Система закаливающих мероприятий
План закаливающих мероприятий старшая группа.
1. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
2. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.
3. Чесночные «киндеры»
4. Аромотерапия (лук, чеснок)
5. Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя
6. Оптимальный двигательный режим
7. Гимнастика после сна
8. Закаливание: рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия
9. Обширное умывание.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» обмоем кисть руки, — обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» с другою повтори. — обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» до локтя намочили, — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» — с другою повторили — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» по шее провели, — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» смелее по груди. » — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» лицо свое обмоем, — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» с рук усталость смоем — ополаскивает руки.
«Девять» воду отжимай — отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» сухо вытирай— вытирает руки насухо.
Гимнастика пробуждения «Мышки-шкряботушки»
1. «Потягушки» – и. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, вытянуть носки ног.
2. «Тренируют лапки» – и. п. : то же. Поднять ноги вверх, руками коснуться ног.
3. «Пугливые мышки» – и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподняться на вытянутых руках, повернуть голову вправо-влево.
4. «Проворные мышки» – и. п. : стоя на четвереньках, голова опущена. Прогнуть спину, голову поднять вверх.
5. «Гибкие спинки» – и. п. : то же. Повторить упражнение № 4 с раскачиванием вперёд-назад.
6. «Мышка в норке» – и. п. : стоя, руки вдоль туловища. Присесть и сгруппироваться.
Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка»
(часть первая- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь январь.)
1. «Солнышко просыпается» – и. п. : лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево – вправо. (4 раза.)
2. «Солнышко купается» – и. п. : то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза.)
3. «Солнечная зарядка» – и. п. : то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх – вперёд. (4 раза.)
4. «Солнышко поднимается» – и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)
5. «Я – большое солнышко» – и. п. : стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)
Ходьба на месте обычная.
Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка»
(часть вторая- февраль, март, апрель, май) \
6. «Вот как солнышко встаёт» – и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз, медленно вставать, руки вперёд — вверх на каждое слово.
7. «Выше, выше, выше» – и. п. : стоя, руки вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.
8. «К ночи солнышко зайдёт» – и. п. : то же. Присесть на корточки, руки опустить.
9. «Ниже, ниже, ниже» – и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз-вверх-вниз.
10. «Хорошо, хорошо» – и. п. : стоя. Хлопки в ладоши.
11. «Солнышко смеётся» – и. п. : стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
12. «А под солнышком таким веселей живётся» – и. п. : то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза) .
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
3. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете ___ покажи.
— Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
— Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
— Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
— Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
— Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
— Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
— Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной ус-тойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —
растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца
другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их
друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к
груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.
С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных реф-лекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.
«Поиграем с ушками» 1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху) .
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
— Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
— Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
— А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
— А потом, а потом
Покрутили козелком.
— Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
— Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
— А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на.
Система закаливающих мероприятий
Система закаливающих мероприятий осуществляемая в детском саду
Содержание | Возрастные группы | |||
| Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
1. 1. Воздушно- температурный режим: | от +20 до + 22°С | от +20 до + 22°С | от +18 до + 20°С | от +18 до + 20 °С |
| Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей | |||
Одностороннее проветривание | В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Допускается снижение температуры на 1-2 °С | |||
Сквозное проветривание (в отсутствии детей): | В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная до 16 °С. Проводится до возвращения детей за 20-30 мин. | |||
Утром перед приходом детей | К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной. | |||
Перед возвращением детей с дневной прогулки | + 20 °С | + 20 °С | + 18 °С | + 18 °С |
Во время дневного сна, вечерней прогулки | В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении | |||
Прием детей на воздухе | ||||
Утренняя гимнастика | В летний период на улице. В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная | |||
НОД по физическому развитию | 2 раза в неделю в физкультурное занятие в зале при + 19 °С. Форма спортивная. Одно занятие круглогодично на воздухе до – 10 °С | |||
Прогулка | Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. В холодное время года: | |||
| до – 15 °С | до – 18 °С | до – 20 °С, при скорости ветра не более 15 м\с | |
Закаливание в процессе прогулки | Закаливание солнцем в весенне-летний период начинается с 5-6 мин. до 10 мин одномоментно (40 -50 мин. суммарно), остальное время прогулка в тени деревьев. | |||
| при неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин. | |||
Дневной сон | Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры | |||
| + 19 °С | +19 °С | + 19 °С | + 19 °С |
После дневного сна | В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы | |||
1.2. Водные процедуры: Гигиенические процедуры | Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры. Ополаскивание ног после летней прогулки. Игры с водой. |
Автор: Каракчиева Наталья Анатольевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №43» г.Сыктывкара
Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Закаливание один из наиболее эффективных методов повышения сопротивления организма резким колебаниям температуры воздуха и простудным заболеваниям, обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Цель закаливания:
-укрепление здоровья детей
-развитие выносливости организма при изменении факторов внешней среды
– повышение сопротивляемости организма
Условия закаливания:
-учет индивидуальных особенностей при выборе методов
-комплексное использование всех факторов и процедур
-постепенное увеличение силы воздействия природы и факторов
– систематическое закаливание круглый год
– спокойное, радостное настроение во время процедур и тепловой комфорт организма детей.
№ | Мероприятия | Группы | Время проведения |
1 | Соблюдение температурного режима | Все группы | В течение дня |
2 | Пребывание детей в облегченной одежде | Все группы | В течение дня |
3 | Сквозное проветривание в отсутствии детей | Все группы | 3 раза в день, в отсутствии детей, утром, до прихода детей, во время дневной и вечерней прогулки |
4 | Прогулка на свежем воздухе | Все группы | Ежедневно, 2 раза в день |
5 | Мытье рук прохладной водой | Все группы | Ежедневно, после прогулки |
6 | Мытье рук холодной водой до локтей | Со средней группы | Ежедневно, после сна. |
7 | Закаливание воздушным потоком «Апшерон»
| Со 2 младшей группы | Ежедневно, после обеда |
8 | Полоскание рта после еды прохладной водой | Со 2 младшей группы | Ежедневно, после обеда |
9 | Полоскание рта морской водой | Со 2 младшей группы | 2 раза в год, осенью и весной, ежедневно после обеда |
10 | Дневной сон без маек | Со средней группы | Ежедневно |
11 | Контрастное обливание стоп | Все группы | Ежедневно, после сна |
12 | Босохождение, дорожки здоровья | Все группы | Ежедневно, до и после сна |
13 | Занятия в бассейне | Со 2 младшей группы | 1-2 раза в неделю |
Схема закаливания в первой младшей группе
№ | Мероприятия | Рекомендации | Время проведения |
1 | Соблюдение температурного режима | Температура воздуха в группе должна быть: – до 3-х лет: 22˚С до – 24˚С; | В течение дня |
2 | Пребывание детей в облегченной одежде | Одежду и обувь должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов; Облегченная одежда – футболка, шорты, носочки; платье, носочки, гольфы. | В течение дня |
3 | Сквозное проветривание в отсутствии детей | Проводится путем открывания окон или дверей в противоположных концах помещения. Окна или двери закрываются за полчаса до возвращения детей, чтобы помещение успело нагреться до нужной температуры. В процессе проветривания в группе может снизиться температура, но не более, чем на 4 градуса. | 3 раза в день, в отсутствии детей, утром, до прихода детей, во время дневной и вечерней прогулки |
4 | Прогулка на свежем воздухе
| Прогулка 2 раза в день, в любую погоду. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. | Ежедневно, 2 раза в день |
5 | Мытье рук прохладной водой | Умывание прохладной водой (20˚С). В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после прогулки |
6 | Контрастное обливание стоп | Возле поддона ставят два ведра с водой и ковш. В одном ведре вода должна быть горячей 38 градусов, а в другом – 28 градусов. Воспитатель зачерпывает ковшом воду и обливает ноги ребенка, затем насухо вытирает ноги полотенцем. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают ведром с горячей водой, если ребенок здоров – прохладной. | Ежедневно, после сна |
7 | Босохождение, дорожки здоровья | Босохождение следует начинать с 3-4 мин в день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 10-мин. | Ежедневно, после сна |
Схема закаливания во второй младшей группе
№ | Мероприятия |
| Время проведения |
1 | Соблюдение температурного режима | Температура воздуха в группе должна быть: – от 3-х лет до 7 лет: 21˚С до – 23˚С; | В течение дня |
2 | Пребывание детей в облегченной одежде | Одежду и обувь должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов. Облегченная одежда – футболка, шорты, носочки; платье, носочки, гольфы. | В течение дня |
3 | Сквозное проветривание в отсутствии детей | Проводится путем открывания окон или дверей в противоположных концах помещения. Окна или двери закрываются за полчаса до возвращения детей, чтобы помещение успело нагреться до нужной температуры. В процессе проветривания в группе может снизиться температура, но не более, чем на 4 градуса. | 3 раза в день, в отсутствии детей, утром, до прихода детей, во время дневной и вечерней прогулки |
4 | Прогулка на свежем воздухе | Прогулка 2 раза в день, в любую погоду. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. | Ежедневно, 2 раза в день |
5 | Мытье рук прохладной водой | Умывание прохладной водой (20˚С). В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после прогулки |
6 | Закаливание воздушным потоком «Апшерон» | Закаливание осуществляется при температуре воздуха в помещении – 18—20 °С) посредством обдувания детей вентиляторами типа «Апшерон». Вентилятор ставится на стул, на уровне груди ребенка, затем напротив на расстоянии 5 м, располагаются раздетые до трусов дети (из расчета два ребенка на один вентилятор). По команде воспитателя дети поворачиваются лицом или спиной к источнику воздушного потока через каждые 10сек. Деятельность процедур увеличивается постепенно, так же постепенно сокращается расстояние до вентилятора. Ни в коем случае нельзя начинать процедуру в разгоряченном состоянии. Кожа должна быть абсолютно сухой. | Ежедневно, после обеда |
7 | Полоскание рта после еды прохладной водой | Начинать полоскать рот следует теплой водой — 36-33 градуса, через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. (Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям). | Ежедневно, после обеда |
8 | Полоскание рта морской водой | Для профилактики рекомендуют морскую соль. Приготовление раствора осуществляется так: на 1 литр теплой воды – добавить 1 ч.л. соли, перемешать, дать постоять пару минут до полного растворения кристаллов. Начинают эти процедуры при температуре воды +30оС. Температура воды снижается каждые 2 дня на 1оС и доводится до комнатной температуры. | 2 раза в год, осенью и весной, ежедневно после обеда |
9 | Контрастное обливание стоп | Возле поддона ставят два ведра с водой и ковш. В одном ведре вода должна быть горячей 38 градусов, а в другом – 28 градусов. Воспитатель зачерпывает ковшом воду и обливает ноги ребенка, затем насухо вытирает ноги полотенцем. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают ведром с горячей водой, если ребенок здоров – прохладной. | Ежедневно, после сна |
10 | Босохождение, дорожки здоровья | Босохождение следует начинать с 3-4 мин в день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 10-мин. | Ежедневно, после сна |
11 | Занятия в бассейне | Приняв теплый душ, дети заходят в бассейн. После упражнений, игр в воде с плавательными движениями, дети поднимаются с бассейна, принимают теплый душ. Общее пребывание детей в бассейне 15. | 1 раз в неделю |
Схема закаливания в средней группе
№ | Мероприятия | Рекомендации | Время проведения |
1 | Соблюдение температурного режима | Температура воздуха в группе должна быть: – от 3-х лет до 7 лет – 21˚С до – 23˚С; | В течение дня |
2 | Пребывание детей в облегченной одежде | Одежду и обувь должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов. Облегченная одежда – футболка, шорты, носочки; платье, носочки, гольфы. | В течение дня |
3 | Сквозное проветривание в отсутствии детей | Проводится путем открывания окон или дверей в противоположных концах помещения. Окна или двери закрываются за полчаса до возвращения детей, чтобы помещение успело нагреться до нужной температуры. В процессе проветривания в группе может снизиться температура, но не более, чем на 4 градуса. | 3 раза в день, в отсутствии детей, утром, до прихода детей, во время дневной и вечерней прогулки |
4 | Прогулка на свежем воздухе | Прогулка 2 раза в день, в любую погоду. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. | Ежедневно, 2 раза в день |
5 | Мытье рук прохладной водой | Умывание прохладной водой (20˚С). В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после прогулки |
6 | Мытье рук холодной водой до локтей | Воспитанники умываются чистой водой без мыла до локтя. Умывание – вначале водой 20 градусов. В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов.После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после сна. |
7 | Закаливание воздушным потоком «Апшерон» | Закаливание осуществляется при температуре воздуха в помещении – 18—20 °С) посредством обдувания детей вентиляторами типа «Апшерон». Вентилятор ставится на стул, на уровне груди ребенка, затем напротив на расстоянии 5 м, располагаются раздетые до трусов дети (из расчета два ребенка на один вентилятор). По команде воспитателя дети поворачиваются лицом или спиной к источнику воздушного потока через каждые 10сек. Деятельность процедур увеличивается постепенно, так же постепенно сокращается расстояние до вентилятора. Ни в коем случае нельзя начинать процедуру в разгоряченном состоянии. Кожа должна быть абсолютно сухой. | Ежедневно, после обеда |
8 | Полоскание рта после еды прохладной водой | Начинать полоскать рот следует теплой водой — 36-33 градуса, через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. (Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям). | Ежедневно, после обеда |
9 | Полоскание рта морской водой | Для профилактики рекомендуют морскую соль. Приготовление раствора осуществляется так: на 1 литр теплой воды – добавить 1 ч.л. соли, перемешать, дать постоять пару минут до полного растворения кристаллов. Начинают эти процедуры при температуре воды +30оС. Температура воды снижается каждые 2 дня на 1оС и доводится до комнатной температуры. | 2 раза в год, осенью и весной, ежедневно после обеда |
10 | Дневной сон без маек | Дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39С, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 С. | Ежедневно |
11 | Контрастное обливание стоп | Возле поддона ставят два ведра с водой и ковш. В одном ведре вода должна быть горячей 38 градусов, а в другом – 28 градусов. Воспитатель зачерпывает ковшом воду и обливает ноги ребенка, затем насухо вытирает ноги полотенцем. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают ведром с горячей водой, если ребенок здоров – прохладной. | Ежедневно, после сна |
12 | Босохождение, дорожки здоровья | Босохождение следует начинать с 3-4 мин в день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 10-мин. | Ежедневно, после сна |
13 | Занятия в бассейне | Приняв теплый душ, дети заходят в бассейн. После упражнений, игр в воде с плавательными движениями, дети поднимаются с бассейна, принимают теплый душ. Общее пребывание детей в бассейне 20минут. | 2 раза в неделю |
Схема закаливания в старшей группе
№ | Мероприятия | Рекомендации | Время проведения |
1 | Соблюдение температурного режима | Температура воздуха в группе должна быть: – от 3-х лет до 7 лет: 21˚С до – 23˚С; | В течение дня |
2 | Пребывание детей в облегченной одежде | Одежду и обувь должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов. Облегченная одежда – футболка, шорты, носочки; платье, носочки, гольфы. | В течение дня |
3 | Сквозное проветривание в отсутствии детей | Проводится путем открывания окон или дверей в противоположных концах помещения. Окна или двери закрываются за полчаса до возвращения детей, чтобы помещение успело нагреться до нужной температуры. В процессе проветривания в группе может снизиться температура, но не более, чем на 4 градуса. | 3 раза в день, в отсутствии детей, утром, до прихода детей, во время дневной и вечерней прогулки |
4 | Прогулка на свежем воздухе | Прогулка 2 раза в день, в любую погоду. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. | Ежедневно, 2 раза в день |
5 | Мытье рук прохладной водой | Умывание прохладной водой (20˚С). В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после прогулки |
6 | Мытье рук холодной водой до локтей | Воспитанники умываются чистой водой без мыла до локтя. Умывание – вначале водой 20 градусов. В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов.После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после сна. |
7 | Закаливание воздушным потоком «Апшерон» | Закаливание осуществляется при температуре воздуха в помещении – 18—20 °С) посредством обдувания детей вентиляторами типа «Апшерон». Вентилятор ставится на стул, на уровне груди ребенка, затем напротив на расстоянии 5 м, располагаются раздетые до трусов дети (из расчета два ребенка на один вентилятор). По команде воспитателя дети поворачиваются лицом или спиной к источнику воздушного потока через каждые 10сек. Деятельность процедур увеличивается постепенно, так же постепенно сокращается расстояние до вентилятора. Ни в коем случае нельзя начинать процедуру в разгоряченном состоянии. Кожа должна быть абсолютно сухой. | Ежедневно, после обеда |
8 | Полоскание рта после еды прохладной водой | Начинать полоскать рот следует теплой водой — 36-33 градуса, через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. (Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям). | Ежедневно, после обеда |
9 | Полоскание рта морской водой | Для профилактики рекомендуют морскую соль. Приготовление раствора осуществляется так: на 1 литр теплой воды – добавить 1 ч.л. соли, перемешать, дать постоять пару минут до полного растворения кристаллов. Начинают эти процедуры при температуре воды +30оС. Температура воды снижается каждые 2 дня на 1оС и доводится до комнатной температуры. | 2 раза в год, осенью и весной, ежедневно после обеда |
10 | Дневной сон без маек | Дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39С, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 С. | Ежедневно |
11 | Контрастное обливание стоп | Возле поддона ставят два ведра с водой и ковш. В одном ведре вода должна быть горячей 38 градусов, а в другом – 28 градусов. Воспитатель зачерпывает ковшом воду и обливает ноги ребенка, затем насухо вытирает ноги полотенцем. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают ведром с горячей водой, если ребенок здоров – прохладной. | Ежедневно, после сна |
12 | Босохождение, дорожки здоровья | Босохождение следует начинать с 3-4 мин в день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 10-мин. | Ежедневно, после сна |
13 | Занятия в бассейне | Приняв теплый душ, дети заходят в бассейн. После упражнений, игр в воде с плавательными движениями, дети поднимаются с бассейна, принимают теплый душ. Общее пребывание детей в бассейне 25 минут. | 2 раза в неделю |
Схема закаливания в подготовительной группе
№ | Мероприятия | Рекомендации | Время проведения |
1 | Соблюдение температурного режима | Температура воздуха в группе должна быть: – от 3-х лет до 7 лет: 21˚С до – 23˚С; | В течение дня |
2 | Пребывание детей в облегченной одежде | Одежду и обувь должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов. Облегченная одежда – футболка, шорты, носочки; платье, носочки, гольфы. | В течение дня |
3 | Сквозное проветривание в отсутствии детей | Проводится путем открывания окон или дверей в противоположных концах помещения. Окна или двери закрываются за полчаса до возвращения детей, чтобы помещение успело нагреться до нужной температуры. В процессе проветривания в группе может снизиться температура, но не более, чем на 4 градуса. | 3 раза в день, в отсутствии детей, утром, до прихода детей, во время дневной и вечерней прогулки |
4 | Прогулка на свежем воздухе | Прогулка 2 раза в день, в любую погоду. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. | Ежедневно, 2 раза в день |
5 | Мытье рук прохладной водой | Умывание прохладной водой (20˚С). В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после прогулки |
6 | Мытье рук холодной водой до локтей | Воспитанники умываются чистой водой без мыла до локтя. Умывание – вначале водой 20 градусов. В дальнейшем её постепенно снижают до 18-16 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. | Ежедневно, после сна. |
7 | Закаливание воздушным потоком «Апшерон» | Закаливание осуществляется при температуре воздуха в помещении – 18—20 °С) посредством обдувания детей вентиляторами типа «Апшерон». Вентилятор ставится на стул, на уровне груди ребенка, затем напротив на расстоянии 5 м, располагаются раздетые до трусов дети (из расчета два ребенка на один вентилятор). По команде воспитателя дети поворачиваются лицом или спиной к источнику воздушного потока через каждые 10сек. Деятельность процедур увеличивается постепенно, так же постепенно сокращается расстояние до вентилятора. Ни в коем случае нельзя начинать процедуру в разгоряченном состоянии. Кожа должна быть абсолютно сухой. | Ежедневно, после обеда |
8 | Полоскание рта после еды прохладной водой | Начинать полоскать рот следует теплой водой — 33 градуса, через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. (Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям). | Ежедневно, после обеда |
9 | Полоскание рта морской водой | Для профилактики рекомендуют морскую соль. Приготовление раствора осуществляется так: на 1 литр теплой воды – добавить 1 ч.л. соли, перемешать, дать постоять пару минут до полного растворения кристаллов. Начинают эти процедуры при температуре воды +30оС. Температура воды снижается каждые 2 дня на 1оС и доводится до комнатной температуры. | 2 раза в год, осенью и весной, ежедневно после обеда |
10 | Дневной сон без маек | Дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39С, проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 С. | Ежедневно |
11 | Контрастное обливание стоп | Возле поддона ставят два ведра с водой и ковш. В одном ведре вода должна быть горячей 38 градусов, а в другом – 28 градусов. Воспитатель зачерпывает ковшом воду и обливает ноги ребенка, затем насухо вытирает ноги полотенцем. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают ведром с горячей водой, если ребенок здоров – прохладной. | Ежедневно, после сна |
12 | Босохождение, дорожки здоровья | Босохождение следует начинать с 3-4 мин в день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 10-мин. | Ежедневно, после сна |
13 | Занятия в бассейне | Приняв теплый душ, дети заходят в бассейн. После упражнений, игр в воде с плавательными движениями, дети поднимаются с бассейна, принимают теплый душ. Общее пребывание детей в бассейне 30 минут. | 2 раза в неделю |
ЛИТЕРАТУРА:
Опубликовано: 14.08.2022
Чтобы обеспечить наилучшую защиту информации, относящейся к компании, ответственные лица должны, среди прочего, полагаться на усиление защиты системы. Здесь мы объясняем, что это такое.
Повышение безопасности системы, упрощенно говоря, усиление защиты, представляет собой безопасную конфигурацию ИТ-систем. Цель состоит в том, чтобы закрыть бреши в безопасности и принять другие меры для уменьшения поверхностей атаки для кибератак.
Так как конфиденциальная информация компании, а также персональные данные обрабатываются и хранятся в ИТ-системах, используемые системы должны подвергаться специальным мерам защиты.
Повышение безопасности системы — очень эффективная мера безопасности. Он защищает операционную систему, независимо от того, является ли она физической, виртуальной или облачной системой. Это также делает приложения, такие как офисные программы и браузеры, более безопасными, например, от кражи данных.
Обычные операционные системы, такие как Microsoft Windows, Windows Server или Linux, настраиваются производителями для максимально возможной совместимости и максимально широкого набора функций. Поэтому системы оснащены потенциально уязвимыми компонентами.
Другими словами, по умолчанию в операционных системах не применяются ограничительные настройки безопасности. Именно эти часто неиспользуемые и ненастроенные функции злоумышленники, такие как хакеры, часто используют в качестве вектора атаки.
В процессе защиты на уровне сервера или клиента такие уязвимые функции и их открытые интерфейсы отключаются или даже удаляются.
Теоретически есть, но на практике не имеет смысла. Если вы настроите свои операционные системы и приложения настолько строго, что они будут считаться защищенными на 100 %, вы сможете использовать их только очень ограниченно или вообще не использовать.
Это не имеет смысла. Поэтому нужно найти компромисс между безопасностью и удобством использования. Вы можете узнать, насколько хорошо вы справились с этой компрометацией, проверив с помощью AuditTAP.
Оценка риска в отчете AuditTAP показывает, насколько хорошо вы укрепили проверенную систему. Вот пример:
Основные угрозы для незащищенных ИТ-систем:
Как показывают текущие данные (например, Отчет о киберугрозах за 2021 год), многие компании страдают от хакерских атак, кражи данных и шпионажа. Вот почему информационная безопасность и защита системы важны как никогда!
Источник: Отчет о защите от киберугроз за 2021 г., составленный Cyberedge Group / Returus. comМы уже несколько раз исследовали этот вопрос. Среди прочего, мы протестировали два почти идентичных компьютера с Windows 10 — как вы можете прочитать в этой статье. Отличие было только одно – одна система была закалена, другая – нет. Несколько проверок, в том числе с помощью HOLM Security Scanner, показали четкую картину: в усиленной Windows 10 было значительно меньше уязвимостей, чем в «обычной» системе.
Но защита системы — это не только безопасная конфигурация всей операционной системы. Ограничение отдельных служб также может способствовать большей защите данных и конфиденциальности. Например, в ходе теста мы выяснили, что обычная Windows 10 передает многочисленные данные телеметрии в Microsoft.
В защищенной системе этот «радиотрафик» останавливается. Никакие данные телеметрии не попадают в Microsoft.
Все!
Независимо от того, являетесь ли вы индивидуальным предпринимателем, стартапом, компанией среднего размера или группой корпораций: везде ИТ-системы должны быть максимально защищены. Потому что уязвимости могут иметь серьезные последствия для компании любого размера.
Узнайте – с помощью AuditTAP! Бесплатный инструмент автоматически документирует конфигурацию ваших систем и сравнивает их с текущими рекомендациями Microsoft, BSI, DISA, эталонными тестами CIS и другими проверенными стандартами.
Посмотрите, как создать отчет с помощью AuditTAP, в этом видео:
Усиление защиты системы — это технический структурный элемент для уменьшения возможных слабых мест («уязвимостей») ИТ-систем и ИТ-инфраструктур. Бесплатный раздаточный материал от немецкой ассоциации TeleTrust рекомендует, например. следующие меры:
Рекомендуемое чтение: Для получения дополнительных советов ознакомьтесь с этими сообщениями:
TeleTrust сообщает: «Большая часть перечисленных выше мер по усилению безопасности реализуема с помощью технических настроек. Эти настройки можно автоматически распространять на все серверные системы в компании через пакет усиления (например, с помощью скриптов)».
Кроме того, применяется следующее: новые серверные системы должны быть снабжены соответствующей стандартизированной конфигурацией сразу после завершения установки, а исключения из защиты должны управляться централизованно.
Рекомендуем прочитать : В нашем руководстве «Укрепление безопасности серверов Windows: история, меры и советы» вы найдете дополнительную информацию.
Linux или его многочисленные производные иногда разительно отличаются от системы Windows. Поэтому многие из упомянутых здесь советов по усилению защиты системы применимы лишь условно.
Тем не менее, усиление защиты также чрезвычайно важно для системы Linux, особенно в бизнес-среде!
Рекомендуемое чтение: Полезные советы можно найти в нашем руководстве «Усиление защиты Linux: усиление защиты системы для Ubuntu, Debian, Fedora и др. »
Защита ИТ-систем очень сложна, а в случае крупных компаний также очень сложна. Обычно системным администраторам приходится выполнять тысячи настроек вручную, что отнимает много времени. И это связывает много ресурсов, которые нужны где-то еще.
Тем не менее, укреплением системы нельзя пренебрегать ни при каких обстоятельствах! В противном случае возрастает вероятность того, что киберпреступники добьются успеха в своих кибератаках.
Как ИТ-отдел может сократить время, затрачиваемое на укрепление системы? Через автоматику! Самопрограммируемые сценарии гарантируют, что многие процессы защиты системы будут выполняться независимо. Но разработка и настройка кода также требует времени.
Чтобы сократить эти усилия, родилась инициатива #NoCodeHardening. Альянс нескольких ИТ-компаний, в который входит FB Pro GmbH, продвигает автоматизацию защиты системы с помощью специализированных инструментов повышения безопасности. Такие инструменты, как Enforce Administrator, который является частью мощного Enforce Suite.
Администратор Enforce: дополнительная информация
Enforce Suite: загрузка брошюры (PDF)
Наши специалисты с удовольствием проконсультируют и поддержат вас в проведении аудита и усилении защиты ваших ИТ-систем в соответствии с последними стандартами и спецификациями.
Свяжитесь с нами!
Узнайте, как методы укрепления систем помогают защитить ваши сети, оборудование и ценные данные за счет снижения общего профиля угроз.
Кибербезопасность стала одной из самых горячих тем как в мире информационных технологий, так и в мире бизнеса, но эта тема может показаться довольно сложной для среднего владельца бизнеса или руководителя высшего звена. В конце концов, кибербезопасность — сложная тема, и простое понимание нескольких продвинутых протоколов безопасности или набора стандартов соответствия может быть сложной задачей.
К счастью, кибербезопасность — это многоуровневая практика, и мы можем многое понять о защите организации, взглянув на один из уровней прямо на поверхность: системы упрочнения . Повышение безопасности систем закладывает основу для безопасной ИТ-инфраструктуры — это похоже на «уборку дома» перед внедрением всех более совершенных инструментов и протоколов, составляющих общую стратегию безопасности.
О чем пойдет речь в этом посте:
Защита систем относится к инструментам, методам и передовым практикам, используемым для уменьшения поверхности атаки в технологической инфраструктуре, включая программное обеспечение, системы данных и оборудование. Цель укрепления системы — уменьшить общий «профиль угроз» или уязвимых областей системы. Повышение безопасности систем включает в себя методический аудит, идентификацию и устранение потенциальных уязвимостей безопасности во всей организации, часто с упором на настройку различных параметров и конфигураций по умолчанию, чтобы сделать их более безопасными.
Целью повышения безопасности системы является устранение как можно большего количества угроз безопасности. Минимизируя поверхность атаки, злоумышленники имеют меньше способов проникновения или потенциальных плацдармов для инициирования кибератаки.
Поверхность атаки определяется как комбинация всех потенциальных недостатков и лазеек в технологии, которые могут быть использованы. Эти уязвимости обычно включают:
Повышение безопасности систем — важная функция как для обеспечения безопасности, так и для соответствия требованиям, а также важная часть более широкой стратегии информационной безопасности. Наиболее очевидным преимуществом защиты систем является снижение риска кибератак и связанных с ними простоев и штрафных санкций.
С точки зрения безопасности усиление защиты системы является важным приоритетом перед развертыванием или одновременно с развертыванием решений безопасности, таких как инструменты EDR. В конце концов, использовать такие решения на плохо настроенных системах — это все равно, что устанавливать решетки на окнах и камеры видеонаблюдения в доме, но не закрыть заднюю дверь. Независимо от того, насколько продвинутыми могут быть инструменты безопасности, незащищенная система, скорее всего, все еще будет иметь уязвимости, позволяющие обойти эти меры.
Усиление защиты системы необходимо учитывать на протяжении всего жизненного цикла ИТ, от первоначальной установки до настройки, обслуживания и завершения срока службы. Защита систем также обязательна во всех основных системах соответствия, таких как PCI, DSS и HIPAA.
Хотя определение защиты системы применимо ко всей ИТ-инфраструктуре организации, существует несколько подмножеств этой идеи, требующих различных подходов и инструментов.
1) Защита сетиСетевые устройства защищены от несанкционированного доступа к сетевой инфраструктуре. В этом типе защиты уязвимости в управлении устройствами и конфигурациях выявляются и исправляются, чтобы предотвратить их использование злоумышленниками, желающими получить доступ к сети. Хакеры все чаще используют уязвимости в конфигурациях сетевых устройств и протоколах маршрутизации, чтобы установить постоянное присутствие в сети, а не атаковать определенные конечные точки.
2) Защита сервераПроцесс защиты сервера вращается вокруг защиты данных, портов, компонентов, функций и разрешений сервера. Эти протоколы выполняются в масштабе всей системы на аппаратном, микропрограммном и программном уровнях.
3) Защита приложенийЗащита приложений сосредоточена на программном обеспечении, установленном в сети. Важным аспектом усиления защиты приложений, иногда называемого усилением защиты программного обеспечения или усилением защиты программных приложений, является исправление и обновление уязвимостей. Опять же, управление исправлениями посредством автоматизации часто является ключевым инструментом в этом подходе.
Защита приложений также включает обновление или переписывание кода приложения для дальнейшего повышения его безопасности или развертывание дополнительных программных решений безопасности.
4) Защита баз данныхПовышение безопасности баз данных направлено на уменьшение уязвимостей в цифровых базах данных и системах управления базами данных (СУБД). Цель состоит в том, чтобы укрепить репозитории данных, а также программное обеспечение, используемое для взаимодействия с этими данными.
5) Повышение безопасности операционной системыЗащита операционной системы включает в себя защиту общей цели кибератаки — операционной системы (ОС) сервера. Как и в случае с другими типами программного обеспечения, усиление защиты операционной системы обычно включает в себя управление исправлениями, которое может отслеживать и автоматически устанавливать обновления, исправления и пакеты обновлений.
Начните с планирования вашего подхода к укреплению системы. Усиление защиты всей сети может показаться сложной задачей, поэтому создание стратегии, основанной на прогрессивных изменениях, обычно является лучшим способом управления процессом. Приоритизируйте риски, выявленные в вашей технологической экосистеме, и используйте поэтапный подход для устранения недостатков в логическом порядке.
Немедленное исправление и обновление адреса. Автоматизированный комплексный инструмент управления исправлениями необходим для защиты систем. Этот шаг обычно можно выполнить очень быстро, и он будет иметь большое значение для закрытия потенциальных точек входа.
В дополнение к вышесказанному стоит повторить, что поиск и удаление ненужных учетных записей и привилегий во всей вашей ИТ-инфраструктуре является ключом к эффективной защите систем.
И, если есть сомнения, СНГ. Все основные стандарты соответствия, включая PCI-DSS и HIPAA, указывают на CIS Benchmarks как на общепринятую передовую практику. В результате, если ваша организация должна соответствовать одной или нескольким структурам, необходимо придерживаться контрольных показателей CIS. Узнайте больше о контрольных показателях CIS и контрольных показателях CIS.
Пример контрольного списка для защиты системNinjaOne — это мощная и простая в использовании платформа для удаленного мониторинга и управления, которая обеспечивает единое представление обо всех конечных точках в организации, а также все инструменты, необходимые ИТ-командам для улучшения доставки.