолы поели у попа сметану

Один голутвенный и два домовитых казака

Бисеринка

Самобойные кнуты

Медведь

Поддельная булава

Жалоба на сову

Иван Светильник

Про сына купца и дочь сапожника

Ванюша и Баба-Яга

Про царскую дочь и пастуха

Свадебный каравай

Про царскую дочь и козленка

Танюша и мачеха

Черная коровушка и Аннушка

Кот и лиса

Казак и лиса

Глупец и жеребец

Золотой сад

Богатый бедному не товарищ

Как звери спасли охотника

Кочеток и охотник

Волшебная лампочка

Сказки Тихого Дона

( Автор Петр Лебеденко)

Содержание

Петрусь – мальчонка русский

Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице

Игнатка

Доброе сердце дороже красоты

Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном

Сказки казаков – некрасовцев ( Собраны Ф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *