«Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя».
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя направлено на решение трех основных задач:
выявление детей, имеющих речевые нарушения;
коррекцию речевых нарушений;
профилактики возникновения речевых нарушений.
Диагностическая работа
Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех детей. Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.
Коррекционная работа
Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи. В системе планирования лучше придерживаться календарно-тематического принципа. На занятиях по развитию речи в течение одной недели проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы.
1.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Насекомые», то воспитатель проводит познавательное занятие или совместную деятельность, предлагает дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной теме; педагог по ИЗО или сам воспитатель планирует лепку или рисование по этой теме.
2. Перед воспитателем стоит задача – закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка (не надо бояться утрировать употребление предлогов, окончаний слов; если слово трудное, то исправлять по частям). Воспитатель следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни, используя коррекционные возможности режимных моментов.
Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.
3.Воспитатель руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия.
Специфика работы воспитателя в логопедической группе включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда. Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня (логочас).
Профилактическая работа
Профилактическая работа в логопедической группе – создание воспитателями предметно – развивающей и речевой среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Речь педагогов должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями – четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.
Главная роль в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми.
Требования к организации работы воспитателя:
*Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения; Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей — логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития; Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам.
* Воспитатель логопедической группы не должен: торопить ребёнка с ответом; перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи; заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить; выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.
Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющие стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.
Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов:
1)подготовительного; 2) этапа появления звука; 3) этапа усвоения звука в речи.
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности.
Воспитатель | Логопед |
| |
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата в игровой форме | Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. |
2.Этап появления звука | |
Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Подбирает звуковые образы (звукоподражания). | Постановка звука. Отработанные отдельные движения органов артикуляционного аппарата вводятся в комплекс движений, вырабатывается артикуляция нужного звука перед зеркалом. Применяет специальные приемы. |
3.Этап усвоения звука в речи | |
Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется (закрепляется) в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал по возможности подбирает логопед. | Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы. |
Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма ( в подготовительной группе).
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 города Карабаша»
Доклад
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
в ДОУ».
Подготовила:
учитель-логопед
Болдова Н.В.
г. Карабаш
2018г.
В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями, для скорейшего устранения речевого нарушения.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.
2. Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда.
Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи. В каждой группе есть папка «Советы логопеда», которую логопед пополняет дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим по особой системе с учетом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты, контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.
При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются общедидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а следовательно использования этих знаний в своей работе.
Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения, а также включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.
В свою очередь, учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.
Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов, чистоговорок и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком. Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены на логопедический пункт, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий).
Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом:
1) Учитель-логопед логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;
2) Воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико – грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Мы рады приветствовать Морин из The Speech Bubble SLP в Minds in Bloom сегодня! У Морин есть замечательный гостевой пост об эффективном сотрудничестве учителя и логопеда. Наслаждаться!
В наши дни в каждом классе есть по крайней мере один ребенок, который получает какие-либо речевые и языковые услуги. Это означает, что вы, как учитель, вероятно, будете иметь какое-то взаимодействие со школьным логопедом (SLP).
В прошлом SLP и учителя были склонны держаться особняком; однако по мере развития методов обучения развивались и методы лечения SLP. Эти новые методы означают, что между двумя профессиями будет больше взаимодействия, чем раньше. Не бойтесь этих изменений! Сегодня я здесь, чтобы дать вам несколько советов и идей о том, как сотрудничать с вашим SLP, чтобы ваши ученики были максимально успешными.
Сотрудничество между SLP учащегося и учителем важно для успеваемости и успеха учащегося. Интеграция материалов и информации, рассматриваемых в классе, в речевые занятия может помочь учащимся установить связи с обсуждаемыми областями, а затем обобщить информацию от логопеда в классе. Это показывает учащемуся, что его учитель и его SLP работают как одна команда и что они оба заботятся об успехе учащегося в речи. Учителю также важно знать, над чем работает учащийся в логопедии, и как эти области могут повлиять на его успеваемость в классе.
Вот несколько советов о том, как вы можете работать со школьным SLP, независимо от того, какую модель обслуживания они используют.
В наши дни наблюдается толчок (каламбур) к расширению речевой терапии с включением/включением. Теория, лежащая в основе этого, заключается в том, что чем больше времени ученик проводит в классе, знакомясь со сверстниками, тем больше он узнает от них и, надеюсь, обобщит в свой учебный день. С помощью логопедической терапии учащийся будет получать свои речевые услуги в классе в окружении своих сверстников, надеясь, что они обобщат навыки, на которые нацелены в речи, с навыками, на которые нацелены в классе.
Это может быть отличной моделью для некоторых учащихся, но это не универсальная модель. Некоторым учащимся по-прежнему выгоднее получать речевые услуги вне класса. Иногда класс слишком сильно отвлекает учащегося, и он не может сосредоточиться на изучении речи и языковых навыков, которые являются ключевыми строительными блоками для развития.
Тип речевого сервиса, вставной или выдвижной, обычно указывается в IEP учащегося. Их IEP является юридическим и обязательным документом. Если в IEP указано, что учащийся должен получать протоколы для вставок, значит, у него должны быть протоколы для вставок.
Вот несколько советов по работе с SLP, когда ваш учащийся будет получать вставные речевые услуги.
Я создал бесплатный раздаточный материал, который может помочь ответить на некоторые общие вопросы, которые могут возникнуть у вас о том, почему ваши учащиеся получают речевые услуги. Вы можете скачать его в The Speech Bubble SLP, моем магазине на сайте «Учителя платят учителям».
В конце концов, SLP хотят того же, что и учителя: чтобы их ученики были счастливы и успешны. Работая вместе, мы можем помочь им достичь этого и даже большего! Если у вас есть вопросы о речевых и языковых целях и успеваемости вашего учащегося, я рекомендую поговорить с SLP вашего учащегося. Я хочу выразить большое спасибо Рэйчел за то, что она позволила мне поделиться некоторыми идеями для совместной работы со всеми вами.
Меня зовут Морин Уилсон, я сертифицированный ASHA школьный SLP, сертифицированный специалист по аутизму и преподаватель в области инклюзивного обучения. Последние шесть лет я работаю в школьной системе с учащимися детского сада-5-го класса. В моем блоге The Speech Bubble SLP вы можете найти идеи, мероприятия и материалы для логопедии. Я обожаю использовать книги в логопедии и получаю удовольствие от создания новых оригинальных материалов для моих учеников, которые они могут использовать в речи и в классе.
Не стесняйтесь зайти на The Speech Bubble SLP на сайте «Учителя платят учителям» и узнайте, что это такое!Речевые и языковые навыки жизненно важны в общеобразовательных классах. Эти навыки могут повлиять на то, насколько хорошо учащиеся могут получить доступ к своему образованию, выразить свои потребности и взаимодействовать со своими учителями и сверстниками.
Эффективное сотрудничество между учителями и логопедами (SLP) жизненно важно для успеха учащихся в вашей программе сопутствующих услуг. Сотрудничая, учащиеся могут получить еще более сильную поддержку, что помогает обеспечить удовлетворение их образовательных потребностей.
В дополнение к предоставлению школам квалифицированных SLP, клинические директора педиатрических терапевтических служб (PTS) обеспечивают текущую ежедневную поддержку программы. Мы можем помочь вашим учителям и терапевтам сотрудничать более эффективно, что, в свою очередь, поддерживает обязанности занятых администраторов.
Вот некоторые из наших главных советов о том, как учителя и SLP могут эффективно сотрудничать.
Важно, чтобы учителя полностью понимали роль SLP в классе, чтобы они знали, где и как сотрудничать наиболее эффективно. Как вы знаете, SLP могут помочь учащимся:
SLP могут также выявлять учащихся из групп риска, проводить оценку коммуникативных навыков, разрабатывать и внедрять IEP, а также внедрять приспособления в классе по мере необходимости для учащегося.
Принятие подхода многоуровневой системы поддержки (MTSS) к сопутствующим услугам является естественным способом поощрения регулярного сотрудничества между вашими учителями и терапевтами. Вполне вероятно, что модель MTSS не нова для вас. Вы даже можете внедрить его для учащихся, которым нужна дополнительная поддержка по таким предметам, как чтение и математика.
В PTS мы также поощряем программирование MTSS для сопутствующих услуг. Это позволяет учителям и терапевтам, таким как SLP, работать вместе, чтобы предоставлять многоуровневую поддержку учащимся, которые еще не загружены. Это гарантирует, что только нужные студенты получат нагрузку, а также максимизирует поддержку, предлагаемую все учащихся.
Результаты? Скорее всего, вы увидите меньшее количество студентов в работе с вашими терапевтами и уменьшится чрезмерная идентификация, и все это при усилении поддержки студентов. Они выиграют, как и учителя и терапевты, и, в конечном счете, ваш бюджет тоже выиграет!
Мы предлагаем курсы обучения без отрыва от работы для школ-партнеров, чтобы помочь им внедрить модель MTSS. Эти тренинги помогают учителям предоставлять поддержку на уровне общего образования в рамках обычного обучения в классе.
Наши SLP проводят тренинги и разрабатывают групповые мероприятия, которые учителя могут использовать в классе. Они также могут проводить мероприятия на уровне общего образования в рамках модели обучения в классе или совместного обучения.
Узнайте больше о MTSS здесь.
При выборе модели убедитесь, что учитель, SLP и любые помощники, которые могут находиться в классе, понимают свои роли. Например:
Модели с принудительным обучением или совместным обучением предоставляют учителям и SLP более естественные возможности для сотрудничества, общения и удержания всех на одной волне. Удержание учащегося в общеобразовательном классе также позволяет учащимся учиться в среде с наименьшими ограничениями, предоставляя всем учащимся возможность воспользоваться поддержкой уровня 1, предлагаемой SLP.
Поощряйте своих учителей и SLP выделять время в начале каждого года, чтобы просмотреть речевые и языковые цели своих учеников. Администраторы могут организовывать эти собрания, чтобы держать всех в курсе.
SLP может информировать учителей о том, как цели их учеников могут повлиять на них в классе и какая поддержка им потребуется. Они также могут обсудить любые приспособления для тестирования, которые могут потребоваться учащемуся, а также любые другие приспособления, необходимые для соблюдения IEP учащегося.
И наоборот, учителя могут предоставить предварительный просмотр материалов, которые они будут использовать в классе в следующем году, чтобы SLP могли включить некоторые из этих материалов в свою программу во время выездных занятий.
Это также хорошая возможность для SLP предоставить ресурсы, которые учителя могут использовать в классе, чтобы помочь учащемуся достичь целей IEP. Эти интервенции в классе — когда они используются как часть модели MTSS — могут помочь всем учащимся, а не только тем, у кого есть IEP.
Согласно исследованию, проведенному в 2014 году Государственным университетом Боулинг-Грин, нехватка времени часто является наиболее часто упоминаемым препятствием для сотрудничества между учителями и SLP.* Признайте наличие этого препятствия, разрешив учителям и терапевтам включать время для совместной работы в свои графики.
Если ваши учителя и SLP встречаются регулярно, встречи не должны быть длинными. Установите постоянную еженедельную проверку не менее 10 минут. Немного может иметь большое значение. Используйте методы виртуального общения, если расписание слишком сложно синхронизировать или если учителя и SLP находятся в разных кампусах или в разных зданиях.
PTS дает всесторонний обзор терапевтических услуг, которые мы можем помочь вам применить в вашей школе, чтобы обеспечить более эффективное сотрудничество между учителями и SLP. Мы также предоставляем квалифицированных терапевтов, таких как логопеды, которых вы можете добавить в свою команду поставщиков сопутствующих услуг.