Технология клубный час в детском саду – . , – .

Методическая разработка на тему: Технология “Клубный час” в детском саду.

Педагогическая технология социализации дошкольника «Клубный час»

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основная цель – поддержка детской инициативы.

Основные задачи «Клубного часа»:

• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

• развивать умения ориентироваться в пространстве;

• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями

Данную технологию мы используем первый год. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Клубный час мы проводим 1 раз в месяц, практикуем проводить по пятницам. Может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время.

Мы знаем, что каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.

В чём проявляется инициатива?

Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

• свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Они самостоятельно перемещались по всей территории детского сада и самостоятельно организовывали разновозрастное общение по интересам.

– коммуникативная инициатива

Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами

– познавательная инициатива – любознательность

Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.

– творческая инициатива

Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек и т. д. В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей не регламентируют.

• тематический. В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию недельного проекта.

– инициатива как целеполагание и волевое усилие

Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат.

– познавательная инициатива – любознательность

Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.

– коммуникативная инициатива

Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения (потому что); выражают своё мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.

• деятельностный. В основу этого типа «клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, танцы и т. д., в группе – продуктивная деятельность и т. д.

– творческая инициатива

Детям предоставляется право свободного выбора деятельности

– коммуникативная инициатива

Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.

– двигательная инициатива

Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуется на физическую усталость.

• творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.

Во время «Клубного часа» удачно внедряем такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки.

После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе, садятся в«Рефлексивный круг», выкладывают перед собой кружки и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы:

– Где ты был?

– Что тебе запомнилось?

– Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?

– Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?

– Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

После проведения каждого мероприятия мы с воспитателями обмениваемся мнениями:

– что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

– как реагировали дети, когда к ним приходили гости;

– соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

– на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.

Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:

– дети познакомились с большинством детей сада;

– освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;

– дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие;

– дети стали отзывчивее друг к другу;

– дисциплинирует детей;

– способны к саморегуляции своего поведения;

– способны осуществлять самооценку своих действий.

«Клубный час»

Тип «Клубного часа»:  деятельностный

Предварительная работа среди родителей:

– информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это повлияет на детей;

– каким образом будет обеспечена безопасность детей;

– предоставить возможность родителям самим принимать участие в работе «Клубного часа» («Мастер-класс»)

Предварительная работа среди педагогов:

– разработать творческой группой ДОУ перспективный план «Клубного часа» на 1 год с определённой периодичностью проведения 1 раз в две недели;

Цель:

 Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения.

Задачи:

– воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

– учить детей ориентироваться в пространстве;

– воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

– формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

– формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

– учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

План мероприятий:

1. Организационный момент: (обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится)

2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее, и по звонку колокольчика возвращение в группу).

3. Итог.  После проведения мероприятия «Клубного часа» на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнениями.

Тип

Место проведения

Студии “Клубного часа”

Руководитель

1

Деятельностный

Группа “Долматинцы”

“Почемучки”

(опытно – экспериментальная деятельность : опыты с воздухом, магнитом, водой и т.д.)

Кострикова

О. В.

2

Деятельностный

Музыкальный зал

“Музыкальная гостиная”

(разминка, логоритмика, игры на муз.инструментах)

Чуркина

Г.В.

3

Деятельностный

Группа

“Бабочки”

“Студия творчества”

(продуктивная деятельность)

Герасимовская

Т.С.

4

Деятельностный

Физкультурный зал

Фитнес-студия

“Задоринки”

(дыхательная гимнастика, игры, соревнования)

Леготина

И.В.

5

Деятельностный

Группа

“Ромашки”

“В гостях у доброй сказки”

(театрализованная деятельность)

Сухарькова

Н.М.

nsportal.ru

Консультация на тему: Использование технологии «Клубный час» для эффективной социализации дошкольников

Использование технологии «Клубный час» для эффективной социализации дошкольников

Педагоги нашего детского сада считают важным направлением своей деятельности развитие у дошкольников таких качеств как: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность. Для этого в нашем детском саду активно изучаются, апробируются и применяются современные развивающие технологии. Одной из них является педагогическая технология «Клубный час».

Педагогическая технология  «Клубный час» – это технология успешной социализации дошкольников, которую наш детский сад использует в своей работе первый год. Данную технологию социализации ребенка в ДОУ разработали сотрудники Института социологии РАН (в частности, старший научный сотрудник Наталья Петровна Гришаева).

 «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила. В процессе него дети включаются в различные виды деятельности, которые организуют педагоги ДОУ. Причём, чем заняться, дети выбирают сами. По звонку колокольчика дошкольники возвращаются в группу.

Основная цель – поддержка детской инициативы.

Задачи Клубного часа:

• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

• учить планировать свои действия и оценивать их результаты;

• воспитывать дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим;

• формировать умение вежливо выражать просьбу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

• формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, самостоятельно находить для этого речевые средства;

• учить решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

• поощрять попытки осознанно делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями;

• помогать приобретать жизненный опыт, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции;

• учить ориентироваться в пространстве, пользоваться план-схемой;

• формировать навыки ЗОЖ.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

— свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;

— тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Кабинеты, залы, холлы, прогулочные веранды детского сада оформляются в соответствующей тематике. С учётом темы клубного часа участники подготавливают и необходимое оборудование.

— деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.

— творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.

Клубный час может проводиться 1 раз в месяц в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам во второй половине дня.

Предварительная работа

Чтобы организовать клубный час, необходимо провести предварительную работу. Педагоги изучают теоретические основы социально-коммуникативного развития детей. Подбирают соответствующую методическую литературу. Просматривают вместе видеозаписи из опыта работы, как проводят клубный час другие педагоги. Обсуждают план предстоящего мероприятия, привлекая всех сотрудников детского сада.

Затем на собрании в группе воспитатель рассказывает родителям о цели, особенностях проведения клубного часа в детском саду. Главный акцент следует сделать на то, как дети должны себя вести во время мероприятия, какие предусмотрены «штрафные санкции» за нарушение правил поведения. Совместно обсуждаются общие организационные и содержательные моменты.

Далее воспитатель организует работу с детьми в группе. Повторяет с ними правила поведения во время клубного часа, оформляет памятки.

Правила поведения во время Клубного часа

• Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «до свидания», когда уходишь.

• Если взял поиграть игрушку, положи ее на место, когда уходишь.

• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

• Помогай проводить занятие во время «клубного часа».

• Говори и ходи спокойно.

• Возвращайся в группу по сигналу звонка.

• Если не хочешь ходить в другие группы, можно остаться в своей группе.

• Если устал, можешь вернуться в свою группу.

Воспитатель вместе с  дошкольниками изготавливает специальные сумочки. В них дети складывают жетоны и блокноты для записей. Жетоны, лежащие в сумочке у каждого ребёнка, являются расчётным материалом. Если дети нарушают правила поведения, контролирующие взрослые забирают у них жетоны: когда ребенок первый раз нарушил правила – один жетон, второй раз – второй жетон и лишают ребёнка участия в следующем клубном часе, третий раз – третий жетон и лишают ребёнка участия в двух последующих клубных часах.

Проведение клубного часа

В клубном часе участвуют дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Во вступительной части воспитатель раздаёт планы-схемы с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками.

По сигналу колокольчика дети выходят из группы, свободно передвигаются по помещениям, заходят в любые, интересные для них места, отмеченные условным изображением, где для них организована образовательная деятельность.

Каждый ребёнок посещает те места, которые захочет, с учётом отведенного времени. В разных помещениях ДОУ организованы различные виды деятельности. Дошкольники сами выбирают себе занятие по интересам. Выбор их ограничен только временем.  

Так, например, в старшей группе дети выполняли коллективную работу по аппликации «Корзина с весенними цветами».  В средне-младшей группе была организована образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений, в ходе которой для дошкольников была создана игровая ситуация «Прилетели бабочки».

Во время «Клубного часа» мы удачно внедряем такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки. Помогают воспитателю одевать малышей на прогулку.

Через час по повторному сигналу колокольчика они возвращаются обратно. После возвращения в группу дети садятся с воспитателем в круг на ковре и обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали. Во время обсуждения звучит спокойная музыка. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и ждали своей очереди, чтобы поделиться впечатлениями. Особое внимание он обращает на то, как дети вели себя, нарушали ли правила. В заключение воспитатель приглашает дошкольников на следующий клубный час, чтобы узнать ещё что-то новое. Тема следующего клубного часа может определяться по желанию дошкольников.

После проведения «Клубного часа» педагоги обмениваются мнениями: что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей; как реагировали дети, когда к ним приходили гости; соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты; на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:

– дети стали более открытыми и свободными в общении с детьми других возрастных групп и педагогами;

– осваивают нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;

– дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие;

– дошкольники стали отзывчивее друг к другу;

– стеснительные дошкольники стали более активными и смелыми в общении, гиперактивные – уравновешенными и рассудительными;

– способны к саморегуляции своего поведения;

– способны осуществлять самооценку своих действий.

Таким образом, с помощью технологии «Клубный час» педагоги создают атмосферу, в которой дошкольники учатся общаться, устанавливают дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействуют со взрослыми.

nsportal.ru

Статья (подготовительная группа) на тему: Педагогическая технология “Клубный час!

Педагогическая технология «Клубный час»

воспитатель Антипова Лариса Георгиевна

МБДОУ «Филимоновский детский сад»

 Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. С введением федерального образовательного стандарта дошкольного образования и вступлением его в силу с 01 января 2014 года научные авторские коллективы разрабатывают примерные общеобразовательные программы и парциальные программы по всем направлениям развития дошкольников. В настоящее время идет поиск педагогических инновационных технологий в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Широкое распространение получает метод проектов в работе с дошкольниками.  В работе с дошкольниками широко используется опытно-экспериментальная и поисково-исследовательская деятельность . Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача        социально-коммуникативного развития.

      Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Старшим научным сотрудником института социологии РАН Гришаевой Н.П. разработан и применяется педагогический опыт «Эффективная социализация ребенка в образовательном комплексе». Предлагаемая система социализации дошкольника включает девять технологий, в том числе и «Клубный час».

     Исследователи отмечают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Одним из способов реализации этой задачи служит педагогическая технология «Клубный час».

     В нашем детском саду,  впервые,  этот метод начал свое существование в подготовительной к школе группе. Воспитатели и специалисты детского сада проработали материал по этой теме и организовали «Клубный час», учитывая специфику возраста детей, то, что в группе есть дети с ОВЗ,  условия в первом корпусе детского сада.

    Была продуманна и четко поставлена цель «Клубного часа»:

  •  воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • обучение ориентировки в пространстве;
  • способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • развитие стремлений  детей, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
  • поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
  • приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

      Технология «Клубного часа» в нашем детском саду идет по типу «Деятельностный», то есть, в основе лежит самоопределение каждого ребенка, в выборе видов деятельности.

      Периодичность «Клубного часа»  раз в неделю, по вторникам.

 Перед тем как начать проводить это мероприятие, педагоги детского сада встречались за круглым столом и несколько раз обсуждали ведущие мероприятия  в рамках «Клубного часа». Тех, кого это заинтересовало, предложили собственное участие, а кому было неинтересно, просто «отсеялись» Вот  ,что из этого получилось:

  • старший воспитатель – игра в шашки  в кабинете,
  • музыкальный работник  – занятия с музыкальными инструментами в зале или в кабинете,
  • инструктор по физическому воспитанию – подвижные игры, батуты и  упражнения со спортивным инвентарем  в спортивном зале,
  • учитель – логопед  – смысловые картинки, схемы , в кабинете,
  • воспитатель – рисование на камешках, акриловыми красками в приемной
  • помощник воспитателя – вышивание в кабинете кастелянши,
  • родители – плетение бисером, в группе,
  • родители – новая технология работы с пластилином «пластилиновые жгутики», в группе.

       Накануне, воспитатель объяснила детям, что в помещении детского сада , будут открыты определенные  места и чем там можно детям заниматься. Было сказано, что перемещаться можно по всему корпусу детского сада. Со второго на первый этаж. На дверях, будут развешаны стикеры , из которых станет понятно, чем можно заниматься, именно в этом кабинете или зале. Для того чтобы точно знать время, будет звонить колокольчик, по этому сигналу можно самостоятельно идти, туда, где вам хочется чем – то заняться, по истечения часа, опять зазвонит колокольчик, это сигнал, что надо вернуться в группу. Была проведена экскурсия, по детскому саду, где дети уже на этом этапе определялись, кто,  куда хочет пойти. Было много  желаний у каждого, перед детьми  стоял определенный выбор.

      В группе дети сами составили правила поведения на «Клубном часе», в виде знаков воспитатель оформил нормы и правила поведения, получилось:

  • Нельзя быстро спускаться по лестнице, будь аккуратнее.
  • Говори спокойно.
  • Ходи спокойно, нельзя толкаться во время движения по коридору и лестнице.
  • Говори «Здравствуйте» и «До свиданья».
  • Внимательно слушай  инструкцию.
  • Не сориться и помогать друг другу.

    Каждому ребенку были сделаны зеленые фишки по три штучки, это дает право посещать клубный час  и за нарушения одного из правил, ребенок лишается фишки и если все фишки заберут, то ребенок пропускает «Клубный час». Так же было определено, что если нет желания, то можно остаться в группе. Выбор мест для посещения, время проведения там, каждый ребенок определяет сам. Воспитатель не вмешивается, не ограничивает и не сопровождает ребят.

       На данный момент хочется отметить эмоциональную сторону «Клубного часа».  Дети с нетерпением ждут, когда будет следующий, они заранее планируют,  куда пойдут в  очередной раз, есть дети, которые определились, и им так понравился определенный вид деятельности, например вышивание, что они не хотят идти в другое место. Дети с воодушевлением говорят об этом родителям,  делятся между собой информацией.

       После каждого «Клубного часа», все педагоги и дети садятся в круг,  и обязательно проходит рефлексия.  Я думаю, что если деятельность действительно настолько интересна детям, что благодаря ей они удовлетворяют какую-то из своих актуальных потребностей, то нет необходимости вводить извне какие бы то ни было правила – само по себе желание получить в результате деятельности некоторый общий или хотя бы индивидуальный продукт уже достаточно чётко организует ребёнка. Все необходимые для её осуществления способы, правила порождаются детьми самостоятельно, в процессе взаимодействия с материалом, инструментами, со взрослым, между собой. Это и есть саморегуляция. Важно отметить, что дети с ОВЗ  очень активны, так они учатся «открывать  закрытые двери», за которыми они даже не были.

  Так у дошкольника формируется не только самостоятельность и ответственность за свои поступки, но и умение аргументировать свою точку зрения, планировать свою деятельность и удерживать в голове план. Создаются условия для самовыражения ребенка, повышения его самооценки и самоуважения.  А это крайне необходимо при подготовки детей к школе, а также при формировании учебной мотивации.

  Кроме того, данная технология создает условия для победы ребенка над различными проблемами эмоционально-волевого характера.

nsportal.ru

Статья на тему: Технология «Клубный час»

Технология «Клубный час»

Каждую пятницу в МАДОУ «Сказка» проходит «Клубный час». Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут самостоятельно, без сопровождения взрослых,  в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и, по звонку колокольчика, возвращаются в группу.

Конечно, этому мероприятию предшествует огромная предварительная работа: дети вместе с воспитателем разработали и приняли правила поведения, изучили план детского сада, провели ознакомительные экскурсии в другие возрастные группы,  кабинеты и помещения детского сада. Взрослые подготовили к встрече с детьми различные задания, игры, посильные трудовые поручения.

Основные задачи «Клубного часа» – воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты, поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями,  помогать приобретать жизненный опыт, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения – качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Итак, сначала дети с воспитателем в рефлексивном кругу (круг доверия) вспомнили правила поведения (которые сами разработали и приняли), закрепили план маршрута движения, уточнили, какие группы сегодня открыты для детей (нет карантина), какое количество детей может работать в каждой группе, в помещении, и какая работа в них планируется. Дети самостоятельно выбрали интересующую их группу, отметили на Доске выбора, кто куда хочет отправиться.  Каждый ребенок получил сумку, в которой находились по три жетона красного цвета и карта-схема детского сада. Согласно правилам, взрослые имеют право забрать один жетон, если ребенок грубо нарушит правила (например, за бег по лестнице, по коридору), за три нарушения дети лишаются следующего клубных часа.

По звонку колокольчика дети отправились в удивительное самостоятельное путешествие по детскому саду. Равно час длилась творческая деятельность детей. Кто-то успел посетить несколько групп, кому-то больше понравилось в одной.

 Через час, по сигналу колокольчика, все дети, снова вернулись в свою группу, в рефлексивный круг.

Передавая мячик из рук в руки, дети рассказывали, где были, чем занимались, что узнали нового, что понравилось, какие трудности были и где  бы они хотели побывать следующий раз.

Ребята учились слушать своих товарищей, старались соблюдать правила. Подсчитали жетоны, оказалось, что нарушений нет, все справились на «отлично».

Детям мероприятие очень понравилось и они с нетерпением ждут следующего «Клубного часа».

nsportal.ru

Консультация на тему: Консультация «Клубный Час – что это такое?

Консультация «Клубный Час – что это такое?

Когда и где он проводится? Наверное, там, где есть клубы?

А возможно ли провести его в детском саду?»

Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.  Дети нашего времени живут и развиваются в совершенно новых условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались бы более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях.

«Клубный час» – педагогическая технология, помогающая развитию саморегуляции поведения дошкольников.

Авторами этой технологии являются Н.П. Гришаева и Струкова Л.М. («Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации». Методическое пособие. ФГОС)

Авторы технологии предлагают проводить Клубный Час в детском саду 1 раз в месяц (но не ограничивают в более частом проведении), длительность проведения не менее 1 часа. По желанию педагогов в его проведении могут принимать участие родители.

Задачи, которые решаются в процессе Клубного часа:

 Воспитание у детей самостоятельности и ответственности;

 Формирование умения ориентироваться в пространстве и времени;

 Воспитание дружеских отношений, уважительного отношения к окружающим, благодарного отношения к помощи и знакам внимания;

 Формирование умения проявлять инициативу;

 Обучение умению планировать свои действия и оценивать их результаты.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют: тематику «Клубных часов», желательно составить перспективный тематический план Клубных часов на учебный год. Это необходимо сделать т.к. «Клубный час» может проводиться в различных формах; как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм проведения прогулки или как форма проведения досуга.

В день проведения этого мероприятия дети в течение одного часа перемещаются по зданию ДОУ, соблюдая определенные правила поведения. В данную работу включаются все сотрудники ДОУ, создаются безопасные условия для свободного перемещения дошкольников. Проводится большая подготовительная работа с сотрудниками: выбирается тема и тип Клубного часа, продумывается сценарий, проводится необходимая подготовка атрибутов.

Типы Клубного часа:

«Свободный» Клубный Час, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

«Тематический» Клубный Час, который включен в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».

«Деятельностный» Клубный Час, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е., например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе рисуют, в другой шьют платья куклам т.д.

C детьми групп проводится предварительная работа:

• Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время Клубный час и кто хотел бы на него пойти?»

• Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.

• В-третьих, для свободного Клубного часа, определяются какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.

• В-четвертых, выдается план (карта), что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» клубный час.

Правила поведения детей во время «Клубного часа»

– Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу или уходишь из нее.

– Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда поиграл.

– Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

– Помогай проводить занятие, если оно походит во время Клубного Часа.

– Говори четко, понятно; следи за поставленными звуками; не перебивай товарищей, жди своей очереди высказать мнение.

– Ходи спокойно, уступай дорогу встречным людям.

– Возвращайся в группу по сигналу звонка.

– Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение. Рефлексия:

– где дети были,

– что им запомнилось,

– хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

– планировали ли они перед К.Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

– удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них. Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

Система «Красных кружков»

Каждому ребенку, на время проведения, воспитателем выдается по три красных кружка. Их может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения на «К.Ч.». И если у ребенка не хватает одного или двух кружочков, он должен будет рассказать кто и за что их у него забрал. На рефлексии дети, решают, сможет ли ребенок пойти на следующий К.Ч. или его пропустит.

«Клубный час» с родителями

Безусловно, проведению самого «Клубного часа» с родителями предшествует большая подготовительная работа. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении Клубного часа, а также предлагать новую тематику клубных часов.

Клубные Часы дисциплинируют детей, позволяют установить более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Воспитанники становятся отзывчивее по отношению друг к другу, уменьшаются конфликты во время разных видов деятельности.

Консультацию подготовили воспитатели Смирнова И.В

Горецкая Е.В

nsportal.ru

“Использование технологии “Клубный час” в социализации дошкольника”

МДОУ”Детский сад №5 общеразвивающего вида”

воспитатель: Хаванова Н.С.

Паспорт проекта

Продолжительность проекта: сентябрь2016 года – май 2017года.

Участники проекта:

Актуальность проекта

В современном мире много проблем, с которыми приходится сталкиваться и взрослым, и детям. Как найти эффективные способы разрешения ситуаций, как не стать заложником интриг и мошенничества? Знания, приобретенные в детском саду, школе, безусловно, имеют большое значение, а вот применять эти знания и преломлять под определенные ситуации – это первостепенно.

В настоящее время ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, разрешать проблемы, применять знания на практике. Ребенок становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.

Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.

Развитие саморегуляции – это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. В разнообразных видах деятельности формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Проблема:

Дошкольный период – это время интенсивного развития. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Вопрос о развитии саморегуляции у детей дошкольного возраста, актуален.Изолированность детей во многом связана с риском и страхами родителей за их безопасность. В современном обществе дети дошкольного возраста не гуляют самостоятельно, и, как следствие, не решают разновозрастные конфликты. Детский сад становится единственным местом, где у ребенка есть шанс развить свою самостоятельность. Ребенок не может проявлять ее только при выборе игрушек и продуктов питания. Поэтому основной задачей становится организация дружественного социума на территории ДОУ с целью развития социальных навыков у дошкольников. Жизнь ребенка в детском саду должна быть направлена на развитие его личности во взаимодействии с детьми и взрослыми.

Цель проекта: развитие общения, становление самостоятельности и саморегуляции поведения у детей посредством организации “Клубного часа”.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

  • Развивать стремление выражать свое отношение, вежливо выражать просьбу и благодарить.

  • Поощрять попытки ребенка осознано делиться впечатлениями, решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские и уважительные отношения.

  • Воспитывать самостоятельность и ответственность, приобретать свой жизненный опыт.

Ожидаемые результаты:

Для детей :

  • дети познакомились с большинством детей детского сада;

  • освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;

  • дети умеют коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

  • дети стали отзывчивее друг к другу;

  • способны к саморегуляции своего поведения;

  • способны осуществлять самооценку своих действий.

Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

  • Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса.

  • Повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей.

  • Удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

  • Установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

  • Подбор необходимой литературы.

  • Разработка плана работы «Клубного часа»

  • Разработка цикла мероприятий в рамках «Клубного часа»

  • Создание «Карты путешествий»

    2 этап : Основной

    Работа с детьми

    • Создание условий для благоприятного настроя на участие в «Клубном часе».

    • Беседа с детьми на тему « Что такое «Клубный час?»

    • Ознакомление детей с правилами поведения во время проведения «Клубного часа».

    Организация мероприятий с детьми.

    Октябрь

    1. «Свободный»

    «Путешествие по детскому саду» (знакомство территорией ДОУ)

    Цель: Учить детей ориентироваться в дошкольном учреждении. Воспитывать положительные эмоции и доброжелательное отношение, уважение к взрослым и детям.

    2. «Тематический»

     «Я – житель Железногорска».

    Цель: прививать детям любовь к родному городу, развивать чувство патриотизма.

    3. «Деятельностный» (встреча с интересными людьми)

    «Город мастеров»

    Цель: Создание условий для развития ребёнка, через организацию разных видов деятельности.

    4. «Свободный»

    (знакомство с профессиями в ДОУ)

    Ноябрь

    1.«Тематический»

    «День Дружбы»

    Цель: уточнять представление детей о дружбе; воспитывать уважительное отношение к друзьям;воспитывать желание сделать приятно другу; развивать умение рисовать портрет человека.

    2. «Деятельностный»

    «Мама- лучшее слово».

    Цель: воспитывать действенное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку – маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьёт, стирает, гладит, готовит обед и т. д. Побуждать детей оказывать посильную помощь маме в работе по дому. Познакомить с тем, как правильно заботится о мамах, беречь их, любить.

    3. «Свободный»

    4. «Тематический»

    «Азбука безопасности»

    Формирование твердых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; развивать у детей способность быстро оценивать уличную обстановку и ориентироваться в ней; воспитывать грамотных участников дорожного движения; привлечение к систематическому изучению и выполнению правил дорожного движения.

    Декабрь

    1.«Деятельностный» -«Быть здоровыми хотим»

    Цель: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

    2.Тематический – «Ярмарка добрых дел».

    Цель: расширить знания детей о вежливых и добрых словах и применении в жизненных событиях; углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим им людям; воспитывать в детях чуткое, внимательное, уважительное отношение к ближнему; развивать у детей умение ценить и дорожить великим даром общения и дружбы.

    3. «Свободный»

    4 .«Деятельностный» – «Мастерская Деда Мороза»

    Цель: приобщать детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников; способствовать формированию интереса к народному творчеству, любовь к ручному труду; создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

    Январь

    1. «Тематический» – «Рождественские каникулы. Колядки »

    Цель:формировать представления о том, почему много людей на Земле отмечают Рождество. Знакомить с народными традициями проведения Рождества и самим участвовать в мероприятиях, посвященных им

    2.«Деятельностный»  – « Маленькие исследователи» (солёное тесто)

    Цель:

    формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию детей;

    знакомство детей со способами деятельности – лепка игрушки, овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов.

    3. «Свободный»

    Февраль

    1.«Тематический» – «В гостях у Айболита» (встреча с интересными людьми) – спортивный зал.

    Цель: формировать и совершенствовать знания о здоровом образе жизни; прививать интерес к здоровому образу жизни, развивать желание заботится о своем здоровье; воспитывать у детей доброе товарищеское отношение друг к другу, умение заниматься в коллективе.

    2.«Деятельностный»  – «Профессии наших родителей»

    Цель: Обогащение представлений детей о труде людей разных профессий; развитие представлений о профессиях родителей, видах поощрения их государством за качество труда; развитие умений взаимодействовать с партнерами по игре в рамках сюжета, вести игровой диалог, оборудовать игровое пространство; формирование коммуникативных способностей; развитие саморегуляции поведения.

    3. «Свободный»

    Март

    1.«Тематический» – «В гостях у сказки»

    Цель: обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках;развивать восприятие, память, мышление и речь; создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе.

    2.«Деятельностный»  – «Юные – художники»

    Цель: Формировать у детей положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать интерес ко всему новому. Радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение и умение.

    3. «Свободный»

    4.«Тематический» – « В гостях у самовара».

    Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества; пробудить любовь к народной культуре; познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси; расширить лексический запас детей словами «самовар»; воспитывать у детей желание быть гостеприимными; доставить радость от чаепития, формировать у детей культуру чаепития.

    Апрель

    «Тематический» – «Юрий Гагарин»

    Цель: формировать представления о том, как человек осваивал космос.

    1.«Деятельностный» – «Космос» изготовление макетов планет солнечной системы

    Цель: включить каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу; развивать у детей коммуникативные навыки, проявлять умение слушать другого, доброжелательность, чувство товарищества, волевую регуляцию поведения.

    2. «Свободный»

    3.«Деятельностный» – совместный праздник «Мама, папа, я – здоровая семья»

    Цель: воспитание физической культуры и нравственной сплоченности семьи; обеспечение эффективного взаимодействия семьи и детского сада; доставить детям радость, активно вовлекать родителей в совместную детско-взрослую деятельность.

    Май

    1 .«Тематический»

    «Возложение цветов у памятника»

    Музыкально-театрализованное представление

    «Проходят года – наша память жива!»

    Цель: развитие познавательного интереса и любви к Родине, приобщение к историко-культурному наследию. Воспитание чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны за их подвиг, верность и преданность Родине.

    2.«Деятельностный»«Букет для победителя»

     Цель: Развивать чувство сопричастности к народным торжествам, связанным с Днем Победы; заботиться об участниках войны и памятниках павшим воинам.

    «Свободный»

    Заключительный этап:

    Праздник «Хочу с тобой дружить»

    Цель: совершать добрые поступки по отношению к близким, друзьям, соседям.

    Задания детям на лето: совершать добрые поступки по отношению к близким, друзьям, соседям; обязательно летом что-то изучить, устроить праздник для друзей и родителей.

    Работа с родителями

    • Информирование родителей о реализации «Клубного часа».

    • Анкетирование родителей.

    • Ознакомление родителей с планом работы «Клубного часа»

    • Привлечение родителей к участию и проведению «Клубного часа».

    Вывод:

    Использование педагогической технологии «Клубный час» способствовало формированию у детей самостоятельности, инициативности, они стали более активными и коммуникабельными.

    Правильно организованная клубная деятельность   помогают позитивному общению, способствует выработке единой стратегии воспитания, анализа и коррекции поведения детей.

    Они узнали большинство детей сада, стали относиться к ним более дружелюбно, стали более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада. У многих детей снизился уровень агрессивности, особенно во время проведения «Клубного часа»,так же важно отметить что клубная работа активизирует не только детей но и родителей, и оптимизирует детско-родительских отношения в совместной деятельности.

  • multiurok.ru

    Консультация по теме: Тема: « Современная технология «Клубный час», как эффективный способ взаимодействия ДОУ с родителями».

    Тема: « Современная технология «Клубный час», как эффективный способ взаимодействия ДОУ с родителями».

    Цели и задачи .

     Цель: использовать активные формы взаимодействия ДОУ  и семьи в решении задач по воспитанию психически здорового  и  гармонично развитого ребенка .

    Задачи: привлечение родителей к участию в воспитательно –   образовательном процессе в ДОУ; повышение педагогической культуры родителей; расширение представлений родителей о педагогической  деятельности сотрудников ДОУ; формирование традиций ДОУ; укрепление партнёрских отношений между ДОУ и родителями.

    Уважаемые коллеги!   Я бы хотела поделиться с вами таким способом взаимодействия с родителями, как клубный час, так как именно в этой технологии возможно активное и эффективное привлечение родителей к жизни детей в детском саду.

    Что же такое клубный час  и каким образом он проходит?  Это – свободная деятельность детей вместе с родителями на территории детского сада .  Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения. До проведения этого мероприятия идет предварительная работа с детьми, родителями и сотрудниками сада. Родители  заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т.п. (Наши  «Клубные часы» включены в ситуацию месяца). Детям и родителям объясняются правила: куда они могут ходить, куда заходить запрещено, где они могут поучаствовать в мастер-классах, играх или просто посмотреть территорию детского сада. Каждой семье в начале мероприятия выдается план-карта , где отмечены названия всех групп, кабинетов специалистов, практически всех уголков детского сада. Помещения, в которые заходить нельзя , помечены запрещенным знаком . Детям выдаются сумочки с тремя кружочками, которые они могут потерять в ходе игры за нарушения правил клубного часа. Если ребенок потерял два или более кружков за клубный час, следующее мероприятие он пропускает. Эти правила неоднократно обсуждаются с детьми в группе, и после каждого клубного часа проводится так называемая «рефлексия», когда воспитатель вместе с детьми обсуждает итоги прошедшего клубного часа.  Итак, наши семьи по сигналу (звенит колокольчик) отправляются в путешествие. Иногда экскурсию по саду проводят сами дети для своих родителей.  Клубный час – это еще одна возможность пообщаться со специалистами.

    Зачем вообще нужно привлекать родителей?

    «Клубный час» – это новая инновационная форма взаимодействия ДОУ с родителями ,  позволяющая повысить уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, дающая возможность привлечения родителей к жизни детского сада, способствующая повышению статуса и положительного имиджа дошкольного учреждения, педагогического коллектива.

    По последним данным различных исследований современный ребенок получает очень мало внимания от родителей. Занятость родителей и приоритет личностной самореализации в социуме в ущерб детско-родительским отношениям ведет к раннему «взрослению» детей, лишению их детства. Поэтому, общение со своим ребенком в рамках детского сада, приобщение к его интересам, положительно влияет на укрепление детско-родительских отношений.

     В последние годы очень сильно возросла тревожность, количество жалоб и недовольств со стороны родителей. Многие родители переложили  большую часть родительских обязанностей на педагогов детского сада, при этом смутно представляя себе, что вообще его ребенок делает в саду в течение дня. Клубный час позволяет снизить уровень тревожности родителей посредством того, что родитель знакомится с территорией детского сада, может увидеть помещения, где занимается его ребенок, пообщаться со специалистами и другими сотрудниками сада.

    Так же появляется возможность родителям проявить самостоятельность. Такая технология помогает  укреплению внутрисемейных связей;  сближению и объединению родителей и  сотрудников ДОУ, созданию союза взрослых и детей; положительно влияет на эмоциональный настрой педагогов,  воспитанников и родителей при вовлечении в совместную деятельность. «Клубный час» – это возможность ближе познакомиться с профессиями сотрудников ДОУ, взглянуть на профессию педагог другими глазами .

    Итак, проводя такое мероприятие с детьми и их родителями, мы можем уверенно сказать, что такой способ взаимодействия  интересен и эффективен в работе, позволяет заинтересовать семью в более тесном контакте с детским садом, увлечь совместной деятельностью с ребенком, что положительно скажется на отношении родителей к специалистам и педагогам детского сада, а соответственно на благополучии ребенка в условиях ДОУ.

    Фотоматериал «Клубные часы»

    nsportal.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *