В три-четыре года дети похожи на маленьких утят, которые неуклюже управляют своим телом и не умеют подчинять движения музыке. Если с ранних лет заниматься ритмикой, к семи годам они превращаются в красивых гордых лебедей, координируют свои движения, выполняют их легко и грациозно, без труда повторяют сложные композиции.
В прошлой статье мы рассказали, что такое ритмика и какие упражнения подходят для ее развития у детей 3-4 лет.
С возрастом упражнения усложняются, но общие правила организации занятий остаются те же:
– Музыкальный руководитель играет на фортепиано или ставит фонограммы детских песен.
– Кроме музыкального руководителя, на занятии присутствует воспитатель, который следит за детьми и техникой выполнения упражнений.
– Акцент занятий делается на развитии координации, умении слушать музыку и воспринимать ритм.
– Активные упражнения чередуются более спокойными, чтобы дети могли восстановить дыхание.
Мы подготовили подборку упражнений, которая поможет организовать занятия для детей 5-7 лет.
Цель: закрепить умение воспринимать ритм, способность быстро координировать свои действия и менять движения по команде воспитателя.
Дети выстраиваются в колонну. По команде «на первый-второй-третий рассчитайсь» они рассчитываются и запоминают каждый свой номер. По команде «шагом марш» дети начинают маршировать в колонне в такт музыке (это может быть любой военный марш). По команде «перестройся» они на ходу перестраиваются в три колонны, согласно тем номерам, которые получили в начале упражнения.
Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве и слышать ритм музыки.
Дети садятся на пол в круг, скрестив ноги по-турецки. Каждый держит в руке небольшой предмет, например, мешочек с крупой. Музыкальный руководитель начинает играть композицию. В этот момент воспитатель дает команду «вправо» или «влево», и дети начинают передавать по кругу предметы в заданном направлении. Как только музыка останавливается, передача предметов прекращается. Упражнение повторяется несколько раз.
Цель: закрепить умение слышать ритм и такт музыки, способность координировать движения и менять их при смене музыки.
Дети становятся в круг друг за другом. Воспитатель включает музыкальную композицию. Дети начинают двигаться по кругу обычным шагом. Как только меняется музыка, меняются и движения детей. Например, после шага дети переходят на бег, затем на приставной шаг, затем на шаг в полуприседе. Воспитатель может командовать, на какой шаг детям нужно перейти со сменой музыки, либо просто переключать музыку. Это зависит от подготовки детей.
Цель: закрепить умение слышать музыку и координировать свои движения.
До начала упражнения воспитатель делит всех детей на гулливеров и лилипутов. Например, девочки становятся гулливерами, а мальчики лилипутами. Дети рассредотачиваются по залу в произвольном порядке. Воспитатель включает музыку и командует «играем». По команде лилипуты должны присесть на корточки и двигаться только на корточках, а гулливеры продолжают двигаться в полный рост. Как только звучит новое музыкальное произведение, воспитатель командует «меняемся», и дети меняются ролями — например, девочки становятся лилипутами, а мальчики гулливерами.
Цель: повысить способность детей координировать свои движения, менять движения и согласовывать их с музыкой.
Дети становятся в круг лицом друг к другу. Воспитатель включает музыку и начинает показывать движения. Сначала он показывает, как стирает вещи, затем, как моет окна, а потом, как моет полы. Дети повторяют за ним и заучивают движения. Когда дети выучили движения, воспитатель объясняет, что каждому движению соответствует определенная композиция. Затем воспитатель попеременно включает композиции, а дети должны показывать движения, которые соответствуют этим мелодиям.
Цель: научить детей работать в паре, повысить умение слышать и чувствовать ритм музыки
Дети разбиваются по парам и под русскую народную музыку начинают двигаться по кругу.
Например, можно включить «Танец с колосьями» или «Круговой галоп». Сначала дети двигаются шагом, который начинается с носочка. Потом переходят на шаг, который начинается с пятки. Затем переходят на приставной шаг в паре. Чтобы усложнить упражнение, можно добавить шаг с подскоком и шаг с поворотом в паре, а также парные вращения.
Цель: успокоить нервную систему детей после активных занятий
Дети садятся на пол. Воспитатель задает упражнения следующими фразами:
«Давайте потянемся, как мишка» — дети тянутся, как медведь после сна.
«Давайте почешемся, как кошка» — дети начинают слегка чесать свое тело, как кошка.
«Давайте погладим себя по голове, как гладят собачку» — дети начинают гладить себя по голове.
Рекомендуем отводить на каждое упражнение по ритмике не больше 5 минут. Тогда дети не заскучают и будут заниматься с интересом и удовольствием. Удачных вам занятий!
Основатель ритмики, швейцарский музыкант Эмиль Жак Делькроз, говорил, что главная задача ритмических упражнений — научить детей ощущать себя и свое тело с помощью музыки. Это поможет ребенку стать более свободным и раскрепощенным, понимать свои эмоции и выражать их через музыку. Поэтому важно, чтобы воспитатели и музыкальные руководители занимались с детьми ритмикой.
Ритмика – это выполнение простых танцевальных движений под музыку. Занятия ритмикой считаются первыми осознанными шагами ребенка в танцах. Дети знакомятся с такими понятиями как «быстро» и «медленно», «громко» и «тихо», «весело» и «грустно», учатся двигаться под музыкальное сопровождение.
В отличие от других музыкальных и физических занятий, на ритмике не делается акцент на технике выполнения движений или физическом развитии ребенка. Основной упор — на развитии координации, умении слышать музыку и воспринимать ритм (чередование звуков и пауз).
При планировании занятий ритмикой важно учитывать возрастные особенности детей.
У детей 3-4 лет еще слабо развита координация, они неуверенно владеют телом и не понимают, как связать свои движения с музыкой. Основная задача музыкального руководителя — помочь ребенку развить координацию движений.
К пяти годам ребенок уже может координировать не только свои действия, но и работать в паре. Он неплохо фантазирует и может повторять за раз комбинацию из нескольких движений.
В 7 лет ребенок уже полностью владеет своим телом. Он может выразить эмоции и чувства с помощью движений, контролировать качество исполнения, придумывать собственные движения и комбинации.
Воспитателю важно подбирать упражнения для занятий таким образом, чтобы они соответствовали возрасту воспитанников.
Чтобы организовать интересные и полезные занятия ритмикой, рекомендуем придерживаться основных правил.
Свободное пространство.
Проводите занятия в музыкальном или физкультурном зале, чтобы было достаточно свободного места для упражнений.
Музыкальное сопровождение.
Обычно занятия ритмикой сопровождаются игрой музыкального руководителя на фортепиано. Также можно разнообразить музыку фонограммами детских песен.
Чередование упражнений.
Активные упражнения сбивают дыхание, поэтому их нужно чередовать с более спокойными, например, с ходьбой. Для спокойных упражнений лучше использовать спокойную музыку. Также следует учитывать индивидуальные особенности детей и их подготовку.
Подбирайте упражнения для занятий ритмикой таким образом, чтобы дети с удовольствием их выполняли и в то же время получали ощутимую пользу — развивали координацию движений и чувство ритма.
Ритмическое эхо
Цель: научить детей слышать ритм музыки.
Дети становятся в круг. Начинает звучать короткий отрывок простого музыкального произведения, например, «Цыплята» или «Два веселых гуся». Задача детей — в точности повторить ритм музыки хлопками в ладоши. Если дети справились с простой мелодией, можно увеличить продолжительность музыкального отрезка.
Быстрее-медленнее
Цель: научить детей реагировать на ритм музыки и быстро переключаться с одного ритма на другой, развить внимание и совершенствовать навыки ходьбы и бега.
Дети становятся в круг и начинают шагать друг за другом с левой ноги в такт музыке. Как только мелодия ускоряется, дети переходят на бег. Во время упражнения можно несколько раз менять скорость звучания композиций. Для музыкального сопровождения рекомендуем использовать мелодии «Полька» и «О чижике».
Солдатский марш
Цель: развить у детей чувство такта.
Дети становятся в шеренгу друг за другом и выбирают «командира». Воспитатель включает композицию «Солдатский марш». Задача детей — на каждую новую музыкальную фразу присесть-встать, на следующую фразу наклониться-встать. И так несколько раз подряд.
Замри
Цель: научить ребенка выражать свои чувства и эмоции с помощью танца.
Дети свободно передвигаются под музыку по залу и произвольно танцуют. Как только музыка перестает звучать, они должны застыть на месте в той позе, в которой были. Воспитатель проговаривает с малышами, почему они остановились именно в этой позе и что она означает с точки зрения эмоций. Затем начинает играть другая мелодия, и упражнение повторяется.
Ветер дует
Цель: расслабиться после активной части занятия и восстановить дыхание.
Дети становятся в круг, воспитатель включает медленную колыбельную мелодию и проговаривает: «Мы подуем далеко, мы подуем близко».
На словах «мы подуем далеко» дети начинают дуть сильно-сильно, а на словах «мы подуем близко», наоборот слабо-слабо. И так несколько раз.
Следуйте описанным рекомендациям при построении занятий ритмикой, и дети будут с радостью бежать на каждое занятие. В следующей статье вы узнаете об упражнениях по ритмике для детей 5-7 лет.
Большинство детей любят музыку. Вы можете обнаружить, что в то время как некоторые дети естественным образом чувствуют правильный ритм музыки, другим может потребоваться помощь в поиске этого ритма. Мало того, что весело двигаться и хлопать в такт песне, понимание ритма может помочь и в других областях обучения; особенно когда дело доходит до языка и общения. Ниже приведен список из 19 упражнений, которые можно использовать для развития ритмических навыков.
1. Игра «Кубок»Игра «Кубок» — это очень простое занятие, в котором дети касаются и ударяют по стаканчику, чтобы соответствовать ритму. В нее можно играть как с небольшой, так и с большой группой детей, и для каждого ребенка не требуется ничего, кроме чашки.
Подробнее: The Fun Music Company
2. Whoosh Bang Pow or ZapВ этой игре команды (свист, удар, удар, удар) передаются по кругу, и каждая команда обозначает определенное движение и может быть началом ритма. Дети могут выбрать, какую команду они хотят дать следующему человеку в кругу.
Подробнее: The Dionysia
3. Хлопок-хлопокВ этом упражнении дети двигаются по кругу, выполняя движения (бум, щелчок, хлопки). Это отличный шанс для детей проверить свои навыки построения моделей и память. Эта игра подходит как для маленьких, так и для больших групп.
Подробнее: wikiHow
4. Мама-ламаКогда дети выучат эту веселую песенку, они смогут встать в круг и добавить движения. Они поддерживают ритм, хлопая в ладоши и похлопывая ногами. Идите медленнее или быстрее, чтобы практиковать разные типы ритма.
Дополнительная информация: MrMeehls Music
5. Ритмические стульяЭто задание можно использовать для обучения учащихся метрике и ритму. Вы ставите вместе группу стульев (количество определяется размером/ритмом, над которым вы работаете). Дети садятся на стулья и руками отбивают ритм.
Подробнее: Блог Yellow Brick Road
6. Музыкальная имитацияВ этой игре один ребенок (или взрослый) играет ритм на своем инструменте. Затем следующий ребенок имитирует ритм своего инструмента. Ритмы могут быть быстрыми или медленными. Это отличная игра для тренировки навыков слушания и очередности.
Подробнее: И дальше будет L
7. Музыкальные статуиУмение слушать играет ключевую роль в этом упражнении. Все, что вам нужно, чтобы играть в эту игру, это музыка. Правила просты. Танцуйте и двигайтесь, когда играет музыка. Когда музыка остановится, замри, как статуя. Если вы продолжите двигаться, вы выбываете!
Узнайте больше: Уполномоченные родители
8. Детские стишкиДетские стишки и детские стишки идут рука об руку. Выберите детскую песенку, чтобы похлопать в ладоши. У некоторых могут быть медленные удары, у некоторых могут быть более быстрые удары. Эта игра имеет много преимуществ; включая отработку шаблонов и навыков слушания.
Подробнее: Уполномоченные родители
9. Удар теннисного мячаИспользуйте теннисный мяч, чтобы найти ритм. Стоя в шеренге или идя по кругу, дети могут подбрасывать мячи в такт. Вы даже можете добавить слова, чтобы они соответствовали ритму, или попросить детей следовать ритму песни.
Узнать больше: Лейла Висс
10. Играть в пятнашкиВ этом варианте классической игры в пятнашки дети изучают ритм, используя руки и ноги. После того, как у них будет шаблон, они будут перемещаться по комнате и продолжать работать с шаблоном, пытаясь пометить своих друзей.
Узнать больше: Развлечение музыкой
11. Передача мячаЭто простое упражнение может помочь детям выучить ритм. Все, что вам нужно, это софтбол. Включите музыку и передайте мяч в такт песне. Если в песне есть слова, они могут подпевать. Меняйте направление мяча, чтобы держать детей в напряжении.
Подробнее: Игры 4 ESL
12. Ритм-кружокЕсть много способов практиковать ритм в кругу. Начните с прохождения ритмического рисунка. Как только дети это поймут, вы можете добавить еще — например, попросить их назвать свое имя или любимую вещь в определенном месте схемы. Эта деятельность невероятно универсальна.
Узнать больше: Scouts UK
13. Ритм прыжковДля этого вам понадобится только резинка или веревка. Дети ритмично прыгают через резинку и вокруг нее. Также известный как французский скипинг, дети выполняют ритмичные упражнения, а высота резинки может стать проблемой для тех, кто готов.
Узнайте больше: Ваши школьные игры
14. Игра «Ритм-поезд»В этой игре используются карты, каждая из которых добавляет ритмический рисунок. По мере того, как дети изучают шаблон каждой карты, они добавляют его к поезду, а когда поезд будет готов, они будут разыгрывать все карты от паровоза до вагона.
Узнать больше: Раскрась мое пианино
15. Аренда комнатВ этой игре дети образуют круг. В центре круга находится инструмент, на котором один ребенок играет ритм. Во время воспроизведения бита дети читают короткую песенку. В конце пения наступает время для другого ребенка.
Подробнее: Beth’s Notes Plus
16. Пой и прыгайДети любят прыгать через скакалку. Добавьте песню с хорошим ритмическим рисунком, и дети смогут прыгать в такт. Возможно, вы знаете «Мисс Мэри Мак» или «Плюшевый мишка», «Плюшевый мишка» или «Повернись», но есть много песен на выбор, которые понравятся детям.
Подробнее: Детские занятия
17. Перкуссия телаДетям не нужны инструменты, чтобы практиковаться в нахождении ритма. Они могут использовать свои тела в качестве инструментов. Хлопая, щелкая и топая, дети могут создать ритм. Если у каждого ребенка свой ритм, пройдитесь по комнате и составьте песенку для перкуссии тела!
Подробнее: Пой Играй Создай образовательный музыкальный канал
18. Heart BeatСердце имеет естественный ритм. Детей можно научить следовать за ними, постукивая грудью по сердцу или хлопая в ладоши под звук сердцебиения или песню. Это занятие может помочь детям двигаться в собственном ритме.
Узнать больше: Пой Играй Создавай образовательный музыкальный канал
19. Игра на барабанахБарабаны — отличный инструмент для обучения ритму. Независимо от того, повторяют ли дети рисунок, сделанный на барабане, или у них есть собственные барабаны, на которых можно стучать по рисунку, они получат массу удовольствия.
Узнать больше: Tardis Education
Вместе во времени: Музыкальные ритмические занятия для школьников
Ниже представлена серия музыкальных ритмических игр и занятий. , составленный для проекта школьного семинара для детей 1-2 классов (семинары «Вместе во времени», финансируемые ESRC Impact Acceleration Account). Музыкально-психологические исследования показали, что занятия музыкальным ритмом с раннего возраста могут быть полезны для когнитивного и социального развития. В частности, развитие способностей к музыкальному ритму может способствовать развитию языковой обработки (например, Patel, 2011) и двигательных навыков (например, Zachopoulou et al., 2004), а также может способствовать социальной сплоченности (например, Kirschner & Tomasello, 2010).
Упражнения, перечисленные ниже, основаны на существующих играх из различных ресурсов для обучения музыке. Они сгруппированы по типам навыков, которые они стремятся развить, и включают предложения по изменению уровня сложности по мере того, как дети прогрессируют и развивают свои ритмические способности.
Презентация учителей «Вместе во времени» (слайды для загрузки)
Координация/Синхронизация
Ниже приведены некоторые виды деятельности, в которых детей просят двигаться вместе синхронно. Такие действия могут помочь в координации движений и способствовать взаимопониманию в группе чувств.
Восприятие ритма
Можно легко реализовать различные задания на восприятие ритма, в которых дети слушают музыку и просят найти и двигаться в соответствии с ритмом музыки, хлопая в ладоши, используя простые ритмические инструменты. , или маршировать по комнате. Эти действия также можно разнообразить, попросив детей двигаться только в определенные доли (например, через каждую вторую долю) или делать разные движения в разные доли (например, «хлоп-топ-топ-топ»).
Музыка сильно различается в зависимости от того, насколько легко ее найти и двигаться в такт. Некоторая музыка имеет очень четкую барабанную дорожку, которая артикулирует регулярный ритм, который легко найти и к которому легко двигаться (мы использовали припев «Castle on the Hill» Эда Ширана, чтобы проиллюстрировать это в нашей работе). В другой музыке используется синкопа (ритмы, возникающие не в ритме), в которых ритм на самом деле не присутствует в звуке для восприятия, но должен быть мысленно определен слушателем. Хорошим примером более сложной песни, в которой используется синкопа, является начало «Here Comes the Sun» группы «Битлз».
В наших мастер-классах мы используем материалы, которые различаются по степени выраженности ритма (степень заметности ритма), от простых до более сложных примеров. Вот несколько примеров перехода от более простых песен к более сложным для детей, чтобы они не отставали от ритма:
Вы также можете варьировать сложность заданий на восприятие ритма, используя музыку разного темпа (скорости). Взрослые предпочитают музыку в темпе около 100-120 ударов в минуту (то есть около 2 ударов в секунду), так что музыку с такой скоростью легче понять и под нее двигаться. Предпочтительный темп для маленьких детей немного выше (около 150 ударов в минуту или 2,5 удара в секунду) и замедляется с возрастом.
Последовательность
Ритмичные задания по очереди могут помочь развить навыки внимания и память на временные паттерны.
Обычно такие задания начинаются с того, что учитель исполняет ритм (хлопая в ладоши, топая ногами, используя простые ударные инструменты и т. д.), пока ученики слушают. Затем учащиеся дословно повторяют ритм. Учитель может начать с простого ритмического рисунка, а затем постепенно увеличивать сложность ритма с точки зрения сложности, различных типов движений, необходимых для выполнения ритма, и длины рисунка.
После того, как ученики научились выполнять этот тип заданий, копируя учителя, можно реализовать версии, в которых каждый ребенок по очереди составляет ритм, а весь класс копирует его/ее. Можно также использовать такие игры, как «Саймон говорит», где дети должны копировать только в том случае, если перед ритмическим рисунком стоят слова «Саймон говорит». В качестве альтернативы, в начале игры можно определить один конкретный ритмический паттерн, который никогда не следует копировать, и дети должны помнить и воздерживаться от копирования этого паттерна на протяжении всей игры.
Типы копируемых ритмических рисунков также могут различаться по содержанию и сложности. Общие примеры:
Адаптивный и автономный ритм
Это самый сложный тип ритмической деятельности, обсуждаемый здесь, при котором дети должны поддерживать ритм с помощью музыки, которая меняет скорость или требуется поддерживать внутренний (воображаемый) ритм . Эти виды деятельности могут помочь детям развить навыки временного предсказания, которые необходимы для таких действий, как разговор и планирование движений.