Темы по самообразованию
для старших воспитателей
Уважаемы коллеги!
Представляю вам основные формулировки тем методического и организационно-управленческого характера.
Вы сами можете разнообразить формулировки, взяв начало предложения от одной формулировки, а окончание – от другой.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
detstvogid.ru
Профессия педагога относится к тем, которые требуют постоянного самосовершенствования и самообразования для постижения актуальных педагогических методик, тенденций учебно-воспитательной работы, специфики психофизиологического развития детей, поскольку устаревшие методы работы могут мешать гармоничному развитию дошкольников.
Инициатива осознания потребности в самообразовании должна исходить от педработника, которому оказывают содействие методисты и администрация детского сада.
Новые знания педагоги получают на курсах повышения квалификации. Проходить их обязаны все педработники как минимум раз в три года. Проще всего учиться дистанционно без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два способа и выбрать тот, который вам больше подходит.
Способ 1. Учеба в Школе Менеджера образования. Это портал с онлайн-курсами повышения квалификации для педагогов и руководителей ОО. Выбираете необходимый курс, читаете понятные и наглядные лекции, сдаете онлайн-тесты. По итогам обучения получаете удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Посмотреть, какие курсы есть в Школе, и записаться на обучение можно здесь.
Способ 2. Учеба в Академии Ресурсы образования. Это портал с курсами повышения квалификации для корпоративного обучения педагогов. Руководитель ОО приобретает доступ к порталу, и проблема обучения сотрудников решена на целый год. В Академии те же онлайн-курсы, что и в Школе Менеджера образования. Разница лишь в том, что не надо платить за учебу каждого отдельного педагога. Руководитель выбирает необходимый курс, приглашает в него коллег, и они начинают учиться. Узнать подробнее об Академии и получить доступ можно здесь.
В результате систематической работы формируется образ:
Педагог должен постоянно учиться, чтобы передавать опыт и знания своим воспитанникам — в этом принцип непрерывного самообразования. Современная образовательная система регулярно пополняется новыми методиками и технологиями, издаются новые учебники, разрабатываются новые способы педагогической деятельности, меняется законодательная база. Знания и навыки, которые были получены давно, забываются, а поскольку процесс общественного развития ни на секунду не останавливается, педагогам в детском саду не обойтись без
Самообразование — это систематический процесс самостоятельного изучения новых педагогических методик, технологий и принципов, творческая и познавательная деятельность педработника, которая предполагает творческую интерпретацию и внедрение нового в педагогическую практику; целенаправленная работа по углублению и расширению багажа знаний, совершенствованию апробированных и приобретению новых профессиональных навыков.
Считается, что лучшая тема для самообразования педагога — та, которая является предметом острого интереса специалиста или вызывает у него определенные затруднения. Чтобы обнаружить пробелы в знаниях, следует консультироваться с коллегами и учиться всесторонне анализировать изучаемую тему. Воспитатели детского сада осознанно планируют работу по самообразованию, учитывая актуальные направления обучения:
Предложите своим педагогам в рамках процесса самообразования пройти курс
По результатам прохождения учебной программы они не только приобретут новые знания и навыки, но и получат удостоверение о повышении квалификации.
Условия эффективноого самообразовательного процесса:
Для повышения уровня педагогического мастерства воспитатели используют все доступные формы самообразования, в том числе бесплатные и те, которые требуют помощи коллег или дополнительного финансирования:
Планирование работы над собой ставит целью достижение определенных результатов самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС:
Планируя самообразование, воспитателю достаточно остановить свой выбор на любом аспекте профессиональной деятельности, который вызывает сложности; на одной из задач ДОУ на текущий год; на теме, в которой к уже имеющемуся опыту и достигнутому результату можно будет добавить новые навыки и знания.
В вопросах планирования работы по самообразованию воспитателям оказывают помощь штатные методисты или старшие воспитатели. Именно они помогают сформулировать тему работы, определить задачи и цели, организовать работу воспитателя на ближайшее время или на долгосрочную перспективу (на несколько лет), составить план самообразования воспитателя ДОО и содействовать его реализации, а после — оценить результаты проделанной работы.
Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС должно осуществляться сознательно и добровольно. Образовательный процесс для воспитателей условно делится на пять этапов работы.
Определяя темы самообразования по ФГОС, воспитель в ДОУ может столкнуться с рядом затруднений, однако при правильном подходе можно найти решение каждой из проблем.
1. Если сложно выбрать и сформулировать тему, стоит определить значимую в ближайшей перспективе тематику, а идеи формулирования темы почерпнуть из государственного стандарта или учебных программ.
2. Если сложно подобрать методическую литературу, обратившись в библиотеку или методический кабинет, стоит обращать внимание на аннотации и оглавление, которое поможет оперативно сориентироваться в содержании. Чтобы упростить поиск литературы, достаточно четко сформулировать вопросы в рамках тематики самообразования.
3. Если сложно понять методический материал, следует использовать ключевые тезисы и конспектирование прочитанного, тщательно систематизировать информацию, определяя важные понятия, основные факты и значения. Новые термины лучше растолковывать с помощью справочников и словарей.
Подготовка к написанию плана самообразования начинается с выбора темы, определить которую воспитателю поможет методист или старший воспитатель. Если педагог уверен в своих силах, он может самостоятельно проанализировать практическую значимость и актуальность выбранной темы.
Считается, что на выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС влияет 7 ключевых факторов:
Рекомендуемые темы по самообразованию варьируются в зависимости от опыта работы педагога. Молодым воспитателям ДОУ (стаж до 5 лет) стоит обратить внимание на темы по самообразованию, связанные с:
Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:
Педагоги с большим опытом и высоким уровнем профессионального мастерства чаще выбирают темы, затрагивающие:
Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:
Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).
Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости направления развития детей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, развитие речи и физической формы.
На выбор педагога ФГОС дошкольного образования предлагает ряд тем:
По завершению учебного года воспитатель отчитывается по работе по самообразованию, заполняя отчетные документы, давая открытые занятия, мастер-классы или отчетные мероприятия, выступая с докладом на заседании педагогического совета. Одной из форм отчетности является тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада по ФГОС, содержание которой отражает все этапы работы над самосовершенствованием педагогического мастерства специалиста:
В отчетной документации подаются сведения, подтверждающие совершенствование профессиональныз навыков и знаний, внедрение на практике инновационных методик и педтехнологий, анализ работы по самообразованию, систематизированные выводы.
Со стороны администрации ДОУ итоги самообразования воспитателя подводятся в форме наблюдения и контроля за реализацией учебно-воспитательного процесса, распространения передового опыта на заседаниях педсовета и в СМИ, презентации процесса самообразования на местном уровне.
Если процесс самообразования был организован правильно, педагог отметит более глубокое развитие личности, конкретизацию знаний, рост профессиональной компетентности, возможность анализировать работу с детьми, результативный поиск приоритетных приемов взаимодействия с воспитанниками и взрослыми, овладение исследовательской и диагностической деятельностью, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала.
Узнать больше об самообразовании воспитателей в ДОУ можно в статьях:
1. Самообразование педагогов в ДОУ
2. План самообразования воспитателя ДОУ
3. Сетевое сообщество как площадка для самообразования учителей
4. Школа самообразования для заведующих и медицинских работников детских садов
www.resobr.ru
Темы по самообразованию:
ранний возраст
Уважаемые коллеги!
В этой статье представлены основные формулировки тем по работе с детьми раннего возраста. Вы можете самостоятельно «сконструировать» формулировку, взяв начало предложения от одной темы, а окончание — от другой. Или можете посмотреть формулировки по детям дошкольного возраста, выбрать понравившуюся и подкорректировать её под ранний возраст.
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.
detstvogid.ru
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № »
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
(Ф.И.О.)
(Должность)
(Название темы)
(Начало изучения темы)
(Окончание изучения темы)
Саранск 2014г
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Иванова Вера Ивановна
Дата рождения 26.05.1975 г.
Стаж работы в должности 1 год
Образование (название учебного заведения и год окончания)
В 2000 году окончила ФГБОУ “МГПИ им. Евсевьева”
Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)
Награждения (указать год, характер награды)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2013 /2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи: – совершенствовать диалогическую форму речи;
– развивать монологическую форму речи;
– учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
– учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
– развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Литература по теме:
2.Базик И.Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф.дис….канд.психол.наук. М., 1986.
3.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
4.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.:речь; М.:Сфера, 2011.
5.Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
6. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
7.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
8.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
9.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Творческое сотрудничество по теме самообразования _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие) ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте ____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 2013 года мной будут пройдены следующие этапы самообразования:
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2013 г. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; | Тематическое занятие «Здравствуй, осень!» |
Октябрь-декабрь 2013 г. | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Познакомить родителей с играми ( дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
Январь -февраль 2014 г. | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Тематическое занятие «Зимние забавы» |
Март-май 2014 г. | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. | Тематическое занятие «Скоро в школу» |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2014-2015________ УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования –__________
Форма и место подведения итогов – _________________________
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | ||
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | |
Подготовка к аттестации: Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. | ||
Ноябрь | Изучение теории по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» | Знакомство с литературой по данной тематике. | |
Посещение занятий воспитателей, по развитию речи. | Обмен опытом по проблеме. | ||
Декабрь | Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. | |
Январь | Разработка плана на, месяц, год. | Подбор материала. | |
Изучение теории обучения детей развитию связной речи детей старшего возраста раздела образовательной программы: область «Познание» | Знакомство с литературой. | ||
Февраль | Подготовка презентации по развитию речи | Подбор материала
| |
Март | Создание методической разработки | Изучение литературы | |
Разработка картотек игр по развитию речи | Подбор материала | ||
Апрель | Подготовка праздника День победы. | Репетиции. | |
Защита методической разработки | Выступление с презентацией | ||
Май | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Обобщение опыта | |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
nsportal.ru
Приложение 2
Рассмотрено Руководитель МО _______ /_________ Протокол №____ От «__» _____20__г. | Согласовано Заместитель директора МАУО «Надежда» _________ /_______________/ «__» ________ 20__г. |
ПРОГРАММА
по самообразованию
Даминевой Анисы Зиннуровны,
воспитателя Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Нижнекамская школа – интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2020 г.г.
Личные данные | ||
1.1. | Фамилия | Даминева |
1.2. | Имя | Аниса |
1.3. | Отчество | Зиннуровна |
1.4. | Должность, преподаваемый предмет | Воспитатель |
1.7. | Стаж (педагогический) | 33 |
1.8. | Стаж (по специальности) | 25 |
1.9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Высшее профессиональное образование. Пермский государственный педагогический институт, специальность «русский язык и литература», квалификация по диплому «Учитель русского языка и литературы». Диплом № ЗВ 389265, выдан 5 июля 1982 г. |
1.10 | Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка (при наличии) | Курсы повышения квалификации по теме «Повышение профессиональной компетенции педагогов коррекционных учреждений V-VI вида в условиях совершенствования содержания коррекционно-педагогического процесса в образовательных учреждениях», 108 часов, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» Удостоверение №1015 выдано10 апреля 2014 года. |
1.11 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Первая квалификационная категория присвоена 30 декабря 2010 года до 30 декабря 2016 года. |
1.12 | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) | Почетная грамота Городского управления образования и совета профсоюзных организаций учреждения образования, 2008 год. Диплом победителя в номинации «Лучший кабинет воспитателя» смотра учебных кабинетов педагогов коррекционных учреждений Нижнекамского муниципального района, 2009г. Почетная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда», 2010 год. Почетная грамота Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и 2011 год. Почетная грамота администрации и профсоюзного комитета МАУО «Надежда», 2015 год. Благодарность за активное участие в проведении Всероссийского конкурса творческих работ «Зимнее вдохновение» на интернет – сайте http://peduspex.ru, 2014 год. |
Методическая тема школы: «Реализация методического потенциала педагогического коллектива в целях формирования модели ученика с особыми образовательными потребностями на разных этапах обучения при решении триединой задачи: собственно обучения, развития способностей и возможностей учащихся и социализация личности».
Методическая тема МО воспитателей: «Повышение профессионального мастерства воспитателей с целью формирования осознанного отношения учащихся с особыми образовательными потребностями к своему здоровью»
Тема самообразования: «Роль коллективной творческой работы в создании ситуации успеха у детей с ОВЗ»
Цель самообразования: овладение новыми педагогическими технологиями с целью профессионального личностного роста, внедрение новых форм, методов и приемов коллективной творческой работы в воспитательный процесс.
Задачи самообразования
– повышать свой методический уровень, изучить методическую литературу и материалы сети Интернет по данной теме, обобщать и распространять свой педагогический опыт;
– творчески применять профессионально – педагогические знания в решении конкретных воспитательных задач с учетом психофизических особенностей учащихся;
– формировать у воспитанников интерес к коллективной творческой деятельности;
– учитывать и оценивать результаты собственной деятельности с целью определения новых задач;
– пополнять методическую лабораторию коллективными творческими работами воспитанников.
Предполагаемые результаты:
– повышение уровня личной профессиональной компетенции;
– сплочение детского коллектива, повышение уровня успешности учащихся;
– выступление на заседании МО воспитателей школы с отчетом об итогах выполненной работы по теме самообразования;
– презентация результатов коллективной деятельности учащихся.
Начало работы над темой: 2015 – 2016 учебный год.
Предполагаемый срок окончания работы над темой: 2017 – 2018 учебный год.
Этапы работы:
1. Изучение методической литературы, опыта других педагогов по теме.
2. Разработка программно – методического обеспечения воспитательного процесса по изучаемой теме.
3. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
4. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся.
5. Обобщение опыта работы по теме на разных уровнях.
Перспективный план профессионального самообразования на 5 лет
Основные направления | Сроки реализации | |||||
2015- 16 уч. год | 2016-17 уч. год | 2017- 18 уч. год | 2018- 19 уч. год | 2019- 20 уч. год | ||
1 | Аттестация. | + | ||||
2 | Прохождение курсов повышения квалификации. | + | ||||
3 | Выступление на МО воспитателей | + | + | |||
4 | Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий для анализа со стороны коллег. | + | + | + | + | + |
5 | Выступление на педсовете по теме самообразования | + | ||||
6 | Взаимопосещение занятий, внеклассных мероприятий коллег. | + | + | + | + | + |
7 | Участие в предметных неделях | + | + | + | + | + |
8 | Выступление на августовском совещании | + | ||||
9 | Участие в семинарах, научно-практических конференциях, интернет – конференциях, вебинарах. | + | + | + | ||
10 | Обобщение педагогического опыта в Интернет – ресурсах: http://nsportal.ru/ , «PedUspeh» «Прошколу.ру», « «Электронное образование» | + | + | + | + | + |
11 | Выступления на классных родительских собраниях | + | + | + | + | + |
12 | Проведение мониторинга воспитанности учащихся | + | + | + | + | + |
13 | Участие в конкурсах профессионального мастерства, прикладного творчества и искусства. | + | + | + | + | + |
14 | Чтение литературы и периодических изданий по воспитанию, коррекционной педагогике, психологии, здоровьесберегающих технологиях. | + | + | + | + | + |
15 | Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогическим технологиям. | + | + | + | + | + |
16 | Создание базы электронных презентаций, использование их в своей работе. | + | + | |||
17 | Использование ИКТ на коррекционных занятиях, воспитательных мероприятиях. | + | + | + | + | + |
Перспективный план работы над темой по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Диагнос-тический | 1. Определение целей и задач темы. 2. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 3. Изучение методической, педагогической литературы, работа с Интернет-ресурсами по теме. | 2015-2016 учебный год |
Прогнос-тический | 1. Систематизация материалов по заданной теме. 2. Практическое применение изученных материалов на воспитательских занятиях. | 2016-2017 год |
Практи-ческий | 1 Открытое занятие на школьном уровне. 2. Самоанализ и самооценка своих занятий. | 2017-2018 учебный год |
Обобща-ющий | 1. Оформление результатов работы. 2. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. | 2017-2018 учебный год |
План самообразования на 2015-2016 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1.
| Изучение методической литературы по теме самообразования:
| в течение года |
2. | Поиск материалов в Интернете. | сентябрь – декабрь |
3. | Систематизировать собранный теоретический материал по теме в отдельную папку. | в течение года |
4. | Составление плана коллективных творческих дел | октябрь |
5. | Проведение практических занятий:
| октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май |
6. | Анализ работы по теме самообразования:
| декабрь май |
7. | Оформление результатов работы в форме фотоотчета. | май |
8. | Обобщение педагогического опыта в Интернет – сайте: http://nsportal.ru/ | февраль – май |
nsportal.ru
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
«Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.
Задача руководителя школы молодого специалиста – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием.
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет
(приложение 1).
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2).
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Для педагогов без специального образования:
Тематикой самообразования также может быть:
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них.
(Примерный план самообразования: Приложение 3).
Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Результативность этапов работы по самообразованию:
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
Сформированность определенных личностных качеств:
Повышение профессионального статуса педагога:
Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют под-тверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.
Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит ка-ждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических зна-ний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определен-ном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.
Памятка для осуществления самоанализа
Информация для отслеживания результативности работы педагога:
Литература:
1. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\ Справочник старшего воспитателя. № 11, 2008.
Интернет ресурсы:
Приложение 1
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии
Анкета № 1 – для выявления способности педагогов к развитию
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих
и препятствующих развитию педагогов.
Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее нет;
1 – нет.
Препятствующие факторы:
Стимулирующие факторы:
Обработка анкет
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
Данные заносятся в таблицу.
Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое): К (максимальное),
где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу:
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
Приложение 5
Проект “Современный воспитатель”
Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Срок реализации проектных мероприятий: учебный год
Пути решения поставленных задач:
1. Создать условия для самообразования педагогов:
2. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
3. Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
4. Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер — классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах для слушателей Хакасского республиканского института повышения квалификации работников образования.
5. Составить перспективный план проектных мероприятий.
Механизм реализации проекта:
Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:
Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”.
Заключение
Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: читательской конференцией и деловой игрой “Аукцион идей”. Краткий план их проведения приводится ниже.
Читательская конференция
Цель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошколь-ного образования в целом.
Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов.
Оформление выставки.
План проведения
Вводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное):
Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает науч-но – методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
Сообщения по прочитанным книгам, статьям, вызвавшие особый интерес педагогов.
Обмен мнениями.
Принятие и выработка рекомендаций.
Деловая игра “Аукцион идей”
Цель: Расширить представления педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.
Задачи:
Наглядность: плакат “Аукцион идей”, поощрительные жетоны.
Домашнее задание:
Подготовить материалы из собственной практики по организации работы с детьми на основе современных про-грамм, технологий.
Подготовить представление данного материала, ответить на вопросы: Какую проблему пытаетесь решить? Почему именно данная проблема привлекла ваше внимание? Чем с вашей точки интересен данный материал?
Игра проводится в форме аукциона. Тот, кто предложил наибольшую “цену” после представления материала дает пояснение: чем ценен данный материал? Почему предпочтение отдано именно этому материалу?
Эксперты фиксируют “цену” каждого лота, определяют наиболее “дорогостоящий”. Участника, набравшего наи-большее количество жетонов, в конце игры ожидает поощрительный приз (книга, методическое пособие и др.).
Литература
Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»
I. Этап – подготовка доклада, выступления.
Подбор и систематизация наглядных материалов.
Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.
Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.
5. Распределение материала по вопросам.
6. Письменное изложение полного текста выступления.
II. Этап – работа с подготовленным материалом
III. Этап – подготовка к выступлению
Памятка к исследовательской работе педагога
I. Как правильно сформулировать тему:
1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:
Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»
2. Формулировка темы по схемам:
Например:
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
II. Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
III. Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
IV. Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач
nsportal.ru
Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Развитие творческих способностей детей в труд. деят-ти в условиях реализации ФГОС НОО.
Развитие познавательных способностей у школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД школьников.
Групповая работа как средство формирования УУД.
Развитие проектных навыков у младших школьников.
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника.
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС.
Возможности использования УМК «…….» для повышения качества образования в условиях реализации стандартов второго поколения.
Развитие ИКТ – компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.
Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Контрольно-оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО.
Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО.
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира).
Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках …….
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.
Решение наглядно-действенных задач на уроках ….в условиях перехода на ФГОС НОО(ООО)
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС.
Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО(ООО)
Развитие логического мышления на уроках ….. по ФГОС НОО(ООО)
Организация системы оценивания достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО(ООО)
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО(ООО)
Развитие познавательной активности у учащихся на уроках ……
Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность.
Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЕГЭ.
Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках.
Решение задач повышенной сложности по …….. как средство развития познавательной активности учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся при изучении …как одно из условий формирования творческой личности.
Влияние индивидуальных подходов к личности человека на развитие одарённости.
Формирование речевой компетенции учащихся на уроках развития речи.
Научно-исследовательская работа на уроках ….
Основы методологии научно-педагогического исследования по физкультуре и спорту.
Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.
Метод минипроектов или….. как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Применение игровых технологий на уроках ….
Развитие познавательных способностей на уроках …..
Развитие творческих способностей учащихся на уроках ……..и во внеурочное время.
Методика подготовки учащихся к олимпиадам.
Использование ИК технологий в условиях модернизации образовательного процесса.
Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению …..
Применение ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения, эффективной подготовки к ЕГЭ и обеспечения деятельностного подхода в обучении
Формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся
Повышение эффективности обучения по предмету на основе использования новых технологий.
Формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся
Применение ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения, эффективной подготовки к ЕГЭ и обеспечения деятельностного подхода в обучении
multiurok.ru