ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Набережночелнинская средняя (коррекционная) общеобразовательная школа №88 1 вида»
СЦЕНАРИЙ
сказки «Три дочери»
(по мотивам татарской народной сказки)
для обучающихся 1-2 классов
к международному женскому празднику
Разработала: Галимова Эльвира Фоатовна
учитель начальных классов
Цель внеклассного мероприятия – воспитание уважительного и бережного отношения к старшему поколению, прививать любовь к национальным традициям своего народа.
Необходимая предварительная работа: оформление сцены в стиле татарской избы, с использованием национальных атрибутов (н-р: полотенца, расшитые национальным татарским узором) , распределение ролей и текстов между детьми.
Необходимый для спектакля реквизит: национальные женские костюмы – 4шт, национальные мужские костюмы – 3шт, костюм белки, дом, печь, стулья, лавочка, столы – 2 шт, кукла, пелёнка, люлька (коляска), тазик, веревка бельевая, бельё, миска, заменитель теста, пирожки, дрова, топор, прялка, нитки, зелёная ткань (платок), посуда, шаль.
Музыкальное сопровождение: татарские мелодии С. Сайдашева, татарская плясовая, колыбельная (н-р: Бишек жыры).
Роли: мать,
три дочери,
три жениха,
белка.
Автор: Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. (Звучит спокойная татарская мелодия. На сцену выходит молодая мама в татарском национальном костюме. На руках она качает куклу. Напевая, колыбельную кладет куклу в люльку. Начинает стирать, развешивать бельё, месить тесто и печь пирожки. Затем, уносит люльку с куклой в дом и уставшая, приседает на скамеечку у дома.)
Автор: И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. (Из дома выходят три девочки в татарских национальных костюмах и начинают танцевать. К ним в танец присоединяются три мальчика (женихи) Они уводят девочек со сцены).
Автор: Одна за другой дочери вышли замуж и уехали. (Мама машет им вслед платочком и уходит в дом).
Автор: Прошло несколько лет. (Из дома появляется мама, в платке повязанным на голове, как у старухи, и в жилете, надетом поверх платья, с клюкой в руках. Старуха начинает колоть дрова и падает.)
Автор: Тяжело заболела старуха мать, и решила отправить она к своим дочерям рыжую белочку.
Мама: Белочка, белка. Подруженька моя. (Зовёт старуха белку). Сильно я заболела. Беги к моим дочкам. Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
(Белка бежит к старшей дочери. А она в это время стирает бельё.)
Белка: Мама заболела, пойдём быстрей.
Дочь 1: Ой! Я бы рада пойти, да сейчас очень занята, мне нужно достирать эту кучу белья.
Белка: (сердито) – Постирать? Так будь же ты лягушкой!
(Звучит музыка.
Старшая дочь кружится, держа в руках большой зелёный платок. Кружась накидывает его на себя сверху. Приседает и прыгая, квакая, как лягушка, уходит за занавес.
Белка бежит ко второй дочери. А она в это время пряжу прядёт. Постучалась белочка ко второй дочери.)
Белка: Мама заболела, пойдём быстрей.
Дочь
2: Ой!
Я побежала бы к маме, да надо мне к
ярмарке холста наткать.
Белка
:(сердито) Ну и тки всю жизнь, никогда не
останавливаясь!
(И вторая дочь запутываясь в нитках превратилась в паука. Уходит за занавес.
Белка бежит к третьей дочери. А она в это время тесто месит. Постучалась белочка к ней.)
Белка: Мама заболела, пойдём быстрей.
(Дочь
не сказала ни слова, даже не обтерла
рук, побежала к своей матери. Прибегает
к старухе. Начинает ухаживать за ней.
Разжигает печь, поит мать чаем. Мама
выздоравливает.)
Белка:(
наблюдая за происходящим) Приноси же ты всегда людям радость, и
люди будут беречь и любить тебя, и детей
твоих, и внуков, и правнуков.
(Младшая
дочь садится рядом с матерью, накидывает
ей на плечи шаль и обнимает её. Звучит
спокойная тихая татарская мелодия).
Автор: И правда, третья дочь жила много лет, и
все её любили. А когда пришла пора ей
умереть, она превратилась в золотую
пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает
пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё
вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в
тёплом улье, а проснётся – ест только
мёд и сахар.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сценарий инсценировки татарской народной сказки «Три дочери
в рамках тематического мероприятия «Сказки родного края»
Начальные классы
Учитель – дефектолог
1 квалификационной категории
Вильданова Г.Р.
2017 г.
Сценарий спектакля по мотивам татарской народной сказки
«Три дочери» в рамках
Цель: проведение интегрированного занятия по устной речи, игротерапии и ритмике через инсценировку народной сказки
Задачи:
– Приобщить к культуре и традициям народов Поволжья через знакомство с татарской народной сказкой и музыкой.
– Продолжать работу над развитием музыкальных, ритмических и творческих способностей детей средствами театрального искусства.
– Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации.
– Помочь детям поверить в себя, преодолевая стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.
– Воспитывать любовь, уважение, интерес к традициям, образу жизни, музыке народов Поволжья.
Действующие лица:
Сказочники – 4 чел.
Мать Фарида-апа
Старшая дочь Айгуль
Средняя дочь Алия
Младшая дочь Алсу
Бельчонок, зайчонок, медвежонок
Лесные птицы.
Материалы и оборудование:
Элементы татарского костюма, костюмы зверей, таз, нитка, иголка, ткань, чашка с тестом, дом, стол, чайник, чайные чашки (касушки, татарское сладкое блюдо «чак – чак», лекарственные травы, проектор
Сценарий:
1 сказочник:
В одной деревушке, в маленькой избушке жила-была женщина. И звали ее Фарида-апа.
(Выходит Фарида-апа)
2 сказочник.
У нее были три дочери. Старшая дочь Айгуль, первая красавица в деревне. Средняя дочь Алия, на все руки мастерица. Младшая дочь Алсу, самая скромная, послушная.
(Выходят дочери по очереди)
3 сказочник.Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. Тяжело ей приходилось, но глядя на подрастающих красавиц-дочерей Фарида-апа радовалась и еще больше, усерднее трудилась (выходят подруги дочерей, танцуют танец с платками под татарскую народную песню «Су буйлап»).
4 сказочник.
А тем временем дочери росли, хорошели. И выросли они быстрые, как ласточки, лицом похожи на луну, одна краше другой, и вскоре уехали далеко от своей матери. Осталась Фарида-апа одна.
(Дочери уходят. Слышится музыка, переходящая в песню. Появляется мать, несет ведро с водой, ставит на пол)
Фарида-апа.
Ох и устала. Стара совсем стала. Чайку бы попить (чай наливает, пьет, приговаривает) Сколько лет и сколько зим, а все одна, да одна. Не с кем даже чаю попить, не с кем поговорить, словечком перемолвиться. И дочери мои давно не приезжали. Как там они? Хорошо ли им живется? Ох, что-то плохо мне, плохо. Вся больная я стала. Пойду-ка полежу, немного отдохну.
Бельчонок.
Какой хороший день! Птицы поют, солнышко светит. Ноги сами в пляс идут.
(звучит музыка, на поляну выходят звери и птицы, танцуют под песню «Туган як», после исполнения танца расходятся)
А я давно уже не был у Фариды-апы. Как она там? Пойду навещу ее.
(Звучит музыка, бельчонок идет к дому Фариды-апы)
Бельчонок.
(стучит) Фарида-апа! Фарида-апа!
Фарида-апа.
Кто там?
Бельчонок.
Это я – Бельчонок. Здравствуйте Фарида-апа.
Фарида-апа.
Здравствуй, Бельчонок. Хорошо, что ты пришел ко мне. Сейчас, сейчас тебя чаем угощу, посидим, поговорим. Сейчас, сейчас, я быстренько.
(Берет чайник, внезапно падает)
Бельчонок.
Что с тобой, Фарида-апа?
(испугался, помогает поднять чайник)
Фарида-апа.
Бельчонок, Бельчонок. Что-то плохо мне совсем. День ото дня становится все хуже. Беги к моим дочерям, скажи им, чтоб ко мне поспешили.
Бельчонок.
Побегу, по полям, по лесам поскачу, друзей позову и дочерей твоих приведу!
(Зовет медвежонка и зайчонка, совещаются, показывает им направление, убегают.
Сидит Айгуль, чистит тазы. Играет деревенская музыка)
Бельчонок.
Айгуль! Айгуль! Добрый день, Айгуль!
Добрый день, Бельчонок!
Бельчонок.
Айгуль, твоя мама тяжело заболела, скорее беги к ней.
Айгуль.
Ой-ой, как же быть? Я сразу бы к маме побежала, но не могу я. Надо сначала почистить эти два таза.
Бельчонок.
Какая ты жестокая, Айгуль, маму не жалеешь? Почистить два таза? Ах, так? Тогда и не расставайся вовек со своими тазами! Быть тебе навеки черепахой.
(Айгуль кружится, прячется за ширму. Звук звона. На экране появляется черепаха)
Бельчонок.
Не захотела Айгуль помочь своей матери, надо медвежонку бежать к средней дочери.
(Музыка, медвежонок бежит к дому Алии. Сидит Алия, шьет халаты.)
Медвежонок.
Алия! Алия! Добрый день, Алия!
Алия.
Добрый день, Медвежонок!
Медвежонок.
Алия, твоя мама тяжело заболела, скорее, беги к ней!
Алия
Эх, я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке халатов нашить.
Медвежонок.
Какая ты жестокая, Алия, маму не жалеешь! Ну и шей теперь всю жизнь не останавливаясь. Быть тебе навеки пауком.
(Алия кружится, прячется за ширму, звон. На экране появляется паук)
Медвежонок.
И Алия не захотела помочь матери. Нужно зайчонку бежать к младшей дочери.
(Зайчонок бежит к дому Алии. Музыка. Младшая дочь месит тесто).
Зайчонок.
Здравствуй, Алсу!
Алсу. Здравствуй , Зайчонок!
Зайчонок.
Алсу, твоя мама тяжело заболела, скорее беги к ней.
Алсу .
Мама заболела? Бельчонок, побежали скорее. Мама, мамочка любимая. Я помогу тебе.
(Бегут с бельчонком. Перегоняют друг друга. На экране смена пейзажа. Подбегают к дому матери.)
(Фарида апа лежит. Входят младшая дочь и Бельчонок.)
Алсу .
Мама! Мамочка! Плохо тебе. Сейчас я тебя напою чаем из травок, лекарства дам. (Наливает из чайника, подает матери чашку) .
Зайчонок.
Доброе у тебя сердце, Алсу. Так пусть же люди к тебе добрыми всегда будут.
Бельчонок.
Живи счастливо и людей делай счастливыми!
Медвежонок.
И люди будут любить тебя и добро твое никогда не забудут.
Алсу .
А где же сестры мои?
Бельчонок.
Они не захотели помочь твоей маме и превратились в паука и черепаху.
Алсу.
Простите их, верните их!
Зайчонок.
Ну что ж, Алсу, будь по-твоему.
(Айсылу и Айгуль, крутясь, возвращаются из-за ширмы, бросаются к Фариде-апе)
Айсылу и Алсу.
Мама, мамочка, прости нас!
(Обнимают Фариду-апу, та обнимает их в ответ. Алсу обнимает всех. Выходят все участники и поют песню «Мама»)
multiurok.ru
Сценарий татарской народной сказки «Три совета отца»
1. Аул (ФОТО)
Автор: Жил в одном ауле старик с двумя сыновьями. Пришла старику пора умирать. Позвал он сыновей.
Комната (стол, скамейки) НА СЦЕНЕ
Старик: (зовёт сыновей)
Дорогие мои сыновья! Ахмед и Абдула! Пришла пора мне умирать, я хочу оставить вам наследство.( Отец отдаёт шкатулку. )
Ахмед: О спасибо, отец.
Абдула: Мы благодарим тебя отец. (Целуют руки отцу)
Старик: Но не спешите! Да, я оставляю вам наследство, но не наследством вы будете богаты.
Сыновья: А чем же, отец?
Старик: Я даю вам три совета, которые дороже денег и дороже добра. И если вы будете их помнить, то проживёте в достатке всю жизнь.
Сыновья: Какие советы, дорогой отец? Мы слушаем тебя.
Старик: Вот мои советы, запоминайте. Первыми никому не кланяйтесь – пусть вам другие кланяются. Всякую еду ешьте с мёдом. Спите всегда на пуховиках. А теперь прощайте, мои дорогие сыновья.
Автор: Сыновья забыли о его советах и давай жить в своё удовольствие: пить да гулять, много есть и долго спать.
2.Трактир (ФОТО)
Сидят братья за столом, пьют и едят. Танец. Официант подносит еду.
Ахмед: Эх, брат, здорово мы погуляли!
3. Дом.
Заглядывают в шкатулку, а она пуста.
Ахмед: Эх, брат, деньги отцовы мы прожили, скотину продали, и ничего у нас не осталось, даже есть нечего!
Абдула: А ведь отец, кроме наследства, оставил нам три совета. Он сказал, что с ними мы проживём в достатке всю жизнь.
Ахмед: Я помню эти советы, но чего они стоят?
Отец сказал: Первыми никому не кланяйтесь – пусть другие вам кланяются. Для этого надо быть богатым, а нынче беднее нас во всей округе никого не сыщешь.
Абдула: Я тоже вспомнил: отец ещё сказал: всякую еду ешьте с мёдом. Слышишь, с мёдом, да у нас чёрствой лепёшки нет, не то, что мёду. А ещё он сказал: спите всегда на пуховиках.
Ахмед: Хорошо бы на пуховиках, а наш дом пуст, не осталось и старой кошмы.
Абдула: Да, не поняли мы тогда наставлений отца. А в словах его мудрость! Он хотел, чтобы мы первыми, чуть свет, приходили работать в поле, и тогда всякий, кто пройдёт мимо, первым будет с нами здороваться.
Ахмед: Когда хорошо поработаешь целый день и вернёшься домой усталый и голодный, даже чёрствая лепёшка покажется тебе слаще мёда. Тогда и любая постель покажется тебе желанной и приятной, спать будешь сладко, как на пуховике.
4. Поле (ФОТО)
Автор: На другой день чуть свет братья пошли в поле, пришли раньше всех. Идут на работу люди – первыми с ними здороваются.
Люди: Добрый день! Желаем вам хорошей работы!
БРАТЬЯ РАБОТАЮТ
Автор: Целый день братья спин не разгибали, а вечером лепёшка с чаем показалась им слаще мёда. Так работали они каждый день. Осенью собрали хороший урожай и снова зажили в достатке. Так мудрые советы отца помогли братьям вернуть уважение людей.
infourok.ru
СЦЕНАРИЙ
сказки «Три дочери»
(по мотивам татарской народной сказки)
для обучающихся 1-2 классов
к международному женскому празднику
Цель внеклассного мероприятия – воспитание уважительного и бережного отношения к старшему поколению, прививать любовь к национальным традициям своего народа.
Необходимая предварительная работа: оформление сцены в стиле татарской избы, с использованием национальных атрибутов (н-р: полотенца, расшитые национальным татарским узором) , распределение ролей и текстов между детьми.
Необходимый для спектакля реквизит: национальные женские костюмы – 4шт, национальные мужские костюмы – 3шт, костюм белки, дом, печь, стулья, лавочка, столы – 2 шт, кукла, пелёнка, люлька (коляска), тазик, веревка бельевая, бельё, миска, заменитель теста, пирожки, дрова, топор, прялка, нитки, зелёная ткань (платок), посуда, шаль.
Музыкальное сопровождение: татарские мелодии С. Сайдашева, татарская плясовая, колыбельная (н-р: Бишек жыры).
Роли: мать,
три дочери,
три жениха,
белка.
Автор: Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. (Звучит спокойная татарская мелодия. На сцену выходит молодая мама в татарском национальном костюме. На руках она качает куклу. Напевая, колыбельную кладет куклу в люльку. Начинает стирать, развешивать бельё, месить тесто и печь пирожки. Затем, уносит люльку с куклой в дом и уставшая, приседает на скамеечку у дома.)
Автор: И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. (Из дома выходят три девочки в татарских национальных костюмах и начинают танцевать. К ним в танец присоединяются три мальчика (женихи) Они уводят девочек со сцены).
Автор: Одна за другой дочери вышли замуж и уехали. (Мама машет им вслед платочком и уходит в дом).
Автор: Прошло несколько лет. (Из дома появляется мама, в платке повязанным на голове, как у старухи, и в жилете, надетом поверх платья, с клюкой в руках. Старуха начинает колоть дрова и падает.)
Автор: Тяжело заболела старуха мать, и решила отправить она к своим дочерям рыжую белочку.
Мама: Белочка, белка. Подруженька моя. (Зовёт старуха белку). Сильно я заболела. Беги к моим дочкам. Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
(Белка бежит к старшей дочери. А она в это время стирает бельё.)
Белка: Мама заболела, пойдём быстрей.
Дочь 1: Ой! Я бы рада пойти, да сейчас очень занята, мне нужно достирать эту кучу белья.
Белка:(сердито) – Постирать? Так будь же ты лягушкой!
(Звучит музыка.
Старшая дочь кружится, держа в руках большой зелёный платок. Кружась накидывает его на себя сверху. Приседает и прыгая, квакая, как лягушка, уходит за занавес.
Белка бежит ко второй дочери. А она в это время пряжу прядёт.Постучалась белочка ко второй дочери.)
Белка: Мама заболела, пойдём быстрей.
Дочь 2:Ой! Я побежала бы к маме, да надо мне к ярмарке холста наткать.
Белка :(сердито) Ну и тки всю жизнь, никогда не останавливаясь!
(И вторая дочь запутываясь в нитках превратилась в паука. Уходит за занавес.
Белка бежит к третьей дочери. А она в это время тесто месит.Постучалась белочка к ней.)
Белка: Мама заболела, пойдём быстрей.
(Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери. Прибегает к старухе. Начинает ухаживать за ней. Разжигает печь, поит мать чаем. Мама выздоравливает.)
Белка:( наблюдая за происходящим) Приноси же ты всегда людям радость, и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
(Младшая дочь садится рядом с матерью, накидывает ей на плечи шаль и обнимает её. Звучит спокойная тихая татарская мелодия).
Автор: И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся – ест только мёд и сахар.
infourok.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Черки-Гришинский детский сад Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Сценарий «МЫ ИЗ СТРАНЫ СКАЗОК»
(на татарском языке)
Выполнила
Воспитатель МБДОУ
«Черки-Гришинский детский сад»
Гимадиева Гульназ Загитовна
Бурычлар:
Балаларның Г.Тукай иҗаты буенча алган белемнәрен гомумиләштерү һәм сәхнәләштерү беләнкызыксыну тәрбияләү.
Телнең сәнгатьлелеген камилләштерү, хәтер сәләтен үстерү.
Әкияттәге төп фикерне аңларга, әсәрне сәхнәләштерергә өйрәтүне дәвам итү.
Сүзлек: тирәли, җәнлекләр, киек-җанвар, чыңласын, тирәкләр, посып утыра, киметкән, шикләнмәгез, тугры, кыланышы, бүгеннән.
Җиһазлар: магнитофон, әкиятләр буенча слайдлар яки рәсемнәр.
Матур әдәбият: Г.Тукайның “Шүрәле”, “Сарык белән кәҗә” әкиятләре.
Тәрбияче белән бергә татар киемнәре кигән кызлар чыгалар.
Тэрбияче:
Ягез әле, килегез,
Тирәли утырыгыз.
Әкият сөйлим сезгә,
Тезеп сүзләрен сүзгә.
(Шул вакытта саескан киеме кигән бала очып үтә)
Борын-борын заманда
Ерак Кырлай урманында
Яшәгәннәр җәнлекләр,
Беркемгә тимәгәннәр.
(Саескан очып килә, телеграмманы бирә, тәрбияче укый)
Шушы Кырлай ягыннан
Хәбәрчебез саескан
“Шүрәлене саклагыз”, – дип
Телеграмма суккан.
Чөнки байтак урманнар
Шүрәлесез ди хәзер.
Киек-җанвар аннан башка
Ямь табалмый нигәдер.
(Кызлар бер-берсенә карашып аптырашалар)
Борчылмагыз, дусларым,
Миннән сезгә теләк шул.
Кичәбезнең түрендә
Буген олы кунак ул.
Шүрәлеләр бүтән хәзер
Усал түгелләр һич тә.
Алар якын дуслар белән
Очраша иртә-кичтә.
Һәммәсе дә шат күңелле,
Уйныйлар да көләләр.
Якын дусларын алар да
Кунак итә беләләр.
Сез дә барыгыз әле
Кырлай урманнарына.
Урманнарның Шүрәле
Яши торганнарына.
(Кызлар китәләр, моңлы татар халык көе яңгырый)
Чү, әнә үзләре дә киләләр бугай.
(Гармун тоткан малай, аңа ияреп кызлар чыга)
1 бала
Уйныйм әле, уйныйм әле,
Авазлары чыңласын.
“Әкият бәйрәменең” җырын
Иптәшләрем тыңласын.
Җыр “Шурэле ”
(Кызлар биеп җырлыйлар)
(Шүрәле чыга, кызлар куркып, артка чигенәләр)
2 бала
Шушы бәйрәм хөрмәтенә
Усаллыгын киметкән.
Гафу итәрбез, Шүрәле,
Безнең белән биесәң.
3 бала
Әкияттән чыктыңмы син,
Урманнан киләсеңме?
Әгәр булсаң чын Шүрәле
Кытыклап кара безне.
Шүрәле:
Бер дә шикләнмәгез, кызлар
Мин карак, угры түгел.
Юлда кисмимен, шулай да
Мин бик үк тугры түгел.
Җырлы биюле уен “Шүрәле”
Безнең Әкият бәйрәменә
Килгән икән Шүрәле.
Бәйрәмне безнең бозмакчы,
Кыланышын күр әле.
Кушымта: Шүрәле, Шүрәле,
Шүрәлене күр әле,
Кети-кети уйныйк диеп
Торган була бит әле.
Безнең бакча балалары
Әкиятләр ярата.
Кәҗә белән сарыкны
Дусларым күптән көтә.
(Аркаларына капчыклар аскан сарык белән
кәҗә керәләр, кулларында китап)
Кәҗә:
Килдек сезгә кунака
Әкиятләр иленнән.
Сарык дус белән икәүләп
Сезнең дуслар бүгеннән.
Сарык:
Белем бәйрәменнән башлап
Китап укый башладык.
Тукай абый китапларын
Сатып ала башладык.
Кәҗә:
Әкиятләр сөйләп, тыңлап
Телләребез ачыла.
Киләчәктә бергә калыйк.
Без әкият илендә.
Тэрбияче:
Алдагы көннәрегездә
Телибез зур уңышлар.
Әкияттә дә, тормышта да
Иҗат итик без, дуслар.
infourok.ru
Татарстан Республикасы Казан шәһәре Идел буе районы
мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениясе
“31 нче номерлы катнаш төрдәге балалар бакчасы”
“Өч кыз” әкиятенә инсценировка
Башкарды:
Татар теле тәрбиячесе
Айтуганова Наилә Наил кызы
Казан 2015
Зурлар төркемендә (5-6 яшьлек балалар)
“Өч кыз” әкиятен сәхнәләштерү
(УМК кулланып)
Максат: 1. Әниләргә, олыларга карата ихтирам, хөрмәт хисләре
тәрбияләү.
2. Әкият аша балаларны геройларның эшләренә бәя бирергә
өйрәтү.
2. Балаларда татар халкының гореф-гадәтләренә кызыксыну
уяту.
Җиһазлау: 1. Магнитофон һәм дисклар
2. Тиен,әни, аның кызлары өчен татар халык киемнәре.
3. Татар халкының орнаментлары төшкән сөлгеләр,самовар,
чынаяклар, чиләк белән көянтә, бала караваты, курчак, милли ризык муляжлары, өй атрибуты.
Катнашалар: Әни – Әмина апа
Олы кыз – Айгөл
Уртанчы кыз – Алия
Кече кыз – Алсу
Тиен
Алып баручы
(Әкрен генә музыка уйный,өй күренеше, әни кызлары белән өйдә)
Алып баручы: Борын-борын заманда яшәгән ди Әминә исемле хатын. Аның булган ди өч кызы. Әмина апа кечкенәдән кызларына бишек җырларын җырлап үстергән.
(“Уйный-уйный үсәбез” Бишек җыры №60)
Әниләре кызларының өсте бөтен, тамаклары тук булсын дип көне-төне эшләгән. (Әни өйдә үз эшләрен эшли.)
Менә кызлар үсеп тә җиткәннәр.
Алып баручы. (Кызлар берәм-берәм чыгып уртага басалар. )
Олы кызы – Айгөл. Авылда иң чибәре.
Уртанчы кызы – Алия. Бик оста куллы кыз булган.
Кечкенә кызы – Алсу. Акыллы һәм тыйнаклыгы белән аерылып торган.
Айгөл белән Алия арасында диалог . Алия күлмәккә карап сокланып утыра, Айгөл бизәнә. Ә Алсу бу вакытта әнисенә булыша).
-Күлмәк матур?
-Әйе, күлмәк матур.
– Ә мин матур?
-Матур!
Әминә апа. Кызым, барыгыз эзрәк күңел ачып, уйнап кайтыгыз.
Алсу. Кызлар, әйдәгез уйнарга!
Алып баручы. Эшләре беткәч, кызлар кичке уенга ашыкканнар. Алар анда уйнаганнар, күңел ачканнар.
(Җырлы-биюле уен “Кәрия-Зәкәрия” 5-6 бала. Уен уйнаганда Әмина апа кызларга бирнә җыя. 3 төенчек төйни. Уеннан соң кызлар әниләре янына
йөгереп киләләр. Кочаклыйлар. Әниләре кызларын озата)
Алып баручы. Менә шулай кызлар бик матур булып үсеп җиткәннәр, әниләре яныннан әкренләп таралыша башлаганнар.
Әминә апа. Кызым, Айгөл. Менә син зур кыз булдың инде. Сиңа китәргә вакыт. Кызым, мине онытма, бәхетле бул. Игелек күреп яшә.
-Рәхмәт, әни, җылы сүзләрен өчен. Сау бул, әни.
(Кыз китеп бара. Шул рәвештә икенче, өченче кызны китә)
Алып баручы. Әмина апа үзе генә кала. Бер ел үтә, ике ел үтә. Өч ел үтә. Әмина апа авырый башлый.
(Музыка. Әни чиләк белән су алып керә. Авыр сулый. Тәрәзәдән күзәтә. Чәй ясамакчы була. Йөрәгенә тотына. Телефонын ала)
Әмина апа. Хәлем дә авырайды. Картайдым да. Кызларым да күренмиләр. Инде нишләргә? Кемгә барырга? (Урындыкка килеп утыра да исенә төшкән кыяфәт ясый)
И, и , онытым та торам бит әле! Минем бит урманда тиен дустым бар! Шалтыратыйм әле үзенә.
(Әни белән тиен телефоннан сөйләшә.)
-Исәнме, Тиен. Хәлләрен ничек?
-Исәнме, Әминә апа. Хәлләр әйбәт. Рәхмәт.
-Тиен, дустым, кил монда. Мин бик авырыйм, хәлем авыр, кызларымны чакыр минем яныма.
-Ярар, ярар. Борчылма, Әминә апа. Хәзер чакырам. Сау булып тор.
Алып баручы. Тиен шунда ук чыгып чапкан. Ул олы кызы – Айгөл яшәгән йортка килеп җиткән. Олы кызы тазлар чистарта икән.
(тиен белән олы кыз арасында диалог.Тиен ишек шакый)
-Кем бар анда?
-Мин тиен.
-Тиен, кер, монда.
-Исәнме, Айгөл. Хәлләр ничек?
-Әйбәт, тиен. Рәхмәт.
-Айгөл, әниең бик авырый, әйдә аның янына, ул сине чакырды.
-Ай-яй, яй! Бик барыр идем, тик менә вакытым юк, тазлар чистартасым бар.
-Ай-яй, яй! Юньсез кыз! Кал шул тазларын белән.
Алып баручы. Тиеннең шулай дип әйтүе була, Айгөл ташбакага әйләнә.
(әйләнә-әйләнә сәхнә артына чыга, ташбака киеме киертелә)
Тиен шуннан соң уртанчы кызы Алия янына чыгып чапкан. Алия бу вакытта җеп чырный икән.
(уртанчы кыз белән тиен арасында диалог. Тиен ишек шакый)
-Кем бар анда?
-Мин тиен.
-Тиен, кер, монда.
-Хәерле көн, Алия. Хәлләрен ничек?
-Әйбәт, рәхмәт.
-Алия, әниең авырый, әйдә аның янына, ул сине чакырды.
-Ай-яй, яй! Бик барыр идем, тик вакытым юк. Җеп чырныйсым бар.
-Ай-яй! Юньсез кыз! Кал шул җебең белән.
Алып баручы. Тиеннең шулай дип әйтүе була, Алия үрмәкүчкә әверелгән.
(әйләнә-әйләнә сәхнә артына чыга, үрмәкүч киеме киертелә)
Тиен бик аптыраган бу хәлгә һәм өченче кыз янына чыгып чапкан. Алсу бу вакытта камыр баса икән.
(кече кыз белән тиен арасында диалог. Тиен ишек шакый)
-Кем бар анда?
-Мин тиен.
-Тиен, кер, монда.
-Хәерле кич, Алсу. Хәлләрен ничек?
-Әйбәт, рәхмәт.
-Алсу, әниең авырый, әйдә аның янына, ул сине чакырды.
-Әнием авырый? Мин хәзер аның янына барам. Әнием, әнием…
(кыз әнисе янына чаба, кочаклап ала, хәлләрен сорый)
-Әнием, алтыным, син минем якыным. Хәлләрең ничек?
-Авырып киттем бит әле, кызым. Хәлем дә юк. Сезне дә бик сагындым.
-Хәзер-хәзер, әнием, дару алып киләм. (дару бирә)
-И, рәхмәт, кызым. Ярый әле син бар, алмам. Гомер буе игелек күреп яшә.
-Рәхмәт, әни, җылы сүзләрең өчен. Әни, әйдә, бергәләп чәй эчеп алыйк әле. Хәлең дә яхшырып китәр. (музыка)
(Әни белән кыз өстәл янында чәй эчеп калалар)
Алып баручы. Кече кыз бик бәхетле гомер кичергән, кешеләр дә, әнисе дә аны бик яраткан, хөрмәт иткән.
infourok.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА №56»
Сценарий сказки «Как Агли невесту искал»
(по мотивам татарских народных сказок)
Автор: Купцова Мария
Ученица 5-А класса
Купцова Ирина Григорьевна
учитель начальных классов
г. Тольятти
2017
Сказка «Как Агли невесту искал»
по мотивам татарских народных сказок
Действующие лица:
Агли
Отец Агли
Джигиты
Белочка
Тётушка Минсылу
Старшая дочь
Средняя дочь
Младшая дочь
Картина первая
Звучит спокойная татарская мелодия. На сцену выходит отец с сыном в татарском национальном костюме.
Отец: – Угыл (Сынок), тебе уже восемнадцать лет исполнилось, пора невесту себе сыскать.
Агли: – И правда, женщина в семье всегда и уберет, и сготовит
( задумчиво). Эх, тятя (ата), твоя правда, пойду себе невесту искать красивою, умную и трудолюбивою.
Отец: – Одень эти сапожки, они тебе пригодятся. Ноги твои усталости не будут знать и дорогу укажут.
Агли прощается и уходит за кулисы. Отец машет рукой и уходит в противоположную кулису.
Картина вторая
Звучит весёлая татарская музыка. Выезжают Джигиты на конях, пытаются обогнать друг друга, один из них побеждает.
Джигит 1– Я самый первый, я самый быстрый.
Джигит 2 – Так нечестно, ты толкаешься. У тебя конь быстрый. Давай меняться, ты сядешь на моего коня, а я на твоего, тогда посмотрим кто первым придёт.
Джигит 1 – Хорошо, давай попробуем.
Звучит весёлая татарская музыка. Начинается соревнование. Снова побеждает первый джигит.
Джигит 1 – Ну, а сейчас что ты скажешь?
Джигит 2 – Твоя взяла.
Джигит 1-Тиши, кто-то идёт. Прячемся.
Выходит Агли. Видит брошенных лошадей, наклоняется, чтобы взять.
Джигит 1- Не тронь, они наши.
Агли:- На возьми. А это чья?
Джигит 2- Моя
Джигит 3-Нет моя
Джигит 2 – Да ты что, это моя лошадь.
Джигит 1-Не спорте, друзья. (отдаёт свою и берёт другую, взгляд падает на сапожки Агли) – Продай мне свои сапожки
Агли: – Они не продаются
Джигит 1 – Тогда давай меняться.
Агли: Ты мне лошадь, а я тебе сапожки
Джигит 2 (шепчет Агли) – Не меняйся, как ты будешь соревноваться.
Джигит 1 –Нет, мне лошадь нужна самому.
Агли: – На нет и суда нет. Прощай.
Джигит 1 Прощай! (Джигиты убегают)
Агли садиться передохнуть, достаёт лепёшку, чтобы поесть. Незаметно выходить белочка. Агли пугается.
Агли: – Ой! Ты кто такая?
Белочка:- Белочка, вот кто. А ты кто такой и куда путь держишь?
Агли: – Агли, иду искать невесту себе.
Белочка: – А у тебя нет лепёшки, я так голодна?
Агли:- От чего нет, конечно есть. На. (подаёт лепёшку, белочка кушает)
infourok.ru