Загадки и пословицы о языке – Пословицы о языке

Содержание

Поговорки о языке

Представляем Вам русские поговорки о языке. Мы собрали для Вас самые популярные поговорки.


Без языка и колокол нем.

 

Держи язык короче.

 

Держи язык на привязи.

 

Длинный язык — короткие мысли.

 

Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.

 

За её языком не поспеешь и босиком.

 

Мал язык, да всем телом владеет.

 

Мелет и жернов, и язык.

 

На язык пошлины нет.

 

Не давай волю языку во пиру, а сердцу во гневе.

 

Не ножа бойся — языка!

 

Не пройми копьем, пройми языком!

 

Остёр топор — да и звук зубаст.

 

От доброго слова язык не усохнет.

 

У дурака язык опаснее кинжала.

 

У плохих людей язык злодей.

 

У трезвого на уме, у пьяного на языке.

 

Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.

 

Язык — стяг: дружину водит.

 

Язык без костей.

 

Язык голубит, язык и губит.

 

Язык до Киева доведёт.

 

Язык и то поведает, чего голова не ведает.

 

Язык мой — враг мой.

 

Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

 

Язык мой, а речи не мои говорит.

 

Язык мягок: что хочет, то и лопочет.

 

Язык от лжи не краснеет, он и без того красный.

 

Язык поит, и кормит, и спину порет.

 

Язык разум открывает.

 

Язык у сплетницы длиннее лестницы.

 

Язык хлебом кормит и дело портит.

 

Язык что осиновый лист: во всякую погоду треплется.

 

Языком гладок, а душою гадок.

 

Языком кружева плетет.

 

Языком молоть — не дрова колоть, спина не заболит.

 

Языком не спеши, а делом не ленись.

 

вернуться на страницу “Русские поговорки” >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Пословицы, стихи и загадки о русском языке

Предисловие

Дорогие друзья!

В книге, которую вы держите в руках, собраны пословицы и загадки, посвящённые русскому языку, а также стихи и афоризмы разных авторов.

Эти размышления о значении слова, о красоте, богатстве и величии родного языка могут быть использованы и на уроке, и во внеклассной работе по русскому языку: для подготовки к КВН, конкурсам и олимпиадам, в выполнении творческих работ и заданий учителя.

Кроме того, вы найдёте здесь полезные стихи, которые помогут вам запомнить трудные правила русского языка.

Книга адресована учащимся 1—5-х классов общеобразовательных школ.

Пословицы

Грамота

• Сперва аз да буки, а потом другие науки.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Грамота не злом, а правдой сильна.

• Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

• Грамоте учиться – всегда пригодится.

• Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

• Грамота – второй язык.

• Без грамматики не выучить и математики.

• Без грамоты – как без свечки в потёмках.

• Грамота не болезнь – годы не уносит.

• Буквы кривые, да смысл прямой.

• Аз, буки и веди страшат, что медведи.

• Аз, буки – бери указку в руки; фита, ижица – плётка ближится.

• Неграмотный – слепец.

• С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Язык

• Язык телу якорь.

• Человек без языка – что корова без молока.

• Иных язык способней рук кормит.

• Язык на замок не запрёшь.

• Языку больше давай каши, нежели воли.

• Длинный язык с умом не в родстве.

• Язык без костей, работает и на хозяина, и на гостей.

• Держи собаку на цепи, а язык – на семи.

• Язык – к знанию ключ.

• Язык голову кормит.

• Язык до Киева доведёт.

• Без языка и колокол нем.

• Язык мой – враг мой.

• Язык болтуна не доведёт до добра.

• Не спеши языком – торопись делом.

• Языком болтай, а рукам воли не давай.

• Будь смелым не языком, а делом.

• Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

• Язык разум открывает.

• Язык ответ даёт, а голова смекает.

• Не ножа бойся, а языка.

• Язык и хлебом кормит, и дело портит.

Слово

• Слово лечит, слово и ранит.

• Доброе слово и кошке приятно.

• Ласковое слово – что вешний день.

• Кто словом скор, тот в деле спор.

• От одного слова случиться может на весь век ссора.

• Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

• Слово – серебро, молчание – золото.

• От слова – спасение, от слова и погибель.

• Свари слово во рту, прежде чем его выпустить.

• Живое слово дороже писаного.

• Слово горы ворочает.

• Слово к месту говорится.

• Слово солома: загорится – не потушишь.

• Конь вырвется – догонишь, а сказанного слова не воротишь.

• С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.

• Тёплое слово и в мороз согреет.

• Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

• Доброе слово и железные ворота открывает.

• Слово не обух, а от него люди гибнут.

• Ветер рушит горы, а слово – дружбу.

• Глупым словам – глухое ухо.

• Малое слово большую обиду творит.

• Дурное слово – что смола: пристанет – не отлепишь.

• Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

• На словах и так и сяк, а на деле – никак.

• На словах – как на гуслях, а на деле – как на балалайке.

• Не дав слова – крепись, а дав слово – держись.

Речь

Видна птица по перьям, а человек – по речам.

• Хорошие речи хорошо и слушать.

• Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

• Умные речи и в потёмках слышно.

• Красна речь слушаньем.

• Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

• В чужой беседе всяк ума купит.

ЗАГАДКИ

 
Чёрные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их отгадает.
 
(Буквы)
 
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
 
(Буквы)
 
Тридцать три богатыря
На странице букваря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
 
(Буквы)
 
Чёрные чернизины,
Как будто бы нанизаны!
Засмотрелся Фома —
Понабрался ума!
 
(Буквы)
 
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
 
(Буквы)
 
В белом поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут.
 
(Буквы в тетради)
 
Земля бела,
Семена черны,
Пятеро пашут,
Двое надзирают,
Один повелевает.
 
(Бумага, буквы, пальцы, глаза, пишущий)
 
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется строй:…
 
(алфавит).

Пером сеют,

Глазами жнут,

Головой едят,

Памятью переваривают.

(Грамота)

Что у Адама впереди, а у Евы сзади?

(Буква А)

На край Пскова пойдёшь, что найдёшь?

(Букву А)

Что у Бога есть, а у царя нет?

(Буква Б)

Что в бабе две, а в девке ни одной?

(Буква Б)

Чего нет в России,

Найдётся в Москве,

Нет в Петербурге,

А видно в Неве?

(Буква В)

Что находится посредине Киева?

(Буква Е)

А и Б сидели на трубе,

А упало, Б пропало,

Что осталось на трубе?

(Буква И)

Что находится между рекой и берегом?

(Буква И)

Что среди Волги стоит?

(Буква Л)

Что посреди земли стоит?

 

(Буква М)

У человека одно,

У ворона два,

У медведя ни одного.

(Буква О)

Чем оканчиваются день и ночь?

(Буква Ь)

В каком слове 40 гласных?

(Сорок-а)

В каких словах по 100 согласных?

(Сто-н, сто-л, сто-г, сто-п, сто-к)

Как обыкновенный дом превратить в маленький, а затем в большой?

(Дом → домикдомище)

Перечисли 5 дней недели, не называя их по именам.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Как написать слово мышеловка пятью буквами?

(Кошка).

А тремя?

(Кот)

Чем кончается лето и начинается осень?

(Буквой О)

Название какого дерева состоит из четырёх предлогов?

(С-о-с-на)

Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного?

(К-от).

А из трёх?

(К-о-за)

Когда руки бывают тремя местоимениями?

(Когда они вы-мы-ты)

aldebaran.ru

О. Д. УшаковаПословицы, стихи и загадки о русском языке

Предисловие

Дорогие друзья!

В книге, которую вы держите в руках, собраны пословицы и загадки, посвящённые русскому языку, а также стихи и афоризмы разных авторов.

Эти размышления о значении слова, о красоте, богатстве и величии родного языка могут быть использованы и на уроке, и во внеклассной работе по русскому языку: для подготовки к КВН, конкурсам и олимпиадам, в выполнении творческих работ и заданий учителя.

Кроме того, вы найдёте здесь полезные стихи, которые помогут вам запомнить трудные правила русского языка.

Книга адресована учащимся 1—5-х классов общеобразовательных школ.

Пословицы

Грамота

• Сперва аз да буки, а потом другие науки.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Грамота не злом, а правдой сильна.

• Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

• Грамоте учиться – всегда пригодится.

• Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

• Грамота – второй язык.

• Без грамматики не выучить и математики.

• Без грамоты – как без свечки в потёмках.

• Грамота не болезнь – годы не уносит.

• Буквы кривые, да смысл прямой.

• Аз, буки и веди страшат, что медведи.

• Аз, буки – бери указку в руки; фита, ижица – плётка ближится.

• Неграмотный – слепец.

• С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Язык

• Язык телу якорь.

• Человек без языка – что корова без молока.

• Иных язык способней рук кормит.

• Язык на замок не запрёшь.

• Языку больше давай каши, нежели воли.

• Длинный язык с умом не в родстве.

• Язык без костей, работает и на хозяина, и на гостей.

• Держи собаку на цепи, а язык – на семи.

• Язык – к знанию ключ.

• Язык голову кормит.

• Язык до Киева доведёт.

• Без языка и колокол нем.

• Язык мой – враг мой.

• Язык болтуна не доведёт до добра.

• Не спеши языком – торопись делом.

• Языком болтай, а рукам воли не давай.

• Будь смелым не языком, а делом.

• Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

• Язык разум открывает.

• Язык ответ даёт, а голова смекает.

• Не ножа бойся, а языка.

• Язык и хлебом кормит, и дело портит.

Слово

• Слово лечит, слово и ранит.

• Доброе слово и кошке приятно.

• Ласковое слово – что вешний день.

• Кто словом скор, тот в деле спор.

• От одного слова случиться может на весь век ссора.

• Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

• Слово – серебро, молчание – золото.

• От слова – спасение, от слова и погибель.

• Свари слово во рту, прежде чем его выпустить.

• Живое слово дороже писаного.

• Слово горы ворочает.

• Слово к месту говорится.

• Слово солома: загорится – не потушишь.

• Конь вырвется – догонишь, а сказанного слова не воротишь.

• С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.

• Тёплое слово и в мороз согреет.

• Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

• Доброе слово и железные ворота открывает.

• Слово не обух, а от него люди гибнут.

• Ветер рушит горы, а слово – дружбу.

• Глупым словам – глухое ухо.

• Малое слово большую обиду творит.

• Дурное слово – что смола: пристанет – не отлепишь.

• Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

• На словах и так и сяк, а на деле – никак.

• На словах – как на гуслях, а на деле – как на балалайке.

• Не дав слова – крепись, а дав слово – держись.

Речь

Видна птица по перьям, а человек – по речам.

• Хорошие речи хорошо и слушать.

• Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

• Умные речи и в потёмках слышно.

• Красна речь слушаньем.

• Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

• В чужой беседе всяк ума купит.

ЗАГАДКИ

 
Чёрные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их отгадает.
 
(Буквы)
 
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
 
(Буквы)
 
Тридцать три богатыря
На странице букваря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
 
(Буквы)
 
Чёрные чернизины,
Как будто бы нанизаны!
Засмотрелся Фома —
Понабрался ума!
 
(Буквы)
 
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
 
(Буквы)
 
В белом поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут.
 
(Буквы в тетради)
 
Земля бела,
Семена черны,
Пятеро пашут,
Двое надзирают,
Один повелевает.
 
(Бумага, буквы, пальцы, глаза, пишущий)
 
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется строй:…
 
(алфавит).

Пером сеют,

Глазами жнут,

Головой едят,

Памятью переваривают.

(Грамота)

Что у Адама впереди, а у Евы сзади?

(Буква А)

На край Пскова пойдёшь, что найдёшь?

(Букву А)

Что у Бога есть, а у царя нет?

(Буква Б)

Что в бабе две, а в девке ни одной?

(Буква Б)

Чего нет в России,

Найдётся в Москве,

Нет в Петербурге,

А видно в Неве?

(Буква В)

Что находится посредине Киева?

(Буква Е)

А и Б сидели на трубе,

А упало, Б пропало,

Что осталось на трубе?

(Буква И)

Что находится между рекой и берегом?

(Буква И)

Что среди Волги стоит?

(Буква Л)

Что посреди земли стоит?

 

(Буква М)

У человека одно,

У ворона два,

У медведя ни одного.

(Буква О)

Чем оканчиваются день и ночь?

(Буква Ь)

В каком слове 40 гласных?

(Сорок-а)

В каких словах по 100 согласных?

(Сто-н, сто-л, сто-г, сто-п, сто-к)

Как обыкновенный дом превратить в маленький, а затем в большой?

(Дом → домикдомище)

Перечисли 5 дней недели, не называя их по именам.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Как написать слово мышеловка пятью буквами?

(Кошка).

А тремя?

(Кот)

Чем кончается лето и начинается осень?

(Буквой О)

Название какого дерева состоит из четырёх предлогов?

(С-о-с-на)

Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного?

(К-от).

А из трёх?

(К-о-за)

Когда руки бывают тремя местоимениями?

(Когда они вы-мы-ты)

fictionbook.ru

Читать книгу Пословицы, стихи и загадки о русском языке О. Д. Ушаковой : онлайн чтение

Ольга Ушакова
Пословицы, стихи и загадки о русском языке

Предисловие

Дорогие друзья!

В книге, которую вы держите в руках, собраны пословицы и загадки, посвящённые русскому языку, а также стихи и афоризмы разных авторов.

Эти размышления о значении слова, о красоте, богатстве и величии родного языка могут быть использованы и на уроке, и во внеклассной работе по русскому языку: для подготовки к КВН, конкурсам и олимпиадам, в выполнении творческих работ и заданий учителя.

Кроме того, вы найдёте здесь полезные стихи, которые помогут вам запомнить трудные правила русского языка.

Книга адресована учащимся 1—5-х классов общеобразовательных школ.

Пословицы
Грамота

• Сперва аз да буки, а потом другие науки.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Грамота не злом, а правдой сильна.

• Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

• Грамоте учиться – всегда пригодится.

• Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

• Грамота – второй язык.

• Без грамматики не выучить и математики.

• Без грамоты – как без свечки в потёмках.

• Грамота не болезнь – годы не уносит.

• Буквы кривые, да смысл прямой.

• Аз, буки и веди страшат, что медведи.

• Аз, буки – бери указку в руки; фита, ижица – плётка ближится.

• Неграмотный – слепец.

• С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Язык

• Язык телу якорь.

• Человек без языка – что корова без молока.

• Иных язык способней рук кормит.

• Язык на замок не запрёшь.

• Языку больше давай каши, нежели воли.

• Длинный язык с умом не в родстве.

• Язык без костей, работает и на хозяина, и на гостей.

• Держи собаку на цепи, а язык – на семи.

• Язык – к знанию ключ.

• Язык голову кормит.

• Язык до Киева доведёт.

• Без языка и колокол нем.

• Язык мой – враг мой.

• Язык болтуна не доведёт до добра.

• Не спеши языком – торопись делом.

• Языком болтай, а рукам воли не давай.

• Будь смелым не языком, а делом.

• Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

• Язык разум открывает.

• Язык ответ даёт, а голова смекает.

• Не ножа бойся, а языка.

• Язык и хлебом кормит, и дело портит.

Слово

• Слово лечит, слово и ранит.

• Доброе слово и кошке приятно.

• Ласковое слово – что вешний день.

• Кто словом скор, тот в деле спор.

• От одного слова случиться может на весь век ссора.

• Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

• Слово – серебро, молчание – золото.

• От слова – спасение, от слова и погибель.

• Свари слово во рту, прежде чем его выпустить.

• Живое слово дороже писаного.

• Слово горы ворочает.

• Слово к месту говорится.

• Слово солома: загорится – не потушишь.

• Конь вырвется – догонишь, а сказанного слова не воротишь.

• С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.

• Тёплое слово и в мороз согреет.

• Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

• Доброе слово и железные ворота открывает.

• Слово не обух, а от него люди гибнут.

• Ветер рушит горы, а слово – дружбу.

• Глупым словам – глухое ухо.

• Малое слово большую обиду творит.

• Дурное слово – что смола: пристанет – не отлепишь.

• Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

• На словах и так и сяк, а на деле – никак.

• На словах – как на гуслях, а на деле – как на балалайке.

• Не дав слова – крепись, а дав слово – держись.

Речь

Видна птица по перьям, а человек – по речам.

• Хорошие речи хорошо и слушать.

• Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

• Умные речи и в потёмках слышно.

• Красна речь слушаньем.

• Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

• В чужой беседе всяк ума купит.

ЗАГАДКИ

 
Чёрные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их отгадает.
 

(Буквы)

 
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
 

(Буквы)

 
Тридцать три богатыря
На странице букваря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
 

(Буквы)

 
Чёрные чернизины,
Как будто бы нанизаны!
Засмотрелся Фома —
Понабрался ума!
 

(Буквы)

 
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
 

(Буквы)

 
В белом поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут.
 

(Буквы в тетради)

 
Земля бела,
Семена черны,
Пятеро пашут,
Двое надзирают,
Один повелевает.
 

(Бумага, буквы, пальцы, глаза, пишущий)

 
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется строй:…
 

(алфавит).

Пером сеют,

Глазами жнут,

Головой едят,

Памятью переваривают.

(Грамота)

Что у Адама впереди, а у Евы сзади?

(Буква А)

На край Пскова пойдёшь, что найдёшь?

(Букву А)

Что у Бога есть, а у царя нет?

(Буква Б)

Что в бабе две, а в девке ни одной?

(Буква Б)

Чего нет в России,

Найдётся в Москве,

Нет в Петербурге,

А видно в Неве?

(Буква В)

Что находится посредине Киева?

(Буква Е)

А и Б сидели на трубе,

А упало, Б пропало,

Что осталось на трубе?

(Буква И)

Что находится между рекой и берегом?

(Буква И)

Что среди Волги стоит?

(Буква Л)

Что посреди земли стоит?

(Буква М)

У человека одно,

У ворона два,

У медведя ни одного.

(Буква О)

Чем оканчиваются день и ночь?

(Буква Ь)

В каком слове 40 гласных?

(Сорок-а)

В каких словах по 100 согласных?

(Сто-н, сто-л, сто-г, сто-п, сто-к)

Как обыкновенный дом превратить в маленький, а затем в большой?

(Дом → домикдомище)

Перечисли 5 дней недели, не называя их по именам.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Как написать слово мышеловка пятью буквами?

(Кошка).

Чем кончается лето и начинается осень?

(Буквой О)

Название какого дерева состоит из четырёх предлогов?

(С-о-с-на)

Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного?

(К-от).

А из трёх?

(К-о-за)

Когда руки бывают тремя местоимениями?

(Когда они вы-мы-ты)

Афоризмы

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, Кто грамматических не знает свойств и правил.

(А. Сумароков)

Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.

(М. Ломоносов)

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

(Н. Карамзин)

Язык всем знаниям и всей природе ключ.

(Г. Державин)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.

(Н. Гоголь)

Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно ещё заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима.

(П. Вяземский)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

(И. Тургенев)

В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.

(К. Ушинский)

Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло.

(А. Герцен)

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

(В. Белинский)

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

(Л. Толстой)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

(А. Куприн)

Слова – одежда всех фактов, всех мыслей, а звук – одежда слова.

(М. Горький)

Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

(М. Горький)

…без знания языка, без обладания им нельзя даже выровнять себе и характера…

(Ф. Достоевский)

Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью.

(А. Н. Толстой)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К. Паустовский)

 
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
 

(В. Брюсов)

Слово – полководец человечьей силы.

(В. Маяковский)

Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.

(К. Станиславский)

Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

iknigi.net

Конспект урока “Загадки, пословицы и поговорки”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Загадки, пословицы и поговорки.

Подготовила учитель начальных классов Бут Татьяна Ивановна

Цели

Образовательные:

Приобщать детей к устному народному творчеству; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

– Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация к уроку, толковый словарь, карточки с записанными пословицами

Ход урока.

  1. Орг. момент. Хочу начать наш урок словами:

На урок пришли учиться

Не лениться, а трудиться?

Как вы понимаете их смысл!

Поставьте себе цель. Как вы будете работать на уроке?

2. Постановка темы урока.

Прочтите записанные на доске слова: Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, скороговорки и скажите, что их объединяет?

К какому жанру можно их отнести?

С чем мы уже познакомились?

А что ещё не изучали?

– Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (пословицы, устное народное творчество)

– Сформулируйте тему и цель урока.

3. Актуализация и систематизация изученного материала

– Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной. На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. – А вы знаете пословицы? Назовите?

– К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

– Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

– Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

– Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

– Все эти произведения называются фольклором

– Что такое “фольклор”? Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

– Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.


– Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)

Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).

Признаки пословицы:

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Узнай пословицу по рисунку – работа в группах

(Яблоко от яблони недалеко падает)

(Любишь кататься – люби и саночки возить)

(Семеро одного не ждут)

– Что же такое поговорка?

Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу. Например: “За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём – увидим».

В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.

Пословицы и поговорки о дружбе

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Пословицы об учении

Ученье свет, а неученье тьма.

Повторенье – мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Жить – Родине служить.

ФИЗМИНУТКА Делу время – потехе час, – говорит русская пословица

– В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» – огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы слышали пословицу?

Нет земли краше, чем Родина наша.

– Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

Игра «Пословица мы тебя знаем».

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.

Труд человека кормит а товарища выручай.

Не спеши языком лень портит.

Сам пропадай от того и наберёшься.

Глаза боятся торопись делом.

С кем поведёшься а руки делают.

– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.

Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

– Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).

Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

Но кроме пословиц и поговорок, есть ещё и увлекательные загадки, которые так же относятся к устному народному творчеству.

Что такое загадка?

Отгадайте мои загадки

А какие загадки подготовили вы?

5. Рефлексия: – Вот подходит к концу наш урок.

Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

– Что такое пословицы и поговорки?

– О чём бывают пословицы и поговорки?

– Чему учат нас эти мудрые изречения?

Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните, как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.

– Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

infourok.ru

Загадки и пословицы на уроках русского языка

Развитие речи – это очень длительный, целенаправленный процесс и требует от учителя огромного труда. Каждый урок должен хорошо продумываться, содержать определенный вид работы учителя и учащихся.

Немаловажную роль в процессе развития речи младших школьников играют загадки и пословицы.

Загадки оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины. При этом развивается и обогащается речь детей. Для работы можно использовать как саму загадку, так и отгадку.

Вот какие загадки можно использовать при изучении некоторых тем:

Безударная гласная о, проверяемая ударением.

Всю ночь летает, мышей добывает,
а станет светло, спать летит в дупло.
(Сова.)

На шесте дворец, во дворце певец,
а зовут его …
(Скворец.)

Отгадки скворец, сова ученики записывают, ставят в них ударение, подбирают проверочные слова (скворушка, совы) и делают вывод: безударная гласная о проверяется ударением.

Безударные гласные, не проверяемые ударением.

Круглый, как мяч, с виду зеленый,
На вкус сладкий.
(Арбуз.)

Был ребенок – не знал пеленок,
стал старичком – сто пеленок на нем.
(Капуста.)

В словах арбуз, капуста дети ставят ударение, пытаются проверить их и приходят к выводу: написание этих слов нужно запомнить.

Правописание звонких и глухих согласных.

Бегут по дорожке доски да ножки.
(Лыжи.)

Маленькие зверьки, серенькие шубки,
Черненькие глазки, остренькие зубки.
(Мыши.)

С глухим – траву она срезает,
Со звонком и листочки объедает.
(Коса-коза)

Ученики отгадывают, находят слова с трудными орфограммами, проводят орфографический разбор.

Ножка толстая и шляпка,
Друг лесов и друг полей.
Убегает без оглядки
От корзинок он быстрей.
(Гриб.)

Задания:

Какие виды грибов вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

Какой звук мы слышим на конце существительного гриб? А какую букву пишем? Почему?

Вставьте пропущенные буквы и объясните правильность написания слов л..сов, п..лей, уб..гает, к..рзинки.

С неба падал легкий пух,
Он похож на белых мух.
Запушил леса, поля –
Стала белой вся земля.
(Снег.)

Задания:

В каком месяце выпадает первый снег?

Какие зимние праздники вы знаете?

Вставьте пропущенные буквы в слова запуш..л, п..ля, б..лый, з..мля.

Предлагаю подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия. Например: Какой снег? – белый, блестящий, красивый, пушистый. Снег что делает?– блестит, сверкает, падает, идет, лежит.

Родственные слова.

Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?

Найдите в загадке родственное слово отгадке.

(Медведь, мед.)

Пословица – это краткое мудрое народное изречение, имеющее назидательный смысл. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с большим уважением относятся к пословицам, часто используют их в своей речи. От этого наша речь становится яркой, образной. Вот почему мы с ребятами записываем пословицы отдельно в альбоме. Рассмотрим пример: читаем пословицу, пропуская слово с непроверяемыми гласными. Дети должны определить какое слово пропущено и назвать всю пословицу.

Ленивому всегда (праздник).

Из слогов “собери” пословицу:

ша  ро  кни я  га  хо т  ший  друг   луч

Отгадай пословицу по двум словам:

Дело – безделье.
Руки – скука.
Дело – потеха.

Отгадай вторую часть пословицы:

Труд человека кормит…..
Не имей сто рублей, а …
Кто не работает, ……

Пословицы и загадки обладают большим воспитательным и развивающим потенциалом. Их использование на уроках языка и чтения в целях развития речи младших школьников дает положительные результаты.

urok.1sept.ru

Пословицы о языке

Пословицы о языке
  • Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
  • Языком не торопись, а делом не ленись.
  • Язык телу якорь.
  • Кто мало говорит, тот больше делает.
  • Язык голову кормит, он же до побоев доводит.
  • К старости зубы тупее, а язык острее.
  • Длинный язык с умом не в родстве.
  • Языком кружева плетет.
  • Язык блудлив, что коза.
  • Что на уме, то и на языке.
  • На язык пошлины нет. Безоброчная мельница.
  • Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
  • Язык языку весть подает.
  • Не всё годится, что говорится.
  • На языке медок, а на сердце ледок.
  • Всю неделю говорил ась, а в субботу сказал что.
  • Язык без костей мелет.
  • Что знает, всё скажет, и чего не знает и то скажет.
  • Много знай да мало бай.
  • Много говорит – голова заболит.
  • За кукушку бьют в макушку (пустословие)
  • Горлом не возьмёшь.
  • На язык нет пошлины.
  • Язык впереди ног бежит.
  • Что у кого болит, тот о том и говорит.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
  • Бабий язык – чёртово помело.
  • Он зубаст, он остёр на язык.
  • Язык мой – враг мой.
  • Свой язычок первый супостат.
  • Говори, да не заговаривайся.
  • Говорить, так договаривать, не договаривать, так и не говорить.
  • Никто бы про тебя не знал, кабы сам не сболтнул.
  • Язык — жернов: мелет, что на него ни попало.
  • Рот на распашку, язык на плечо.
  • Языком плетёт, что коклюшками кружева.
  • Зажми рот, да не говори с год!
  • Язык болтает, голова не знает.
  • Чем завираться, лучше молча почесаться.
  • За твоим языком не поспеешь босиком.
  • Ешь капусту, да не мели попусту.
  • От приветливых слов язык не отсохнет.
  • Всякая сорока от своего языка гибнет.
  • Поменьше говори, побольше услышишь.
  • Острый язык, да дурной голове достался.
  • Рот нараспашку, язык на плечо.
  • Язык без костей, работает и на хозяина и на гостей.
  • В прохладе живём, язык болтает и ветерок продувает.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Держи язык на привязи.
  • Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего и не хочет.
  • Язык везде достанет.
  • И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.
  • Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.
  • Языком и лаптя не сплетёшь.
  • Прикуси язык! Набери в рот воды!
  • Без языка и колокол нем.
  • На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.
  • Язык хлебом кормит и дело портит.
  • Язык до Киева доведёт.
  • Язык мягок: что хочешь, то и лопочет, и что не хочешь, тоже лопочет.
  • Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать!
  • Не спеши языком, спеши делом.
  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  • Остёр на язык, а к делу не привык.
  • Мелет день до вечера, а послушать нечего.
  • Пустая мельница и без ветра мелет.
  • Язык как бритва.
  • Шкуру на сапожки, язык на подошву.
  • Ври да не завирайся.
  • Доброе молчанье чем не ответ?
  • Скоро говориться, да не скоро дело делается.
  • Если косить языком, спина не устанет.
  • Врёт как сивый мерин.
  • Никто бы про тебя не знал, когда бы сам не сболтал.
  • У него язык как бритва.
  • Держи собаку на цепи, а язык – на семи.
  • За плохой язык хорошую голову потерять можно.
  • Лишнее говорить, себе вредить.
  • И шьёт и порет, и лощит и плющит, и всё языком.
  • Острый язык – дарованье, длинный – наказанье.
  • Что на уме, то и на языке.
  • Не ножа бойся, языка.
  • Лучше ногою запнуться, нежели языком.
  • Из пустого в порожнее переливает.
  • Сказанное словцо — серебряное, не сказанное — золотое.
  • Бог дал два уха и один язык.
  • Сама скажет сорока, где гнездо свила.
  • Лучше не договорить, чем пересказать.
  • Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • У него на всякий спрос есть ответ.
  • Язык лепечет, а голова не ведает.
  • От приветливых слов язык не отсохнет.
  • Дашь языку волю – голове тесно будет.

flaminguru.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *