Похожие презентации:
Жизнь и творчество Высоцкого (11 класс)
Студия союз. Угадай мелодию
Угадай песню по картинке
Есть ли у симфонии будущее
Угадай мелодию
Виды оркестров
Угадай мелодию
Стиль в музыке и музыкальные жанры
Инструменты симфонического оркестра
Классическая музыка
Урок по сольфеджио
для 1 класса
Ворсиной Т.В.
Тональность
До- мажор
Основные понятия:
Гамма.
Ступени.
Тоника.
Тональность. Тональность До
мажор.
Устойчивые
и неустойчивые ступени.
Разрешение.
Гамма. Ступени.
Гамма – это расположение звуков друг за другом, по
порядку, вверх или вниз от тоники до ее повторения.
Звуки, из которых состоит гамма, называются
ступенями. Их семь.
Ступени обозначаются римскими цифрами.
Тоника.
Тоника – главный, опорный, самый сильный звук
лада. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.
English Русский Правила
Тональностью называется высотное положение лада*.
*лад-совокупность звуков, которые на основе родства (связей) между ними объединены в систему, имеющую тонику.
Название тональности состоит из двух частей — обозначения тоники и обозначения лада, например:
Для краткости и удобности мажорные тональности можно обозначать тоникой с заглавной буквы, то есть не «до мажор», а «До», не «G-dur», a «G». Минорные тональности, соответственно, обозначаются тоникой с маленькой буквы: ми минор-ми, cis-moll- cis и т.д..
Независимо от того, какой звук взят в качестве тоники, внутреннее строение всех мажорных тональностей всегда одинаково, а именно:
Для создания таких соотношений во всех тональностях мажора, кроме тональности До, требуется то или иное количество измененных ступеней, т. е. такое же количество знаков альтерации:
3наки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности натурального мажора, выносятся к ключу, стоящему в начале нотного стана. Такие знаки, как известно, называются ключевыми.Ключевые знаки всегда однородны, только диезы или только бемоли. В связи с этим тональности разделяются на диезные и бемольные. Диезы и бемоли при ключе всегда пишутся в определенном порядке*. Число ключевых знаков практически не бывает больше семи. При этом и семь знаков в ключе встречаются редко.
*порядок всех диезов: фа♯, до♯, соль♯, ре♯, ля♯, ми♯, си♯.Например, в тональности ля мажор- 3 диеза, поэтому ключевые знаки будут писаться в порядке фа♯, до♯, соль♯.
Порядок бемолей выглядит с точностью наоборот: си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭, до♭, фа♭. Например, в тональности ми♭ минор- 3 бемоля, и ключевые знаки будут написаны в порядке си♭, ми♭, ля♭.
Как известно, существует 15 употребительных тональностей мажорного лада. В соответствии с параллелизмом мажора и минора есть также 15 одинаково построенных тональностей минорного лада.
Тональности мажора:
Минорные тональности:
Параллельные тональности- это мажорная и минорная тональность, которые имеют в натуральном виде одинаковый звуковой состав, одинаковые ключевые знаки, но разные тоники.
Параллельные тональности находятся друг от друга на расстоянии малой терции (расстояние измеряется от тоники до тоники):
Для удобства нахождения ключевых знаков той или иной тональности можно пользоваться кварто-квинтовым кругом ( в левую сторону тональности расположены по квартам, в право- по квинтам):
Сначала стоит вспомнить что такое энгармонизм. Энгармонизмом или энгармоническим равенством называется равенство звуков по высоте при различном их значении и написании. Проще говоря это обозначение одного и того же звука разными названиями. Например, фа диез = соль бемоль, также фа диез= ми дубль диез.
При энгармоническом равенстве диезные тональности заменяются бемольными и, наоборот, бемольные тональности — диезными. Сумма ключевых знаков энгармонически равных тональностей равна 12 :
Поэтому для определения количества знаков данной тональности нужно вычесть из 12 число знаков той тональности, которая ей энгармонически равна (12-5=7, 12-6=6‚ 12-7=5).
Гамма до мажор состоит из следующих нот: 004
В блокноте 7 различных заметок. шкала. При игре гаммы первая нота обычно повторяется в конце на октаву выше. В данном случае это нота C. Она как бы «закругляет» гамму и делает ее звучание завершенным. (Если бы он заканчивался на В, это звучало бы так, будто весы висят в воздухе!) Поэтому иногда в примерах и на диаграммах будет включаться окончательная С, в зависимости от ситуации.
Вот как это звучит:
Каждая нота имеет свое собственное положение в гамме. Например, F — это четвертая нота, или градус гаммы. В таблице ниже показано положение каждой ноты в гамме:
Гамма до мажор не содержит диезов и бемолей. Другими словами, ни в одной из его нот нет случайностей, таких как Ab или F#. Все ноты натуральные.
Каждая мажорная гамма имеет уникальное количество диезов или бемолей. На это указывает в начале музыкального произведения, сразу после ключа, музыкальный символ, называемый 9.0021 ключевая подпись (и обычно повторяется в каждой новой музыкальной строке после этого). Гамма до мажор – единственная мажорная гамма без диезов или бемолей; следовательно, ключевая подпись вообще не требуется. Это отсутствие тональности — один из самых простых способов определить музыку в тональности до мажор.
Гамму до мажор проще всего визуализировать на клавиатуре фортепиано, поскольку она состоит только из белых клавиш. Вот как это выглядит, охватывая одну октаву (показано с названиями нот):
Вот это с номерами ступеней гаммы:
Обратите внимание на уникальный мажорный лад: Целое, целое, половина; целый, целый, целый, половина.
Все шкалы бесконечны – они бесконечны в обоих направлениях. На приведенных выше диаграммах показана шкала на одну октаву, но имейте в виду, что этот же образец повторяется на всей клавиатуре.
Хорошо, теперь посмотрим, как это выглядит в нотной записи. В следующих примерах показана до мажор во всех четырех наиболее часто используемых ключах — скрипичном, басовом, альтовом и теноровом:
Обратите внимание, что ни одна из нот не имеет перед собой ни бемолей, ни диезов. Вот почему до мажор не нуждается в ключевой подписи, как мы упоминали ранее.
Остальные примеры нотной записи в этом уроке будут показаны для скрипичного ключа, но все примеры приведены для остальных 3 ключей в конце урока.
Пример ниже показывает гамму C с названиями нот и градусами гаммы, помеченными:
А вот пример, отображающий уникальный образец гаммы еще раз, на этот раз в письменной форме:
«Сольфеджио» — это музыкальная система, которая присваивает определенные слоги каждой ступени гаммы, чтобы мы могли петь ноты гаммы и изучать особое звучание каждой из них. Это действительно отличный способ тренировать свои уши, чтобы понимать, что вы слышите!
Вот таблица, показывающая слоги сольфеджио для каждой ноты в гамме до мажор:
Вот слоги сольфеджио, показанные на фортепиано:
И в нотной записи:
Все мажорные гаммы можно разделить пополам, на два мажорных тетрахорда (сегмент из 4 нот с паттерном 2-2-1, или целый шаг, целый шаг, полушаг). Гораздо легче запомнить паттерны из 4 нот, чем паттерны из 7 или 8 нот, поэтому разбить его на две части может быть очень полезно.
Нижний тетрахорд до мажор состоит из нот C , D , E , F .
Верхний тетрахорд состоит из нот G , А , Б , С .
Эти два сегмента по 4 ноты соединены целым шагом посередине.
Полезно увидеть это на диаграмме фортепиано:
Здесь это отображается в нотах:
В традиционной гармонии каждой ступени гаммы присваиваются специальные имена. Эти названия используются во многих учебниках по гармонии, так что их полезно знать.
Вот таблица названий ступеней гаммы до мажор:
И в нотной записи:
Наконец, вот диаграмма, показывающая номера ступеней ладов, слоги сольфеджио и традиционные названия ступеней ладов, все в одном. Это должно прояснить взаимосвязь между всеми этими вещами:
Как и было обещано, вот все письменные примеры из этого урока в других 3 ключах, начиная с басового ключа:
Вот все примеры нотации для альта (для всех альтистов):
Последний набор примеров для тенорового ключа:
Проверьте свои знания этого урока с помощью следующей викторины:
Автор изображения:
Практика делает совершенным. от Jukie Bot © CC by 2.0, 2013
ГЛАВНАЯ
О НАС
ЭПИЗОДЫ
СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ
ПОЖЕРТВОВАТЬ
ВЕДУЩИЕ – Джереми Бернс, Мэтью Скотт Филлипс
ТИП – Тренировка слуха
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – 82:24
МУЗЫКА НА БАМПЕР – “Tabula Rasa” (Мэттью Скотт Филлипс)
9 0002 Сольфеджио веками использовалось, чтобы помочь вокалистам и студентам-музыкантам познакомиться с гласными звуками. с определенными примечаниями. В этом выпуске мы обсудим сольфеджио в мажорном, минорном и хроматическом аспектах. Мы также рассмотрим два разных вида сольфеджио («фиксированное до» и «подвижное до») и преимущества этих систем. Наконец, мы обратимся к жестам Карвена и попробуем выполнить некоторые упражнения, которые могут оказаться для вас полезными.СОЛЬФЕЖЕ — от итальянского слова «сольфеджио», это практика присвоения гласных звуков (вместо чисел) ступеням гаммы.
ФИКСИРОВАННАЯ DO- В этой системе DO начинается с гаммы до мажор. Все ноты сохраняют свои эквивалентные части гласного звука, независимо от тональности. DO=C, всегда. SO=G, всегда.
ПЕРЕМЕЩАЕМЫЙ DO- В этой системе DO начинает любую мажорную гамму. DO всегда будет тоникой, независимо от тональности. DO=C, до мажор. DO=G, соль мажор.
СИСТЕМА ЧИСЛОВ. В этой системе числовой порядок соответствует градусам шкалы. До мажор, C=1, D=2, E=3… и так далее. Эта система транспонируемая. Следовательно, в соль мажоре G=1, A=2, B=3… и так далее.
ЗНАКИ РУКИ CURWEN — это набор жестов и положений рук, которые связаны с их дополнительными гласными звуками в сольфеджио.
-Когда мы используем СОЛФЕЖЕ, мы присваиваем гласные звуки и слоги нотам гаммы, будь то мажор, минор или хроматика.
-Ниже у нас есть пример сольфеджио до мажор. См. СИСТЕМУ ЧИСЛОВ вверху и СОЛЬФЕЖЕ внизу.
-В случае ДВИГАЕМОГО ДО слог «ДО» представляет ступень звукоряда 1. Неважно, в какой тональности вы находитесь. Ниже мы видим, что в случае ДВИЖУЩЕГО ДО, «ДО» является транспонируемым. DO – 1 ступень гаммы до мажор. Точно так же DO – это ступень 1 соль мажор внизу.
– В случае FIXED DO слог «DO» представляет ступень 1 гаммы только в тональности до мажор. Все остальные ключи соответствуют этому шаблону. Ниже мы видим, что в случае ФИКСИРОВАННОГО DO «DO» не является транспонируемым. DO – 1 ступень гаммы до мажор. Тем не менее, DO теперь имеет ступень 4 соль мажор внизу. Также обратите внимание, что в соль мажоре FA теперь FI, потому что эта нота была повышена в новой тональности.
– Эти жесты руками были разработаны Джоном Карвеном в 1800-х годах для установления кинестетической (или физической) связи со слогами и гласными в сольфеджио.
Графический источник: http://nmchoir.weebly.com
– Наиболее важные ступени звукоряда, 1 и 5, относятся к гласным звукам «OH» (DO и SO соответственно).
– Степени шкалы с функцией LEADING TONE обычно относятся к гласным звукам «EE». Степень шкалы 3 (MI) находится на расстоянии 1/2 ступени от 4 и может выполнять функцию ведущего тона при переходе к IV. Истинный ведущий тон, ступень 7 шкалы (TI), также находится на этом гласном звуке.
-Начать просто. Поднимайтесь вверх и вниз по мажорным и минорным гаммам, а затем работайте над своими арпеджио в сольфеджио. Убедитесь, что вы меняете гласные в миноре.
– Испытайте себя, перейдя к 12-нотной хроматической гамме.