В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.
Тренинг проводится в течение пяти часов с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении (лучше – в специально предназначенном, например, тренинговом зале).
Тренинг состоит из трех частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга, вторая (основная) направлена на знакомство и освоение навыков эмоциональной саморегуляции, третья (заключительная) – на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.
I часть
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
1. Упражнения на знакомство
Упражнение “Эхо”
Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.
Упражнение “Наши ожидания”
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.
Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)
Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)
Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.
То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
Упражнение “Карусель общения”
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.
“Я люблю…”
“Меня радует…”
“Мне грустно когда…”
“Я сержусь, когда… ”
“Я горжусь собой, когда…”
2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверияУпражнение “Порядковый счет”
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.
Упражнение “Единый ритм”
Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.
Упражнение “Путанка”
Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.
Упражнение “Охотничий азарт”
Это упражнение активизирует участников, придает сил и энергии.
Необходимо разбиться на пары. В этой игре нужно догнать своего партнера и осалить его. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера – заблаговременно отбежавшего подальше.
Нельзя: 1. бегать, можно только быстро ходить;
2. в своем порыве сбивать других;
3. забывать обернуться вокруг на 360 градусов.
Через 3 минуты можно остановить игру.
Упражнение “Подчеркивание общности”
Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч.
При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет…”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.Упражнение “Подчеркивание значимости”
Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: “Таня, мне в тебе нравится…” – и называется то личностное качество, которое было найдено. Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников.
Упражнение “Шанхайцы”
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться “спираль”. В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
Упражнение “Промежуточная рефлексия” (авторское упражнение)
Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.
Участники по кругу описывают свои предметы.
II часть
Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
1. Упражнения на осознание и принятие своих чувств
Упражнение “Чувство”
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
Упражнение “Список эмоций”
Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.
Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.
Вопросы для обсуждения:
Упражнение “Передача чувств”
Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.
Упражнение “Ассоциации”
Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”
2. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.
Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.
Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.
Дыхательная гимнастика
1. Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом
Упражнение “Отдых”
Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение “Передышка”
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
2. Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом
Упражнение “Мобилизующее дыхание”
Исходное положение — стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох — такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:
4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;
8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;
8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.
Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома – мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.
Упражнение “Замок”
Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение “Голосовая разрядка”
Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”
“Звуковая гимнастика”
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)
Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.
Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля)
Инструкция участникам тренинга:
Упражнение “Напряжение – расслабление”
Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Упражнение “Огонь – лед”
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Упражнение “Зажимы по кругу”
Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15—20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряженный участок тела.
После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, и при этом продолжать спокойно идти по кругу, вспомнить обычное для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15—20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3—5 раз.
После окончания упражнения участникам дается рекомендация повторять его самостоятельно хотя бы 1-2 раза в день.
Упражнение “Дождик”
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения
Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.
Упражнение “Броуновское движение”
Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.
Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом – все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.
Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.
Упражнение “Моечная машина”
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний – “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.
Упражнение “Растем”
Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.
Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.
Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись — сломались”.
Упражнение “Потянулись – сломались”
Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.
Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)… А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!
Медитация
Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей; Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.
Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.
С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.
С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:
Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.
Упражнение “Концентрация на счете”
Инструкция преподавателя:
Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.
Упражнение “Концентрация на нейтральном предмете”
В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:
Рефлексия ощущений:
Упражнение “Сосредоточение на эмоциях и настроении”
Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.
Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?
А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.
Выходим из состояния релаксации.
Рефлексия вашего эмоционального состояния.
III часть
Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими
1.Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими
Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости)
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но…”, и дополните фразу словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения:
Упражнение “Достоинства”
Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались.
Упражнение “ Чемодан”
Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан”. В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать.
Выбирается “секретарь”. Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак “+”, на другой “—”. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5—7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.
IV часть
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Упражнение “Пожелание по кругу”
Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.
Рефлексия “Мне сегодня…”
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня…”, оправдались ли ваши ожидания?
Подведение итогов занятия.
Список использованной литературы
Вивчарь В.Н.,
педагог-психолог МБДОУ д/с № 8,
станица Старощербиновская Щербиновского р-на Краснодарского края
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в детском саду стала особенно острой. Одна из таких проблем — эмоциональное выгорание.
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии достаточно недавно, около 20 лет тому назад. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего это касается педагогов, руководителей ДОО. Эмоциональное выгорание выступает следствием продолжительных рабочих стрессов. Выгорание как проявление профессиональной дезадаптации ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни сотрудников. При этом оно отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии руководителя, но также и на здоровье всей организации.
Деятельность руководителя ДОО связана с целым рядом напряженных ситуаций. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу воспитания детей, их поведения, условий пребывания.
Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Призывая педагогов заботиться о здоровье воспитанников и коллег, важно обращать внимание на здоровье самих педагогов и их отношение к нему.
Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное выгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть» на работе или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома.
Данный тренинг ознакомит руководителей и педагогов ДОО с приемами саморегуляции, повысит уровень сплоченности педагогического коллектива, настроит на позитивную работу.
Цели:
— профилактика и сохранение психологического здоровья руководителей в образовательной среде;
— ознакомление руководителей ДОО с приемами саморегуляции;
— профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
— знакомить с понятием «профессиональное выгорание»;
— снижать уровень эмоционального выгорания руководителей ДОО;
— находить внутренние ресурсы, творчески раскрываться;
— повышать уровень сплоченности педагогического коллектива.
* * *
Ведущий. Добрый день, уважаемые руководители детских садов. Я рада приветствовать вас. Сегодня я проведу тренинг на тему «Помоги себе сам». В настоящее время в процессе профессиональной деятельности в ДОО мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания как педагогов, так и руководителей. Умение владеть собой, держать себя в руках — один из главных показателей деятельности руководителя, от чего зависят и его профессиональные успехи и психологическое здоровье.
Под эмоциональным выгоранием мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Упражнение «Грецкий орех»
(5 мин)
Задачи:
— настроить участников на тональность тренинга;
— создать атмосферу ценностного отношения к теме;
— поговорить об особенностях личности.
Ведущий. В этом мешочке находятся грецкие орехи. Возьмите каждый по одному ореху, внимательно рассмотрите его, изучив структуру и особенности строения.
По форме грецкие орехи напоминают человеческий мозг. Подобное сходство не случайно: природа дает понять, что эти плоды — самая подходящая пища для ума и не только. А кто является «мозговым центром» в детском саду?
Участники. Заведующий.
Ведущий. Да, грецкий орех символизирует руководителя ДОО.
О полезных свойствах грецкого ореха люди знают уже давно. С древних времен они считались пищей богатырей, а в Древнем Вавилоне жрецы вообще запрещали употреблять орехи простым смертным. Чем же так ценен грецкий орех?
По рецепту тибетской медицины грецкие орехи рекомендуется регулярно употреблять в пищу людям при стрессах и переутомлении (как нервном, так и физическом), при головных болях, после тяжелой болезни, для укрепления сердца. Недаром грецкий орех называют «царским». Ведь ежедневное употребление этих плодов позволит избавиться от переутомления, держать в тонусе нервную систему, укрепить сердечную мышцу, отрегулировать кислотность и не допустить возрастного ухудшения зрения. А если во время диеты на завтрак съедать немного орехов с медом, организм будет обеспечен питательными веществами на весь день.
Возьмите себе орехи на память и помните всегда, что вы являетесь ядром своей организации и должны быть: крепкими, уравновешенными, мудрыми, выдержанными, полезными, обладать большим запасом энергии.
Упражнение «Лестница»
(4 мин)
Задача: осознавать себя как личность, находящуюся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
В вашей работе очень важно осознавать себя как личность и правильно определять свое профессиональное местоположение.
Всем участникам раздаются простые карандаши и листочки со схематичным изображением лестницы.
Внимательно рассмотрите лестницу и отметьте свое расположение на ней на сегодняшний день.
Участники выполняют задание.
Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь или опускаетесь? Устраивает ли Вас Ваше положение на лестнице? Есть ли внутренние противоречия по этому поводу? Что мешает Вам быть на верхней ступеньке?
Участники отвечают.
Уважаемые руководители, я предлагаю вам посмотреть короткометражный позитивный мультфильм «Барашек и Кролень», в котором заложен глубокий философский смысл осознания себя как личности, находящейся в определенной жизненной ситуации, и сделать выводы. Мультфильм яркий, в нем немного героев, но они все забавные и интересные. Я уверена, вы не пожалеете о потраченном времени на просмотр.
Просмотр мультфильма «Барашек и Кролень» (6 мин) и далее его обсуждение (3 мин).
В мультфильме вы увидели барашка, который слишком себя любил. Обычно такие личности очень сильно страдают, когда нарушается их стабильность, и они уже не такие, как были раньше. Так случилось и с нашим барашком, пока он был красив, был веселый и озорной, но в один момент все рухнуло: он стал посмешищем, и что он начал делать? Унывать и расстраиваться. Согласитесь, многие бы так поступили, потеряв свою красоту и «карьеру». Но Кролень дал ему очень хороший совет, ведь, и правда, если есть здоровье, руки и ноги, значит еще не все так плохо, просто нужно из всего происходящего брать все самое лучшее и делать выводы. Ведь если что-то и случилось плохое, не стоит опускать руки и отчаиваться, потому что жизнь продолжается, и все самое интересное ждет нас впереди. Да, конечно не все будет гладко, и на педагогическом пути не всегда случается только хорошее, но это жизнь, и к ней нужно относиться философски. У каждого из нас найдется свой Кролень, который поддержит в трудную минуту и укажет верный путь.
Уважаемые руководители, безвыходных ситуаций не бывает — есть непредвиденные обстоятельства. Не теряйте надежду — ищите выход.
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из сложившейся ситуации, сдерживание негативных эмоций приводят к психосоматическим проявлениям.
Таблица «Помоги себе сам»
(4 мин)
Участникам предлагаются таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи — аффирмации (позитивных утверждений).
Ведущий. Обратите внимание на таблицу психосоматических проявлений, где представлено описание психологических причин болезни, указан орган, на котором отражается данное заболевание, и рекомендован способ самопомощи — аффирмации.
Чтобы сохранить психическое здоровье, творческую активность и осознать свое «Я», важно правильно расставлять акценты на социально-значимые роли.
Упражнение «Распредели по порядку» (2 мин)
Задача: донести до участников важность умения переключать социальные роли для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознания своего «Я».
Я предлагаю вам распределить по степени значимости следующий перечень:
— дети;
— работа;
— муж;
— я;
— друзья;
— родственники.
Каждый из вас выделил для себя наиболее значимые социальные роли, осознав свое «Я», сохранив при этом психическое здоровье.
Упражнение «Чемодан педагогических ресурсов»
(6 мин)
Ведущий. Один из распространенных стереотипов житейской психогигиены — представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления служат наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, поскольку у большинства людей есть не более 1—2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или настроения самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Я предлагаю вам собрать чемодан педагогических ресурсов, т.е. то, что помогает восстанавливать жизненные силы и энергию.
На экране слайд с изображением чемодана. Участники тренинга передают друг другу импровизированный чемодан и сообщают о том, как они восстанавливают энергетический баланс после напряженной работы.
Вот мы и собрали чемодан педагогических ресурсов. Каждый для себя возьмет что-то полезное и интересное для восстановления энергетического потенциала.
Рекомендации
(2 мин)
Ведущий. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.
Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
Если у вас нарушен сон, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, поскольку вода издавна служит мощным энергетическим проводником.
Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! А для поднятия уверенности в себе и хорошего настроения, разрешите подарить вам весенние цветы с маленькими правилами здоровой жизни.
Всем участникам вручаются импровизированные цветы с маленькими правилами здоровой жизни на каждом лепестке:
— выстраивайте гармоничные отношения с окружающими;
— оставляйте негатив «за бортом»;
— закаляйтесь;
— откажитесь от вредных привычек;
— ставьте долгосрочные цели;
— будьте активны в течение дня;
— не поддавайтесь негативу и отрицательным эмоциям;
— пейте много жидкости. Лучше чистую воду;
— занимайтесь самообразованием.
Уважаемые руководители, приятно было с вами общаться. И мне хочется вам пожелать, чтобы работа приносила радость и позитив! Удачного дня!
Литература
Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб., 2004.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2003.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
Майер А.А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования. От профилактики к саморазвитию. М., 2015.
Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учеб. пособие. М., 2002.
Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей. Волгоград, 2011.
Фопель К. Психологические группы. Рабочие мат-лы для ведущего: Практ. пособие. М., 2000.
Шепель В.М. Как жить долго и радостно. М., 2006.
Мария Кларк
Комплаенс
Мария Кларк
Соответствие
Стресс на работе настолько распространен, что более 75% сотрудников испытывают эмоциональное выгорание. Это примерно такой же процент людей, которые испытывают ежедневный стресс в целом, иногда или часто.
через Гэллап
Даже если вы любите свою работу, в какой-то момент вы, вероятно, испытаете этот связанный с работой стресс. Когда люди не справляются с этим, возникают негативные последствия как для сотрудников, так и для их компании.
91% людей говорят, что отсутствие контроля негативно влияет на их работу. Организации заметят снижение производительности и в конечном итоге потеряют персонал.
Чтобы предотвратить эти последствия, сотрудники должны знать, как управлять выгоранием и предотвращать его. В конце концов они неизбежно столкнутся со стрессом. Но в зависимости от того, как они справляются со стрессом, они могут уберечь себя от выгорания.
Так как же люди могут предотвратить это с собой?
Работодатели должны проводить обучение по предотвращению эмоционального выгорания. Это не только поможет психическому здоровью сотрудников, но и должно быть взаимным интересом для HR и руководства. Поскольку высокий уровень выгорания снижает производительность труда и текучесть кадров, работодатели также получают выгоду от эффективной программы обучения.
Теперь возникает вопрос, что должно включать обучение по предотвращению эмоционального выгорания? Если вы не уверены, вы пришли в нужное место.
Recognize The Problem
Keep Track of Stressors
Balance Work and Personal Life
Take Advantage of Time Off and Benefits
Utilize Услуги по управлению стрессом
Подход HR и управление
Заключение
Первым шагом в предотвращении выгорания является обучение тому, как распознать, что проблема в нем. Как я уже сказал, это почти гарантия того, что люди иногда будут сталкиваться со стрессом на работе. Неспособность справиться с этим может усугубить ситуацию, что приведет к выгоранию.
Всемирная организация здравоохранения считает выгорание профессиональным явлением, возникающим в результате стресса на рабочем месте и эмоционального истощения. Поскольку эта проблема напрямую связана с чьей-то работой, людям необходимо сначала понять, является ли работа причиной их стресса. Оттуда они могут предпринять следующие шаги для предотвращения.
Сотрудникам полезно отслеживать факторы стресса. Это помогает определить, является ли работа основным способствующим фактором.
через Raconteur
Определяя факторы стресса, люди знают, какие области работы требуют внимания, чтобы их выгорание уменьшилось. Если сотрудник контролирует эту область, он может найти решение самостоятельно. Или им может понадобиться помощь отдела кадров или руководства, чтобы смягчить источник проблемы.
По крайней мере, это облегчает поиск методов самопомощи для решения любых непреодолимых рабочих проблем. Всегда могут быть части работы, которые кто-то не может контролировать, и, к сожалению, это может вызвать эмоциональное истощение и беспокойство.
Но знание причины означает, что человек может использовать средства ухода за собой, чтобы уменьшить долгосрочный эффект.
Как сотрудник отдела кадров или менеджеров, вы можете даже предложить методы самообслуживания в рамках этого обучения. Различные привычки в отношении здоровья могут быть более эффективными для облегчения бремени на работе. Таким образом, обучение сотрудников тому, какие действия могут уменьшить стрессоры, сделает их более эффективными, когда они будут пытаться отслеживать и управлять своим выгоранием.
В тренингах по предотвращению эмоционального выгорания необходимо подчеркнуть, что сотрудники не должны позволять работе завладевать их жизнью.
Как менеджер, я знаю, что вы можете подумать. Вам нужны преданные своему делу сотрудники, которые будут в первую очередь сосредотачиваться на своей работе, когда приходят на работу каждый день. Но я не говорю, что вы должны давать сотрудникам возможность бездельничать.
Скорее, вам нужно поощрять их устанавливать границы между работой и личной жизнью. Это особенно важно после начала пандемии COVID-19.пандемия. Поскольку все больше компаний предлагают удаленные или гибридные роли, у сотрудников возникают проблемы с этими границами.
Сначала были опасения, что люди будут менее эффективны, если будут работать из дома. Но оказалось, что все наоборот. 37% людей стали работать больше часов с начала пандемии. Поскольку их работа происходит в том же пространстве, что и их личная жизнь, их может быть трудно разделить.
Между офисом и домом нет физического расстояния, поэтому многие люди продолжали работать даже после того, как обычно заканчивали работу. 22% говорят, что их самая большая проблема с удаленным доступом — отключиться после работы.
через буфер
Это может стать более серьезной проблемой, если это перерастет в трудоголизм. Этот термин относится к модели привыкания к работе. Трудоголики испытывают принуждение к работе, потому что им кажется, что они «должны быть».
По мере того, как работа начинает занимать жизнь этих сотрудников, у них будет меньше времени для личных развлечений. Затем они начинают испытывать недостаток удовлетворения от работы и жизни. Но поощряя их устанавливать границы, они будут чувствовать меньше необходимости выполнять задачи в нерабочее время.
И вам это тоже выгодно. Когда у людей есть четкие границы между работой и домом, они будут чувствовать себя более склонными сосредотачиваться на своей работе, когда приходят каждый день. Они не будут отвлекаться на личную жизнь, так как у них достаточно времени для этого вне работы.
Частично установление этих границ означает использование предоставленного отпуска и преимуществ. Тем не менее, более половины американцев не используют все свое отпускное время.
Как работодатель вы обязаны доводить до сотрудников важность использования этих льгот. Сотрудники говорят, что оплачиваемый отпуск снижает выгорание. Руководители признают, что это правда, так как 84 % сказали, что они видят повышение производительности после того, как люди делают перерывы.
Из-за этого часть тренинга по предотвращению эмоционального выгорания должна включать поощрение таких перерывов. Объясните сотрудникам, что они помогают установить границы для работы и личной жизни. Это дает людям время перезарядиться, чтобы они могли вернуться с продуктивным мышлением.
Некоторые компании предлагают другие преимущества для облегчения выгорания, помимо отпуска, например…
Но эти предложения должны быть подчеркнуты командами, чтобы они могли предотвратить выгорание. Упражнения, ресурсы для здоровья и свободное время — вот лишь несколько способов, с помощью которых люди могут уменьшить стресс.
Некоторые другие ресурсы, которые предлагают компании, — это услуги по управлению стрессом. Это могут быть клинические ресурсы, службы поддержки равных или просто статьи и информация о психическом здоровье.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, программы укрепления здоровья на рабочем месте имеют успех. CDC перечисляет несколько компаний, в том числе Certified Angus Beef, которые предлагают такие программы помощи.
через CDC
Первый шаг — предложить их менеджерам, но они также должны поощрять участие в этих программах.
Многие люди не знают, как получить поддержку психического здоровья с 39% говорят, что не знают, как получить доступ к услугам. Это затрудняет предотвращение эмоционального выгорания, если люди даже не знают, куда обратиться за помощью.
Для компаний, которые предлагают эти услуги, обязательной частью тренинга по предотвращению выгорания является информирование сотрудников о том, как получить к ним доступ. Это побудит их использовать ресурсы, чтобы они могли лучше справляться со стрессом на рабочем месте.
Когда ничего не помогает сотрудникам предотвратить выгорание, они должны знать, что могут обратиться в отдел кадров или к руководству. Если они не знают, как предотвратить это, даже выполняя обучающие шаги, которые вы им уже дали, им нужна ваша поддержка.
Если они сообщат вам о своих проблемах, вы можете помочь им найти другие решения. Может быть больше преимуществ или ресурсов, которые вы можете предоставить, чтобы справиться с причиной их выгорания.
Призывая их обратиться к вам с вопросами об их психическом здоровье, вы доказываете, что вы заботитесь об устранении их трудностей. Простое знание того, что они могут приблизиться к вам, может уменьшить это выгорание. Люди, которые полностью согласны с тем, что их менеджеры поддерживают их, на 70% реже чувствуют себя постоянно выгорающими.
Почти каждый в какой-то момент испытывает стресс, особенно на работе. Это по-прежнему вероятно даже для тех, кто любит свою работу.
Если люди не справляются со стрессом на рабочем месте, он может выйти из-под контроля и повлиять на них и их компании в долгосрочной перспективе. Выгорание вредит производительности и удовлетворенности работой. Это стоит организациям денег и заставляет людей увольняться с работы.
Чтобы избежать этих последствий, работодатели должны серьезно относиться к обучению по предотвращению эмоционального выгорания. Это включает в себя обучение персонала тому, как распознать проблему, и поощрение их к принятию оптимальных мер для улучшения психического здоровья. Таким образом, снижается вероятность того, что выгорание будет преследовать их каждый день, когда они приходят на работу.
Метки: Выгорание, Обучение выгоранию, Электронное обучение
Лидерство
Стив Дион3 минуты чтения
Поскольку более половины всех сотрудников страдают от выгорания, многие работники начинают новый год с нездоровым уровнем стресса, беспокойства и депрессии. Из-за бессонницы, растущих проблем со здоровьем и натянутых отношений страдает продуктивность. Кроме того, организации сталкиваются с рекордно высокой текучестью кадров, неспособностью нанимать новые таланты и низкой эффективностью бизнеса.
Всемирная организация здравоохранения классифицирует эмоциональное выгорание как профессиональное явление, возникающее в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Характеризуется:
В 2022 году процветать будут те организации, которые приложат согласованные усилия, чтобы остановить эпидемию эмоционального выгорания и разработать долгосрочный план устойчивого управления талантами.
Как специалисты по развитию талантов могут внести свой вклад в инициативу «Остановить выгорание»?
Во-первых, им нужно понять, что это такое и откуда оно берется. Они должны признать (и убедить руководство), что выгорание реально, и оно влияет на конечный результат. Это не просто болезнь немотивированных сотрудников, ведущих активную личную жизнь. Программы, политика и люди вашей организации создают условия, которые способствуют выгоранию или помогают предотвратить его.
Далее им нужно определить что напрямую вызывает выгорание и как уменьшить его.
Согласование работы и личной жизни и выгорание
В условиях постпандемического гибридного рабочего места и мира Великой отставки создание новых способов согласования работы и жизни является важнейшей задачей работодателя. Это также ключ к борьбе с выгоранием.
Время, когда сотрудникам приходилось придумывать, как совмещать дуэль требований работы и жизни, прошло. Работодатели, которые играют активную роль в оказании помощи сотрудникам в достижении положительного баланса между работой и личной жизнью, добьются наибольшего успеха в удержании и привлечении своих сотрудников.
Исследование за исследованием показывают, что сотрудники хотят большей гибкости и без колебаний меняют работу, чтобы добиться этого. Обеспечить гибкость рабочего места непросто. Каждый сотрудник имеет собственное определение гибкости и приходит на работу со своими уникальными потребностями в согласовании работы и личной жизни.
За последний год (и даже за последнее десятилетие) некоторые работодатели пытались удовлетворить потребности своих сотрудников. Принятие программ оздоровления, создание гибких рабочих политик или другие корпоративные знаки доброй воли — отличное начало. но этого не достаточно.
Недостающий ингредиент
Руководитель сотрудника часто является самым важным и недоиспользуемым ресурсом в организации. Менеджеры являются привратниками — или промоутерами — инновационной политики благосостояния. Во многих случаях им остается интерпретировать пункт о «усмотрении менеджеров» и создавать или препятствовать среде, которая сигнализирует сотрудникам о том, что использовать эти привилегии безопасно.
Исследование, проведенное докторами Эллен Эрнст Коссек и докторами Лесли Хаммер, показывает, что способность сотрудника совмещать свои рабочие и личные обязанности зависит от того, в какой степени менеджеры по персоналу демонстрируют четыре конкретных типа поведения. В сотрудничестве с Kossek и Hammer мы воплотили эти модели поведения в следующую модель:
1. Подключить: Сделайте так, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно. Поговорите с ними об их конфликтах между работой и личными обязанностями.
2. Ответить: Эффективно работать с сотрудниками над творческим решением конфликтов между работой и личными обязанностями.
3. Переосмыслить: Организовать работу в своем отделе или группе на совместную пользу сотрудников и организации.
4. Модель: Демонстрировать эффективное поведение, позволяющее совмещать работу и личные обязанности.
Исследование Коссека и Хаммера также показывает, что менеджеры, которые постоянно демонстрируют такое поведение, положительно влияют на вовлеченность, удержание и благополучие сотрудников.
Проблема
Возможно, ваши менеджеры думают, что они поддерживают вас. Вот что они вам скажут. Тем не менее, исследование Коссека и Хаммера выявило разрыв в 50 % между мнением менеджеров о том, что они поддерживают баланс между работой и личной жизнью, и восприятием сотрудников.
Как вы устраняете этот пробел в восприятии ваших менеджеров?
Решение для обучения менеджменту
Вам не нужен грандиозный жест, чтобы добиться больших результатов. Все, что нужно, чтобы начать программу согласования работы и личной жизни, — это простая обучающая инициатива, в которой участвуют ваши непосредственные менеджеры.