Упражнение на релаксацию для дошкольников: Картотека упражнений для релаксации (для детей) | Материал по теме:

Картотека упражнений для релаксации (для детей) | Материал по теме:

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! 

Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. 

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.   

Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 

Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток!.

 

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

“Ленивая кошечка”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

“Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Упражнения на расслабление мышц лица

“Озорные щечки”.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. 

“Злюка успокоилась”.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: 

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 
 Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). 
 Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, 
 Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 
 Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

“Рот на замочке”.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). 
 Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 
 Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Упражнение на расслабление мышц шеи

“Любопытная Варвара”.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
 А потом опять вперед – тут немного отдохнет. 
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
 Возвращается обратно – расслабление приятно! 
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
 Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук

“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его слегка сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
 Выполнить это же упражнение левой рукой

“Пара” 

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 

“Вибрация”.

 Какой сегодня чудный день!  
 Прогоним мы тоску и лень.  
 Руками потрясли. 
 Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног

“Палуба”.

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! 

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать! 

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

“Лошадки”.

 Замелькали наши ножки, 
 Мы поскачем по дорожке. 
 Но внимательнее будьте,  
 Что вам делать, не забудьте!

“Слон”.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма

“Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

“Бубенчик”.

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

“Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

Я на солнышке лежу, 
 Но на солнце не гляжу.  
 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
 Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится.   
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  
 Прогуляться вышел гром.  
 Гремит гром, как барабан.

“Замедленное движение”.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:


 Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. 
 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  
 И становится понятно – расслабление приятно!

“Тишина”.

 Тише, тише, тишина! 
 Разговаривать нельзя! 
 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать, 
 И тихонько будем спать.

 

  

.

 

 


 

Релаксационные упражнения с детьми дошкольного возраста. | Картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа):

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД  №22» пгт. КАВАЛЕРОВО КАВАЛЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Релаксационные упражнения с детьми дошкольного возраста.

Составитель:

      Курдюмова Оксана Алексеевна,

      воспитатель первой квалификационной категории.

Кавалерово, 2019

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Цель релаксации:

способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

Использование в работе с детьми релаксационных упражнений помогает решить следующие задачи:

— укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;

— учить снимать напряжение мышц после физических упражнений;

— тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции;

— развитие воображения, образного мышления;

— формирование положительных эмоций и чувств.

Релаксационные упражнения могут быть использованы в комплексе утренней гимнастики, как физкультминутка на занятии, перед сном, индивидуально с гиперактивными детьми и в любом режимном моменте в течение дня.  

Все релаксации проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

Перед проведением релаксации педагог поясняет, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе релаксационных упражнений контролирует степень расслабления детей.

Творческий подход и артистичность педагога во время проведения релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.

Упражнения на расслабление мышц лица.

«Улыбнись – рассердись»

Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.

«Озорные щечки»

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке»

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

«Злюка успокоилась»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

«Качели»

Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает

 (расслабление мышц лица (повторить 2—3 раза).

Упражнения на расслабление мышц шеи.

«Любопытная Варвара»

И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

«Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо…

А потом опять вперед – тут немного отдохнет

Шея не напряжена, а расслаблена».

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

«А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена,

И расслаблена».

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

«А Варвара смотрит вниз!

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена,

И расслаблена».

Упражнения на расслабление мышц рук.

«Кулачки»

Цель: напряжение и расслабление мышц рук.

«Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты, (сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем-

Отпускаем разжимаем…» (разжать) (2 раза).

Обратить внимание на неприятные ощущения во время напряжения мышц рук и наоборот, в момент расслабления!

«Шишки»

Цель: напряжение и расслабление мышц рук.

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…

«Брызгалки»

Цель: напряжение мышц рук.

Резко опускать руки сверху вниз поочерёдно, будто хлопаем ладошками по воде.

  

«Сосулька»

Цель: расслабление мышц рук.

И.п.: стоя, руки – вверх. (Сосулька замёрзшая).

  1. – повисли кисти рук. (Начала таять).
  2. — повисли руки до локтя.
  3. – повисли руки до плеч. (Совсем растаяла сосулька)

Повтор 3 раза.

 

«Снеговик»

Цель: напряжение, расслабление мышц рук, корпуса.

На первую часть стихотворения дети «скатывают» снежный ком. Затем изображают снеговика: руки на поясе, спина прямая, мышцы напряжены, улыбка.

Снеговик растаял, мышцы расслаблены, руки упали вниз, голова опущена.

«Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла!

Но солнце припечёт слегка – увы! И нет снеговика».

(2 раза)..

«Радуга»

Представьте теплый летний день, солнышко пригревает, щекочет нам щечки, ладошки. Посмотрите вверх, на небо. Там радуга. Тянемся-тянемся до радуги, ладошки солнцу показываем. Никак не достать. Еще раз стараемся, тянемся-тянемся.

Повторить 2—3 раза.

«Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сожмите пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержкаДыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела, вам лень Двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Упражнения на расслабление мышц живота.

«Шарик»

Цель: напряжение и расслабление мышц живота.

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились.

«Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко…»

«Стульчик»

Цель: напряжение и расслабление мышц живота.

И. п.: ребёнок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает подниматься и садиться, как будто на стульчик. Мышцы живота, то напрягаются, то расслабляются.

Восстановление дыхания.

Упражнения на расслабление мышц ног.

«Кораблик»

Цель: напряжение и расслабление мышц ног.

Представим себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились! Вдох – выдох!

«Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Снова руки на колени,

А теперь немножко лени…

Напряженье улетело,

И расслаблено всё тело…

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Дышится легко…ровно…глубоко…».

«Спортсмены»

Цель: напряжение и расслабление мышц ног и корпуса.

На первую часть стихотворения, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны (напрягаются все мышцы). На вторую часть – мышечное расслабление.

«Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться,

Руки в сторону, не падай, очень трудно так стоять,

Ногу на пол не спускать! Мы все мышцы напрягаем,

А теперь их расслабляем, опускаем руки вниз.

Ну – ка, быстро улыбнись!».

«Загораем»

Цель: напряжение, расслабление мышц ног.

И.П.: Дети лежат на полу на спине.

«Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем.

Держим, держим, напрягаем,

Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены».

«Муравей»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые. Почувствуйте, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабьте ноги: ноги отдыхают (повторить 2—3 раза).

Упражнения на расслабление всего организма.

«Волшебный сон»

Цель: обучение позе покоя.

Дети лежат на ковре лицом вверх, звучит не громко музыка. Педагог медленно произносит:

«Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело, (2 раза)

Будто мы лежим на травке,

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губки тёплые и вялые

И нисколько не усталые,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется, (2 раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…» (пауза)

«Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Потянуться! Улыбнуться!»

«Спящий котёнок»

Цель: освоение и закрепление позы покоя.

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

«Тишина»

Цель: саморасслабление, снятие напряжения.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

«Тише, тише, тишина…

Разговаривать нельзя…

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать…

И тихонько будем спать».

«Саморасслабление»

Цель: саморасслабление, снятие напряжения.

Дети отдыхают лёжа на ковре, под спокойную музыку. Через 4 — 5 минут музыка постепенно смолкает.

«Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

Хорошо нам отдыхать… (пауза)

Но, пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Подтянулись! И друг другу улыбнулись!

Встаём!».

«Качели»

Цель: расслабление мышц после напряжения.

И. п.: стоя одна нога выставлена вперёд, другая сзади.

Раскачивание: перенос массы тела с одной ноги на другую, то вперёд, то назад.

Длительность – 1 мин.

«Отдых в волшебном лесу»

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки».    

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой травке. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.

Дышим глубоко, ровно, легко…

Теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели в волшебном лесу.

«Сердечки»

Звуковое сопровождение упражнения: «Стук сердца».  

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Послушайте ребята, что вы слышите? Тук-тук, тук-тук… Это тихонько бьются наши сердечки. Положите руку на грудь и почувствуйте… Тук-тук, тук-тук…

Наши сердца полны добра и любви. Тук-тук, тук-тук… Мы слушаем как стучат наши сердца, и нам становится хорошо и спокойно. Радость наполняет наши сердца с каждым ударом. Дышим легко и спокойно.

Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

«Волшебный сон»

Звуковое сопровождение упражнения «Ночная симфония».  

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Начинается волшебный сон.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2раза)
Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают…
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2раза)

Шея не напряжена
И расслабленна…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется. (2раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

«Солнечные зайчики»

Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки».  

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками. А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик прыгнул на щечку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул нам на животик. Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его.

Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой, откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

 

«Лентяи»

Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь, на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги… (Пауза — поглаживание детей.) Отдыхают ручки у … (имя ребенка), отдыхают ножки у … (имя ребенка). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом,который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

«Сосулька»

Представьте, что вы превратились в сосульку. Вам очень холодно, вы заледенели, неподвижны. С каждой минутой вам становится все холоднее и холоднее. Но вот вышло солнышко, начало пригревать, сосулька тает (деты расслабляются), сначала медленно, а потом быстрее и быстрее и превращается в весеннюю лужицу (предлагает детям показать).

Повторить 2—3 раза.

«Снежинка»

Представьте, что наступила зима, выпал снег. Каждый из вас превратился в красивую, фигурную снежинку. Начинается снегопад, снежинки кружатся, сначала медленно, потом быстрее, быстрее. Настоящая вьюга. Ветер стихает, вьюга успокаивается, снежинки медленно садятся на шубы и шапки прохожих (показать). Ветер опять подул, закружил снежинки.

Повторить 2—3 раза.

Дети ложатся на ковер на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают.

«Сказка»

Мы раскинем руки, мы как будто птицы.

Мы глаза закроем, – сказка нам приснится…

Шар приснится голубой…

И Мишутка маленький…

Светлый месяц за горой…

И цветочек аленький…

Лепестки ласкает ветер,

Чуть цветок качается…

Это сказка детям снится…

Дети расслабляются…

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!

Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

(лёжа на спине)

«Волна»

Расслабляюсь на спине,

как медуза на волне…

Глазки закрываются…

Тело расслабляется…

Тихо плещется волна…

Нас баюкает она…

Баю – бай, баю – бай,

Глазки тихо закрывай…

Вот прохладный ветерок

Пробежал по телу…

Отдохнули! Вновь пора

браться нам за дело!

( лёжа на спине, раскинув руки и ноги в стороны)

«Рыбки»

В чистой, ласковой водице

Плывёт рыбок вереница.

Чешуёй златой сверкая,

Кружится, играя стая…

Вниз их манит тишина,

Глубина… не видно дна…

Рыбки, рыбки вниз пошли,

рыбки, рыбки все легли…

глазки все прикрыли…

плавнички расслабили…

хвостик тоже не играет…

рыбка мышцы расслабляет…

здесь покой и тишина…

тихо плещется волна…

Вот луч солнца засверкал,

Рыбок всех он вверх позвал!

Встаньте все… вернёмся в зал!

(после имитационного движения «рыбки» – дети опускаются на ковёр, руки и ноги в стороны, полное расслабление мышц туловища и конечностей, музыкальное сопровождение желательно)

«Кот»

Как у наших у ворот

на траве улёгся кот.

Глазки он свои прикрыл…

Хвостик рыжий распушил…

Он расслабил коготки,

стали лапочки легки.

Он расслабил свой животик –

Вот какой хороший котик:

Всё своё расслабил тело –

Для здоровья это дело!

Будет котик отдыхать,

А потом опять играть!

Будет мышку догонять…

Ну и нам пора вставать!

«Бабочка»

Бабочка порхала,

Всё к цветам летала.

Крылья стали уставать,

Видно, надо отдыхать.

Вот присела на цветок,

Крылья опустила

И головку свесила,

Будто загрустила…

Отдохнула… посидела…

Да и снова полетела.

(дети, выполняя движения по тексту, учатся напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах, в данном случае, присев на корточки или «по – турецки», скрестив ноги)

«Снежинка»

Лёгкая снежинка – белая пушинка

Легла на ладошку отдохнуть немножко.

Лучики расслабила и прикрыла глазки…

Лёгкая, воздушная, словно фея в сказке…

Ветер, ты здесь не шуми!

Нам снежинку не буди!

Пусть снежинка расслабляется,

Сил надолго набирается.

В путь далёкий силы надо:

ей лететь за снегопадом!

«Барсук»

На полянке у осинки

Наш барсук лежит на спинке.

Он раскинул свои лапки,

И расслабил цап – царапки.

Греет солнышко животик,

Шёрстку ветерок ласкает…

Лежебока наш барсук

Мирно дремлет, отдыхает…

Сладко наш барсук зевнул,

Свою спинку изогнул,

Потянулся, потянулся…

Бодро встал – совсем проснулся.

По бокам себя похлопал,

По делам в лесок потопал!

«Облака»

В небе синем к нам издалека

Приплывают белые облака.

Накрывают облака мягким одеялом…

Как приятно и легко

Всем ребятам стало!

Белой пеной облака нежно окружают,

В сон волшебный и прекрасный

Деток погружают.

Вот закрылись глазки – снятся детям сказки…

Облака плывут, плывут –

Отдых и покой несут…

Все ребятки отдохнули,

С боку на бок повернулись… потянулись –

И… проснулись!

До свиданья, облака, небо голубое,

Много – много, много раз

Встретимся с тобою.

«Песня мамы – кошки»

Наигрался мой котёнок –

Милый, ласковый ребёнок.

Вот свернулся он в комочек –

Нежный, мягонький клубочек.

Ему снится сон волшебный:

Небо, солнце и река…

А в воде прозрачной, чистой

Проплывают облака,

Серебрятся спинкой рыбки…

На губах у нас улыбки…

Мама лапкой по спине

Гладила, ласкала

И котёнку своему песню напевала:

– Мяу – мяу, мур – мур – мур,

Милый мой котёнок!

Как же я тебя люблю,

Милый мой ребёнок!

Глазки ты сейчас открой

И со мною песню спой: «Мяу»!

«Осенний лес»

Мы пришли в осенний лес –

Полон сказочных чудес:

Золотом листва сияет, нежно солнце согревает…

Так приятно и легко!

Дышим ровно, глубоко…

Пахнет хвоей и грибами, и опавшею листвой.

Мы прекрасно отдыхаем – расслабляемся с тобой…

Так приятно и легко,

Дышим ровно, глубоко…

Стали птицы распевать, ну а нам пора вставать!

Дружно, сладко потянулись…

И с улыбкой все проснулись!

 

«Море»

Стайка рыбок закружилась –

Море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая

Нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин

Подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха,

Проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки,

Вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица!

Видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать…

Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись,

Из морских глубин вернулись.

(И. п.: лёжа на спине.)

 

6 Развлекательные мероприятия для детей

Экстремальные погодные явления, такие как опустошительные наводнения в восточном Кентукки, болезни друзей и членов семьи, домашняя изоляция — эти и другие факторы могут вызвать тревогу и стресс у детей. Как ведущий мировой эксперт в области детства, мы делимся этими методами релаксации для детей, которые являются частью нашей глобальной программы «Исцеление и образование с помощью искусства» (СЕРДЦЕ) для детей, живущих в стрессовых ситуациях.

  • Найдите тихое место вдали от отвлекающих факторов.
  • Если вы выполняете эти упражнения на релаксацию с ребенком или группой детей, убедитесь, что ваши инструкции ясны и увлекательны.
  • Помните: вам не обязательно выполнять их все. Следите за тем, как долго дети заняты, и попробуйте снова в другой раз.

Присоединяйтесь к своему ребенку, чтобы попробовать Ленивого кота, Черепаху, Лимон или все эти расслабляющие занятия! Загрузите PDF-версию этих упражнений на расслабление здесь.

1. Цветок и свеча

Это простая техника релаксации, которая способствует глубокому дыханию.

Представьте, что у вас в одной руке приятно пахнущий цветок, а в другой медленно горящая свеча.

  • Медленно вдохните через нос, чувствуя запах цветка.
  • Медленно выдохните через рот, задувая свечу.
  • Повторить несколько раз.

2. Лимон

Это расслабляющее упражнение снимает мышечное напряжение. Представьте, что у вас в руке лимон.

  • Подойдите к дереву и возьмите по лимону каждой рукой.
  • Сильно выжмите лимоны, чтобы выжать весь сок – выжимайте, выжимайте, выжимайте.
  • Бросьте лимоны на пол и расслабьте руки.
  • Затем повторяйте, пока сока не хватит на стакан лимонада!
  • После последнего нажатия и броска встряхните руки, чтобы расслабиться!

3. Ленивый кот

Это упражнение снимает мышечное напряжение.

Представьте, что вы ленивый кот, который только что проснулся после приятного долгого сна.

  • Зевайте побольше.
  • И мяу.
  • Теперь вытяните руки, ноги и спину — медленно, как кошка — и расслабьтесь.

4. Перо/Статуя

Это упражнение снимает мышечное напряжение.

Представьте, что вы перышко, парящее в воздухе примерно десять секунд.

  • Внезапно вы замираете и превращаетесь в статую. Не двигайся!
  • Затем медленно расслабьтесь, снова превращаясь в парящее перо.
  • Повторите, убедившись, что закончите как парящее перышко в расслабленном состоянии.

5. Мячи для снятия стресса

Это упражнение снимает мышечное напряжение и массирует руки.

Сделайте свой собственный мяч(и) для снятия стресса, наполнив воздушные шарики сухой чечевицей или рисом.

  • Возьмите мяч(и) в одну или обе руки, сожмите и отпустите.
  • Поэкспериментируйте с выжиманием мяча. Найдите способ, который подходит именно вам, регулируя скорость, давление и время ваших сжатий так, как вам нравится.

6. Черепаха

Это упражнение снимает мышечное напряжение.

Представьте, что вы черепаха, которая идет на медленную, расслабленную черепашью прогулку.

  • О нет, пошел дождь!
  • Свернитесь калачиком под панцирем примерно на десять секунд.
  • Солнце снова вышло, так что вылезайте из своей раковины и возвращайтесь к своей расслабляющей прогулке.
  • Повторите несколько раз, завершив упражнение прогулкой, чтобы ваше тело расслабилось.

Являясь мировым лидером в области оказания гуманитарной помощи детям, организация Save the Children работает более чем в 100 странах, включая США, ежегодно помогая более 100 миллионам детей. За последнее десятилетие наша инновационная программа обучения грамоте, которая, как было доказано, значительно улучшает навыки чтения у детей, помогла десяткам миллионов наиболее уязвимых детей в мире. В 2020 году мы с гордостью запустили Coronavirus and Kids: Resources from Save the Children , чтобы поддержать родителей, опекунов, учителей, школьных администраторов и тех, кто заботится о детях.

Другие ресурсы для детей

Добро пожаловать!

Спасибо за регистрацию! Теперь вы будете одним из первых, кто узнает, как организация «Спасите детей» реагирует на самые насущные потребности детей каждый день и во время кризиса, и как ваша поддержка может изменить ситуацию.

Вы можете отказаться в любое время, нажав «отписаться» в нижней части любого электронного письма.

Предоставляя свой номер мобильного телефона, я соглашаюсь получать повторяющиеся текстовые сообщения от Save the Children (48188) и телефонные звонки с возможностью пожертвования и способами участия в нашей миссии по поддержке детей во всем мире. Отправьте текст STOP, чтобы отказаться, HELP для получения информации. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности на  savethechildren.org/privacy.

техник релаксации для детей | Regis College Online

Техники релаксации для детей: преимущества, примеры и ресурсы

Тревожные расстройства среди молодежи достигают масштабов эпидемии. Институт детского разума сообщает, что 31,9% подростков в США будут соответствовать критериям тревожного расстройства к тому времени, когда им исполнится 18 лет:

  • 3% будут иметь специфическую фобию
  • 8% будут испытывать социальную тревогу
  • 6% будут страдать тревогой разлуки
  • 0% будут страдать посттравматическим стрессовым расстройством
  • 3% будут страдать паническим расстройством
  • 2% будут диагностированы генерализованным тревожным расстройством

Пагубное воздействие стресса и тревоги на детей и подростков распространяется далеко за пределы детства. Исследование, опубликованное в JAMA Pediatrics и опубликованное на 2 Minute Medicine, показало, что почти половина из 7,7 миллионов детей в США, страдающих от излечимого психического расстройства, не получают лечения от этой болезни. Psychology Today отмечает, что подростки, чьи тревожные расстройства не лечатся, имеют более высокий риск зависимости и злоупотребления психоактивными веществами, а также плохую успеваемость в школе и социальное взаимодействие.

Беспокойство, нервозность, возбуждение и другие психические расстройства у детей и подростков часто трудно диагностировать и лечить. Тем не менее, обучение детей методам релаксации и другим методам распознавания и снижения стресса оказалось полезным в решении этих проблем со здоровьем. Советы и ресурсы, представленные в этом руководстве, предназначены для того, чтобы помочь детям, родителям и учителям свести к минимуму негативные последствия стресса и беспокойства для молодых людей.

Преимущества техник релаксации для детей

Когда мы чувствуем угрозу или опасность, наши тела вступают в состояние, которое детский терапевт Киррили Смаут из Developing Minds называет «физиологическим возбуждением». головная боль напряжения или сильная, вызывающая гипервентиляцию, учащенное сердцебиение и мышечную ригидность. У детей физиологическая реакция может вызвать крик или неспособность говорить. Суть в том, что реакция «бей, беги или замри» на воспринимаемую угрозу одинакова, независимо от того, является ли опасность реальной (например, встреча с угрожающей собакой) или воображаемой (например, вера в то, что уходящий родитель никогда не вернется).

Первым шагом в борьбе с тревогой у детей является ознакомление родителей и молодых людей с физическими последствиями чувства беспокойства, разочарования, беспокойства или гнева. Вот краткосрочные последствия высокого уровня стресса у детей:

  • Их мышление становится запутанным.
  • Им становится сложнее общаться.
  • Их способность запоминать сложные понятия снижена.

Длительное воздействие хронического стресса и тревоги на детей и подростков может быть гораздо более серьезным:

  • Они чаще страдают от хронических головных болей, болей в животе и мышечных болей.
  • Их здоровый режим сна нарушен.
  • Невылеченные психические расстройства препятствуют эмоциональному развитию детей и их переходу во взрослую жизнь. (Michigan Medicine)

Трагедия невыявленных психических расстройств у детей усугубляется тем фактом, что в большинстве случаев эти состояния можно эффективно лечить, обучая молодых людей методам релаксации и другим поведенческим подходам. Эти методы помогают детям распознавать ситуации, которые вызывают у них тревогу, и минимизировать воздействие, когда они начинают испытывать стресс.

Использование релаксации для снижения физиологического напряжения восходит к более чем 100-летней технике прогрессивной релаксации психолога Эдварда Якобсена, которая включает в себя напряжение, а затем расслабление каждой группы мышц тела. За прошедшие годы было разработано несколько вариаций прогрессивной релаксации, включая глубокое дыхание и осознанность. Кроме того, вековые практики медитации и йоги были адаптированы для содействия расслаблению в качестве противоядия от стресса и беспокойства у детей и взрослых.

Техники релаксации доказали свою эффективность: организация Developing Minds утверждает, что практика любой формы релаксации в течение одной или более минут снижает частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, температуру кожи и напряжение мышц у ребенка. Эффект был отмечен у детей детсадовского возраста. Самое главное, согласно сайту, любой метод релаксации, который замедляет дыхание ребенка и снижает мышечное напряжение, «одинаково полезен».

В долгосрочной перспективе методы релаксации для детей улучшают их общее самочувствие, способность справляться с болью, общую концентрацию и способность засыпать ночью. Они также снижают тревожность и агрессивное поведение у детей и улучшают их социальные навыки, способность решать проблемы, эмоциональную стабильность и успеваемость.

Примеры детских техник и упражнений для релаксации

Для родителей и учителей важно научиться замечать детей, которые испытывают высокий уровень стресса и беспокойства, но самый эффективный способ решить эту проблему — научить детей распознавать симптомы состояний, когда они начинают их испытывать. Это позволяет молодым людям применять стратегии борьбы с симптомами до того, как они смогут причинить вред.

Полезным подходом к обучению детей тому, как распознавать эти и другие негативные чувства, является использование визуальных эффектов, которые представляют тревогу, разочарование, печаль и другие эмоции. Например, бесплатное приложение Emotionary для iOS является одним из 15 приложений для осознанности и релаксации для детей, описанных Parenting Chaos. Программа представляет детям значки, представляющие пять основных эмоций, и очень просто определяет их, чтобы помочь детям определить эмоцию, которую они испытывают в данный момент.

Одно из предложений Консультативного центра по вопросам психического здоровья детей младшего возраста для обучения детей распознаванию различных эмоций состоит в том, чтобы помочь им сделать из бумажной тарелки «чувствующие лица», которые представляют различные чувства, включая опасение, дистресс и разочарование, а затем парные фотографии реальных детей, переживающих эти эмоции с каждой тарелкой.

Вот несколько методов релаксации, которые доказали свою эффективность, помогая детям и подросткам справиться со стрессом и тревогой.

Упражнения на глубокое дыхание

Одна из самых простых и эффективных техник релаксации для детей — это осознанное дыхание, как объясняет Детство 101. Обучение детей делать медленные, глубокие вдохи помогает успокоить их физически и умственно. Это также заставляет детей остановиться и подумать о том, что они чувствуют прямо сейчас, чтобы они могли сделать шаг назад от подавляющих эмоций. Сайт предлагает восемь бесплатных печатных карточек с дыхательными упражнениями (в формате PDF), которые описывают различные стили дыхания:

  • Дыхание спиной к спине. Этот стиль предполагает сидение на полу спиной к спине с другим ребенком. Один ребенок начинает делать медленные, глубокие вдохи, а другой пытается подстроиться под дыхание первого ребенка.
  • Дыхание животом. В этом стиле дети лежат на полу с мягкой игрушкой на животе. Дети медленно вдыхают и выдыхают, представляя, как качают животное, пока оно встает и падает.
  • Дыхание слона. Этот стиль выполняется стоя, широко расставив ноги и свесив руки вперед, как хобот слона. Ребенок медленно вдыхает через нос, поднимая руки вверх и над головой, а затем медленно выдыхает через рот, снова опуская руки.
  • Пузырьковое дыхание. В этом стиле дети удобно сидят и представляют, что держат в руках палочку для мыльных пузырей. Они медленно вдыхают, а затем выдыхают, как если бы выдували мыльные пузыри, наполненные миром, любовью и счастьем, которые вскоре заполняют всю комнату.
  • Баллонное дыхание. Этот стиль похож на пузырьковое дыхание, но дети кладут руки на рот, как будто они надувают большой воздушный шар, медленное дыхание за медленным дыханием. Когда воздушный шар становится больше, чем они могут удержать, они отпускают его, слегка покачивая из стороны в сторону.
  • Дыхание с упором на плечи. Этот стиль начинается с удобного сидения детей. Делают медленный вдох через нос, при этом поднимая плечи, и опускают плечи при выдохе через рот, повторяя действия с несколькими медленными вдохами.
  • Сделайте 5 вдохов. Этот стиль также начинается с того, что дети сидят удобно, но одна рука вытянута перед собой в виде звезды, а указательный палец другой руки готов провести по вытянутой руке. Когда они вдыхают, они проводят по внешней стороне большого пальца, а при выдохе — по внутренней, повторяя вдох и выдох для внутренней и внешней стороны каждого пальца.
  • Дыхание шмеля. В этом стиле дети засовывают кончики указательных пальцев в уши и закрывают глаза, удобно усаживаясь. Они медленно вдыхают через нос и тихонько мычат на выдохе.

Медитация и йога

Как поясняется на сайте DoYouYoga, медитация — это дисциплина, которой могут овладеть немногие дети. Однако дети могут извлечь огромную пользу из деятельности, основанной на принципах медитации. На сайте описаны 14 медитативных упражнений йоги, которые доказали свою эффективность в снижении уровня стресса у детей дошкольного возраста. Вот краткие описания некоторых техник.

  • Алмаз Йоги Третьего Глаза. Дети ложатся, и им на лоб кладут небольшой камень или кристалл. Их просят сосредоточиться на предмете, представляя его цвет, вес, ощущение тепла или холода и другие характеристики. Камень волшебный, наполненный спокойствием и расслаблением, которое медленно просачивается в их тела, когда они глубоко дышат.
  • Тихий звонок. Дети садятся в круг, колено к колену, по кругу передается колокольчик. Каждый ребенок по очереди звонит в колокольчик и слушает звук, который он издает. Затем дети осторожно и медленно пропускают колокольчик по кругу, чтобы он не издавал звука. Это помогает успокоить детей, чтобы они были готовы к другим упражнениям на расслабление.
  • Спящие эльфы и феи. Для этого упражнения требуется тихая музыка и воображаемая волшебная волшебная пыль. Дети отдыхают в позе ребенка, когда кто-то осторожно похлопывает их по спине, чтобы высыпать волшебную пыльцу, которая помогает им оставаться совершенно неподвижными. Цель состоит в том, чтобы увидеть, какой ребенок может лежать неподвижно дольше всех.
  • Как найти наш центр. Дети могут сидеть или стоять, слегка наклоняясь влево, затем вправо, затем назад и вперед, пока не найдут место, где они чувствуют себя наиболее сбалансированными. Как только они находят свой центр, они закрывают глаза и представляют, как центр проходит от их стоп, вверх по позвоночнику и к макушке головы.

Легкие упражнения

Связь между физическими упражнениями и улучшением психического здоровья трудно документировать с научной точки зрения, как объясняет исследователь психологии здоровья Аманда Ребар в фитнес-блоге Les Mills Fit Planet. Ребар утверждает, что утверждения о том, что физические упражнения высвобождают в мозгу эндорфины, улучшающие настроение человека, были полностью опровергнуты. Тем не менее, она считает, что работает множество различных механизмов, которые заставляют людей чувствовать себя менее тревожными после физических упражнений, некоторые из которых являются нейрофизиологическими, а некоторые психологическими.

Например, упражнения могут улучшить настроение ребенка, просто отвлекая его внимание от того, что вызывало беспокойство. В частности, мероприятия, которые способствуют социальному взаимодействию, такие как командные виды спорта, помогают уменьшить стресс и тревогу. Люди всех возрастов часто чувствуют себя менее тревожными после прогулки, особенно когда они делают это с друзьями. Ребар отмечает, что прогулка с друзьями будет более полезной для снижения стресса ребенка, чем время, проведенное с ним в сидячем положении.

Yoga Journal описывает многочисленные преимущества йоги для физического и психического здоровья детей. Помимо улучшения у молодых людей «гибкости, силы, координации и образа тела», йога улучшает их концентрацию и способность сохранять спокойствие и расслабленность. Программа YogaKids, разработанная инструктором по йоге Маршей Вениг, сочетает йогу с рассказыванием историй, играми, музыкой, языком и искусством. Цель программы — «задействовать «всего ребенка»», используя экологию, анатомию, питание и «жизненные уроки», основанные на концепциях йоги о единстве, взаимозависимости и веселье.

Управляемое воображение

Одним из самых больших препятствий на пути предотвращения беспокойства и стресса у маленьких детей является их неспособность распознавать и описывать свои эмоции. Многие негативные эмоции являются «абстрактными понятиями», как объясняется в «Внимательном слове», поэтому детям трудно понять фрустрацию, разочарование, горе и тревогу. Популярный метод приобщения детей к внимательности — это управляемые образы, в которых используется визуализация и воображение, чтобы дети лучше осознавали связь между тем, что они думают, и тем, что они чувствуют физически.

Детей «направляют» в рассказ и поощряют использовать свое воображение, чтобы поставить себя в ситуацию, описанную в рассказе. Когда ребенок представляет, что находится в позитивной ситуации, тело вырабатывает биохимические вещества, основанные на этих чувствах. Было показано, что этот метод эффективен при лечении детей, испытывающих проблемы со сном, тревогу, депрессию и низкую самооценку.

Other Mindfulness Activity

Сторонник практики осознанности Экхарт Толле сказал, что «все мы слишком много думаем, слишком много ищем, слишком многого хотим и забываем о радости просто быть». Как сообщает PositivePsychology.com, осознанность помогает детям преодолевать травлю, улучшать их способность сосредотачиваться, повышать внимательность, развивать социальные навыки и просто чувствовать себя лучше в целом.

Среди техник осознанности, которые эффективно помогают детям с тревогой, есть осознанное позирование, когда дети находят место, где они чувствуют себя в безопасности, а затем их просят изобразить положительный персонаж, например, Супермена или Чудо-женщину. После нескольких попыток сымитировать позы, а затем спросить, как они себя чувствуют, дети, скорее всего, скажут, что чувствуют себя абсолютно «супер».

Рисование и раскрашивание

Процесс раскрашивания или рисования оказывает успокаивающее действие на большинство детей, о чем свидетельствует преобладание мелков и раскрасок, которые рестораны предоставляют своим юным посетителям. Сайт «Дети без стресса» более подробно изучает причины этого явления: движение карандаша вперед-назад по бумаге успокаивает и снижает тревогу; и дети могут сосредоточиться на деятельности, потому что они хотят делать все, что в их силах, но они не чувствуют давления, как это может быть при выполнении школьного задания или работы по дому.

Определенные цвета могут вызывать у детей чувство спокойствия, улучшая их поведение и улучшая концентрацию внимания. Раскрашивание также является одним из самых простых способов познакомить детей с осознанностью, потому что это занятие тесно связано с медитацией: оно помогает остановить «мозговую болтовню», которая мешает новичкам в медитации, и, как было показано, замедляет частоту сердечных сокращений у детей и улучшает неврологические реакции благодаря к повторению и концентрации на узорах и деталях.

Ресурсы по технике релаксации для детей

Обилие ресурсов предназначено для того, чтобы помочь родителям познакомить своих детей с преимуществами релаксации для их психического и физического благополучия. Эти сайты и службы помогают родителям, учителям и детям разрабатывать стратегии преодоления беспокойства и управления уровнем стресса.

Онлайновые и цифровые ресурсы

Серьезной задачей при обучении детей методам релаксации является преобразование краткосрочных преимуществ релаксации в долгосрочные стратегии, которые дети могут применять в новых стрессовых ситуациях по мере их возникновения. Developing Minds перечисляет пять рекомендаций для обеспечения долгосрочного успеха обучения релаксации для детей:

  • Убедитесь, что дети и подростки понимают, почему важно расслабить тело, чтобы успокоить ум.
  • Научите молодых людей методам релаксации, которые они могут применить за минуту или меньше, а также методам, которые требуют больше времени по мере увеличения концентрации их внимания.
  • Сосредоточьтесь на техниках релаксации, которые просты и эффективны.
  • Познакомьте детей с упражнениями на релаксацию, когда они спокойны, а не возбуждены.
  • Напомните детям о применении техник релаксации, как только начнут проявляться симптомы стресса и беспокойства.

Американская ассоциация тревожности и депрессии предоставляет информационный бюллетень о влиянии тревожных расстройств на детей и взрослых. В информационном бюллетене отмечается, что тревожные расстройства у детей иногда сочетаются с расстройствами пищевого поведения, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и депрессией.

Ресурсы для школ

Несколько десятков идей, которые учителя и школьная администрация могут использовать для интеграции методов релаксации в свои занятия, описаны Центром консультаций по вопросам психического здоровья детей младшего возраста. Например, учителя могут использовать любую возможность, чтобы помочь своим ученикам «обозначить свои эмоции», указывая на моменты, когда они расстроены, и спрашивая, что может помочь им почувствовать себя лучше. Учителя также могут попросить своих учеников посмотреть друг другу в лицо и описать, что, по их мнению, чувствует другой ученик.

Сайт поддержки учителей We Are Teachers предлагает 10 советов, которые помогут учителям снизить уровень беспокойства и стресса у своих учеников. В дополнение к стандартным советам обучать дыхательным упражнениям и делать перерывы в физической активности, сайт рекомендует открыто говорить со студентами о распространенности и пагубных последствиях беспокойства, предлагать учащимся вести журналы благодарности, описывая то, за что они благодарны, и создавать пространство в классная комната, где учащиеся могут свободно выражать свое беспокойство.

Ресурсы для родителей

Родителям бывает трудно распознать симптомы стресса и беспокойства у своих детей. Образовательный сайт Understood описывает, как определить признаки беспокойства у детей, многие из которых менее чем очевидны. Например, дети могут время от времени проявлять ворчливость по любой причине или вообще без особой причины.

Однако некоторые повторяющиеся физические симптомы могут указывать на последствия стресса у детей, включая боли в животе и головные боли, отказ от еды или пользования туалетом в школе, беспокойство и рассеянность, а также проблемы со сном.

NBC News представляет распорядок после уроков, предназначенный для минимизации стресса, который испытывают учащиеся, когда сталкиваются с трудной домашней работой. Среди принципов рутины – сделать работу предсказуемой; найдите организованное, свободное от отвлекающих факторов пространство для работы; начните домашнее задание с пятиминутного упражнения на внимательность; составить и распечатать расписание домашних заданий; и разбивайте большие проекты на управляемые компоненты.

Psychology Today подчеркивает важность разработки родителями «стратегии обучения» для своих детей, страдающих от стресса и беспокойства, которая основывается на небольших начальных улучшениях в поведении детей. Например, подросток, который был почти полностью погружен в видеоигры, постепенно избавился от этой привычки с помощью семейного врача, который отметил плохую физическую форму подростка и отсутствие физических упражнений.

После того, как подросток начал заниматься физическими упражнениями, его мать смогла ввести ограничения на время, проводимое перед экраном, и в конечном итоге убедила его присоединиться к учебной группе друзей, готовящихся к SAT.

Возможно, самое важное, что родители могут сделать для борьбы с тревожностью и стрессом у своих детей, — это самим поддерживать крепкое психическое здоровье и при необходимости консультироваться со специалистами в области психического здоровья. Обеспечив своим детям заботливую и здоровую домашнюю обстановку, родители создают пространство, в котором их дети могут применять на практике недавно изученные техники релаксации.

 

Дополнительные источники

AptParenting, «Десять лучших методов релаксации для детей: попрощайтесь со стрессом»

Тревожные дети. Как научить детей прогрессивной мышечной релаксации

Центр терапии Connections, 4 методики релаксации для детей

Изучение собственного сознания, Упражнения на релаксацию для детей

Релаксация для детей, все занятия по релаксации

Клиника Майо, психические заболевания in Children: Know the Signs

Mom Junction, «5 лучших упражнений и техник релаксации для детей»

SocialWorkersToolbox.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *