Я аким жадина конспект урока – Конспект урока “Яков Лазаревич Аким «Жадина»” 3 класс скачать

Содержание

Я. Аким «Жадина», А. Барто «Когда закусишь удила», А. Лесных. «Как бы жизнь ни летела…», В. Орлов « Но зато друзья кругом»

Литературное чтение

Тема: Я. Аким «Жадина», А. Барто «Когда закусишь удила», А. Лесных. «Как бы жизнь ни летела…», В. Орлов « Но зато друзья кругом»

Задачи: 1.Образовательная: формирование сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами; поставить под сомнение стереотипное восприятие доброты и жадности; продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. познакомить с произведениями советских писателей о дружбе; представление о дружбе и друзьях; учить определять главную мысль произведения.
2. Развивающая: развивать умения прогнозировать текст, умение анализировать и делать выводы; учить давать характеристику персонажу по вопросам, поставленным учителем; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитывающая: воспитывать щедрость и доброжелательность по отношению к товарищам, умение эмоционально откликаться на прочитанное; взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека; умение позитивного общения друг с другом;

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. 
Вид урока: комбинированный 
Формы обучения: групповая работа 
Методы обучения: деятельностный, вербальный, развивающего обучения

Ход урока:

Оргмомент

Сегодня у нас необычный урок. Ребята, я вам предлагаю самим определить, о чем пойдет речь на нашем уроке.

– Ребята, закройте глаза. Подумайте о чем-то хорошем. А теперь откройте глаза, посмотрите в лицо вашему другу (соседке по парте) и скажите слова, чтобы он (она) улыбнулся.

Проверка готовности к работе. Эмоциональный настрой

Самостоятельно

РП

Проверка Д/з

Работа с домашним текстом

Отвечают, работа с текстом.

РГ

Актуализация, введение в тему

Сообщение темы, задачи.

– А какое слово вы сказали?

– Вы сказали добрые слова. Значит сегодня мы с вами будем говорить о … доброте. Наш урок так и называется «Спешите делать добро». Мы должны научиться анализировать свои поступки, быть добрыми, вежливыми.

-Поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Посмотрим, насколько вы вежливы. Если вежливо – говорите «да», если невежливо –

« нет».

– Поздороваться при встрече?

– В транспорте громко разговаривать с друзьями?

– Со взрослыми вести себя уважительно, обращаясь на вы?

– Не выполнить обещание?

– Оказывать помощь другому?

– Не уступить старшему место в транспорте?

– Молодцы! Какие все вы вежливые! Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете добрее.

Отвечают, рассуждают, выражают свою точку зрения

беседа

Освоение содержания произведений.

Анализ текста

Чтение стихотворения «Как бы жизнь ни летела…»

учебник с.63.

– Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы.

1) Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной Королевы и спасла своего друга из ледяного плена.(Герда)

2) Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)

3) Эта сумка одного доброго человека, который спасал животных.(Доктор Айболит)

4) Этим предметом она превратила старенькое платье в бальное. (Фея из сказки Золушка)

– Кого же мы называем добрым человеком?

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно.

А как вы думаете обидеть или погладить легче? (Ответы детей)

– Пословица гласит: «Обидеть – что ударить, приласкать – нужно слова искать». Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

«Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит –

Радуются и взрослые и дети.»

Знакомство с произведением В. Орлова «Но зато друзья кругом»

с.64 учебник

Чтение произведения В. Орлова «Но зато друзья кругом».

– Когда говорят «я», «мы»?

– О чем заставили задуматься эти два коротких слова? Почему автор называет словом «мы» семью, друзей?

– О чем это произведение? Можно ли сказать, что оно о дружбе?

– Какова главная мысль? Можно ли ее выразить пословицей «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось»?

Обсуждение «Жадность — это…» (5 минут)

Кто такой жадина?

… (Ни с кем не делится.

– Хотите ли вы дружить с жадным?

– Почему с жадными не хотят дружить?

… (На такого человека трудно положиться.)

– Вы всегда сможете отличить жадину?

… (Обычно дети дружно отвечают: «Конечно, да!»)

Обсуждение ситуаций:

– Папа не дал сыну спички. Жадный?

– Мама себе налила большую чашку чая, а дочке — маленькую. Пожадничала?

– Девочка шла по улице, ела мороженое и ни с кем не делилась. Жадина?

– Мальчики в буфете попросили булочку, им не дали. Продавец — жадный?

– Сын просит у мамы в магазине купить дорогую игрушку. Она отказывается — жадина?

– Человек идет по улице, подбегает хулиган, хочет сорвать шапку. – Человек сопротивляется, зовет милицию. Жадина?

– Девочке в санаторий мама прислала конфет. Подружка подошла, один раз попросила, девочка ей дала, и на второй раз дала, и на третий, а потом сказала, что больше давать не будет. Жадная?

В этих ситуациях «никто ни с кем не делился», именно так вы говорили о жадине. Но почему-то ни одного жадного среди них вы не обнаружили. Почему так получилось?

Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина»: с.65 учебника

Обсуждение «Доброта — это…» (5-7 минут)

  • Добрый — это тот, кто всегда делится. Согласны?

  • … (Ответы «да» уже не такие дружные.)

  • Послушайте еще одно стихотворение:

Р. Сеф

ДОБРОТА

Вчера решил я добрым быть,

Всех уважать и всех любить.

Подарил я Свете мячик,

Подарил я Пете мячик,

Шапку, варежки и шарф

Подарил я Гале…

А за доброту мою

Меня же наказали!

Обсуждение ситуаций:

  • Девочка раздала подружкам украшения старшей сестры. Добрая? (Нет, чужим не делятся.)

  • На день рождения подарили конструктор, а мальчик отдал его товарищу. Добрый? (Нет, дареное не дарят.)

  • В походе девочка раздала все свои бутерброды другим детям и осталась голодная. Но добрая? (Делиться надо в разумных пределах.)

Вывод: не всем и не всегда нужно делиться.

Дети читают

Беседа, работа с текстом – выборочное чтение (доказательства)

обсуждение

Читают самостоятельно

Составляют кластер, обсуждение работ

читает ученик

Фронтально

РП

РГ

Обобщение

– Для чего мы знакомились с этими произведениями?

– Помогли ли они в решении задачи урока?

– Какие выводы вы сделали?

Обсуждение

РП

Инструктаж Д/З

с.156-157 хр-тия чтение выразительно, одно наизусть.

Слушают и фиксируют в дневнике

самостоятельно

Рефлексия и итог

– Понравился ли урок?

– Что запомнилось?

– Что поразило?

– Оцените свою работу:

Мне было ……….

Выражают свое мнение

фронтально

infourok.ru

Яков Аким “Жадина” конспект урока по литературному чтению, 3 класс

Яков Аким

15 декабря 1923 г.

Тема: Яков Лазаревич Аким «Жадина».

Дата:
Цели:

Познакомить с творчеством Я. Л. Акима,

Воспитывать культуру поведения в школе, дома, в общественных местах, трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим,

Прививать навыки культурного общения.

Оборудование:

портрет писателя,

плакаты с пословицами,

условные знаки правил поведения

звукозаписи детских песен: «прививка», «все сумею, все успею сделать»

Организационный момент.

Сегодня узнаем: как стать умелым.

Проверка домашнего задания.

У. – Вчера читали мы стихи Э.Мошковской. Какие?
Д. «Обида»
У. – Прочитаем выразительно (дети читают.)
– Чему учат нас эти стихи? (милосердию, любви к маме).

3. Знакомство с новым материалом
У. – Сегодня мы с вами познакомимся со стихами детского поэта Якова Лазаревича Акима (Открываю на доске надпись: Жадина)
БИОГРАФИЯ АВТОРА

Родился 15 декабря 1923 года в городе Галиче Костромской области. Детство, проведенное в этом тихом городке, помогло мне впоследствии написать многие стихи. И еще родители: по вечерам дома часто звучала музыка. Отец, механик, прилично играл на скрипке (научился сам), мать, библиотекарь, любила петь, аккомпанируя себе и нам с братом на гитаре или на мандолине. Потом отца перевели на работу в областной центр, оттуда – в Наркомат земледелия в Москву, где мы жили с 1933 года. Здесь я учился в школе, редактировал стенгазету, увлекался драмкружком…
Началась война с германским фашизмом. В июле сорок первого отец погиб при защите Москвы от воздушного налета. Я отвез мать с младшим братом в Ульяновск, в эвакуацию. Оттуда потом ушел в армию, воевал на Воронежском и Дон­ском/Сталинградском фронтах. Стихов тогда не писал, если не считать давно забытых, кое-как зарифмованных строчек в “Боевых листках”. Только уже после войны, когда учился в химическом ВУЗе и посещал институтское литобъединение, проявилось непривычное желание, “неясный гул” сочинительства. Это были как бы письма к дорогим мне людям, в частности, к маленькой дочке и сыну – первые мои стихи для детей. К моему удивлению, стихи эти охотно печатали в детских журналах, “‘Пионерской правде”, начиная с 1950 года. Потом стали выходить книжки в ” Детгизе “, “Малыше”, других детских издательствах, В 1956 году появилась подборка “взрослых” стихотворений в сборнике “Литературная Москва”, а также в “Дне поэзии”, В том же году меня приняли в Союз писателей. Кроме стихов и сказок для детей, достаточно часто переиздававшихся, стал писать – больше для себя и друзей – лирику, адресованную взрослеющим и совсем взрослым читателям. С удовольствием переводил стихи близких мне по духу поэтов, со многими из них крепко и надолго подружился. За книгу избранных переводов для детей “Спешу к другу” был удостоен Почетного Международного диплома имени Андерсена.
4.Чтение стихотворения «Жадина»
У. – Что означает название? Обидное слово или приятное?
Д. Читают про себя.
У. – Понравилось стихотворение или нет? Почему?
– Кого так назвали?
– От чьего имени рассказ?
– Непонятное слово «прозвище» дано.
Читаем по частям.
Как относится автор к таким людям? Докажи. (зачитай)
Жалко ли вам жадного?
Не было ли с вами такого? Как быть в таком случае?
Легко ли жить с жадиной рядом? А ему легко?
Как сделать, чтобы жадных стало меньше?
Д. – Воспитывать, объяснять, презирать.
У. – Выясним идею произведения.

www.prodlenka.org

Конспект урока по литературному чтению на тему “Определение темы прочитанного произведения (то, о чем хотел сказать автор). Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат».( 3 класс)

Тема: Определение темы прочитанного произведения (то, о чем хотел сказать автор). Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат».

Цель: знакомство с произведением Я. Акима «Жадина», В. Зотова «Бабушкин халат», развитие навыков литературного чтения обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

УУД:

Личностные: нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов многонациональной России и других стран.

Познавательные: ориентироваться в тексте, устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей.

Регулятивные: действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание.

Ход урока:

  1. Организационный момент, эмоциональный настрой. Л-1

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все затихли на минутку

Чтоб не слышать даже шутку

Чтоб не видеть никого

А себя лишь одного.

– А сейчас, мои дорогие, подарите улыбку мне, повернитесь к друг другу, нашим гостям.

– Ну вот, настроение у нас отличное, а значит можно начинать урок. Но чтобы у нас с вами все получилось мы должны открыть ворота к новым знаниям.

Приготовьтесь! Мы открываем ворота знаний и произносим хором волшебную фразу: «Я хочу много знать».

– Ведь вокруг нас так много интересного, с чем нам предстоит еще познакомиться.

Но как вы знаете, в любом деле следует соблюдать золотые правила: Р-1

  • На уроке не выкрикивать,

  • не перебивать,

  • слушать внимательно,

  • работать сообща.

II. Проверка домашнего задания

Проводится обсуждение вопроса № 9 учебника, направленного на развитие рефлексии.

2. Подготовка к восприятию

-Ребята, а как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (ответ детей)

– Как называется следующее произведение?

Постановка цели и задач урока. Р-2

О ком мы узнаем сегодня на уроке? Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Над чем будем работать?

Что вы можете сказать о произведении до чтения?

3. Знакомство с текстом

(Вика. Ш. рассказывает о биографии Я. Акима.)

Оценивание детьми.

Учитель выразительно читает стихотворение «Жадина». Дети могут следить за чтением по учебникам.

4. Обсуждение прочитанного проводится по вопросам учебника No 1–3.

5. Перечитывание и работа с текстом. П-5

Чтение по столбику.

Работа в парах.

Дети читают друг другу по очереди. Выразительное чтение одного ученика вслух. При этом основное внимание уделяется тому, чтобы дети выразили отношение лирического героя к персонажу.

Физминутка.

6. Подготовка к восприятию следующего произведения проводится вслух по упражнениям учебника. с.120( читай правильно)

7. Знакомство с текстом

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Владимира Зотова. (Амина М.)

– А сейчас я предлагаю вам прослушать это произведение. К-1

– Когда вы прослушивали отрывок, то должны были заметить в тексте незнакомые слова. Давайте, вспомним их. (Словарь Ожегова.) П-6

8. Обсуждению прочитанного посвящён вопрос № 1 учебника.

Работа в группах. К-5

Ответ на вопрос №7 в учебнике.

Рефлексия. К-5, Р-4

Продолжи фразу:

10. Дома дети отвечают на вопрос №7 в учебнике и задание №1,2 в тетради к сказке В. Зотова.

Кроме того, они ищут и читают книги по теме «О щедрых и жадных» и приносят их на следующий урок.

Примечание. В хрестоматии «Я хочу читать» имеется несколько произведений на эту тему.

infourok.ru

План-конспект урока чтения (2 класс) по теме: Конспект урока по литературному чтению

Открытый урок

по литературному чтению

во 2 классе

  Тема урока: «Персонажи рассказа В.Осеевой «Сторож».

  Характеристика героя

      Цели: совершенствовать навык чтения; познакомить детей с творчеством

                  В. Осеевой; формироватьтчувство дружбы и доброго отношения к

                  сверстникам; развивать творческие способности; прививать интерес

                  к чтению.

      Оборудование: диск с записями песнииз мультфильма «День рождения кота Леопольда» и песни «Улыбка»; предметные картинки; толковый словарь; портрет В. Осеевой.  

                                                   Ход урок

       I .  Организационный

       II . Проверка домашнего задания.

  1. Драматизация сказки-миниатюры С.Козлова «В сладком морковном лесу.( 3-4 пары)

Игра «Кто такой »

 На карточках: соловей, жук, медвежонок, ёжик.

 – Соедините стрелками черты характера, присущие каждому персонажу.

На доске запись: заносчивый, весёлый, задумчивый, мудрый,

спокойный, жадный.

– Какая черта характера не соответствует ни одному из персонажей  

(жадность)

      III . Постановка целей урока.

– Сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве, как жадность, познакомимся с произведениямти наэту тему. Научимся давать характеристику герою.

     IV. Изучение нового материала.

1. Словарная работа

– Как вы объясните, что такое жадность?

В толковом словаре даётся такое объяснение.

Жадность — это стремление к наживе, чрезмерная бережливость. Скупость.

2. Подготовка  к чтению текста ( задания 1,2 с.39).

3.Первичное чтение рассказа В Осеевой «Сторож».

– Понравился ли вам рассказ?

– Что вызвало вашу улыбку?

4. Повторное чтение рассказа (про себя)

– Прочитайте рассказ и отметьте карандашом всё. Что относится к

мальчишке- «сторожу».

5. Характеристика героя.

 – Кто главный герой рассказа?

 – Опишите его. (Он маленький)

 – Найдите и прочитайте. Как описывается поведение мальчика – «сторожа» во время игры.

– Почему он так поступил?

 – Что вызвало удивление у воспитательницы?

– Как мальчик – «сторож» объяснил причину скуки?

– Что сказали другие дети?

– Каким другим словом можно заменить слово «столрож» в этом рассказе?

– Какие слова автора помогают нам понять характер мальчика?

( кричал, закрывал игрушки)

– Расскажите о герое этого рассказа.

– А тебя никогда не называли : жадина?

     Физкультминутка

Раз — поднялись. Подтянулись.

Два — согнулись, разогнулись.

Три  – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за пару тихо сесть.

6. Знакомство с биографией.

Валентина Александровна Осеева (1902 — 1959) работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Заслуги В.А. Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не осталось незамеченным. В 1951 году она получила Сталинскую премию за свою повесть «Васёк Трубачев и его товарищи». В.А.Осеева пишет о детях. О человеческих качествах. О плохих и хороших поступках.

7. Знакомство со  стихотворением Я.Акима:

                             Жадина

Кто держит

Конфету свою

В кулаке,

Чтоб съесть ее

Тайно от всех

В уголке;

Кто выйдя во двор,

Никому из соседей

Не даст

Прокатиться

на велосипеде;

Кто мелом,

резинкой,

Любою безделицей.

В классе

Ни за что

Не поделится, –

Имя тому

Подходящее дадено,

Даже не имя,

а прозвище:

ЖАДИНА!

Жадину

Я ни о чём не пршу.

В гости я

Жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовёшь его.

Поэтому –

Честно, ребята, скажу –

С жадинами я

Я никогда

Не дружу!

– Похож ли Жадина из стихотворения на мальчика -»сторожа»?

– Почему В. Осеева назвала рассказ «Сторож», а не «Жадина»?

(так его назвали дети, потому что мальчик совсем маленький, он жадничает в открытую, даже смешно, потому что этого мальчика можно изменить, научить нго делиться с другими)

      V. Подведение итогов урока.

– О каких человеческих качествах мы говорили?

– Как вы думаете, к чему может привести жадность ? (останешься

  один)

– Закончить урок я хочу строчкой из песни:

                Поделись улыбкою своей,

                И она к тебе не раз ещё  вернётся.

Звучит песня «Улыбка» и  «Если Добрый ты»

       Домашнее задание: читать по ролям, инсценировать (с. 39-40)

nsportal.ru

Конспект урока литературного чтения Поэтический родник “Что такое хорошо и что такое плохо”

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо». Поэтический родник.

В. Орлов «Но зато друзья кругом!»; Я. Аким «Жадина»; А. Барто «Друг напомнил мне вчера»

Цель: Ознакомление со стихами, посвященными теме «Что такое хорошо и что такое плохо», усвоение нравственных норм – осуждение жадности, поощрение бескорыстных отношений в дружбе.

Планируемые результаты:

Предметные: знание содержания стихов В. Орлов «Но зато друзья кругом!»; Я. Аким «Жадина»; А. Барто «Друг напомнил мне вчера»; расширение представлений о нравственных ценностях;

Личностные: умение отличать хорошее от плохого в поведении окружающих, воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми; могут составить закон дружбы.

Системно-деятельностные: выразительно читать стихотворения; развивать внимание, мышление, память, воображение.

Оборудование:

Ход урока

Приветствие

– Здравствуйте ребята, сегодня к нам на урок пришли гости давайте все вместе поприветствуем их.

– А теперь, повернитесь друг к другу и поприветствуйте своего соседа по парте.

– Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)

– Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнёра)

Где ты был? (осторожно треплют ухо)

– Я скучал! (складывают руки на груди)

– Ты пришёл! ( разводят руками в сторону)

– Хорошо! (обнимаются) (присаживаются за парты)

2. Артикуляционная гимнастика

1) Э А О У Ы 1. Чёткое прочитывание

2. Напугай –О-

3. Спроси –А-

4. Удивись – У-

5. Расстроимся – Ы-

6. Похвастайся – Э-

С логическим ударением.

Слайд 1

Речевая разминка

Са- са- са вот бежит лиса

Со-со-со лиса катит колесо

Сы-сы-сы хвост краивый у лисы

Су-су-су в лесу видел я лису

Скороговорка:

У Сени и Сани в сенях сом с усами.


– Для чего мы выполняли эти задания? (для правильного и четкого произношения)

3. Сообщение темы и цели урока.

Для того чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам отгадать загадку:

С ним всегда легко болтать

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет,

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный ….

– Сегодня на уроке мы снова поговорим о дружбе. Каким должен быть друг? Всегда ли он готов поделиться с вами тем, что у него есть? Какой друг вам нравится: жадный или щедрый? Познакомимся со стихотворениями о дружбе и порассуждаем, кто из героев вам нравится и почему?

– Скажите, как будет звучать слово друг

на казахском: досым,

на английском: friend

– Как вы понимаете значение слова дружба?

– Давайте узнаем, какое определение этому слову дает толковый словарь русского языка. Кто может прочитать?

(На слайде: «Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях).

– Что означает слово «бескорыстность»? (отдавать и не требовать ничего в замен)

– Сейчас мы познакомимся с одним из стихотворений о дружбе, которое написал Владимир Натанович Орлов. Ну а для начала послушаем автобиографическую справку об авторе( )

3. Знакомство с авторами:

Слайд

Владимир Натанович Орлов родился 8 сентября 1930 года в городе Симферополе в семье типографского рабочего. Его называют «крымским Маршаком». Перу Владимира Орлова принадлежат книги для детей «Кто в доме живёт», «Первая дорожка», «Утренний поезд», «Если мы вместе», «Хрюшка обижается» — всего около пятидесяти книг, он был скромным и очень честным человеком. Добрые орловские строки запоминаются на всю жизнь, ведь написаны они просто и искренне, с теплотой и любовью, юмором и озорством.   Владимир Орлов говорил: «Вместе – мы неодолимы, вместе – дружбою сильны мы…»

Словарная работа: (в стихотворении встретятся нам неизвестные слова)

  • Сачок – конусообразная сетка на обруче с рукоятью, служащая для ловли рыб, насекомых.

  • Гамак – предмет мебели, ложе для сна и отдыха, представляющее собой подвешенный за два противоположных конца прямоугольный кусок ткани или плетёной сетки.

  • Бескорыстность – отдавать и не требовать ничего взамен. Слайд

Чтение и анализ стихотворения: В.Орлова «Но зато друзья кругом!»

– Определите к какому жанру относиться это произведение? (стихотворение). Докажите. (стихотворению присущи – упорядоченная ритмическая речь, рифма)

– Что такое рифма? (Рифма – это, когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково)

– Привидите пример. (сучок-поучок, рябинке – паутинке, лягушке – полкатушки, откажи – удружи, паутинку – корзинку, сову – живу, паучок – гамачок, отпусти – сплести)

– Какова тема и идея стихотворения? Что хотел сказать автор?

– Нравиться вам герой стихотворения? Почему?

– Можно ли сказать, что это стихотворение о дружбе?

– Можно ли назвать паучка бескорыстным?

(это стихотворение о добром паучке, который ничего не пожалел для тех, кому нужна была паутинка: лягушке – сплести сачок, ежу – для корзинки, сове – для гамачка, цапле – для сети. Паучок добрый и щедрый, стремиться помочь каждому, кто попросит его. И добро возвращается добром: у паучка теперь много друзей!). А наши сказочные герои потеряли своих друзей, я думаю вы сможете им помочь.

Работа в парах:

Игра “Кто с кем дружит?”

– Мы с вами читаем много разных сказок и я вам предлагаю поиграть в игру «Кто с кем дружит?» У каждого на парте лежит листочек на котором изображены сказочные герои. Давайте вспомним, кто из этих сказочных героев с кем дружит.

  • 1. Чебурашка и Крокодил Гена

  • 2. Буратино и Мальвина

  • 3. Карлосон и Малыш

  • 4. Львенок и Черепаха

  • 5. Баба Яга

– Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто здесь лишний? (Баба яга)

– Почему с ней никто не дружит? (злая и совершает плохие поступки)

– Баба Яга это положительный сказочный герой или отрицательный? (отрицательный)

– Кто еще остался? (Шалтай Балтай), Почему? (он предал Кота в сопогах).

– Скажите, чем является Шалтай Балтай? (это яйцо)

– А может ли в обычной жизни говорить и вести себя как человек – яйцо?

– Как называется литературный прием, когда неодушевленные предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворением)

  • Ребята, как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе? (Помогают: доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора.

  • Мешают: грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм)

– Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Теперь немного отдохнем и поиграем.

Физминутка

Игра называется “Это я, это я, это все мои друзья!”

Я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья!”

– Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

– Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?

– Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?

– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

– Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?

– Молодцы, какие вы дружные. Теперь давайте прочтем еще одно стихотворение. Автор этого стихотворения Яков Лазаревич Аким – писатель, поэт. Свое первое стихотворение он написал, будучи учеником второго класса. В юношеские годы он увлекался литературой, музыкой. Во времена Великой Отечественной Войны – Яков Аким был призван в ряды армии и был участником Сталинградской битвы.

Как-то, когда Яков Аким выступал перед детьми, один мальчик задал ему вопрос: «Скажите, есть ли у вас хобби?»

– Мое хобби дружить – ответил Аким.

Дружба для него самое важное, что может быть на свете, и об этом он пишет и для детей, и для взрослых.

Чтение и анализ стихотворения Я. Аким Жадина

– Итак, скажите, почему автор именно так назвал свое стихотворение?

(В произведении говорится о жадном человеке)

– Кого мы называем жадиной?

(Того, кто «ни с кем, ни за что, ничем не поделится)

– Как автор относится к жадным людям? Может быть поэтому автор дал герою не имя, а прозвище?

(Автор отрицательно относится к жадным людям)

– Может ли жадный человек стать хорошим другом?

(Не может, потому что друг всегда готов делиться, дарить, угощать и т.д.)

– Прочитайте, как об этом говорит в стихотворении автор

(«Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовешь его.

Поэтому –

Честно, ребята, скажу –

С жадными

Я никогда

Не дружу!»)- Сравните героев стихотворений Я. Акима и В. Орлова. В чем между ними разница?

– А какие качества привлекают вас в друзьях? Каким должен быть друг? Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Индивидуальная работа:

– На парте у каждого из вас портрет вашего товарища, который вы рисовали дома.

Выберите слова, обозначающие черты, которые присуще только ему. Слова указаны на доске:

– Какие качества вы выбрали? Почему? ( потому что, настоящему другу не присущи такие качества как зависть, эгоизм, злоба и др.)

– Теперь давайте сложим ваши рисунки в классную шкатулку и уберём подальше. Вернёмся к ним, когда вы будете заканчивать 11 класс.

– Давайте вместе с вами прочтем стихотворение Агнии Барто «Друг напомнил вчера» и ответим на вопрос: может ли быть такая дружба крепкой?

Агния Львовна Барто родилась в 1906 год в Москве в семье врача-ветеринара. Учась в школе, она одновременно посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг.

Стихи А.Л. Барто переведены на многие языки и печатаются в разных странах.

С какими произведениями Агнии Барто вы уже знакомы? (Кораблик, Наша Таня, Бычок и т. д.)

И сегодня мы вместе с Агнией Львовной поговорим о друзьях и дружбе.

Чтение стихотворения

– Что общего в теме и основной мысли стихотворений Я. Акима и А. Барто?

– Сделайте вывод из разговора друзей: на чем строится их дружба?

– Может ли быть такая дружба крепкой? Почему? Объясните?

– А все ли люди и народы хотят дружить?

– Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах и поговорках заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах. У вас на каждом ряду лежат конверты, вам нужно расположить слова в правильном порядке прочитать поговорки и выбрать того, кто прочитает её.

  • 1. врага, друг, Трусливый, опаснее. (Трусливый друг, опаснее врага)

  • 2. кто потакает, кто помогает, Не тот друг, а тот друг. (Не тот друг кто потакает, а тот друг кто помогает)

  • 3. Кто себе, самому себе, враг, не ищет, друзей. (Кто себе не ищет друзей, самому себе враг)

  • 4. враг, за что, побранит, за то, похвалит, Друг (Друг побранит за то, за что враг похвалит)

  • 5. И мало врагов, и много друзей, много, мало. (И мало врагов – много и много друзей – мало)

  • 6. корнями, друзьями, Дерево, а человек, крепко (Дерево крепко корнями, а человек друзьями)

  • 7. расколешь, не соберешь, что стекло, Дружба. (Дружба, что стекло расколешь, не соберешь)

  • 8. а правдой, не лестью, Дружба, честью, крепка (Дружба крепка не лестью, а правдой и честью)

  • 9. другом, Хочешь, будь, дружбы (Хочешь дружбы, будь другом)

Все народы во все времена почитали дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. Не удивительно, что в разных странах есть и праздники посвященные друзьям. Один из них — Международный день друзей (International Friends Day) отмечается в ряде стран ежегодно 9 июня.

– Соединяет людей дружба, и вместе они живут счастливо. Много есть примеров дружбы. А самый великий пример – дружба народов страны. 

Казахстан это многонациональная страна. Здесь рука об руку живут более 180 народов.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своём Послании к народу сказал: «Мы должны быть сплочёнными. Мы должны крепить доверие между всеми казахстанцами. Быть толерантными друг к другу. Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое согласие»

– А знаете, ребята, что очень важно? То, что не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти.

– Давайте чтобы узнать как нужно дружить составим «Законы дружбы» повесим их в нашем уголке и постараемся эти законы соблюдать. (работа по рядам)

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

1. Уступать друг другу

2. Быть вежливым

3. Быть внимательным

4. Быть честным

5. Помогать друг другу

6. Не жадничать

7. Не злиться и не ссориться

8. Не обижать друг друга понопрасну

9. Уметь прощать и просить прощения.

10. Предавать друга

11. Обманывать друга

12. Рассказывать секреты друга другим

13. Оставлять друга в беде.

Итог урока.

– О чем мы сегодня говорили на уроке?                                                                      

–  Что такое дружба?                                                                                                    

– Кого мы называем другом?                                                                                    

 – Какие мы знаем правила дружбы?

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть на выбор.

videouroki.net

Конспект урока по литературе Литературное чтение Тема: Я. Аким «Жадина», А. Барто «Когда закусишь удила», А. Лесных. «Как бы жизнь ни летела…», В. Орлов « Но зато друзья кругом»


Литературное чтение Тема: Я. Аким «Жадина», А. Барто «Когда закусишь удила», А. Лесных. «Как бы жизнь ни летела…», В. Орлов « Но зато друзья кругом»
Задачи: 1.Образовательная: формирование сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами; поставить под сомнение стереотипное восприятие доброты и жадности; продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. познакомить с произведениями советских писателей о дружбе; представление о дружбе и друзьях; учить определять главную мысль произведения. 2. Развивающая: развивать умения прогнозировать текст, умение анализировать и делать выводы; учить давать характеристику персонажу по вопросам, поставленным учителем; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.3. Воспитывающая: воспитывать щедрость и доброжелательность по отношению к товарищам, умение эмоционально откликаться на прочитанное; взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека; умение позитивного общения друг с другом;
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: комбинированный Формы обучения: групповая работа Методы обучения: деятельностный, вербальный, развивающего обучения
Ход урока:
этапы Содержание Деятельность учащихся Формы работы
ОргмоментСегодня у нас необычный урок. Ребята, я вам предлагаю самим определить, о чем пойдет речь на нашем уроке.
– Ребята, закройте глаза. Подумайте о чем-то хорошем. А теперь откройте глаза, посмотрите в лицо вашему другу (соседке по парте) и скажите слова, чтобы он (она) улыбнулся.
Проверка готовности к работе. Эмоциональный настрой Самостоятельно
РП
Проверка Д/з Работа с домашним текстом Отвечают, работа с текстом. РГ
Актуализация, введение в тему
Сообщение темы, задачи. – А какое слово вы сказали?
– Вы сказали добрые слова. Значит сегодня мы с вами будем говорить о … доброте. Наш урок так и называется «Спешите делать добро». Мы должны научиться анализировать свои поступки, быть добрыми, вежливыми.
-Поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Посмотрим, насколько вы вежливы. Если вежливо – говорите «да», если невежливо –
« нет».
– Поздороваться при встрече?
– В транспорте громко разговаривать с друзьями?
– Со взрослыми вести себя уважительно, обращаясь на вы?
– Не выполнить обещание?
– Оказывать помощь другому?
– Не уступить старшему место в транспорте?
– Молодцы! Какие все вы вежливые! Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете добрее. Отвечают, рассуждают, выражают свою точку зрения беседа
Освоение содержания произведений.
Анализ текста Чтение стихотворения «Как бы жизнь ни летела…» учебник с.63.
– Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы.
1) Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной Королевы и спасла своего друга из ледяного плена.(Герда)
2) Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
3) Эта сумка одного доброго человека, который спасал животных.(Доктор Айболит)
4) Этим предметом она превратила старенькое платье в бальное. (Фея из сказки Золушка)
– Кого же мы называем добрым человеком?
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно.
А как вы думаете обидеть или погладить легче? (Ответы детей)
– Пословица гласит: «Обидеть – что ударить, приласкать – нужно слова искать». Человек должен чаще останавливаться и разм

schoolfiles.net

Урок литературного чтения в 1 классе. – Кафедра учителей начального образования – Школьные методические объединения – Каталог материалов

Тема: Г. Остер. «Середина сосиски»;                                

           Я. Аким. «Жадина».

Учебные задачи: 
1. Обеспечить условия для совершенствования техники чтения;

2. Отрабатывать навык выразительного чтения, чтения по ролям;

3. Формировать у детей интерес к урокам литературного чтения.
 Учебные умения: 

1.      Правильно называть произведение (фамилию автора, заглавие), определять жанр и тему.

2.      Высказывать своё отношение к героям и их поступкам; 

Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию.

Регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Познавательные УУД: учиться слушать текст, понимать содержание прочитанного, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, из учебника.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, вступать в диалог, учиться работать в паре, в группе, оказывать поддержку друг другу.

 

Оборудование: презентация, алфавит, карточки с шифровкой, карточки слов, звёздочки, карточки со стихотворениями, песня П. Потапенко «Котенок и щенок» (минусовка).                                              

I. Организационный момент.

а) приветствие учителя;

– Урок литературного чтения хочу начать с пожелания   доброго дня всем – всем – всем, каждому из вас. Добрый день, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Добрый день”.

б) игра “Добрый день” 

– Я скажу слова: “Доброе день …” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали, отвечайте на приветствие. Попробуем?

Добрый день всем девочкам! ….

Добрый день всем мальчикам! …

Добрый день всем, кто любит конфеты! …

Добрый день всем, кто приехал в школу на автобусе! …

Добрый день всем, кто хочет знать тему нашего урока! …

II. Открытие темы и задач урока.

а) Индивидуальное задание хорошо читающим:

– Пока ребята по карточкам подготовят загадки о героях, с которыми мы сейчас встретимся на страницах букваря, …

         Даю карточки для подготовки индивидуального чтения  № 1, № 2, №3, № 4.

б) Групповая  работа

Мы попробуем вместе  расшифровать фамилию автора.

– Работаем в группе. Для начала легкое задание: Поднимите столько рук, сколько у кошки лап.  Теперь столько рук, сколько у слона хоботов. Вывод: работая в группе, важно совместно обсудить задание, решить, кто от группы даст правильный ответ.

– Каждой группе я предложила четыре буквы. Выберите лишнюю букву и объясните свой выбор. Учитесь слушать друг друга.

С  О  М  Д                 («О» – обозначает гласный звук.)

У  И  Я  С                  («С» – обозначает согласный звук.)

Т  Л  З  М                  («Т» – обозначает глухой согласный звук.)

Е  А  Э  О                  («Е» – стоит после мягкого согласного звука.)

Ё  Е  Ю  Я                 ( – нет лишней буквы.)

ы  ъ  ь  Р                    («Р» – бывает строчная и заглавная.)

– Отгадываем загадки – карточки № 1 и  № 2.

1.      Если надо защититься,
Мигом на спину ложится.
Отогнал клубок от бабки,
Не даёт вязать ей тапки.
Весь пушистый, как утёнок
Баловник у нас… (котёнок) + Составить модель слова-отгадки

 – Но котенок пришел не один! Угадайте, кто еще с ним к нам пришел на урок!

2.      То он катится клубком,
То завертится волчком.
С ним легко мне в час досуга,
Я – выращиваю друга,
Он всегда у моих ног.
Очень ласковый…(щенок) + Составить модель слова-отгадки

– Котенок и щенок –  где мы их уже встречали?
– Два наших старых знакомых! Котенок по имени Гав и щенок из рассказа Григория Остера «Меня нет дома».
 – А как живут вообще кошка с собакой? (Ответы по карточкам №3 и №4)

3.  Живут как кошка с собакой. – Выбрать слова, объясняющие (толкующие) эту пословицу: враждуют, помогают, любят, не ладят, ссорятся, делятся, ругаются, ладят, играют,  дружат, договариваются.                                                                                                  Смысл  Подобранные слова  выносим на доску.

4. – Послушаем ещё стихотворение (выразительное чтение).

Если встречаются кошка с собакой,
дело обычно кончается дракой.
Даже в стихах потасовки случаются,
если собака и кошка встречаются.
Чтоб безобразную драку унять,
кошку с собакою нужно разнять!

– А наших героев нужно разнимать?
– Вам интересно, что с ними случилось дальше?
– Тогда вперед!

в)  – Название произведения найдём по содержанию: Урок  №10 – ? Найдем нужную страницу (24).

  – Веселую сказку Г. Остера «Середина сосиски» мы разыграем как в театре.              – Что по-вашему нужно для начала сделать? ( Научиться хорошо, выразительно читать.)

III. Теперь пора читать.

1. Первичное чтение учителем.

2. Экспресс-опрос (тест на проверку понимания прочитанного)

1) Котенок и щенок собирались

с – ужинать
в – завтракать

2) “Гав” – это, конечно же,

к – котенок
о – щенок

3) Что же стало с сосиской?

у – от нее ничего не осталось
б – середина

4) Что это было?

с – проза
а – стихи

5) Кто автор?

к – Э. Успенский
н – Г. Остер

6) Эта история

а – могла произойти на самом деле
о – нет, все придумал автор

В результате на листочках должно получиться слово “вкусно”, но тех, кто пытался просто угадать, ждала “ловушка” – слово “собака”.

У. – Посмотрите еще раз на слово “вкусно”. Чего-то недостает. Радости за себя! Молодцы! Поставьте нужный знак и правильно прочитайте маленькое восклицательное предложение (Вкусно!)

3. Подготовка к чтению учащимися.

– Вам грустно, что больше ничего не осталось?
– Ни от сосиски, ни от рассказа ….
– А давайте прочитаем еще раз!
– Но перед этим проведем разминку и “разогреем” язычок.

Ро – про – спро – … ?                                                                                                                                      До – здо – вздо – …?                                                                                                                                              Ре – тре – стре – встре – …?

Ра        во        ро        на        то        ру        ка        ри                                                                                     тра            дво      про      зна      сто      дру      ска       при

– «Фотоглаз»: спросил, сказал, быстро, просто, хорошо.

– По слогам: по-зав-тра-кать, дей-стви-тель-но, столк-ну-лись, со-гла-сил-ся, встре-ти-лись.

– Поиск слова в тексте.

Физминутка.

4. Чтение сказки цепочкой. (Хорошо читающие находят слова котенка, щенка и отмечают реплики карандашом.)

5. Читаем по ролям, отрабатываем нужную интонацию. 

6. Инсценируем в кукольном театре. (Декорации: где происходит действие? Домик, дерево… Используем кукол, изготовленных в кружке “Город мастеров”.)

Физминутка.

 (Стоя у парт) – Проследите глазками по моим командам. «Соберите» буквы –  расшифруйте слово. (Буквы на разноцветных звездочках прикреплены в разных местах на стенах.)

Красная звездочка – Ж

Желтый цветок – А

Синяя звездочка – Д

Красный цветок – И

Желтая звездочка – Н

                 Синий цветок – А                                    

– Что получилось? (ЖАДИНА)

IV. Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина» (с. 26).

Детский поэт Яков Лазаревич Аким написал много стихов о дружбе, сейчас послушайте одно из них, подумайте, а потом скажите: можно ли про вас так же сказать?

1.      «Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

2.      Хором читаем продолжение стихотворения в букваре.                         Вопросы:

– Понравилось стихотворение?

– Кто узнал в нем себя?

Нет у нас таких, вы молодцы, всем делитесь со своими друзьями.

3.      В группе – по строчкам.

4.      Кто запомнил? (2-3 человека наизусть)

5.      Это стихотворение можно рассказать как считалочку. Поиграем? Посчитайтесь: кому выпадет отвечать на вопрос? (Вопросы зачитывают хорошо читающие дети.)

Вопросы: 1) Почему автор так говорит о жадине?

                  2) Можно ли назвать котенка Гава и щенка жадными?

                  3) Как бы они себя вели, если бы были жадными?

                  4) Как ты думаешь, рассказ Г. Остера и стихотворение Я. Акима об одном и том же? ( Попробуй это доказать.)

                  5) Может ли сказка научить человека быть добрым, щедрым?

 Учитель: – Только тот, кто готов поделиться самым вкусным обедом, мороженым, пирожным или игрушкой, достоин называться словом ДРУГ. Если рядом с тобой есть такой человек, тебе повезло.

V. Рефлексия.

– Урок заканчиваем?

– Да!

– Потрудилась детвора.

  Мы – хороший, дружный …

– Класс!

Получилось всё у вас?  (Отвечают: что получилось, понравилось, запомнилось…)

Отмечаю работу каждого ученика и дарю раскраску с героями Г. Остера.

VI. Домашнее задание. (по желанию)

– Г. Остер сочинил еще много сказок, герои которых отличаются редкостным дружелюбием, незлобливостью.(Обращаю внимание к выставке книг) Найдите сказки Остера и прочитайте самостоятельно.

– Разыграйте дома сказку.

VII. По времени заканчиваем пением ( по А. Кушниру)

Дети поют новую для них песню “Котенок и щенок”, следя за указкой учителя на плакате.

Котенок и щенок.

Муз. Т. Попатенко

Сл. В. Викторова

В одной квартире жили
Котенок и щенок.
Приятелями были
Котенок и щенок.
Один усатенький,
Другой мохнатенький,
Приятелями были
Котенок и щенок.

Но странную игрушку
Внесли ребята в дом.
Хвосты поджали дружно
Котенок со щенком.
Игрушка колкая,
Зовется елкою,
Иголки растопырив,
Стоит в углу своем.

И вот на эту елку
С зеленым хохолком
Напали втихомолку
Котенок со щенком.
Зубами, лапами
Ее царапали
И елку повалили
Котенок со щенком. 

 

school3kk.my1.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *