№ п/п | Ф.И.О. учителей МО, кафедры | Тема самообразования | Реализация |
1. | Карибова Э.М. | Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как условие сдачи ЕГЭ | Отчет на заседании МО, сочинения учащихся в школе, конкурсы работ |
2. | Хасплатова Э.Э. | Развитие речи на уроках русского языка и литературы | Отчет на заседании МО, конкурсы работ |
3. | Алиева З.И. | Интегрированные уроки: русский язык и история на уроках литературы | Отчет на заседании МО, конкурсы работ |
4. | Ибрагимова З.А. | Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы(интеграция) | |
5 | Керимова З.А. | Анализ поэтического текста в 5-11 классах. | |
6 | Куджаева С.Р. | Проблемы сохранения духовного и эстетического здоровья учащихся на уроках русского языка и литературы | |
7 | Тагиева Р.Д. | Патриотическое воспитание на уроках литературы в5-9классах | |
8 | Усманова К.М. | Разработка уроков метапредметных занятий на новейших технологиях | |
9 | Султанова У.Б. | Организация деятельного подхода при изучении художественного произведения на основе родовой и жанровой специфики. | |
10 | Султанова Л.Ф. | Литература как фактор формирования духовно-нравственных основ личности | |
11 | Мухурова Р.М. | Патриотическое воспитание на уроках литературы в 11классах | |
12 | Алимирзоев Н.Д. | ||
13 | Куджаев М.Э. | Формирование субъектных позиций у обучающихся на уроках русского языка и литературы | |
14 | Челебова М.С. | Виды игровой деятельности на уроках русского языка и литературы. | |
15 | Пашаева Э.Ш. | Методика работа над заданиями ОГЭ в 9классах и ЕГЭ в 11 классах по русскому языку | |
16 | Керемова А. К. | ||
17 | Гусейнова Р. |
nsportal.ru
Рекомендации для учителей русского языка и литературы (выбор методической темы для самообразования) Приоритетные направления литературного и языкового образования в школе
1. Изучение художественного произведения в контексте культуры (национальной, мировой).
2. Развитие познавательной активности учащихся средствами предметов.
3. Система работы по обучению различным видам исследовательской деятельности (реферированию, моделированию, проектированию и др.).
4. Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности.
5. Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы.
6. Возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, занятиях элективных курсов и во внеурочной деятельности.
7. Использование регионального компонента в преподавании предметов.
8. Интеграция предметов гуманитарного цикла.
9. Освоение различных интегрированных курсов (русской словесности, стилистики, риторики и др.). 10. Интеграция урочной и внеурочной деятельности по предметам.
11. Преподавание русского языка и литературы в системе развивающего обучения.
12. Проблемы дифференциации (внутренней и внешней) и индивидуализации обучения.
13. Работа с одаренными детьми по предметам.
14. Преподавание предметов в коррекционно-развивающих классах и классах компенсирующего обучения.
15. Специфика работы в гимназиях и гимназических классах.
16. Освоение предметов в разновозрастных группах сельской малочисленной школы.
17. Профилизация обучения: преподавание предметов на базовом и профильном уровнях.
18. Профилизация обучения: разработка авторской программы элективного курса предпрофильной подготовки (профильного обучения).
19. Реализация деятельностного подхода в преподавании предметов.
20. Освоение компетентностного подхода к преподаванию русского языка в школе.
21. Ориентированность на текст как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования.
22. Освоение учащимися литературоведческого понятийного аппарата в процессе изучения литературы в школе.
23. Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы (занятиях элективных курсов).
24. Филологический анализ художественного текста в системе внутрипредметных связей школьного курса литературы.
25. Критериальный подход к оцениванию учебных достижений по русскому языку и литературе: проблемы подготовки учащихся к экзамену по предметам.
26. Совершенствование форм контроля и диагностики по предметам (текущего, промежуточного, итогового).
27. Организация эффективной методической службы в школе (районе): из опыта работы руководителя ШМО (РМО).
28. Преемственность в преподавании предметов (между начальной и основной, основной и средней (полной) школой).
29. Проблемы выбора, освоения и коррекции УМК по предметам.
30. Проблемы сохранения духовного и физического здоровья учащихся на уроках родного языка и литературы.
31. Формирование здоровьесберегающей системы преподавания, создание условий для оптимального усвоения материала учащимися и их развития.
Предложенные выше в качестве примера направления могут стать областью Вашего исследования. Однако тему методической работы следует сформулировать самостоятельно в соответствии с теми проблемами, которые возникают в Вашей профессиональной деятельности, и теми целями, которые являются приоритетными для Вас и Ваших воспитанников. Например, если в сложившихся социокультурных условиях для Вашего класса (школы, посёлка) насущной является задача формирования национального самосознания личности учащихся, воспитания уважения к отечественной истории и культуре, то тема исследования в рамках первого направления может звучать следующим образом: «Формирование самосознания личности в процессе изучения (освоения) художественного произведения в контексте национальной культуры».
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Эффективные методы и приемы обучения в свете новых ФГОС
по русскому языку
В связи с введение ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемное обучение; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологи. технологию развития критического мышления
Учитель использует и новые приёмы в работе: «Верные-неверные утверждения», «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился», «Толстые» и «тонкие» вопросы ( Ромашка Блума).
Учителя стали применять кластеры, синквейны. Чтобы сочетать элементы различных технологий, создающих комфортную среду урока, учитель использует адаптивный урок.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Учитель на каждом уроке не может обойтись без технологической карты. А технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Методы и приемы обучения в свете новых ФГОС
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
В связи с введением ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемного обучения; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления
Учитель использует и новые приёмы в работе:
«Верные – неверные утверждения»,
«Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»,
«Толстые» и «тонкие» вопросы ( Ромашка Блума).
Игра «Знаете ли вы, что…?» – эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Прием «Рефлексивные вопросы».
Используем знание русского языка на других уроках
Обращаемся к интернету
Используем словари русского языка
Проводим самостоятельные мини – исследование (индивидуальная, парная, групповая работа)
Подготовка ОГЭ
Приемы, направленные на развитие критического мышления.
Прием «толстые и тонкие вопросы».
Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет если…?
На что похоже…?
Кто? Что?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли…?
Было ли…? Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Приём “Фишбоун” (рыбный скелет).
Описание: голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
Русский язык:
голова – Орфограммы-гласные буквы
верхние косточки – проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные
нижние косточки – морфема, правило
хвост – знать условия выбора буквы.
Прием «Используем знание русского языка на других уроках»
Например:
на уроке литературы. Описание: Определить в каких значениях употреблено слово худой в отрывке из рассказа И.С, Тургенева «Муму».
Иностранный язык. Описание: Рассказать какие части речи выделяются в том иностранном языке, который вы изучаете в школе. В чем сходство и в чем различие в составе частей речи русского и иностранного языков?
На биологии. На рисунке представлены различные сорта капусты. Объяснить какую роль выполняют имена прилагательные в данных наименованиях. Два сорта капусты названы несклоняемыми именами существительными – брокколи, кольраби. Составить словосочетания прил.+сущ.
«Кластер» – прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.
Прием «Проводим самостоятельное мини – исследование»
Описание: Прочитайте вслух и определите, какими звуками различаются слова каждой пары. Затранскрибируйте все слова. Сделайте вывод о смыслоразличительной роли звука. Попробуйте дополнить перечень слов подобными примерами.
Описание: Провести мини – исследование. Почему звуки [м]? [п], [б] называют губными, звуки [т], [з], [с] – зубными, а звук [р] – дрожащими? Свой ответ обоснуйте.
Описание: Проведите мини – исследование в группе. Попытайтесь установить, какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи. Выполнив это задание, сделайте вывод.
Подготовка к ОГЭ
Описание: Прочитайте эпиграф к разделу «Графика» (Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания.). Напишите сочинение – миниатюру, как вы понимаете смысл высказывания ученого – языковеда 19 века Я.К. Грота
Описание: Письменно объясните, для чего нужно знать алфавит. Не забудьте о возможности послать СМС-сообщение с помощью современных мобильных телефонов.
Приемы и стратегии учебной рефлексии.
Прием «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).
Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.
Плюс
минус
интересно
Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.
Прием «Рефлексивные вопросы»
Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
Набор рефлексивных вопросов:
Что показалось вам сегодня трудным?
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста
Заметили ли вы свои успехи…?…
Развитие универсальных учебных навыков
Учащиеся:
– работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
– критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
– решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
– анализируют современные общественные явления и события;
– осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
– аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
– выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. Таким образом, универсальные учебные навыки развивают у школьников самостоятельность и саморазвитие.
Методы инновационного обучения русскому языку:
– метод проблемной наглядности,
– метод лингвистической аллюзии,
– метод активизации ассоциативных связей;
3. Приемы работы на уроках русского языка:
– ассоциативный,
– “немой” вопрос,
– прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.
– прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.
– прием «Мозговая атака»
– прием «Групповая дискуссия»
– Опора на науку инноватику позволила разработать методику обучения русскому языку на уровне инновационной технологии, обеспечивающей функционирование поисково-технологической модели одновременно на организационном, материально-дидактическом и структурном уровнях.
Организационная сторона инновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:
– в способе метафоризации лингвистических сведений (на уроке дидактической игре),
– в способе инновационного развития речи (на уроке-исследовании).
Таким образом, организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.
«Организация домашнего задания»
Мой подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности.
Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения адекватных заданий заявленной цели.
На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей ; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова: пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить или разработать алгоритм. Предлагаю нетрадиционные домашние задания:
Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;
Уточнение определений школьного учебника;
Исследование лингвистического текста учебника;
Придумывание лингвистических задач;
Многоаспектный анализ слова.
При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.
На втором этапе учу ребят нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающих проблем, развиваю фантазию и воображение, вызываю интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь использую следующие задания:
Разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов
Подготовка карточек для самодиктантов
Исправление допущенных ошибок
Анализ детского словотворчества «Почему так говорят дети»
Подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря.
На данном этапе использую групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение групп учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяю взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля.
На третьем этапе создаю условия для раскрытия собственного потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учпщихся стимулирую различными средствами и приемами: использую методы исследовательского, эврестического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).
Моя деятельность заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:
Написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;
Написание сочинений – миниатюр по пословицам ( языковой анализ пословиц; описание события, обозначенного пословицей)
Монологи от имени вещей которые окружают нас
Задания на основе материалов газет, радио, телевидения;
Сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента
Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Оригинальность в том, что неудовлетворительную отметку лучше не ставить; нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.
Особенность системы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальные элементы:
А) учебная информация по разработанной системе включает справочные материалы, материалы газет, радио, телевидения, других школьных предметов, региональный компонент.
Б) самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ.
В) применение различных педагогических идей: педагогика встречныхт усилий на уроках русского языка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих возможностей учащихся, слвместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы.
Г) Формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что разработка имеет адаптивный уровень новизны.
Список использованной литературы:
Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева//http://www.rcio.rsu.ru/webp/class1/potok86/Vasil’eva/ycht.htm
Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки/Е. Волков// http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
Реконструкциятекста.https://docs.google.com/document/d/13jQ96QnM80BbQoshjMAZcgQeihxDi_knCdajrgmCrdw/edit?usp=sharing
Верные-неверные утверждения. (вариант для распечатки) https://docs.google.com/document/d/1195DRTqEeNejh4-6MgkJotfB7cj2UsiuZEbtKVFcBWw/edit?usp=sharing
Синквейн.https://docs.google.com/document/d/19gFhYB6IFZdvtAH9fHw7gO9dBzOceCQ7oWj2ATyG3rA/edit?usp=sharing
Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996г.
Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. — 2004. — № 17.
Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С. Заир-Бек// Директор школы. — 2005. — № 4.
Клишова, О.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы/ О.Г. Клишова //Управление качеством образования.- 2008г.
Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения:/Э.А.Левин, О.И. Прокофьева.- М.: Сентябрь, 2007г.
Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык в школе.-2011г.
Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-28.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
infourok.ru
Наименование работы | Содержание | Сроки | Фактическое выполнение |
С Е Н Т Я Б Р Ь | |||
Нормативная база |
| 1 неделя | |
Выполнение закона о всеобуче |
| до 5.09 | |
Взаимопосещение уроков |
Цель: изучение структуры урока «Открытие новых знаний» | в течение месяца | |
Работа с документацией |
| в течение месяца | |
Работа над методической темой. Работа учителей по ФГОС |
| 2-4 неделя | |
Научно – исследовательская работа |
| 2 неделя | |
О К Т Я Б Р Ь | |||
Взаимопосещение уроков |
Цель: из ВШК | в течение месяца | |
Работа с документацией |
| в течение месяца | |
Работа над методической темой, методическая работа Работа учителей по ФГОС |
| до 28 октября | |
Научно – исследовательская работа. | Организация работы «Научного общества школьников». | до 10 октября | |
Воспитательная работа |
| 1 неделя | |
Н О Я Б Р Ь | |||
План взаимопосещений уроков | Посетить уроки литературы в 11 классе Цель: анализ подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе. | в течение месяца | |
Работа с документацией |
| в течение месяца | |
Работа над методической темой, методическая работа. Работа учителей по ФГОС |
| до 28 ноября | |
Маркетинговая служба |
| 2 неделя | |
Научно – исследовательская работа. |
| в течение месяца | |
Воспитательная работа |
| 3 неделя | |
Д Е К А Б Р Ь | |||
План взаимопосещений | Посетить уроки «Предметной недели» коллег разных секций. Цель: из ВШК | в течение месяца | |
Работа с документацией |
| в течение месяца | |
Работа над методической темой, методическая работа Работа учителей по ФГОС |
| до 28 декабря | |
Маркетинговая служба | Приглашение родителей на открытые уроки в 9-х классах | 2 неделя | |
Научно – исследовательская работа. |
| в течение месяца | |
Воспитательная работа |
| 4 неделя | |
Я Н В АР Ь | |||
План взаимопосещений | Посетить уроки учителей русского языка и литературы, работающих в 9, 11 классах. Цель: обмен опытом работы по подготовке к итоговой аттестации школьников. | в течение месяца | |
Работа с документацией |
| в течение месяца | |
Работа над методической темой, методическая работа Работа учителей по ФГОС |
| в течение месяца | |
Научно – исследовательская работа. |
| 1-2 неделя | |
Воспитательная работа | Месячник гражданско-патриотической работы. | в течение месяца | |
Ф Е В Р А Л Ь | |||
План взаимопосещений | Взаимопроверка контрольных тетрадей – объективность оценивания контрольных работ. | в течение месяца | |
Работа с документацией |
| в течение месяца | |
Работа над методической темой, методическая работа Работа учителей по ФГОС |
| 4 неделя | |
Научно – исследовательская работа. | Подготовка работы совместно с учащимися к научно – практической конференции. | 1-2 неделя | |
Воспитательная работа |
| в течение месяца | |
М А Р Т | |||
План взаимопосещений | Взаимопосещение уроков в рамках «Предметной недели» учителей русского языка и литературы. | в течение месяца | |
Работа с документацией |
| в течение месяца | |
Работа над методической темой, методическая работа Работа учителей по ФГОС |
| 4 неделя в течение месяца | |
Научно – исследовательская работа. | Работа с одаренными детьми в рамках «Научного общества школьников». | в течение месяца | |
Воспитательная работа | Участие в мероприятиях, посвященных международному Дню 8 Марта. | в течение месяца | |
А П Р Е Л Ь | |||
План взаимопосещений | Совершенствование работы по поиску путей преемственности с начальной школой:
| в течение месяца | |
Работа с документацией |
| в течение месяца | |
Работа над методической темой, методическая работа Работа учителей по ФГОС |
| в течение месяца | |
Научно – исследовательская работа. |
| в течение месяца | |
Воспитательная работа |
| в течение месяца | |
М А Й | |||
Взаимопосещение уроков |
| в течение месяца | |
Работа с документацией |
| в течение месяца | |
Работа над методической темой, методическая работа Работа учителей по ФГОС |
| в течение месяца | |
Научно – исследовательская работа. | Работа с одаренными детьми в рамках «Научного общества школьников». | в течение месяца | |
Воспитательная работа |
| в течение месяца |
nsportal.ru
План самообразования
учителя русского языка и литературы
Никифоровой М.В.
Тема самообразования: «Формирование самостоятельности мышления и познавательного интереса школьников на уроках русского языка и литературы»
Цели:
Задачи:
1)Развитие самостоятельности мышления и познавательного интереса школьников на уроках русского языка и литературы;
2) Изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС;
3) совершенствование педагогической подготовки учителя;
4) распространение педагогического опыта;
5) поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности;
6) посещение уроков своих коллег с последующим анализом и обобщением опыта работы педагогов;
7) работа над созданием методической копилки материалов по русскому языку и литературе;
8) формирование у обучающихся высоких духовных и нравственных качеств на уроках русского языка и литературы;
9) совершенствование адресной работы с различными категориями обучающихся.
Ожидаемые результаты: активизировать познавательную деятельность школьников, пробудить и развить их творческие и интеллектуальные способности, воспитать толерантную личность, любящую свою родину, формирование у ребенка целостной картины мира.
№ | Сроки | Содержание работы | Практическая деятельность |
Этап 1 Диагностический | 2017- 2018 гг. | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Подписка на методическую литературу «Русский язык в школе», «Первое сентября. Русский язык». 3.Изучение литературы. |
Этап 2 Прогностический | 2017-2018 гг. | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | |
Этап 3 Практический | 2017-2018гг. | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 1.Выступление на заседании МО 2.Открытые уроки. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Этап 4 Обобщающий | 2018г. | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 1.Выступление на заседании МО 2. Участие и результаты в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Этап 5 Внедренческий | 2018г. | Распространение опыта работы через СМИ | Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Ожидаемые результаты
Формы самообразования
Индивидуальная — через индивидуальный план
Групповая — через участие в деятельности школьных методических объединений, а также через участие в жизни школы.
nsportal.ru
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ваховская общеобразовательная школа»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
УЧИТЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
И.В. Фёдоровой
Ваховск 2015
Образование: высшее, 1995 год – Бийский государственный педагогический институт, специальность – русский язык и литература.
Квалификационная категория – первая.
Курсы повышения квалификации: «Практика преподавания русского языка и ФГОС», 2015г.
Проблема школы:
Урок как современная форма организации учебной работы и его модель в условиях реализации ФГОС
Проблема МО:
Организация современного урока в условиях перехода к ФГОС ООО – основа качества образования
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
Применение инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС
Работа над темой начата в 2015 году
Предполагается закончить работу над темой в 2018 году.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2015 – 2018 ГГ.
Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
– повышение качества успеваемости и уровня обученности учащихся по русскому языку;
– успешная сдача государственных экзаменов по русскому языку.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования. 2.Систематически знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически выписывать журналы «Русский язык в школе» и «Литература в школе». 4.Вести каталог статей из этих журналов. 5. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы. | Январь 2015
регулярно
регулярно
регулярно
По плану и самостоятельно через Интернет |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по русскому языку и литературе. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения русскому языку и литературе. 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. 11.Выступить с творческим отчётом работе на МО |
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
2015-2018
2015-2016
По плану
регулярно 2018 |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии. 3. Доклад на МО «Использование тестов на уроках русского языка и литературы». 5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. | Регулярно регулярно
2016
2016
|
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно
регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2015-2016 | 1.Курсы повышения квалификации учителей по предмету. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла. 3.Подписка на методическую литературу «Русский язык в школе», «Литература в школе». 4.Изучение литературы по теме. 5.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Прогностический Практический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. 4.Внедрение опыта работы. 5.Формирование методического комплекса. | 2016-2017 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по теме. 2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях. |
Обобщающий Внедренческий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. Корректировка работы. 3. Распространение опыта работы. | 2017-2018 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как средство контроля знаний и повышения качества образования школьников». 2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4 Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.
|
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся позволяет технология развивающего обучения, являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию развивающего обучения необходимо и достаточно
– диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
– создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
– выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения:
– метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
– компьютерные технологии обучения – совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
– дифференциация обучения – обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
– мультимедиа технологии – способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
План реализации проблемы:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Концепция федерального ядра образования.
2. ФГОС ОО.
3. Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся 5 – 11 классов. – Волгоград: 2011.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
8. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
9. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя русского языка и литературы»
10. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
4. Участие в системе школьной методической работы:
– провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
– установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
– изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
– участие в заседаниях РМО гуманитарного цикла, педагогических советах.
– практические выходы (доклады, рефераты) – на МО школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
– взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
1)Повысить качество преподавания по русскому языку до 50%.
2)Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
3)Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
4)Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
5)Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
6)Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
7)Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
8)Обобщить опыт по исследуемой теме.
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2015 – 2016 ГГ.
№ | Направление деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1. | Составление плана работы над темой. | Январь | |
2. | Составление списка литературы по теме | Февраль | |
3. | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме | В течение года | |
4. | Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности, каталога статей из методических журналов. | В течение года | |
5. | Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности | В течение года | |
6. | Разработка плана подготовки учащихся к школьной и районной олимпиаде по русскому языку и литературе. | Октябрь | |
7. | Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/ | В течение года | |
8. | Начать сбор тестов по теме «Предлог» для 7 кл. | Май | |
9. | Посещение уроков коллег с целью обмена опытом. | В течение года | |
10. | Провести открытые уроки по методической теме. | По графику | |
11. | Принять участие в научно – исследовательской конференции учащихся. | Апрель | |
12. | Подготовить выступления на заседания МО, педсоветах, семинарах, конференциях учителей. | В течение года | |
13. | Пополнение базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, медиатеку. | В течение года | |
14. | Подготовка тестов по теме «Союз», 7 класс. | Май | |
15. | Участие в предметной неделе | Апрель | |
16. | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО. | Май |
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016 – 2017 ГГ.
№ | Направление деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1. | Составление плана работы над темой. | Сентябрь | |
2. | Составление списка литературы по теме | Сентябрь | |
3. | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме | В течение года | |
4. | Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности, каталога статей из методических журналов. | В течение года | |
5. | Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности | В течение года | |
6. | Разработка плана подготовки учащихся к школьной и районной олимпиаде по русскому языку и литературе. | Октябрь | |
7. | Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/ | В течение года | |
8. | Начать сбор тестов по теме «ССП» для 9 кл. | Ноябрь – май | |
9. | Посещение уроков коллег с целью обмена опытом. | В течение года | |
10. | Провести открытые уроки по методической теме. | По графику | |
11. | Принять участие в научно – исследовательской конференции учащихся. | Апрель | |
12. | Подготовить выступления на заседания МО, педсоветах, семинарах, конференциях учителей. | В течение года | |
13. | Пополнение базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, медиатеку. | В течение года | |
14. | Подготовка тестов по теме «СПП», 9 класс. | В течение года | |
15. | Участие в предметной неделе | ||
16. | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО. | Май |
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017 – 2018 ГГ.
№ | Направление деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1. | Составление плана работы над темой. | Сентябрь | |
2. | Составление списка литературы по теме | Сентябрь | |
3. | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме | В течение года | |
4. | Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности, каталога статей из методических журналов. | В течение года | |
5. | Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности | В течение года | |
6. | Разработка плана подготовки учащихся к школьной и районной олимпиаде по русскому языку и литературе. | Октябрь | |
7. | Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/ | В течение года | |
8. | Начать сбор тестов по теме «БСП» для 9 кл. | Ноябрь – май | |
9. | Посещение уроков коллег с целью обмена опытом. | В течение года | |
10. | Провести открытые уроки по методической теме. | По графику | |
11. | Принять участие в научно – исследовательской конференции учащихся. | Апрель | |
12. | Подготовить выступления на заседания МО, педсоветах, семинарах, конференциях учителей. | В течение года | |
13. | Пополнение базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, медиатеку. | В течение года | |
14. | Подготовка тренировочных вариантов для сдачи ОГЭ в 9кл.. | В течение года | |
15. | Участие в предметной неделе | ||
16. | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО. | Май |
nsportal.ru
План самообразования
учителя русского языка и литературы
Потаповой К.Е.
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
как средства технического обеспечения и повышения
эффективности урока»
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученику…
Л.Н.Толстой
Задачи:
Цели:
Задачи:
Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы учеников.
Перечень вопросов по самообразованию
№ | Сроки | Содержание работы | Практическая деятельность |
Этап 1 Диагностический | 2013- 2014гг. | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Подписка на методическую литературу «Русский язык в школе», «Первое сентября. Русский язык». 3.Изучение литературы. |
Этап 2 Прогностический | 2013-2014гг. | 1.Определение целей и адач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | |
Этап 3 Практический | 2013-2014гг. | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 1.Выступление на заседании МО «Развитие навыков использования ИКТ на уроках русского языка и литературы». 2.Открытые уроки. 3.Участие в олимпиадах,конкурсах,конференциях. |
Этап 4 Обобщающий | 2014г. | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 1.Выступление на заседании МО по теме «Обновление филологического образования в контексте роста популярности ИКТ». 2. Участие и результаты в олимпиадах,конкурсах,конференциях. |
Этап 5 Внедренческий | 2014г. | Распространение опыта работы через СМИ | Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Ожидаемые результаты
Перечень литературы, которую предполагается изучить
и источники самообразования
1. Г.М. Краснова Использование возможностей MS Power Point проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе.
2. О.В. Крючкова Комплексная информатизация образования
3. С.В. Степанов Ключевые компетенции в современной школе и новые требования к содержанию образования и педагогу.
4. СМИ, в том числе: специализированная литература ( методическая, научно-популярная, публицистическая,художественная)
5. Интернет
6. медиа-информация на различных носителях
7. семинара, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации;
экскурсии, выставки, музеи.
Формы самообразования
Индивидуальная — через индивидуальный план
Групповая — через участие в деятельности школьных методических объединений, а также через участие в жизни школы.
nsportal.ru