Урок
окружающего мира
во втором классе
«Эти забавные животные».
Составил и провёл
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Наровчат
Щербакова Ирина Николаевна
Цели урока:
1. расширить и углубить знания детей о диких и
домашних животных;
2. особо обратить внимание на следующих животных: лису, белку, тигра, слона, пингвина, дельфина, белого и бурого медведя, бобра, страуса, ежа, зайца;
3. воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.
Оборудование:
рисунки животных, сказочный поезд, атлас животных.
Вечер зажигает в небе звёзды.
Снова приходит долгожданный миг.
Нам пора в дорогу, он зовёт насЗагадочный мир, таинственный мир.
Там мы, конечно, встретим
Тысячи приключений,
Там будут с нами рядом
Верные друзья:
Пугливые и беззаботные,
Коварные и благородные,
Смешные и славные
Эти забавные животные.
-Встречайте, к нам едут гости. Посмотрите на них внимательно и скажите, на какие две группы вы их можете разделить?
-Дикие и домашние.
-Дикие живут в лесах и заготавливают себе пищу, а домашние живут у человека и он заботится о них.
-А что у них общего?
-И те и другие выводят потомство.
-Сегодня мы узнаем не только о животных, обитающих в нашей местности, но и о тех, которые живут в разных уголках нашей страны.
Вы сегодня участники игры «Эти забавные животные» и вам предстоит ответить на самые интересные, познавательные и поучительные вопросы.
Итак, отправляемся в путь.
Наш первый конкурс «Разминка».
Вам необходимо правильно назвать детёнышей следующих животных: у собаки –
у кошки –
у зайчихи –
у волчихи –
у овцы –
у курочки –
у ежихи –
у коровы –
у свиньи –
у лисы –
у лосихи –
у индюка –
у белки –
у голубя –
Молодцы! Ребята, каждый из нас знает кумушку – лису. Давайте немного поговорим о ней. А вы знаете, что примерно 600лет назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью.
А как вы думаете, может ли лиса отличать опасные капканы от безобидных консервных банок?
-Да.
-Какая основная пища лисы?
-Грызуны.
-По какому признаку можно обнаружить присутствие лисы в норе?
-По сильному неприятному запаху.
-А что ещё вы знаете про лису?
(Заслушиваются рассказы детей)
-Молодцы! Вы уже кое – что знаете о лисе, но многое вам ещё предстоит узнать.
Следующий конкурс «Поразмыслим не спеша».
Я вам буду задавать вопросы, а вы, не спеша должны из трёх вариантов ответов выбрать один правильный.
1. Зачем зайцу большие уши?
А) чтобы лучше слушать
Б) чтобы не перегреться
В) для торможения на поворотах
2. Зачем страус голову в песок прячет?
А) от страха
Б) освобождается от паразитов
В) разыскивает пищу
-Какие бывают страусы? Что вы можете рассказать?
(Заслушивается рассказ детей о страусе)
3. Зачем звери раны зализывают?
А) чтобы быстрее зажили
Б) просто от боли
В) с гигиенической целью
4. Для чего нужен хвост бобру?
А) для прочности и подпорки
Б) хвост – руль и весло
В) для тепла
5. Когда у бурой медведицы детки рождаются?
А) январь
Б) февраль
В) апрель
-Каково поведение медведицы? Где мы можем встретить этих животных?
(Рассказ о медведях)
6. Что делают львы – самцы со своей добычей?
А) отдают самке
Б) едят сами
В) отдают детям
7. Кто самый большой и самый маленький среди млекопитающих?
Но сначала помогите мне вспомнить: «А кто такие млекопитающиеся?»
-Это те животные, которые питаются молоком матери.
Вот вам варианты ответов:
а) слон и мышь – малютка
б) кит и летучая мышь
в) жираф и бурозубка
8. Зачем белке хвост, а мужчине борода?
А) чтобы согреться
Б) для музыкальных упражнений
В) для красоты.
-А кто ещё из вас знает про белку? Расскажите.
(Заслушиваются рассказы детей)
9. Кто из млекопитающих самый быстрый?
А) олень
Б) дельфин
В) гепард
10. Почему мышка дрожит?
А) потому, что боится кошки
Б) чтобы согреться
В) чтобы проверить шкурку
11. У каких птиц самые крупные яйца?
А) у аиста
Б) у страуса
В) были и крупнее
12. Какая птица является чемпионом по нырянию?
А) утка
Б) пингвин (королевский пингвин ныряет до 200 м)
В) гагара
(Заслушивается рассказ о пингвине)
13. Кто самый крупный из наземных млекопитающих?
А) буйвол
Б) бегемот
В) слон (африканский слон, 225кг)
(Заслушивается рассказ о слоне)
14. Почему у ежа сварливый характер?
А) иголки надоели
Б) клещи заели (собирает яблоки)
В) устал сгибаться
15. Соответствует ли действительности поговорка: «Грязный, как свинья»?
А) соответствует
Б) не соответствует (свинья – чистюля)
В) вызывает сомнение
Молодцы! А сейчас давайте сыграем в игру «Прилетели птицы» и немного отдохнём.
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что – то другое, то нужно хлопнуть в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(Дети хлопают)
-Что неправильно? (Мухи)
-А мухи – это кто? (Насекомые)
-Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают)
-Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
(Дети хлопают)
-Продолжаем играть:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…
(Дети хлопают)
Играем дальше:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
(Дети хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-Все вы молодцы!
Продолжаем наш урок и сейчас следующий конкурс «Правда или ложь»
При ответе на вопрос вы должны говорить да или нет.
–Бывают ли белые тигры?
-Умеют ли тигры плавать?
-А бурые медведи умеют плавать?
-Правда ли, что белые медвежата рождаются в середине зимы?
-Правда ли, что у только что рождённого ежа иголки уже колются?
-Правда ли, что северные олени едят грибы?
-Правда ли, что белка, питаясь орехами, шишками, желудями, грибами, может съесть иногда яйца птенцов, насекомых?
-Как вы считаете: зебра – это белое животное с чёрными полосами или чёрное – с белыми?
-Кто видит ушами?
-Кто слышит ногами?
-Правда ли, что бурый медведь (не белый) ест рыбу?
-Правда ли, что касатки нападают даже на больших китов?
Молодцы!
А теперь «Занимательные вопросы»
-У кого из зверей фамилия Топтыгин?
-Кого считают царём зверей?
-Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
-Кого чаще всего «забивают» в домино?
-Кого величают по отчеству Патрикеевна?
-Как называется маленькая лошадь?
-Какой зверёк дал название короткой мужской причёске?
-Кого в шутку называют косым?
-Какой зверь, если бы проводился конкурс по профессиям, был бы признан лучшим лесорубом?
-Кто вместо удочки использовал свой хвост?
Молодцы! Мы, с вами отвечая на вопросы, заметили, что царём зверей является лев. А вот его сородич тигр тоже необычное животное. Скажите, что делает тигр перед охотой?
-Моется.
-А что ещё вы знаете о нём?
(Рассказы детей).
Следующий конкурс «Верни зверей в зоопарк».
-В зоопарке случилась беда. Сторож забыл закрыть двери в клетках с животными. Отгадайте задания и верните животных на свои места. Начали!
1. Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф)
2. На мне люди ездят и возят поклажу.
В пустыне безводной
Могу идти даже. (Верблюд)
3. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома. (Собака)
4. Какая коняшка
Ходит в тельняшке? (Зебра)
5. Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
6. Он огромен, полосат,
А вообще – то кошке брат. (Тигр)
7. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.(Ёж.)
8. Я похож на зайца очень,
Но не заяц, между прочим. (Кролик)
9. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
10. С порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдёт-
Замурлычет, запоёт. (Кошка)
-Молодцы!
-Много сегодня мы узнали нового о животных, но рыбы плавают, птицы летают, звери бегают. Вроде бы всё просто. Как бы не так! Мы переходим к последнему конкурсу на нашем уроке.
Есть звери, которые не то, что бегать, ходить не в состоянии, зато плавают. Это тюлени, дельфины, киты. У всех этих животных лапы превратились в ласты или плавники. В народе говорят: курица – не птица, потому что не летает. А пингвин? Не летает, зато как плавает! Но он вопреки поговорке птица.
-Скажите, а где обитают пингвины?
-В Антарктиде.
-Как вы считаете, а для чего пингвины плачут?
-Для защиты глаз от повреждений.
-Верно. А что ещё вы знаете о пингвинах.
(Выслушиваются рассказы детей)
-Молодцы! Наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, что нового и познавательного вы узнали на уроке?
-Оцениваем самых активных ребят.
-Домашнее задание: повторить легенды о животных в книге А.А.Плешакова «Зелёные страницы».
Цель урока: закрепить полученные знания о животном мире.
Задачи урока:
Основной метод обучения:дидактическая игра-соревнование.
Дополнительные структурные элементы: постановка игровой задачи; оценка результатов игры.
Оборудование:
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели игры
– Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у
нас с вами проходит
интеллектуально-развлекательная игра по теме
«Эти забавные животные». На протяжении многих
столетий человек наблюдает за животными,
пытается разгадать их секреты и тайны, хочет
лучше узнать их образ жизни и никогда не устает
им удивляться. Ведь они такие интересные, эти
забавные животные. Животные нас кормят и одевают,
помогают преодолевать расстояния. И, в конце
концов, просто живут рядом с нами и радуют своим
присутствием.
– Сегодня мы проведем игру, чтобы вы закрепили,
полученные знания о животных, а может быть, вы
узнаете еще что-то новое об этих удивительных
живых существах.
– Итак, начнем.
2. Проведение игры
Первый конкурс «Угадай-ка»
– Ребята, у нас три команды. Сейчас из каждой команды выходит по игроку. Игрок выбирает загадку, читает вслух и дает ответ. Но он должен назвать не только отгадку, но и назвать группу животных, к которым относится отгаданное животное.
– Если игрок справляется, то команда получает 2 балла. Если отвечающий не справляется, он может попросить помощь у команды, но тогда количество баллов, полученное командой, уменьшается. За загадки, написанные красными чернилами, количество баллов удваивается.
– Давайте с вами вспомним группы животных. (Звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – это группы позвоночных животных. Насекомые, ракообразные, паукообразные, моллюски, иглокожие, черви – это беспозвоночные животные.)
– А теперь слушаем загадки
Вьется верёвка,
На конце – головка. Змея. Пресмыкающиеся.У кого глаза на рогах, Улитка. Моллюски
А дом на спине?Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй. Рак. Ракообразные.Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. Паук. Паукообразные.Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. Лягушка. Земноводные.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. Щука. Рыбы.Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. Заяц. Млекопитающие или Звери.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. Комар. Насекомые.Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. Петух. Птицы.
Подведение итогов конкурса.
– А теперь переходим ко второму конкурсу.
Второй конкурс “Сказочный”
– Сейчас мы проверим ваши знания по предмету литература. Вопросы связаны с животными. Отвечайте на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Подведение итогов конкурса.
Третий конкурс «Эти забавные животные»
– На каждый вопрос дается 4 варианта ответа. Отвечают все команды, одновременно показывая карточку с номером ответа. Если команда ответила правильно, то получает 1 очко, если нет – 0 очков. Варианты ответов вывешиваются на доску (Приложение 1).
1. «Предсказатели погоды»
Перед бурей или дождем некоторые звери демонстрируют «метеорологическое «поведение: коровы поднимают голову вверх и с жадностью втягивают воздух, их надои молока снижаются; собаки свертываются клубком; кошки пьют больше обычного, тюлени прячутся за скалами и ведут себя неспокойно. А как перед непогодой ведут себя воробьи?
– Слушаем правильный ответ. Перед непогодой куры и воробьи чистятся и купаются в пыли. А вот певчие птицы перестают петь. Чайки, утки, вороны, галки, наоборот, истошно кричат.
2. «Притворяшки»
– Многие из вас знают, что есть животные, которые в минуту опасности могут поменять цвет и сделаться незаметными. А вот маленький хитрый зверек поссум(вроде енота), как только встретится с противником сильнее себя, сразу притворяется умирающим. И не он один такой в живом мире. Внимание, вопрос: кто из данных животных притворяется в минуту опасности умирающим?
– Слушаем правильный ответ. Да, каждый спасается, как может. Зайцу помогают быстрые ноги, тигры и волки не только не станут притворяться, но и вступят в борьбу. А вот жук сразу упадет на спинку, сложит лапки и не будет шевелиться. Вот такой он притворяшка.
3. «Попробуй, тронь»
– Помните стихотворение Бориса Заходера?
– Что ж ты, еж, такой колючий?
– Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
– И, правда, если бы не колючая одежка, не миновать неповоротливому ежу волчьих или лисьих зубов. А с иголками, а их у взрослого ежа почти 16 тысяч, попробуй, тронь. А если нет иголок, то, как защищаться? Внимание, вопрос: Как защищает себя медуза?
– Правильный ответ. Чем красивее медуза, тем она сильнее жалит, сильнее самого опасного паука и даже скорпиона.
Подведение итогов.
Четвертый конкурс «Фразеологизмы»
– В разговорной речи мы можем слышать такие выражения, как, например, «на кривой козе не объедешь», «уперся как бык», «без кола и двора», «под горячую руку» и другие. Это фразеологизмы – устойчивые словосочетания.
– Сейчас каждая команда получает карточку со словосочетаниями. В каждое словосочетание нужно вставить по смыслу слова (названия животных), чтобы получились известные фразеологизмы
– Теперь давайте попытаемся объяснить эти выражения.
1. Распоряжаться тем, что еще предстоит только
получить.
2. Купить неизвестно что, сколько и какого
качества.
3. Позволять кому-либо находиться в таком месте,
где он может быть вреден, опасен или где он может
удовлетворить свои дурные наклонности.
4. Пристально и долго или недовольно и озадаченно
смотреть (рассматривать).
5. Смотреть тупо, непонимающе. Баран глупее
домашних животных и, в отличие от них, плохо
помнит свой дом, поэтому, если хозяин меняет
ворота, баран не узнаёт дом.
Подведение итогов.
Пятый конкурс «Кто что ест»
Определи, чем питаются изображённые (Приложение 2) животные. Рядом с хищником поставь букву «Х», с растительноядным – «Р», насекомоядным – «Н», всеядным – «В».
Подведение итогов.
Шестой конкурс «Охраняй!». Конкурс капитанов
– Ребята, прежде чем мы проведем заключительный конкурс, я хотела бы вам прочитать отрывок из стихотворения «Красная книга». Послушайте призыв к разуму и совести каждого живущего на планете.
Охраняются «Красной книгой»
Много редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
– Давайте вспомним некоторых животных, занесенных в Красную книгу.
На столе лежат фотографии тех животных, которые занесены в Красную книгу (Приложение 3). Выходят капитаны, берут по две фотографии и называют охраняемых животных.
3. Подведение итогов
– Вот и закончилась наша игра. Мы сегодня с вами вспомнили и узнали много нового об этих удивительных животных. Давайте подведём итоги нашей игры.
Называется команда победителей. Выставляются оценки.
Если вы много путешествуете, то наверняка замечали, что уличные знаки по всему миру почти одинаковы в каждой стране, которую вы посещаете. Это неудивительно — обычно они сделаны так, чтобы их мог понять каждый, независимо от национальности, и не попасть впросак.
Однако вы всегда заметите малейшее изменение размера или цвета, если оно отличается от вашего родного города. Конечно, небольшие различия в цвете и форме ничто по сравнению с забавными знаками, которые вы сейчас увидите, потому что глупость (творчество?) людей во всем мире не знает границ. На самом деле, эти сбивающие с толку знаки не только не помогают.
Начиная со странных рекламных щитов и заканчивая странными названиями городов и забавными названиями улиц, в этой подборке дурацких вывесок есть все. Есть много знаков пешеходных переходов, которые не имеют смысла, и перевод тоже в изобилии. Но мы все равно хотели бы знать, что скрывается за табличкой с надписью «Не несем ответственности, если чайки съедят ваш пирог с воронкой». Часто ли это случалось? Люди действительно винят в этом владельца кафе? Кто знает.
Вот наш список из 55 самых забавных знаков со всего мира – наслаждайтесь, комментируйте и никогда не забывайте делиться этим с другими пандами!
Бамбук для: jurvetson
Бамбук для: Александра Соммы
Бамбук для: TrevinC
Бамбук для: mtl2tky
Бамбук для: Alex E. Proimos
Бамбук для: ian boyd
900 15 8. Переход динозавровБамбук для : emmar (занимаюсь фотографиями v занят!)
Bamboos для: Doug Wallick
Bamboos для: Remy Sharp 9 0003
Бамбук для: TrombaMarina
Бамбук для: BillRhodesPhoto
90 003
Бамбук для: ekai
Бамбук для: эспрессо марко
Bamboos for: oh_candy
Бамбук для: iirraa
Бамбук для: scazon
Бамбук для: CaptPiper
Бамбук для: MIgracionTOtal
Бамбук для: -sel
Бамбук для:boldorak2208
Бамбук для: clare_and_ben
Бамбук для: clare_and_ben
Бамбук для: Валло
Бамбук для : Silversprite
Бамбук для: Silversprite
Бамбук для: Silversprite
90 015 28. Забавный знак диких детей jpg”>Бамбук для: Silversprite
Бамбук для: tenioman
Бамбук для: Интермедия Брюс
Бамбук для: josephleenovak
Бамбук для: скучный
9 0003
Бамбук для: PittCaleb
Бамбук для: Toby87
Бамбук для: james_michael_hill
Бамбук для: un_owen
Бамбуки для: AMagill
6. LGagnon
Бамбук для: Дэн Тейлор
Бамбук для: doug88888
Бамбук для: jcolman
Bamboos for: marctonysmith
Bamboos для: geeknerd99
Бамбук для: eskimo_jo
Бамбук для: christophe dune
Бамбук для: http://capenomad.wordpress.com/
Бамбук для: Sree_
Бамбук для: richardmasoner
Бамбук для: wili_hybrid
900 15 50. Стрельба запрещена (обратите внимание на табличку сзади)boredpanda.com/funniest-signs-around-the-world/?image_id=Funny-Signs-Stop-52.jpg”>
Бамбук для: Silversprite
Бамбук для: Silversprite
Бамбук для: Silversprite
Бамбук для: Papaver Somniferum
P.S : вы, наверное, заметили, что забавных знаков всего 53, а в заголовке написано 55. Если вы не можете с этим смириться – пришлите нам свои забавных знаков фото на адрес [email protected].
Клейкая лента подобна силе. У него есть светлая сторона и темная сторона, и он скрепляет мир.
Пол Фикс
Аналогии
У меня самая большая в мире коллекция ракушек. Возможно, вы его видели, я держу его на пляжах по всему миру. Стивен Александр Райт
100 лучших
Самая трудная для понимания вещь в мире — это подоходный налог. Альберт Эйнштейн
Жизненные цитаты Цитаты о деньгах Короткие цитаты
Вы приходите в мир ни с чем, и цель вашей жизни – сделать что-то из ничего.
Генри Луи Менкен
Жизненные цитаты Поговорки 100 лучших
Современный мир не имеет смысла, так почему я должен рисовать картинки, которые имеют смысл?
Пабло Пикассо
Известные цитаты Короткие цитаты
Хватит беспокоиться о конце света сегодня. В Австралии уже завтра. Чарльз М. Шульц
Жизненные цитаты Короткие цитаты 100 лучших
Друг мой, помни, что без глупости не было бы ума, а без уродства не было бы красоты, так что ты все-таки нужен миру. Аноним
Поговорки Глупые Цитаты 100 лучших
Ложь обходит полмира, прежде чем правда успевает надеть штаны. Уинстон Черчилль
Поговорки
Когда я был маленьким, я думал, что деньги и слава приносят все счастье в мире. Теперь, когда я вырос, я знаю, что был прав. Аноним
Счастливые цитаты Знать цитаты Жизненные цитаты
Если в мире нет любви,… давайте займемся ею. Анонимно
Любовные цитаты Короткие цитаты
Ждать, пока фильм не начнет есть твой попкорн, самая трудная вещь в мире. Аноним
Есть Цитаты Моменты Короткие цитаты
Хватит разрушать Землю, здесь я храню все свои вещи. Аноним
Поговорки Короткие цитаты 100 лучших
Я нашел отель с самым большим количеством звезд в мире. У него открытая крыша, так что вы можете видеть их всех.