Трудовые поручения в средней группе – . , – .

Методическая разработка по теме: Трудовые поручения детям дошкольного возраста на прогулке

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

М л а д ш и й      в о з р а с т

1

Уборка сухих листьев на участке.

Сбор сухих семян деревьев для занятий.

Сбор ягод рябины для украшения групповой комнаты.

2

Сбор листьев для осеннего букета.

Помощь в перекопке земли у садовых деревьев.

Подготовка игровой площадки к зиме.

3

Сбор семян деревьев (носиков) для занятий.

Сбор камушков и веток на участке.

Утепление молодых деревьев сухими листьями.

4

Помощь дворнику в засыпке песка в песочницу.

Помощь в посадке деревьев на участке.

Сбор ягод для подкормки птиц.

5

Уборка участка от листьев.

Сбор листьев для аппликации «Осенние листья».

Помощь в вывешивании кормушек для птиц.

6

Сбор листьев для панно «Осенний букет».

Сбор семян дикорастущих трав.

Сбор каштанов.

7

Помощь дворнику в уборке территории участка.

Сбор цветов с клумбы для гербария.

Сбор камушков на участке.

8

Сбор осенних листьев для совместной работы «Осень».

Помощь в разметке окантовки дорожек на территории д/с.

Помощь дворнику в закрывании

песка в песочнице.

9

Заготовка листьев для гербария.

Окапывание кустарников на участке.

Уборка территории участка.

10

Сбор желудей для ручного труда.

Сбор природного материала для пособий.

Подкормка птиц на участке.

11

Заготовка и сушка листьев растений.

Перекопка земли на клумбе.

Сбор камушков для игр на улице.

12

Сбор семян цветов с клумбы.

Помощь взрослым в побелке плодовых деревьев.

Посадка чеснока и лука под зиму.

13

Сбор листьев деревьев кустарников для украшения групповых комнат.

Уборка участка от сухих веток «Строим домик для поросенка из веток».

Сбор семян деревьев для подкормки птиц.

14

Сбор листьев для аппликации «Ежик».

Работа на огороде: подготовка земли для посадки лука зимой.

15

Перекопка земли на клумбе.

Перекапывание земли на клумбах.

Уборка первого снега на участке.

16

Очистка клумб от веток.

Помощь в огораживании молодых деревьев на участке.

Подкормка птиц на участке.

17

Сбор природного материала для организации выставки в групповой комнате.

Сбор семян клена для уголка природы.

Помощь в расчистке участка от снега.

18

Уборка игрушек после прогулки.

Помощь в очистке люков от мусора.

Уборка участка «Давайте сделаем участок чистым».

19

Сбор плодов дикорастущих растений для гербария.

Помощь в окапывании деревьев на участке.

Помощь дворнику в расчистке дорожек от снега.

20

Сбор камушков и палочек для игр на прогулке.

Сбор природного материала для выставки «Осенние мотивы».

Подкормка птиц на своем участке и на участке малышей (вынести и насыпать корм в кормушки).

С т а р ш и й    в о з р а с т

1

Помощь малышам в уборке участка.

Сбор сухих семян ясеня, клена для изготовления игрушек из природного материала.

Сбор ягод рябины, боярышника для ручного труда (изготовление бус).

2

Сбор листьев для осеннего букета.

Перекопка земли у яблонь и вишен.

Помощь малышам в подготовке игровой площадке к зиме.

3

Сбор семян дуба для уголка природы.

Уборка участка от веток и листьев: «Кто больше соберет веток».

Утепление молодых деревьев и кустарников.

4

Помощь дворнику в засыпке песка в песочницу малышей и на своем участке.

Помощь взрослым в посадке деревьев, кустарников на участке.

Сбор ягод рябины, бузины для подкормки птиц.

5

Уборка листьев и сухих веток на участке.

Сбор листьев деревьев кустарников для аппликации «Осенняя ветка».

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

6

Сбор листьев деревьев, кустарников для панно «Осенняя фантазия».

Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.

Сбор каштанов

Дид.упражнение «Сосчитай» и «Кто больше?»

7

Помощь дворнику в уборке территории участка.

Помощь взрослым в уборке цветов из цветников

Сбор камушков, веток на участке.

8

Сбор листьев ивы, ясеня для аппликации «Рыбки» (зад. для м.- ясень, дев. – ива)

Помощь в разметке окантовки дорожек на территории д/с.

Закрывание песка в песочнице.

9

Заготовка листьев кустарников и деревьев для гербария.

Окапывание деревьев и кустарников на участке.

Работа в «Уголке леса» на территории участка.

10

Сбор желудей для ручного труда.

Сбор природного материала для пособий и занятий.

Помощь малышам в подкормке птиц на участке.

11

Заготовка и сушка листьев растений и кустарников для пособий.

Извлечение из земли луковиц отцветших растений (гладиолусы).

Сбор камушков и выкладывание узоров на земле.

12

Сбор семян бархатцев с клумбы.

Побелка стволов плодовых деревьев.

Посадка чеснока и лука под зиму.

13

Сбор листьев деревьев, кустарников для украшения групповой комнаты.

Помощь малышам в уборке участка.

Сбор семян деревьев (клена, ясеня) для птиц.

14

Подбор сухих листьев для плетения венка (показ, обучения).

Сбор листьев для аппликации «Золотая осень».

Работа на огороде: подготовка земли для посадки рассады зимой.

15

Перекопка земли на клумбе, огороде.

Подготовка клумб для осеннего сева.

Помощь дворнику в уборке первого снега на участке.

16

Очистка клумб от веток, корней, рыхление земли на клумбе.

Огораживание шиповника, черноплодной рябины на участке.

Подкормка птиц на участке.

17

Сбор природного материала для выставки «Осень в сентябре».

Сбор семян деревьев и кустарников для игры «Магазин семян».

Расчистка участка от снега.

18

Уборка игрушек после прогулки.

Очистка люков от мусора для стока воды.

Работа на экологических тропах д/с.

19

Сбор плодов дикорастущих растений для гербария.

Окапывание деревьев и кустарников на участке.

Расчистка ступенек крылечка от снега.

20

Сбор веток, камушков, палочек для игр на прогулке «Найди интересную палочку, веточку и придумай: что это»

Сбор природного материала для ручного труда.

Подкормка птиц на своем участке и на участке малышей (вынести и насыпать корм в кормушки).

Зима. Трудовые поручения.

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

М л а д ш и й      в о з р а с т

1

Помощь в уборке участка после снегопада.

Лепка снежных комов.

Помощь в уборке снега на участке.

2

Подкормка птиц на участке.

Изготовление снежных дорожек для санок.

Укрытие почвы огорода снегом.

3

Замораживание цветных льдинок.

Уборка сломанных веток.

Уборка растаявшего снега на участке.

4

Сбор ягод для уголка природы.

Лепка из снега крупных фигур (совместно с взрослыми).

Уборка сломанных веток.

5

Помощь дворнику в уборке снега.

Подкормка птиц.

Лепка снеговика.

6

Подкормка птиц на участке.

Встряхивание снега с кустарников.

Разукрашивание снеговика.

7

Устройство горки для кукол.

Устройство берлоги для медведя.

Укрытие почвы клумб снегом.

8

Помощь дворнику в забрасывании песка на скользкие дорожки.

Окапывание снегом деревьев.

Посыпка скользких дорожек.

9

Сбор снега в кучки.

“Праздник для птиц”

Изготовление снежных построек (дорожек, горок).

10

Сбор снега для горки.

Чистка одежды от снега и сосулек.

Сбор веток на участке.

11

Помощь взрослому в сборе игрушек после прогулке.

Окучивание снегом деревьев.

Подкормка птиц.

12

Сметание снега со скамеек.

Лепка снежных построек.

Стряхивание обледеневшего снега с кустарников.

13

Сбор снега в кучки для зимних построек.

Помощь воспитателю: “Собери лопатки”.

Сооружение построек из снега.

14

Уборка сломанных веток.

Разукрашивание построек.

Очистка санок и салазок от снега.

15

Подкормка птиц.

Уборка сломанных веток.

“Помоги другу” (чистка одежды от снега).

16

Уборка участка от снега.

Лепка снежной избушки для зайчика.

Подкормка птиц.

17

Изготовление ледяных игрушек.

Сметание снега со скамеек.

Помощь взрослому в рисовании цветных кругов.

18

Вывешивание ледяных игрушек на кустарники

Уборка снега на участке.

Разбрасывание песка на скользкие дорожки (совместный труд).

19

Подкормка птиц ягодами рябины, боярышника.

Очистка санок от снега.

Сооружение снежных построек (муравейник).

20

Украшение участка к Новому году.

Подкормка птиц.

Уборка участка.

С т а р ш и й    в о з р а с т

1

Уборка снега на участке.

Лепка снежных построек.

Помощь дворнику в расчистке дорожек.

2

Подкормка птиц на участке малышей и на своем участке.

Поливка снежных горок.

Укрытие почвы огорода снегом (после вьюжной ветреной погоды).

3

Замораживание цветных льдинок для себя и для малышей.

Уборка сломанных веток на участке и на участке малышей.

Уборка растаявшего снега на своем участке и на участке малышей.

4

Сбор ягод рябины и шиповника для уголка природы.

Лепка из снега крупных фигур (снежной бабы)

Уборка сломанных веток на участке (своем и малышей).

5

Помощь дворнику в уборке снега на своем участке и на участке малышей.

Подкормка птиц семенами деревьев.

Лепка снеговика, медведя, зайчика.

6

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Стряхивание снега с деревьев и кустарников.

Разукрашивание построек.

7

Устройство горки для игрушек.

Сооружение снежного тоннеля.

Укрытие почвы цветника снегом.

8

Разбрасывание песка на скользкие дорожки.

Окапывание снегом деревьев и кустарников.

Уборка участка малышей.

9

Сбор снега в кучки для зимних построек.

«Праздник для птиц» Помощь малышам в проведении праздника.

Изготовление снежной крепости.

10

Поливка водой ледяной горки.

Чистка одежды от снега и сосулек.

Сбор веток, палочек на участке.

11

Сбор игрушек после прогулки.

Окучивание снегом фруктовых деревьев, кустарников.

Вывешивание кормушек и подкормка птиц.

12

Сметание снега со столов и скамеек на участке.

Лепка снежных построек (горки, дорожки, крепости).

Стряхивание обледеневшего снега с деревьев и кустарников.

13

Сбор снега в кучки для снежного вала.

Сбор лопаток после прогулки.

Сооружение построек из снега, используя прием выравнивание.

14

Уборка сломанных веток, палочек.

Разукрашивание построек.

Очистка лыж и санок от снега.

15

Вывешивание кормушек для птиц и подкормка их.

Уборка сломанных веток на своем участке и на участке малышей.

Помощь малышам в чистке одежды от снега.

16

Посыпка скользких дорожек песком.

Лепка снежных построек.

Подкормка птиц семенами клена.

17

Изготовление ледяных игрушек.

Сметание снега со скамеек, столов.

Рисование цветных кругов для игр.

18

Самостоятельное развешивание ледяных игрушек на деревьях.

Посыпка скользких дорожек.

Разбрасывание песка на скользкие дорожки (помощь дворнику)

19

Подкормка птиц ягодами бузины, рябины, боярышника.

Смазывание лыж пастой.

Сооружение снежных построек (лабиринт)

20

Украшение участка к новому году (вывешивание гирлянд на деревья, разноцветных льдинок)

Подкормка птиц на своем участке и на участке малышей.

Поливка цветной водой дорожек лабиринта.

nsportal.ru

Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Трудовые поручения как форма трудовой деятельности в детском саду.

Трудовые поручения как форма трудовой деятельности в детском саду.

 Трудовые поручения – наиболее простая форма трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Под трудовыми поручениями понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или, с кем либо из

своих сверстников.

Поручения, как форма организации трудовой деятельности детей имеет свои особенности: они всегда исходят взрослого, в них заключена чёткая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы.

  В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль  над правильностью работы, наличие трудовых навыков и умений, отношение ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца. Поручения многообразны по: трудности (простые и сложные), характеру выполнения (индивидуальные и совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные, ребенок 2-3 дня отвечает за какое либо дело)

  Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений можно с 1,5-2 лет. Такие как: “Посади куклу за стол “, “Дай Вове мяч”. В них содержаться определенные указания, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям, формируют умения выполнять требования взрослого.

   В младшей и средней группах детям дают разнообразные поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом, в группе и на участке, в уголке природы. Они преимущественно индивидуального характера.

   В старших группах воспитатель привлекает к исполнению поручений не входящих в обязанности дежурных и к самообслуживанию. Повышаются требования к качеству выполнения поручений, они теперь носят общественный характер: “помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада “.

   Поручения как форма трудовой  деятельности  детей дошкольного возраста, дает возможность повседневно и систематически приобщать детей к труду, создает  в группе трудовую атмосферу. Для того, чтобы  поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие, служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны иметь конкретную  цель и воспитательную задачу. Есть поручения решающие довольно специфические задачи. Ребенок не знает чем заняться , воспитатель дает другому ребенку вожжи и просит: “Спроси Андрюшу, не хочет ли он с тобой поиграть в лошадки “. Иногда поручения дают с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия, помочь ему найти полезное дело: “Леша, возьми метелку, смети снег со скамейки,  чтобы дети могли присесть  “.

   Интерес детей к выполнению  поручений,  обусловлен, прежде всего, их содержанием. А содержание поручений  определяется посильностью, педагогической целесообразностью, способами действий, их количеством и

сложностью .Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить в зависимости от  возраста: “Расставь карандаши на четыре стола ” или  “Выбери все карандаши синего цвета и расставь их “.

   Учитывая некоторые особенности (количество действий, способы выполнения, время достижения результата) их можно сгруппировать.

К первой группе можно отнести поручения связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести) они кратковременны, вызванные временной необходимостью. Такие поручения дают детям возможность быстро ориентироваться  в окружающей обстановке, найти нужный предмет, способствуют развитию сообразительности и ловкости, исполнительности.

   Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько трудовых операций. Для их выполнения нужны определенные навыки, дополнительные предметы или оборудование для труда. К ним относятся  работа в цветниках, уборка своего рабочего места, заточка карандашей.

  В третью группу входят поручения связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять семена, принести из дома поделку или открытки). Эти поручения используются только в старших группах.

   В особую группу надо выделить поручения при выполнении, которых нет видимых результатов (узнать, сколько времени, позвать заведующую на занятия). Они обучают детей умению общаться с взрослыми, тренируют память, учат ориентироваться в детском саду.

   Правильное руководство деятельностью ребят  при выполнении поручений, является важнейшим условием воспитания у них положительного отношения к труду, исполнительности. Опыт показывает, что с детьми 3 – 4 лет работа будет успешней выполнена, если воспитатель становиться непосредственным участником трудовой деятельности. Это взаимовыгодно как  ребенку, так и взрослому: ребенок видит, как взрослый организует свою деятельность. А воспитатель может осуществлять контроль не заметно. Малейшая трудность – и ребенок бросает дело, переключаясь на игру. Усвоению умений способствует повторение способов деятельности в целях их закрепления. Когда дети овладевают  трудовыми умениями целесообразно  перейти к словесному напоминанию  (с чего начнешь делать? сколько воды нужно для полива растения).

   Важным условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них мотива долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания. Важна так же оценка содержания этой деятельности. При оценке труда детей младших групп следует широко использовать игровые приемы. Стремиться сделать оценку эмоциональной. В этом могут помочь кукольные персонажи. Они помогают удержать внимание детей, которые трудились, но и других. Такая оценка может даваться  2-3 раза в неделю. В старших группах особое значение приобретает самооценка результатов труда. Такая оценка дается детям нелегко, так как анализ собственной работы требует от ребенка умение видеть себя со стороны.

На первых порах лучше предупредить ребенка, когда он закончит работу, то должен рассказать,  как трудился.

   В нашей группе существует экран индивидуальных поручений, на котором дети наглядно отмечают результаты своей трудовой деятельности.

nsportal.ru

Консультация (средняя группа): Методические приемы хозяйственно-бытового труда в средней группе.

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, включая хозяйственно-бытовой труд, систематически начинает осуществляться со второй младшей группы.

В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и прежде, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4—5 лет еще слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения дают одному ребенку или небольшой группе (2-3 ребенка).  

 Наряду с этим  имеет место и коллективные поручения, объединение нескольких ребят в общем труде. Осуществляя руководство хозяйственно-бытовым трудом детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, личные потребности, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых.

 Например, говорю Аязу и Роме, что решила доверить им важное дело, которое нужно выполнить  аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строительными материалами;  «Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг такой беспорядок! У нас много дел, давайте договоримся, кто что будет делать». Пока дети занимаются уборкой,  обращаю внимание всех присутствующих на то, как они трудятся («Как приятно смотреть на ребят, когда они работают дружно »). Выполняя подобное поручение, дети начинают понимать общественную необходимость своей работы, учатся ответственно подходить к делу.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, дворником, воспитателем. Например, сгребаю сухие листья, а дети переносят их в кучу, или на прогулке  обращаю внимание детей на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагаю очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику. («Вот удивится дядя Хамза, когда увидит, как мы ему помогли!»). Ребята с удовольствием очищают вместе   снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу.

Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. В работе можно использовать следующие методы: показ, объяснение, указания, напоминание. Можно провести беседы по типу «Для чего нужны дежурные», игру «Кто правильно накроет на стол», важно обращать внимание на правильную сервировку стола в ходе сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери » . Дежурства начинают носить более самостоятельный характер. Ддовожу до сознания детей, что дежурство — это обязанность каждого перед всеми.  Даю объективную оценку труда детей: застенчивого малыша подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает еще лучше.

Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям. Сначала детей знакомят с порядком хранения пособий. В первые дни пособия расставляю вместе с дежурным, затем детей приучаю делать это самостоятельно.

Так же организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. Совместно с детьми занимаемся уборкой в игровых зонах по пятницам, ремонтом книг в книжном уголке по необходимости. Важно учить детей в процессе труда спокойно и вежливо общаться, уметь контролировать свое поведение, оценивать свои действия, тактично делать замечания и правильно реагировать на них, оказывать помощь друг другу.

Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру. При этом важно как учитывать желание ребенка, так и привлечь пассивных детей. Дети следят за порядком в игровых зонах, в книжном уголке. Когда необходимо навести порядок в группе, можно давать индивидуальные поручения для каждой игровой зоны. Например, Милана наведи порядок в кукольном уголке, Артем расставь машины в гараже и т. д.

 С целью повышения активности и интереса к трудовой деятельности использую метод поощрения. Известно, что похвала стимулирует к выполнению очередного задания с еще большим старанием. Удачи ребенка в трудовой деятельности  отмечаю в присутствии всех детей. Ребенку полезно и приятно ощущать себя значимым, умелым. Например, («Посмотрите, как Тимофей хорошо убрал игрушки!»).

Эффективны и игровые приемы работы с детьми. Например, к ребятам приходит кукла Аня и просит помочь ей сложить на место игрушки, постирать кукольное белье, протереть мебель и т. д.

В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше понимает общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.

В процессе детского труда необходимо решать вопросы нравственного воспитания, формировать навыки положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников  («Нам с Ирой  нравится, как Ильназ и Денис расставили машины в гараже . Правда, девочки?»). Необходимо постоянно обращать внимание детей на их сверстников ( «Залина справедливая и добрая девочка, она заметила, что Лере одной трудно убирать игрушки, и стала помогать ей. Вот так поступают настоящие друзья» ).

Также нужно помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна длиться более 10 минут. Например, видя, что похвала взрослых чрезмерно стимулирует деятельность ребенка, он возбужден, раскраснелся, у него участилось дыхание, нужно незаметно переключить ребенка на игру либо дать ему какое-либо индивидуальное поручение, не требующее физического напряжения, например, попросить позвать кого-нибудь из сверстников.

Работу по организации трудового воспитания важно осуществлять в тесном сотрудничестве с семьей. Родителям сообщать об успешном выполнении ребенком трудовых поручений, дежурства. Можно поинтересоваться, какую помощь оказывает ребенок маме и папе.

Таким образом, в ходе трудовой деятельности дети овладевают конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, у них формируется способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, соблюдать определенные правила поведения. Дети овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу, образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

nsportal.ru

Методическая разработка по теме: Алгоритм использования трудовых поручений в разных возрастных группах.

                                                               Младшая группа

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия. Элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

  1. расставить игрушки
  2. снять с куклы платья для стирки
  3. разложить ложки на столе
  1. принести лейку

                                                    Средняя группа

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельные задания. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

  1. постирать кукольное белье
  2. протирать, мыть легко моющиеся игрушки
  3. подмести дорожки
  4. поднимать песок в кучу
  5. собирать и уносить мусор

                                                       Старшая группа

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

  1. приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда
  2. приводить в порядок кукол (мыть, причесывать; при необходимости менять одежду, подбирать другую)
  3. снимать грязные, развешивать чистые полотенца
  4. отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр (инвентарь для труда)

                                                Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

  1. стирать и гладить кукольное постельное бельё, одежду
  2. выполнять поручения и сообщать об этом воспитателю
  3. делать поделки, игрушки в подарок малышам
  4. тонировать бумагу для изобразительной деятельности для своей группы и малышей

nsportal.ru

Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека трудовых поручений в старшей группе.

Задание № 1. « Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями».
Цель: учить детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

Задание № 2. «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне».
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.

Задание № 3. «Помогаем помощнику воспитателя застилать чистое постельное белье».
Цель: Учить последовательно застилать постельное белье, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым.

Задание № 4. «Дежурство по столовой».
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.

Задание № 5. «Дежурство в учебной зоне»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.

Задание № 6. «Уборка строительного материала».
Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание № 7. « Уборка в игровом уголке ».
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.

Задание № 8. «Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности».
Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).

Задание № 9. «Протираем шкафы в раздевальной комнате (совместно с помощником воспитателя)».
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить вещи аккуратно на место.

Задание № 10. «Ремонт книг».
Цель: учить детей подклеивать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами.

Задание № 11. «Расставим стулья в определенной порядке».
Цель: Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.

Задание № 12. «Стираем кукольное постельное белье, одежду».
Цель: Закреплять умение стирать кукольное бельё, приучать детей к опрятности и чистоте.

Задание № 13. «Уборка в уголке природы».
Цель: Закреплять умения и навыки ухода за обитателями живого уголка, ухода за растениями. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Задание № 14. «Ремонт коробок для бросового материала».
Цель: Закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.

Задание № 15. «Протираем подоконники, мебель».
Цель: Аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы.

Задание № 16. «Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду.

Задание № 17. «Уборка в столовой».
Цель: Учить правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.

Задание № 18. «У нас в шкафу порядок».
Цель: Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Задание № 19. «Приготовим оборудование для занятия ».
Цель: Развивать чувство ответственности за порученное дело, учить аккуратно раскладывать материалы и оборудование для занятий.

Задание № 20. «Меняем полотенца».
Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.

nsportal.ru

Материал (средняя группа) по теме: Трудовое воспитание в средней группе

Трудовое воспитание в средней группе.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям  уважение к людям труда, к природному  и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить.  Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению,  стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.

Как известно,  интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей –  не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок  с радостью  открывает для себя  удивительный мир окружающей действительности.  

        Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

        Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество. Программа рассматривает труд как средство умственного воспитания детей, поскольку труд способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, признает мир социальных отношений между людьми.  

        Труд позволяет сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться.  В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля.  Формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).   Необходимым качеством для развития этих личностных черт, по мнению многих, является трудолюбие. Благодаря труду  педагог сможет решать вопросы эстетического воспитания детей в процессе труда, будет учить детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека,  научит детей замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

        Педагог должен так организовать труд детей, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, учился оказывать помощь товарищу, проявлять активность, инициативу, самостоятельность, умение преодолевать отдельные неудачи, добиваться общего результата, учиться ценить свой труд, труд других людей.

        Труд должен  входить в их жизнь неоднообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно.  Ребенок должен получать от него удовлетворение, чувствовать причастность к настоящему делу, радоваться своим успехам.  Это достигается благодаря игровым приемам и различным методическим находкам. Труд позволяет ребенку почувствовать   самоценность. Он получает уверенность в своих возможностях, у него формируется чувство хозяина по отношению к своей группе, он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно осваивая необходимый для этого бытовой труд.

        Таким образом, трудовое воспитание – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

        Помните, то, что не затронуло сердце ребенка, никогда не будут воспроизводить  его руки!

Виды детского труда:

● Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей).

● Элементарно – бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).

● Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду).

● Ручной труд (поддержание порядка в группе: починка, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и пр.)

Организация труда детей:

● Поручения (индивидуальные  и совместные).

● Дежурства (индивидуальные  и совместные).

● Коллективный труд.

Цель и задачи трудового воспитания дошкольников

Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду

Формирование предпосылок трудовой деятельности

Воспитание положительного отношения к труду взрослых

Воспитание личности ребенка

↓         ↓       ↓             ↓      ↓         ↓         ↓       ↓        ↓

Формирование трудовых навыков

Формирование компонентов деятельности

Формирование общественных мотивов труда

Формирование  интереса к труду взрослых

Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения  к результатам его труда

Воспитание стремления  оказывать посильную помощь

Воспитание личностных черт самостоятельность, ответственность, инициативность

Воспитание трудолюбия (привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд)

Воспитание положительных взаимоотношений  между детьми (дружба, взаимопомощь,  забота о товарищах)

Основные направления деятельности

 

                                      ↓           ↓

Знакомство с трудом взрослых

Организация труда детей

На пятом году жизни ребенок может ставить перед собой  отдельные реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца, формирование навыков совместного труда, чувству ответственности за порученное дело

       У детей продолжают развивать интерес  к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений.

        На данном возрастном этапе целесообразно проводить неоднократные наблюдения за работой представителя какой-то одной профессии. Например, можно  наблюдать, как повар варит кашу, жарит оладьи, шинкует овощи. В результате у дошкольников складываются представления о том, что повар готовит разную пищу для всех. Детей подводят к пониманию содержания труда человека определенной профессии. Можно проводить беседы обобщающего характера с использованием игровых приемов. Например, предложить ответить на вопросы куклы Оли, которая хочет быть поваром. В ходе таких бесед нужно побуждать детей высказывать свои отношение к значимости труда людей  (врач заботится о том, чтобы дети не болели;  повар готовит обед и т.д.). Также необходимо детям читать произведения художественной литературы о труде и людях труда, проводить с ними дидактические игры типа «Что нужно для работы», «Кому пригодится этот предмет» и другие.

        В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в средней группе остается труд по самообслуживанию.  Воспитатель должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании  игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле над  действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул». Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Целесообразно использовать и произведения художественной литературы.

        Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи («Молодец Саша, помог Юле застегнуть пуговицу, она теперь не простудится» и т.п.). Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь. То,  что кто-то  из детей ждет помощи от других, не должно оставаться не замеченным. Надо терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.

        В этой группе чаще следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Катей проверим, как вы оделись; посмотрите, как быстро оделась Маша» и т.п.)

        Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения показа способа действия на данном этапе по-  прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать сменную обувь – будешь долго искать; не повесила платье – будешь ходить в мятом.

   Элементарно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет ещё слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе(2-3детей). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.

        Необходимо помогать воспитанникам, распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, педагог говорит, троим детям, что решил доверить им важное дело: навести порядок со строительным материалом. Выполняя подобные поручения, ребенок начинает понимать общественную необходимость своей работы, учится ответственно подходить к делу.

        В средней группе следует приобщать детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов: например, куда – то сходить и что-нибудь отнести. В руководстве поручениями наиболее эффективными являются такие приемы как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание  способов деятельности, поощрения.

        В средней группе усложняется содержание элементарного  бытового труда.  Его можно организовать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке.  Дошкольники любят трудиться с взрослыми.

        В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, с воспитателем. Например, на прогулке педагог обращает внимание на то, как много выпало снега, как все замело и предлагает очистить от снега беседку, скамейки, чтобы помочь дворнику. Вместе с няней дети могут протирать стулья, столы, полки. Так постепенно дети учатся ценить труд взрослых и свой труд.

        С этого возраста надо приучать ребенка выполнять работу  хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение проявлять волевое усилие.

        Однако, следует помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к переутомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Не прерывная деятельность ребенка не должна превышать 10 минут.

        С начала года дети дежурят по столовой. Первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы;  напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками.

        В средней группе ребенок один  полностью сервирует стол, так как ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям.  В первые  дни  пособия расставляет педагог вместе с дежурным, а затем детей приучают делать это самостоятельно. Нужно довести до сознания детей, что дежурства – это обязанность каждого перед всеми. Педагог дает объективную оценку труда детей.

        В работе с детьми данного возраста ручной труд организуется чаще. У детей уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Они научились пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами. При организации совместного труда с  взрослым, дети уже могут оказывать ему существенную помощь. Проявляя при этом активность и самостоятельность. Ребенок может по поручению взрослого подклеить книжку, намазать клеем большую поверхность. Вырезать по шаблону необходимое количество деталей ит.д.

        Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему относиться. Например, если ребенок подклеил книгу, то он старается не только бережно с ней обращаться, но и следит, что бы и другие дети проявляли эти качества.

        Труд в природе. В воспитании у детей 4 -5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Поэтому желательно уже в начале учебного года познакомить детей с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями. Осенью показать, как взрослые заботятся о них (собирают опавшие листья, сажают деревья и кустарники, собирают семена). Можно привлечь детей к сбору семян цветов. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву и отнести в определенное место. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде  небольшую   грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму. В течении всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы  они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, за обрезкой деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Эти наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участи в трудовой деятельности ребенка. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами (уносят с дорожек сорную траву, собирают урожай).

 В течение всего года,  дети,  выполняя ежедневные поручения педагога, участвуют в уходе за комнатными растениями уголка природы. Важно периодически осматривать с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.

Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат.

        

nsportal.ru

Консультация (средняя группа) на тему: Трудовое воспитание дошкольников. Средняя группа.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание в средней группе детского сада

     Культурно-гигиенические навыки. В средней группе продолжаем воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

      Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после пользования туалетом.

      Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком.

     Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды.

     Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.

      Приучать самостоятельно, готовить свое рабочее место для занятий, и убирать его.

      Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию.

      Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результата своего труда. Поощрять инициативу, в оказании помощи товарищам, взрослым.

     Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада, убирать на место строительный материал, игрушки, помогать подклеивать коробки, книги.

     Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой.

      Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными. В весенний, летний и осенний период привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике: посев семян, полив, сбор урожая.

     Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птиц в зимнее время, к подкормке зимующих птиц.

     Формировать стремление помогать воспитателю, приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.

     Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.

     

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *